Статья "Здоровьесберегающие технологии на уроках физики"
статья по физике
Статья о применении здоровьесберегающих технологий на уроках физики с конспектами некоторых уроков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodich_razrabotka_kozlovao.n.docx | 377.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Образовательный комплекс «Школа №29 г. Йошкар-Олы» им. Героя Российской Федерации Д.Э. Шаймарданова»
Здоровьесберегающие технологии
на уроках физики
подготовил :учитель физики Козлова О.Н.
Йошкар-Ола
2023г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Урок физики - здоровьесберегающая основа школьного образования.
Глава 2. Здоровьесберегающие технологии в обучении физики.
Глава 3. Здоровьесберегающие уроки физики.
Заключение
Библиография
Приложения
«Все без здоровья – ничто»
Сократ
«Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья»
немецкий философ Артур Шопенгауэр
ВВЕДЕНИЕ
Одной из проблем, которые наиболее ярко обострились в последнее десятилетие, является проблема здоровья населения страны и подрастающего поколения в частности. И эта проблема сейчас действительно очень актуальна. По данным статистики в нашей стране из года в год снижается индекс здоровья и увеличивается общая заболеваемость детей и подростков. Особую тревогу в этом плане вызывает сам характер заболеваний, изменяющийся в сторону хронических неинфекционных: аллергических, сердечно-сосудистых, онкологических, нервно-психических, болезней органов дыхания, зрения, слуха и т.д. В связи с этим существует прямая зависимость будущего школьников от их образовательного и поведенческого уровня, в котором здоровье выделяется как системообразующее звено благополучия, гарант успешности. Обучать здоровью, здоровому образу жизни, вести профилактику вредных привычек можно и нужно. Для этого требуется строить учебный процесс так, чтобы в ходе его реализации расширялись поисково-двигательные, чувственно-эмоциональные возможности каждого учащегося, не иссякал его интерес, не накапливалась усталость и, тем более, стресс и отторжение. В учебно-образовательном процессе, построенном таким образом, учитываются возрастные особенности развития учащихся и сохраняется главный смысл здоровьесберегающих и здоровьеукрепляющих педагогических технологий – формирование здоровой, социально активной личности.
Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования.
По данным Института возрастной физиологии, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования позволяют определить школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
- стрессовая педагогическая тактика;
- несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
- несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
- недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
- провалы в существующей системе физического воспитания;
- интенсификация учебного процесса;
- функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
- частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
- отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.
Важнейшим направлением деятельности школы и учителя, в том числе и учителя физики, является формирование основ здорового образа жизни: разумное сочетание труда и отдыха на уроке, соблюдение правил техники безопасности, санитарно-гигиенического режима; культура общения, борьба с вредными привычками и др. Физика является лидером современного естествознания и фундаментом научно-технического прогресса. В школе физика рассматривается как один из предметов, выполняющих не только познавательную, но также развивающую и воспитательную функции. Этот предмет необходим всем, так как содержит мощный гуманитарный потенциал, дающий возможность развивать мышление, формировать мировоззрение, раскрывать целостную картину мира через основные законы и принципы природы, воспитывать эстетическое чувство и духовность, сохранять здоровье учащихся. Поэтому учитель должен владеть здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ).
По словам профессора Н.К. Смирнова, «Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью обучающимся».
Для достижения заметного здоровьесберегающего результата необходима именно комплексность и системный характер проводимой работы.
Основной целью образовательного учреждения, стремящегося работать в русле педагогики здоровья, должен стать принцип «Не навреди!» (все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя).
А это включает в себя:
- условия обучения (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
- рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
- соответствие учебной и физической нагрузок возрастным возможностям;
- использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности обучающихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.
Проблемы здоровьесбережения на уроках физики и астрономии заключаются в том, что обучающийся устаёт на уроке не от объёма полученных знаний, не от интенсивности урока, а от отсутствия интереса и развития творческой деятельности на уроке, именно развития, так как доказано, что научиться творчески, мыслить можно, но для этого необходимо твёрдое желание научиться этому.
Цель педагога – разжечь желание научиться и постоянно поддерживать его так, чтобы для обучающегося было незаметно время, потраченное на данный урок; помочь ему преодолеть усталость, уныние и неудовлетворённость.
Предмет исследования - здоровьсберегающие технологии на уроках физики.
Структура и объем исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложений и списка использованной литературы.
Цель работы – изучение здоровьесберегающих технологий и рациональная организация учебного процесса, с применением здоровьесберегающих технологий для предотвращения перегрузок, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения школьников физике и астрономии и сохранения их здоровья.
Глава 1. Урок физики - здоровьесберегающая основа школьного образования
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за время обучения в школе, сформировать у него знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
По шкале трудности предметов (по И.Г. Сивкову) физика занимает “почетное” третье место – 9 баллов из 11. По шкале трудности И.Александровой, М. Степановой физика в 9 классе, например, имеет самый высокий ранг трудности. Естественно, что при изучении этого предмета школьникам приходится испытывать значительные интеллектуальные, психоэмоциональные и даже физические нагрузки. Естественно, что перед учителем физики неизбежно встает задача качественного обучения данному предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников.
На уроках физики необходимо поддерживать у школьников интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока, в то же время надо учитывать уровень усталости детей, стараться не причинить вред здоровью.
Безусловно, на уроках физики вопросам сохранения здоровья должно уделяться достаточное внимание. Важно, чтобы дети задумывались о своем здоровье не потому, что к этому призывает учитель или ребенок испытывает недомогание, а дети должны прийти к внутреннему убеждению, пониманию необходимости беречь здоровье и почему это так важно.
Как и многие учителя, я владею приемами, направленными на поддержание здоровья учащихся (проведение сквозного проветривания, гимнастики для глаз, динамических пауз во время урока, индивидуального темпа работы). Но я считаю, что роль физики в сохранении и укреплении здоровья учащихся гораздо более значительна.
Создание адаптивного пространства для каждого отдельного ученика осуществляю через:
- дифференциацию и индивидуализацию обучения;
- использование игровых технологий;
- проектную и коллективную деятельность.
В своей педагогической деятельности я исхожу из концепции творческого развития здоровой личности. Для этого подобрала и активно включаю в программу курса физики задачи и задания здоровьесберегающего характера, осуществляю интеграцию учебной и внеурочной деятельности учащихся, предлагаю решение прикладных задач, способствующих расширению кругозора, усилению интереса к науке физике, включаю в программу вопросы, связанные с физикой человека, что позволяет учащимся продвинуться по пути познания самих себя, лучше понять природу человека и его возможностей.
Глава 2. Здоровьесберегающие технологии в обучении физики
Здоровьесберегающие технологии в обучении физики – это технологии проблемные, игровые, проектные, творческие, поисково-исследовательские. Это и самостоятельный поиск информации, выдвижение гипотез, способов решения задач, разработка проектов, творческих заданий, игры, общение, использование образов, идей, ролей. Без всего этого нет и не будет творчества, интереса и хорошего самочувствия.
Для учителя очень важно правильно организовать урок, т.к. он является основной формой педагогического процесса. От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление. Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок физики исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п. На начальном этапе обучения физике это могут быть игровые задания для обобщения знаний (“паспорта сил”, “физические сказки”, кроссворды, задачи-загадки и т.д.). Для старших классов можно использовать задания фантастического или детективного содержания, также активизирующие творческий потенциал. Задания на обобщение материала могут быть представлены в виде рекламы того или иного физического механизма, прибора, закона или явления. Здесь же можно отметить и прием использования литературных произведений, иллюстрирующих то или иное физическое явление.
В современных условиях гигиеническое обучение и воспитание учащихся приобретает важную роль в деле сохранения здоровья подрастающего поколения, однако оно проводится школах не регулярно и, как правило, лишь на уроках биологии. Между тем проблема гигиенического воспитания учащихся должна решаться комплексно, при изучении практически всех школьных предметов, в том числе и физики.
Преподавая эту науку, рассматриваем влияние многих физических параметров окружающей среды (силы тока, напряжения, влажности, температуры и др.) на организм человека, даем ученикам представление о том, что существуют критические значения этих параметров, превышение которых вредно для здоровья и даже опасно для жизни. Гигиенический аспект физических знаний способствует повышению интереса учащихся к физике, помогает им овладеть важными практическими умениями и навыками, необходимыми в жизни и трудовой деятельности. Вот несколько примеров гигиенических сведений, с которыми знакомим учащихся на уроках физики.
При изучении свойств твердых, жидких и газообразных тел, одновременно с рассмотрением молекулярного строения и физических характеристик воды (текучести, малой сжимаемости, передачи давления по всем направлениям и др.), полезно рассказать ученикам о физических методах очистки питьевой воды (использовании с этой целью отстойников, фильтров и пр.), об устройстве водопровода и качестве воды в нем, о рациональном использовании водных ресурсов, а также о важности соблюдения основных гигиенических требований к питьевой воде, подчеркнув необходимость выполнения гигиенических правил при употреблении воды из природных источников в походах, на экскурсиях, в пионерских лагерях. Они должны знать, что использование воды для питья из открытых водоемов опасно, особенно в весенний и летний периоды, когда на полях применяются удобрения и ядохимикаты, попадающие через грунтовые воды в источники. Каждому школьнику необходимо осознать, что пить некипяченую воду нельзя.
Учебный материал о теплопередаче, процессах нагревания и перехода веществ из одного агрегатного состояния в другое полезно дополнить сведениями о возможности переохлаждения, перегревания организма человека в зимнее или летнее время года в районах резко континентального климата, о роли закаливания, физических свойствах одежды, ее гигиенически правильном использовании, о «микроклимате» классных комнат, жилых помещений (температуре, влажности), необходимости соблюдения гигиенических норм физических параметров и способах поддержания нормальных условий в них.
Излагая материал о взаимных превращениях жидкостей и газов, о свойствах паров, следует подчеркнуть важность с гигиенической точки зрения поддержания норм влажности воздуха в помещении, рассказать о том, что избыток или недостаток паров воды в воздухе может привести к плохому самочувствию человека, различным заболеваниям органов дыхания, порче продуктов.
Изучение физических основ работы тепловых двигателей должно сопровождаться выяснением того вреда окружающей природа, людям, который обусловлен загрязнением воздуха выхлопными газами автотранспорта, а также рассмотрением всех возможных мер, снижающих его негативное воздействие.
Особого внимания заслуживает раздел «Электричество», поскольку существует угроза поражения электрическим током. Гигиенические правила поведения при пользовании электричеством определяются в основном требованиями техники безопасности. Как известно, прохождение тока через тело человека вызывает судорожное сокращение мышц, в том числе осуществляющих дыхание и работу сердца; смерть наступает из-за нарушения нормальной деятельности сердца и легких. Паралич дыхания человека наступает при силе тока 0,1 А, при длительности 3 с - смертельное поражение, которая определяется не только напряжением, но и сопротивлением человеческого тела в момент соприкосновения с электрической цепью.
Школьники должны знать, что при поражении электрическим током могут быть применены два метода оживления организма:
- искусственное дыхание путем ритмического вдувания воздуха из своего рта в рот или нос пострадавшего (10—12 раз в 1 мин);
- поддержание искусственного кровообращения закрытым массажем сердца путем сжатия его мышц ритмическими надавливаниями на переднюю стенку грудной клетки в ее нижней трети (60—70 р. в 1 мин).
Но главное — не допускать поражения, неукоснительно выполняя правила пользования электроприборами: на электрической плитке, следует перед ее включением проверить исправность шнура, поставить ее на огнеупорную подставку (металлическую, асбестовую), а затем ввести штепсельную вилку в отверстия розетки. Лучше всего пользоваться плиткой с закрытой спиралью, эмалированной посудой и не выключать плитки дерганием за шнур.
В теме «Механические колебания. Звук» важно сообщить ученикам о том, как воздействуют на человека музыкальные звуки и шум, об основных источниках шума на производстве и в быту, о допустимых нормах шума, методах его уменьшения. Рассматривая колебания, следует отметить и отрицательное влияние вибрации на здоровье человека, привести примеры, как гигиенические требования воплощаются в конкретных технических антивибрационных устройствах. При изучении законов освещенности и коррекции зрения надо выяснить причины близорукости и дальнозоркости глаза, сообщить об основах гигиены зрения, нормах освещенности, правилах размещения источников света в помещении и т. д.
Опыт показывает, что такое содержание указанных разделов и введение их в программу курса физики привлекает интерес к предмету и дает метапредметные дополнительные знания. Методический анализ различных разделов школьного курса позволили перейти к выводу: все темы курса физики содержат внутренние возможности для формирования понятий о здоровье. Нужна только соответствующая методика преподавания.
Обучая предмету физика, каждый учитель проводит лабораторные работы. При их выполнении учащийся должен соблюдать меры предосторожности с различными приборами. Так как есть возможность не только выхода их из строя, но и можно нанести себе ранение.
Создание благоприятного психологического климата на уроке является одним из важнейших аспектов современного урока. При этом с одной стороны решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка. Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что, в конечном итоге, приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
Глава 3. Здоровьесберегающие уроки физики
В своей работе мы стараюсь использовать следующие пути решения проблемы сохранения здоровья обучающихся:
- использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс (уровневой дифференциации, игровых технологий, индивидуального и развивающего обучения, проблемный метод, метод проектов и т.д.);
- применение активных методов обучения и форм организации познавательной деятельности обучающихся;
- гибкость структуры урока в соответствии не только с целями урока и спецификой учебного материала, но и с особенностями классов;
- создание комфортного психологического климата (сотрудничество и дружелюбие между педагогом и обучающимся снимают стрессовую ситуацию, напряжение, позволяют полнее раскрыться ему);
- создания положительных эмоций на уроке – юмор, доброе слово, обращение к обучающему по имени;
- эмоциональное переживание материала совместное с преподавателем – восхищение ученым, сделавшим открытие; красивое решение задачи, переживание неудач, радость успехам;
- соблюдение САНПиН и правил охраны труда;
- чередование различных видов деятельности на уроке.
На уроках физики и астрономии необходимо поддерживать у обучающихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока, в то же время надо учитывать их уровень усталости, стараться не причинить вред здоровью. Умственная работоспособность учащихся изменяется в течение учебного года, учебной недели и даже учебного часа (на столах есть информация о динамике умственной работоспособности).
1. До начала урока на перемене проверяем подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, учебного оборудования, освещённость, а также при необходимости проветриваем помещение. Профилактика нервного напряжения требует учета характера воздействия цвета на человека. Экспериментальные исследования ученых позволили установить диапазон оптимальных цветов, наиболее благотворно влияющих на человека. Поэтому в кабинете физики используются соответствующие тона. На стенах нет ничего лишнего, что вызывало бы тревогу и раздражение учащихся (на столах есть информация о влиянии основных цветов на работоспособность ученика).
2. Несколько минут на уроках уделяем валеологическим паузам (коротким физическим упражнениям):
3. Четкая организация урока способствует выработке у обучающихся умений планировать, организовывать свою деятельность. Положительным моментом в проведении урока является применение разнообразных форм и методов работы с обучающимися. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы.
4. Нетрадиционно сформулированные вопросы позволяют снять стресс перед проверкой знаний, сосредоточиться и сконцентрировать внимание.
Физический диктант в виде дидактической игры “Веришь – не веришь” (Да-нет).
5. Во время контрольной работы предлагаем ученикам пользоваться шпаргалками (блокнот с формулами, рисунками, схемами и т.д.), это позволяет заметно снять внутреннее напряжение.
8. Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал.
8.1 Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, выделить другим цветом).
8.2 Используем запоминалки.
Например,
Массу мы легко найдём,
Умножив плотность на объём.
Если слово "бац" запомнишь,
Формулу объёма вспомнишь.
V=bac
Цвета спектра: каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
Спектральные классы звёзд: ОBAFGKM – один богатый американец финики жевал как морковь.
9. На уроках стараемся показать связь изучаемого материала с повседневной жизнью.
10. Во внеурочной деятельности используем здоровьесберегающие технологии в рамках:
- научной деятельности (защита проектов)
Тема «Влияние наушников на слух человека»
- проведение викторин, интеллектуальных игр
Игра по физике «Своя игра» для 7 класса
«Космический квест» игра по астрономии для 10 класса
Включение в уроки элементов здоровьесберегающих технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у обучающихся бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усиливает интерес к предметам.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии, которые мы используем на уроках и во внеурочной деятельности способствуют укреплению и сохранению здоровья обучающихся, развивают их творческий потенциал, снимают стресс и повышают интерес к предметам. Педагог постоянно должен заботиться о сохранении психического и физического здоровья обучающихся и повышать устойчивость нервной системы.
Одного мудреца спросили: «Что самое главное в жизни: богатство или слава»?
Мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровье – один из важнейших источников счастья и радости». В заключение хотелось бы напомнить, здоровье нельзя улучшить, его можно только сберечь! Берегите себя.
Заключение
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы будем учить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Прежде всего педагог должен быть примером для своих воспитанников в вопросах здоровьесбережения. Только тогда, когда здоровый образ жизни - это норма жизни педагога, только тогда ученики поверят, и будут принимать педагогику здоровьесбережения должным образом.
В заключении хочется ещё раз сказать: “Заботьтесь о здоровье детей, включайте физкультминутки и динамические паузы, следите за чистотой воздуха в классе, температурным режимом, освещенностью, что прямо влияет на здоровье учеников. Приучайте своих учащихся к здоровому образу жизни. Будьте для них ярким примером”.
При комплексном использовании различных технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья учащихся, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели. Здоровьесберегающие технологии не могут быть вырваны из общей системы образования, они способствую грамотному и рациональному использованию других приемов и средств обучения, развития и воспитания. Основой современной педагогики является не только стремление к максимальному развитию творческих и познавательных способностей каждого отдельного индивидуума, но и забота о воспитании физически и нравственно здорового поколения граждан.
Библиография
- Список основной литературы
1. Береговой Я. Школа угрожает здоровью детей и учителей. Как их защитить?// Народное образование.-2009.-№5
2. Гаврильчук А. Здоровый образ жизни, его принципы и составляющие// ОБЖ.-2010.-№5
3. Деятельность школы и здоровье// Народное образование.-2010.-№2
Ковалько В.И. Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр.-М.:»ВАКО», 2011-(Мастерская учителя).
- Список дополнительной литературы
- Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г. – 480 с.
- Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.
- Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с.
- Безруких М. и др. «Вкусные» уроки - путь к здоровому образу жизни // Народное образование. -2001. - №4.
- Приложение к газете «Первое сентября» 2000 г
3. ИНТЕРНЕТ – ресурсы
1. http://mathematic.su/index.html за страницами учебника
2. htt://festival.1september.ru. http
3. htt ://www.uztest.ru/abstracts/?idabstract=72000. Сайт в помощь учителю математики, руководитель Ким Н.Е.
6 http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.
7 http//1sentemder
Приложение 1
Интегрированный урок физики и биологии с применением здоровьесберегающих технологий.
Глаз и зрение человека.
Цели урока:
Обучающие:
- Обощить знания учащихся о строении глаза человека, функциях его отдельных систем.
- Проанализировать роль оптической системы глаза в получении достоверной информации об окружающем мире.
- Установить причины возникновения нарушений зрения и правила их профилактики.
Развивающие, воспитательные:
- Продолжить формирование умения анализировать информацию, сравнивать, обобщать и систематизировать материал в виде таблиц и схем.
- Продолжить развитие исследовательской культуры.
- Продолжить развитие коммуникативной культуры.
- Продолжить формирование здоровьесберегающего мировоззрения.
План урока:
- Вступление: роль зрения в жизни человека.
- Строение глаза, его оптические характеристики.
- Построение изображения в глазе, характеристика изображения.
- Возможности глаза человека
- Нарушения зрения: виды, причины, коррекция.
- Заключение.
В свое время английский поэт Уильям Блейк подметил:
Посредством глаза, а не глазом
Смотреть на мир умеет разум.
Учитель биологии
Живое существо не имеет более верного и надежного помощника, чем глаз.
Видеть – значит различать окружающее во всех подробностях, значит различать опасность.
Другие органы чувств выполняют то же, но грубее и слабее. Наши слова “поживем – увидим” равносильны тому, что видимость – это достоверность. В этом смысле надо понимать изречение Анаксагора: “Зрение – есть явление невидимого”. Невидимый мир становится реальностью, явлением посредством зрения. Сегодня на уроке мы и будем вести речь о строении глаза, зрении человека.
Учитель физики
а также рассмотрим дефекты зрения и как образуется изображение в глазу человека.
Учитель биологии
Задачи идеального глаза ясны. От каждой точки предмета должно получиться свое, отдельное ощущение. Важна пространственная правильность передачи,мозг должен получить верные сведения о форме, размерах и расстоянии. Для того, чтобы выяснить как глаз человека справляется с этими задачами, давайте вспомним строение глаза и проанализируем его оптические характеристики.
Задание на повторение с самопроверкой
рассмотрим рисунок разреза глазного яблока и найдем соответствие между названиями основных частей глаза и цифрами, их обозначающими (Рисунок1).
№ / № | Основные элементы строения глаза | Функции этих элементов |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. | Склера Роговица Радужная оболочка Зрачок Хрусталик Цилиарная связка Стекловидное тело Сосудистая оболочка Сетчатка Зрительный нерв “Слепое пятно” Центральная ямка | Защищает глаз, обеспечивает его жесткость. Пропускает и преломляет свет. Меняет размеры зрачка, регулирует поступление света в глаз. Отверстие в радужке, через которое проходит свет в глаз. Обеспечивает фокусировку лучей света на сетчатке. Меняет радиус кривизны хрусталика Поддерживает форму глаза, пропускает свет Снабжает кровью сетчатку, препятствует отражению света от внутренних поверхностей глаза Содержит фоторецепторные клетки Проводит импульсы от сетчатки в мозг Место на сетчатке, не обладающее светочувствительностью. Область наибольшей остроты зрения. |
Самопроверка.
Учитель физики. Оптическую систему глаза составляет хрусталик и сетчатка на которой получается изображение . давайте по строим изображение любого предмета на сетчатке глаза.
У доски выполняет построение ученик.
Учитель физики. Дайте характеристику изображения.
Определим фокусное расстояние линзы и докажем, что изображение перевернутое.
Фронтальная работа:Линзы, экран, отверстие в листочке.
Учитель биологии
“Развитие взглядов на теорию зрительного восприятия”.
Возможности глаза человека.
Но как же справляется со своими задачами глаз?
Например, как же человек воспринимает образ предмета в целом?
Давайте более подробно остановимся на этом вопросе.
Сообщение “Движение глаз и восприятие образа”
Почему же глаз при рассматривании большого объекта не видит его в целом, а вынужден обегать все точки его видимой поверхности. Оказывается глаз видит в пределах определенного пространства, так называемого его поля зрения. Что же это за характеристика зрения? Сообщение “Поле зрения глаза человека”
Почему человек может видеть и близко, и далеко расположенные предметы?
Сообщение “Аккомодация”
Практическая работа № 2
Тема исследования: ““Аккомодация глаза”
Цель исследования:
1. Установить назначение аккомодации глаза.
2. Определить пределы аккомодации и расстояние наилучшего зрения.
Оборудование:
1. карандаш
2. книга
3. измерительная лента
Ход исследования
1. Расположить карандаш вертикально на расстоянии 15-20 см от глаза.
2. Смотреть одним глазом то на карандаш, то на какой-нибудь удаленный предмет.
Каким видится удаленный предмет при рассмотрении карандаша и наоборот?
3. Определить положение ближней точки аккомодации. Для этого медленно приближайте к глазу текст книги до тех пор, пока буквы перестанут быть ясно видимыми. Измерьте расстояние от глаза до книги.
4. Определить расстояние наилучшего зрения - расстояние, на котором при чтении глаз испытывает наименьшее напряжение.
5. Если ваше расстояние наилучшего зрения меньше 25 см, определите положение дальней точки.
Вывод:
1. Сделать вывод о способности глаза видеть четко предметы на различных расстояниях. Как достигается эта способность?
2. От чего зависят пределы аккомодации, расстояние наилучшего зрения ?
3. Запишите результаты измерений:
Эти результаты нам позднее потребуются для вычисления оптической силы глаза и очков.
Учитель физики. Остается только восхищаться тем, что природа создала такую сложную и умеющую приспособиться к внешним условиям структуру как человеческий глаз.
Но, к сожалению, не всегда человек обладает хорошим зрением в силу разных причин.
Нарушений зрения очень много, встречаются и комбинации разных заболеваний.
Мы с вами поговорим о наиболее распространенных заболеваниях
Учитель физики. Какие же дефекты зрения самые распространенные? В чем их суть?
Дальнозоркость и близорукость.
Работа по рецепту очков:
Рисунок 4
D = -2,5 дптр Определить дальнюю точку глаза и расстояние наилучшего зрения.
Задачи:
1.если ваше расстояние наилучшего зрения 25 см, то рассчитайте на каком расстоянии вы бы читали книгу в очках с оптической силой - 3 дптр (используйте данные практической работы № 2).
2. если ваше расстояние наилучшего зрения меньше или больше 25 см - рассчитайте оптическую силу необходимых вам очков (используйте данные практической работы № 2).
Физкульт минутка.
Выполним все вместе некоторые из упражнений:
- Зажмурь изо всех сил глаза, а потом открой их. Повтори это 4-6 раз.
- Поглаживай в течение 30 секунд веки кончиками (подушечками) пальцев.
- Делай круговые движения глазами: налево – вверх - направо – вниз — направо – вверх - налево — вниз.
- Вытяни вперед руку. Следи взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом так же медленно отодвигая обратно. Повтори 3 раза.
Для нормального формирования зрения и его сохранение необходимо соблюдать простые правила:
- читать, писать в хорошем освещенном помещении;
- нельзя читать в транспорте, лежа располагать тексты ближе или дальше 30-35 см от глаз;
- очень вредно смотреть на слишком яркий свет;
- чаще бывать на свежем воздухе;
- оберегать глаза от ударов;
- в пищу употребляй витамин А.
Глаз человека – это тонкий и ценный инструмент. Берегите зрение с детства!
Приложение2.
Задачи с элементами здоровьясбережения
Тема «Плотность вещества»
Задача 1
Масса среднего свежего яйца - 58 грамм, а его объем - 53 см3
Определите плотность яйца.
Если яйца долго хранились дома и, при том, не в холодильнике,
то перед употреблением такие яйца желательно опускать в холодную
чистую воду на предмет проверки их свежести. Поясните с точки зрения
физики этот метод определения свежести яйца.
Задача 2
1.Плотность натурального, полезного для здоровья молока не должна быть
ниже 1,027 г/см³ = 1027 кг/м³. Стакан, в который налили молоко имеет
объем 250 см3. Чему должна быть равна масса молока?
Задача 3
Размеры пачки со сливочным маслом: длина - 10.0см, ширина -7.5см и толщина- 2.6см; на пачке написано – масса 180г. Вычислив плотность, определите соответствует ли это масло натуральному? По принятым стандартам она должна составлять 0.91 г/см.куб.
Задача 4
Плотность меда отражает его качество. У доброкачественного меда плотность колеблется в пределах 1.41 – 1,51 г/см3. Чем выше плотность, тем мед лучше и наоборот. Оцените качество меда если масса трехлитровой банки 4,5 кг
Приложение 3.
Тематические физкультминутки.
Инерция: учащиеся становятся пассажирами в автобусе, а учитель-водитель. Учитель демонстрирует резкие повороты в сторону, учащиеся показывают с помощью наклонов туловища, в какую сторону по инерции они отклоняются.
Условия плавания тел: открывая таблицу плотностей учебника, учащимся предлагают встать, если тело данной плотности всплывает в другой, присесть, если тело тонет и сидеть на месте, если тело находится в равновесии в указанной жидкости.
Атмосфера: очень физику мы любим!
Шеей влево, вправо крутим.
Воздух – это атмосфера,
Если правда, топай смело.
В атмосфере есть азот,
Делай вправо поворот.
Так же есть и кислород,
Делай влево поворот,
Воздух обладает массой
Мы попрыгаем по классу.
Найдем давление,
На месте быстро шагом марш!
Чем выше вверх, тем воздух реже,
Друг другу улыбнулись нежно!
Давление: раз, два, три , четыре,
Руки выше, руки шире.
Поворот направо, влево,
Всё мы делаем умело
Одну ногу поднимаем,
Этим площадь уменьшаем.
А давление растёт,
Прыгнем - вовсе пропадёт!
можно вопросами: увеличить давление в 2 раза (встать на одну ногу);
увеличить давление в 100 раз (встать на цыпочки).
Центр тяжести: Сядем, плотно прижав спину к спинке стула и поставив ноги под прямым углом к сидению. А теперь попробуем встать, не наклоняя туловище вперёд. Почему не получается?
Встанем боком к стене, прижав плотно ногу и плечо к стене. Попробуйте поднять вторую ногу, не отрываясь от стены. Почему не получается?
Удержание карандаша в равновесии на острие стержня с помощью ножа.
Агрегатные состояния. Зависимость скорости движения молекул от температуры.
мы - молекулы жидкости (покачиваются на одном месте или прыгают), температура повышается (движения становятся быстрее), температура понижается (молекулы замедляют своё движение).
Атом: прием верю—не верю
Например. Какие утверждения о строении атома верны:
- ядро атома состоит из протонов и электронов,
- сумма чисел протонов и нейронов в атоме называется атомным числом,
- число протонов и электронов в атоме одинаково,
- число нейтронов в атоме равно заряду ядра,
- протоны и нейтроны имеют одинаковый заряд,
6. заряд атома имеет положительное значение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта внедрения блочно-модульной технологии на уроках физики
Обобщение опыта по осуществлению компетентностного подхода на уроках физики через применение блочно-модульной технологии...
Информационные технологии на уроке физики.
В этих методических рекомендациях я делюсь опытом работы с таким компонентом информационных технологий как компьютерные модели курса "Открытая физика 2.5" ч.1 и ч.2 ("Физикон") Предлагаются варианты и...
Применение информационных технологий на уроках физики как средство повышения качества образования.
Можно выделить несколько способов применения компьютера на уроках: - иллюстративный – для демонстрации опыта, схемы, картины, видеофрагмента, исторических сведений и др. - к...
Использование игровых технологий на уроках физики в 7 - 8 классах
Предлагаю несколько заготовок для использования на уроках в качестве изучения нового материала, а так же для обобщающего повторения ранее изученного. Данный материад будет полезен и учителям друг...
Публикация в сборнике 2 Международной ярмарки образовательных технологий по теме "Использование возможностей модульной технологии на уроках физики"
Данный материал раскрывает опыт работы учителя с использованием модульной технологии....
Использование современных образовательных технологий на уроках физики: здоровьесберегающие технологии.
С целью повышения эффективности обучения физике регулярно использую на своих уроках современные образовательные технологии: здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, проблемного обучения, ра...
Выступление на РМО учителей физики Тема «Современные образовательные технологии на уроках физики»
Использование информационных технологий на уроках физики позволяет активизировать визуальный канал восприятия учебной информации, разнообразить сам учебный материал, расширить формы и виды к...