спецкурс "Физика в мире профессий"
элективный курс по физике (9 класс)

Хисамова Галина Акмолутдиновна

 

    Учебный  курс «Физика в профессиях» может быть интересен ребятам, которые увлекаются физикой, но пока мало представляют себе и будущую профессию и то, какую роль в ней будет играть физика. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kurs_fizika_v_mire_professiy.docx331.2 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\ПК\Desktop\титульные 22.04.jpg

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Учебный  курс «Физика в профессиях» может быть интересен ребятам, которые увлекаются физикой, но пока мало представляют себе и будущую профессию и то, какую роль в ней будет играть физика. В данном курсе сделана попытка показать использование знаний физики в отдельных областях профессиональной деятельности человека. Программа курса включает в себя вопросы практического применения законов физики в медицине, метеорологии, военной службе, электротехнике, кулинарии. Каждый раздел программы содержит в себе следующие части: теоретический материал, связанные с ним демонстрационный и фронтальный эксперименты, экскурсии. Содержание курса расширяет и углубляет знания учащихся по нескольким разделам физики, это «Механика», «Электрические явления», «Атмосферное давление», «Техника и окружающая среда». При изучении данного курса акцент делается не столько на приобретение дополнительной суммы знаний по физике, сколько на развитие способностей самостоятельно приобретать знания.

  В содержание обучения включен метод научного познания, обучение которое осуществляется путем освоения такими его основными элементами как, поиск и анализ информации, наблюдение, измерение, разработка и защита проектов, проведение эксперимента, анализ результатов исследования.  Все эти виды деятельности являются ведущими во многих инженерных и технических профессиях, которые взяты за основу курса. Опыт самостоятельного выполнения сначала простых физических экспериментов, затем заданий исследовательского и конструкторского типа позволит либо убедиться в правильности предварительного выбора, либо изменить свой выбор и попробовать себя в каком-то ином направлении.

  За основу курса взят принцип деятельностного подхода обучения школьников с учётом принципа вариативности. При использовании групповой работы делается акцент на принцип психологической комфортности.

  Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).

Планируемые результаты освоения учебного курса.

Личностные:

• сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

• убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

• готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;

• формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные:

• овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

• понимать различия между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объекта, овладеть универсальными учебными действиями  на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

• формировать умения воспринимать, перерабатывать и предоставлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную

информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

• приобретать опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

• развивать монологическую и диалогическую речь, уметь выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

• осваивать приемы действий в нестандартных ситуациях, овладевать эвристическими методами решения проблем;

• формировать умения работать в группе с выполнением различных социальных ролей,

представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные:

• формировать представления о закономерной связи и познании явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития  других

естественных наук, техники и технологий; о научном мировоззрений как результате изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;

• формировать первоначальные представления о физической сущности явлений природы

(механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество

и поле), движении как способе существования материи; усваивать основные идеи механики,

атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладевать понятийным аппаратом и символическим языком физики;

• приобретать опыт применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимать неизбежность погрешностей любых измерений;

• понимать физические основы и принципы действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических

процессов, влияние их на окружающую среду; осознавать возможные причины техногенных и экологических катастроф;

• осознавать необходимость применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;

• овладевать основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека;

• развивать умение планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;

• формировать представления о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, о загрязнении окружающей среды как следствии несовершенства машин и механизмов.

Содержание  тем учебного  курса

IВведение (1час)

 Содержание курса и формы работы, система аттестации, инструктаж по технике безопасности.

II. Физика в профессии военного (6 часов)

Механическое движение, инерция, взаимодействие тел, сила, масса, плотность, давление в военной технике. Закон сохранения энергии, закон сохранения импульса в военной технике. Реактивное движение. Комплекс противотанковых управляемых реактивных снарядов, водомётные двигатели десантных машин. Характеристики военной техники - проходимость, подвижность, поворотливость. Характеристики боевых вертолётов и самолётов, скорость и дальность полёта, взлётная масса, максимальная боевая нагрузка.

III.  Физика в профессии повара (7 часов)

Энергетическая ценность пищевых продуктов (внутренняя энергия, содержащаяся в продуктах). Различная теплопроводность и различная температура кипения жидкостей (вода, масло). Конвекция, теплопроводность, излучение в приготовлении пищи. Печь-гриль. Испарение и кипение в процессе приготовления пищи. Электропроводность различных жидкостей (чистая, солёная и сладкая вода). Источники тока из овощей и фруктов. Электро- и пожаробезопасность при приготовлении пищи. Тепловое расширение на кухне. Экскурсия в столовую.

IV. Физика в профессии метеоролога (6 часов)

Наблюдения за изменениями атмосферного давления для предсказания погоды. История возникновения термометра и его различные виды. Различные шкалы для измерения температур. Жидкостный барометр и барометр-анероид. Необходимость сведений о погоде людям различных профессий. Насекомые и растения-барометры. Облака и осадки. Атмосферное электричество. Погода по народным приметам. Влажность, её значение в жизни человека.

 V. Физика в профессии электрика (6 часов)

Начало изучения электрических явлений. Вредные проявления электризации. Статическое электричество. Заземление, источники тока – первые и современные. Электрическая цепь. Действие электрического тока на человека и электробезопасность. Проводники и изоляторы. Виды соединений потребителей электроэнергии. Провода и их изоляция. Основные элементы электроснабжения. Выключатели и предохранители. Короткое замыкание и перегрузка цепи. История происхождения электрической лампочки, различные типы современных лампочек. Производство и потребление электроэнергии.

VI. Физика в профессии врача (7 часов)

Использование знаний о строении вещества в медицине. Роль диффузных процессов в обмене веществ между организмом и средой, а также между его отдельными частями. Атмосферное давление в медицине. Принцип действия приборов для забора крови, шприца, медицинской банки. Измерение кровяного давления человека. Тонометр. Тепловые процессы в жизнедеятельности человека. Калориметрические измерения в диагностике некоторых заболеваний. Тепловизор. Дефекты зрения. Очки. Оптические приборы: обычные и бинокулярные линзы, лупы, микроскопы, офтальмоскоп (глазное зеркало). Волоконная оптика в диагностике заболеваний ЖКТ. Экскурсия в  ФАП.

VII. Создание и защита мини – исследований  (1ч)

Календарно-тематическое планирование 9

№ урока

Наименование раздела и тем

Кол-во часов

Дата провед.

1.

Введение

1

Физика в профессии военного (6 часов)

2.

Механическое движение, инерция, взаимодействие тел, сила, масса, плотность, давление в военной технике.

1

3.

Закон сохранения энергии, закон сохранения импульса в военной технике.

1

4.

Реактивное движение.

1

5.

Комплекс противотанковых управляемых реактивных снарядов, водомётные двигатели десантных машин.

1

6.

Характеристики военной техники - проходимость, подвижность, поворотливость.

1

7.

Характеристики боевых вертолётов и самолётов, скорость и дальность полёта, взлётная масса, максимальная боевая нагрузка.

1

Физика в профессии повара ( 7 часов)

8.

Энергетическая ценность пищевых продуктов. Различная теплопроводность и различная температура кипения жидкостей.

1

9.

Конвекция, теплопроводность, излучение в приготовлении пищи.

1

10.

Печь-гриль. Испарение и кипение в процессе приготовления пищи.

1

11.

Электропроводность различных жидкостей . Источники тока из овощей и фруктов.

1

12.

Электро - и пожаробезопасность при приготовлении пищи.

1

13.

Тепловое расширение на кухне.

1

14.

Экскурсия в столовую

1

Физика в профессии метеоролога (6 часов)

15.

Наблюдения за изменениями атмосферного давления для предсказания погоды.

1

16.

История возникновения термометра и его различные виды. Различные шкалы для измерения температур.

1

17.

Жидкостный барометр и барометр-анероид. Необходимость сведений о погоде людям различных профессий.

1

18.

Насекомые и растения-барометры.

1

19.

Облака и осадки. Атмосферное электричество. Погода по народным приметам.

1

20.

Влажность, её значение в жизни человека.

1

Физика в профессии электрика (6 часов)

21.

Начало изучения электрических явлений. Вредные проявления электризации.

1

22.

Статическое электричество. Заземление, источники тока – первые и современные.

1

23.

Электрическая цепь. Действие электрического тока на человека и электробезопасность. Проводники и изоляторы.

1

24.

Виды соединений потребителей электроэнергии. Провода и их изоляция. Основные элементы электроснабжения.

1

25.

Выключатели и предохранители. Короткое замыкание и перегрузка цепи.

1

26.

История происхождения электрической лампочки, различные типы современных лампочек. Производство и потребление электроэнергии.

1

Физика в профессии врача (7 часов)

27.

Использование знаний о строении вещества в медицине.

1

28.

Роль диффузных процессов в обмене веществ между организмом и средой, а также между его отдельными частями.

1

29.

Атмосферное давление в медицине. Принцип действия приборов для забора крови, шприца, медицинской банки. Измерение кровяного давления человека. Тонометр.

1

30.

Тепловые процессы в жизнедеятельности человека. Калориметрические измерения в диагностике некоторых заболеваний. Тепловизор.

1

31.

Волоконная оптика в диагностике заболеваний ЖКТ

1

32

Дефекты зрения. Очки. Оптические приборы: обычные и бинокулярные линзы, лупы, микроскопы, офтальмоскоп (глазное зеркало).

1

33.

Экскурсия в ФАП

1

34.

Защита мини – исследований  

1

Календарно-тематическое планирование 9Б

№ урока

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Фактическое прохождение материала

1.

Введение

1

05.09.18

Физика в профессии военного (6 часов)

2.

Механическое движение, инерция, взаимодействие тел, сила, масса, плотность, давление в военной технике.

1

12.09.18

3.

Закон сохранения энергии, закон сохранения импульса в военной технике.

1

19.09.18

4.

Реактивное движение.

1

26.09.18

5.

Комплекс противотанковых управляемых реактивных снарядов, водомётные двигатели десантных машин.

1

03.10.18

6.

Характеристики военной техники - проходимость, подвижность, поворотливость.

1

10.10.18

7.

Характеристики боевых вертолётов и самолётов, скорость и дальность полёта, взлётная масса, максимальная боевая нагрузка.

1

17.10.18

Физика в профессии повара ( 7 часов)

8.

Энергетическая ценность пищевых продуктов. Различная теплопроводность и различная температура кипения жидкостей.

1

24.10.18

9.

Конвекция, теплопроводность, излучение в приготовлении пищи.

1

07.11.18

10.

Печь-гриль. Испарение и кипение в процессе приготовления пищи.

1

14.11.18

11.

Электропроводность различных жидкостей . Источники тока из овощей и фруктов.

1

21.11.18

12.

Электро - и пожаробезопасность при приготовлении пищи.

1

28.11.18

13.

Тепловое расширение на кухне.

1

05.12.18

14.

Экскурсия в столовую

1

12.12.18

Физика в профессии метеоролога (6 часов)

15.

Наблюдения за изменениями атмосферного давления для предсказания погоды.

1

19.12.18

16.

История возникновения термометра и его различные виды. Различные шкалы для измерения температур.

1

26.12.18

17.

Жидкостный барометр и барометр-анероид. Необходимость сведений о погоде людям различных профессий.

1

16.01.19

18.

Насекомые и растения-барометры.

1

23.01.19

19.

Облака и осадки. Атмосферное электричество. Погода по народным приметам.

1

30.01.19

20.

Влажность, её значение в жизни человека.

1

06.02.19

Физика в профессии электрика (6 часов)

21.

Начало изучения электрических явлений. Вредные проявления электризации.

1

13.02.19

22.

Статическое электричество. Заземление, источники тока – первые и современные.

1

20.02.19

23.

Электрическая цепь. Действие электрического тока на человека и электробезопасность. Проводники и изоляторы.

1

27.02.19

24.

Виды соединений потребителей электроэнергии. Провода и их изоляция. Основные элементы электроснабжения.

1

06.03.19

25.

Выключатели и предохранители. Короткое замыкание и перегрузка цепи.

1

13.03.19

26.

История происхождения электрической лампочки, различные типы современных лампочек. Производство и потребление электроэнергии.

1

20.03.19

Физика в профессии врача (7 часов)

27.

Использование знаний о строении вещества в медицине.

1

03.04.19

28.

Роль диффузных процессов в обмене веществ между организмом и средой, а также между его отдельными частями.

1

10.04.19

29.

Атмосферное давление в медицине. Принцип действия приборов для забора крови, шприца, медицинской банки. Измерение кровяного давления человека. Тонометр.

1

17.04.19

30.

Тепловые процессы в жизнедеятельности человека. Калориметрические измерения в диагностике некоторых заболеваний. Тепловизор.

1

24.04.19

31.

Волоконная оптика в диагностике заболеваний ЖКТ

1

08.05.19

32

Дефекты зрения. Очки. Оптические приборы: обычные и бинокулярные линзы, лупы, микроскопы, офтальмоскоп (глазное зеркало).

1

15.05.19

33.

Экскурсия в ФАП

1

22.05.19

34.

Защита мини – исследований  

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 10 классе по теме "В мире профессий"

Урок для учащихся 10 класса....

Сценарий профориентационной игры "В мире профессий"

Сценарий  и мультимедийная презентация профориентационной игры "В мире профессий" . Данная разработка может быть полезна всем специалистам, занимающимся профориентационной работой в учр...

Сценарий внеклассного мероприятия "В мире профессий"

Помочь обучающимся приобрести знания по основам выбора профессии...

В мире профессий. "Профессия - ветеринар"

В нашей школе каждый год проводится традиционное мероприятие - "Вечер защиты профессий". Каждый класс выбирает свою профессию, ищет материал, готовит конкурс художественной самодеятельности. В 2010 го...

Классный час "В мире профессий" Медицинские профессии

Классный час «В мире профессий»Медицинские профессииРазработка классного часа для 9-11классов. Классный руководитель: Ермакова М.Д.Цель:расширить представление учащихся о профессиях, дать представлени...

СЦЕНАРИЙ ИГРЫ ТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель: Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессий Задачи: 1. Образовательная: Обеспечить средствами самопознания, развивать навыки и умения по целеполаганию и планиров

СЦЕНАРИЙ  ИГРЫТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель:  Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессийЗадачи:1. Образовательная: Обеспечить средствами ...

СЦЕНАРИЙ ИГРЫ ТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель: Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессий Задачи: 1. Образовательная: Обеспечить средствами самопознания, развивать навыки и умения по целеполаганию и планиров

СЦЕНАРИЙ  ИГРЫТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель:  Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессийЗадачи:1. Образовательная: Обеспечить средствами ...