Рабочая программа по физике 7-9 классы
рабочая программа по физике
рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_7-9_fika_fgos_posledniy_varian_2017_g.doc | 298.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к Основной образовательной программе
основного общего образования МБОУ Лицей №7
Приказ от 01.09. 2011 г. №207
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г. Саяногорск Лицей №7
Рассмотрено на заседании Методического совета Протокол № 1от 22.08.2016 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ Лицей №7 ______________________ Д.А. Даньшин Приказ № 244 от 01.09.2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ФИЗИКА 7-9
Основное общее образование
Разработана на основе примерной программы учебного предмета «Физика»
Составители:
Милюхина М.В., учитель физики
Аннотация к рабочей программе учебного предмета
«Физика-7,8,9»
Рабочая программа по учебному предмету «физика» является составляющей частью Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Лицей №7 (утверждена приказом директора от 01.09.2011 г. № 207).
Рабочая программа составлена на основе следующих документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки от 17.12.2010 №1897 (в ред. от 31.12.2015 № 1577));
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 08.04.2015 г. №1/15).
В соответствии с Учебным планом МБОУ Лицей №7 учебный предмет «Физика» является обязательным для изучения на уровне основного общего образованияв 7-9-х в объеме 2 (3) часа в неделю, относится к предметной области «Естествознания». Рабочая программа рассчитана на 204 (306) часа из расчета продолжительности учебного года 34 недели, при этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме _10%_ от учебных часов. Рабочая программа обеспечивает возможность освоения учебного предмета на уровне среднего общего образования.
Дополнительный недельный час, выделенный из школьного компонента, используется:
- на решение логических и нестандартных задач, на развитие логического мышления, умения действовать в нестандартных ситуациях;
- для формирования навыков самостоятельной работы с теоретическим материалом учебника: умению читать текст, выделению в нем главной мысли, информации для понимания и запоминания, умению задавать вопросы по тексту, составлять план к пункту;
- для формирования грамотной речи учащихся, умению правильно объяснить свои действия и доказывать верность используемых шагов;
- для повторения изученного материала.
Изучение физики в Лицее №7 направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
- Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ занятий.
Рабочая программа составлена
учителями физики Милюхиной М.В.
I. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Физика»
Личностные, метапредметные и общепредметные результаты на разных ступенях совпадают.
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:
- знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
- умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
- умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
- умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
- формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
- развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
- коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Предметными результатами обучения физике в основной школе, на которых основываются общие результаты, являются:
7 класс
- понимание и способность объяснять такие физические явления, как атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;
- умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, массу, силу, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию;
- владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды;
- понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон всемирного тяготения, законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения энергии;
- понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
- овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;
- умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
8 класс
- понимание и способность объяснять такие физические явления, как процессы испарения и плавления вещества, охлаждение жидкости при испарении, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электромагнитная индукция, отражение и преломление света, дисперсия света, возникновение линейчатого спектра излучения;
- умения измерять кинетическую энергию, потенциальную энергию, температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха, силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление, фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;
- владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости объема газа от давления при постоянной температуре, силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала, угла отражения от угла падения света;
- понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца;
- понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
- овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;
- умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
9класс
- понимание и способность объяснять такие физические явления, как свободное падение тел, колебания нитяного и пружинного маятников, электромагнитная индукция, дисперсия света, возникновение линейчатого спектра излучения;
- умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, ускорение, силу, импульс, работу силы, мощность,;
- владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, направления индукционного тока от условий его возбуждения;
- понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса;
- понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
- овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;
- умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
II. Содержание учебного предмета «Физика»
Основное содержание курса «Физика 7-9».
Физика и физические методы изучения природы
Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Измерение физических величин. Международная система единиц. Научный метод познания. Наука и техника.
Демонстрации.
Наблюдения физических явлений: свободного падения тел, колебаний маятника, притяжения стального шара магнитом, свечения нити электрической лампы.
Лабораторные работы и опыты
- Определение цены деления шкалы измерительного прибора.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
Наблюдать и описывать физические явления, высказывать предположения – гипотезы, измерять расстояния и промежутки времени, определять цену деления шкалы прибора.
Механические явления.
Кинематика
Механическое движение. Траектория. Путь — скалярная величина. Скорость — векторная величина. Модуль вектора скорости. Равномерное прямолинейное движение. Относительность механического движения. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения.
Ускорение — векторная величина. Равноускоренное прямолинейное движение. Графики зависимости пути и модуля скорости равноускоренного прямолинейного движения от времени движения. Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение.
Демонстрации:
- Равномерное прямолинейное движение.
- Свободное падение тел.
- Равноускоренное прямолинейное движение.
- Равномерное движение по окружности.
Лабораторные работы и опыты:
- Измерение ускорения свободного падения.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
Рассчитывать путь и скорость тела при равномерном прямолинейном движении. Представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков. Определять путь, пройденный за данный промежуток времени, и скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени. Рассчитывать путь и скорость при равноускоренном прямолинейном движении тела. Определять путь и ускорение движения тела по графику зависимости скорости равноускоренного прямолинейного движения тела от времени. Находить центростремительное ускорение при движении тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.
Динамика
Инерция. Инертность тел. Первый закон Ньютона. Взаимодействие тел. Масса — скалярная величина. Плотность вещества. Сила — векторная величина. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Движение и силы.
Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Центр тяжести.
Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условие плавания тел. Условия равновесия твердого тела.
Демонстрации:
- Сравнение масс тел с помощью равноплечих весов.
- Измерение силы по деформации пружины.
- Третий закон Ньютона.
- Свойства силы трения.
- Барометр.
- Опыт с шаром Паскаля.
- Гидравлический пресс.
- Опыты с ведерком Архимеда.
Лабораторные работы и опыты:
- Измерение массы тела.
- Измерение объема тела.
- Измерение плотности твердого тела.
- Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
- Исследование зависимости удлинения стальной пружины от приложенной силы.
- Исследование зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления.
- Исследование условий равновесия рычага.
- Измерение архимедовой силы.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
Измерять массу тела, измерять плотность вещества. Вычислять ускорение тела, силы, действующей на тело, или массы на основе второго закона Ньютона. Исследовать зависимость удлинения стальной пружины от приложенной силы. Исследовать зависимость силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления. Измерять силы взаимодействия двух тел. Вычислять силу всемирного тяготения. Исследовать условия равновесия рычага. Экспериментально находить центр тяжести плоского тела. Обнаруживать существование атмосферного давления. Объяснять причины плавания тел. Измерять силу Архимеда.
Законы сохранения импульса и механической энергии. Механические колебания и волны.
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Кинетическая энергия. Работа. Потенциальная энергия. Мощность. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия (КПД). Возобновляемые источники энергии.
Механические колебания. Резонанс. Механические волны. Звук. Использование колебаний в технике.
Демонстрации:
- Простые механизмы.
- Наблюдение колебаний тел.
- Наблюдение механических волн.
Лабораторные работы и опыты:
- Измерение КПД наклонной плоскости.
- Изучение колебаний маятника.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
Применять закон сохранения импульса для расчета результатов взаимодействия тел. Измерять работу силы. Вычислять кинетическую энергию тела. Вычислять энергию упругой деформации пружины. Вычислять потенциальную энергию тела, поднятого над Землей. Применять закон сохранения механической энергии для расчета потенциальной и кинетической энергии тела. Измерять мощность. Измерять КПД наклонной плоскости. Вычислять КПД простых механизмов. Объяснять процесс колебаний маятника. Исследовать зависимость периода колебаний маятника от его длины и амплитуды колебаний. Вычислять длину волны и скорость распространения звуковых волн.
Строение и свойства вещества
Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение и взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел.
Демонстрации:
- Диффузия в растворах и газах, в воде.
- Модель хаотического движения молекул в газе.
- Модель броуновского движения.
- Сцепление твердых тел.
- Демонстрация моделей строения кристаллических тел.
- Демонстрация расширения твердого тела при нагревании.
Лабораторные работы и опыты:
Измерение размеров малых тел.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
Наблюдать и объяснять явление диффузии. Выполнять опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения. Объяснять свойства газов, жидкостей и твердых тел на основе атомной теории строения вещества.
Тепловые явления
Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.
Преобразования энергии в тепловых машинах. КПД тепловой машины. Экологические проблемы теплоэнергетики.
Демонстрации:
- Принцип действия термометра.
- Теплопроводность различных материалов.
- Конвекция в жидкостях и газах.
- Теплопередача путем излучения.
- Явление испарения.
- Наблюдение конденсации паров воды на стакане со льдом.
Лабораторные работы и опыты:
- Изучение явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды.
- Исследование процесса испарения.
- Измерение влажности воздуха.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
Наблюдать изменение внутренней энергии тела при теплопередаче и работе внешних сил. Исследовать явление теплообмена при смешивании холодной и горячей воды. Вычислять количество теплоты и удельную теплоемкость вещества при теплопередаче. Наблюдать изменения внутренней энергии воды в результате испарения. Вычислять количества теплоты в процессах теплопередачи при плавлении и кристаллизации, испарении и конденсации. Вычислять удельную теплоту плавления и парообразования вещества. Измерять влажность воздуха. Обсуждать экологические последствия применения двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций.
Электрические явления
Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Напряжение. Конденсатор. Энергия электрического поля.
Постоянный электрический ток. Сила тока. Электрическое сопротивление. Электрическое напряжение. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Закон Ома для участка электрической цепи. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Правила безопасности при работе с источниками электрического тока.
Демонстрации:
- Электризация тел.
- Два рода электрических зарядов.
- Устройство и действие электроскопа.
- Проводники и изоляторы.
- Электростатическая индукция.
- Источники постоянного тока.
- Измерение силы тока амперметром.
- Измерение напряжения вольтметром.
Лабораторные работы и опыты:
- Опыты по наблюдению электризации тел при соприкосновении.
- Измерение силы электрического тока.
- Измерение электрического напряжения.
- Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения.
- Измерение электрического сопротивления проводника.
- Изучение последовательного соединения проводников.
- Изучение параллельного соединения проводников.
- Измерение мощности электрического тока.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
Наблюдать явления электризации тел при соприкосновении. Объяснять явления электризации тел и взаимодействия электрических зарядов. Исследовать действия электрического поля на тела из проводников и диэлектриков. Собирать электрическую цепь. Измерять силу тока в электрической цепи, напряжение на участке цепи, электрическое сопротивление. Исследовать зависимость силы тока в проводнике от напряжения на его концах. Измерять работу и мощность тока электрической цепи. Объяснять явления нагревания проводников электрическим током. Знать и выполнять правила безопасности при работе с источниками тока.
Магнитные явления
Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле. Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на проводник с током.
Электродвигатель постоянного тока.
Электромагнитная индукция. Электрогенератор. Трансформатор.
Демонстрации:
- Опыт Эрстеда.
- Магнитное поле тока.
- Действие магнитного поля на проводник с током.
- Устройство электродвигателя.
- Электромагнитная индукция.
- Устройство генератора постоянного тока.
Лабораторные работы и опыты:
- Сборка электромагнита и испытание его действия.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
Экспериментально изучать явления магнитного взаимодействия тел. Изучать явления намагничивания вещества. Исследовать действие электрического тока в прямом проводнике на магнитную стрелку. Обнаруживать действие магнитного поля на проводник с током. Обнаруживать магнитное взаимодействие токов. Изучать принцип действия электродвигателя.
Электромагнитные колебания и волны.
Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Принципы радиосвязи и телевидения.
Свет — электромагнитная волна. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Плоское зеркало. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Оптические приборы. Дисперсия света.
Демонстрации:
- Свойства электромагнитных волн.
- Принцип действия микрофона и громкоговорителя.
- Принципы радиосвязи.
- Прямолинейное распространение света.
- Отражение света.
- Преломление света.
- Ход лучей в собирающей линзе.
- Ход лучей в рассеивающей линзе.
- Получение изображений с помощью линз.
Лабораторные работы и опыты:
- Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.
- Получение изображений с помощью собирающей линзы.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
Экспериментально изучать явление электромагнитной индукции. Получать переменный ток вращением катушки в магнитном поле. Экспериментально изучать явление отражения света. Исследовать свойства изображения в зеркале. Измерять фокусное расстояние собирающей линзы. Получать изображение с помощью собирающей линзы. Наблюдать явление дисперсии света.
Квантовые явления.
Строение атома. Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Линейчатые спектры. Атомное ядро. Состав атомного ядра. Ядерные силы. Дефект масс. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Методы регистрации ядерных излучений. Ядерные реакции. Ядерный реактор. Термоядерные реакции.
Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций.
Демонстрации:
- Наблюдение треков альфа-частиц в камере Вильсона.
- Устройство и принцип действия счетчика ионизирующих частиц.
- Дозиметр.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
Наблюдать линейчатые спектры излучения. Наблюдать треки альфа-частиц в камере Вильсона. Вычислять дефект масс и энергию связи атомов. Находить период полураспада радиоактивного элемента. Обсуждать проблемы влияния радиоактивных излучений на живые организмы.
Резервное время, повторение материала.
III. Тематическое планирование
7 класс (резерв 2 (5) часов)
Рездел | Часы | Основные понятия | Планируемые результаты | Вид контроля | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
Введение | 4 (5) | предмет физика физические явления, физические тела, материя, вещество, поле, физическая величина, цена деления шкалы, погрешность, измерения, И. Ньютон, Дж. Максвелл, С.П. Королев, Ю.А. Гагарин и др | овладение научной терминологией, наблюдать и описывать физические явления, формирование научного типа мышления, овладение практическими умениями определять цену деления прибора, оценивать границы погрешностей результатов, формирование убеждения в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей, коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования | формирование учебно-познавательного интереса к новому материалу, способам решения новой задачи, формирование умений работы с физическими величинами, целеполагание, планирование пути достижения цели, формирование умений работы с физическими приборами, формулировать выводы по данной л.р., основы прогнозирования, аргументировать свою точку зрения | осознание важности изучения физики, проведение наблюдения, формирование познавательных интересов, убежденность в возможности познания природы, осуществлять взаимный контроль, устанавливать разные точки зрения, принимать решения, работать в группе, развитие внимательности, осуществлять расширенный поиск информации, формирование ценностных отношений друг к другу и учителю, авторам открытий и изобретений | Фронтальный опрос, контрольная работа, самостоятельная работа, физический диктант, тест, лабораторная работа |
Первоначальные сведения о строении вещества | 6 (8) | материальность объектов и предметов; молекула; атомы; метод рядов; диффузия; хаотичное движение; взаимное притяжение отталкивание; капиллярность; смачивание; несмачивание; объем; форма тела; кристаллы | участвовать в дискуссии; кратко и точно отвечать на вопросы; использовать справочную литературу и другие источники информации; овладение умением пользования методом рядов при измерении размеров малых тел; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; получение представления о размерах молекул; выдвигать постулаты о причинах движения молекул; описывать поведение молекул в конкретной ситуации; овладение знаниями о взаимодействии молекул; создание модели строения твердых тел, жидкостей, газов | понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения; овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов; самостоятельно контролировать свое время; адекватно оценивать правильность своих действий; вносить коррективы развитие монологической и диалогической речи; умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; анализировать свойства тел освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем | устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение; соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения; развитие внимательности собранности и аккуратности объяснять явления, процессы происходящие в твердых телах, жидкостях и газах; убедиться в возможности познания природы наблюдать, описывать строение конкретных тел мотивация образовательной деятельности | Фронтальный опрос, контрольная работа, самостоятельная работа, физический диктант, тест, лабораторная работа |
Взаимодействие тел | 21 (33) | относительность механическое движение, состояние покоя, тело отсчета, материальная точка, траектория, пройденный путь, равномерное неравномерное, скорость, путь, время, скалярная величина, векторная величина, средняя скорость, графики зависимости скорости и пути от времени, действие другого тела, инерция, Г. Галилей, взаимодействие, изменение скорости, более инертно, менее инертно, инертность, масса тела, миллиграмм, грамм, килограмм, тонна, рычажные весы, разновесы, измерительный цилиндр, отливной стакан, миллилитр, см³ м³ дм³, плотность, ρ, длина, ширина, высота, деформация, сила, модуль, направление, точка приложения, ньютон, всемирное тяготение, сила тяжести, сила упругости, Роберт Гук, Дельта, жесткость, упругая деформация, вес тела, опора, подвес, динамометр, равнодействующая сила, трение, сила трения, трение скольжения, трение качения, трение покоя, пластина, центр тяжести, подшипники, вкладыши, ролики | формирование представлений о механическом движении тел и его относительности; представить результаты измерения в виде таблиц, графиков; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; обеспечения безопасности своей жизни; на основе анализа задач выделять физические величины, формулы, необходимые для решения и проводить расчеты; применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний; формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий, результатам обучения; формирование умения выделять взаимодействие среди механических явлений; объяснять явления природы и техники с помощью взаимодействия тел; овладение навыками работы с физическим оборудованием; формирование умения сравнивать массы тел выяснение физического смысла плотности; формирование умений наблюдать, делать выводы, выделять главное, планировать и проводить эксперимент; выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы; понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений; | приобретение опыта анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач; адекватно реагировать на нужды других, планировать исследовательские действия, оформлять результаты измерений, расчетов; формирование эффективных групповых обсуждений, развитие умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения развитие монологической и диалогической речи; овладение универсальными учебными действиями для объяснения известных фактов; освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем; структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; формирование умения давать определение понятиям; анализировать свойства тел; формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию; осуществлять взаимный контроль, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; формулировать и осуществлять этапы решения задач; овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности; умениями предвидеть возможные результаты своих действий; приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации; понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения | овладение средствами описания движения, провести классификацию движений по траектории и пути формировать умения выполнять рисунки, аккуратно и грамотно делать записи в тетрадях; соблюдение техники безопасности; ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения; развитие внимательности собранности и аккуратности; развитие межпредметных связей; формирование умения определения одной характеристики движения через другие; формировать умение наблюдать и характеризовать физические явления, логически мыслить; развитие умений и навыков применения полученных знаний для решения практических задач повседневной жизни; коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования; сформированность познавательных интересов и интеллектуальных способностей учащихся; формирование ценностных отношений к результатам обучения; определить силы, возникающие при деформации; закрепление навыков работы с динамометром и шкалой прибора; | Фронтальный опрос, контрольная работа, самостоятельная работа, физический диктант, тест, реферат, лабораторная работа |
Давление твердых тел, жидкостей и газов | 24 (29) | Давление, сила давления , площадь поверхности, Блез Паскаль, Паскаль, давление газа, закон Паскаля, столб жидкости, уровень, глубина, сообщающиеся сосуды, поверхность однородной жидкости, фонтаны, шлюзы, водопровод, сифон под раковиной, атмосфера, атмосферное давление, Торричелли, столб ртути, мм рт. ст., ртутный барометр, магдебургские полушария, анероид, нормальное атмосферное давление, высотомеры, трубчатый манометр, жидкостный манометр, поршневой жидкостный насос, гидравлический пресс, вес жидкости, закон Архимеда, тело тонет, тело плавает, тело всплывает, парусный флот, пароход, осадка корабля, ватерлиния, водоизмещение, подводные суда, ареометр, аэростат, стратостат, подъемная сила | умения пользоваться методами научного; исследования явлений природы, проводить наблюдения; участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы; использовать справочную литературу; овладение навыками работы с физическим оборудованием; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений; выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы; умения применять теоретические знания по физике на практике; решать физические задачи на применение полученных знаний; применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств; коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования; формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания;обеспечения безопасности своей жизни, охраны окружающей среды | формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах; анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию; освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем; развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; приобретение опыта самостоятельного расчета физических величин структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность событий; формулировать и осуществлять этапы решения задач; овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов; овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий; прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей; овладение универсальными учебными действиями для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез | умение отличать явление от физической величины, давление от силы; формирование ценностных отношений друг к другу, учителю; отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры; соблюдать технику безопасности выяснить способы измерения давления в быту и технике; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода; уважение к творцам науки и техники; убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества;развитие навыков устного счета применение теоретических положений и законов; сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; проверить справедливость закона Архимеда; | Фронтальный опрос,контрольная работа, самостоятельная работа, физический диктант, тест, реферат, лабораторная работа |
Работа и мощность. Энергия | 11 (16) | механическая работа, джоуль, мощность, ватт, рычаг - блок, ворот, наклонная плоскость – клин, винт, плечо силы, точка опоры, выигрыш в силе, момент сил, проигрыш в пути, работа полезная, работа полная, КПД, энергия, изменение энергии, потенциальная энергия, кинетическая энергия, превращение энергии, | участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу; формирование неформальных знаний о понятиях простой механизм, рычаг; умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств; умения и навыки применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни; овладение навыками работы с физическим оборудованием; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; подтверждение на опыте правила моментов сил; выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы; развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез; оценивать границы погрешностей результатов измерений; наблюдать превращение одного вида энергии в другой; объяснять переход энергии от одного тела к другому | адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности; формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; овладение универсальными учебными действиями для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач; формулировать и осуществлять этапы решения задач овладение основами реализации проектно-исследовательской деятельности; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; овладение основами реализации проектно-исследовательской деятельности овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий; | развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода; уважение к творцам науки и техники; соблюдать технику безопасности, отработает навыки обращения с лабораторным оборудованием на практике убедится в истинности правил моментов; формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения; практическое изучение свойств простых механизмов; осознание важности физического знания; формирование ценностных отношений к результатам обучения | Фронтальный опрос, контрольная работа, самостоятельная работа, физический диктант, тест, реферат, лабораторная работа |
Повторение | (6) | повторение материала за курс физики 7 класса | умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний; | давать определение понятиям; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать | систематизация изученного материала осознание важности физического знания | Контрольная работа |
8 класс (резерв 7 (7) часа)
Раздел | Часы | Основные понятия | Планируемые результаты | Вид контроля | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
Тепловые явления | 20 (29) | Температура, тепловое равновесие, тепловое движение, кинетическая и потенциальная энергия, внутренняя энергия, совершение работы, теплопередача, теплопроводность конвекция (искусственная и естественная), излучение, количество теплоты, масса, удельная теплоемкость, Джоуль, разность температур, масса, температура, сгорание топлива, энергия сгорания топлива, закон сохранения механической энергии, закон сохранения и превращения энергии в природе, агрегатные состояния вещества, молекулярное строение, кристаллизация и плавление, графическое представление тепловых процессов, удельная теплота плавления, парообразование и конденсация, испарение, кипение, температура кипения, абсолютная влажность, давление, относительная влажность, приборы для измерения влажности, цена деления, погрешность измерения, психрометрическая таблица. Кипение и конденсация, температура кипения, удельная теплота парообразования, уравнение теплового баланса, двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель, паровая турбина, нагреватель, холодильник, КПД теплового двигателя, работа газа при расширении, фазовый переход, закон сохранения энергии в тепловых процессах. | умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний; умение различать виды энергии, измерять температуру, анализировать взаимное превращение различных видов энергии; умение приводить примеры изменения внутренней энергии путем совершения работы, теплообмена; различать эти способы; умение различать виды теплопередачи, знать их особенности; участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации; овладение умением пользования методом рядов при измерении размеров малых тел самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; получение представления о размерах молекул; понимать физический смысл удельной теплоемкости; использовать формулу количества теплоты, количественный анализ зависимости Q от массы, разности температур и рода вещества; измерение температуры, перевод единиц измерения в систему СИ; формирование представлений о сохранении и превращении энергии; расчет количества теплоты, выделяющегося при полном сгорании топлива; понимание и способность объяснять явления плавления и кристаллизации, их графическое представление; Понимание физического смысла удельной теплоты плавления, решение простейших количественных задач, анализ взаимосвязи между количеством теплоты, необходимой для плавления, массой тела и его удельной теплотой плавления; уметь объяснять причины парообразования и конденсации, изменение внутренней энергии в этих процессах; умение рассчитывать влажность воздуха; понимание принципа действия теплового двигателя, безопасное использование; понимание принципа действия паровой турбины, овладение математическими расчетами; | строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать; закрепление умений измерять физические величины, умение работать с текстовой информацией; умение работать с текстом, анализировать результаты опытов, использование информационных ресурсов (презентации); понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов; овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний; анализировать виды теплообмена, встречающиеся в природе и технике, умения приводить свои примеры; развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; умение работать с буквенными выражениями; развитие умений работать с таблицами, количественные расчеты, использование округления в физике; освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем; овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий; умение систематизировать знания в виде таблицы; умение пользоваться информационными ресурсами (интернет) | систематизация изученного материала осознание важности физического знания; убежденность в возможности познания природы, развитие внимательности, аккуратности, умение работать в коллективе; осуществлять взаимный контроль, устанавливать разные точки зрения, принимать решения, работать в группе развитие внимательности аккуратности; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение; формирование положительной мотивации к поиску информации; формирование убежденности в возможности познания природы и описание ее с помощью математического аппарата; наблюдать, делать умозаключения, самостоятельность в практических умений; развитие умений целеполагания, разработки хода эксперимента, умений делать выводы и их логически объяснять; мотивация образовательной деятельности; формирование аккуратности при оформлении работ, самостоятельности в приобретении новых знаний; развитие умений и навыков применения полученных знаний для решения графических задач; выражать свои мысли и описывать действия в устной и письменной речи; соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения; сформированность познавательных интересов и интеллектуальных способностей учащихся; понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений; формировать умения выполнять рисунки; определить силы, возникающие при деформации | Фронтальный опрос, контрольная работа, самостоятельная работа, физический диктант, тест, реферат, лабораторная работа |
Электрические явления | 25 (36) | Способы электризации, взаимодействие зарядов, Ш.Кулон, электрическое поле, электрон, заряд, силовое воздействие, вещество, молекула, атом, ядро, протон, нейтрон, ион, закон сохранения заряда, электрический ток, источник тока, гальванический элемент, кристаллическое строение металлов, свободные заряды, действия тока, сила тока, взаимодействие проводников с током, Ампер, амперметр, последовательное соединение, источник тока, резистор, ключ, соединительные провода, работа электрического тока, напряжение, Вольт, вольтметр, параллельное соединение, электрическое сопротивление, Ом, закон Ома для участка цепи, удельное сопротивление проводника, сопротивление, длина, площадь, работа и мощность электрического тока, закон Джоуля-Ленца, Джоуль, Ватт, закон Джоуля-Ленца, короткое замыкание, предохранители, правила безопасности при работе с источниками электрического тока. | Умение выявлять электрические явления, объяснять взаимодействие заряженных тел; умение исследовать действия электрического поля на тела из проводников и диэлектриков; понимание модели строения вещества; формирование способности объяснять явления электризации тел; понимание принципа действия источников тока, механической аналогии электрического тока; понимание причин возникновения электрического тока в металлах на основе их строения, обнаружение тока по его действиям(тепловому, световому, химическому, магнитному); выполнение расчетов по формуле силы тока, нахождение неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи, перевод единиц в СИ.; формирование умений по пользованию амперметром; овладение навыками по сборке электрической цепи, измерения силы тока на различных участках цепи; измерения напряжения на различных участках цепи; умение пользоваться методами научного исследования; владение экспериментальными методами исследования в процессе изучения зависимости сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала; умение измерять (косвенно) сопротивление проводника, определять цену деления и погрешность измерений; умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни; овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины; развитие теоретического мышления на основе умения устанавливать факты, различать причины и следствия, выводить физические законы; понимание смысла закона Джоуля-Ленца. | выдвигать гипотезы; формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; осуществлять сравнение, поиск дополнительной информации; овладение экспериментальными методами обнаружения электрического тока; овладение навыками организации учебной деятельности; овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями экспериментальными методами обнаружения электрического тока; овладение навыками организации учебной деятельности; овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий; освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем; прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. | развитие навыков устного счета; отработка практических навыков при решении задач; сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения формирование ценностных отношений к авторам открытий, изобретений, уважение к творцам науки и техники; формирование ценностных отношений к результатам обучения | Фронтальный опрос, контрольная работа, самостоятельная работа, физический диктант, тест, реферат, лабораторная работа |
Электромагнитные явления | 6 (9) | Магнитное поле, силовые линии, взаимодействие проводников с током, магнитные силы, магниты, магнитные полюса, электромагнит, сердечник, электромагнитное реле, сепаратор, магнитное действие, северный полюс, южный полюс, силовые линии, взаимодействие магнитов, магнитное поле Земли, сила Ампера, электрический двигатель, Б.С. Якоби, КПД электродвигателя | Умение описывать магнитное поле графически, словесно; владение экспериментальными методами исследования зависимости магнитного поля катушки от силы тока, числа витков и наличия сердечника; понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств; понимание и способность объяснять взаимодействие магнитов, поведение компаса в магнитном поле Земли; понимание принципа действия электродвигателя и способов обеспечения безопасности при его использовании | Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и информационных технологий для решения познавательных задач; овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности; формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий; развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; овладение основами реализации проектно-исследовательской деятельности | развитие навыков устного счета отработка практических навыков при решении задач; сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения; формирование ценностных отношений к авторам открытий, изобретений, уважение к творцам науки и техники формирование ценностных отношений к результатам обучения | Фронтальный опрос, контрольная работа, самостоятельная работа, физический диктант, тест, реферат, лабораторная работа |
Световые явления | 10 (16) | Источник света, точечный источник, прямолинейное распространение света, образование тени и полутени, солнечные и лунные затмения, падающий луч, отраженный луч, угол падения, угол отражения, закон отражения света, отражающая поверхность, обратимость световых лучей, зеркальное и рассеянное отражение, равное отражение, симметричное отражение, оптически более плотная среда, оптически менее плотная среда, граница раздела двух сред, линза, собирающая линза, рассеивающая линза, оптический центр линзы фокус, фокусное расстояние, главная оптическая ось, ход лучей, экран, рабочее поле, цена деления, расстояние, величина изображения, диоптрия, обратная пропорциональность. | Овладение навыками геометрического построения тени и полутени, понимание физической природы солнечных и лунных затмений; понимание и способность объяснять отражение света, понимание смысла закона отражения света; геометрическое построение зеркального отражения, умение объяснять свойства зеркального отражения, понимание отличий между ним и рассеянным отражением. умения и навыки применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы; геометрическое построение хода основных лучей, проходящих через линзу, умение различать линзы; умение измерять фокусное расстояние линзы, получать изображения, даваемые линзами; умение измерять оптическую силу линзы, понимание физического смысла оптической силы линзы. | адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности; формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; овладение универсальными учебными действиями для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; формулировать и осуществлять этапы решения задач; овладение основами реализации проектно-исследовательской деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;объяснять процессы и отношения, выявляемые в ходе исследования; овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий | развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода; уважение к творцам науки и техники; самостоятельность в приобретении практических умений; соблюдать технику безопасности, отработает навыки обращения с лабораторным оборудованием; мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода; формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения; соблюдать технику безопасности | Фронтальный опрос, контрольная работа, самостоятельная работа, физический диктант, тест, реферат, лабораторная работа |
Повторение | (5) | повторение материала за курс физики 8 класса | умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний; | давать определение понятиям; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать | систематизация изученного материала осознание важности физического знания | Контрольная работа |
9 класс (резерв 6 (10)часов)
Раздел | Часы | Основные понятия | Планируемые результаты | Вид контроля | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
Основы кинематика | 11 (16) | Материальная точка, траектория, путь, перемещение, тело отсчета, система отсчета, поступательное движение, механическое движение. Начальная координата, конечная координата, проекция перемещения на координатную ось. Равномерное прямолинейное движение, скорость, константа, перемещение, уравнение равномерного прямолинейного движения. Равноускоренное прямолинейное движение, ускорение, равнозамедленное прямолинейное движение. Начальная скорость, конечная скорость, мгновенная скорость, изменение скорости, интервал времени, график скорости. Проекция перемещения, уравнение равноускоренного прямолинейного движения, графический способ нахождения перемещения. Площадь треугольника, квадратичная зависимость модуля перемещения от времени. Перемещение, время, ускорение, экспериментальная установка Основные характеристики механического движения. Виды движения. | овладение научной терминологией наблюдать и описывать физические явления. формирование научного типа мышления, формирование умения рассчитывать путь и траекторию, координаты тела. Овладение навыками нахождения конечной координаты по заданным условиям. Умение измерять расстояние, промежуток времени, определять скорость, строить график скорости. участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации. Умение рассчитывать перемещение по графику скорости, аналитически. Овладение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени. кратко и точно отвечать на вопросы, использовать различные источники информации, овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины. Умение решать поставленные задачи. | формирование учебно-познавательного интереса к новому материалу, способам решения новой задачи формирование умений работы графиками. целеполагание, планирование пути достижения цели, формирование умений работы с графическими и текстовыми заданиями. Формирование умений понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов самостоятельно контролировать свое время, адекватно оценивать правильность своих действий, вносить коррективы развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, умение работать с | осознание важности изучения физики, проведение наблюдения, формирование познавательных интересов убежденность в возможности познания природы осуществлять взаимный контроль, устанавливать разные точки зрения, принимать решения, работать в группе развитие внимательности аккуратности оценивать ответы одноклассников, формирование ценностных отношений друг к другу, учителю. | Фронтальный опрос, контрольная работа, самостоятельная работа, физический диктант, тест, реферат, лабораторная работа |
Основы динамики | 14 (20) | Инерциальная система отсчета, неинерциальная система отсчета, Г.Галилей, И.Ньютон, свободное тело, инерция, сложение сил, принцип суперпозиции, векторная сумма, равнодействующая сил, второй закон Нютона, взаимодействие, изменение скорости, ускорение свободного падения, равноускоренное прямолинейное движение, гравитация, сила тяжести, высота, всемирное тяготение, Ньютон, закон всемирного тяготения, мат. точка, границы применимости физических законов, равномерное движение по окружности, линейная скорость, угловая скорость, центростремительное ускорение, период, частота, первая космическая скорость, орбита, окружность, эллипс, вторая космическая скорость | формирование умения выделять взаимодействие среди механических явлений; объяснять явления природы и техники с помощью взаимодействия тел; умение планировать и проводить эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений; овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики; умение работать с математическими формулами в общем виде, находить взаимосвязь между физическими величинами; понимание и способность объяснять движение искусственных спутников Земли, умение рассчитывать первую космическую скорость | развитие умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения; развитие монологической и диалогической речи; овладение универсальными учебными действиями для объяснения известных фактов; освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем; предвидеть возможные результаты своей деятельности; формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию; приобретение опыта анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач; осуществлять взаимный контроль, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; формулировать и осуществлять этапы решения задач; формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах | развитие внимательности собранности и аккуратности; развитие межпредметных связей; формирование умения определения одной характеристики движения через другие; формировать умение наблюдать и характеризовать физические явления, логически мыслить; развитие умений и навыков применения полученных знаний для решения практических задач повседневной жизни; мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхда;сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; убежденность в возможности познаний природы, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры; коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования; самостоятельность в приобретении практических умений | |
Законы сохранения в механике | импульс тела, импульс силы, замкнутая система, векторная сумма, закон сохранения импульса, реактивное движение, сила, перемещение, механическая работа, механическая мощность, Джоуль, Ватт, кинетическая энергия, потенциальная энергия, теорема о кинетической энергии, теорема о потенциальной энергии, внутренние силы, закон сохранения механической энергии | умение определять импульс тела, понимание смысла закона сохранения энергии и умение применять его на практике; овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики; понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений; умения измерять кинетическую энергию, потенциальную энергию; формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей; умение решать поставленные задачи | приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации; понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения; овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий; освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем; овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий; умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний; формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию; овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий | понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений; формировать умения выполнять рисунки, аккуратно и грамотно делать записи в тетрадях; мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода; убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры; формирование ценностных отношений к результатам обучения; убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; самостоятельность в приобретении практических умений | ||
Механические колебания и волны | 9 (11) | колебание, качание, свободные колебания, вынужденные колебания, автоколебания, колебательная система, амплитуда колебаний, период, частота, уравнение колебательного движения, фаза, скорость, ускорение, возвращающая сила, математический маятник, длина нити, модель, период колебаний, потенциальная и кинетическая энергия, трение, затухающие колебания, внешняя вынуждающая сила, вынужденные колебания, механическая волна, поперечная волна, продольная волна, длина волны, частота, скорость волны, механическая модель распространения волны, звук, частота, источники звука, изменение плотности среды, высота и тембр звука, громкость звука, частота, тон, полутон, атмосфера, движение молекул, эхо, эхолокация, отражение звука. | умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу; понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений; овладение навыками работы с физическим оборудованием; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании; умения пользоваться методами научного исследования явлений природы; решать физические задачи на применение полученных знаний; понимание и способность объяснять возникновение звуковых вол; формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания коммуникативные; умения докладывать о результатах своего исследования | формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию; освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем; развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений; приобретение опыта самостоятельного расчета физических величин; структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность событий; формулировать и осуществлять этапы решения задач; умениями предвидеть возможные результаты своих действий | формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; соблюдать технику безопасности, выяснить владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости периода колебаний маятника от его длины; мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода; уважение к творцам науки и техники; убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; формирование ценностных отношений к результатам обучения | Фронтальный опрос, контрольная работа, самостоятельная работа, физический диктант, тест, реферат, лабораторная работа |
Электромагнитные явления | 15 (18) | Магнитное поле, силовые линии, взаимодействие проводников с током, магнитные силы, магниты, магнитные полюса, электромагнит, сердечник, электромагнитное реле, сепаратор, магнитное действие, северный полюс, южный полюс, силовые линии, взаимодействие магнитов, магнитное поле Земли, сила Ампера, электрический двигатель, Б.С. Якоби, КПД электродвигателя. | понимание и способность объяснять такие физические явления, как взаимодействие проводников с током, действие тока на магнитную стрелку; знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений; умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний; развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы; выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы; владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения явления электромагнитной индукции; понимание принципа действия индукционного генератора; овладение навыками работы с физическим оборудованием; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений | формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию; освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем; развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений; приобретение опыта самостоятельного расчета физических величин; структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность событий;формулировать и осуществлять этапы решения задач; умениями предвидеть возможные результаты своих действий | формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; соблюдать технику безопасности, выяснить владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости периода колебаний маятника от его длины; мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода; уважение к творцам науки и техники; убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; формирование ценностных отношений к результатам обучения | Фронтальный опрос, контрольная работа, самостоятельная работа, физический диктант, тест, реферат, лабораторная работа |
Квантовые явления | 10 (15) | Левкипп, Демокрит, радиоактивность, А.Беккерель, альфа-лучи, бетта-лучи, гамма-лучи, модель Томсона, Э.Резерфорд, альфа-частица, метод сцинтилляций, модель строения атома, массовое число, зарядовое число, закон сохранения массового числа и заряда, правила смещения, альфа-распад, бетта-распад, счетчик Гейгера, ударная ионизация, камера Вильсона, трек частицы, пузырьковая камера, Д. Чедвик, протон, нейтрон, нуклон, ядерная реакция, а.е.м., Д.И. Иваненко, В. Гейзенберг, протонно-нейтронная модель строения ядра, изотоп, ядерные силы, короткодействие, А. Эйнштейн, энергия связи, энергия покоя, дефект масс, О. Ганн, Ф. Штрассман, деление ядер урана, продукт реакции, цепная реакция, критическая масса, замедлитель нейтронов, ядерный реактор, ядерное топливо, активная зона, регулирующие стержни, защитная оболочка, замедлитель нейтронов, отражатель, теплообменник, теплоноситель, Э. Ферми, И.В. Курчатов, ядерное оружие, атомная энергетика, поглощенная доза излучения, эквивалентная доза излучения, коэффициент радиационного риска. | Участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу; формирование неформальных знаний о понятиях простой механизм, рычаг; умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств; умение систематизировать информацию в виде таблицы; коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования; развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез; формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы; применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни; овладение навыками работы с физическим оборудованием; оценивать границы погрешностей результатов измерений; | формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию; освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем; развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений; приобретение опыта самостоятельного расчета физических величин; структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность событий; формулировать и осуществлять этапы решения задач; умениями предвидеть возможные результаты своих действий | формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; соблюдать технику безопасности, выяснить владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости периода колебаний маятника от его длины; мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода; уважение к творцам науки и техники; убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; формирование знания ценностных отношений к результатам обучения | Фронтальный опрос, контрольная работа, самостоятельная работа, физический диктант, тест, реферат, лабораторная работа |
Строение и эволюция Вселенной | 4 | |||||
Повторение | (8) | повторение материала за курс физики 9 класса | умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний; | давать определение понятиям; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать | систематизация изученного материала осознание важности физического знания | Контрольная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике ФГОС 7 класс + внеурочная деятельность "Творческая мастерская по физике"
Рабочая программа реализуется в учебнике А.В.Пёрышкина «Физика» для 7 класса системы «Вертикаль» (М.:Дрофа, 2013) и ориентирована на учащихся 7 кл....
Рабочая программа по физике ФГОС 8 класс + внеурочная деятельность "Знатоки физики"
Рабочая программа реализуется в учебнике А.В.Пёрышкина «Физика» для 8 классов системы «Вертикаль» (М.:Дрофа, 2014) и ориентирована на учащихся 8 классов....
Рабочая программа по физике для 10 класса по учебнику Г.Я.Мякишев ,Б.Б.Буховцев Физика 10
Рабочая программа по физике для 10 класса по учебнику Г.Я.Мякишев,Б.Б.Буховцев 10 класс...
Рабочая программа по физике для 11 класса по учебнику Г.Я.Мякишев ,Б.Б.Буховцев Физика 10
Рабочая программа по физике 11 класс...
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...