Рабочая программа учебного предмета физика 9 класс. Базовый уровень
рабочая программа по физике (9 класс)

Мустафин Владимир Акрамович

Рабочая программа учебного предмета физика 9 класс. Базовый уровень.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Новоалейская средняя общеобразовательная школа» Третьяковского района Алтайского края

Рассмотрено:

На педагогическом совете

Протокол № _8__ от

«_23___»_марта_______2021 г

Согласовано

с зам. директора МКОУ

«Новоалейская СОШ»

_____________Матвеевой Т.И

«23» марта 2021 г.

Утверждаю:

И.о.директора

МКОУ «Новоалейская СОШ»

_____________Волженина Е.В.

Приказ № 19-б

От «23» марта 2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

Учебного предмета

Физика

9 класс

(базовый уровень)

 на 2021 – 2022 учебный год

                                                   

                                                Разработана: Мустафиным Владимиром

Акрамовичем

                                                                          учителем

                               первой квалификационной

 категории

с. Новоалейское

2021

1.Пояснительная записка

     Рабочая программа по физике для учащихся 9 класса МКОУ «Новоалейская сош» составлена в соответствии :

    - Федеральным государственным образовательным  стандартом ООО, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010  № 1897 (в редакции: от 29.12.2014г за №1644 и от 31.12.2015г за №1577);

    - ООП ООО МКОУ «Новоалейская сош» Третьяковского района;

    - учебным планом МКОУ «Новоалейская сош» Третьяковского района на 2018 - 2019 учебный год;

    - годовым календарным учебным графиком МКОУ «Новоалейская сош» Третьяковского района на 2019 — 2020 учебный год;

    - перечнем учебников МКОУ «Новоалейская сош» Третьяковского района;

    - Положением о рабочей программе МКОУ «Новоалейская сош» Третьяковского района утвержденного  приказом директора № 4 от  24.08. 2019г.

на основе:

    - Примерной программы по учебным предметам. Физика 7-9 классы. Естествознание 5класс, М.: «Просвещение», 2010г. – 80с. (стандарты второго поколения)

с учетом:

    - Авторской программы: А.В.Пёрышкин, Н.В.Филонович, Е.М.Гутник «Физика 7-9» (Физика. 7-9кл:рабочие программы/  сост. Е.Н.Тихонова.  -  5-е изд., переработанное - М.: Дрофа, 2015.- 400с.)

     На ступени основного общего образования физика изучается с 7 по 9 класс. Учебный план предметного курса составляет 210 учебных часов. В 9 классе на изучение физики отводится 70 учебных часов в год,  из расчета 2 учебных часа в неделю. Согласно годовому календарному графику МКОУ «Новоалейская сош» количество учебных недель на 2019 — 2020 учебный год — 34, поэтому рабочая программа не соответствует авторской  на 2 резервных часа.

 

 Формы, методы и технологии реализации рабочей программы

Формы обучения: парная, коллективная, групповая, индивидуальная

Используемые технологии:

- Технологии  проблемного обучения, проектов, уровневой дифференциации, критического мышления;

- Информационные коммуникационные технологии.

Методы обучения: проблемно-поисковые, проблемно-исследовательские, проектные, эвристические, экспериментальные, методы самоконтроля, взаимоконтроля, контроля.

Приемы: наблюдение, «сделай вывод»,  дискуссии, сравнение,  ролевые игры, анализ ситуаций.

2. Тематическое планирование

№ темы

Тема

Часов

Кол-во л.р.

Вид контроля

(кол-во)

1

Законы взаимодействия и движения тел

23

2

Контр.работа (1)

2

Механические колебания и волны. Звук.

12

1

Контр.работа (1)

3

Электромагнитное поле

16

2

-

4

Строение атома и атомного ядра

11

4

Контр.работа (1)

5

Строение и эволюция Вселенной

5

-

Итоговая к/р

6

Итоговое повторение

1

-

Итого:

68

9

К.р. – 4

Содержание учебного курса

Раздел

Содержание раздела

Предметные образовательные результаты

Законы взаимодействия и движения тел

Материальная точка. Система отсчёта. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчёта. Законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

- понимание и способность описывать и объяснять физические явления: поступательное движение, смена дня и ночи на Земле, свободное падение тел, невесомость, движение по окружности;

- знание и способность давать определения /описания физических понятий;

- понимание смысла основных физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и сохранения энергии. Уметь применять их на практике.

- умение приводить примеры реактивного движения, знание устройства и действия космических ракет;

- умение измерять и рассчитывать: мгновенную скорость и ускорение, центростремительное ускорение при движении тела по окружности;

- умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды)

Механические колебания и волны. Звук.

Колебательное движение. Колебание груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда. Частота. Период. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина и скорость волны. Звуковые волны. Скорость звука, высота, тембр и громкость. Эхо. Звуковой резонанс.

- понимание и способность описывать и объяснять физические явления: колебания математического и пружинного маятников, резонанс (в том числе звуковой), отражение звука, эхо;

- знание и способность давать определения физических понятий и величин;

- умение проводить измерения и выполнять расчёты;

- владение экспериментальными методами исследования зависимость периода и частоты колебаний маятника от длины его нити.

Электромагнит-ное поле

Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Индукционный ток. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор. Трансформатор. Преобразование энергии и передача её на расстояние. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения ЭМВ. Влияние ЭМИ на живые организмы. Колебательный контур.  Принцип радиосвязи и телевидения. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Цвета тел.

Спектры. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

- понимание и способность описывать и объяснять физические явления/процессы: электромагнитная индукция, самоиндукция, преломление света, дисперсия света, поглощение и испускание света атомами, возникновение линейчатых спектров;

- знание и способность давать определения физических понятий и величин;

- умение рассчитывать показатель преломления среды и скорость распространения света в среде;

- знание формулировок, понимание смысла и умение применять закон преломления света и правило Ленца, квантовых постулатов Бора;

- знание назначения, устройства и принципа действия технических устройств: генератор переменного тока, трансформатор, колебательный контур, детектор, спектроскоп, спектрограф;

Строение атома и атомного ядра

Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения. Сохранение зарядового и массового чисел. Экспериментальные методы исследования частиц. Протонно-нейтронная модель атома. Изотопы. Правило смещения. Энергия связи. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы ядерной энергетики. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звёзд.

 - понимание и способность описывать и объяснять физические явления: радиоактивность, ионизирующие излучения;

- знание и способность давать определения физических понятий и величин;

- умение приводить примеры и объяснять устройство и принцип действия технических устройств и установок: счётчик Гейгера, камера Вильсона, пузырьковая камера, ядерный реактор;

- умение измерять: мощность дозы радиоактивного излучения бытовым дозиметром;

- знание формулировок, понимание смысла и умение применять: закон сохранения массового числа, закон сохранения заряда, закон радиоактивного распада, правило смещения;

- понимание сути экспериментальных методов исследования частиц;

- умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды, техника безопасности)

Строение и эволюция Вселенной

Состав, строение и происхождение Солнечной системы. Строение, излучение и эволюция Солнца и звёзд. Строение и эволюция Вселенной.

- представление о составе, строении, происхождении и возрасте Солнечной системы;

- умение применять физические законы для объяснения движения планет Солнечной системы;

- знать существенные параметры отличия звёзд от планет;

- сравнивать физические и орбитальные параметры планет;

- объяснять суть: закона Хаббла, эффекта Доплера.

Итоговое повторение - 1ч

3. Планируемые образовательные результаты

Личностные образовательные результаты:

- сформированность познавательных интересов и познавательных возможностей учащихся;

- убеждённость в возможности познания природы, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами, склонностями и возможностями;

- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

Метапредметные образовательные результаты:

     регулятивные: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

     познавательные: воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

     коммуникативные умения:  докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Общие предметные образовательные результаты:

- приобретение знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

- формирование умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

- формирование умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

-  формирование умения и навыков  применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

Частные предметные образовательные результаты представлены в содержании учебного предмета по темам.

 Контроль и оценка достижения планируемых образовательных результатов

Система оценивания результатов (формы, методы и средства) в освоении программы по физике 8 класса предусматривает комплексный подход к оцениванию результатов при освоении программы предмета. Для оценивания результатов используются как стандартные (письменные работы, устные ответы, диктанты, контрольные, лабораторные и самостоятельные работы) так и  нетрадиционные (проекты, исследования, модели, компьютерные программы и т.д.)    

  1. 4. Календарно-тематическое планирование

Содержание урока и виды деятельности ученика описаны в Программе основного общего образования. Физика 7 — 9 классы. Авторы: А.В.Пёрышкин, Н.В.Филонович, Е.М.Гутник (Физика 7-9кл: рабочие программы / сост. Е.Н.Тихонова, - 5-е изд, переработанное- М.: Дрофа, 2015г.- 400с.), стр. 68 — 89..

№ урока

Тема урока

Дата проведения

по плану

фактич.

1. Законы взаимодействия и движения тел (23ч)

1/1

Материальная точка. Система отсчёта.

2/2

Перемещение.

3/3

Определение координаты движущегося тела.

4/4

Перемещение при прямолинейном равномерном движении.

5/5

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

6/6

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.

7/7

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

8/8

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

9/9

Лабораторная работа №1 « Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

10/10

Относительность движения.

11/11

Инерциальные системы отсчёта. Первый закон Ньютона.

12/12

Второй закон Ньютона.

13/13

Третий закон Ньютона.

14/14

Свободное падение тел.

15/15

Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость. Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения свободного падения».

16/16

Закон всемирного тяготения.

17/17

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.

18/18

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

19/19

Решение задач по кинематике.

20/20

Импульс тела. Закон сохранения импульса.

21/21

Реактивное движение. Ракеты.

22/22

Вывод закона сохранения механической энергии.

23/23

Контрольная работа №1 по теме: «Законы взаимодействия и движения тел».

2. Механические колебания и волны. Звук (12ч)

24/1

Колебательное движение. Свободные колебания.

25/2

Величины, характеризующие колебательное движение.

26/3

Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от длины его нити».

27/4

Затухающие колебания. Вынужденные колебания.

28/5

Резонанс.

29/6

Распространение колебаний в среде. Волны.

30/7

Длина волны. Скорость распространения волн.

31/8

Источники звука. Звуковые колебания.

32/9

Высота (тембр) и громкость звука.

33/10

Распространение звука. Звуковые волны.

34/11

Отражение звука. Звуковой  резонанс.

35/12

Контрольная работа №2 по теме: «Механические колебания и волны. Звук».

3. Электромагнитное поле (16ч)

36/1

Магнитное поле.

37/2

Направление тока и направление линий его магнитного поля.

38/3

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.

39/4

Индукция магнитного поля. Магнитный поток.

40/5

Явление электромагнитной индукции.

41/6

Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнит- ной  индукции»

42/7

Направление индукционного тока. Правило Ленца.

43/8

Явление самоиндукции.

44/9

Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор.

45/10

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.

46/11

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний

47/12

Принципы  радиосвязи и телевидения.

48/13

Электромагнитная природа света.

49/14

Преломление света. Физический смысл показателя преломления. Дисперсия света. Цвета тел.

50/15

Типы оптических спектров. Лабораторная работа № 5 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания».

51/16

Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

4. Строение атома и атомного ядра (11ч)

52/1

Радиоактивность. Модели атомов.

53/2

Радиоактивные превращения атомных ядер.

54/3

Экспериментальные методы исследования частиц. Лабораторная работа №6 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром»

55/4

Открытие протона и нейтрона.

56/5

Состав атомного ядра.  Ядерные силы.

57/6

Энергия связи.  Дефект масс.

58/7

Деление ядер урана. Цепная реакция.  Лабораторная работа №7 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков»

59/8

Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика.

60/9

Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада. Термоядерная реакция.

61/10

Решение задач.  Лабораторная работа №8 «Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона». Лабораторная работа №9 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

62/11

Контрольная работа №3 по теме: «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер»

5. Строение и эволюция Вселенной (5ч)

63/1

Состав, строение и происхождение Солнечной системы.

64/2

Большие планеты Солнечной системы.

65/3

Малые тела Солнечной системы.

66/4

Строение, излучение и эволюция Солнца и звёзд. Строение и эволюция Вселенной.

67/5

Итоговая контрольная работа.

68

Итоговое повторение

5. Учебно – методическое  обеспечение

Для обучающихся

     1. Физика. 9кл:  учебник /автор А.В. Перышкин, Е.М.Гутник - 5-е изд, стереотип. -  М. Дрофа, 2018г;

     2.Физика. 9 класс:  Рабочая тетрадь к учебнику А.В.Перышкина, Е.М.Гутник/. Е.М.Гутник.- М.: Дрофа 2015г;

     3. Физика. 9 кл.: тетрадь для лабораторных работ к учебнику А.В.Перышкина, Е.М.Гутник / Н.В.Филонович, А.Г.Восканян. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016.

    4. Физика: Сборник вопросов и задач. 9 кл.: учебное пособие/ А.Е.Марон, Е.А.Марон, С.В.Позойский. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016.

Методическая литература для учителя

     1.   Физика. 7-9кл: рабочие программы/  сост. Е.Н.Тихонова.  -  5-е изд., переработанное - М.: Дрофа, 2015.

     2.  Физика. 9 класс. Методическое пособие/ Е.М.Гутник, О.А.Черникова.  – М.: Дрофа, 2016.

3. Физика. 9 класс: учебно-методическое пособие/ А.Е.Марон, Е.А.Марон. – 2-е изд., стереотип. – М. Дрофа, 2015. – ( Дидактические материалы).

4. Физика. 9 класс: тесты к учебнику А.В.Перышкина, Е.М.Гутник/ Н.И.Слепнева. – М.: Дрофа, 2016.

 Материально – техническое обеспечение

1. Наличие необходимого учебного  оборудования для демонстраций опытов.

2. Оборудование для проведения лабораторных работ (полный набор комплектов)

3. Цифровые образовательные ресурсы

          1. Лабораторные работы по физике. 9 класс (виртуальная физическая лаборатория)

          2. Видеоуроки  по темам курса.

4. Таблицы общего назначения

     1. Международная система единиц (СИ).

     2. Приставки  для образования десятичных  кратных  и дольных единиц.

     3. Физические постоянные.

     4. Правила по технике безопасности при работе в кабинете физики.

5. Техническое оснащение кабинета физики: компьютер, проектор, интерактивная доска, видеомагнитофон, документ-камера.

                                                      6. Лист внесения изменений

               Дата

                     Внесенное изменение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» ( базовый уровень) для 7 класса и КТП

Настоящая программа по русскому языку для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и програ...

Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» (базовый уровень) для 5 - 9 классов

Рабочая программа предназначена для учителей английского языка, работающим по УМК  "Английский в фокусе"....

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» базовый уровень, 5-6 классов, ФГОС

Автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования города Долгопрудного средняя общеобразовательная школа №11"Составитель: Даниелян Нелли Геворковна Тип программы: общеобразовательна...

Рабочая программа учебного предмета «математика (геометрия)» (базовый уровень) для 10 класса

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕОСТАНКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА...

Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» Базовый уровень, начальное общее образование, 3А класс, 68 часов

1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4­е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2013. — 223 с. &mda...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык. Базовый уровень» для обучающихся 5б класса

Программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распо...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык. Базовый уровень» для обучающихся 7 класса

Программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распо...