Урок физики 7 класс "Взаимодействие тел"
план-конспект урока по физике (7 класс)
Урок физики в 7 классе. "Взаимодействие тел"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_tel._urok.docx | 21.36 КБ |
prezentatsiya_vzaimodeystvie_tel.zip | 2.69 МБ |
samostoyatelnaya_rabota.zip | 2.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Цели урока: выяснение причины изменения скорости тела.
Задачи урока: познакомить учащихся с понятием «взаимодействие тел», сформировать умение различать взаимодействия и характеризовать их, понятие, что изменение скорости тела или его деформация могут служить мерой действия на это тело других тел; развивать логическое мышление учеников, умения анализировать и проводить исследования, формировать научное мировоззрение.
Планируемые результаты обучения
Метапредметные: понимать различие между исходными данными и гипотезами при решении вопроса о причинах изменения скорости тела (опыты по взаимодействию тележек); овладеть познавательными, регулятивными, коммуникативными универсальными учебными действиями на примере гипотез о причинах изменения скорости тележек; уметь проводить экспериментальную проверку выдвинутых гипотез.
Личностные: сформировать познавательный интерес и творческие способности; самостоятельно приобретать знания о причинах изменения скорости тела; овладеть практическими умениями; использовать экспериментальный метод исследования при изучении скорости изменения тел при взаимодействии; уметь принимать решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий, развивать инициативу; внимательно относиться друг к другу, к учителю, к результатам обучения.
Общие предметные: уметь пользоваться методами научного познания при исследовании изменения скорости тел при взаимодействии (наблюдение, сравнение, измерение); делать выводы; развивать теоретическое мышление на основе изучения изменения скорости, уметь различать причины и следствия.
Частные предметные: понимать и объяснять причину изменения скорости тела; использовать знания о причинах изменения скорости тела в повседневной жизни, приводить примеры взаимодействия тел.
Оборудование: наклонная плоскость, тележка, песок, линейка, пластилин, резиновый мячик, два стальных и пластилиновых шариков.
Тип урока: изучения новых знаний.
Ход урока.
- Организационный момент
- Актуализация знаний.
Работа по карточкам (приложение)
- Вхождение в тему.
Слайд 1
Мне бы хотелось, начат урок со слов великого ученного М.В. Ломоносова «Если бы я захотел читать, еще не зная букв, это было бы бессмыслицей. Точно так же, если бы я захотел судить о явлениях природы, не имея никакого представления о началах вещей, это было бы такой же бессмыслицей».
Слайд 2
Эксперимент. Опыты с тележками:
в 1 опыте «тележка-пластинка» механическое движение не возникает.
во 2-м опыте при взаимодействии двух тележек и пластинки возникает механическое движение.
Какова тема нашего урока? (Ответы учеников)
Слайд 3
Записываем тему урока в тетрадь.
- Изучение новой темы.
Слайд 4
Посмотрите на слайд и ответьте на вопросы:
- О каком взаимодействии идет речь (рис.1)? Что происходит при этом взаимодействии? (Мальчик, сидящий в лодке, толкает другую лодку. Обе лодки приобретают скорость.)
- О каком взаимодействии идет речь (рис.2)? Что происходит при этом взаимодействии? (Мальчик, сидящий в лодке, выпрыгивает на берег. Лодка приобретают скорость, противоположную прыжку.)
- Человек, действует на лодку, а лодка действует на человека? (Лодка действует на человека. Он приобретает скорость, которая направлена к берегу.)
Слайд 5
Задание. Соотнесите каждый рисунок с номером соответствующего взаимодействия:
- Упругое
- Притяжение
- Магнитное
- Отдача при выстреле
- Автомобильная авария
- электромагнитное
Продолжим эксперимент: делая разными грузы на тележках, мы замечаем, что они приобретают различные скорости.
Вывод: взаимодействие тел приводит к изменению их скорости. Причем скорости изменяются по-разному. Если тело при взаимодействии с другими меньше изменяет свою скорость, то говорят, что оно более инертно. Чем больше масса тела, тем тело боле инертно.
Слайд 6
Масса – это мера инертности тел. Инертность – это свойство присущее всем материальным объектам (материальным точкам). Знаю массу одного из тел, мы всегда можем оценить массу другого:
- если при взаимодействии скорости тел меняются одинаково, то массы тел равны.
- если нет, то массу второго тела можно вычислить из соотношения скоростей.
Решение задач:
Слайд 7
№ 71. Как без всяких весов убедиться, что массы близнецов-братьев Мити и Вити одинаковы?
Ответ. Пусть братья с одинаковой скоростью помчатся по школьному коридору навстречу друг другу. Потом надо измерить веревочкой, на одинаковое ли расстояние отлетели братья от точки столкновения лбами. Если да, то да. Если нет — значит одного из братьев в роддоме подменили.
Слайд 8
№ 72. Хорошо упитанная крупная молекула полихлорвинила с большой скоростью выскочила на перекресток и наехала на зазевавшуюся посреди улицы хилую, несчастную маленькую молекулу хлора. Кто отлетел от перекрестка?
Ответ. Молекула хлора, обладающая меньшей массой. Куда смотрит молекулярное ГАИ?
Слайд 9
№ 74. Когда туманным вечером Ляля, внезапно разлюбив Мишу, выпрыгнула на берег из лодки, в которой они последний раз поцеловались, ее масса была 96 кг. Во сколько раз скорость, приобретенная Лялей при прыжке, меньше начальной скорости с грустью поплывшего в туман Миши, если всем известно, что Мишина масса вместе с его байдаркой 48 кг.
Ответ. Если масса оставшихся наедине лодки и Миши вдвое меньше Лялиной, то скорость, приобретенная этой парочкой в миг разлуки с Лялей, в два раза больше начальной Лялиной скорости.
Эксперимент.
Опыт 1. Сожмите в руках пластилиновый шарик, резиновый мячик, пружину и дайте ответы на следующие вопросы:
- Действует ли в этом случае одно тело на другое?
- Изменяется ли при этом скорость тела?
- Что происходит с телом (Деформируется)
Опыт 2. Столкните два шарика: сначала стальные, а затем пластилиновые. Пронаблюдайте за изменением скорости этих шариков.
Сделайте выводы по проведению двух опытов.
Слайд 10
- Действие одного тела на другое приводит к изменению скорости этих тел.
- Действие одного тела на другое приводит к деформации тела.
- В природе существует взаимодействие тел, результатом которого является изменение скорости этих тел или их деформации.
5. Рефлексия.
(Ученики оценивают свою работу на уроке и качество усвоения материала по методу «Мишень») Каждый ученик «стреляет» маркером в мишень четыре раза, располагая отметку тем ближе к центру мишени, чем выше он оценивает соответствующий сектор. Секторы мишени:
1-й сектор – оценка содержания, материала урока.
2-й сектор – оценка формы проведения урока.
3-й сектор – оценка деятельности учителя.
4-й сектор – оценка своей деятельности.
6. Домашнее задание § 19, творческое задание «Что было бы с телами, если вдруг исчезли все взаимодействия»
Подписи к слайдам:
О каком взаимодействии идет речь? Что происходит в результате этого взаимодействия? Человек, сидящий в лодке, отталкивает от себя другую лодку. Обе лодки приобретают скорость. Человек, действует на лодку, прыгая на берег. Лодка отходит в сторону, противоположную прыжку. Человек, действует на лодку, а лодка действует на человека? Лодка действует на человека. Он приобретает скорость, которая направлена к берегу. В результате взаимодействия оба тела могут изменить свою скорость.
С оотнесите каждый рисунок с номером соответствующего взаимодействия: Упругое Притяжение Магнитное Отдача при выстреле Автомобильная авария электромагнитное А) Б) В) Г) Д) Е)
Масса – это мера инертности тел . Знаю массу одного из тел, мы всегда можем оценить массу другого: - если при взаимодействии скорости тел меняются одинаково, то массы тел равны. - если нет, то массу второго тела можно вычислить из соотношения скоростей . Масса и инертность Знаю я с седьмого класса: Главное для тела – масса. Если масса велика, Жизнь для тела нелегка: С места тело трудно сдвинуть, Трудно вверх его подкинуть, Трудно скорость изменить. Только в том кого винить?
Как без всяких весов убедиться, что массы близнецов-братьев Мити и Вити одинаковы ? Задача № 71 Ответ. Пусть братья с одинаковой скоростью помчатся по школьному коридору навстречу друг другу. Потом надо измерить веревочкой, на одинаковое ли расстояние отлетели братья от точки столкновения лбами. Если да, то да. Если нет — значит одного из братьев в роддоме подменили.
Хорошо упитанная крупная молекула полихлорвинила с большой скоростью выскочила на перекресток и наехала на зазевавшуюся посреди улицы хилую, несчастную маленькую молекулу хлора. Кто отлетел от перекрестка? Задача № 72 Ответ. Молекула хлора, обладающая меньшей массой. Куда смотрит молекулярное ГАИ?
Когда туманным вечером Ляля, внезапно разлюбив Мишу, выпрыгнула на берег из лодки, в которой они последний раз поцеловались, ее масса была 96 кг. Во сколько раз скорость, приобретенная Лялей при прыжке, меньше начальной скорости с грустью поплывшего в туман Миши, если всем известно, что Мишина масса вместе с его байдаркой 48 кг. Задача № 74 Ответ. Если масса оставшихся наедине лодки и Миши вдвое меньше Лялиной, то скорость, приобретенная этой парочкой в миг разлуки с Лялей, в два раза больше начальной Лялиной скорости.
Действие одного тела на другое приводит к изменению скорости этих тел . 2. Действие одного тела на другое приводит к деформации тела . 3. В природе существует взаимодействие тел, результатом которого является изменение скорости этих тел или их деформации .
Рефлексия 1-й сектор – оценка содержания, материала урока. 2-й сектор – оценка формы проведения урока. 3-й сектор – оценка деятельности учителя. 4-й сектор – оценка своей деятельности.
§ 19 Творческое задание «Что было бы с телами, если вдруг исчезли все взаимодействия» Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».
Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного. На уроке вводится понятие сил...
Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».
Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного. На уроке вводится понятие сил...
Духовно-нравственное воспитание на уроках физики (педагогическое исследование, включающее разработки внеклассного мероприятия "Наука ковала победу"и урока физики"Использование электроэнергии" )
В работе «Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках физики» обозначены некоторые пути решения проблемы духовно-нравственного воспитания школьников на уроках физики, показано,как...
Реализация ФГОС на уроках физики. Технологическая карта урока физики по теме.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государствен...
мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».
Цели урока:Образовательные:повторить и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила. Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...
Интегрированный урок физики и русского языка на тему «Механическое движение. Правильное употребление причастных оборотов на уроке физики»
Интегрированный урок физики и русского языка на тему «Механическое движение. Правильное употребление причастных оборотов на уроке физики.»...
методическая разработка к урокам физики 7- 11 класс "Создание ситуации успеха на уроке физики"
Современный урок – это урок активного участия ученика в освоении новых знаний. Активность учащегося должна иметь мощную мотивацию, основанную на внутренней потребности к познанию нового. Одной из движ...