Игра "Счастливый случай"
методическая разработка по физике
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Татарстан
Внеклассное мероприятие
Игра « Счастливый случай»
Автор методической разработки:
Салмин Андрей Александрович-учитель физики МБОУ «Чувашско –Дрожжановская СОШ» Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан
с. Чувашское Дрожжаное
2022 год
Пояснительная записка
Цели игры:
1) воспитывать в себе умение отстаивать свою точку зрения и уважать друг друга;
2) повышение познавательной активности у обучающихся; создание условий для практического применения приобретенных знаний, умений и навыков по математике, физике;
3) развитие индивидуальных творческих способностей у обучающихся, упрочение контактов среди учащихся на основе доброжелательных отношений, взаимовыручки и взаимопонимания.
4) Развить логическое мышление, смекалку, умение правильно и красиво выражать свои мысли.
Задачи:
1) Повышение мотивации к обучению физике;
2) Закрепление умений применения знаний на практике;
3) Формирование у обучающихся коммуникативных навыков, умения работать в группах, умения оценивать деятельность товарища.
Адресат:
Данное внеклассное мероприятие может быть проведено между учащимися старших классов, между классами одной параллели. В проведении игры принимают участие 2 команды по 4 - 6 человек в зависимости от количества детей в классах .
Актуальность:
- Направлено на повышение интереса к изучению физики;
- Не требует от учащихся специальной подготовки к данному мероприятию;
- Даёт возможность учащимся применить свои знания в неформальной игровой ситуации.
Мероприятие рассчитано на 40-45 минут.
Сценарий внеклассного мероприятия
«Счастливый случай»
по физике среди учащихся 10 и 11 классов
Вступление ведущего
Физика! Какая емкость слова!
Физика для нас не просто звук!
Физика – опора и основа
Всех без исключения наук!
Добрый день, уважаемые гости, дорогие ребята!
Сегодня у нас игра «Счастливый случай». В игре принимают участие команды 10 и 11 классов. Команды заняли свои места и приготовились быть очень внимательными!
Итак, начинаем.
- «Разминка команд»
Вопросы 1-ой команде
1. Сколько мм. в 10 метрах? – (10000 мм.)
2. Наибольшее отклонение маятника – (Амплитуда)
3. Элементарная частица, заряженная положительно – (Протон)
4. Стол дистанционного управления – (Пульт)
5. Наука о предсказании будущего по расположению звёзд на небе – (Астрология)
6. Дыхательный аппарат для плавания под водой на небольшой глубине – (Акваланг)
7. Устройство для накопления энергии – (Аккумулятор)
8. Раздел физики , изучающий звук – (Акустика)
9. Прибор для измерения атмосферного давления – (Барометр)
10. Красная линия вдоль порта судна, показывающая максимальную осадку судна (Ватерлиния)
11. Непроводник электрического тока – (Диэлектрик)
12. Частица, не имеющая заряд – (Нейтрон, атом)
13. Единица измерения силы – (Н)
14. Горючее вещество – (Топливо)
Вопросы 2-ой команде
1. С неё начинал любой математик – (Арифметика)
2. Устройство для быстрой остановки движущихся транспортных средств – (Тормоз)
3. Приемник подводных звуков – (Гидрофон)
4. Единица измерения силы тока – (Ампер)
5. Устройство для откачки или накачки жидкостей -( Насос)
6. Наименьшая частица вещества – (Молекула)
7. «Падающая звезда» – (Метеор)
8. Прибор для измерения силы тока – (Амперметр)
9. Уменьшенная модель земного шара – (Глобус)
10. Устройство для врабатывания электрической энергии – (Генератор)
11. Корабль с паровым двигателем – (Пароход)
12. Сплав на основе меди – (Бронза)
13. Сосуд для хранения жидкостей в сжатом состоянии – (Баллон)
14. Наука о звездах – (Астрономия)
II. «Заморочки из бочки»
Всего в мешке 8 бочонков. Один из них «счастливый». Тот, кто достанет этот бочонок, получит приз. Каждой команде будет предложено по 3 вопроса. На бочонках будут указаны номера вопросов. Ещё один бочонок – это вопросы команд друг другу (по 2 вопроса).
Бочонок №1 “Достань монетку не замочив руки, используя только стакан”.
Положите монету на большую плоскую тарелку, налейте столько воды, чтобы она покрыла монету, и возьмите ее прямо руками, не замочив пальцев
Объясняю с точки зрения физики.
Зажгите бумажку, положите ее горящей внутрь стакана и быстро поставьте стакан на тарелку близ монеты, дном вверх. Бумажка погаснет, стакан наполнится белым дымом, а затем под ним сама собой соберется вся вода с тарелки. Монета же, конечно, останется на месте, и через минуту, когда она обсохнет, вы сможете взять ее, не замочив пальцев
Вопрос. Какая сила вогнала воду в стакан и поддерживает ее на определенной высоте? Атмосферное давление. Горящая бумажка нагрела в стакане воздух, давление его от этого возросло, и часть газа вышла наружу. Когда бумажка погасла, воздух снова остыл, но при охлаждении его давление ослабело и под стакан вошла вода, вгоняемая туда давлением наружного воздуха.
Бочонок №2. Можно ли, не разбивая скорлупы яйца ,узнать, сырое оно или вареное? (Можно положить его на стол и закрутить. Вареное хорошо крутится, сырое быстро останавливается. Круто сваренное яйцо вращается как сплошное целое; в сыром же яйце жидкое его содержимое, не сразу получая вращательное движение, задерживает вследствие своей инерции движение твердой оболочки)
Бочонок №3. Почему медицинские грелки заполняют горячей водой, а не горячим воздухом? (Воздух легко разогреть, но быстро остывает.)
Бочонок №4. Когда лучше кататься на коньках: в оттепель или в мороз? (В оттепель, т. к. вода между коньками и льдом уменьшает трение).
Бочонок №5. «Вопросы друг другу» (Команды задают по 2 вопроса)
Бочонок №6. Опыт по пробиванию отверстия в пластинке. Объясните опыт. ( Проткните иголкой бутылочную пробку , изготовленную из пробкового дерева, по ее оси. Острый конец иголки должен чуть-чуть выглядывать из пробки, а другой конец, с ушком, надо совсем отломить плоскогубцами вровень с пробкой. Поставить пробку на пластину. Ударить молотком по пробке. Площадь опоры иглы о пластину мала, поэтому возникает большое давление, благодаря которому пластина пробивается.)
Бочонок №7. . Почему не стоит при прополке сорняков выдергивать их из земли рывком? ( При быстром выдёргивании корни сорняка не успевают прийти в движение и стебель обрывается. Работа не достигает цели. При рывке на стебель действует большая сила инерции.)
Бочонок №8. Приз «счастливой» команде.
III. «Тёмная лошадка» ( В качестве «тёмной лошадки может выступить учитель физики или другого предмета)
Вопрос 1.При нём Кембридж стал славиться не богословием, а физикой и математикой.
– Он был избран в парламент Англии. И единственным его выступлением там были слова: «Закройте окно, дует».
– За свои научные достижения он был возведён королевой Англии в рыцарское достоинство.
– Его девизом были слова: «Сделал что мог, пусть другие сделают больше».
– Открытые им четыре закона стали основой классической механики.
Ответ: Сэр Исаак Ньютон.
Вопрос 2. Он основал новую отрасль знаний – физическую химию.
– Он объяснил электрическую природу северных сияний.
– Он автор первого учебника физики на русском языке.
– О нём говорили: «Смотри-де какой болван лет в двадцать пришёл латыни учиться».
– Он автор строк: «Дерзайте, ныне ободренны,//Раченьем вашим показать,//Что может собственных Платонов,//И быстрых разумом Невтонов//Российская земля рождать».
Ответ: Михаил Васильевич Ломоносов.
Вопрос 3. В 1946 году было изобретено и собрано устройство массой 30 тонн, объемом 85 куб.м., длиной 30 метров. Назовите название устройства.
Ответ: Компьютер.
Вопрос 4. Будет ли гореть спичка в ИСЗ , находящемся в космосе?
Ответ: Нет. Продукты сгорания образуют сферу вокруг спичечной коробки и закроют доступ кислорода, необходимый для горения.
III. «Дальше, дальше»
Вопросы 1-ой команде
- Ускорится ли таяние льда, если его накрыть шубой – ( Нет)
- Чем заполнена торричелева пустота в ртутном м барометре? – ( Парами ртути)
- Каково строение атомов вещества? – ( Состоит из протонов и нейтронов)
- Назовите формулу пути – (S=v*t)
- Металлическому шарику сообщили положительный заряд. Увеличилась или уменьшилась при этом его масса? – (Уменьшилась)
- Почему алюминиевая кружка с чаем обжигает губы, а фарфоровая чашка с чаем нет? – ( Связано с теплопроводностью)
- Какого цвета одежду следует носить и летом и зимой? – (Белый)
- Почему мел оставляет след на классной доске? – (За счёт силы трения)
- Автор вашего учебника «Физика» - (Касьянов)
- Почему шелковый платок не так хорошо вытирает пот, как полотняный? – (Вода не смачивает шёлк)
Вопросы 2-ой команде
- Назовите формулу плотности – ( ρ=m/v)
- Какой грунт сохнет скорее после дождя песчаный или глиняный? – (Песчаный)
- Почему медицинские иглы полируют до зеркального блеска? – (Чтобы уменьшить трение между иглой и кожей)
- Почему ручку располагают у края двери? – (Чтобы увеличить момент силы)
- Когда автомобиль больше расходует бензина: при езде без остановки или с остановками? – (Без остановок)
- Почему при холодной погоде многие животные спят, свернувшись в клубок? – (Уменьшают поверхность теплоизлучения)
- Каково строение атома? – (Ядро + электроны)
- Можно ли лампу, рассчитанную на 220В, включить в сеть с напряжением 380В? – (Нельзя)
- Могут ли туристы сварить яйцо вкрутую, находясь высоко в горах? – (Нет)
- Автор вашего задачника по физике – (Рымкевич)
Ведущий: А сейчас подведём итоги. Слово жюри.
Поздравление и вручение призов. Сегодня мы убедились, что и среди нас есть много знатоков физики. Возможно, в будущем они будут развивать эту чудесную науку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Счастливый случай". Интеллектуальная игра по русскому языку.5 класс
"Счастливый случай" - это интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 5 классов. Организована она по принципу некогда популярной одноименной игры. Предполагает участие двух команд, состоит из...
Игра " Счастливый случай"
Целью игры является активизация познавательной деятельности ребят. В процессе игры у ребят формируются чувства партнёрства наряду с чувствами индивидуализма, как свойств личности, умения применя...
Интеллектуальная игра "Счастливый случай" по творчеству А.С.Пушкина "Мы пришли к поэту в гости", 9 класс
КТД "Интеллектуальная игра "Счастливый случай" по творчеству А.С.Пушкина проводится в целях развития творческих способностей обучающихся, воспитания любви к поэзии, высоких нравственных и эстетических...
КТД "Интеллектуальная игра "Счастливый случай" (презентация)
Презентация к КТД "Интеллектуальная игра "Счастливый случай" содержит наглядный материал, необходимый для проведения игры...
Интеллектуальная игра "Счастливый случай"по творчеству А.С.Пушкина "Мы пришли к поэту в гости", 9 класс
Интеллектуальная игра "Счастливый случай" посвящена творчеству А.С.Пушкина. Задачи: 1. Показать величие поэта, исключительность его дарования. 2. Развивать познавательные интересы обучающихся к тво...
Игра "Счастливый случай"
Эта разработка для итогового повторения пройденного материала в 5 классе. Если заменить вопросы в разминке и гейме "Гонка за лидером", то можно использовать в любое время, например, когда проходит нед...
Сценарий спортивного праздника "Счастливый случай"
Спортивный праздник "Счастливый случай" проводится среди сборных команд учащихся 1-х, 9-х классов....