Рабочая программа учебного предмета «математика (геометрия)» (базовый уровень) для 10 класса
рабочая программа по геометрии (10 класс) на тему

Журавлёва Елена Павловна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСТАНКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

 

 

                                                                                                    УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ Останкинская  СОШ

________________/Е.В.Сигачева/

1 сентября 2018 г.

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«МАТЕМАТИКА (ГЕОМЕТРИЯ)»

(базовый уровень)

для 10 класса

 

 

 

 

 

Составитель: Журавлева Е.П., учитель

 высшей квалификационной категории

 

 

 

Пос.с/за Останкино, 2018-2019 уч. г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы по математике основного общего образования, авторской программы «Геометрия, 10 – 11», авт. Л.С. Атанасян и др.,  федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2018-19 учебный год, с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования.

 

 

Общая характеристика учебного предмета

При изучении курса математики на базовом уровне продолжаются и получают развитие содержательная линия: «Геометрия». В рамках указанной содержательной линии решаются следующие задачи:

изучение свойств пространственных тел, формирование умения применять полученные знания для решения практических задач.

Цели

Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
  • воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.
 
Место предмета в базисном учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения геометрии на этапе основного общего образования (10-11 классы) отводится не менее 100 часов из расчета 1,5 часа в неделю.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт  распределение учебных часов по разделам курса.

В данной рабочей программе на изучение геометрии в 10 классе отводится 70 ч (2 часа в неделю).

 
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В ходе освоения содержания геометрического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;

выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;

самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;

проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;

самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ десятиклассников по геометрии

В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю возникновения и развития геометрии;
  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности.

уметь

  • распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
  • описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
  • анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
  • изображать основные многогранники; выполнять чертежи по условиям задач;
  • строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
  • решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей);
  • использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
  • проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
  • вычисления площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.

 

 

 

Содержание курса

 к учебнику Л.С. Атанасяна и др.«Геометрия, 10-11»,
10 класс (базовый уровень  2 ч в неделю,  всего 70 час).

Введение (5 час).

 Предмет стереометрии. Основные понятия стереометрии (точка, прямая, плоскость, пространство) и аксиомы стереометрии. Первые следствия из аксиом.

Параллельность прямых и плоскостей (19 часов, из них 2 часа контрольные работы, 1 час зачет).

Пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые. Параллельность прямой и плоскости, признак и свойства. Угол между прямыми в пространстве. Перпендикулярность прямых.

Параллельность плоскостей, признаки и свойства. Параллельное проектирование. Изображение пространственных фигур.

Тетраэдр и параллелепипед, куб. Сечения куба, призмы, пирамиды.

Перпендикулярность прямых и плоскостей (21 час, из них 1 час контрольная работа, 1 час зачет).

Перпендикулярность прямой и плоскости, признаки и свойства. Перпендикуляр и наклонная. Теорема о трех перпендикулярах. Угол между прямой и плоскостью. Расстояние от точки до плоскости. Расстояние от прямой до плоскости. Расстояние между параллельными плоскостями. Расстояние между скрещивающимися прямыми.

Перпендикулярность плоскостей, признаки и свойства. Двугранный угол, линейный угол двугранного угла. Площадь ортогональной проекции многоугольника.

Многогранники (12 часов, из них 1 час контрольная работа, 1 час зачет).

Понятие многогранника, вершины, ребра, грани многогранника. Развертка. Многогранные углы Выпуклые многогранники. Теорема Эйлера.

Призма, ее основание, боковые ребра, высота, боковая и полная поверхности.

 Прямая и наклонная призма. Правильная призма.

Пирамида, ее основание, боковые ребра, высота, боковая и полная поверхности. Треугольная пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида.

Симметрия в кубе, в параллелепипеде, в призме и пирамиде. Понятие о симметрии в пространстве (центральная, осевая и зеркальная). Примеры симметрий в окружающем мире.

Представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр).

Векторы в пространстве (6 часов, из них 1 час зачет).

Понятие вектора в пространстве. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Коллинеарные векторы. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Компланарные векторы. Разложение вектора по трем некомпланарным векторам.

Повторение курса геометрии 10 класса (6 часов)

 

(Курсивом  выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.)

 

 

 

Нормы оценки знаний умений и навыков учащихся по математике

 

 

Оценка устных ответов учащихся по математике                                                           

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотрен­ном программой и учебником,

- изложил материал грамотным языком в определенной логиче­ской последовательности, точно используя математическую термино­логию и символику;

- правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конк­ретными примерами, применять их в новой ситуации при выполне­нии практического задания;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при от­работке умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по за­мечанию учителя.

 

Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основ­ном требованиям    на оценку «5», но при этом имеет один из недо­статков:

- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие ма­тематическое содержание ответа;

- допущены один – два недочета при освещении основного содержа­ния ответа, исправленные по замечанию учителя;

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении вто­ростепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

 

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материа­ла, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного ма­териала (определенные «Требованиями к математической подготов­ке учащихся»);

- имелись затруднения или допущены ошибки в определении поня­тий, использовании математической терминологии, чертежах, вы­кладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обя­зательного уровня сложности по данной теме;

- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

 

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или непонимание учеником большей важной части учебного материала;

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках.

 

- Отметка «1» ставится, если:

ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из по­ставленных вопросов по изучаемому материалу.

 

Оценка письменных контрольных работ учащихся по математике

 

         Отметка «5» ставится, если:

- работа выполнена полностью;

- в логических  рассуждениях и обосновании решения нет пробе­лов и ошибок; 

- в решении нет математических ошибок (возможна одна неточ­ность, описка, не являющаяся следствием незнания или непо­нимания учебного материала).

 

Отметка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

- допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, ри­сунках, чертежах или графиках.

 

Отметка «3» ставится, если:

- допущены более одной ошибки или более двух-трех недоче­тов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

 

Отметка «2» ставится, если:

    -  допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере

 

Отметка «1» ставится, если:

работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел, тема.

Кол-во часов

Кол-во контрольных работ

Кол-во

зачётов

ВВЕДЕНИЕ. АКСИОМЫ СТЕРЕОМЕТРИИ И ИХ СЛЕДСТВИЯ

5

0

0

ПАРАЛЛЕЛЬНОСТЬ ПРЯМЫХ И ПЛОСКОСТЕЙ

19

2

1

ПЕРПЕНДИКУЛЯРНОСТЬ ПРЯМЫХ И ПЛОСКОСТЕЙ

21

1

1

МНОГОГРАННИКИ

13

1

1

ВЕКТОРЫ В ПРОСТРАНСТВЕ

6

0

1

Повторение курса геометрии 10 класса

6

0

0

Всего

70

4

4

 

 

Календарно-тематическое планирование по математике (геометрия)  в 10 классе (2 ч  в неделю, всего 70 ч; учебники: 1. Атанасян – 10-11 кл).

 

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

 

 

Планируемые сроки проведения

Скорректированные сроки проведения

 

ВВЕДЕНИЕ. АКСИОМЫ СТЕРЕОМЕТРИИ И ИХ СЛЕДСТВИЯ

5

 

 

1

Основные понятия стереометрии. Аксиомы стереометрии.

1

3-9сент

 

2

Некоторые следствия из аксиом

1

3-9сент

 

3

Повторение формулировок аксиом и доказательств следствий из них

1

10-16сен

 

4.

Решение задач на применение аксиом стереометрии и их следствий.

1

10-16сен

 

5

Самостоятельная работа по теме «Аксиомы стереометрии и их следствия»

1

17-23сен

 

 

ПАРАЛЛЕЛЬНОСТЬ ПРЯМЫХ И ПЛОСКОСТЕЙ

19

 

 

6

Параллельные прямые в пространстве. Параллельность трёх прямых

1

17-23сентяб

 

 

7

Параллельность прямой и плоскости

1

24-30сен

 

8

Повторение теории, решение задач на параллельность прямых.

1

24-30сен

 

9

Решение задач на применение параллельности прямой и плоскости

1

1-7октяб

 

10

Самостоятельная работа по теме «Параллельность прямых, прямой и плоскости»

1

1-7октяб

 

11

Скрещивающиеся прямые.

1

8-14окт

 

12

Углы с сонаправленными сторонами. Угол между прямыми в пространстве.

1

8-14окт

 

13

Повторение теории, решение задач на взаимное расположение прямых в пространстве.

1

15-21окт

 

14

Решение задач по теме «Параллельность прямых, прямой и плоскости»

1

15-21окт

 

15

Контрольная работа №1 «Взаимное расположение прямых в пространстве»

1

22-28окт

 

16

Параллельные плоскости. Свойства параллельных плоскостей.

1

22-28окт

 

17

Решение задач на применение определения и свойств параллельных плоскостей.

1

6-11нояб

 

18

Тетраэдр.

1

6-11нояб

 

19

Параллелепипед.

1

12-18ноября

 

20

Примеры задач на построение сечений

1

12-18ноября

 

21

Задачи на построение сечений

1

19-25ноября

 

22

Повторение теории. Решение задач.

1

19-25ноя

 

23.

Контрольная работа №2 «Параллельность плоскостей. Тетраэдр и параллелепипед»

1

26нояб-2декабря

 

24

Зачёт №1 «Аксиомы стереометрии. Параллельность прямых и плоскостей»

1

26нояб-2декабря

 

 

ПЕРПЕНДИКУЛЯРНОСТЬ ПРЯМЫХ И ПЛОСКОСТЕЙ

21

 

 

25

Перпендикулярные прямые в пространстве. Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости

1

3-9декабря

 

26

Признак перпендикулярности прямой и плоскости

1

3-9декаб

 

27

Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости

1

10-16дек

 

28

Решение задач на перпендикулярность прямой и плоскости.

1

10-16дек

 

29

Повторение теории. Решение задач

1

17-23дек

 

30

Самостоятельная работа по теме «Перпендикулярность прямых, прямой и плоскости»

1

17-23декабр

 

31

Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трёх перпендикулярах.

1

24-30дек

 

32

Угол между прямой и плоскостью.

1

24-30дек

 

33

Повторение теории. Решение задач.

1

9-20янв

 

34

Решение задач на применение теоремы о трёх перпендикулярах

1

9-20янв

 

35

Решение задач  на применение угла между прямой и плоскостью.

1

21-27янв

 

36

Самостоятельная работа по теме «Теорема о трёх перпендикулярах»

1

21-27янв

 

37

Двугранный угол.

1

28янв-3февраля

 

38

Признак перпендикулярности двух плоскостей.

1

28янв-3февраля

 

39.

Прямоугольный параллелепипед

1

4-10февр

 

40

Решение задач на применение свойств прямоугольного параллелепипеда

1

4-10февр

 

41

Повторение теории и решение задач

1

11-17фев

 

42

Решение задач по теме «Перпендикулярность прямой и плоскости»

1

11-17февраля

 

43

Решение задач по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей»

1

18-24февраля

 

44

Контрольная работа №3 «Перпендикулярность прямых и плоскостей»

1

18-24фев

 

45

Зачёт №2 «Перпендикулярность прямых и плоскостей»

1

25фев-3марта

 

 

МНОГОГРАННИКИ

13

 

 

46

Понятие многогранника. Призма.

1

25фев-3марта

 

47

Площадь боковой поверхности призмы

1

4-10март

 

48

Решение задач на нахождение элементов и поверхности призмы

1

4-10март

 

49

Самостоятельная работа по теме «Призма»

1

11-17мар

 

50

Пирамида.

1

11-17мар

 

51

Правильная пирамида.

1

18-24мар

 

52

Решение задач на нахождение элементов и поверхности пирамиды

1

18-24мар

 

53

Усечённая пирамида.

1

1-7апрел

 

54

Самостоятельная работа по теме «Пирамида»

1

1-7апрел

 

55

Правильные многогранники

1

8-14апр

 

56

Повторение теории и решение задач по теме «Многогранники»

1

8-14апр

 

57

Контрольная работа №4 «Многогранники»

1

15-21апр

 

58

Зачёт №3 «Многогранники»

1

15-21апр

 

 

ВЕКТОРЫ В ПРОСТРАНСТВЕ

6

 

 

59

Понятие вектора. Равенство векторов.

1

22-28апр

 

60

Сложение и вычитание векторов. Сумма нескольких векторов.

1

22-28апр

 

61

Умножение вектора на число.

1

29апреля-5мая

 

62

Компланарные векторы. Правило параллелепипеда.

1

29апреля-5мая

 

63

Разложение вектора по трём некомпланарным векторам

1

6-12мая

 

64

Зачёт №4 «Векторы в пространстве»

1

6-12мая

 

 

Повторение курса геометрии 10 класса

6

 

 

65

Повторение. Аксиомы стереометрии и их следствия

1

13-19мая

 

66

Повторение. Параллельность прямых и плоскостей

1

13-19мая

 

67

Повторение. Перпендикулярность прямых и плоскостей

1

20-26мая

 

68

Повторение. Применение теоремы о трёх перпендикулярах

1

20-26мая

 

69

Повторение. Многогранники

1

27-30мая

 

70

Повторение. Векторы в пространстве

1

27-30мая

/

      

 

Программно-методическое обеспечение

 

Основная литература

 

1. Геометрия, 10–11: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян,

В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2013.

2. Геометрия, 7 – 9: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян,

В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2013.

3. Б.Г. Зив. Дидактические материалы по геометрии для 10 класса. – М. Просвещение, 2013.

4. Ю.А. Глазков, И.И. Юдина, В.Ф. Бутузов. Рабочая тетрадь по геометрии для 10 класса. – М.: Просвещение, 2013.

Дополнительная литература

 

1. Настольная книга учителя математики. М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2013;

2. Сборник нормативных документов. Математика. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план. Составители: Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев, - М,: Дрофа, 2004.

3. Сборник "Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 кл.”/ Сост. Г.М.Кузнецова, Н.Г. Миндюк. – 3-е изд., стереотип.- М. Дрофа,  4-е изд. – 2004г.

4.Методические рекомендации к учебникам математики для 10-11 классов, журнал «Математика в школе»  №1-2005год;

5. Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.П. Баханский. Задачи по геометрии для 7 – 11 классов. – М.: Просвещение, 2013.

6. С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов. Изучение геометрии в 10 – 11 классах: Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2013.

7. А.П. Киселев. Элементарная геометрия. – М.: Просвещение, 1980;

8. Поурочные разработки по геометрии 10 класс (дифференцированный подход) – ООО «ВАКО», 2013

          

 

 

         Рассмотрено:                                                              Согласовано:

           на заседании ШМО                                                   заместитель директора по УВР

           «_29___» __08________ 2018 г.                                       ________________Г.Е. Егина

            руководитель ШМО                                                        «_30___»__08_________ 2018г г.

           ________  

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_geometriya_10.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСТАНКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

        УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ Останкинская  СОШ

________________/Е.В.Сигачева/

1 сентября 2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«МАТЕМАТИКА (ГЕОМЕТРИЯ)»

(базовый уровень)

для 10 класса

Составитель: Журавлева Е.П., учитель

 высшей квалификационной категории

Пос.с/за Останкино, 2018-2019 уч. г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы по математике основного общего образования, авторской программы «Геометрия, 10 – 11», авт. Л.С. Атанасян и др.,  федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2018-19 учебный год, с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования.

Общая характеристика учебного предмета

При изучении курса математики на базовом уровне продолжаются и получают развитие содержательная линия: «Геометрия». В рамках указанной содержательной линии решаются следующие задачи:

изучение свойств пространственных тел, формирование умения применять полученные знания для решения практических задач.

Цели

Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
  • воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения геометрии на этапе основного общего образования (10-11 классы) отводится не менее 100 часов из расчета 1,5 часа в неделю.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт  распределение учебных часов по разделам курса.

В данной рабочей программе на изучение геометрии в 10 классе отводится 70 ч (2 часа в неделю).

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В ходе освоения содержания геометрического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;

выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;

самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;

проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;

самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ десятиклассников по геометрии

В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю возникновения и развития геометрии;
  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности.

уметь

  • распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
  • описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
  • анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
  • изображать основные многогранники; выполнять чертежи по условиям задач;
  • строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
  • решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей);
  • использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
  • проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
  • вычисления площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.

Содержание курса

 к учебнику Л.С. Атанасяна и др.«Геометрия, 10-11»,
10 класс (базовый уровень  2 ч в неделю,  всего 70 час).

Введение (5 час).

 Предмет стереометрии. Основные понятия стереометрии (точка, прямая, плоскость, пространство) и аксиомы стереометрии. Первые следствия из аксиом.

Параллельность прямых и плоскостей (19 часов, из них 2 часа контрольные работы, 1 час зачет).

Пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые. Параллельность прямой и плоскости, признак и свойства. Угол между прямыми в пространстве. Перпендикулярность прямых.

Параллельность плоскостей, признаки и свойства. Параллельное проектирование. Изображение пространственных фигур.

Тетраэдр и параллелепипед, куб. Сечения куба, призмы, пирамиды.

Перпендикулярность прямых и плоскостей (21 час, из них 1 час контрольная работа, 1 час зачет).

Перпендикулярность прямой и плоскости, признаки и свойства. Перпендикуляр и наклонная. Теорема о трех перпендикулярах. Угол между прямой и плоскостью. Расстояние от точки до плоскости. Расстояние от прямой до плоскости. Расстояние между параллельными плоскостями. Расстояние между скрещивающимися прямыми.

Перпендикулярность плоскостей, признаки и свойства. Двугранный угол, линейный угол двугранного угла. Площадь ортогональной проекции многоугольника.

Многогранники (12 часов, из них 1 час контрольная работа, 1 час зачет).

Понятие многогранника, вершины, ребра, грани многогранника. Развертка. Многогранные углы Выпуклые многогранники. Теорема Эйлера.

Призма, ее основание, боковые ребра, высота, боковая и полная поверхности.

 Прямая и наклонная призма. Правильная призма.

Пирамида, ее основание, боковые ребра, высота, боковая и полная поверхности. Треугольная пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида.

Симметрия в кубе, в параллелепипеде, в призме и пирамиде. Понятие о симметрии в пространстве (центральная, осевая и зеркальная). Примеры симметрий в окружающем мире.

Представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр).

Векторы в пространстве (6 часов, из них 1 час зачет).

Понятие вектора в пространстве. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Коллинеарные векторы. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Компланарные векторы. Разложение вектора по трем некомпланарным векторам.

Повторение курса геометрии 10 класса (6 часов)

(Курсивом  выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.)

Нормы оценки знаний умений и навыков учащихся по математике

Оценка устных ответов учащихся по математике                                                            

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником,

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;

- правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям    на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;

- допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);

- имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или непонимание учеником большей важной части учебного материала;

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках.

- Отметка «1» ставится, если:

ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.

Оценка письменных контрольных работ учащихся по математике

         Отметка «5» ставится, если:

- работа выполнена полностью;

- в логических  рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;  

- в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

- допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках.

Отметка «3» ставится, если:

- допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

    -  допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере

Отметка «1» ставится, если:

работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Раздел, тема.

Кол-во часов

Кол-во контрольных работ

Кол-во

зачётов

ВВЕДЕНИЕ. АКСИОМЫ СТЕРЕОМЕТРИИ И ИХ СЛЕДСТВИЯ

5

0

0

ПАРАЛЛЕЛЬНОСТЬ ПРЯМЫХ И ПЛОСКОСТЕЙ

19

2

1

ПЕРПЕНДИКУЛЯРНОСТЬ ПРЯМЫХ И ПЛОСКОСТЕЙ

21

1

1

МНОГОГРАННИКИ

13

1

1

ВЕКТОРЫ В ПРОСТРАНСТВЕ

6

0

1

Повторение курса геометрии 10 класса

6

0

0

Всего

70

4

4

Календарно-тематическое планирование по математике (геометрия)  в 10 классе (2 ч  в неделю, всего 70 ч; учебники: 1. Атанасян – 10-11 кл).

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Планируемые сроки проведения

Скорректированные сроки проведения

ВВЕДЕНИЕ. АКСИОМЫ СТЕРЕОМЕТРИИ И ИХ СЛЕДСТВИЯ

5

1

Основные понятия стереометрии. Аксиомы стереометрии.

1

3-9сент

2

Некоторые следствия из аксиом

1

3-9сент

3

Повторение формулировок аксиом и доказательств следствий из них

1

10-16сен

4.

Решение задач на применение аксиом стереометрии и их следствий.

1

10-16сен

5

Самостоятельная работа по теме «Аксиомы стереометрии и их следствия»

1

17-23сен

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

ПАРАЛЛЕЛЬНОСТЬ ПРЯМЫХ И ПЛОСКОСТЕЙ

19

6

Параллельные прямые в пространстве. Параллельность трёх прямых

1

17-23сентяб

7

Параллельность прямой и плоскости

1

24-30сен

8

Повторение теории, решение задач на параллельность прямых.

1

24-30сен

9

Решение задач на применение параллельности прямой и плоскости

1

1-7октяб

10

Самостоятельная работа по теме «Параллельность прямых, прямой и плоскости»

1

1-7октяб

11

Скрещивающиеся прямые.

1

8-14окт

12

Углы с сонаправленными сторонами. Угол между прямыми в пространстве.

1

8-14окт

13

Повторение теории, решение задач на взаимное расположение прямых в пространстве.

1

15-21окт

14

Решение задач по теме «Параллельность прямых, прямой и плоскости»

1

15-21окт

15

Контрольная работа №1 «Взаимное расположение прямых в пространстве»

1

22-28окт

16

Параллельные плоскости. Свойства параллельных плоскостей.

1

22-28окт

17

Решение задач на применение определения и свойств параллельных плоскостей.

1

6-11нояб

18

Тетраэдр.

1

6-11нояб

19

Параллелепипед.

1

12-18ноября

20

Примеры задач на построение сечений

1

12-18ноября

21

Задачи на построение сечений

1

19-25ноября

22

Повторение теории. Решение задач.

1

19-25ноя

23.

Контрольная работа №2 «Параллельность плоскостей. Тетраэдр и параллелепипед»

1

26нояб-2декабря

24

Зачёт №1 «Аксиомы стереометрии. Параллельность прямых и плоскостей»

1

26нояб-2декабря

ПЕРПЕНДИКУЛЯРНОСТЬ ПРЯМЫХ И ПЛОСКОСТЕЙ

21

25

Перпендикулярные прямые в пространстве. Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости

1

3-9декабря

26

Признак перпендикулярности прямой и плоскости

1

3-9декаб

27

Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости

1

10-16дек

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Планируемые сроки проведения

Скорректированные сроки прведения

28

Решение задач на перпендикулярность прямой и плоскости.

1

10-16дек

29

Повторение теории. Решение задач

1

17-23дек

30

Самостоятельная работа по теме «Перпендикулярность прямых, прямой и плоскости»

1

17-23декабр

31

Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трёх перпендикулярах.

1

24-30дек

32

Угол между прямой и плоскостью.

1

24-30дек

33

Повторение теории. Решение задач.

1

9-20янв

34

Решение задач на применение теоремы о трёх перпендикулярах

1

9-20янв

35

Решение задач  на применение угла между прямой и плоскостью.

1

21-27янв

36

Самостоятельная работа по теме «Теорема о трёх перпендикулярах»

1

21-27янв

37

Двугранный угол.

1

28янв-3февраля

38

Признак перпендикулярности двух плоскостей.

1

28янв-3февраля

39.

Прямоугольный параллелепипед

1

4-10февр

40

Решение задач на применение свойств прямоугольного параллелепипеда

1

4-10февр

41

Повторение теории и решение задач

1

11-17фев

42

Решение задач по теме «Перпендикулярность прямой и плоскости»

1

11-17февраля

43

Решение задач по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей»

1

18-24февраля

44

Контрольная работа №3 «Перпендикулярность прямых и плоскостей»

1

18-24фев

45

Зачёт №2 «Перпендикулярность прямых и плоскостей»

1

25фев-3марта

МНОГОГРАННИКИ

13

46

Понятие многогранника. Призма.

1

25фев-3марта

47

Площадь боковой поверхности призмы

1

4-10март

48

Решение задач на нахождение элементов и поверхности призмы

1

4-10март

49

Самостоятельная работа по теме «Призма»

1

11-17мар

50

Пирамида.

1

11-17мар

51

Правильная пирамида.

1

18-24мар

52

Решение задач на нахождение элементов и поверхности пирамиды

1

18-24мар

53

Усечённая пирамида.

1

1-7апрел

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Планируемые сроки проведения

Скорректированные срок и проведения

54

Самостоятельная работа по теме «Пирамида»

1

1-7апрел

55

Правильные многогранники

1

8-14апр

56

Повторение теории и решение задач по теме «Многогранники»

1

8-14апр

57

Контрольная работа №4 «Многогранники»

1

15-21апр

58

Зачёт №3 «Многогранники»

1

15-21апр

ВЕКТОРЫ В ПРОСТРАНСТВЕ

6

59

Понятие вектора. Равенство векторов.

1

22-28апр

60

Сложение и вычитание векторов. Сумма нескольких векторов.

1

22-28апр

61

Умножение вектора на число.

1

29апреля-5мая

62

Компланарные векторы. Правило параллелепипеда.

1

29апреля-5мая

63

Разложение вектора по трём некомпланарным векторам

1

6-12мая

64

Зачёт №4 «Векторы в пространстве»

1

6-12мая

Повторение курса геометрии 10 класса

6

65

Повторение. Аксиомы стереометрии и их следствия

1

13-19мая

66

Повторение. Параллельность прямых и плоскостей

1

13-19мая

67

Повторение. Перпендикулярность прямых и плоскостей

1

20-26мая

68

Повторение. Применение теоремы о трёх перпендикулярах

1

20-26мая

69

Повторение. Многогранники

1

27-30мая

70

Повторение. Векторы в пространстве

1

27-30мая

/

Программно-методическое обеспечение

Основная литература

1. Геометрия, 10–11: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян,

В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2013.

2. Геометрия, 7 – 9: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян,

В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2013.

3. Б.Г. Зив. Дидактические материалы по геометрии для 10 класса. – М. Просвещение, 2013.

4. Ю.А. Глазков, И.И. Юдина, В.Ф. Бутузов. Рабочая тетрадь по геометрии для 10 класса. – М.: Просвещение, 2013.

Дополнительная литература

1. Настольная книга учителя математики. М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2013;

2. Сборник нормативных документов. Математика. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план. Составители: Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев, - М,: Дрофа, 2004.

3. Сборник "Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 кл.”/ Сост. Г.М.Кузнецова, Н.Г. Миндюк. – 3-е изд., стереотип.- М. Дрофа,  4-е изд. – 2004г.

4.Методические рекомендации к учебникам математики для 10-11 классов, журнал «Математика в школе»  №1-2005год;

5. Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.П. Баханский. Задачи по геометрии для 7 – 11 классов. – М.: Просвещение, 2013.

6. С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов. Изучение геометрии в 10 – 11 классах: Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2013.

7. А.П. Киселев. Элементарная геометрия. – М.: Просвещение, 1980;

8. Поурочные разработки по геометрии 10 класс (дифференцированный подход) – ООО «ВАКО», 2013

           

         Рассмотрено:                                                              Согласовано:

           на заседании ШМО                                                   заместитель директора по УВР

           «_29___» __08________ 2018 г.                                       ________________Г.Е. Егина

            руководитель ШМО                                                        «_30___»__08_________ 2018г г.

           ________  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» ( базовый уровень) для 7 класса и КТП

Настоящая программа по русскому языку для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и програ...

Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» (базовый уровень) для 5 - 9 классов

Рабочая программа предназначена для учителей английского языка, работающим по УМК  "Английский в фокусе"....

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» базовый уровень, 5-6 классов, ФГОС

Автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования города Долгопрудного средняя общеобразовательная школа №11"Составитель: Даниелян Нелли Геворковна Тип программы: общеобразовательна...

Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» Базовый уровень, начальное общее образование, 3А класс, 68 часов

1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4­е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2013. — 223 с. &mda...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык. Базовый уровень» для обучающихся 5б класса

Программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распо...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык. Базовый уровень» для обучающихся 7 класса

Программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распо...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык. Базовый уровень» для обучающихся 6 класса 2023-2024г

Программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, федеральной рабочей программы воспитания, с учётом распределённых по классам пров...