спецкурс "Физика в мире профессий"
элективный курс по физике (9 класс)
Учебный курс «Физика в профессиях» может быть интересен ребятам, которые увлекаются физикой, но пока мало представляют себе и будущую профессию и то, какую роль в ней будет играть физика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_fizika_v_mire_professiy.docx | 331.2 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный курс «Физика в профессиях» может быть интересен ребятам, которые увлекаются физикой, но пока мало представляют себе и будущую профессию и то, какую роль в ней будет играть физика. В данном курсе сделана попытка показать использование знаний физики в отдельных областях профессиональной деятельности человека. Программа курса включает в себя вопросы практического применения законов физики в медицине, метеорологии, военной службе, электротехнике, кулинарии. Каждый раздел программы содержит в себе следующие части: теоретический материал, связанные с ним демонстрационный и фронтальный эксперименты, экскурсии. Содержание курса расширяет и углубляет знания учащихся по нескольким разделам физики, это «Механика», «Электрические явления», «Атмосферное давление», «Техника и окружающая среда». При изучении данного курса акцент делается не столько на приобретение дополнительной суммы знаний по физике, сколько на развитие способностей самостоятельно приобретать знания.
В содержание обучения включен метод научного познания, обучение которое осуществляется путем освоения такими его основными элементами как, поиск и анализ информации, наблюдение, измерение, разработка и защита проектов, проведение эксперимента, анализ результатов исследования. Все эти виды деятельности являются ведущими во многих инженерных и технических профессиях, которые взяты за основу курса. Опыт самостоятельного выполнения сначала простых физических экспериментов, затем заданий исследовательского и конструкторского типа позволит либо убедиться в правильности предварительного выбора, либо изменить свой выбор и попробовать себя в каком-то ином направлении.
За основу курса взят принцип деятельностного подхода обучения школьников с учётом принципа вариативности. При использовании групповой работы делается акцент на принцип психологической комфортности.
Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного курса.
Личностные:
• сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
• убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
• готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;
• формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные:
• овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
• понимать различия между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объекта, овладеть универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
• формировать умения воспринимать, перерабатывать и предоставлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную
информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
• приобретать опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
• развивать монологическую и диалогическую речь, уметь выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• осваивать приемы действий в нестандартных ситуациях, овладевать эвристическими методами решения проблем;
• формировать умения работать в группе с выполнением различных социальных ролей,
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные:
• формировать представления о закономерной связи и познании явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других
естественных наук, техники и технологий; о научном мировоззрений как результате изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;
• формировать первоначальные представления о физической сущности явлений природы
(механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество
и поле), движении как способе существования материи; усваивать основные идеи механики,
атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладевать понятийным аппаратом и символическим языком физики;
• приобретать опыт применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимать неизбежность погрешностей любых измерений;
• понимать физические основы и принципы действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических
процессов, влияние их на окружающую среду; осознавать возможные причины техногенных и экологических катастроф;
• осознавать необходимость применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;
• овладевать основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека;
• развивать умение планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;
• формировать представления о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, о загрязнении окружающей среды как следствии несовершенства машин и механизмов.
Содержание тем учебного курса
I. Введение (1час)
Содержание курса и формы работы, система аттестации, инструктаж по технике безопасности.
II. Физика в профессии военного (6 часов)
Механическое движение, инерция, взаимодействие тел, сила, масса, плотность, давление в военной технике. Закон сохранения энергии, закон сохранения импульса в военной технике. Реактивное движение. Комплекс противотанковых управляемых реактивных снарядов, водомётные двигатели десантных машин. Характеристики военной техники - проходимость, подвижность, поворотливость. Характеристики боевых вертолётов и самолётов, скорость и дальность полёта, взлётная масса, максимальная боевая нагрузка.
III. Физика в профессии повара (7 часов)
Энергетическая ценность пищевых продуктов (внутренняя энергия, содержащаяся в продуктах). Различная теплопроводность и различная температура кипения жидкостей (вода, масло). Конвекция, теплопроводность, излучение в приготовлении пищи. Печь-гриль. Испарение и кипение в процессе приготовления пищи. Электропроводность различных жидкостей (чистая, солёная и сладкая вода). Источники тока из овощей и фруктов. Электро- и пожаробезопасность при приготовлении пищи. Тепловое расширение на кухне. Экскурсия в столовую.
IV. Физика в профессии метеоролога (6 часов)
Наблюдения за изменениями атмосферного давления для предсказания погоды. История возникновения термометра и его различные виды. Различные шкалы для измерения температур. Жидкостный барометр и барометр-анероид. Необходимость сведений о погоде людям различных профессий. Насекомые и растения-барометры. Облака и осадки. Атмосферное электричество. Погода по народным приметам. Влажность, её значение в жизни человека.
V. Физика в профессии электрика (6 часов)
Начало изучения электрических явлений. Вредные проявления электризации. Статическое электричество. Заземление, источники тока – первые и современные. Электрическая цепь. Действие электрического тока на человека и электробезопасность. Проводники и изоляторы. Виды соединений потребителей электроэнергии. Провода и их изоляция. Основные элементы электроснабжения. Выключатели и предохранители. Короткое замыкание и перегрузка цепи. История происхождения электрической лампочки, различные типы современных лампочек. Производство и потребление электроэнергии.
VI. Физика в профессии врача (7 часов)
Использование знаний о строении вещества в медицине. Роль диффузных процессов в обмене веществ между организмом и средой, а также между его отдельными частями. Атмосферное давление в медицине. Принцип действия приборов для забора крови, шприца, медицинской банки. Измерение кровяного давления человека. Тонометр. Тепловые процессы в жизнедеятельности человека. Калориметрические измерения в диагностике некоторых заболеваний. Тепловизор. Дефекты зрения. Очки. Оптические приборы: обычные и бинокулярные линзы, лупы, микроскопы, офтальмоскоп (глазное зеркало). Волоконная оптика в диагностике заболеваний ЖКТ. Экскурсия в ФАП.
VII. Создание и защита мини – исследований (1ч)
Календарно-тематическое планирование 9
№ урока | Наименование раздела и тем | Кол-во часов | Дата провед. |
1. | Введение | 1 | |
Физика в профессии военного (6 часов) | |||
2. | Механическое движение, инерция, взаимодействие тел, сила, масса, плотность, давление в военной технике. | 1 | |
3. | Закон сохранения энергии, закон сохранения импульса в военной технике. | 1 | |
4. | Реактивное движение. | 1 | |
5. | Комплекс противотанковых управляемых реактивных снарядов, водомётные двигатели десантных машин. | 1 | |
6. | Характеристики военной техники - проходимость, подвижность, поворотливость. | 1 | |
7. | Характеристики боевых вертолётов и самолётов, скорость и дальность полёта, взлётная масса, максимальная боевая нагрузка. | 1 | |
Физика в профессии повара ( 7 часов) | |||
8. | Энергетическая ценность пищевых продуктов. Различная теплопроводность и различная температура кипения жидкостей. | 1 | |
9. | Конвекция, теплопроводность, излучение в приготовлении пищи. | 1 | |
10. | Печь-гриль. Испарение и кипение в процессе приготовления пищи. | 1 | |
11. | Электропроводность различных жидкостей . Источники тока из овощей и фруктов. | 1 | |
12. | Электро - и пожаробезопасность при приготовлении пищи. | 1 | |
13. | Тепловое расширение на кухне. | 1 | |
14. | Экскурсия в столовую | 1 | |
Физика в профессии метеоролога (6 часов) | |||
15. | Наблюдения за изменениями атмосферного давления для предсказания погоды. | 1 | |
16. | История возникновения термометра и его различные виды. Различные шкалы для измерения температур. | 1 | |
17. | Жидкостный барометр и барометр-анероид. Необходимость сведений о погоде людям различных профессий. | 1 | |
18. | Насекомые и растения-барометры. | 1 | |
19. | Облака и осадки. Атмосферное электричество. Погода по народным приметам. | 1 | |
20. | Влажность, её значение в жизни человека. | 1 | |
Физика в профессии электрика (6 часов) | |||
21. | Начало изучения электрических явлений. Вредные проявления электризации. | 1 | |
22. | Статическое электричество. Заземление, источники тока – первые и современные. | 1 | |
23. | Электрическая цепь. Действие электрического тока на человека и электробезопасность. Проводники и изоляторы. | 1 | |
24. | Виды соединений потребителей электроэнергии. Провода и их изоляция. Основные элементы электроснабжения. | 1 | |
25. | Выключатели и предохранители. Короткое замыкание и перегрузка цепи. | 1 | |
26. | История происхождения электрической лампочки, различные типы современных лампочек. Производство и потребление электроэнергии. | 1 | |
Физика в профессии врача (7 часов) | |||
27. | Использование знаний о строении вещества в медицине. | 1 | |
28. | Роль диффузных процессов в обмене веществ между организмом и средой, а также между его отдельными частями. | 1 | |
29. | Атмосферное давление в медицине. Принцип действия приборов для забора крови, шприца, медицинской банки. Измерение кровяного давления человека. Тонометр. | 1 | |
30. | Тепловые процессы в жизнедеятельности человека. Калориметрические измерения в диагностике некоторых заболеваний. Тепловизор. | 1 | |
31. | Волоконная оптика в диагностике заболеваний ЖКТ | 1 | |
32 | Дефекты зрения. Очки. Оптические приборы: обычные и бинокулярные линзы, лупы, микроскопы, офтальмоскоп (глазное зеркало). | 1 | |
33. | Экскурсия в ФАП | 1 | |
34. | Защита мини – исследований | 1 |
Календарно-тематическое планирование 9Б
№ урока | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Фактическое прохождение материала |
1. | Введение | 1 | 05.09.18 | |
Физика в профессии военного (6 часов) | ||||
2. | Механическое движение, инерция, взаимодействие тел, сила, масса, плотность, давление в военной технике. | 1 | 12.09.18 | |
3. | Закон сохранения энергии, закон сохранения импульса в военной технике. | 1 | 19.09.18 | |
4. | Реактивное движение. | 1 | 26.09.18 | |
5. | Комплекс противотанковых управляемых реактивных снарядов, водомётные двигатели десантных машин. | 1 | 03.10.18 | |
6. | Характеристики военной техники - проходимость, подвижность, поворотливость. | 1 | 10.10.18 | |
7. | Характеристики боевых вертолётов и самолётов, скорость и дальность полёта, взлётная масса, максимальная боевая нагрузка. | 1 | 17.10.18 | |
Физика в профессии повара ( 7 часов) | ||||
8. | Энергетическая ценность пищевых продуктов. Различная теплопроводность и различная температура кипения жидкостей. | 1 | 24.10.18 | |
9. | Конвекция, теплопроводность, излучение в приготовлении пищи. | 1 | 07.11.18 | |
10. | Печь-гриль. Испарение и кипение в процессе приготовления пищи. | 1 | 14.11.18 | |
11. | Электропроводность различных жидкостей . Источники тока из овощей и фруктов. | 1 | 21.11.18 | |
12. | Электро - и пожаробезопасность при приготовлении пищи. | 1 | 28.11.18 | |
13. | Тепловое расширение на кухне. | 1 | 05.12.18 | |
14. | Экскурсия в столовую | 1 | 12.12.18 | |
Физика в профессии метеоролога (6 часов) | ||||
15. | Наблюдения за изменениями атмосферного давления для предсказания погоды. | 1 | 19.12.18 | |
16. | История возникновения термометра и его различные виды. Различные шкалы для измерения температур. | 1 | 26.12.18 | |
17. | Жидкостный барометр и барометр-анероид. Необходимость сведений о погоде людям различных профессий. | 1 | 16.01.19 | |
18. | Насекомые и растения-барометры. | 1 | 23.01.19 | |
19. | Облака и осадки. Атмосферное электричество. Погода по народным приметам. | 1 | 30.01.19 | |
20. | Влажность, её значение в жизни человека. | 1 | 06.02.19 | |
Физика в профессии электрика (6 часов) | ||||
21. | Начало изучения электрических явлений. Вредные проявления электризации. | 1 | 13.02.19 | |
22. | Статическое электричество. Заземление, источники тока – первые и современные. | 1 | 20.02.19 | |
23. | Электрическая цепь. Действие электрического тока на человека и электробезопасность. Проводники и изоляторы. | 1 | 27.02.19 | |
24. | Виды соединений потребителей электроэнергии. Провода и их изоляция. Основные элементы электроснабжения. | 1 | 06.03.19 | |
25. | Выключатели и предохранители. Короткое замыкание и перегрузка цепи. | 1 | 13.03.19 | |
26. | История происхождения электрической лампочки, различные типы современных лампочек. Производство и потребление электроэнергии. | 1 | 20.03.19 | |
Физика в профессии врача (7 часов) | ||||
27. | Использование знаний о строении вещества в медицине. | 1 | 03.04.19 | |
28. | Роль диффузных процессов в обмене веществ между организмом и средой, а также между его отдельными частями. | 1 | 10.04.19 | |
29. | Атмосферное давление в медицине. Принцип действия приборов для забора крови, шприца, медицинской банки. Измерение кровяного давления человека. Тонометр. | 1 | 17.04.19 | |
30. | Тепловые процессы в жизнедеятельности человека. Калориметрические измерения в диагностике некоторых заболеваний. Тепловизор. | 1 | 24.04.19 | |
31. | Волоконная оптика в диагностике заболеваний ЖКТ | 1 | 08.05.19 | |
32 | Дефекты зрения. Очки. Оптические приборы: обычные и бинокулярные линзы, лупы, микроскопы, офтальмоскоп (глазное зеркало). | 1 | 15.05.19 | |
33. | Экскурсия в ФАП | 1 | 22.05.19 | |
34. | Защита мини – исследований | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 10 классе по теме "В мире профессий"
Урок для учащихся 10 класса....
Сценарий профориентационной игры "В мире профессий"
Сценарий и мультимедийная презентация профориентационной игры "В мире профессий" . Данная разработка может быть полезна всем специалистам, занимающимся профориентационной работой в учр...
Сценарий внеклассного мероприятия "В мире профессий"
Помочь обучающимся приобрести знания по основам выбора профессии...
В мире профессий. "Профессия - ветеринар"
В нашей школе каждый год проводится традиционное мероприятие - "Вечер защиты профессий". Каждый класс выбирает свою профессию, ищет материал, готовит конкурс художественной самодеятельности. В 2010 го...
Классный час "В мире профессий" Медицинские профессии
Классный час «В мире профессий»Медицинские профессииРазработка классного часа для 9-11классов. Классный руководитель: Ермакова М.Д.Цель:расширить представление учащихся о профессиях, дать представлени...
СЦЕНАРИЙ ИГРЫ ТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель: Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессий Задачи: 1. Образовательная: Обеспечить средствами самопознания, развивать навыки и умения по целеполаганию и планиров
СЦЕНАРИЙ ИГРЫТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель: Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессийЗадачи:1. Образовательная: Обеспечить средствами ...
СЦЕНАРИЙ ИГРЫ ТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель: Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессий Задачи: 1. Образовательная: Обеспечить средствами самопознания, развивать навыки и умения по целеполаганию и планиров
СЦЕНАРИЙ ИГРЫТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель: Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессийЗадачи:1. Образовательная: Обеспечить средствами ...