Урок физики в 7 классе "Сила трения"
план-конспект урока по физике (7 класс)
Предварительный просмотр:
Урок физики в 7 классе по теме «Трение»
Цель урока: систематизировать знания, определение места видов трения в природе, выяснение причин возникновения трения.
Блиц-опрос (вопросы демонстрируются через мультимедийный проектор) Приложение1.
- Что такое сила?
- Каким прибором измеряют силу?
- Опишите устройство динамометра.
- Что такое сила трения?
- Какая сила удерживает тела на наклонной плоскости?
- Причины возникновения силы трения?
- Какие виды трения вы знаете?
Ответы:
- Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого
тела, приложенная к движущемуся телу и направленная против движения. - Сила трения покоя.
- а) Шероховатости поверхностей; б) Взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел.
- Трение покоя, трение скольжения, трение качения, жидкое трение.
За правильный ответ получают «ум»ы.
Работа в группах -12 минут
Группа 1. Сравнение сил трения покоя, скольжения, качения .
Приборы и материалы: 1) динамометр, 2) брусок деревянный, 3) грузы с двумя крючками -2 шт., 4) карандаши круглые - 2 шт.
Порядок выполнения работы
1. Вычислите цену деления шкалы динамометра.
2. Измерьте максимальную силу трения покоя бруска по столу.
Для этого положите брусок на стол, а на брусок - два груза; к бруску прицепите динамометр и приведите брусок с грузами в движение.
Запишите показание динамометра, соответствующее началу движения бруска.
3. Измерьте силу трения скольжения бруска с грузами по столу.
Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно по столу при
помощи динамометра. Результат измерения силы запишите в тетрадь.
4. Измерьте силу трения качения бруска по столу. Для этого положите брусок
с двумя грузами на два круглых карандаша и перемещайте равномерно
брусок по столу при помощи динамометра
Результат измерения силы запишите в тетрадь.
6. Ответьте на вопрос: какая сила больше:
а) максимальная сила трения покоя или сила трения скольжения?
б) сила трения скольжения или сила трения качения?
Группа N2
Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей
Приборы и материалы: I) динамометр, 2) трибометр, 3) грузы с двумя крючками - 2 шт., 4) лист бумаги, 5) лист наждачной бумаги.
Порядок выполнения работы
1. Подготовьте в тетради таблицу для записи результатов измерений:
Вид трущихся поверхностей | Сила трение скольжения, Н |
Дерево по дереву |
|
2. Вычислите цену деления шкалы динамометра.
3. Измерьте силу трения скольжения бруска с двумя грузами:
а) по поверхности линейки трибометра
б) по гладкой бумаге
в) по наждачной бумаге
4. Результаты измерений запишите в таблицу.
5. Ответьте на вопросы:
1) Зависит ли сила трения скольжения:
а) от рода трущихся поверхностей?
б) от шероховатости трущихся поверхностей?
2) Какими способами можно увеличить и уменьшить силу трения
скольжения?
Группа N3
Изучение зависимости силы трения скольжения от силы давления и независимости от площади трущихся поверхностей
Приборы и материалы: 1) динамометр, 2) трибометр, 3) грузы с двумя крючками - 2 шт.
Порядок выполнения работы
1. Вычислите цену деления шкалы динамометра.
2. Положите на линейку трибометра брусок большой гранью, а на него - груз и измерьте силу трения скольжения бруска по линейке
3. Положите на брусок второй груз и снова измерьте силу трения скольжения бруска по линейке <Рисунок 10>.
4. Положите на линейку брусок меньшей гранью, поставьте на него опять два груза и снова измерьте силу трения скольжения бруска по линейке
5. Ответьте на вопрос: зависит ли сила трения скольжения:
а) от силы давления, и если зависит, то как?
б) от площади трущихся поверхностей при постоянной силе давления?
Группа N4
Сравнение сил трения покоя и веса тела.
Приборы и материалы: 1) динамометр, 2) брусок деревянный, 3) грузы с двумя крючками -2 шт.
Порядок выполнения работы
1. Вычислите цену деления шкалы динамометра.
2. Измерьте вес бруска с двумя грузами при помощи динамометра
Результат измерения веса запишите в тетрадь.
3. Измерьте максимальную силу трения покоя бруска по столу.
Для этого положите брусок на стол, а на брусок - два груза; к бруску прицепите динамометр и приведите брусок с грузами в движение
Запишите показание динамометра, соответствующее началу движения бруска.
4. Ответьте на вопрос: какая сила больше:
а) вес тела или максимальная сила трения покоя?
Обсуждение результатов работы в группах
IV. Итоговый тест (12 минут)
1. В гололедицу тротуары посыпают песком. При этом трение подошв обуви о лед ...(1 балл):
Ответ: а) не изменяется; б) уменьшается; в) увеличивается.
2. Почему шкаф с книгами бывает невозможно сдвинуть с места? (1 балл)
Ответ: а) из-за силы трения покоя; б) из-за силы трения скольжения; в) из-за силы тяжести, действующей на шкаф.
3. Перемещая ящик по полу с постоянной скоростью, прилагают силу 5Н,
направленную горизонтально. Чему равна сила сопротивления? (2 балла)
Ответ: а) 8 Н; б) 5Н; в) 0 Н.
4. Парашютист, масса которого 70 кг, равномерно опускается. Чему
равна сила сопротивления воздуха? (2 балла)
Ответ: а) 70 Н; б) 0 Н; в) 700 Н.
5. Зачем некоторые мастера смазывают мылом шурупы перед ввинчиванием их в скрепляемые детали? (1 балл)
Ответ: а) смазка уменьшает трение, поэтому шурупы легко ввинчиваются; б) смазка увеличивает трение, поэтому шурупы хорошо держатся; в) нет никакого эффекта
Дополнительное задание
Лестница у стены занимает положение, изображенное на рисунке. Укажите направление силы трения в местах соприкосновения лестницы со стеной и полом (3 балла).
Если набрано от 10 баллов и больше - оценка «5», от 8 до 9,5 баллов - оценка «4», от 5 до 7,5 баллов - оценка «3».
Задачи:
1. Зачем на шинах автомашин, колесных тракторов делают глубокий рельефный рисунок (протектор)?
2. Зачем стапеля, по которым судно спускают в воду, обильно смазывают?
3. Парашютист, масса которого 80 кг, равномерно опускается. Чему равна сила сопротивления воздуха, действующая на парашютиста?
4. Приведите примеры, когда трение приносит пользу и когда вред.
Рефлексия.
Учащиеся выбирают смайлики «Я уроком доволен», «Не совсем всё получилось, но я доволен», «Мало что получилось, но хочу понимать»
Домашнее задание
Напишите сочинение.
Темы сочинений:
- «Трение в природе и технике».
- «Что произошло бы, если вдруг исчезло бы трение?»
Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок физики в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение скольжения. Трение качения».
Урок физики в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение скольжения. Трение качения».Цели урока:1. Обучающая- познакомить учащихся с силой трения, выяснить какие виды силы трения существуют; в...
Конспект урока физики в 7 классе по теме: «Явление трения. Сила трения».
Конспект содержит экспериментальное задание по определению силы трения....
Разработка урока физики в 7 классе по теме "Сила трения. Трение покоя, скольжения, качения"
Разработка урока составлена для изучения физики по учебнику А.В. Пёрышкина. Урок изучения новых знаний. В урок включены элементы исследовательской деятельности учащихся, использованы приёмы груп...
Методическая разработка интегрированного урока физика+информатика «Сила трения; определение коэффициента трения скольжения с использованием электронных таблиц Microsoft Excel» - практическая работа для профессии Судоводитель
Интегрированный урок физика+информатикаУрок по физике - повторение материала по теме «Сила трения» с элементом выполнения практической работы; по информатике - закрепление имеющихся навыков рабо...
Урок физики в 7 классе "Сила трения. трение в природе и технике"
Необычный урок. Много видов деятельности учащихся. Используется учебная карта ученика. Самооценка знаний учащихся....
Презентация к уроку физики в 7А классе "Сила трения. трение покоя"
В данной презентации наглядно и объёмно представлен материал к уроку физики в 7А классе "Сила трения. Трение покоя"....
Конспект урока физики в 7 классе по теме "Сила трения. Трение покоя"
Тип урока: поисково-исследовательский урок.Цель. Изучение явления трения и выведение понятия сила трения на основе организации поисково-исследовательской деятельности учащихся с опорой на этапы цикла ...