Ассоциативное мышление средство повышения качества образования по физике
презентация к уроку по физике (9, 10, 11 класс)

Чащина Вера Александровна
Правила запоминания формул
—Перед изучением формул необходимо запомнить их содержание и назначение.
—Необходимо выучить символы формул.
—Один из способов гласит, что нужно написать на листочки формулы, с одной стороны формулу, а с другой название закона.
—Нужно стараться запоминать последовательность символов в формуле. Можно для этого использовать аббревиатуры.
—Записать  формулы везде, так чтобы они были на глазах, и запомнились таким образом.
—Записывайте в блокноте формулы разными цветами.
—Попробуйте привязать формулу к вопросам: «Что? Где? Когда?».

Использовать ассоциации.

Ассоциативное мышление – это познавательный процесс, который происходит с помощью образов, возникающих на какой-либо стимул.

—Улучшение воображения.
—Укрепление памяти.
—Увеличение продуктивности.
—Стимуляция работы мозга.
—Облегчение восприятия. Будет легче воспринимать новую информацию, адаптироваться к изменениям.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ассоциативное мышление-средство повышения качества образования по физике МБОУ г. Иркутска СОШ №53 Чащина Вера Александровна Магистр педагогического образования Высшая квалификационная категория Учитель физики Иркутск 2023г

Слайд 2

Запоминание формул — полезная тренировка для памяти Сегодня очень многие школьники и студенты испытывают сложности с тем, чтобы запомнить важные формулы . Порой это приводит к стрессам, нервным срывам, которые приводят к потере сна и проблемам со здоровьем, что отразится на состоянии человека в более взрослом возрасте . Более 200 формул , например для успешной сдачи ЕГЭ по физике нужно знать 187 формул В имеющихся УМК, ОЭР РФ нет средств, для быстрого, системного повторения физических величин. Моя цель на уроке - помочь ученикам запомнить физические формулы, факты, создать для гуманитариев более комфортную атмосферу на уроке, облегчить процесс приобретения и сохранения знаний. Использовать нетрадиционные формы запоминания, литературные минутки, исторические экскурсы, привлекать большое количество ассоциаций и пр.

Слайд 3

Правила запоминания формул Перед изучением формул необходимо запомнить их содержание и назначение. Необходимо выучить символы формул. Один из способов гласит, что нужно написать на листочки формулы, с одной стороны формулу, а с другой название закона. Нужно стараться запоминать последовательность символов в формуле. Можно для этого использовать аббревиатуры. Записать формулы везде, так чтобы они были на глазах, и запомнились таким образом. Записывайте в блокноте формулы разными цветами. Попробуйте привязать формулу к вопросам: «Что? Где? Когда ?». Использовать ассоциации.

Слайд 4

Ассоциативное мышление – это познавательный процесс, который происходит с помощью образов, возникающих на какой-либо стимул. Улучшение воображения. Укрепление памяти. Увеличение продуктивности. Стимуляция работы мозга. Облегчение восприятия. Будет легче воспринимать новую информацию, адаптироваться к изменениям.

Слайд 5

Цель ассоциации(аналогии) помочь ученикам запомнить физические формулы, факты, создать для гуманитариев более комфортную атмосферу на уроке, облегчить процесс приобретения и сохранения знаний. Межпредметные аналогии помогают интегрировать знания. Приблизить предмет к школьнику, перевести правила, теоремы, задачи на язык образов, символов, эмоций. Работа по установлению ассоциаций способствует развитию образной памяти, мышления, воображения.

Слайд 6

Мнемоника – искусство запоминания Принципы мнемотехники базируются: 1) на замене абстрактных понятий на понятия, имеющие образное представление (например, визуальное или аудиальное ); 2) на установлении связей с уже имеющейся в памяти информацией.

Слайд 7

Мнемонический процесс запоминания формул Данный способ подходит людям с гуманитарным складом ума. Он заключается в том, чтобы представить формулу в виде знакомого слова или предложения . Мозг устроен так, что поступающая в него информация может связываться с другой информацией многочисленными связями. Психологи называют их ассоциативными связями (примером могут служить анаграммы, ребусы, весёлые стихотворные «запоминалки»).

Слайд 8

Таблица мнемотических ассоциаций Название Формула Ассоциация Второй закон ньютона 1.ФОМА 2.МА 3.Богатырская сила F равна произведению богатырской массы m на богатырское ускорение a Средняя кинетическая энергия молекул полтора кота или 3/2 кота в мешке Закон Кулона Ку – кА – ре- ку (q 1 – ку, k – ка, εr – ре, q 2 – ку) ЭДС индукции в движущихся проводниках

Слайд 9

Импульс частицы Масса m = p*V Массу мы легко найдем умножив плотность на объем Давление P = pgh 1.Не лезь в воду глубоко В воде давление велико Надавит сверху ро-джи-аш И вдруг концы свои отдашь 2.РОЖА Площадь круга S = π R 2 Запомни милая подруга Пи-эр-квадрат есть площадь круга

Слайд 10

Сила Ампера F = B* i *l* sina Знаменитый Ампер был великим левшой: Он B I l очень сильно, но левой рукой: 1.Федя бил синус ( Федя– F , бил Bil ) 2.Сильный Ампер БИЛ сына Сила Лоренца F = q*B*V sin a F=BVq sina 1.Сила кубовидного сына 2.БВК Формула закона электролиза m=k*i*t Масса кита Скорость молекулы Три кота на мясо Уравнение Менделеева - Клапейрона PV=m/M RT Папа Витя = мама Рита Количество вещества ᶹ = m/M=N/N a Мама Нина

Слайд 11

Порядок планет в Солнечной системе Меркурий, Венера, Земля, Марс,(А пояс астероидов) Юпитер, Сатурн, Уран Нептун (Плутон) Маша Веником Землю Мела А Юра Сидел У Норы Паука Классы звезд OBAFGKM Один бритый англичанин финики жевал, как морковь (Одна Вера Александровна физику ждала, как могла ) Закон Архимеда F= pgv Тело, впёрнутое в воду, Выпирает на свободу Весом выпертой воды Телом, впёрнутым туды . работа А= FS Мне без силы и пути век работы не найти 3закона Ньютона V –const a=0 a=F/m F 1 =-F 2 Не пнешь- не полетит Как пнешь, так и полетит Как пнешь так и получишь Потенциальная энергия тела в однородном электростатическом поле W= qEd слово КЕД

Слайд 12

Первый закон термодинамики Δ U=A+Q Не знает первый закон термодинамики только ДУРАК. ДУРАК расшифровывается Д-дельта,У - U, Р - равно или работа, А это значок работы А, К- тепло ку Q. Так можно запомнить первый закон термодинамики: Дельта U(У) Равно Работа А плюс Q (К) - ДУРАК. Электродвижущая сила E= IR+Ir Ира большая +Ира маленькая При электризации расчески и волос, расческа приобретает «-» заряд Зубцы расчески напоминают минус Катод -минус Количество букв совпадает : катод 5 букв. Минус 5 букв Анод + плюс Анод -4 буквы. Плюс- 4 буквы

Слайд 13

Заполнить таблицу Название величины Обозначение величины Единица измерения путь время Название величины Обозначение величины Единица измерения S t Название величины Обозначение величины Единица измерения м с

Слайд 14

Проверка понимания физического смысла величины Название величины Физический смысл скорость путь время Название величины Физический смысл путь пройденный телом за 1 секунду длина траектории продолжительность движения

Слайд 15

Объединить величины в формулы Название величины Обозначение величины Единица измерения формула скорость V путь S время t Название величины Обозначение величины Единица измерения формула м/с v=S/t м с

Слайд 16

Дроби -Знаменатель («земля» - внизу) Числитель («чистое небо»- вверху) «биссектриса» - это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам. Угол 45о можно начертить без транспортира (на клетчатой бумаге по диагонали клетки) «Правило креста» при решении пропорций ab = cd получаем: a x d= bx c Например уравнение: 6x=3 В подобных случаях многие путают, что на что делить. Запомнить : «то, что без буквы, делить на то, что рядом с буквой».(ИЛИ Отрезать ИЛИ выполнить противоположное (Если было умножение будет деление) x= ИКС - абсцисса (звук с в обоих словах) Y= игрек- ордината (звук р в обоих словах)

Слайд 17

Формула площади круга Запомнит тот, кто мыслит туго: π r (квадрат) – есть площадь круга. Пифагоровы штаны во все стороны равны. Если на картинке величины на одном "этаже" треугольника, то их умножаем. Если на картинке величины на разных этажах, то верхнее делим на нижнее. Запоминаем число дней в месяце

Слайд 18

Все противоположности притягиваются Вспоминаем закон философии: Все противоположности притягиваются.(В жизни в брак вступают мужчина и женщина). Северный и южный магнитный полюс -взаимно притягиваются. Положительный и отрицательный заряд взаимно притягиваются.

Слайд 19

Для развития ассоциативного мышления обучающихся систематически используются задачи, с интересным содержанием . Сурок, что бы зимой выжить без питания, замедляет свое сердцебиение в минуту до 4-х ударов. Определите период колебаний и частоту ударов сердца сурка в активный период и в период спячки. Решение Т=60 с/4=25с

Слайд 20

Задачи способствуют интеграции знаний Срок жизни комаров Комар за 3 мин взмахивает крыльями 108000 раз. Определите частоту колебаний. V=N/t V=108000/180c=600 Гц .

Слайд 22

Запоминалки детей

Слайд 23

Запоминалки-помогайки

Слайд 24

Все вышеизложенные предложенные мной способы рассуждений являются результатом многолетней совместной деятельности учителя и ученика. Возможны другие взгляды и подходы к тем или иным темам, другие ассоциации, иной ход рассуждений. Важно, чтобы учитель не навязывал своих ассоциаций, советовался с учениками, ведь, как уже было сказано, восприятие мира индивидуально. Если дети на уроке предлагают свои варианты запоминания того или иного понятия, это свидетельствует о том, что у них есть интерес к предмету, мотивация к изучению предмета, а самое главное, что у детей развивается способность рассуждать, сравнивать, анализировать. Благодарю за внимание!

Слайд 25

У нас все получится, потому что мы трудимся! Я смогу! Я сумею! У меня получится!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение информационных технологий на уроках физики как средство повышения качества образования.

Можно выделить несколько способов применения компьютера на уроках: - иллюстративный – для демонстрации опыта, схемы, картины, видеофрагмента, исторических сведений и др. - к...

Реализация компетентностного подхода как условие повышения качества образования по физике

Реализация компетентностного подхода как условие повышения качества образования по физике.Слайд 1Учитель физики МОУ СОШ № 44Рубашкина И.В.Слайд 2Содержание: 1 Компетентность учителя.2 Формирование ком...

Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство повышения качества знаний по физике

Данная презентация предназначена для учителей физики, которые должны способствовать вовлечению учащихся в процесс получения знаний, самостоятельно ставить перед собой цели, выдвигать гипотезы, выбират...

ЭЛЕКТРОННЫЕ ЖУРНАЛЫ И ДНЕВНИКИ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ

.        Единое информационное пространство школы – это система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебного процесса: админист...

Отчет по самообразовательной деятельности по теме "Деятельностный подход к преподаванию физики, как средство повышения качества образования"

В данном материале содержатся методические рекомендации по реализации деятельностного подхода для повышения качества образования по физике. Прилагается презентация....

Эксперимент как средство повышения качества образования учащихся на уроках физики

Современный урок физики невозможно представить без физического эксперимента.       Но как бы ни был интересен физический опыт с точки зрения яркости...

Педагогический совет по теме :« Способы повышения учебной мотивации обучающихся, как средство повышения качества образования».

Педагогический совет по теме : Самообразование - одна из форм повышения профессионального образования в деле повышения квалификации, путь к успеху....