Технологическая карта фрагментов урока " Температура и тепловое равновесие. Измерение температуры. Термометр." связанных с формированием готовности к решению задач «PISA»
план-конспект урока по физике (8 класс)
Урок с применением заданий из банка «PISA»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_zakharova_i.v.docx | 25.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Захарова И.В., учитель физики ГАОУ МО «Балашихинский лицей» г.о. Балашиха
Технологическая карта
фрагментов урока " Температура и тепловое равновесие. Измерение температуры. Термометр."
связанных с формированием готовности к решению задач «PISA»
Температура и тепловое равновесие. Измерение температуры. Термометр.
(тема урока)
ФИО (полностью) | Захарова Ирина Валентиновна | |
Место работы | ГАОУ МО «Балашихинский лицей» г.о. Балашиха | |
Должность | учитель физики | |
Предмет | Физика | |
Класс | 8 | |
Тема и номер урока в теме | Основы термодинамики, Урок №6 | |
Предметная программа и её автор | Физика : программы :7-9 классы, 10-11 классы/ А.В.Грачёв, Погожев В.А.,Боков П.Ю. и др.- М. : Вентана-Граф, 2014,-112с. | |
Цель урока | -сформировать понятие о температуре, рассмотреть температуру как характеристику состояния теплового равновесия термодинамической системы; -способствовать развитию учебных действий: работать с учебником, выбирать главное, анализировать, делать выводы, а также производить измерения термометром, выражать температуру в других температурных шкалах; - формирование метапредметных результатов, нравственных норм поведения, дисциплины, организованности, творческого подхода к учебному процессу, умений общаться с одноклассниками. | |
Тип урока | Комбинированный | |
Модель организации УПД учащихся | Фронтальная, парная, групповая | |
Необходимое оборудование | Компьютер, проектор, интерактивная доска, учебник по физике, раздаточный материал (карточки с дополнительным заданием) электронная презентация, выполненная в программе Power Point | |
Структура и ход урока |
Предмет Физика
Класс 8
Тема (раздел) курса Основы термодинамики
Тема урока Температура и тепловое равновесие. Измерение температуры. Термометр.
Цель урока: -сформировать понятие о температуре, рассмотреть температуру как характеристику состояния теплового равновесия термодинамической системы;
-способствовать развитию учебных действий: работать с учебником, выбирать главное, анализировать, делать выводы, а также производить измерения термометром, выражать температуру в других температурных шкалах;
- формирование метапредметных результатов, нравственных норм поведения, дисциплины, организованности, творческого подхода к учебному процессу, умений общаться с одноклассниками.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Решаемая задача (для учителя) | Деятельность ученика | Деятельность учителя |
1 | Адаптационный этап |
| 1.Отвечают на вопросы учителя. Виды теплообмена – Теплопроводность – Механизм теплопроводности - 2. Выполняют задания учителя. 3. Выдвигают гипотезы. Правой рукой он почувствовал тепло, а левой прохладу. 4. Предлагают варианты решений. -Воспользоваться прибором. - Необходимо «придумать» физическую величину, характеризующую степень нагретости тел – температуру и создать прибор для измерения температуры - термометр | Фронтально задает вопросы учащимся. Какие виды теплообмена вы знаете? Что такое теплопроводность? В чём состоит механизм теплопроводности с точки зрения молекулярной теории? Учитель предлагает метапредметную задачу используя средства ИКТ и текст-инструкции. Текст инструкции: Проанализируйте ситуацию и предложите варианты ее решения. Каждый из них обоснуйте. Ученик взял три сосуда, наполненных холодной, горячей и тёплой водой. Опустил кисть правой руки в холодную воду, а левой - в горячую. Подождал 30 с, а затем одновременно перенёс обе руки в тёплую воду. Какие ощущения, связанные со степенью нагретости воды, возникли у ученика? Как ученику объективно определить степень нагретости воды? |
| 5. Отвечают на вопросы в ходе беседы: Тепло передаётся от одного тела к другому в результате теплопроводности. 6. Проводят поиск информации о видах существующих термометров, используя различные средства обучения включая ИКТ и способах их применения. | Организует беседу: Что происходит с правой и левой кистью руки при опускании их в холодную и горячую воду? Что происходит кистями руки при последующем опускании их в тёплую воду? Можно ли опираться на ощущения человека при определении степени нагретости тел? Задает вопрос. Как же измерить температуру? Организует работу в парах по поиску информации о видах существующих термометров, используя различные средства обучения включая ИКТ и способах их применения. | ||
2 | Основной этап |
|
| Обращает внимание на особенности того или иного вида термометра. Знакомит с разными температурными шкалами. Отмечает общее в применении основных видов термометров – контакт с телом, температуру которого измеряем. Задаёт вопросы: В каком направлении переходит передача тепла в ходе теплообмена? До каких пор будет происходить такая передача тепла между телами? Вводит понятия: теплового равновесия, теплоизолированная система. Учитель, используя средства ИКТ (ПК, интерактивная доска, проектор) предлагает метапредметную задачу «Температура» по естественнонаучной грамотности на основе несплошного текста содержащую интерактивные изображения. Организует работу в группах. Учитель озвучивает текст "Температура" задание 1 используя ИКТ. Петр работает над ремонтом старого дома. Он оставил бутылку воды, несколько металлических гвоздей и кусок древесины в багажнике машины. После того, как машина пробыла на солнце 3 часа, температура внутри машины достигла 40ºC. Что произошло с предметами в машине? Обведите «Да» или «Нет» для каждого случая. Это могло произойти с предметами?
Учитель озвучивает текст "Температура" задание 2. У Петра есть чашка горячего кофе (температура 90 ºC) и чашка холодной минеральной воды (температура 5 ºC). Чашки одинакового типа, размера и объема. Петр оставляет чашки в комнате с температурой 20 ºC. После 10-минутного нахождения в комнате, какая будет температура кофе и минеральной воды? A. 70 ºC и 10 ºC B. 90 ºC и 5 ºC C. 70 ºC и 25 ºC D. 20 ºC и 20 ºC Учитель озвучивает текст "Температура" задание 3. Для ответа на вопрос отметьте нужный вариант ответа. Насколько вам интересна следующая информация? Отметьте только один вариант ответа в каждом ряду. Очень интересно Средний интерес Почти не интересно Неинтересно А. Понимание влияния формы чашки на процесс охлаждения кофе В. Знание разного расположения атомов в дереве, воде и металле С. Лучшее понимание того, почему разные твердые частицы обладают разной теплопроводимостью. |
3. | Творческий этап |
|
| Организует беседу:
|
Список используемых источников
- Физика : программы :7-9 классы, 10-11 классы/ А.В.Грачёв, Погожев В.А.,Боков П.Ю. и др.- М. : Вентана-Граф, 2014,-112с.
- Грачев А.В., Погожев В.А., Вишнякова Е.А. Физика -8. Учебник.- М.Просвещение, 2021.
- Примеры открытых заданий по естествознанию PISA 2020 (По материалам исследований) https://rikc.by/ru/PISA/3-ex__pisa.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по физике 10 класс Температура и тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура- мера средней кинетической энергии молекул.
Презентация по физике 10 класс по теме "Температура и тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура- мера средней кинетической энергии молекул". Учебник Г,Я, Мякишев, Б.Б....
Методическая разработка урока физики в 10 классе по теме: « Температура и тепловое равновесие. Определение температуры».
Цель урока – формирование современных представлений о температуре как мере равновесного состояния системы Задачи: Образовательная – дать представление о тепловом равновесии системы, сформировать ...
урок по физике Температура и тепловое равновесие 10 класс
урок изучения новых знаний на тему "Температура и тепловое равновесие"...
Конспект урока по физике в 10 классе «Температура и тепловое равновесие»
Любой газ состоит из огромного числа молекул. Невозможно быстро определить положение и скорость каждой молекулы в отдельности, да и смысла в этом нет. Физики воспользовались статистическим (обобщенным...
Технологическая карта урока в 6 классе по теме "Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач."
Урок с использованием технологии "перевёрнутый класс"...
Урок физики в 10 классе по теме " Температура. Тепловое равновесие. Определение температуры"
Урок изучения нового материала. Цель урока: формирование навыков самостоятельной работы; дать понятие о термодинамических параметрах; рассмотреть температуру как характеристику состояния теплового рав...
«Температура и тепловое равновесие. Определение температуры»
Методическая разработка урока в 10 классе...