План-конспект урока:"Закон Ома для участка цепи"
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему
План-конспект урока "Закон Ома для участка цепи",8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zakon_oma_dlya_uastka_tsepi_8_klass.docx | 61.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока "Закон Ома для участка цепи".
8-й класс.
Цель урока: организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы «Закон Ома для участка цепи».
Задачи:
- в ходе эксперимента установить зависимость силы тока от напряжения (при R= const),силы тока от сопротивления (при U= const);
- сформулировать закона Ома для участка цепи;
- формирование навыков работы с электроизмерительными приборами;
- воспитание чувства коллективизма.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма проведения: исследовательская работа.
Оборудование: 4 источника питания, 8 ползунковых резисторов, 4 ключа, соединительные провода, 4амперметра, 4 вольтметра.
I. Вводно-мотивационный момент.
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Наш урок пройдет в экспериментальной лаборатории, в которой мы проведем опыты и установим закономерности между тремя физическими величинами – напряжением, силой тока и сопротивлением. Немецкий ученый – философ И. Кант сказал так: “Все наше знание начинается с опыта”.
II. Актуализация знаний.
- Назовите три физические величины, с которыми мы имеем дело при сборке любой электрической цепи. (Сила тока, напряжение, сопротивление.)
- Что называется электрическим током? (Упорядоченное движение заряженных частиц.)
- Как выражается сила тока через заряд и время его прохождения?(I =q/t)
- Назовите основную единицу измерения силы тока? (Ампер.)
- Каким прибором измеряют силу тока в цепи? (Амперметр.)
- Способ включения амперметра в цепь? (Последовательно.)
- Что называют напряжением? (Напряжение – это физическая величина, которая характеризует работу электрического тока.)
- Назовите основную единицу измерения напряжения? (Вольт.)
- Каким прибором измеряют напряжение? (Вольтметр.)
- Что называют сопротивлением? (Сопротивление – это свойство проводника ограничивать силу тока в цепи.)
- Назовите основную единицу сопротивления? (Ом.)
- В чем причина сопротивления? (Причиной сопротивления является взаимодействие движущихся электронов с тонами кристаллической решетки.)
- Дана электрическая цепь. Назовите приборы, из которых составлена электрическая цепь. (Источник тока, ключ, амперметр, резистор, вольтметр, реостат.)
- Найдите ошибки. (Амперметр – включается в цепь последовательно, вольтметр параллельно резистору.)
Рис. 1
III. Работа в группах.
Класс делится на группы по 4 человека. Каждая группа получает индивидуальное задание. Результат выполненного задания оформляется группой на плакате. I и II группы устанавливают опытным путем зависимость силы тока от напряжения, при R= const; III и IV группы устанавливают зависимость между силой тока и сопротивлением, при U = const. Затем, каждая группа отчитывается у доски о проделанной работе (один ученик от каждой группы, остальные делают записи в тетрадях).
Индивидуальные задания.
I группа. (II группа)
Цель: Опытным путем установить зависимость силы тока от напряжения при постоянном сопротивлении.
Оборудование: источник тока, амперметр, вольтметр, ключ, спираль проволочная, реостат, соединительные провода.
Ход работы:
1. Собрать схему.
Рис. 2
2. Провести опыт, постепенно увеличивая напряжение. Заполните таблицу:
U,В |
|
|
|
I,А |
|
|
|
3. Проанализируйте результаты (при увеличении напряжения увеличивается или уменьшается сила тока?)
4. Постройте график зависимости I (U).
Рис. 3
5. Сформулируйте вывод (сравнить полученный результат с результатом второй группы).
III группа. (IV группа)
Цель: Опытным путем установить зависимость силы тока и сопротивления при постоянном напряжении.
Оборудование: источник тока, амперметр, вольтметр, ключ, резисторы 1 Ом, 2Ом, 4Ом, реостат.
Ход работы:
1. Собрать схему.
Рис. 4
2. U = const (установить 2В(1В) на вольтметре, с помощью реостата, постоянно поддерживайте его). Заполните таблицу:
R, Ом |
|
|
|
I,А |
|
|
|
3. Проанализируйте полученные результаты (при увеличении сопротивления увеличивается или уменьшается сила тока?)
4. Постройте график.
Рис. 5
5. Сделайте вывод (полученные результаты сравните с результатами четвертой группы).
IV. Формулировка закона.
Подведение итогов работ: I и II группы получили результаты, проанализировали их и пришли к выводу: во сколько раз увеличивается напряжение, приложенное к одному и тому же проводнику, во столько же раз увеличивается сила тока в нем, следовательно, сила тока в проводнике прямо пропорциональна напряжению на концах проводника, I ~ U. III и IV группы получили результаты, проанализировали их и пришли к выводу, что сила тока в проводнике обратно пропорциональна сопротивлению проводника, I~1/ R. Обобщая результаты работы всех групп, делаем выводы: I~U/R, если I= 1А, U=1В, R= 1Ом, то получаем равенство:
Зависимость силы тока от напряжения на концах участка цепи и сопротивления этого участка называется законом Ома.
Формулировка закона Ома: сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению.
Историческая справка (сообщение учащегося). Георг Симон Ом родился 16 марта 1789 года, в семье ремесленника - слесаря. Окончив гимназию, Ом поступил в университет, но скоро бросил учебу и стал школьным учителем математики, занимаясь в промежутках между уроками гальваническими опытами. В 1827 году в своей крохотной лаборатории в Кельне Ом соорудил установку, которая помогла ему прийти к выводу, что электрический ток ведет себя точно так же, как водный поток в наклонном русле: чем больше перепад уровней и свободнее путь, тем поток сильнее. Так же и с током: чем больше электровозбудительная сила батареи и меньше сопротивление току на его пути, тем сила тока больше. Местные физики очень благосклонно отнеслись к результатам работ Ома. Но ни в одной другой стране они известны не были. Профессор прикладной физики Парижской школы искусств и ремесел Клад Серве Пулье в октябре 1831 года сообщил Парижской академии, что открыл количественное соотношение между “электровозбудительной силой”, током и сопротивлением. При этом он не упомянул имени Ома. Но затем вынужден был признать, что читал сочинения Георга Ома. Сам же первооткрыватель закона продолжал оставаться скромным учителем. Лишь в 1833 году он получает место профессора физики в Политехнической школе г. Нюрнберга. В 1849 году, когда Ому уже исполнилось шестьдесят два года, его пригласили, наконец, в Мюнхенский университет на должность эксординарного профессора. И лишь за два года до смерти произвели в ординарные профессоры. Ом был всю жизнь великим тружеником. Через двадцать семь лет после смерти Ома его именем назвали общепринятую единицу сопротивления. Тогда в Мюнхене “дорогому соотечественнику” воздвигли памятник.
V. Устная работа.
Вычислить, применив закон Ома:
U= 20В, R = 10 Ом, I =?
I = 10 А, R = 5 Ом, U =?
I = 5 А , U= 15 В, R =?
VI. Решение вычислительных задач по вариантам.
Решить самостоятельно по вариантам (на листочках).
I в. | II в. | III в. | IV в. |
U= 220 В | I = 30 А | U = 3,5 В | U= 220 В |
R = 50 Ом | R = 0,25 Ом | I = 0,28 А | R = 48,4 Ом |
I =? А | U=? В | R =? Ом | I =? А. |
(Листочки с решением сдаются учителю на проверку, затем решение проверяется.)
VII. Подведение итогов.
- Каждая группа подводит итоги своей работы.
- Выставляются оценки.
- Подводятся итоги урока.
۩ VIII. Домашнее задание: 1 группа [11],№ 777.
2 группа[11], №782.
☺ IX. Рефлексия.
Ученики ставят оценку уроку на листах, в которых они делали вычисления:
- «5» – очень понравилось;
- «4» – я много успел;
- «3» – я успел решить немного задач;
- «2» – все равно я ничего не сумел решить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Закон Ома для участка цепи"
Урок на тему «Закон Ома для участка цепи» проводился на втором курсе. Знание этого закона необходимы в повседневной жизни. На уроке применяются репродуктивно-иллюстративный метод и частично-поис...
План-конспект урока "Закон Ома для участка цепи".
План-конспект урока физики с использованием ЭОР. Базовый учебник Н.М.Шахмаев, А.В.Бунчук.Физика 8 класс....
презентация урока "Закон Ома для участка цепи"
презентация урока "Закон Ома для участка цепи" 8 класс тип урока : урок изучения новой темы...
Карточка учащегося к уроку "Закон Ома для участка цепи. Сопротивление"
Отражен деятельностный подход...
Урок "Закон Ома для участка цепи"
Урок фикики в 8 классе. Урок с использованием ЭОР....
Конспект урока "Закон Ома для участка цепи"
Конспект урока "Закон ома для участка цепи"...
Технологическая карта урока "Закон Ома на участке цепи" 8 класс
Технологические карты уроков....
- Мне нравится (1)