Методическая разработка урока физики на тему: "Агрегатные состояния вещества"
методическая разработка по физике (10 класс)

Цели урока: Образовательная: повторение сведений о строении вещества, выявление связи между агрегатным состоянием вещества и внутренней энергией. Развивающая: совершенствование умений самостоятельно делать выводы, активизация мышления. Воспитательная: развитие познавательного интереса к предмету, ориентация учащихся на использование теоретических знаний в жизни и практической деятельности, воспитание чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместной деятельности. Оборудование: доска, мультемидийный проектор, экран. Технологии: игровые, компьютерные (новые информационные), групповые, элементы технологии дифференцированного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_fiziki.docx17.17 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока физики на тему: "Агрегатные состояния вещества"

Цели урока:
Образовательная: повторение сведений о строении вещества, выявление связи
между агрегатным состоянием вещества и внутренней энергией.
Развивающая: совершенствование умений самостоятельно делать выводы,
активизация мышления.
Воспитательная: развитие познавательного интереса к предмету, ориентация
учащихся на использование теоретических знаний в жизни и практической
деятельности, воспитание чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе
совместной деятельности.
Оборудование: доска, мультемидийный проектор, экран.
Технологии: игровые, компьютерные (новые информационные), групповые,
элементы технологии дифференцированного обучения

Ход урока. I. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела, который называется «Изменение агрегатных состояний вещества». Мы вспомним свойства тел, находящихся в разных агрегатных состояниях. И выясним как связана внутренняя энергия с агрегатным состоянием вещества. Запишите тему урока «Агрегатные состояния вещества» Слайд1. И начертите в тетрадях таблицу: слайд2. Я знаю Хочу узнать Узнал II. Повторение материала. Для того чтобы заполнить первый столбик таблицы давайте вспомним особенности строения твердых тел, жидкостей и газов. Класс делится на три группы. Каждой группе выдается набор карточек. На карточках перечислены особенности строения трех состояний и свойства твердых тел, жидкостей и газов. Учащимся каждой группы, необходимо отобрать карточки, относящиеся к тому или иному агрегатному состоянию. ( Работа в группах). Учитель: давайте озвучим, что у вас получилось. Учащиеся: представитель каждой группы перечисляют особенности строения и свойства твердых тел, жидкостей и газов. Учитель: теперь давайте запишем, что мы уже знаем по данной теме в таблицу. А что вы хотите узнать? 3 Учащиеся: возможен ли переход вещества из одного состояния в другое? И если такой переход возможен, то, при каких условиях это происходит? (заполняем второй столбец таблицы). III. Объяснение нового материала. В жизни мы часто наблюдаем переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Слайд3. С поверхности океанов, морей, рек испаряется вода, (слайд4) при охлаждении водяного пара образуются облака, роса, туман, снег, зимой реки и озера замерзают, весной снег и лед тают. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое широко используют в практике. (Слайд5) В металлургии плавят металлы, получают сплавы: чугун, сталь, бронзу, латунь и др. Пар, полученный при нагревании воды, используется на электростанциях в паровых турбинах и для многих других целей. Сжиженными газами пользуются в холодильных установках. Для понимания процессов, происходящих в природе, и умения управлять многими из них необходимо знать, когда, при каких условиях вещество находится в том или ином агрегатном состоянии. Следует изучить свойства каждого из этих состояний, а также знать, при каких условиях происходит переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Рассмотрим, какие возможны переходы вещества из одного состояния в другое и как такие переходы называются. Слайд6 Слайд7. Мы уже знаем, что молекулы одного и того же вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии ничем не отличаются друг от друга. То или иное агрегатное состояние вещества определяется расположением, характером движения и взаимодействия молекул. В газах при атмосферном давлении расстояния между молекулами много больше размера самих молекул. В связи с этим притяжение молекул газа мало. Средняя кинетическая энергия молекул газа вполне достаточна, чтобы совершить работу по преодолению сил молекулярного десублимация сублимация конденсация парообразование кристаллизация плавление ж т г 4 притяжения. Поэтому, если газу не помешают стенки сосуда, его молекулы разлетятся. В жидкостях и твердых телах, плотность которых во много раз больше плотности газа, молекулы расположены ближе друг к другу. Средняя кинетическая энергия их уже недостаточна для того, чтобы совершить работу по преодолению сил молекулярного притяжения. Поэтому молекулы в жидкостях и особенно в твердых телах не могут далеко удаляться друг от друга. Учитель: Давайте вспомним, что такое внутренняя энергия тела? Ученик: Кинетическая энергия всех молекул, из которых состоит тело, и потенциальная энергия их взаимодействия составляют внутреннюю энергию. Слайд8 Учитель: Давайте подумаем, в каком агрегатном состоянии вещество обладает минимальным запасом внутренней энергии? Почему? Ученик: Твердое состояние. Так как кинетическая энергия молекул очень маленькая (молекулы колеблются), следовательно, внутренняя энергия данного твердого агрегатного состояния наименьшая. Учитель: В каком агрегатном состоянии вещество обладает максимальным запасом внутренней энергии? Почему? Ученик: В парообразном состоянии. Молекулы движутся с большими скоростями, обладают большой кинетической энергией, следовательно, внутренняя энергия максимальна. Учитель: А как вы думаете , чем можно сильнее обжечься: кипятком, температурой 1000С или паром той же температуры? Ученик: Паром обжечься можно сильнее, так как его внутренняя энергия больше. А теперь давайте вернемся к нашей таблице и запишем, что же мы узнали нового сегодня. IV. Закрепление. Слайд 9- 13 Учитель: Посмотрите на экран. Какая общая тема этих картин? Учащиеся: Природа. Учитель: Какой вы видите воду на этих картинах? Учащиеся: Снег, лед, ручей, река и др. Учитель: Мы продолжаем разговор об агрегатных состояниях вещества на примере воды, которая волшебным образом может превращаться в зависимости от времени года в снег, лед, пар, иней. У вас на столах лежит таблица. Слайд14 Информация о воде из стихотворений. Устойчиво е агрегатное состояние Переходный процесс Время года Ручей петляет осторожно Жидкое весна Сквозь талый вылинявший снег Твердое и жидкое плавление весна Снег тает Плавление весна 5 Пар восходит от земли Испарение весна Снег лежит Твердое зима Иней Твердое зима И речка подо льдом блестит Твердое зима Снегом, снежною каймой Твердое зима Тучи без конца Жидкое осень Дождик так и льется Жидкое осень Лужи у крыльца Жидкое осень Сейчас я прочитаю стихотворение поэтессы Ольги Меньшиковой. И мы вместе попробуем заполнить несколько строк нашей таблицы. Ручей петляет осторожно Сквозь талый вылинявший снег. Кричат грачи, и невозможно Остановить весны разбег. О каком времени года идет речь? (весна). Какая информация о воде есть в этих строках? (ручей петляет, талый снег). Слайд15. Сейчас я вам зачитаю еще несколько отрывков. Ваша задача – найти в этих строчках информацию о воде, определить устойчивое агрегатное состояние или переходный процесс, скрывающийся за необычным описанием. Слайд 16 -19 1.Вот уж снег последний в поле тает, Теплый пар восходит от Земли, И кувшинчик синий расцветает, И зовут друг друга журавли. А. Толстой 2. Под голубыми небесами, Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит. Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. А.С Пушкин 3.Белая береза под моим окном Принакрылась снегом, точно серебром На пушистых ветках снежною каймой Распустились кисти белой бахромой… С.Есенин 4. Скучная картина! Тучи без конца, Дождик так и льется, Лужи у крыльца; Что же ты рано в гости Осень к нам пришла? Еще просит сердце Света и тепла! А.Н.Плещеев 6 Слайд 20. Давайте посмотрим что у вас получилось? IV. Контроль за усвоением знаний. Учитель: Взяли карточки, лежащие на столе и заполняем (слайд 21). В каждой фразе точки есть, затрудняют всё прочесть. Я хочу вам предложить словом точки заменить. I) Тела, у которых частицы располагаются в определенном порядке, называются … II) Расстояние между двумя молекулами меньше размеров молекул, если вещество находится в … агрегатном состоянии. III) В условиях действия силы тяжести вещество принимает форму сосуда, в котором оно находится, так как притяжение между молекулами не настолько велико, чтобы сохранить свою форму. Это вещество находится в …. агрегатном состоянии. IV) Движение частиц представляет собой колебания около определенных точек (положений равновесия), частицы не могут уйти от этих точек. Вещество находится в ….. агрегатном состоянии. V) Расстояния между молекулами много больше размеров самих молекул, поэтому молекулы слабо притягиваются друг к другу. Вещество находится в … агрегатном состоянии. VI) Молекулы расположены почти вплотную друг к другу, силы взаимодействия удерживают их друг около друга. Вещество находится в … агрегатном состоянии. VII) Вещество заполняет весь предоставленный объем, если находится в … агрегатном состоянии. Проверка тестов (самопроверка): I-кристаллическими; II-жидком; III-жидком; IVтвердом; V-газообразном; VI-твердом. VII-газообразном (Слайд 23). Выставляем оценки: 7 правильных ответов – оценка 5; 5-6 правильных ответов – оценка 4; 3-4 правильных ответов – оценка 3; менее 3 правильных ответов – оценка 2. V. Домашнее задание. Слайд 22 Рефлексия. Итог урока. Слайд 24 7 Научимся любить природу, видеть ее красоту и с успехом объяснять процессы, происходящие в природе. Выглянем в окно, как много тайн хранит природа. Познавайте ее, изучайте ее, преобразуйте ее разумно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока физики "Агрегатные состояния вещества"

Разработка урока физики по теме "Агрегатные состояния вещества" в 8 классе. Урок обобщения и систематизации знаний. УМК: С.В. Громов, Н.А. Родина....

Интегрированный урок (физика+литература) "Изменения агрегатного состояния вещества"

Представленный материал содержит разработку урока  "Изменения агрегатного состояния вещества" для учащихся 8 класса; приложение "Задания учащимся" и презентацию к уроку. Данный урок позволит ваши...

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"Данную разработку рекомендую использовать с презентацией по этой же теме. Презентацию Вы можете найти в моих материалах....

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"Данную разработку рекомендую использовать с презентацией по этой же теме. Презентацию Вы можете найти в моих материалах....

урок физики 8 класс"Агрегатные состояния вещества. Плавление и кристаллизация"

Тема урока: Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических телТип урока: изучение нового материала.Цели урока:Образовательные:  продолжить формирование представлений о ст...

Разработка урока физики по теме "Агрегатное состояние вещества" 8 класс

Разработка урока физики по теме "Агрегатное состояние вещества" 8 класс...