Духовно-нравственное воспитание на уроках физики
статья по физике
Духовность и нравственность – важнейшие составляющие общего образования. Духовно-нравственное воспитание в российской школе является педагогической основой общего образования, необходимой для развития национального самосознания обучающихся и формирования их как свободных и ответственных граждан России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Духовность и нравственность – важнейшие составляющие общего образования. | 18.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание на уроках физики
Шиленкова О.М.
Учитель физики
МАОУ «Школа №187»
Духовность и нравственность – важнейшие составляющие общего образования. Духовно-нравственное воспитание в российской школе является педагогической основой общего образования, необходимой для развития национального самосознания обучающихся и формирования их как свободных и ответственных граждан России. Духовно-нравственное воспитание школьников позволит научить их различать добро и зло, оценивать, что такое хорошо и что такое плохо, воспитывать патриотизм, любовь к Отечеству, семье, вырабатывать собственную жизненную позицию и мировоззрение. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям, жертвами которых, к сожалению, в наше время могут стать подростки.
Как наполнить фактический материал учебной программы значимыми для нравственного и патриотического становления понятиями? Можно сместить акцент с технократического подхода на знакомство со способами получения научных знаний, расширение представлений об этических проблемах научного познания (проблема ответственности ученого за последствия сделанных открытий, проблема выбора средств достижения поставленной научной цели и т.д.), включать в урок исторические материалы, которые позволяют проследить жизненный путь великих ученых и исследователей.
Религиозные представления выдающихся людей (Фарадей, Пастер, Пирогов, Павлов, Королев, Вавиловы, Ньютон, супруги Кюри, Энштейн, Паскаль, Кеплер, Коши, Гаусс и др.) долгое время замалчивались или искажались. А ведь многие из них были не только глубоко религиозными людьми – некоторые из них занимались богословием или иной религиозной деятельностью, считая ее не менее важной, чем занятия наукой. Сейчас об этом можно и нужно говорить. Они верили в свое предназначение и не щадили здоровья, а порой и жизни в стремлении открыть дверь в неизведанное, получить новые данные для науки, необходимые людям.
Например, на уроке «Магнитное поле Земли» можно показать фотоотчет об экспедиции Роберта Скотта к южному магнитному полюсу Земли. Один лишь взгляд на обмороженные, но мужественные и спокойные лица участников экспедиции может рассказать детям больше, чем целый параграф. А 85 лет назад знаменитый перелет Валерия Чкалова, нашего знаменитого земляка, привел в неистовое восхищение всю планету: из России в США через Северный полюс летать даже не мечтали. Но на высоте 3500 м, над Землей Бенкса, лед с лобового стекла летчикам пришлось откалывать финкой… Наш гражданский долг дать возможность обучающимся гордиться своими соотечественниками, а для этого надо давать пищу для размышлений, мотивировать детей к самостоятельному поиску таких фактов и историй.
К открытиям и человеческим качествам знаменитых ученых можно относиться по-разному. Но важно, чтобы учащиеся понимали, что любое открытие завершает кропотливую, многолетнюю деятельность многих ученых. Так, например, при изучении темы «Атмосферное давление», можно опираться на исторические данные о том, как проводил эксперименты французский ученый Блез Паскаль, человек слабого физического здоровья. Только могучая воля подталкивала его к восхождению на гору Пюи де Дом, чтобы доказать падением столбика ртути существование атмосферного давления.
При изучении давления твердых тел можно обратиться к героическим страницам Великой Отечественной Войны и обсудить с учащимися, как в результате напряженной работы советского конструкторского бюро под руководством физиков Благонравова А.И. и Духова Н.Л. был создан танк ИС-2, превосходивший по своим техническим характеристикам «пантеры» и «тигры» врага. Движение тел под углом к горизонту можно превосходно иллюстрировать гвардейским минометом БМ-13, любовно названным в народе «Катюша». Такие патриотические истории не могут не вызвать гордость за научный подвиг наших соотечественников, за достижение такого технического превосходства над фашистскими захватчиками.
В мирное или военное время развивающиеся потребности своего государства заставляли ученых разных стран работать параллельно над одними и теми же проблемами.
Не случайно в названии многих известных законов стоят две фамилии, например, закон Джоуля – Ленца, уравнение Менделеева – Клапейрона. Это говорит о том, что нередко об открытии разные ученые заявляли независимо друг от друга почти одновременно. Джеймс Уатт и Иван Ползунов, Павел Яблочков, Александр Лодыгин и Томас Эдисон, конструкторы летательных аппаратов Александр Можайский и братья Райт, Генрих Герц и Александр Попов…
Однако гордость за свою Родину должна сочетаться с уважением к научной мысли представителей других государств. Мы живем в едином мире, в общем научном пространстве, наш долг воспитать обучающихся, способными понять, что за законами физики стоят живые люди со своими нравственными убеждениями, и они совершали свои открытия для блага всего человечества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики
Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....
Духовно-нравственное воспитание на уроках физики (педагогическое исследование, включающее разработки внеклассного мероприятия "Наука ковала победу"и урока физики"Использование электроэнергии" )
В работе «Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках физики» обозначены некоторые пути решения проблемы духовно-нравственного воспитания школьников на уроках физики, показано,как...
Духовно-нравственное воспитание на уроках физики
(для молодых педагогов)...
Духовно- нравственное воспитание на уроках физики
Одним из главнейших направлений педагогической деятельности учителя является воспитание нравственного, духовно богатого человека....
План по духовно-нравственному воспитанию на уроках физики
Данный план по духовно-нравственному воспитанию на уроках физики составлен на 2013-2014 год....
«Аспекты духовно-нравственного и патриотического воспитания на уроках физики в основной и средней школе
В соответствии с традициями отечественного образования, как заявлено в ФГОС, есть категория «духовно-нравственного воспитания и развития личности». Целью современного образования ста...
О духовно-нравственных аспектах обучения и воспитания на уроках физики
Учебно-методические материалы для использования на уроках физики и ОПК или интегрированных уроков...