Технологическая карта "Лампа накаливания"
план-конспект урока по физике (8 класс)

Рябцева Антонина Прокофьевна

Урок по системно-деятельностному подходу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnolog_karta_lampa_nakalivaniya.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа поселка свх. Агроном»

Лебедянского муниципального района Липецкой области

Технологическая карта урока

«Лампа накаливания. Электронагревательные приборы.»

 (8 класс)

                                                                               Подготовила и провела

                                                                            учитель физики Рябцева А.П.

2020 г

Предмет: физика

Уровень образования: общеобразовательный 8 класс

Тема: «Лампа накаливания. Электронагревательные приборы»

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Форма проведения урока: урок  по системно-деятельностному подходу

Время проведения: март

Участники: учащиеся 8 класса

Цель: формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний об устройстве лампы накаливания и других электронагревательных приборов, о физических принципах работы этих устройств; расширение понятийной базы о тепловом действии электрического тока.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Познавательные УУД: анализ устройства электробытовых нагревательных приборов на основе лампы накаливания с целью выделения общих принципов работы всех электронагревательных устройств; выбор оснований и критериев для сравнения различных бытовых устройств; установление причинно-следственных связей между изученным тепловым действием тока и его проявлением в работе электронагревательных приборов; доказательство, выдвижение гипотез о единстве устройства и принципа действия электробытовых нагревательных приборов и их обоснование на основе знания закона Джоуля-Ленца.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия при выполнении групповой работы; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации в группах;

Регулятивные УУД:  целеполагание как постановка учебной задачи на основе знания учащихся закона Джоуля-Ленца, теплового действия эл. тока изучения физических основ и устройства электронагревательных устройств; оценка - осознание качества и уровня усвоения основных частей электронагревательных устройств; оценка результатов работы;

Личностные УУД: смыслообразование: установление обучающимися связи между использованием электробытовых нагревательных приборов  и необходимостью знания физических основ их устройства и принципов работы.

Основные понятия: «тепловое действие тока», «проводники и непроводники тока», «лампа накаливания», «электронагревательные приборы», «нагревательный элемент»,«сопротивление проводника».

Межпредметные связи: химия.

Ресурсы: мультимедийный проектор с ПК, интерактивная доска, 5 комплектов оборудования с лампами накаливания различной мощности и патронами к ним.

Литература:

  1. Перышкин А.В. Физика. 8 кл.:учеб. для общеобразоват. учреждений. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 192 с.
  2. http://school-collection.edu.ru/
  3. ЭОР: http://test.iro48.ru/
  4. «Деятельностный подход в обучении естественнонаучным дисциплинам.» (Под редакцией Аксеновой И.В., Селютиной О.А. – УО и Н   Лип. обл. ЛИРО , 2011г


Технологическая карта урока

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

ФОУД

Формирование УУД

1.Органи-

зационный этап

2. Этап актуализации субъектного опыта учащихся

3. Этап определения потребностей и мотивов

Слайд 1

4. Этап изучения новых знаний и способов деятельности

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

5.  Этап первичной проверки понимания изученного

6.Этап закрепления  изученного

Слайд 5

7. Этап информации о домашнем задании

8.   Этап обобщения.

Слайд 6

Слайды 7-10

9. Этап рефлексии.

Слайды 11-14

Слайд 15

10. Этап подведения итогов учебного занятия

Слайд 16

На предыдущих уроках мы изучили закон Джоуля-Ленца, научились вычислять работу и мощность электрического тока. Давайте вспомним основные формулы.

1.Актуализация необходимых ЗУН.

Исправь ошибки:

R=U/I

R = I\U

I=P/U

I = U\R

P=I*U

P=U/I

R=U2/P

P=U2/R

1.Побуждающий диалог.

На дом вы получили задание, выяснить, есть ли дома предметы, в которых используется электрический ток и написать в тетради их название и действия электрического тока, которое в этих приборах используется.

Назовите по таблице, какое действие тока применяется человеком чаще всего. А какое устройство самое распространенное в вашей квартире?

О чем мы сегодня должны поговорить? Какие задачи и цели решить?

Как мы можем  достигнуть поставленных целей?

2. Формулирование темы и целей урока.

Ну и лампа, на смех людям!
Пузырек под абажуром.
В середине пузырька
Три - четыре волоска.
Непонятная посуда.
Интересно посмотреть,
Как вы будете гореть?

1. Фронтальная практическая работа:

У вас на столе у каждого имеются электрические лампы накаливания, вкрученные в цоколь. Давайте рассмотрим, из каких элементов состоит они?

- Лампа накаливания состоит из стеклянной колбы, внутри колбы вольфрамовая нить, которая с помощью двух проводников соединяется с винтовой нарезкой и с основанием лампы, изолированной от цоколя.

2.Сводная таблица.

Задания для групп.

Элемент лампы

Материал

Назначение

1. Колба

2. Нить накаливания

3. Два проводника, вставленных в стеклянный стержень.

4. Металлический стакан с винтовой нарезкой

5.Припой

Стекло

Вольфрам, осмий

Нихром, медь

Цинк

Олово и свинец

Предотвращает контакт с воздухом, защищает

Нагревательный элемент

Подводят напряжение, удерживают нить

Включает в сеть, удерживает в патроне

Контакт для включения в сеть.

1. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи 

1. Как вы думаете, почему стеклянная колба запаяна?

 - В состав воздуха входит кислород, который способствует горению. И это привело бы к быстрому перегоранию вольфрамовой нити. Поэтому из стеклянной колбы выкачен воздух. Кроме того, так как в вакууме идет быстрое испарение вольфрама, чтобы препятствовать этому наполняют лампу азотом или инертными газами.

2. Почему нить накаливания выполнена из вольфрама или его сплава с осмием?

- Хотя лишь 10–15% тепловой энергии превращается в световую энергию, тем не менее, электрические лампы накаливания очень широко используются. При прохождении электрического тока через вольфрамовую нить, температура вольфрамовой нити достигает 3000°С.  При такой температуре вольфрамовая нить накаливается до красна, а затем и до бела и светится ярким светом.

3. Почему в качестве проводящих устройств используются проводники нихром, медь, цинк, олово и свинец?

1. Фронтальная письменная самостоятельная работа.

Задание: выписать, какие величины написаны на цоколе или баллоне лампы.

 мощность P = 60 Вт,

 напряжение  U = 220 В.

Вычислить силу тока, на которую рассчитана лампа, и сопротивление лампы.

2. Самоконтроль по таблице на слайде.

Письменное домашнее задание: Дома исправить ошибки в вычислениях и вычислить плату за электроэнергию, если лампочка заданной мощности будет гореть 2 часа.

1.Эвристическая беседа:

1. Как вы думаете, на каких принципах работают другие электронагревательные приборы, которыми вы пользуетесь дома?

2. Из металлов с какими свойствами должны изготавливаться нагревательные элементы утюгов, фенов, чайников и т.д?

2. Схема.

Электронагревательные приборы  Нагревательный элемент  Металл с большим удельным сопротивлением

3.Индивидуальное задание – презентация «Наш земляк А.Н. Лодыгин – создатель лампы накаливания».             Сообщение о лампе накаливания

1. Тестовый физический диктант:

Тестовый диктант

  2.Взаимоконтроль по тестам.

Что нового мы сегодня узнали?

Может ли это пригодиться вам в жизни?

Достигли ли мы сегодня на уроке поставленных целей?

Оцените свою работу на уроке, насколько активно и безошибочно вы работали?

Учащиеся в таблице на доске или на интерактивной доске убирают неправильные формулы

И

В ходе побуждающего диалога учащиеся делают вывод о том, что самое распространенное действие эл тока – тепловое, а самый распространенное устройство – лампочка.

Формулируют тему урока и цели: выяснить, каково  строение электронагревательных приборов, кто изобрел эти технические устройства, какие физические явления и законы лежат в основе работы данных устройств?

Ф

Учащиеся называют элементы лампы

Г

Учащиеся заполняют таблицу по группам (всего 5 групп) и продумывают ответы на вопросы.

И

Заполнение сводной таблицы.

Г

Учащиеся отвечают на вопросы своей группы.

Г

Учащиеся выполняют письменную фронтальную самостоятельную работу.

Учащиеся проверяют правильность выполнения самостоятельной работы.

И

Учащиеся отвечают на вопросы.

Ф

Учащиеся рисуют схему в тетради.

И

Ученик демонстрирует свою часть презентации и рассказывает о лампах.

И и П

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учащиеся проверяют правильность ответов и делают выводы о достигнутых результатах.

Ф

Учащиеся высказывают свое мнение об уроке.

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами выбора правильного ответа.

Личностные УУД:

смыслообразование,  установление обучающимися связи между использованием электробытовых нагревательных приборов  и необходимостью знания физических основ их устройства и принципов работы;

Регулятивные УУД: целеполагание, как постановка учебной задачи на основе знания учащимися закона Джоуля-Ленца и теплового действия тока изучение физических основ и устройства электронагревательных устройств.

Регулятивные: соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями работы в группе.

Регулятивные: соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ объектов с целью выделения признаков;

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли при ответе на вопросы.

Регулятивные УУД:

контроль, коррекция и оценка промежуточного результата с целью обнаружения отклонений в усвоенном материале и осознание качества усвоения.

Регулятивные: соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ объектов с целью выделения признаков;

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли при ответе на вопросы;

Регулятивные: соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Регулятивные УУД:

контроль, коррекция и оценка промежуточного результата с целью обнаружения отклонений в усвоенном материале и  осознание того, что усвоено и что еще нужно усвоить;

Коммуникативные УУД:

определение цели и  функций участников работы при взаимоконтроле

 

Регулятивные УУД:

оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

Личностные УУД:

нравственно-этическая ориентация, в том числе,  и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей).

Работа обучающихся на уроке: обучающиеся работали активно, все были включены в работу.

Дифференциация и индивидуализация обучения присутствовала.

Характер самостоятельной работы учащихся продуктивный.

Оценка достижения целей урока: урок достиг поставленных целей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Лампа накаливания"

Эта презентация может быть использована при изучении лампы накаливания по физике  в 9 классе. Материал содержит устройство лампы, ее использование, исторические факты....

Бинарный урок по теме Лампа накаливания

В нашей школе существует традиция проводить бинарные уроки на различных предметах. Основоположниками были мы с коллегой, учительницей химии Стрельниковой Надеждой Анатольевной.Данный урок один из сери...

Урок физики в 9 классе по теме «Работа и мощность тока. Лампа накаливания».

Урок физики в 9 классе по теме «Работа и мощность тока. Лампа накаливания». На уроке обобщается, систематизируется учебный материал по теме «Тепловое действие электрического тока», закрепляются ...

Лампа накаливания 8кл

Ознакомление учащихся с устройством и принципом действия электрической лампы....

Урок "Лампы накаливания. Электронагревательные элементы"

Урок "Лампы накаливания. Электронагревательные элементы" используется при изучении темы "Электрические явления" в 8 классе. Урок с применением технологий: проблемное обучение, групповая деятельность, ...

IT-урок для 8 класса по теме "Лампы накаливания"

Из материал данного урока  можно узнать историю создания лампочки, устройство электрической лампы накаливания, её характеристики. Далее учащиеся знакомятся с лампами нового поколения - энергосбер...

IT-урок для 8 класса по теме "Лампы накаливания"

презентация к уроку для 8 класса "Лампы накаливания"...