Методические рекомендации к самостоятельным работам по физике
методическая разработка по физике (10, 11 класс)
Методические рекомендации к самостоятельным работам по физике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met.rek_._k_sam.rab_.-_oup._fizika-zio.docx | 870.89 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
города Москвы «Московский колледж управления, гостиничного бизнеса
и информационных технологий «Царицыно»
(ГБПОУ Колледж «Царицыно»)
Методические рекомендации
по выполнению самостоятельных работ
по дисциплине ОУП.10 Физика
(углубленный уровень, профильный)
Москва
2021
Методические рекомендации рассмотрены на заседании кафедры общеобразовательных дисциплин. Рекомендованы к использованию в учебном процессе.
Протокол от ___________г. № ___
Заведующий кафедрой общеобразовательных дисциплин Клюева И.В.
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по дисциплине ОУП.10 Физика (углубленный уровень, профильный) / Першунина Е.В. - М.: ГБПОУ Колледж "Царицыно", 2021 - 44с.
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по дисциплине ОУП.10 Физика (углубленный уровень, профильный) предназначены для студентов первого курса ГБПОУ Колледж "Царицыно", обучающихся по специальностям 21.02.05 Земельно-имущественные отношения. Методические рекомендации используются для организации самостоятельных работ по физики.
Введение
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по дисциплине ОУП.10 Физика (углубленный уровень, профильный) разработаны для организации самостоятельных работ студентов первого курса, обучающихся по специальностям 21.02.05 Земельно-имущественные отношения.
Методические рекомендации составлены на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования.
Методические рекомендации содержат:
- Общие правила оформления задач по физике.
- Задачи по физике для самостоятельного решения и примеры решения типовых задач.
- Рекомендации по выполнению проектной работы.
- Рекомендации по написанию рефератов.
- Рекомендации по созданию презентации.
- Рекомендации по работе с таблицами.
- Рекомендации по составлению опорного конспекта.
- Рекомендации по подготовке сообщения.
Самостоятельная работа определяется как индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства педагога, но по его заданиям и под его контролем. Самостоятельная работа студентов является одной из основных форм внеаудиторной работы при реализации учебных планов и программ.
Самостоятельная внеаудиторная работа по физике проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний студентов;
- углубления и расширения теоретических знаний;
- развития познавательных способностей и активности студентов,
самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию,
самосовершенствованию и самореализации;
- формирования умений планировать и выполнять свою работу.
Содержание
| 5 |
| 6 |
| 32 |
| 32 |
| 33 |
| 33 |
| 36 |
| 39 |
| 43 |
Общие правила оформления задач по физике
1. Итак, внимательно читаем условия задачи и разбираемся, на какую тему эта задача, т.е. о каких величинах идет речь, какие физические процессы рассматриваются в данной задаче. Иногда, не обратив внимания на одно единственное слово в условиях, вы не сможете далее решить задачу!
2. Записываем краткие условия в левом столбике под словом "Дано", сначала буквенное обозначение физической величины, затем ее числовое значение. Обратите внимание, иногда какие-то данные записываются в условии не числом, а словами. Например: вода при кипении... Вспомните температуру кипения воды при нормальных условиях и запишите ее числом +100 градусов по шкале Цельсия. Всегда оставляйте свободное место в этой колонке, ведь в процессе решения могут понадобиться дополнительные справочные данные, о которых вы даже не подозревали вначале.
Записывайте числовые данные с единицами измерения. Это обязательное требование при решении задач по физике! Если запись единицы измерения представляет собой дробь записывайте ее только с горизонтальной дробной чертой. Определитесь с тем, что же надо найти в задаче, и запишите буквенное обозначение этой физической величины под словом "Найти". Проверяющий не будет делать вам снисхождения, если вы рассчитаете другую величину! В этом случае задача не будет засчитана! "Какие никому не нужные тонкости!"-думаете вы сейчас.
3. Обычно решение задачи проводят "в системе СИ". Не забудьте рядом с краткими условиями выделить столбик для перевода единиц в систему СИ (даже, если это и не требуется в данной задаче). Трудный перевод всегда можно письменно сделать в решении.
4. Существуют задачи, решение которых немыслимо без чертежа! Например, задачи на движение: координатная ось, вектора скорости, ускорения, перемещения, действующих сил ... Зачастую именно чертеж позволяет разобраться в такой задаче. И даже, если задача не на движение, рисунок к задаче поможет вам.
5. В физике любому расчету должна предшествовать запись формулы, а все величины в решении должны записываться с единицами измерения. Решать задачу можно двумя способами:
а) решать по действиям;
б) решать в общем виде, т.е. сделать вывод окончательной формулы, а затем один завершающий расчет. Во втором случае помогает раскручивание решения с конца. Подумайте, что вам надо знать для расчета искомой величины? И решайте задачу как бы в обратную сторону.
6. Обязательно проверьте ответ! И, наконец, запишите слово "Ответ" и рядом вычисленную величину, не забыв указать единицы измерения.
Задачи по физике
ДВИЖЕНИЕ ПО ГОРИЗОНТАЛИ ПОД ДЕЙСТВИЕМ НЕСКОЛЬКИХ СИЛ. ДИНАМИКА.
Задача 1 Какую силу надо приложить, чтобы везти сани массой 10 кг по горизонтальной прямой дороге, прикладывая к ним сзади силу под углом 30o к горизонту, если коэффициент трения равен 0,3?
Задача для самостоятельного решения:
Задача 2 Определить массу тела, движущегося под действием силы тяги 200 кН по прямолинейному горизонтальному пути, если его уравнение движения х = 0,2t2.
ДВИЖЕНИЕ ПО НАКЛОННОЙ ПЛОСКОСТИ. ДИНАМИКА.
Задача 1 Сани спускаются с горы высотой 20 метров и длиной 100 метров с ускорением 1 м/с. Определить коэффициент трения.
Задача 2 C каким ускорением будет скользить вниз ящик по наклонной плоскости, если коэффициент трения равен 0,9, а угол наклонной плоскости относительно горизонтали составляет 60o?
Задача 3 Какую силу надо приложить к тележке массой 200 кг, чтобы она двигалась вверх по наклонной плоскости с ускорением 0,5 м/с2, если коэффициент трения равен 0,2, а наклонная плоскость составляет с горизонталью угол 30o?
ДВИЖЕНИЕ СВЯЗАННЫХ ТЕЛ. ДИНАМИКА.
Задача 1 Брусок массой 3,5 кг под действием подвешенного груза меняет свою скорость от 0 до 10 м/с. Найти коэффициент трения бруска о плоскость.
Задача 2 К тросу, перекинутому через неподвижный блок, подвешены 2 груза массами 0,2 и 0,25 кг. Определить ускорение свободного падения, если после подвешивания система грузов пришла в движение и за 2 секунды каждый из грузов сместился на 216 см.
ДВИЖЕНИЕ ПО ОКРУЖНОСТИ.
Задача 1 C какой скоростью велосипедист проходит закругление с радиусом 25 метров, если центростремительная скорость его движения равна 4 м/с?
Задача 2 Колесо радиусом 40 см делает один оборот за 0,4 секунды. Найти скорость точек на ободе колеса.
Задача 3 Колесо велосипедиста имеет радиус 40 см. С какой скоростью едет велосипедист, если колесо делает 4 оборота в секунду? Чему равен период вращения колеса?
Задача 4 С какой скоростью велосипедист должен проходить середину выпуклого моста радиусом 22,5 метра, чтобы его центростремительное ускорение было бы равно ускорению свободного падения?
Задача 5 Чему равно центростремительное ускорение тела, движущегося по окружности радиусом 50 см при частоте вращения 5 оборотов в секунду?
Задача 6 Скорость точек экватора Солнца при его вращении вокруг своей оси равно 2 км/с. Найти период вращения Солнца вокруг своей оси и центростремительное ускорение точек его экватора.
Задача 7 Какова скорость движения автомобиля, если его колесо радиусом 30 см делает 500 оборотов в минуту?
Задача 8 Чему равна центростремительная сила и центростремительное ускорение, действующие на пращу массой 800 г, вращающуюся на веревке длиной 60 сантиметров равномерно со скоростью 2 м/с?
Задача 9 Период обращения космического корабля вокруг Земли равен 90 минутам. Высота подъема корабля над поверхностью Земли составляет 300 км, радиус Земли равен 6400 км. Определить скорость корабля.
ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ИМПУЛЬСА
Задача 1 Шар массой 2 кг движется со скоростью 4 м/с и сталкивается с неподвижным шаром массой 6 кг. Какова будет скорость и направление движения первого шара после упругого удара, если скорость неподвижного шара после удара окажется равной 1 м/с?
Задача 2
2 шара с массами 10 кг и 20 кг движутся по горизонтальному желобу навстречу друг другу со скоростями 4 м/с и 6 м/с соответственно. Определить модуль скорости и направление движения каждого шара после неупругого столкновения.
Задача 3
C тележки массой 10 кг, которая движется по горизонтальной прямой со скоростью 1 м/с, спрыгивает мальчик массой 40 кг со скоростью 3 м/с в направлении противоположном направлению движения тележки. Определить скорость тележки сразу после прыжка мальчика.
Задача 4
На тележку массой 6 кг, движущуюся со скоростью 2 м/с, сверху вертикально вниз падает кирпич массой 2 кг. Какова будет скорость тележки сразу после падения кирпича?
МКТ. ТЕРМОДИНАМИКА.
Задача 1 Определить относительную молекулярную массу молекулы воды.
Задача 2 Сколько молекул в 4 молях углекислого газа?
Задача 3 Какое количество вещества (в молях) содержится в 2 дм3 воды?
Задача 4 Чему равна масса молекулы азота, если известна молярная масса азота.
Задача 5 Определить число атомов в 2 м3 меди, если известны молярная масса меди и ее плотность.
Задача 6 Под каким давлением находится газ в сосуде, если известны средний квадрат скорости его молекул, концентрация молекул и масса одной молекулы.
Задача 7 Определить среднюю кинетическую энергию каждого атома газа в колбе, заполненной гелием, если известны объем колбы, общее число атомов газа, давление газа в колбе.
Задача 8 Вычислить средний квадрат скорости движения молекул газа, если известны масса газа, объем газа и давление газа.
Задача 9 Определить объем алмаза (модификация углерода), если известны плотность алмаза и общее число атомов данного алмаза.
Задача 10 Сколько молекул содержится в 4 г водорода?
Задача 11 Определить молярную массу и массу молекулы газа метана.
Задача 12 Определить среднюю кинетическую энергию молекулы одноатомного газа и концентрацию молекул, если известны температура и давление газа.
Задача 13 Определить количество молекул в газе, если известны объем, давление и температура газа.
Задача 14 Определить массу молекулы газа, если известны температура газа и средняя квадратичная скорость молекул газа.
Задача 15 Определить количество молекул в газе объемом 2 литра при нормальном давлении (101 325 Па), если известна средняя кинетическая энергия молекул.
Задача 16 Определить массу одной молекулы газа при нормальном атмосферном давлении (101325 Па), если известны объем газа, общее число молекул газа и средний квадрат скорости молекул.
ЗАКОНЫ ИДЕАЛЬНОГО ГАЗА И УРАВНЕНИЕ СОСТОЯНИЯ.
Задача 1 Найти массу природного горючего газа объемом 64 м3, считая, что объем указан при нормальных условиях. Молярную массу природного газа считать равной молярной массе метана (СН4).
Задача 2 Воздух объемом 1,45 м3, находящийся при температуре 20oC и давлении 100 кПа, превратили в жидкое состояние. Какой объем займет жидкий воздух, если его плотность 861 кг/м3?
Задача 3 Какое количество вещества содержится в газе, если при давлении 200 кПа и температуре 240 К его объем равен 40 литров?
Задача 4 В одинаковых баллонах при одинаковой температуре находятся водород (H2) и углекислый газ (CO2). Массы газов одинаковы. Какой из газов и во сколько раз производит большее давление на стенки баллона?
Задача 5 Газ при давлении 0,2 МПа и температуре 15оС имеет объем 5 литров. Чему равен объем газа этой массы при нормальных условиях?
Задача 6 При температуре 27оС давление газа в закрытом сосуде было 75 кПа. Каким будет давление при температуре -13оС?
Задача 7 В баллоне находится газ под давлением. Определить, какой объем занимал бы этот газ при нормальных условиях (t=0oC, давление 101 325 Па), если известны объем баллона - V1, температура газа в баллоне - t1, давление газа в баллоне - p1.
Задача 8 Определить давление сжатого воздуха в баллоне, если известны вместимость баллона, температура и масса газа.
Задача 9 В баллоне находится смесь газов (гелий и аргон). Определить давление смеси газов на стенки сосуда, если известны вместимость баллона, температура смеси и масса каждого газа.
Задача 10 Определить молярную массу газа, если известна его плотность и температура при нормальном атмосферном давлении.
Задача 11 Баллон заполнен газом, известны вместимость баллона - V1, температура газа - t1 и давление газа - p1. Какой объем занимал бы этот газ при нормальных условиях (температура t2=0oC, давление р2= 101 325 Па)?
Задача 12 Определить температуру газа по шкале Цельсия, если объем 4 молей газа при давлении 100 кПа составляет 20 литров.
Задача 13 Определить массу воздуха объемом 40 литров при нормальном атмосферном давлении (101325 Па) и температуре 20oC.
Задача 1 на закон сохранения электрического заряда и закон Кулона
Два одинаковых шарика обладают зарядами 8 нКл и -4 нКл. Шарики приводят в соприкосновение и разводят на прежние места. Как изменилась сила взаимодействия этих зарядов (заряженных шариков)?
Дано: ;
Найти: , – кулоновская сила после взаимодействия шариков; – кулоновская сила, которая была до соприкосновения шариков.
Решение
Переводим данные в систему СИ:
Система из двух шариков замкнутая, следовательно, сумма зарядов, входящих в эту систему, остаётся величиной постоянной (закон сохранения электрического заряда):
Так как шарики одинаковые, то при соприкосновении заряд перераспределится и заряды шариков будут одинаковыми ():
Запишем кулоновскую силу до взаимодействия зарядов (шариков):
Кулоновская сила после взаимодействия зарядов (шариков):
Отношение этих сил равно:
Ответ:
Задача 2 на закон Кулона, динамика
На тонкой шёлковой нити подвешен шарик, масса которого – 2 г. Этот шарик обладает зарядом 2 нКл. На какое расстояние надо поднести к данному шарику другой шарик, заряд которого 5 нКл, чтобы натяжение нити уменьшилось в два раза?
Дано: ; ; ;
(T – первоначальная сила натяжения, – сила натяжения после того, как поднесли другой шарик).
Найти: r
Решение
Переводим данные в систему СИ:
1. Укажем силы, действующие на шарик при отсутствии внешнего электрического поля (см. Рис. 1):
- сила натяжения – ;
- сила тяжести – .
Эти силы направлены в разные стороны. Согласно первому закону Ньютона:
(шарик находится в состоянии покоя)
Рис. 1. Иллюстрация к задаче
Сила натяжения совпадает по направлению с выбранной осью OY, сила тяжести направлена против оси OY:
2. Второй шарик подносим к первому снизу, как показано на рисунке 2 (шарики обладают положительными зарядами, поэтому сила электрического действия () будет уменьшать силу натяжения нити ()).
Рис. 2. Иллюстрация к задаче
Относительно оси OY запишем выражение:
Так как , а :
Электрическая сила () является кулоновской силой, поэтому:
Из данного выражения найдём искомое значение r – расстояние между зарядами (шариками):
; – для вакуума
м
Ответ:
Задача 3 на напряжённость электрического поля
Капля масла, масса которой , находится в электрическом поле во взвешенном состоянии. Напряжённость электрического поля равна 100 Н/Кл. Необходимо определить заряд капли масла.
Дано: ;
Найти:
Решение
Переводим данные в систему СИ:
На рисунке 3 изображена капля, находящаяся в однородном электрическом поле (между положительно заряженной плоскостью (внизу) и отрицательно заряженной плоскостью (вверху)).
Капля будет находиться в состоянии покоя, если сила тяжести, действующая на неё, и сила электрического действия () (то есть кулоновская сила, которая действует на заряд, сосредоточенный на капле) обеспечивают ей равновесие.
Рис. 3. Иллюстрация к задаче
Согласно направлению векторов действующих сил и выбранной оси OY:
Напряжённость электрического поля равна отношению электрической силы к заряду, помещённому в это поле:
Так как , то:
Из полученного выражения найдём заряд капли масла:
Ответ:
Задачи на самостоятельное решение:
- Какая сила действует на заряд 12 нКл, помещенный в точку, в которой напряженность электрического поля равна 2 кВ/м?
- Найти напряженность поля заряда 36 нКл в точках, удаленных от заряда на 9 см и 18 см.
- На каком расстоянии друг от друга заряды 1 мкКл и 10 нКл взаимодействуют с силой 9 мН?
Сила Лоренца
- Определить силу, действующую на заряд 0,005 Кл, движущийся в магнитном поле с индукцией 0,3 Тл со скоростью 200 м/с под углом 45o к вектору магнитной индукции.
- С каким ускорением движется электрон в однородном магнитном поле (вектор магнитной индукции перпендикулярен вектору скорости) с индукцией 0,05 Тл, если сила Лоренца, действующая на него, равна 5x10-13 Н.
(Так как сила Лоренца является одновременно и центростремительной силой, и электрон движется по окружности, в задаче требуется рассчитать центростремительное ускорение, которое приобретает электрон в результате действия центростремительной силы.)
Работа и мощность.
- В течение 10 мин по некоторому участку протекает электрический ток, значение которого – 250 мА. Напряжение на этом участке – 4 В. Необходимо определить мощность электрического тока, который выделяется на этом участке, и работу электрического тока, произведенную за это время.
Краткое условие задачи и решение
Дано: | СИ | Решение |
t = 10 мин U = 4 В I = 250 мА | 600 с 0,25 А | Ответ: А = 600 Дж; Р = 1 Вт |
Найти: А – ? Р – ? |
Комментарий к решению:
10 минут – это время протекания электрического тока. Напряжение на концах участка цепи – 4 В. Сила тока определяется как 250 мА (миллиамперметры). 1 мА = 0,001 А.
Переведем все значение в интернациональную систему (СИ):
t = 10 мин = 10∙60 с = 600 с;
І = 250 мА = 250∙0,001 А = 0,25 А.
U = 4 В (так как вольт (в системе СИ) – международная единица)
Первое уравнение – это вычисление работы.
Получаем ответ: А=600 Дж.
Существует 2 варианта определения мощности:
1. Зная, что работа равна 600 Дж, а время протекания тока – 600 с, определяем мощность по формуле, или
2.
Ответ: А = 600 Дж; Р = 1 Вт
- Две лампы мощностью 25 Вт и 100 Вт включаем в электрическую цепь под напряжением 220 В. Насколько отличается сила тока в этих лампах?
Краткое условие и решение задачи:
Дано: | Решение |
Р1 = 100 Вт Р2 = 25 Вт U = 220 В | І=I1-I2=0,45-0,11=0,34 [А] |
Найти: І – ? | Ответ: І=0,34 А |
Комментарий к решению:
І означает, что мы должны найти разность сил тока в одной лампе и в другой. Из формулы для вычисления мощности выражаем силу тока в первой лампе и во второй. Получаем, что в лампе мощностью 100 Вт протекает электрический ток в 0,45 А, в лампе с мощностью 25 Вт сила тока будет 0,11 А. Следовательно, І=0,45-0,11=0,34 А.
Лампа, которая обладает большей мощностью, будет гораздо ярче светить. Это значит, что чем больше электрический ток протекает в цепи, тем ярче будет гореть лампа. Можно заметить, что мощность первой лампы в 4 раза больше второй, тем самым в 4 раза больше и сила тока. Мощность, работа, сила тока, напряжение – величины, которые между собой связаны и характеризуют действие электрического тока.
Задачи на самостоятельное решение:
- Определить мощность тока в электрической лампе, если при напряжении 110 В сила тока в ней 200 мА.
- Определить мощность тока в электрической лампе, если сопротивление нити акала лампы 400 Ом, а напряжение на нити 100 В.
- Определить силу тока в лампе электрического фонарика, если напряжение на ней 4,5 В, а мощность 1,5 Вт.
- В горном ауле установлен ветряной двигатель, приводящий в действие электрогенератор мощностью 8 кВт. Сколько лампочек мощностью 40 Вт можно питать от этого источника тока, если 5% мощности расходуется в подводящих проводах?
- Какую работу совершит электрический ток в электродвигателе вентилятора за 20 мин, если сила тока в цепи 0,2 А, а напряжение 12 В?
- Какую работу совершит электрический ток в паяльнике за 30 мин, если сопротивление паяльника 40 Ом, а сила тока в цепи 3 А?
- Сколько времени работал электродвигатель игрушечной машины, если при напряжении 12 В и силе тока 0,1 А электрический ток совершил работу 360 Дж?
Закон Ома для участка цепи,
последовательное и параллельное соединения.
Задача 1.
Рассчитать силу тока, проходящую по медному проводу длиной 100м, площадью поперечного сечения 0,5мм2, если к концам провода приложено напряжение 6,8B.
Дано:
I=100м
S=0,5мм2
U=6,8В
I-?
Решение:
Ответ: Сила тока равна 2А.
Вопросы: Что известно из условия задачи? Какую величину необходимо определить? По какому закону будем определять силу тока? Какие величины нам неизвестны для нахождения силы тока и как их найти? ( – берется из таблицы). Теперь найдем R и полученное значение подставим в формулу для нахождения силы тока. (Перевод S в м2 не нужно делать, т.к. в единицах измерения плотности тоже присутствуют тоже мм2)
Задача 2.
В электрическую цепь включены последовательно резистор сопротивлением 5 Ом и две электрические лампы сопротивлением 500 Ом. Определите общее сопротивление проводника.
Дано:
RAB=5 Ом
RBC=500 Ом
RCD=500 Ом
RAD-?
Решение:
Ответ: Общее сопротивление проводника равно 1005 Ом.
Вопросы: Какие элементы цепи нам даны? Как найти общее сопротивление?
Задача 3.
Два резистора сопротивлением r 1 = 5 Ом и r2= 30 Ом включены, как показано на рисунке, к зажимам источника тока напряжением 6В. Найдите силу тока на всех участках цепи.
Дано:
r1=5 Ом
r2=30 Ом
U=6B
I0-?
Решение:
Ответ: Сила тока на всех участках цепи равна 1,4 А.
Вопросы: Какой тип соединения рассматривается в задаче? Что известно из условия? Какие величины необходимо найти? Как найти I0? Что для этого неизвестно? Как найти I 1 и I2?
Второй способ решения данной задачи:
Дано:
r1=5 Ом
r2=30 Ом
U=6B
I0-?
Решение:
Ответ: Сила тока на всех участках цепи равна 1,4А.
Вопросы: Какой тип соединения рассматривается в задаче? Что известно из условия? Какие величины необходимо найти? По какой формуле будем находить общий ток в цепи? Какая величина нам неизвестна при нахождении силы тока и как ее найти?
Задача 4. Определите полное сопротивление цепи и токи в каждом проводнике, если проводники соединены так, как показано на рисунке, а r1=1 Ом, r2=2 Ом, r3= 3 Ом, UAC = 11В.
Дано:
r1=1 Ом
r2=2 Ом
r3=3 Ом
UAB=11B
RAC-?
I1-?
I2-?
I3-?
Решение:
Ответ: RАС =2,2 Ом, I1=2A, I2=3 А, I3=2A.
Вопросы: Какие типы соединения изображены на рисунке? Что нужно определить? Как найти полное сопротивление и величины в него входящие? Как найти силу тока в цепи? Как определить I1 и 12? Как определить UBC?
Задача 5.
- Какому значению силы тока и напряжения соответствует точка А?
- Какому значению силы тока и напряжения соответствует точка В?
- Найдите сопротивление в точке А и в точке В.
- Найдите по графику силу тока в проводнике при напряжении 8 В и вычислите сопротивление в этом случае.
- Какой вывод можно проделать по результатам задачи?
Ответ:
- Сила тока = 0,4 А, напряжение – 4В.
- Сила тока = 0,6 А, напряжение – 6В.
- Сопротивление в т.А – 10 Ом, в т.В – 10 Ом.
- Сила тока = 0,8А, сопротивление – 10 Ом.
- При изменении силы тока и напряжения на одинаковую величину, сопротивление остается постоянным.
.
Закон Ома для полной цепи
Задача №1
В цепи, изображенной на схеме R1 = 2,9 Ом, R2 = 7 Ом, R3 = 3 Ом, внутреннее сопротивление источника равно 1 Ом. Амперметр показывает ток 1 А. Определите ЭДС и напряжение на зажимах батареи.
Найдем общее сопротивление цепи. Резисторы R2 и R3 соединены параллельно, а к ним последовательно присоединен резистор R1.
Задача №2
Определить ЭДС батареи, если известно, что при увеличении сопротивления
нагрузки в2,5 раза напряжение на нагрузке возрастает от 3,5 В до 8 В. Запишем закон Ома для полной цепи для каждого случая.
Задача №3
При разомкнутом ключе амперметр показывает ток 1 А. Какой ток покажет амперметр при замкнутом ключе? ЭДС источника 10 В, внутреннее сопротивление источника 1Ом, R1 = 5 Ом, R2= 4 Ом, R3 неизвестно.
При разомкнутом ключе ток не идет через резистор R2.
При замкнутом ключе ток проходит через все резисторы. Т.к. сопротивления второго и третьего резисторов равны, то R2,3 = R2/2.
Задача №4.
ЭДС источника тока 3 В, его внутреннее сопротивление 1 Ом, сопротивления резисторов R1 = R2 = 1,75 Ом, R3 = 2 Ом, R4 = 6 Ом. Какова сила тока в резисторе R4?
Выполнив вычисления, получаем: I4 = 0,125 А.
Электромагнитная индукция
Задача 1
За время 5 мс в соленоиде, содержащем 500 витков провода, магнитный поток равномерно убывает от 7 мВб до 3 мВб. Найдите ЭДС индукции в соленоиде.
Задача 2
Какой магнитный поток пронизывает каждый виток катушки, имеющей 1000 витков, если при равномерном исчезновении магнитного поля в течение 0,1 с в катушке индуцируется ЭДС равная 10 В?
Задача 3
Виток проводника площадью 2 см2 расположен перпендикулярно вектору магнитной индукции. Чему равна ЭДС индукции в витке, если за время 0,05 секунд магнитная индукция равномерно убывает с 0,5 Тл до 0,1 Тл?
Задача 4
В однородном магнитном поле перпендикулярно к направлению вектора индукции , модуль которого 0,1 Тл, движется провод длиной 2 метра со скоростью 5 м/с, перпендикулярной проводнику. Какая ЭДС индуцируется в этом проводнике
Задача 5
Перпендикулярно вектору магнитной индукции перемещается проводник длиной 1,8 метра со скоростью 6 м/c. ЭДС индукции равна 1,44 В. Найти магнитную индукцию магнитного поля.
Задача 6
Самолет имеет размах крыльев 15 метров. Горизонтальная скорость полета равна720 км/час. Определить разность потенциалов, возникающих между концами крыльев. Вертикальная составляющая магнитной индукции (перпендикулярно поверхности Земли) равна 50 мкТл.
Задача 7
Магнитный поток через контур проводника сопротивлением 0,03 Ом за 2 секунды изменился на 0,012 Вб. Найдите силу тока в проводнике если изменение потока происходило равномерно.
Задача 8
В однородном магнитном поле находится плоский виток площадью 10 см2, расположенный перпендикулярно вектору магнитной индукции. Какой ток течет по витку, если поле будет убывать с постоянной скоростью 0,5 Тл/с?
Задача 9
Сопротивление замкнутого контура равно 0,5 Ом. При перемещении кольца в магнитном поле магнитный поток через кольцо изменился на 5x10-3 Вб. Какой за это время прошел заряд через поперечное сечение проводника?
МАГНИТНЫЙ ПОТОК. МАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ.
Задача 1 Определить магнитный поток, проходящий через площадь 20 м2, ограниченную замкнутым контуром в однородном магнитном поле с индукцией 20 мТл, если угол между вектором магнитной индукции и плоскостью контура составляет 30o.
Задача 2 Определите магнитный поток, пронизывающий плоскую прямоугольную поверхность со сторонами 25 см и 60 см, если магнитная индукция во всех точках поверхности равна 1,5 Тл, а вектор магнитной индукции образует с нормалью к этой поверхности угол, равный: а) 0, б) 45o, в) 90o.
Задача 3 Магнитный поток внутри контура, площадь поперечного сечения которого 60 см2, равен 0,3 мВб. Найдите индукцию поля внутри контура. Поле считать однородным.
Задача 4 Определить магнитную индукцию магнитного поля, если магнитный поток через площадь 500 см2, ограниченную контуром, составил 9x10-4 Вб. Угол между вектором магнитной индукции и плоскостью контура составляет 60o.
Задача 5 Протон, влетев в магнитное поле со скоростью 100 км/с, описал окружность радиусом 50 см. Определить индукцию магнитного поля, если заряд протона составляет 1,6х10-19 Кл, а масса равна 1,67х10-27 кг.
Критерии оценки выполненной работы:
Оценка | Критерии выставления оценки | Примечания |
Отлично | Задание выполнены полно и без ошибок или имеется небольшая неточность (негрубая ошибка) | Полнота представленной информации. Своевремен-ность выполнения задания. |
Хорошо | ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок. | |
Удовлетворительно | работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные | |
Неудовлетворительно | работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок. |
Рекомендации по составлению опорного конспекта
Требования к составлению конспекта: конкретность, сохранение внутренней последовательности и логики; фактичность и отсутствие многословия; стилистика плана; в зависимости от вида обрабатывается одна или несколько тем.
Текстовый конспект - краткое изложение или краткое содержание материала.
Основные требования к написанию конспекта: системность, логичность изложения материала, краткость, убедительность и доказательность.
Этапы конспектирования:
- Обдумай, в какой последовательности лучше изложить содержание текста.
2. Составь план в виде схемы (так легче запомнить текст,
понять логику изложения).
3. Запись трудного текста осуществляй по абзацам;
- запись веди своими словами, не переписывай текст учебника;
- стремись к краткости;
- пользуйся правилами записи текста;
- сопровождай запись основных мыслей примерами, таблицами.
4. Осуществи запись новых терминов, понятий.
5. Выдели главные факты, выводы, идеи.
Рекомендации по работе с таблицами
Таблица (из лат. tabula «доска») — способ передачи содержания, заключающийся в организации структуры данных, в которой отдельные элементы помещены в ячейки, каждой из которых сопоставлена пара значений — номер строки и номер колонки. Таким образом, устанавливается смысловая связь между элементами, принадлежащими одному столбцу или одной строке.
Алгоритм заполнения таблицы:
1. Прочтите названия оглавлений таблицы.
2. Прочтите текст учебника и с помощью карандаша, укажите в нем
материалы к каждой графе.
3. Запишите в соответствующие графы таблицы указанные материалы
из текста в сокращенном виде.
Рекомендации по подготовке сообщения
Сообщение – это краткое изложение тенденций, явлений, составляющих проблемы; информационная выдача данных, каких-либо сведений (знаковых, текстовых, изобразительных, числовых). Сообщение отличается краткостью, конкретностью лаконичностью и чаще носит характер оповещения, чем анализа, обобщения. При завершении раздела сообщения имеют аналитический характер и могут отражать определенные тенденции в развитии явления или в разработке проблемы. Требования к составлению сообщения: информативность, краткость, конкретность, лаконичность, характер оповещения
Рекомендации по подготовке реферата
Цель работы над рефератом – обретение студентом навыков библиографического поиска необходимой литературы, аналитической работы с книгой и периодикой, обобщение информации из используемых источников и последующего письменного оформления текста.
Реферат готовится на основе анализа не менее четырех-шести научных и литературных источников. Во введении к реферату обосновывается выбор темы, дается анализ актуальности и глубины главной проблемы реферата. В реферате должно быть представлено мнение различных авторов по общей теме.
Алгоритм подготовки реферата:
1. Продумайте тему работы, определите содержание, составьте
предварительный план.
2. Составьте список литературы, изучая её, фиксируйте материалы, которые
планируете включить в текст работы, распределяя их по разделам
составленного Вами плана работы.
3. Делайте сноски к используемым материалам.
4. Во введении к работе раскройте актуальность темы, предмет и объект
изучения, укажите цель и задачи работы, методы изучения темы.
5. Последовательно раскройте все предусмотренные планом вопросы,
обосновывайте, разъясняйте основные положения, подкрепляйте их
конкретными примерами и фактами.
6. Проявляйте своё личное отношение, отразите в работе свои собственные
мысли.
7. В заключительной части работы сделайте выводы.
8. Перечитайте работу и зафиксируйте замеченные недостатки, исправьте их.
Критерии оценки реферата:
Реферат - наименее самостоятельная разновидность студенческой работы и к нему предъявляется меньше требований. По определению, реферат не должен содержать никаких элементов новизны. Достаточно грамотно и логично изложить основные идеи по заданной теме, содержащихся в нескольких источниках, и сгруппировать их по точкам зрения. Для реферата вполне достаточно, если вы, солидаризируясь с одной из излагаемых точек зрения, сумеете обосновать, в чем вы видите ее преимущество.
Объем реферата должен быть не менее 5 и не более 15 печатных страниц через два интервала. В тексте не должно быть ничего лишнего, не относящегося к теме или уводящего от нее, никаких ненужных отступлений. Соответствие содержания реферата заявленной теме составляет один из критериев его оценки. Ваша задача состоит в том, чтобы с максимальной полнотой использовать рекомендованную литературу, правильно, без искажений смысла понять позицию авторов и верно передать ее в своей работе.
Наконец, очень важно, быть может, даже важнее всего, чтобы текст был правильно оформлен. Именно в процессе написания рефератов приобретается и оттачивается необходимое для будущего научного работника умение грамотно сослаться на используемые источники, правильно процитировать авторский текст. Построение реферата вытекает из поставленных перед ним задач. Оно напоминает строение школьного сочинения. При написании реферата необходимо следовать следующим требованиям:
1. Текст первоисточников (как печатных изданий, так и Интернет-источников) необходимо не копировать, а перерабатывать (собственные выводы после осмысления текста вынести в заключительную часть).
2.Если используется дословная выдержка из текста, то она должна быть оформлена по правилам цитирования (в таком случае цитирование не будет являться плагиатом):
- цитата должна быть выделена особым шрифтом (уменьшенным шрифтом, курсивом) или кавычками (« », „ “);
- обязательна ссылка на источник. Ссылку следует оформить подстрочной сноской.
Оглавление - это план реферата, в котором каждому разделу соответствует номер страницы, на которой его можно найти. Текст делится на три части: введение, основную часть и заключение.
Во введении вы должны обосновать актуальность выбранной темы, сформулировать и кратко охарактеризовать основную проблему, цель и задачи своей работы, используемые источники литературы.
Основная часть представляет собой главное звено логической цепи реферата. В нее может входить несколько глав, но она может быть и цельным текстом. В основной части последовательно, с соблюдением логической преемственности между главами, раскрывается поставленная во введении проблема, прослеживаются пути ее решения на материалах источников, описываются различные точки зрения на нее и высказывается ваше отношение к ним. Иногда, если это необходимо, текст реферата может быть дополнен иллюстративным материалом: схемами, таблицами, графиками. В заключении подводится общий итог работы, формулируются выводы.
При подготовке реферата студент может обращаться к преподавателю за разъяснением непонятного материала. Соответственно оформленный отчет
Структура реферата
Титульный лист.
Содержание - оглавление с обозначением нумерации страниц.
Введение. Обоснование выбора темы и её актуальности.
Основная часть. Смысловые части темы выделяются в отдельные главы. При необходимости главы разбиваются на параграфы. Раскрывая тему, следует подтверждать свои доводы фактами, цифрами и цитатами.
Заключение. Общие выводы по теме, согласие или несогласие с авторами первоисточников.
Список используемых источников.
Требования к оформлению
Общий объем реферата не более 15 страниц:
1 стр. – титульный лист,
1 стр. – содержание, 10 стр. – введение и основная часть, 1 стр. – заключение, 1 стр. – список использованных источников (до 10).
Текст работы оформляется шрифтом Times New Roman.
На первой странице печатается план, включающий в себя:
- введение;
- параграфы;
- раскрывающие суть проблемы;
- заключение
В конце реферата представляется список использованной литературы (не менее 5 источников) с точным указанием авторов, названия, места и года ее издания.
Титульный лист должен содержать следующую информацию:
1) полное название учебного заведения;
2) название учебной дисциплины;
3) заглавие (тема) работы. Наименование работы на титульном листе должно совпадать с названием темы по заданию;
4) фамилия автора;
5) должность, фамилия преподавателя,
6) город и год выполнения работы
Титульный лист является первой страницей работы, но номер страницы на ней не проставляется. Нумерация страниц начинается со второго листа.
Рекомендации по подготовке презентации
Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов - то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора (без присутствия панелей программы). Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже – раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов адекватно содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов). На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки:
1 стратегия: на слайды выносится опорный конспект выступления и ключевые слова с тем, чтобы пользоваться ими как планом для выступления.
В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:
♣ объем текста на слайде – не больше 7 строк;
♣ маркированный/нумерованный список содержит не более 7 элементов;
♣ отсутствуют знаки пунктуации в конце строк в маркированных и нумерованных списках;
♣ значимая информация выделяется с помощью цвета, кегля, эффектов анимации. Особо внимательно необходимо проверить текст на отсутствие ошибок и опечаток. Основная ошибка при выборе данной стратегии состоит в том, что выступающие заменяют свою речь чтением текста со слайдов.
2 стратегия: на слайды помещается фактический материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления.
В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:
♣ выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;
♣ использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением (как правило, никто из присутствующих не заинтересован вчитываться в текст на ваших слайдах и всматриваться в мелкие иллюстрации); Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. Основная ошибка при выборе данной стратегии – «соревнование» со своим иллюстративным материалов (аудитории не предоставляется достаточно времени, чтобы воспринять материал на слайдах).
Обычный слайд, без эффектов анимации должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 секунд. За меньшее время присутствующие не успеет осознать содержание слайда. Если какая-то картинка появилась на 5 секунд, а потом тут же сменилась другой, то аудитория будет считать, что докладчик ее подгоняет. Обратного (позитивного) эффекта можно достигнуть, если докладчик пролистывает множество слайдов со сложными таблицами и диаграммами, говоря при этом «Вот тут приведен разного рода вспомогательный материал, но я его хочу пропустить, чтобы не перегружать выступление подробностями». Правда, такой прием делать в начале и в конце презентации – рискованно, оптимальный вариант – в середине выступления. Если на слайде приводится сложная диаграмма, ее необходимо предварить вводными словами (например, «На этой диаграмме приводится то-то и то-то, зеленым отмечены показатели А, синим – показатели Б»), с тем, чтобы дать время аудитории на ее рассмотрение, а только затем приступать к ее обсуждению. Каждый слайд, в среднем должен находиться на экране не меньше 40 – 60 секунд (без учета времени на случайно возникшее обсуждение). В связи с этим лучше настроить презентацию не на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком. Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации. Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, кегль – для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - для информации не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах.
Подумайте, не отвлекайте ли вы слушателей своей же презентацией? Яркие краски, сложные цветные построения, излишняя анимация, выпрыгивающий текст или иллюстрация — не самое лучшее дополнение к научному докладу. Также нежелательны звуковые эффекты в ходе демонстрации презентации. Наилучшими являются контрастные цвета фона и текста (белый фон – черный текст; темно-синий фон – светло-желтый текст и т. д.). Лучше не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже). Неконтрастные слайды будут смотреться тусклыми и невыразительными, особенно в светлых аудиториях. Для лучшей ориентации в презентации по ходу выступления лучше пронумеровать слайды. Желательно, чтобы на слайдах оставались поля, не менее 1 см с каждой стороны. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями). Использовать встроенные эффекты анимации можно только, когда без этого не обойтись (например, последовательное появление элементов диаграммы).
Для акцентирования внимания на какой-то конкретной информации слайда можно воспользоваться лазерной указкой. Диаграммы готовятся с использованием мастера диаграмм табличного процессора MSExcel. Для ввода числовых данных используется числовой формат с разделителем групп разрядов. Если данные (подписи данных) являются дробными числами, то число отображаемых десятичных знаков должно быть одинаково для всей группы этих данных (всего ряда подписей данных). Данные и подписи не должны накладываться друг на друга и сливаться с графическими элементами диаграммы.
Структурные диаграммы готовятся при помощи стандартных средств рисования пакета MSOffice. Если при форматировании слайда есть необходимость пропорционально уменьшить размер диаграммы, то размер шрифтов реквизитов должен быть увеличен с таким расчетом, чтобы реальное отображение объектов диаграммы соответствовало значениям, указанным в таблице. В таблицах не должно быть более 4 строк и 4 столбцов — в противном случае данные в таблице будет просто невозможно увидеть. Ячейки с названиями строк и столбцов и наиболее значимые данные рекомендуется выделять цветом. Табличная информация вставляется в материалы как таблица текстового процессора MSWord или табличного процессора MSExcel. При вставке таблицы как объекта и пропорциональном изменении ее размера реальный отображаемый размер шрифта должен быть не менее 18 pt. Таблицы и диаграммы размещаются на светлом или белом фоне. Если Вы предпочитаете воспользоваться помощью оператора (что тоже возможно), а не листать слайды самостоятельно, очень полезно предусмотреть ссылки на слайды в тексте доклада ("Следующий слайд, пожалуйста..."). Заключительный слайд презентации, содержащий текст «Спасибо за внимание» или «Конец», вряд ли приемлем для презентации, сопровождающей публичное выступление, поскольку завершение показа слайдов еще не является завершением выступления. Кроме того, такие слайды, так же как и слайд «Вопросы?», дублируют устное сообщение. Оптимальным вариантом представляется повторение первого слайда в конце презентации, поскольку это дает возможность еще раз напомнить слушателям тему выступления и имя докладчика и либо перейти к вопросам, либо завершить выступление. Для показа файл презентации необходимо сохранить в формате «Демонстрация PowerPоint» (Файл — Сохранить как — Тип файла — Демонстрация PowerPоint). В этом случае презентация автоматически открывается в режиме полноэкранного показа (slideshow) и слушатели избавлены как от вида рабочего окна программы PowerPoint, так и от потерь времени в начале показа презентации.
После подготовки презентации полезно проконтролировать себя вопросами:
∙ удалось ли достичь конечной цели презентации (что удалось определить, объяснить, предложить или продемонстрировать с помощью нее?);
∙ к каким особенностям объекта презентации удалось привлечь внимание аудитории?
∙ не отвлекает ли созданная презентация от устного выступления? После подготовки презентации необходима репетиция выступления.
Критерии оценки презентации
Содержание оценки
1. Содержательный критерий правильный выбор темы, знание предмета и свободное владение текстом, грамотное использование научной терминологии, импровизация, речевой этикет
2. Логический критерий стройное логико-композиционное построение речи, доказательность, аргументированность
3. Речевой критерий использование языковых (метафоры, фразеологизмы, пословицы, поговорки и т.д.) и неязыковых (поза, манеры и пр.) средств выразительности; фонетическая организация речи, правильность ударения, четкая дикция, логические ударения и пр.
4. Психологический критерий взаимодействие с аудиторией (прямая и обратная связь), знание и учет законов восприятия речи, использование различных приемов привлечения и активизации внимания
5. Критерий соблюдения дизайн-эргономических требований к компьютерной презентации соблюдены требования к первому и последним слайдам, прослеживается обоснованная последовательность слайдов и информации на слайдах, необходимое и достаточное количество фото- и видеоматериалов, учет особенностей восприятия графической (иллюстративной) информации, корректное сочетание фона и графики, дизайн презентации не противоречит ее содержанию, грамотное соотнесение устного выступления и компьютерного сопровождения, общее впечатление от мультимедийной презентации
Рекомендации по подготовке проекта.
Титульный лист должен содержать:
- Полное название учебного заведения, на базе которого осуществляется исследование.
Если работа выполнялась в научно-исследовательском учреждении, его название тоже нужно указать.
- Название работы;
- Имя автора/ авторов работы;
- Имя научного руководителя;
- Местонахождение учебного заведения;
- Год написания работы.
Содержание помещается на второй странице. В нем приводятся названия глав и параграфов с
указанием страниц, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно
повторять названия глав и параграфов в тексте. При оформлении заголовки ступеней
одинакового уровня необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой
последующей ступени смещаются вправо по отношению к заголовкам предыдущей
ступени. Все они начинаются с заглавной буквы. Номера страниц фиксируются в
правом столбце содержания.
Главы и параграфы нумеруются по многоуровневой системе, то есть обозначаются
цифровыми номерами, содержащими во всех ступенях номер своей рубрики и рубрики
которой они подчинены. Введение и заключение не нумеруются.
Аннотация
Это краткое изложение сути работы (исследуемой проблемы, цели исследования,
полученных результатов и выводов). Оно не должно превышать 1000-1500 знаков.
В последнее время резюме нередко сопровождается рисунком или схемой,
описывающей основные результаты работы.
Введение
Здесь описывается исследуемая проблема, актуальность, практическая и/или
теоретическая значимость исследования; определяется объект и предмет исследования,
указываются цель и задачи исследования. Все перечисленные выше составляющие
введения должны быть взаимосвязаны друг с другом.
Работа начинается с постановки проблемы, изучению которой посвящено
исследование. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что нужно изучить
из того, что раньше не было изучено?» В процессе формулирования проблемы важное
значение имеет постановка вопросов и определение противоречий.
Выдвижение проблемы предполагает далее обоснование актуальности исследования.
Необходимо дать ответ на вопрос: почему данную проблему нужно изучать в настоящее
время?
После определения актуальности необходимо определить объект и предмет исследования.
Под объектом исследования в биологических работах обычно понимают организмы
(клетки, ткани и т.п.), изучаемые для решения поставленной проблемы. Их подробное
описание нужно дать в разделе «Материалы и методы».
Предмет исследования – изучаемый процесс или явление. Он дает представление о том,
какие свойства или функции объекта рассматриваются в исследовании. Предмет
устанавливает границы научного поиска в рамках конкретного исследования и во
многом определяет методику.
Кроме объекта и предмета исследования, во введении должны быть четко определены цель и задачи исследования.
Под целью исследования понимают конечные научные и практические результаты,
которые должны быть достигнуты в итоге его проведения.
Задачи исследования представляют собой все последовательные этапы выполнения
исследования, необходимые для достижения поставленной цели.
Важный момент для большинства (но не всех!) типов исследований –
формулирование гипотезы, которая должна представлять собой логическое, научно
обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее специального
доказательства его правильности.
Гипотеза должна отвечать следующим требованиям:
- проверяема (фальсифицируема) – нужно четко представлять, при каких
результатах гипотеза будет отвергнута; не включает в себя слишком много
положений;
- не содержит неоднозначных понятий;
- выходит за пределы простой регистрации фактов, побуждает к их объяснению и
предсказанию;
- гипотеза может содержать конкретно новую мысль, идею;
- гипотеза не включает ценностных суждений.
Главы основной части посвящены раскрытию содержания исследовательской работы.
Обзор литературы
Первая глава основной части работы (целиком строится на основе анализа научной
литературы (в публикуемых научных статьях этот раздел обычно объединяют с
введением, а вот в диссертациях или дипломных работах он всегда присутствует). При
ее написании необходимо учитывать, что основные подходы к изучаемой проблеме,
изложенные в литературе, должны быть критически проанализированы, должны быть
сделаны соответствующие обобщения и выводы.
В этом разделе целесообразно отразить следующие аспекты:
- определить, уточнить используемые в работе термины и понятия;
- изложить основные подходы, направления исследования по изучаемой проблеме,
выявить, что известно по данному вопросу в науке, а что нет, что доказано, но
недостаточно полно и точно;
- перечислить особенности формирования (факторы, условия, механизмы, этапы) и
проявления (признаки, нормальное и патологическое функционирование) изучаемого
явления.
Материалы и методы
Постарайтесь изложить методику работы настолько подробно, чтобы при
необходимости любой желающий мог ее повторить. Воспроизводимость – одно из
важнейших требований к научным работам! В экспериментальных работах часто
бывает нужно подробно описать:
- объекты, с которыми вы проводили опыты (например, растения или животных) – их
возраст, пол, место сбора и т.п.;
- условия, в которых проводились опыты (сезон, время суток, температура,
освещенность, длительность наблюдений и др.);
- использованные приборы (их марка, точность измерений и др.) и реагенты;
- объем выборок и способ их разделения на подгруппы (например, опытную и
контрольную группу);
- использованные при обработке данных статистические методы.
Нужно не только описать методы, но и постараться обосновать их выбор.
Результаты
Этот раздел содержит описание результатов вашей работы. В большинстве
экспериментальных работ по биологии результаты количественные и содержат какие-то сравнения. Поэтому, кроме текста, в этот раздел включается иллюстративный
материал: таблицы, графики, диаграммы, фотоснимки и др. Все эти материалы
размещаются под названием Рис. или Табл. Проверьте, что нумерация рисунков и
таблиц в вашей работе сквозная и идет по порядку; разместите все рисунки так, чтобы
подписи к ним были на той же странице. Если в работе есть графики не забудьте
подписать их оси. Помните: читатель – ваш друг!
Обсуждение
Это крайне важный раздел. Он должен содержать анализ полученных результатов и их
сравнение с ранее полученными. Например, если между вашими результатами и
литературными данными есть явное противоречие – нужно постараться его объяснить.
Если вы выдвигали гипотезу – нужно обсудить, удалось ли ее подтвердить или
опровергнуть. На основании полученных данных можно выдвинуть новые гипотезы и
наметить пути их проверки в дальнейших исследованиях.
Выводы
Анализ экспериментальных данных завершается разделом Выводы. При их составлении
необходимо учитывать следующие правила:
- выводы должны вытекать из результатов данного исследования и не требовать
дополнительных исследований;
- выводы должны соответствовать поставленным задачам;
- выводы должны формулироваться лаконично, не иметь большого количества
цифрового материала;
- выводы не должны содержать общеизвестных истин, не требующих доказательств.
Список литературы
В конце работы указываются все те (и только те!) источники, на которые есть ссылки
в тексте (а не все статьи, монографии, которые прочитал автор в процессе выполнения
научно -исследовательской работы). Список литературы должен быть оформлен в
едином стиле и по единому стандарту, как и ссылки в тексте.
Приложение
Здесь располагают материалы большого объема, например, первичные результаты:
данные измерений, таблицы, графики, фотографии результатов экспериментов и т.д.
Список используемой литературы и интернет-источников
Литература:
Основная литература
- Мякишев Г.Я., Буховцев Б. Б., Сотский Н. Н. Физика. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. — М.: Просвещение, 2017.
- Мякишев Г.Я., Буховцев Б. Б., Сотский Н. Н. Физика. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. — М.: Просвещение, 2017.
- Рымкевич А. П. Физика. Задачник. 10-11 кл. Пособие для общеобразовательных учебных заведений. — М., 2019.
- Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017
- Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник задач: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017
- Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Контрольные материалы: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2016
- Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Лабораторный практикум: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017
- Мякишев Г.Я., Синяков А.З., Физика. Механика. Углубленный уровень. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. — М.: ДРОФА, 2019.
- Мякишев Г.Я., Синяков А.З., Физика. Молекулярная физика. Термодинамика. Углубленный уровень. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. — М.: ДРОФА, 2019.
- Мякишев Г.Я., Синяков А.З., Физика. Электродинамика. Углубленный уровень. 10-11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. — М.: ДРОФА, 2019.
- Мякишев Г.Я., Синяков А.З., Физика. Колебания и волны. Углубленный уровень. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. — М.: ДРОФА, 2019.
- Мякишев Г.Я., Синяков А.З., Физика. Оптика. Квантовая физика. Углубленный уровень. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. — М.: ДРОФА, 2019.
Интернет-ресурсы:
1.http://physik.ucoz.ru/index/demonstracionnye_varianty_dlja_podgotovki_k_egeh_po_fizike/0-352
2. www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов).
3. www.school.edu.ru (Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность).
4. https//fiz.1september.ru (учебно-методическая газета «Физика»)
5. www.n-t.ru/nl/fz (Нобелевские лауреаты по физике)
6. www.college.ru/fizika (Подготовка к ЕГЭ).
8. http://class-fizika.ru/sd027.html («Класс!ная физика»)
Учебно-методический отдел
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
города Москвы
«Московский колледж управления, гостиничного бизнеса
и информационных технологий «Царицыно»
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ
по дисциплине ОУП.10 Физика (углубленный уровень, профильный)
Ответственный за выпуск:
Компьютерная верстка:
Тираж 50 экз.
Печать лазерная
Отпечатано в ГБПОУ Колледж «Царицыно»
115569, г. Москва, Шипиловский проезд, д.37, к.1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для самостоятельной работы по теме: «Структурные компоненты ядра. Кариотип. Строение и функции хромосом”.
Этот материал разработан для самостоятельной работы для студентов при изучении темы "Строение ядра. Кариотип. Хромосомы человека". Здесь есть задания, схемы и рисунки по которым студенты б...
Методические рекомендации по самостоятельной работе для студентов
Представлены методические рекомендации по выполнению рефератов, докладов, работе с учебной литературой и др....
методические рекомендации для самостоятельной работы по биологии
методические рекомендации позволят самостоятельно изучить данный материал...
Методические рекомендации к самостоятельным работам
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИМСЯ 1 И 2 КУРСОВ...
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов при работе с учебной, дополнительной и справочной литературой и при составлении схем, тезисов, конспектов
Даанные методические рекомендации помогают сформировать умения работать с дополнительной и справочной литературой, электронными словарями и энциклопедиями, воспитывать культуру чтения; ознакомить с ви...
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»,базов...
Методические рекомендации к самостоятельным работам по учебной дисциплине ОУД.14 Физика
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по учебной дисциплине ОУД.14 Физика общеобразовательного цикла программы подготовки специалистов среднего звена по специальн...