Урок физики 7 класс "Взаимодействие тел"
план-конспект урока по физике (7 класс)

Урок физики в 7 классе. "Взаимодействие тел"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Взаимодействие тел»   

Цели урока: выяснение  причины  изменения скорости тела.

Задачи урока: познакомить учащихся с понятием «взаимодействие тел», сформировать умение различать взаимодействия и характеризовать их, понятие, что изменение скорости тела или его деформация могут служить мерой действия на это тело других тел; развивать логическое мышление учеников, умения анализировать и проводить исследования, формировать научное мировоззрение.

Планируемые результаты обучения

Метапредметные: понимать различие между исходными данными и гипотезами при решении вопроса о причинах изменения скорости тела (опыты по взаимодействию тележек); овладеть познавательными, регулятивными, коммуникативными универсальными учебными действиями на примере гипотез о причинах изменения скорости тележек; уметь проводить экспериментальную проверку выдвинутых гипотез.

Личностные: сформировать познавательный интерес и творческие способности; самостоятельно приобретать знания о причинах изменения скорости тела; овладеть практическими умениями; использовать экспериментальный метод исследования при изучении скорости изменения тел при взаимодействии; уметь принимать решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий, развивать инициативу; внимательно относиться друг к другу, к учителю, к результатам обучения.

Общие предметные: уметь пользоваться методами научного познания при исследовании изменения скорости тел при взаимодействии (наблюдение, сравнение, измерение); делать  выводы; развивать теоретическое мышление на основе изучения изменения скорости, уметь различать причины и следствия.

Частные предметные: понимать и объяснять причину изменения скорости тела; использовать знания о причинах изменения скорости тела в повседневной жизни, приводить примеры взаимодействия тел.

Оборудование: наклонная плоскость, тележка, песок, линейка, пластилин, резиновый мячик, два стальных и пластилиновых шариков.

Тип урока: изучения новых знаний.

Ход урока.

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний.

Работа по карточкам (приложение)

  1. Вхождение в тему.

Слайд 1

Мне бы хотелось, начат урок со слов великого ученного М.В. Ломоносова «Если бы я захотел читать, еще не зная букв, это было бы бессмыслицей. Точно так же, если бы я захотел судить о явлениях природы, не имея никакого представления о началах вещей, это было бы такой же бессмыслицей».

Слайд 2

Эксперимент.  Опыты  с тележками:

в 1 опыте  «тележка-пластинка» механическое движение не возникает.

во 2-м опыте при взаимодействии двух тележек и пластинки возникает механическое движение.

Какова тема нашего урока? (Ответы учеников)

Слайд 3

Записываем тему урока в тетрадь.

  1. Изучение новой темы.

Слайд 4

Посмотрите на слайд  и ответьте на вопросы:

  1. О каком взаимодействии идет речь (рис.1)? Что происходит при этом взаимодействии? (Мальчик, сидящий в лодке, толкает другую лодку. Обе лодки приобретают скорость.)
  2. О каком взаимодействии идет речь (рис.2)? Что происходит при этом взаимодействии? (Мальчик, сидящий в лодке, выпрыгивает на берег. Лодка приобретают скорость, противоположную прыжку.)
  3. Человек, действует на лодку, а лодка действует на человека? (Лодка действует на человека. Он приобретает скорость, которая направлена к берегу.)

Слайд 5

Задание. Соотнесите каждый рисунок с номером соответствующего взаимодействия:

  1. Упругое
  2. Притяжение
  3. Магнитное
  4. Отдача при выстреле
  5. Автомобильная авария
  6. электромагнитное

Продолжим эксперимент: делая разными грузы на тележках, мы замечаем, что они приобретают различные скорости.

Вывод: взаимодействие тел приводит к изменению их скорости. Причем скорости изменяются по-разному. Если тело при взаимодействии с другими меньше изменяет свою скорость, то говорят, что оно более инертно. Чем больше масса тела, тем тело боле инертно.

Слайд 6

Масса – это мера инертности тел. Инертность – это свойство присущее всем материальным объектам (материальным точкам). Знаю массу одного из тел, мы всегда можем оценить массу другого:

- если при взаимодействии скорости тел меняются одинаково, то массы тел равны.

- если нет, то массу второго тела можно вычислить из соотношения скоростей.

Решение задач:

Слайд 7

№ 71. Как без всяких весов убедиться, что массы близнецов-братьев Мити и Вити одинаковы?

Ответ. Пусть братья с одинаковой скоростью помчатся по школьному коридору навстречу друг другу. Потом надо измерить веревочкой, на одинаковое ли расстояние отлетели братья от точки столкновения лбами. Если да, то  да. Если нет — значит одного из братьев в роддоме подменили.

Слайд 8

№ 72. Хорошо упитанная крупная молекула полихлорвинила с большой скоростью выскочила на перекресток и наехала на зазевавшуюся посреди улицы хилую, несчастную маленькую молекулу хлора. Кто отлетел от перекрестка?

Ответ. Молекула хлора, обладающая меньшей массой. Куда смотрит молекулярное ГАИ?

Слайд 9

№ 74. Когда туманным вечером Ляля, внезапно разлюбив Мишу, выпрыгнула на берег из лодки, в которой они последний раз поцеловались, ее масса была 96 кг. Во сколько раз скорость, приобретенная Лялей при прыжке, меньше начальной скорости с грустью поплывшего в туман Миши, если всем известно, что Мишина масса вместе с его байдаркой 48 кг.

Ответ. Если масса оставшихся наедине лодки и Миши вдвое меньше Лялиной, то скорость, приобретенная этой парочкой в миг разлуки с Лялей, в два раза больше начальной Лялиной скорости.

Эксперимент.

Опыт 1. Сожмите в руках пластилиновый шарик, резиновый мячик, пружину и дайте ответы на следующие вопросы:

  1. Действует ли в этом случае одно тело на другое?
  2. Изменяется ли при этом скорость тела?
  3. Что происходит с телом (Деформируется)

Опыт 2. Столкните два шарика: сначала стальные, а затем пластилиновые. Пронаблюдайте за изменением скорости этих шариков.

Сделайте выводы по проведению двух опытов.

Слайд 10

  1. Действие одного тела на другое приводит к изменению скорости этих тел.
  2. Действие одного тела на другое приводит к деформации тела.
  3. В природе существует взаимодействие тел, результатом которого является изменение скорости этих тел или их деформации.

5. Рефлексия.

(Ученики оценивают свою работу на уроке и качество усвоения материала по методу «Мишень») Каждый ученик «стреляет» маркером в мишень четыре раза, располагая отметку тем ближе к центру мишени, чем выше он оценивает соответствующий сектор. Секторы мишени:

1-й сектор – оценка содержания, материала урока.

2-й сектор – оценка формы проведения  урока.

3-й сектор – оценка деятельности учителя.

4-й сектор – оценка своей деятельности.

6. Домашнее задание § 19, творческое задание «Что было бы с телами, если вдруг исчезли все взаимодействия» 



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Взаимодействие тел

Слайд 2

О каком взаимодействии идет речь? Что происходит в результате этого взаимодействия? Человек, сидящий в лодке, отталкивает от себя другую лодку. Обе лодки приобретают скорость. Человек, действует на лодку, прыгая на берег. Лодка отходит в сторону, противоположную прыжку. Человек, действует на лодку, а лодка действует на человека? Лодка действует на человека. Он приобретает скорость, которая направлена к берегу. В результате взаимодействия оба тела могут изменить свою скорость.

Слайд 3

С оотнесите каждый рисунок с номером соответствующего взаимодействия: Упругое Притяжение Магнитное Отдача при выстреле Автомобильная авария электромагнитное А) Б) В) Г) Д) Е)

Слайд 4

Масса – это мера инертности тел . Знаю массу одного из тел, мы всегда можем оценить массу другого: - если при взаимодействии скорости тел меняются одинаково, то массы тел равны. - если нет, то массу второго тела можно вычислить из соотношения скоростей . Масса и инертность Знаю я с седьмого класса: Главное для тела – масса. Если масса велика, Жизнь для тела нелегка: С места тело трудно сдвинуть, Трудно вверх его подкинуть, Трудно скорость изменить. Только в том кого винить?

Слайд 5

Как без всяких весов убедиться, что массы близнецов-братьев Мити и Вити одинаковы ? Задача № 71 Ответ. Пусть братья с одинаковой скоростью помчатся по школьному коридору навстречу друг другу. Потом надо измерить веревочкой, на одинаковое ли расстояние отлетели братья от точки столкновения лбами. Если да, то да. Если нет — значит одного из братьев в роддоме подменили.

Слайд 6

Хорошо упитанная крупная молекула полихлорвинила с большой скоростью выскочила на перекресток и наехала на зазевавшуюся посреди улицы хилую, несчастную маленькую молекулу хлора. Кто отлетел от перекрестка? Задача № 72 Ответ. Молекула хлора, обладающая меньшей массой. Куда смотрит молекулярное ГАИ?

Слайд 7

Когда туманным вечером Ляля, внезапно разлюбив Мишу, выпрыгнула на берег из лодки, в которой они последний раз поцеловались, ее масса была 96 кг. Во сколько раз скорость, приобретенная Лялей при прыжке, меньше начальной скорости с грустью поплывшего в туман Миши, если всем известно, что Мишина масса вместе с его байдаркой 48 кг. Задача № 74 Ответ. Если масса оставшихся наедине лодки и Миши вдвое меньше Лялиной, то скорость, приобретенная этой парочкой в миг разлуки с Лялей, в два раза больше начальной Лялиной скорости.

Слайд 8

Действие одного тела на другое приводит к изменению скорости этих тел . 2. Действие одного тела на другое приводит к деформации тела . 3. В природе существует взаимодействие тел, результатом которого является изменение скорости этих тел или их деформации .

Слайд 9

Рефлексия 1-й сектор – оценка содержания, материала урока. 2-й сектор – оценка формы проведения урока. 3-й сектор – оценка деятельности учителя. 4-й сектор – оценка своей деятельности.

Слайд 10

§ 19 Творческое задание «Что было бы с телами, если вдруг исчезли все взаимодействия» Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».

Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока.  Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного.  На уроке вводится понятие  сил...

Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».

Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока.  Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного.  На уроке вводится понятие  сил...

Духовно-нравственное воспитание на уроках физики (педагогическое исследование, включающее разработки внеклассного мероприятия "Наука ковала победу"и урока физики"Использование электроэнергии" )

В работе «Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках физики» обозначены некоторые пути решения проблемы духовно-нравственного воспитания школьников на уроках физики, показано,как...

Реализация ФГОС на уроках физики. Технологическая карта урока физики по теме.

         Перемены, происходящие в современном обществе, требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государствен...

мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».

Цели урока:Образовательные:повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...

Интегрированный урок физики и русского языка на тему «Механическое движение. Правильное употребление причастных оборотов на уроке физики»

Интегрированный урок физики и русского языка на тему «Механическое движение. Правильное  употребление причастных оборотов на уроке физики.»...

методическая разработка к урокам физики 7- 11 класс "Создание ситуации успеха на уроке физики"

Современный урок – это урок активного участия ученика в освоении новых знаний. Активность учащегося должна иметь мощную мотивацию, основанную на внутренней потребности к познанию нового. Одной из движ...