Практикум по решению задач
рабочая программа по физике (9 класс)

Программа курса по физике «Практикум по решению задач» для 9 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа курса по физике

«Практикум по решению задач»

для 9 класса


Пояснительная записка

Образовательное, политехническое и воспитательное значение решения задач при изучении школьного курса физики трудно переоценить. Основные понятия и законы физики не могут быть усвоены на достаточно высоком уровне, если их изучение не будет сопровождаться решением различного типа задач: качественных, расчетных, графических и других. На изучение физики в 9 классе по данной программе отводится 68 часов, 2 часа в неделю. Этого количества часов недостаточно для осмысленного подхода к решению задач, формированию достаточного уровня знаний, позволяющему учащимся сделать выбор профиля, связанного с расширенным изучением физики. Согласно концепции профильного обучения в профильной школе вводятся элективные предметы для построения индивидуальных образовательных траекторий. В рамках данного курса рассматриваются нестандартные подходы к решению физических задач, овладение которыми поможет в подготовке к ОГЭ по физике. Необходимость разработки данной программы вызвана отсутствием типовых программ таких элективных предметов. Элективный курс «Практикум по решению задач» предназначен для учащихся 9-х класса, выбирающих физико-математический профиль обучения в старшей школе. Этот курс  систематизирует знания и способствует успешной сдаче ГИА за курс основной школы. Программа направлена на создание условий для организации эффективной системы предпрофильной подготовки, способствующей самоопределению обучающихся в выборе способа дальнейшего образования, профиля обучения.

Цель курса: углубить и систематизировать знания учащихся 9 классов по физике путем решения задач повышенной сложности и способствовать их профессиональному определению.

Задачи курса:

  • углубить и систематизировать знания учащихся по физике, научить их методически правильно и практически эффективно решать задачи;
  • усвоить учащимися общие алгоритмы решения задач;
  • овладеть методами решения  задач повышенной сложности.
  • использовать знания по математике при решении физических задач.
  • развить навыки работы учащихся с дополнительной учебной, научно-популярной литературой;
  • развитие интереса к физике;
  • развитие логического мышления и монологической речи;
  • развивать способности учащихся к исследовательской деятельности;
  • предоставить учащимся возможность уточнить собственную готовность и способность осваивать в дальнейшем программу физики на повышенном уровне;
  • создать учащимся условия для подготовки к ЕГЭ по физике.

Структура курса

Необходимость преподавания элективного курса вызвана недостаточностью количества часов, отведенных в программе 9 класса на отработку навыка решения задач, что препятствует более глубокому пониманию учащимися физических процессов и качественной подготовке к сдаче ОГЭ по физике. Данный курс рассчитан на 9 часов. Занятия проводится 1 час в неделю в течение одной четверти. Включенный в программу материал предполагает повторение и углубление следующих разделов физики:

  • основы кинематики;
  • основы динамики;
  • законы сохранения.

Основные методические особенности курса:

Отличительная особенность данного курса в максимальной ориентации на междисциплинарный подход в обучении, на развитие самостоятельности детей, их самопознания, самооценки, теоретическая и исследовательская основа, гибкость и вариативность учебного процесса.

Данный элективный курс содержит комплекс задач и тестов для обобщения изученного материала за курс механики, поскольку без знания механики невозможно усвоение всего остального школьного курса физики. В данном случае речь идёт не о накоплении массы задач, а о выработке алгоритма решения задач по ключевым темам механики.

На занятиях планируется разбор задач, решение которых требует непросто механической подстановки данных в готовое уравнение, а, прежде всего, осмысление самого явления, описанного в условии задачи. Отдаётся предпочтение задачам, приближенным к практике, родившимся под влиянием эксперимента. При организации занятий используются и проблемное обучение, и проектная технология, которая помогает готовить учащихся к жизни в условиях динамично меняющегося общества.

При проведении занятий предусмотрена реализация дифференцированного и личностно-ориентированного подходов, которые позволят ученикам двигаться внутри курса по своей траектории и быть успешными.

Формы организации учебных занятий

Для реализации целей и задач данного прикладного курса предполагается использовать следующие формы занятий: эвристические беседы, практикумы по решению задач, работа в малых группах, консультации, зачет, тестирование. На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решение и обсуждение решения задач, подбор и составление задач на определенную тему, подготовка и защита учащимися алгоритмов решения задач. Все занятия должны включать в себя самостоятельную работу.

Ожидаемые результаты

На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся достигнут следующих результатов:

•        расширение знаний об основных алгоритмах решения задач, различных методах приемах решения задач;

•        развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;

•        сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности;

•        получение представлений о роли физики в познании мира, физических и математических методах исследования.

Контроль и система оценивания

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических и тестовых работ. Итоговый контроль реализуется в форме традиционного зачёта. Возможно проведение репетиционного экзамена.

Учебно-тематический план

Тема

К-во часов

Вид занятия

Графики движения

1

Консультация, практикум по решению задач

Движение по окружности

1

Эвристическая беседа, работа в малых группах

Основы динамики

1

Консультация, практикум по решению задач

Силы в природе

1

Консультация, практикум по решению задач

Движение тела с горки

1

Консультация, практикум по решению задач

Энергия

1

Эвристическая беседа, работа в малых группах

КПД

1

Консультация, практикум по решению задач

ЗСЭ

1

Зачет

ЗСИ

1

Зачет

Итого

9

Содержание курса

Тема 1

Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении

Тема 2

Решение задач при движении тела по окружности.

Тема 3

Решение задач с использованием закона Ньютона и закона всемирного тяготения

Тема 4

Решение задач на вычисление различных сил: силы тяжести и ускорения свободного падения; силы трения и коэффициента трения скольжения; силы упругости

Тема 5

Алгоритм решения задач при движении тела под действием нескольких сил по наклонной плоскости

Тема 6

Решение задач на расчет кинетической, потенциальной и полной механической энергии

Тема 7

Решение задач на расчет механической работа и мощности, КПД установки

Тема 8

Решение задач с использованием закона сохранения энергии в механике

Тема 9

Решение задач с использованием закона сохранения импульса

Методические рекомендации

Решение физических задач – одно из важнейших средств развития мыслительных, творческих способностей учащихся. Часто на уроках проблемные ситуации создаются с помощью задач, а этим активизируется мыслительная деятельность учащихся. Ценность задач определяется, прежде всего, той физической информацией, которую они содержат. Поэтому особого внимания заслуживают задачи, в которых описываются классические фундаментальные опыты и открытия, заложившие основу современной физики, а также задачи, в которых есть присущие физике методы исследования.

Алгоритм решения физических задач.

1. Внимательно прочитай и продумай условие задачи.

2. Запиши условие в буквенном виде.

3. Вырази все значения в системе СИ.

4. Выполни рисунок, чертёж, схему.

5. Проанализируй, какие физические процессы, явления происходят в ситуации, описанной в задаче, выявите законы (формулы, уравнения), которым подчиняются эти процессы, явления.

6. Запиши формулы законов и реши полученное уравнение или систему уравнений относительно искомой величины с целью нахождения ответа в общем виде.

7. Подставь числовые значения величин с наименование единиц их измерения в полученную формулу и вычисли искомую величину.

8. Проверь решение путём действий над именованием единиц, входящих в расчётную формулу.

9. Проанализируй реальность полученного результата.

Дидактические материалы, используемые на занятиях элективного курса, содержат таблицы, формулы, алгоритмы, раздаточный материал, тесты, которые помогают активизировать деятельность учащихся на занятиях.

Список литературы

  1. Кабардин О.Ф. Физика. 9кл.: Сборник тестовых заданий для подготовки к итоговой аттестации за курс основной школы / О.Ф. Кабардин.-М.: Дрофа, 2015. – 219, (5) с.: ил. – (Готовимся к экзаменам)
  2. ПѐрышкинА.В.Физика. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений–13-е –изд.;– М.: Дрофа
  3. ПѐрышкинА.В.Физика. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений–12-е –изд., стандарт...– М.: Дрофа, 2009. – 192 с.: ил.
  4. ПѐрышкинА.В.Физика. 9 класс: Учеб. для общеобразовательных учреждений / А.В.Пѐрышкин,Е.М. Гутник.– 14-е –изд.,стандарт... – М.: Дрофа, 2009. – 256 с.
  5. Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е., Демидова М.Ю., Камзеева Е.Е. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Физика. 2015. Учебное пособие. /
  6. Н.С. Пурышева, Н.Е.Важеевская, М.Ю Демидова, Е.Е. Камзеева.–Москва: Интеллект – Центр, 2012. 256 с.
  7. Типовые тестовые задания 2016, Е.Е. Камзеева,  издательство «Экзамен», 2016
  8. Комплекс материалов для подготовки учащихся ОГЭ 2016, Н.С. Пурышева, Москва «Интеллект – Центр», 2016

Рецензия

на программу элективного курса по физике

«Практикум по решению задач»

Рецензируемая программа элективного курса по физике предназначена для обучающихся 9 класса. Данный курс является необходимым тренингом, который и расширяет, и углубляет базовый компонент, обеспечивая необходимый уровень знаний для формирования физического мышления. Содержание программы направлено на подготовку учащихся к решению заданий, которые встречаются на ОГЭ по физике. Учащиеся за отведенное время закрепляют навыки чтения графиков, решения тестовых задач, решают основные типы текстовых задач с записью полного решения.

Анализ содержания программы позволяет констатировать, что содержание ее актуально, так как программа содержит материал, необходимый для достижения запланированных целей обучения. Данный элективный курс отличается полнотой содержания учебного материала, включенного в программу. Программа обеспечивается необходимым для её реализации учебно-методическим комплексом. Для достижения запланированных результатов используются активные методы обучения.

Актуальность элективного курса «Практикум по решению задач» определяется тем, что данный курс поможет учащимся оценить свои возможности и сделать выводы об уровне своей готовности к ОГЭ по физике.

Курс ориентирован на учащихся, обладающих достаточной математической подготовкой, проявляющих интерес к предмету и желающих углубить свои знания, умения и навыки для успешной сдачи экзаменов. В нем конкретно определены ожидаемые результаты обучения и методы проверки их достижимости. Курс может быть реализован с имеющимися в школе материально-техническими средствами обучения. С точки зрения формальной структуры в программе содержатся все необходимые разделы.

Таким образом, программа данного элективного курса рекомендована к внедрению в учебный процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум по решению задач на сцепленное наследование генов и наследование, сцепленное с полом

Цель урока: формирование умений решать генетические задачи, применять теоретические знания на практикеРассматриваются задачи на сцепленное наследование генов и сцепленное с полом наследование...

Элективный курс "Практикум по решению задач"

Основная цель курса- это  решение задач повышенной сложности и подготовка учащихся к новой системе государственной (итоговой) аттестации по алгебре в 9 классе....

Элективный курс "Практикум по решению задач"

Цель курса:на основе коррекции базовых математических знаний учащихся совершенствовать математическую культуру и творческие способности учащихся. Интеллектуальное развитие учащихся, формирование...

элективный курс "Практикум по решению задач"

Программа элективного курса «Практикума по решению задач» предназначена для учащихся 9-11 классов, то есть, рассчитана на 3 года обучения. Преподавание элективного курса строится как углубленное изуч...

Практикум по решению задач на определение поясного времени

Данная работа предназначена для учащихся 8 класса и направлена на отработку навыка определения поясного времени по карте "Часовые пояса" и без использования карты. Представлено достаточное количество ...

элективный курс "Практикум по решению задач"

Курс разработан с целью подготовки учащихся 11 классов к итоговой аттестации....

Элективный курс физики для 11-х классов "Практикум по решению задач"

Программный материал рассчитан  для учащихся  10-11 классов на 1 учебный час в неделю.  Настоящая программа является примерной и может быть положена в основу программы элективного...