Учебно-методическая разработка занятия кружка
методическая разработка по физике (8 класс)

Тема занятия "Расчёт электрической цепи постоянного тока" Занятие проводится для учеников 8 класса. Помогает детям лучше усвоить материал,  вызывает интерес. к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno-metodicheskaya_razrabotka_zanyatiya_kruzhka_gorod.docx488.32 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-методическая разработка занятия кружка «Юный Архимед» по теме

Расчёт электрической цепи постоянного тока - 8 класс

Шмелева Гульджихан Равильевна

Педагог дополнительного образования лицея № 384 г. Санкт-Петербурга

Цели:

1. Научить решать задачи по теме « Законы постоянного тока».

2. Развить общие навыки решения физических задач.

3. Совершенствовать рефлексию учащихся о собственных стратегиях решения  задач.

Инструменты личностно-ориентированного обучения:

-учет сенсорных систем;

-использование логических уровней;

Место занятия в программе кружка «Юный Архимед»

На предыдущих занятиях проводится синтез теоретических знаний по законам постоянного тока; эти знания включают следующие основные вопросы: закон Ома для участка цепи; законы последовательного и параллельного соединения проводников. Затем используются выработанные на этом занятии стратегии решения задач.

Организационно-педагогические условия занятия.

 Обучение строится по выбору - индивидуально или в группах по 4 человека. Учащимся предоставляются по выбору 4 задачи различной сложности, при решении которых они могут обмениваться мнениями, задавать друг другу вопросы, пользоваться тетрадями, учебниками, дополнительной литературой.

Ход занятия

Первый этап. Совместное целеполагание и мотивация в форме дискуссии о важности темы урока. При этом выдвигаются и обсуждаются следующие вопросы:

- Почему важно уметь решать физические задачи?

- Что ценного в их решении?

- Какие сложности ученики испытывали ранее при решении физических задач?

- Каковы критерии эффективности их решения?

- Какие цели ставит каждый на данном уроке, учитывая свой прежний опыт? (Чему именно необходимо научиться?)

- Где и зачем пригодятся эти умения?

Примечание. Ответы учащихся о критериях эффективности решения задач: быстрота решения и качество решения (количество верно выполненных этапов решения, правильность результата, безошибочность и четкость записи решения).

Второй этап. Учащиеся приступают к решению задач привычным способом. Затем происходит групповой анализ проявления критериев эффективности у каждого ученика. После решения задачи ученики отвечают на вопросы анкеты.

 

Вопросы ученику для самоанализа: 

1. Что я делаю, когда читаю текст задачи?

А. Представляю картину, описанную в условии задачи.

Б. Проговариваю шепотом или про себя условие задачи.

В. «Вживаюсь» в образ действия задачи, т.е. представляю себя наблюдателем явлений, которые могли бы происходить в жизни.

Г. Вспоминаю обозначения физических величин.

Д. Делаю…(что-то еще).

Осознайте свои действия и запишите те буквы, которые им соответствуют.

2. Что я делаю, когда записываю условие задачи?

А. Сразу записываю обозначения всех данных в условии величин и их значения.

Б. Перечитываю еще раз условие, слышу знакомое название величины и пишу соответствующее этому названию обозначение.

В. Чувствую, что понимаю условие, но не знаю, как записать обозначения.

Г. Делаю…(что-то еще).

Напишите, как вы это делаете (обозначьте соответствующие буквы).

3. Что я делаю, переводя единицы измерения?

А. Сохраняю имеющиеся значения величин (забываю переводить их единицы в СИ).

Б. Вижу в условии задачи несоответствие  единиц измерения, вспоминаю правильное написание и делаю правильные расчеты.

В. Слышу внутри себя «кг, м, сек., и т.д.» и соотношу их с приведенными в условии задачи единицами.

Г. Чувствую, что данные единицы измерения нужно унифицировать.

Д. Возможно, ваш способ другой, тогда осознайте, какой.

Запишите свои действия.

4. Когда я приступаю к решению задачи, то…

А. Записываю все формулы, в которых встречается искомая величина.

Б. Проговариваю про себя ее определение.

В. Наобум подставляю значения данных в условии величин и понравившийся ответ записываю.

Г. Делаю… (что-то еще).

Напишите, как вы это делаете.

5. Когда я получаю результат, то…

А. Если ответ понравился, записываю его.

Б. Проверяю единицы измерения и, если они совпадают с единицами измерения искомой величины записываю ответ.

В. Сверяю свой результат с ответом.

Г. Проверяю достоверность результата сопоставлением с действительностью.

Д. Делаю  …(что-то еще).

Запиши свои действия.

 Третий этап. Выявление наиболее эффективных способов решения задач. С помощью полученных ответов на вопросы анкеты в группах записываются алгоритмы решения задач различной сложности.

  Четвертый этап. Все стратегии обобщаются и записываются на доске. Каждый записанный алгоритм анализируется, обсуждаются его положительные и отрицательные аспекты. (Например: последовательность «шагов» 1В-2Б-3А-4А-5А ведет чаще всего к неверному результату, а 1Г-2А-3Б-4А-5В - к правильному в случае решения простых задач и средней сложности). На этом этапе учащиеся самостоятельно сравнивают свои стратегии с полученными в ходе обсуждения, корректирую свою стратегию или даже заново конструируют для себя наиболее эффективную.

    Пример стратегии, составленной на данном уроке и признанной эффективной.

1. Внимательно прочитываю условие задачи, обращая внимание на возникающие у меня при этом образы и ощущения: мысленно представляю соответствующую описанию жизненную ситуацию, становлюсь «действующим лицом».

2. Анализирую уровень сложности. Если задача простая, то чаще всего, не записывая формулу, подставляю в нее в уме значения величин и пишу ответ. Так делаю, когда уверена в применяемой формуле, когда проверены единицы измерения и в итоге действий с единицами, подставленными в формулу, получена единица, совпадающая с единицами искомой величины.

Если задача среднего уровня сложности, вспоминаю формулы; в случае необходимости смотрю в конспект в тетради или учебник.

Сначала у меня возникают внутренние предположения, которые я быстро записываю. Затем произвожу вычисления и полученный результат соизмеряю с действительностью. Заглядываю в ответ, пишу правильный ответ, записываю формулу, по которой решала. Если правильность ответа не вызывает сомнения, перехожу к следующей задаче.

Если задача сложная и все известные мне формулы не позволяют быстро ее решить, начинаю представлять ее условие, делаю рисунок (схему), пытаюсь выразить одни величины через другие. Добиваюсь получения формулы или пропорции, подходящей для решения. Если нравится то, что получилось, записываю ответ, а если нет, то еще раз перечитываю условие и  решаю заново. Если полученный ответ неубедителен, то советуюсь с соседом по парте или учителем.

Данный вид работы позволяет многим ученикам ответить на вопрос «Как решать физические задачи?», а также стать исследователем собственного опыта, что позволяет повысить эффективность задач в учении и расширить спектр доступных учащимся стратегий.

Рабочий лист №1

  1. Найди ошибку

                  

  1. Найди правильную формулу

1)I=U/R

2)I=q·t

  1. U=I·R
  1. R=I/U
  1. R=ρL/s
  1. U=I+R/t
  1. R=I+I
  1. U=R+R
  1. R=R·R/R+R

3) Найти общее сопротивление и силу тока в цепи, если вольтметр показывает 10 В

Рабочий лист №2

Группа 1

Группа 2

Группа 3

Группа 4

1) Каковы напряжения на клеммах лампы и на клеммах реостата? Какое напряжение покажет ? (ползунок стоит посередине реостата)

  1. Определить силу тока в цепи и напряжение на каждой из ламп.

 

1)Найти сопротивление лампы

1)Найти общее сопротивление и напряжение на участке АВ

2) Три резистора сопротивлениями R1 = 10 Ом, R2 = 15 Ом и R3 =25Ом соединены последовательно и включены в электрическую сеть напряжением 100В. Найти напряжение на резисторе R3.

2) В  электрической цепи сопротивления проводников равны 5 Ом и 10 Ом Вольтметр показывает напряжение 30В. Найти напряжение на первом проводнике

2) В цепь последовательно включены два резистора сопротивлениями 10 Ом и 40 Ом. Напряжение на первом из них 3В. Найти напряжение на втором.

2) Участок цепи содержит две проволоки одинаковой длины и сечения. Одна изготовлена из меди, а другая из стали. Проволоки соединены последовательно. На какой проволоке падение напряжения больше? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка занятия кружка по немецкому языку для шестилеток

Данный материал предназначен для проведения занятия по немецкому языку для детей младшего возраста или детского сада. Тема занятия  "Школьные принадлежности". В данной разработке представлены игры кот...

Разработка занятия кружка "Радуга" для 2 класса

Поделка к празднику Рождества. Используем пластиковые бутылки для праздничного сувенира, рождественского фонарика....

Разработка занятия кружка "Художественное чтение"

Разработка поможет научить детей анализу стихотворения и выразительному чтению....

разработка занятия кружка по математике

Цель:  Развитие математических способностей, формирование приёмов мыслительной деятельности.        Задачи:  способствовать пониманию способов решения нестандартных...

Методическая разработка занятия кружка по финансовой грамотности. Тема занятия: «Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций»

В повседневной жизни человеку ежедневно приходится принимать решения финансового характера по формированию своего бюджета по доходам и расходам, определяя сколько он может или должен потратить, а скол...

Методическая разработка занятия кружка по финансовой грамотности. Тема занятия: «Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций»

В повседневной жизни человеку ежедневно приходится принимать решения финансового характера по формированию своего бюджета по доходам и расходам, определяя сколько он может или должен потратить, а скол...