Урок физики в 7 классе "Сила трения"
план-конспект урока по физике (7 класс)

Гималтдинова Гузелия Галимзяновна

Урок "Сила трения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sila_treniya.doc156 КБ

Предварительный просмотр:

Урок физики в 7 классе по теме «Трение»

Цель урока: систематизировать знания, определение места видов трения в природе, выяснение причин возникновения трения.

Блиц-опрос (вопросы демонстрируются через мультимедийный проектор) Приложение1.

  1. Что такое сила?
  2. Каким прибором измеряют силу?
  3. Опишите устройство динамометра.
  4. Что такое сила трения?
  5. Какая сила удерживает тела на наклонной плоскости?
  6. Причины возникновения силы трения?
  7. Какие виды трения вы знаете?

Ответы:

  1. Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого
    тела, приложенная к движущемуся телу и направленная против движения.
  2. Сила трения покоя.
  3. а) Шероховатости поверхностей; б) Взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел.
  4. Трение покоя, трение скольжения, трение качения, жидкое трение.

    За правильный ответ получают «ум»ы.

Работа в группах -12 минут

Группа 1.  Сравнение сил трения покоя, скольжения, качения .

Приборы и материалы: 1) динамометр, 2) брусок деревянный, 3) грузы с двумя крючками -2 шт., 4) карандаши круглые - 2 шт.

Порядок выполнения работы

1. Вычислите цену деления шкалы динамометра.

2. Измерьте максимальную силу трения покоя бруска по столу.
Для этого положите брусок на стол, а на брусок - два груза; к бруску прицепите динамометр и приведите брусок с грузами в движение.

Запишите показание динамометра, соответствующее началу движения бруска.

3. Измерьте силу трения скольжения бруска с грузами по столу.
Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно по столу при
помощи динамометра. Результат измерения силы запишите в тетрадь.

4. Измерьте силу трения качения бруска по столу. Для этого положите брусок
с двумя грузами на два круглых карандаша и перемещайте равномерно
брусок по столу при помощи динамометра

Результат измерения силы запишите в тетрадь.

6. Ответьте на вопрос: какая сила больше:

а)  максимальная сила трения покоя или сила трения скольжения?

б) сила трения скольжения или сила трения качения?

 Группа N2

Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей

Приборы и материалы: I) динамометр, 2) трибометр, 3) грузы с двумя крючками - 2 шт., 4) лист бумаги, 5) лист наждачной бумаги.

Порядок выполнения работы

1. Подготовьте в тетради таблицу для записи результатов измерений:

Вид трущихся поверхностей

Сила трение скольжения, Н

Дерево по дереву
Дерево по гладкой бумаге
Дерево по наждачной бумаге

 

2. Вычислите цену деления шкалы динамометра.

3. Измерьте силу трения скольжения бруска с двумя грузами:

а) по поверхности линейки трибометра

б) по гладкой бумаге

в) по наждачной бумаге

4. Результаты измерений запишите в таблицу.

5. Ответьте на вопросы:

1) Зависит ли сила трения скольжения:

а) от рода трущихся поверхностей?

б) от шероховатости трущихся поверхностей?

2) Какими способами можно увеличить и уменьшить силу трения
скольжения?

Группа N3

Изучение зависимости силы трения скольжения от силы давления и независимости от площади трущихся поверхностей

Приборы и материалы: 1) динамометр, 2) трибометр, 3) грузы с двумя крючками - 2 шт.

Порядок выполнения работы

1. Вычислите цену деления шкалы динамометра.

2. Положите на линейку трибометра брусок большой гранью, а на него - груз и измерьте силу трения скольжения бруска по линейке

3. Положите на брусок второй груз и снова измерьте силу трения скольжения бруска по линейке <Рисунок 10>.

4. Положите на линейку брусок меньшей гранью, поставьте на него опять два груза и снова измерьте силу трения скольжения бруска по линейке

5. Ответьте на вопрос: зависит ли сила трения скольжения:

а) от силы давления, и если зависит, то как?

б) от площади трущихся поверхностей при постоянной силе давления?

Группа N4

Сравнение сил трения покоя и веса тела.

Приборы и материалы: 1) динамометр, 2) брусок деревянный, 3) грузы с двумя крючками -2 шт.

Порядок выполнения работы

1. Вычислите цену деления шкалы динамометра.

2. Измерьте вес бруска с двумя грузами при помощи динамометра

Результат измерения веса запишите в тетрадь.

3. Измерьте максимальную силу трения покоя бруска по столу.
Для этого положите брусок на стол, а на брусок - два груза; к бруску прицепите динамометр и приведите брусок с грузами в движение

Запишите показание динамометра, соответствующее началу движения бруска.

4. Ответьте на вопрос: какая сила больше:

а) вес тела или максимальная сила трения покоя?

Обсуждение результатов работы в группах

IV. Итоговый тест (12 минут)

1. В гололедицу тротуары посыпают песком. При этом трение подошв обуви о лед ...(1 балл):

Ответ: а) не изменяется; б) уменьшается; в) увеличивается.

2. Почему шкаф с книгами бывает невозможно сдвинуть с места? (1 балл)

Ответ: а) из-за силы трения покоя; б) из-за силы трения скольжения; в) из-за силы тяжести, действующей на шкаф.

3. Перемещая ящик по полу с постоянной скоростью, прилагают силу 5Н,
направленную горизонтально. Чему равна сила сопротивления? (2 балла)

Ответ: а) 8 Н; б) 5Н; в) 0 Н.

4. Парашютист, масса которого 70 кг, равномерно опускается. Чему
равна сила сопротивления воздуха? (2 балла)

Ответ: а) 70 Н; б) 0 Н; в) 700 Н.

5. Зачем некоторые мастера смазывают мылом шурупы перед ввинчиванием их в скрепляемые детали? (1 балл)

Ответ: а) смазка уменьшает трение, поэтому шурупы легко ввинчиваются; б) смазка увеличивает трение, поэтому шурупы хорошо держатся; в) нет никакого эффекта

Дополнительное задание

Лестница у стены занимает положение, изображенное на рисунке. Укажите направление силы трения в местах соприкосновения лестницы со стеной и полом (3 балла).

Если набрано от 10 баллов и больше - оценка «5», от 8 до 9,5 баллов - оценка «4», от 5 до 7,5 баллов - оценка «3».

Задачи:

1. Зачем на шинах автомашин, колесных тракторов делают глубокий рельефный рисунок (протектор)?
2. Зачем стапеля, по которым судно спускают в воду, обильно смазывают?
3. Парашютист, масса которого 80 кг, равномерно опускается. Чему равна сила сопротивления воздуха, действующая на парашютиста?
4. Приведите примеры, когда трение приносит пользу и когда вред.

Рефлексия.

Учащиеся выбирают смайлики «Я уроком доволен», «Не совсем всё получилось, но я доволен», «Мало что получилось, но хочу понимать»

Домашнее задание

Напишите сочинение.

Темы сочинений:

  • «Трение в природе и технике».
  • «Что произошло бы, если вдруг исчезло бы трение?»

Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение скольжения. Трение качения».

Урок физики в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение скольжения. Трение качения».Цели урока:1. Обучающая- познакомить учащихся с силой трения, выяснить какие  виды силы трения существуют; в...

Конспект урока физики в 7 классе по теме: «Явление трения. Сила трения».

Конспект содержит экспериментальное задание по определению силы трения....

Разработка урока физики в 7 классе по теме "Сила трения. Трение покоя, скольжения, качения"

Разработка урока составлена для изучения физики по учебнику А.В. Пёрышкина. Урок изучения новых знаний. В урок включены элементы исследовательской деятельности учащихся, использованы приёмы груп...

Методическая разработка интегрированного урока физика+информатика «Сила трения; определение коэффициента трения скольжения с использованием электронных таблиц Microsoft Excel» - практическая работа для профессии Судоводитель

Интегрированный урок физика+информатикаУрок по физике - повторение материала по теме «Сила трения» с элементом выполнения практической работы; по информатике - закрепление имеющихся навыков  рабо...

Урок физики в 7 классе "Сила трения. трение в природе и технике"

Необычный урок. Много видов деятельности учащихся. Используется учебная карта ученика. Самооценка знаний учащихся....

Презентация к уроку физики в 7А классе "Сила трения. трение покоя"

В данной презентации наглядно и объёмно представлен материал к уроку физики в 7А классе "Сила трения. Трение покоя"....

Конспект урока физики в 7 классе по теме "Сила трения. Трение покоя"

Тип урока: поисково-исследовательский урок.Цель. Изучение явления трения и выведение понятия сила трения на основе организации поисково-исследовательской деятельности учащихся с опорой на этапы цикла ...