Рабочая программа по физике 7 класс ФГОС
рабочая программа по физике (7 класс)

Рабочая программа по физике 7 класс, количество часов 68, с аннотацией, поурочно-тематическим планированием и файлом для загрузки в электронный журнал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 69

Калининский район

Рабочая программа

по учебному предмету

«Физика»

(А.В. Перышкин)

для   7 классов

основного общего образования

Учитель:

                                                                                                                                        Алексеев Е.В.

2021-2022 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по физике составлена на основе:

  • федерального компонента государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки российской Федерации от 17.12.2010года №1897)
  • образовательной программы основного общего образования ГБОУ СОШ №69 Калининского района Санкт-Петербурга
  • положения о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов ГБОУ СОШ №69 Калининского района Санкт-Петербурга (по реализации ФГОС)
  • примерной программы основного общего образования по физике для 7 – 9 классов и авторской программы (авторы: Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкин, Н.В. Филонович опубликована в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 классы.», составители В. А. Коровин, В. А. Орлов, - М.: Дрофа, 2016).

Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание предметных тем образовательного стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения физики.

Рабочая программа дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Учебник «Физика. 7 класс. Учебник», автор А. В. Перышкин, для общеобразовательных учреждений, входящий в состав УМК по физике для 7-9 классов, рекомендован Министерством образования Российской Федерации (Приказ Минобрнауки России 19 декабря 2012 г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год» Приложение 1 № 1247).

Цели и задачи изучения физики

Цели изучения:

Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • усвоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Задачи изучения:

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются формирование:

метапредметных компетенций, в том числе

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

предметных когнитивных и специальных знаний:

В результате изучения физики ученик должен знать/понимать

смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом;

смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;

смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, сохранения механической энергии.

уметь

описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;

использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;

представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;

выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

решать задачи на применение изученных физических законов;

осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;

контроля за исправностью водопровода, сантехники в квартире;

рационального применения простых механизмов.

Место и роль учебного курса в учебном плане образовательного учреждения

Учебный предмет «Физика» в основной общеобразовательной школе относится к числу обязательных и входит в Федеральный компонент учебного плана.

Роль физики в учебном плане определяется следующими основными положениями. Во-первых, физическая наука является фундаментом естествознания, современной

техники и современных производственных технологий, поэтому, изучая на уроках физики закономерности, законы и принципы:

учащиеся получают адекватные представления о реальном физическом мире;

приходят к пониманию и более глубокому усвоению знаний о природных и технологических процессах, изучаемых на уроках биологии, физической географии, химии, технологии;

начинают разбираться в устройстве и принципе действия многочисленных технических устройств, в том числе, широко используемых в быту, и учатся безопасному и бережному использованию техники, соблюдению правил техники безопасности и охраны труда.

Во-вторых, основу изучения физики в школе составляет метод научного познания

мира, поэтому учащиеся:

осваивают на практике эмпирические и теоретические методы научного познания, что способствует повышению качества методологических знаний;

осознают значение математических знаний и учатся применять их при решении широкого круга проблем, в том числе, разнообразных физических задач;

применяют метод научного познания при выполнении самостоятельных учебных и внеучебных исследований и проектных работ.

В-третьих, при изучении физики учащиеся систематически работают с информацией в виде базы фактических данных, относящихся к изучаемой группе явлений и объектов. Эта информация, представленная во всех существующих в настоящее время знаковых системах, классифицируется, обобщается и систематизируется, то есть преобразуется учащимися в знание. Так они осваивают методы самостоятельного получения знания.

В-четвертых, в процессе изучения физики учащиеся осваивают все основные мыслительные операции, лежащие в основе познавательной деятельности.

В-пятых, исторические аспекты физики позволяют учащимся осознать многогранность влияния физической науки и ее идей на развитие цивилизации.

Таким образом, преподавание физики в основной школе позволяет не только реализовать требования к уровню подготовки учащихся в предметной области, но и в личностной и метапредметной областях, как это предусмотрено ФГОС основного общего образования.

Планируемый уровень подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки отвечают требованиям, сформулированным в ФГОС, и проводятся ниже.

Предметными результатами изучения физики в 7 классе являются:

понимание:

  • физических терминов: тело, вещество, материя, роли ученых нашей страны в развитии современной физики и влиянии на технический и социальный прогресс;
  • способность объяснять физические явления: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел, механическое движение, равномерное и неравномерное движение, инерция, всемирное тяготение, атмосферное давление, давление жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание, расположение уровня жидкости в сообщающихся сосудах, существование воздушной оболочки Землю; способы уменьшения и увеличения давления, равновесие тел, превращение одного вида механической энергии в другой;
  • смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон всемирного тяготения, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда, закон сохранения энергии;
  • причин броуновского движения, смачивания и несмачивания тел; различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;
  • принципов действия динамометра, весов, барометра-анероида, манометра, поршневого жидкостного насоса, гидравлического пресса, рычага, блока, наклонной плоскости, встречающихся в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании.

умение:

  • пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы;
  • находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и объемом, силой тяжести и весом тела;
  • проводить наблюдения физических явлений;
  • измерять физические величины: расстояние, промежуток времени, скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения качения, объем, плотность тела, равнодействующую двух сил, действующих на тело и направленных в одну и в противоположные стороны, температуру, атмосферное давление, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силу Архимеда, механическую работу, мощность, плечо силы, момент силы, КПД, потенциальную и кинетическую энергию;
  • использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).

владение:

  • экспериментальными методами исследования при определении цены деления шкалы прибора и погрешности измерения, при определении размеров малых тел, при установлении зависимости: пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от его массы, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной телом воды, условий плавания тела в жидкости от действия силы тяжести и силы Архимеда, при определении соотношения сил и плеч, для равновесия рычага;
  • способами выполнения расчетов при нахождении: скорости (средней скорости), пути, времени, силы тяжести, веса тела, плотности тела, объема, массы, силы упругости, равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой, давления, давления жидкости на дно и стенки сосуда, силы Архимеда, механической работы, мощности, условия равновесия сил на рычаге, момента силы, КПД, кинетической и потенциальной энергии в соответствии с поставленной задачей на основании использования законов физики;

Требования к личностным и метапредметным результатам также соответствуют требованиям ФГОС основного общего образования и приводятся ниже.

Личностные результаты при обучении физике:

• Сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

  • Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры.
  • Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.
  • Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями.
  • Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода
  • Формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.

Метапредметные результаты при обучении физике:

1. Овладение навыками:

  • самостоятельного приобретения новых знаний;
  • организации учебной деятельности;
  • постановки целей;
  • планирования;
  • самоконтроля и оценки результатов своей деятельности.
  1. Овладение умениями предвидеть возможные результаты своих действий.
  2. Понимание различий между:
  • исходными фактами и гипотезами для их объяснения;
  • теоретическими моделями и реальными объектами.
  1. Овладение универсальными способами деятельности на примерах:
  • выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;
  • разработки теоретических моделей процессов и явлений.
  1. Формирование умений:
  • воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной и символической формах;
  • анализировать и преобразовывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;
  • выявлять основное содержание прочитанного текста;
  • находить в тексте ответы на поставленные вопросы;
  • излагать текст.
  1. Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач.
  2. Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способность выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать правоту другого человека на иное мнение.
  3. Освоение приемов действий в нестандартной ситуации, овладение эвристическими методами решения проблем.
  4. Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Перечень УУД, формированию которых уделяется основное внимание при планировании работы по физике

познавательные:

  • общеучебные учебные действия – умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для ее решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания
  • логические учебные действия – умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказать свои суждения
  • постановка и решение проблемы – умение сформулировать проблему и найти способ ее решения

регулятивные – целеполагание, планирование, корректировка плана;

личностные – личностное самоопределение смыслообразования (соотношение цели действия и его результата, т.е. умение ответить на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение?») и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях; коммуникативные – умение вступать в диалог и вести его, различия особенности общения с различными группами людей.

Информация о количестве учебных часов

На изучение физики в 7 классе основной школы отводится 2 часа в неделю.

Программа рассчитана на 68 часов.

Количество контрольных и лабораторных работ оставлено без изменения в соответствии с примерной и авторской программой.

Авторской программой (а также рабочей программой) учебные экскурсии не предусмотрены.

Используемые технологии обучения. Формы организации образовательного процесса.

Внеурочная деятельность по предмету.

Реализация Рабочей программы строится с учетом личного опыта учащихся на основе информационного подхода в обучении, предполагающего использование личностно-ориентированной, проблемно-поисковой и исследовательской учебной деятельности учащихся сначала под руководством учителя, а затем и самостоятельной.

Реализация программы по предмету или ее части может осуществляться  с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в предусмотренных Законом формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся с использованием разрешенных и рекомендованных Интернет-ресурсов (Портал дистанционного обучения ЦОКОиИТ СПб, Российская электронная школа, Учи.ру, Лекториум, Интернет урок, Якласс, площадка образовательного центра «Сириус», Московская электронная школа и другие ресурсы, утвержденные в рамках школьных методических объединений).

Учитывая значительную дисперсию в уровнях развития и сформированности универсальных учебных действий, а также типологические и индивидуальные особенности восприятия учебного материала современными школьниками, на уроках физики предполагается использовать разнообразные приемы работы с учебным текстом, фронтальный и демонстрационный натурный эксперимент, групповые и другие активные формы организации учебной деятельности.

Внеурочная деятельность по физике в авторской программе не предусмотрена.

Формы аттестации школьников

Аттестация школьников, проводимая в системе, позволяет, наряду с формирующим контролем предметных знаний, проводить мониторинг универсальных и предметных учебных действий.

Рабочая программа предусматривает следующие формы аттестации школьников:

  1. Промежуточная (формирующая) аттестация:

самостоятельные работы (до 10 минут);

лабораторно-практические работы (от 20 до 40 минут);

фронтальные опыты (до 10 минут);

диагностическое тестирование (остаточные знания по теме, усвоение текущего учебного материала, сопутствующее повторение) – 5 …15 минут.

  1. Итоговая (констатирующая) аттестация:

контрольные работы (45 минут);

устные и комбинированные зачеты (до 45 минут).

Характерные особенности контрольно-измерительных материалов (КИМ) для констатирующей аттестации:

КИМ составляются на основе кодификатора;

КИМ составляются в соответствие с обобщенным планом;

количество заданий в обобщенном плане определяется продолжительностью контрольной работы и временем, отводимым на выполнение одного задания данного типа и уровня сложности по нормативам ГИА;

тематика заданий охватывает полное содержание изученного учебного материала и содержит элементы остаточных знаний;

структура КИМ копирует структуру контрольно-измерительных материалов ГИА.

Учебно-методический комплект, используемый для реализации рабочей программы

Учебники:

  • Перышкин А.В. Физика. Учебник. (Вертикаль) – М.: Дрофа, 2013, 2017
  • Перышкин. Сборник задач по физике 7-9. – М.: Экзамен, 2018

Пособия для учащихся:

  • 2. Контрольные тесты по физике.  7 - 9 классы.      Марон А.Е., Марон Е.А, М: Просвещение, 2010г.

Пособия для учителя:

  • Перышкин. Физика. 7 кл. Диагностические работы/Шахматова – М.: Дрофа, 2017
  • Тематическое и поурочное планирование к учебникам А.В.  Пёрышкина «Физика - 7 класс», Е.М. Гутник, Е.В. Рыбакова, М: Дрофа, 2010г.
  • Поурочные разработки по физике. 7 Класс. В.А. Волков, М: «ВАКО», 2011г.
  • Контрольные тесты по физике. 7 – 9 классы. Марон А.Е., Марон Е.А. М: Просвещение, 2011г.
  • Тестовые задания по физике. 7 – 9 классы. Н.Н. Тулькебаева, А.Э. Пушкарев, М: Просвещение, 2011г.
  • Физика. Опорные конспекты и дифференцированные задачи. Ю.С. Куперштейн, СПб: ИЗ «Сентябрь», 2009г.
  • Физика. Дифференцированные контрольные работы. 7 – 11 классы. Ю.С. Куперштейн, СПб: ИЗ «Сентябрь», 2010г.

Информационно-коммуникативные средства:

  • Электронные уроки и тесты: Физика в школе - (ЭУТ) ЗАО «Просвещение – МЕДИА», 2005г.
  • Физика, 7 – 11 классы - (Ф, 7-11) ООО «Физикон», 2006г.
  • Наглядная физика - (НФ) ВЦ Комплекс, 2007г.
  • Открытая астрономия, 2.6., сетевая версия – (ОА) ООО «Физикон», 2006г.
  • Уроки открытого Колледжа. Астрономия - (УОК-А) ООО «Физикон», 2006г.
  •  Виртуальная школа Кирилла и Мефодия - (КиМ-Р) Репетитор по физике. Подготовка к ЕГЭ.          ООО «Кирилл и Мефодий», 2007г.
  • Подготовка к ЕГЭ по физике – (ЕГЭ) ООО «Физикон», 2005г.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

7 класс (68 ч)

1

Введение

4

2

Первоначальные сведения о строении вещества

5

 

 3

Взаимодействие тел

         21

4

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов

23

5

Работа и мощность. Энергия

13

6

Резерв времени (повторение)

2

итого

68

Содержание программы

Введение (4 ч.)

Физика – наука о природе. Физические явления, вещество, тело, материя. Физические свойства тел. Основные методы изучения физики (наблюдения и опыты), их различие. Понятие о физической величине. Международная система единиц. Простейшие измерительные приборы. Цена деления прибора. Точность и погрешность измерений. Нахождение погрешности измерения.

Фронтальная лабораторная работа «Определение цены деления измерительного прибора».

Первоначальные сведения о строении вещества (5 ч.)

Строение вещества. Опыты, подтверждающие, что все вещества состоят из отдельных частиц. Молекула – мельчайшая частица вещества. Размеры молекул. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Связь скорости диффузии с температурой тела. Взаимодействие частиц вещества. Физический смысл взаимодействия молекул. Явление смачивания и несмачивания тел. Агрегатные состояния вещества. Особенности трех агрегатных состояний вещества. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярного строения.

Фронтальная лабораторная работа «Измерение размеров малых тел».

Взаимодействие тел (21 ч.)

Механическое движение. Траектория движения тела, путь. Основные единицы пути в СИ. Равномерное и неравномерное движение. Относительность движения. Скорость. Скорость равномерного и неравномерного движения. Векторные и скалярные физические величины. Единицы измерения скорости. Определение скорости.

Расчет пути и времени движения. Определение пути, пройденного телом при равномерном движении, по формуле и с помощью графиков. Нахождение времени движения тела. Расчет скорости пути. Средняя скорость. Нахождение средней скорости неравномерного прямолинейного движения.

Явление инерции. Проявление инерции в быту и технике. Взаимодействие тел.

Изменение скорости тел при взаимодействии.

Масса. Масса – мера инертности тела. Инертность – свойство тела. Единицы массы. Перевод основной единицы массы в СИ в т, г, мг и т. д. Измерение массы тела на весах. Определение массы тела в результате его взаимодействия с другими телами. Выяснение условий равновесия учебных весов.

Плотность вещества. Физический смысл плотности вещества. Единицы плотности. Изменение плотности одного и того же вещества в зависимости от его агрегатного состояния. Расчет массы и объема тела по его плотности.

Сила. Сила – причина изменения скорости движения. Сила – векторная физическая величина. Графическое изображение силы. Сила – мера взаимодействия тел. Явление тяготения. Сила тяжести. Наличие тяготения между всеми телами. Зависимость силы тяжести от массы тела. Направление силы тяжести. Свободное падение тел. Сила тяжести на других планетах. Сила упругости. Возникновение силы упругости. Природа силы упругости. Основные подтверждения существования силы упругости. Точка приложения силы упругости и направление ее действия. Закон Гука. Вес тела. Вес тела – векторная физическая величина. Отличие веса тела от силы тяжести. Точка приложения веса и направление его действия. Единица силы. Формула для определения силы тяжести и веса тела. Динамометр. Изучение устройства динамометра. Измерение сил с помощью динамометра. Сложение двух сил, направленных по одной прямой в одном направлении и

  • противоположных. Графическое изображение двух сил. Равнодействующая сил. Сила трения. Измерение силы трения скольжения. Сравнение силы трения скольжения с силой трения качения. Сравнение силы трения с весом тела. Трение покоя.

Фронтальные лабораторные работы:

«Измерение массы тела на рычажных весах», «Измерение объема тела», «Определение плотности твердого тела», «Градуирование пружины и измерение сил динамометром», «Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и прижимающей силы».

Давление твердых тел, жидкостей и газов (23 ч.)

Давление. Давление твердого тела. Формула для нахождения давления. Способы изменения давления в быту и технике.

Давление газа. Причины возникновения давления газа. Зависимость давления газа данной массы от объема и температуры. Передача давления жидкостью и газом. Закон Паскаля. Расчет давления на дно и стенки сосуда.

Сообщающиеся сосуды. Обоснование расположения поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне, а жидкостей с разной плотностью – на разных. Устройство и действие шлюза.

Вес воздуха. Атмосферное давление. Влияние атмосферного давления на живые организмы. Явления, подтверждающие существование атмосферного давления. Определение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Расчет силы, с которой атмосфера давит на окружающие предметы. Барометр-анероид. Знакомство с устройством

и работой барометра-анероида. Использование барометра-анероида при метеорологических наблюдениях. Атмосферное давление на различных высотах.

Манометры. Устройство и принцип действия открытого жидкостного манометра, металлического манометра. Поршневой жидкостный насос. Принцип действия поршневого жидкостного насоса. Гидравлический пресс. Физические основы работы гидравлического пресса.

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Причины возникновения выталкивающей силы. Природа выталкивающей силы. Закон Архимеда. Плавание тел. Условия плавания тел. Зависимость глубины погружения тела в жидкость от его плотности. Плавание судов. Физические основы плавания судов. Водный транспорт. Воздухоплавание. Физические основы воздухоплавания.

Фронтальные лабораторные работы «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело», «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

Работа и мощность. Энергия (13 ч.)

Механическая работа. Ее физический смысл. Единицы работы.

Мощность. Единицы мощности.

Простые механизмы. Рычаг. Условие равновесия рычага. Рычаги в технике, быту и природе. Момент силы. Правило моментов. Единица момента силы. Блоки. «Золотое правило» механики. Суть «золотого правила» механики. Центр тяжести тела. Условия равновесия тел. Подвижный и неподвижный блоки – простые механизмы. Равенство работ при использовании простых механизмов.

Понятие о полезной и полной работе.  КПД механизма.  Наклонная плоскость.

Определение ее КПД.

Энергия. Понятие энергии. Потенциальная энергия. Зависимость потенциальной энергии тела, поднятого над землей, от его массы и высоты подъема. Кинетическая энергия. Зависимость кинетической энергии от массы тела и его скорости. Превращение одного вида механической энергии в другой. Переход энергии от одного тела к другому.

Фронтальные лабораторные работы «Выяснение условия равновесия рычага», «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».

Резерв (2 ч.)



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование 7 класс.

Тип/форма

урока

Планируемые результаты

обучения

Виды контроля

предметные

УУД

План.

Факт.

Введение-4ч

1

Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения и опыт.

ИПЗН

Научиться

классифицировать

физические явления и

отличать их от химических

явлений, объяснять и

описывать физические

явления, проводить их

наблюдения; объяснять

значение понятий

физическое тело,

вещество, материя; знать

основные методы изучения

физики (наблюдения,

опыты), понимать их

различие.

Коммуникативные: уметь с

достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли

в соответствии с задачами и

условиями коммуникации.

Регулятивные: уметь

самостоятельно выделять

познавательную цель.

Познавательные: уметь

выделять сходство естественных

наук, различия между телом и

веществом, выдвигать гипотезу и

обосновывать ее.

2

Физические величины. Измерение физических величин

ИПЗН

Научиться определять

расстояния, промежутки

времени, температуру;

обрабатывать результаты

измерений; определять

цену деления шкалы

измерительного цилиндра;

определять объем

жидкости с помощью

измерительного цилиндра;

переводить значения

физических величин в СИ.

Коммуникативные: уметь

планировать учебное

сотрудничество с

одноклассниками,

корректировать их действия.

Регулятивные: уметь определять

последовательность

промежуточных целей с учетом

конечного результата, составлять

план и определять

последовательность действий.

Познавательные: уметь

самостоятельно создавать

алгоритм действий. Безопасно и

эффективно использовать

лабораторное оборудование,

проводить точные измерения и

адекватно оценивать полученные

результаты.

3

Точность и погрешность измерений.

ИПЗН

Научиться определять

погрешность измерения и

записывать результат с

учетом погрешности

Коммуникативные: уметь

планировать учебное

сотрудничество с учителем и

одноклассниками, работать

индивидуально и в группе.

Регулятивные: уметь

осуществлять коррекцию и

контроль в процессе обучения.

Познавательные: уметь

самостоятельно планировать

алгоритм действий, безопасно и

эффективно использовать

лабораторное оборудование,

проводить точные измерения и

адекватно оценивать полученные

результаты.

Проверочная работа

4

Определение цены деления измерительного прибора — л/р №1

КПЗУ

Научиться находить цену

деления любого

измерительного прибора,

представлять результаты

измерений в виде таблиц,

анализировать результаты

по определению цены

деления измерительного

прибора, делать выводы.

Коммуникативные: уметь

планировать учебное

сотрудничество с

одноклассниками, работать в

паре, корректировать и оценивать

действия партнера.

Регулятивные: составлять план и

последовательность действий,

осуществлять контроль в форме

сравнения алгоритма действий с

заданным эталоном с целью

обнаружения отклонений и

отличий от него корректировать

изученные способы действий и

алгоритмов.

Познавательные: ставить и

формулировать проблемы,

усваивать алгоритм

деятельности, анализ полученных

результатов, уметь оценивать

полученный результат.

Первоначальные сведения о строении вещества-5ч

5

Строение вещества. Молекула. Измерение размеров малых тел. Л/р №2

ИПЗН

Научиться измерять

размеры малых тел

методом рядов, различать

способы измерения

размеров малых тел,

представлять результаты

измерения малых тел в

виде таблиц, выполнять

исследовательский

эксперимент по

определению размеров

малых тел, делать выводы,

работать в группе.

Коммуникативные: уметь

планировать учебное

сотрудничество с

одноклассниками, работать в

паре, корректировать и оценивать

действия партнера.

Регулятивные: составлять план и

последовательность действий,

осуществлять контроль в форме

сравнения алгоритма действий с

заданным эталоном с целью

обнаружения отклонений и

отличий от него корректировать

изученные способы действий и

алгоритмов.

Познавательные: ставить и

формулировать проблемы,

усваивать алгоритм

деятельности, анализ полученных

результатов уметь оценивать

полученные результаты.

6

Диффузия в газах, жидкостях, твердых телах. Броуновское движение.

ИПЗН

Научиться выдвигать

гипотезы о причинах

движения молекул,

описывать поведение

молекул в конкретной

ситуации; понимать явление диффузии и зависимости

скорости ее протекания от

температуры тела;

приводить примеры

диффузии в окружающем

мире; наблюдать процесс

образования кристаллов;

проводить

исследовательскую работу

Коммуникативные: развивать

монологическую и

диалогическую речь, участвовать

в коллективном обсуждении

проблем, уметь интегрироваться

в группу сверстников и строить с

ними продуктивное

взаимодействие.

Регулятивные: уметь определять

понятия, строить умозаключения

и делать выводы.

Познавательные: уметь

выделять явление диффузии из

других физических явлений,

объяснять роль явления

диффузии в природе.

7

Взаимное притяжение и отталкивание молекул

ИПЗН

Научиться выдвигать

гипотезы о причинах

движения молекул,

описывать поведение

молекул в конкретной

ситуации; понимать

физический смысл

взаимодействия молекул,

уметь приводить примеры

существования сил

взаимного притяжения и

отталкивания молекул,

проводить опыты,

объяснять явления

смачивания и

несмачивания тел

Коммуникативные: развивать

монологическую и

диалогическую речь, участвовать

в коллективном обсуждении

проблем, уметь интегрироваться

в группу сверстников и строить с

ними продуктивное

взаимодействие.

Регулятивные: уметь определять

понятия, строить умозаключения

и делать выводы.

8

Три состояние вещества. Различие в молекулярном строении.

ОСЗ

Научиться доказывать

существование различия в

молекулярном строении

твердых тел, жидкостей и

газов; приводить примеры

практического

использования свойств

веществ в различных

агрегатных состояниях;

выполнять

исследовательский

эксперимент по изменению

агрегатного состояния

воды, анализировать его и

делать выводы; работать с

таблицей.

Коммуникативные: уметь

выявлять проблему, уметь с

достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: формировать

знания о строении вещества как

вида материи.

Познавательные: устанавливать

причинно-следственные связи,

строить логическую цепь

рассуждений, выдвигать и

обосновывать гипотезы.

9

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Cтроение вещества»

КЗУ, ОСЗ

Формирование у учащихся

целостного представления

об основных положениях

молекулярно-кинетической

теории.

Коммуникативные: уметь

письменно и с достаточной

полнотой и точностью выражать

свои мысли.

Регулятивные: планировать и

прогнозировать результат.

Познавательные: решать задачи

разными способами, выбирать

наиболее эффективные методы

решения, применять полученные

знания.

Проверочная работа

Взаимодействие тел-21ч

10

Скорость. Единицы скорости.

ИПЗН

Научиться понимать смысл

физических величин путь

и скорость, описывать и

объяснять равномерное

прямолинейное движение;

уметь выражать

физические величины в

единицах СИ; решать

задачи; записывать условие

и решение задачи в тетради

по образцу; самостоятельно

осуществлять поиск

информации.

Коммуникативные:

формировать учебное

сотрудничество с учителем и

сверстниками.

Регулятивные: формировать

целеполагание как постановку

учебной задачи на основе

соотнесения того, что уже

известно и усвоено учащимся, и

того, что еще неизвестно.

Познавательные: выделять и

формулировать познавательную

цель, искать и выделять

необходимую информацию,

следовать алгоритму

деятельности.

11

Расчет пути и времени движения. Решение задач.

КПЗУ

Научиться представлять

результаты измерений и

вычислений в виде таблиц

и графиков; определять

путь, пройденный за

данный промежуток

времени, и скорость тела

по графику зависимости

пути равномерного движения от времени.

Научиться строить и читать

графики при выполнении

построения графиков пути

и скорости равномерного

прямолинейного движения

на доске и в тетрадях под

руководством учителя.

Научиться самостоятельно

строить графики пути и

скорости, использовать

знания математики в

построении графиков на

уроках физики.

Коммуникативные:

самостоятельно организовывать

учебное взаимодействие в

группах.

Регулятивные: составлять план

решения задачи, самостоятельно

сверять действия с целью и

исправлять ошибки.

Познавательные: преобразовывать информацию из одного вида в другой, создавать

схематические модели с

выделением существенных

характеристик объекта,

применять знания, полученные на

уроках математики, решать

задачи разными способами.

 

12

Механическое движение. Скорость.

КЗУ

Научиться решать задачи

по теме «Средняя скорость

неравномерного

прямолинейного движения

тела», записывать

формулы, оформлять

решение задач в тетради.

Коммуникативные: уметь

организовывать учебное

сотрудничество с учащимися и

учителем, работать

индивидуально и в группе,

находить общее решение и

разрешать конфликты на основе

согласования позиций и

отстаивания интересов,

определять способы действий в

рамках предложенных условий и

требований.

Регулятивные: ставить учебную

задачу, составлять план и

последовательность действии,

осуществлять контроль в форме

сравнения способа действия и его

результата с заданным эталоном с

целью обнаружения отклонений

и отличий от него.

Познавательные: выбирать

наиболее эффективные методы

решения задач в зависимости от

конкретных условий,

контролировать и оценивать

процесс и результаты

деятельности.

Контрольная работа №1

13

Инерция. Взаимодействие тел.

ИПЗН

Научиться находить связь

между взаимодействием

тел и скоростью их

движения, приводить

примеры проявления

инерции в быту, объяснять

явление инерции,

проводить

исследовательский

эксперимент по изучению

явления инерции,

анализировать его и делать

выводы; описывать явление взаимодействия

тел, находить примеры

взаимодействия тел,

приводящего к изменению

их скорости, объяснять

опыты по взаимодействию

тел и делать выводы.

Коммуникативные: выявлять

проблемы, уметь осознанно

планировать и регулировать свою

деятельность, владеть устной и

письменной речью.

Регулятивные: составлять план и

последовательность учебных

действий.

Познавательные: выдвигать и

обосновывать гипотезы,

обозначать проблемы и находить

пути их решения, анализировать

объекты с целью выделения их признаков.

14

Масса тела. Единица массы. Измерение массы тела на весах.

ИПЗН

Научиться переводить

основную единицу массы в

СИ в т, г, мг, определять

массу тела по результату

его взаимодействия с

другим телом, понимать,

что масса - мера

инертности тела, а

инертность - свойство тел.

Коммуникативные: уметь

слушать, вступать в диалог,

участвовать в коллективном

обсуждении проблемы.

Регулятивные: формировать

целеполагание и

прогнозирование.

Познавательные: уметь

самостоятельно выделять

познавательную цель,

устанавливать причинно-

следственные связи.

15

Измерение массы тела на рычажных весах. Л/р №3

КПЗУ

Научиться сравнивать

массы двух тел, взвешивать

тело на рычажных весах и с

их помощью определять

его массу; пользоваться

разновесами; применять и

вырабатывать

практические навыки

работы с приборами;

работать в группе.

Коммуникативные: уметь

строить продуктивное

взаимодействие со сверстниками,

контролировать, корректировать

и оценивать действия партнера,

уметь с достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли

в соответствии с задачами и

условиями коммуникации.

Регулятивные: составлять план и

последовательность действий,

сравнивать результат и способ

действий с эталоном с целью

обнаружения отклонений и

отличий.

Познавательные:

контролировать и оценивать

процесс и результаты

деятельности.

16

Плотность вещества.

ИПЗН

Научиться определять

плотность вещества,

анализировать табличные

данные, переводить

значения плотности из

кг/м3 в г/см3 и наоборот;

применять знания из курса математики, биологии,

окружающего мира.

Коммуникативные: уметь вести

дискуссию с целью

формирования своей точки

зрения, отличать ее от других

точек зрения, а также

координировать разные точки

зрения для достижения общей цели.

Регулятивные: уметь

обнаруживать и формулировать

учебную проблему.

Познавательные: формировать

системное мышление (понятие –

пример – значение учебного

материала и его применение).

17

Измерение объема тела. Л/р №4

ИПЗН

Научиться определять

объем тела с помощью

измерительного цилиндра, анализировать

результаты измерений и

вычислений, делать

выводы; представлять

результаты измерений и

вычислений в виде таблиц

Коммуникативные: эффективно

добывать знания и приобретать

соответствующие умения при

взаимодействии со сверстниками.

Регулятивные: формировать

умение правильно поставить

перед собой задачу, адекватно

оценить уровень своих знаний и

умений, найти наиболее простой

способ решения

экспериментальной задачи.

Познавательные: формировать

умения самостоятельно провести

эксперимент и наблюдения,

сделать вывод, самостоятельно

оценить собственный результат.

18

Расчет массы и объема тела по его плотности. Решение задач.

КПЗУ

Научиться находить массу

тела и его объем по

известной плотности

вещества, применять

знание математики в виде

решения уравнений при

нахождении массы и

объема тела по двум

известным данным.

Овладеть научным

подходом к решению

различных задач.

Коммуникативные: уметь

выражать свои мысли с

достаточной точностью.

Регулятивные: выполнять

действия по образцу, оценивать и

корректировать действия.

Познавательные: искать

информацию, формировать

смысловое чтение.

Самостоятельная работа

19

Определение плотности твердого тела. Л/р №5

ОСЗ

Научиться определять

измерять плотность

твердого тела с помощью

весов и измерительного

цилиндра, анализировать

результаты измерений и

вычислений, делать

выводы; представлять

результаты измерений и

вычислений в виде таблиц.

Овладеть умением

сопоставлять

экспериментальные и

теоретические знания с

объективными реалиями

жизни.

Коммуникативные: эффективно

добывать знания и приобретать

соответствующие умения при

взаимодействии со сверстниками.

Регулятивные: формировать

умение правильно поставить

перед собой задачу, адекватно

оценить уровень своих знаний и

умений, найти наиболее простой

способ решения

экспериментальной задачи.

Познавательные: формировать

умения самостоятельно провести

эксперимент и наблюдения,

сделать вывод, самостоятельно

оценить собственный результат.

20

Решение задач по теме «Плотность вещества»

ЗЗ

Научиться понимать

физический смысл понятий

плотность и масса.

Коммуникативные: уметь

письменно и с достаточной

полнотой и точностью выражать

свои мысли.

Регулятивные: планировать и

прогнозировать результат.

Познавательные: решать задачи

разными способами, выбирать

наиболее эффективные методы

решения, применять полученные

знания.

21

Сила.

КЗУ, ИПЗН

Научиться графически в

масштабе изображать силу

и точку ее приложения;

определять зависимость

изменения скорости тела от

приложенной силы;

анализировать опыты по

столкновению шаров,

сжатию упругого тела и

делать выводы; определять

цену делению и пределы

измерения лабораторного

динамометра.

Коммуникативные: выражать с

достаточной полнотой и

точностью свои мысли, уметь

слушать и вступать в диалог,

участвовать в коллективном

обсуждении проблем.

Регулятивные: осознавать

самого себя как движущую силу

своего научения, свою

способность к преодолению

препятствий и самокоррекции.

Познавательные: уметь

системно мыслить, создавать,

применять и преобразовывать

знаки и символы для решения

учебных и познавательных задач.

Контрольная работа №2

22

Явления тяготения. Сила тяжести. Сила тяжести на других планетах.

ИПЗН

Научиться приводить

примеры проявления

тяготения в окружающем

мире; находить точку

приложения и указывать

направление силы тяжести;

выделять особенности

планет земной группы и

планет-гигантов (различие

и общие свойства);

работать с текстом

учебника,

систематизировать и

обобщать сведения о

явлении тяготения, делать

выводы.

Коммуникативные: выражать с

достаточной полнотой и

точностью свои мысли, добывать

недостающую информацию с

помощью вопросов.

Регулятивные: осознавать

самого себя как движущую силу

своего научения, свою

способность к преодолению

препятствий и самокоррекции.

Познавательные: уметь

создавать, применять и

преобразовывать знаки и

символы, модели и схемы для

решения учебных и

познавательных задач.

23

Сила упругости. Закон. Гука. Вес тела.

ИПЗН

Научиться отличать силу

упругости от силы тяжести;

графически изображать

силу упругости, указывая

точку приложения и

направление действия;

объяснять причины

возникновения силы

упругости; приводить

примеры видов

деформации,

встречающихся в быту и

технике.

Коммуникативные: выражать с

достаточной полнотой и

точностью свои мысли,

рационально планировать свою

работу в группе, добывать

недостающую информацию с

помощью вопросов.

Регулятивные: осознавать

самого себя как движущую силу

своего научения, свою

способность к преодолению

препятствий и самокоррекции.

Познавательные: уметь

создавать, применять и

преобразовывать знаки и

символы, модели и схемы для

решения учебных и

познавательных задач.

24

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

КПЗУ

Научиться отличать вес от

силы тяжести, графически

изображать вес, показывая

точку приложения;

объяснять возникновение

состояния невесомости.

Коммуникативные: выражать с

достаточной полнотой и

точностью свои мысли,

рационально планировать свою

работу в группе, добывать

недостающую информацию с

помощью вопросов.

Регулятивные: осознавать

самого себя как движущую силу

своего научения, свою

способность к преодолению

препятствий и самокоррекции,

самостоятельно исправлять

ошибки.

Познавательные: уметь

создавать, применять и

преобразовывать модели и схемы

для решения учебных и

познавательных задач, выделять

и классифицировать

существенные характеристики

объекта, уметь строить

высказывание, формулировать

проблему.

25

Динамометр. Л/р №6

КПЗУ

Научиться градуировать

пружину, получать шкалу с

заданной ценой деления,

различать вес тела и его массу.

Коммуникативные: уметь

строить продуктивное

взаимодействие со сверстниками,

контролировать, корректировать и оценивать действия партнера,

уметь с достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли

в соответствии с задачами и

условиями коммуникации.

Регулятивные: составлять план и

последовательность действий,

сравнивать результат и способ

действий с эталоном с целью

обнаружения отклонений и

отличий от него.

Познавательные: формировать

рефлексию способов и условий

действия, контролировать и

оценивать процесс и результаты

деятельности.

26

Сложение двух сил, направленных по одной прямой.

ИПЗН

Научиться

экспериментально

находить

равнодействующую двух

сил, анализировать

результаты опытов по

нахождению

равнодействующей сил и

делать выводы,

рассчитывать

равнодействующую двух

сил.

Коммуникативные: уметь

планировать учебное

сотрудничество с учителем и

одноклассниками, работать в

паре, корректировать и оценивать

действия партнера.

Регулятивные: составлять план и

последовательность действий,

осуществлять контроль в форме

сравнения алгоритма действий с

заданным эталоном с целью

обнаружения отклонений и

отличий от него корректировать

изученные способы действий и

алгоритмов.

Познавательные: ставить и

формулировать проблемы,

анализировать полученные

результаты, уметь оценивать

полученный результат, создавать,

применять и преобразовывать

знаки и символы, модели и схемы

для решения учебных и

познавательных задач.

Самостоятельная работа

27

Сила трения. Трение покоя.

ИПЗН

Научиться измерять силу

трения скольжения,

называть способы

увеличения и уменьшения

силы трения, применять

знания о видах трения и

способах его изменения на

практике, объяснять

явления, происходящие из-

за наличия силы трения,

анализировать их и делать

выводы.

Коммуникативные: выражать с

достаточной полнотой и

точностью свои мысли,

рационально планировать свою

работу в группе, добывать

недостающую информацию с

помощью вопросов.

Регулятивные: осознавать

самого себя как движущую силу

своего научения, свою

способность к преодолению

препятствий и самокоррекции,

самостоятельно исправлять

ошибки. Познавательные: уметь

создавать, применять и

преобразовывать знаки и

символы, модели и схемы для

решения учебных и

познавательных зада, выделять и

классифицировать существенные

характеристики объекта.

28

Измерение силы трения с помощью динамометра.

КПЗУ

Научиться использовать

приобретенные умения

экспериментатора на

практике.

Коммуникативные: уметь

строить продуктивное

взаимодействие со сверстниками,

контролировать, корректировать

и оценивать действия партнера,

уметь с достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли

в соответствии с задачами и

условиями коммуникации.

Регулятивные: составлять план и

последовательность действий,

сравнивать результат и способ

действий с эталоном с целью

обнаружения отклонений и

отличий от него.

Познавательные: формировать

рефлексию способов и условий

действия, контролировать и

оценивать процесс и результаты

деятельности.

29

Трение в природе и технике.

ЗЗ

Объяснять

явления, происходящие из-

за наличия силы трения,

анализировать их и делать

выводы.

Коммуникативные: уметь с

достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: выполнять

действия по образцу, оценивать и

корректировать действия.

Познавательные: искать

информацию, формировать

смысловое чтение, закреплять и

при необходимости

корректировать изученные

способы действий, понятий и

алгоритмов.

Проверочная работа

30

Повторительно –обобщающий урок

ОСЗ

Научиться применять

знание математики в виде

решения уравнений.

Овладеть научным

подходом к решению

различных задач.

Коммуникативные: выражать с

достаточной полнотой и

точностью свои мысли, уметь

слушать и вступать в диалог,

участвовать в коллективном

обсуждении проблем.

Регулятивные: осознавать

самого себя как движущую силу

своего научения, свою

способность к преодолению

препятствий и самокоррекции.

Познавательные: уметь

системно мыслить, создавать,

применять и преобразовывать

знаки и символы для решения

учебных и познавательных задач.

Давление твердых тел, жидкостей и газов – 23ч

31

Давление. Единицы давления.

ИПЗН

Научиться вычислять

давление по формуле

P = F/S, переводить

основные единицы

давления в кПа и гПа,

проводить измерение

площади опоры и массы

тела и вычислять давление,

которое тело оказывает на

стол; проводить

исследовательский

эксперимент по

определению зависимости

давления от действующей

силы, делать выводы.

Коммуникативные:

использовать адекватные

языковые средства для

отображения в форме речевых

высказываний с целью

планирования, контроля и

самооценки.

Регулятивные: осознавать

самого себя как движущую силу

своего научения, свою

способность к преодолению

препятствий и самокоррекции.

Познавательные: объяснять

физические явления, процессы,

связи и отношения, выявляемые

в процессе изучения давления и

выполнения исследовательского

эксперимента.

32

Способы увеличения и уменьшения давления.

ИПЗН

проводить

исследовательский

эксперимент по

определению зависимости

давления от действующей

силы, делать выводы.

Коммуникативные:

использовать адекватные

языковые средства для

отображения в форме речевых

высказываний с целью

планирования, контроля и

самооценки.

Регулятивные: осознавать

самого себя как движущую силу

своего научения, свою

способность к преодолению

препятствий и самокоррекции.

Познавательные: объяснять

физические явления, процессы,

связи и отношения, выявляемые

в процессе изучения давления и

выполнения исследовательского

эксперимента.

33

Давление газа.

ИПЗН

Научиться отличать газы

по их свойствам от твердых

тел и жидкостей; объяснять

давление газа на стенки

сосуда на основе теории

строения вещества;

объяснять причину

передачи давления

жидкостью и газом во все

стороны одинаково;

анализировать опыт по

передаче давления

жидкостью и объяснять его

результаты.

Коммуникативные: уметь с

достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: планировать и

прогнозировать результат.

Познавательные: решать задачи

разными способами, выбирать

наиболее эффективные методы

решения, применять полученные

знания.

34

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.

ИПЗН

Научиться отличать газы

по их свойствам от твердых

тел и жидкостей; объяснять

давление газа на стенки

сосуда на основе теории

строения вещества;

объяснять причину

передачи давления

жидкостью и газом во все

стороны одинаково;

анализировать опыт по

передаче давления

жидкостью и объяснять его

результаты.

Коммуникативные: уметь с

достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: планировать и

прогнозировать результат.

Познавательные: решать задачи

разными способами, выбирать

наиболее эффективные методы

решения, применять полученные

знания.

35

Давление в жидкости и в газе.

КПЗУ

Научиться выводить

формулу для расчета

давления жидкости на дно

и стенки сосуда и

использовать ее.

Коммуникативные:

формировать контроль и

самоконтроль понятий и

алгоритмов.

Регулятивные: осознавать

самого себя как движущую силу

своего научения, свою

способность к преодолению

препятствий и самокоррекции.

Познавательные:

преобразовывать информацию из

одного вида в другой.

36

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

ИПЗН

Научиться выводить

формулу для расчета

давления жидкости на дно

и стенки сосуда и

использовать ее.

Коммуникативные:

формировать контроль и

самоконтроль понятий и

алгоритмов.

Регулятивные: осознавать

самого себя как движущую силу

своего научения, свою

способность к преодолению

препятствий и самокоррекции.

Познавательные:

преобразовывать информацию из

одного вида в другой.

37

Давление в жидкости и в газе. Решение задач.

КПЗУ

Научиться применять

знание математики в виде

решения уравнений.

Овладеть научным

подходом к решению

различных задач.

Коммуникативные: уметь с

достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: выполнять

действия по образцу, оценивать и

корректировать действия.

Познавательные: искать

информацию, формировать

смысловое чтение, закреплять и

при необходимости

корректировать изученные

способы действий, понятий и

алгоритмов.

38

Сообщающиеся сосуды

ИПЗН

Научиться приводить

примеры сообщающихся

сосудов, встречающихся в

быту; проводить

исследовательский

эксперимент с

сообщающимися сосудами,

анализировать результаты,

делать выводы.

Коммуникативные: выражать с

достаточной полнотой и

точностью свои мысли,

рационально планировать свою

работу в группе, добывать

недостающую информацию с

помощью вопросов.

Регулятивные: осознавать

самого себя как движущую силу

своего научения, свою

способность к преодолению

препятствий и самокоррекции,

составлять план решения задачи,

самостоятельно исправлять

ошибки.

Познавательные: уметь

создавать, применять и

преобразовывать знаки и

символы, модели и схемы для

решения учебных и

познавательных задач, выделять

существенные характеристики

объекта и классифицировать их.

39

Повторение темы «Давление»

ОСЗ

Научиться воспроизводить

приобретенные знания,

навыки в конкретной

деятельности.

Коммуникативные:

формировать контроль и

самоконтроль понятий и

алгоритмов.

Регулятивные: осознавать

самого себя как движущую силу

своего научения, свою

способность к преодолению

препятствий и самокоррекции.

Познавательные: объяснять

физические явления, процессы,

связи и отношения в ходе

выполнения контрольной работы и последующей самопроверки.

Проверочная работа

40

Вес воздуха. Атмосферное давление.

ИПЗН

Научиться приводить

примеры, подтверждающие

существование

атмосферного давления,

проводить опыты по

обнаружению

атмосферного давления;

вычислять массу воздуха;

сравнивать атмосферное

давление на различных

высотах от поверхности

Земли, анализировать

результаты, делать выводы.

Коммуникативные: выражать с

достаточной полнотой и

точностью свои мысли,

рационально планировать свою

работу в группе, добывать

недостающую информацию с

помощью вопросов.

Регулятивные: осознавать

самого себя как движущую силу

своего научения, свою

способность к преодолению

препятствий и самокоррекции,

составлять план решения

экспериментальной задачи,

самостоятельно исправлять

ошибки.

Познавательные: уметь

создавать, применять и

преобразовывать знаки и

символы, модели и схемы для

решения учебных и

познавательных задач, выделять

и классифицировать

существенные характеристики

объекта, уметь строить

высказывание, формулировать

проблему.

41

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

КПЗУ

Научиться вычислять

атмосферное давление,

объяснять измерение

атмосферного давления с

помощью трубки

Торричелли, делать

выводы.

Коммуникативные: уметь

слушать, вступать в диалог,

участвовать в коллективном

обсуждении проблемы.

Регулятивные: формировать

целеполагание и

прогнозирование.

Познавательные: уметь

самостоятельно выделать

познавательную цель,

устанавливать причинно-

следственные связи.

42

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

ИПЗН

Научиться измерять

атмосферное давление с

помощью барометра-

анероида, объяснять

изменение атмосферного

давления по мере

увеличения высоты над

уровнем моря, применять

знания из курсов биологии

и географии.

Коммуникативные: уметь

планировать учебное

сотрудничество с

одноклассниками, работать в

группе, корректировать и

оценивать действия сверстников.

Регулятивные: составлять план и

последовательность действий,

осуществлять контроль в форме

сравнения алгоритма действий с заданным эталоном с целью

обнаружения отклонений и

отличий от него, вносить

необходимые исправления.

Познавательные: ставить и

формулировать проблемы,

усваивать алгоритм

деятельности, анализировать

полученные результаты.

Самостоятельная работа

12.02

43

Манометры. Поршневой жидкостной насос. Гидравлический пресс.

ИПЗН

Научиться измерять

давление с помощью

манометра, различать

манометры по целям

использования.

Научиться приводить

примеры применения

поршневого жидкостного

насоса и гидравлического

пресса, работать с текстом

учебника.

Коммуникативные: выражать с

достаточной полнотой и

точностью свои мысли,

рационально планировать свою

работу, получать недостающую

информацию с помощью

вопросов.

Регулятивные: осознавать

самого себя как движущую силу

своего научения, свою

способность к преодолению

препятствий и самокоррекции,

самостоятельно исправлять

ошибки.

Познавательные: уметь

создавать, применять и

преобразовывать модели и

схемы для решения учебных и

познавательных задач, выделять

и классифицировать

существенные характеристики

объекта, уметь строить

высказывание, формулировать

проблему.

44

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

ИПЗН

Научиться доказывать

существование

выталкивающей силы,

действующей на тело,

погруженное в жидкость

или газ, основываясь на

законе Паскаля; приводить

примеры, доказывающие

существование

выталкивающей силы;

применять знания о

причинах возникновения

выталкивающей силы на

практике.

Коммуникативные: уметь

выявить проблему, инициативно

сотрудничать в поиске и сборе

информации для ее решения.

Регулятивные: выделять и

осознавать учащимся то, что уже

усвоено в курсе физики и что еще

подлежит усвоению, оценивать

качество и уровень усвоения

материала

Познавательные: уметь

анализировать и синтезировать

знания, выводить следствия,

устанавливать причинно-

следственные связи, строить

логическую цепь рассуждений,

выдвигать и обосновывать

гипотезы.

45

Архимедова сила.

КПЗУ

Научиться выводить

формулу для определения

выталкивающей силы,

рассчитывать силу

Архимеда, указывать

причины, от которых

зависит сила Архимеда;

работать с текстом

учебника.

Коммуникативные: уметь

планировать учебное

сотрудничество с учителем и

одноклассниками, работать в

группе, корректировать и

оценивать действия сверстников.

Регулятивные: составлять план и

последовательность действий,

осуществлять контроль в форме

сравнения алгоритма действий с

заданным эталоном с целью

обнаружения отклонений и

отличий от него, вносить

необходимые исправления.

Познавательные: ставить и

формулировать проблемы,

усваивать алгоритм

деятельности, анализировать

полученные результаты.

46

Определение выталкивающей силы, действующей на тело в воде.

КПЗУ

Научиться опытным путем

обнаруживать

выталкивающее действие

жидкости на погруженное в

нее тело и вычислять

выталкивающую силу.

Коммуникативные: уметь

строить продуктивное

взаимодействие со сверстниками,

контролировать, корректировать

и оценивать действия партнера,

уметь с достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли

в соответствии с задачами и

условиями коммуникации.

Регулятивные: составлять план и

последовательность действий,

сравнивать результат и способ

действий с эталоном с целью обнаружения отклонений и

отличий.

Познавательные: формировать

рефлексию способов и условий

действия, контролировать и

оценивать процесс и результаты

деятельности.

47

Архимедова сила. Решение задач.

ОЗС

Научиться решать задачи

по теме,

записывать формулы,

оформлять решение задач в

тетради.

Коммуникативные: уметь

организовывать учебное

сотрудничество с учащимися и

учителем, работать

индивидуально и в группе,

находить компромисс и

разрешать конфликты на основе

согласования позиций и

отстаивания интересов,

определять способы действий в

рамках предложенных условий и

требований.

Регулятивные: ставить учебную

задачу, составлять план и

последовательность действий,

осуществлять контроль в форме сравнения способа действия и его

результата с заданным эталоном с

целью обнаружения отклонений

и отличий от него.

Познавательные: выбирать

наиболее эффективные методы

решения задач в зависимости от

конкретных условий,

формировать рефлексию

способов и условий действия,

контролировать и оценивать

процесс и результаты

деятельности.

48

Плавание тел. Плавание судов.

ОЗС

Научиться решать задачи

по теме «Плавание тел»,

записывать формулы,

оформлять решение задач в

тетради.

Коммуникативные: уметь

организовывать учебное

сотрудничество с учащимися и

учителем, работать

индивидуально и в группе,

находить компромисс и

разрешать конфликты на основе

согласования позиций и

отстаивания интересов,

определять способы действий в

рамках предложенных условий и

требований.

Регулятивные: ставить учебную

задачу, составлять план и

последовательность действий,

осуществлять контроль в форме сравнения способа действия и его

результата с заданным эталоном с

целью обнаружения отклонений

и отличий от него.

Познавательные: выбирать

наиболее эффективные методы

решения задач в зависимости от

конкретных условий,

формировать рефлексию

способов и условий действия,

контролировать и оценивать

процесс и результаты

деятельности

Проверочная работа

49

Выяснение условий плавания тел в жидкости. Л/р №9

КПЗУ

Научиться использовать

приобретенные умения

экспериментатора на

практике.

Коммуникативные: уметь

строить продуктивное

взаимодействие со сверстниками,

контролировать, корректировать

и оценивать действия партнера,

уметь с достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли

в соответствии с задачами и

условиями коммуникации.

Регулятивные: составлять план и

последовательность действий,

сравнивать результат и способ

действий с эталоном с целью

обнаружения отклонений и

отличий.

Познавательные: формировать

рефлексию способов и условий

действия, контролировать и

оценивать процесс и результаты

деятельности.

50

Воздухоплавание. Решение задач.

ОЗС

Понимать, как действие

силы Архимеда

используется при создании

летательных аппаратов

более легких, чем воздух;

научиться рассчитывать

подъемную силу.

Коммуникативные: уметь

выявить проблему, инициативно

сотрудничать в поиске и сборе

информации для ее разрешения.

Регулятивные: выделять и

осознавать учащимся то, что уже

усвоено в курсе физики и что еще

подлежит усвоению, оценивать

качество и уровень усвоения

материала.

Познавательные: уметь

анализировать и синтезировать

знания, устанавливать причинно-

следственные связи, строить

логическую цепь рассуждений,

выдвигать и обосновывать

51

Повторительно-обобщающий урок по теме «Давление. Архимедова сила»

ОЗС

Формирование у учащихся

целостного представления

об основных положениях

изученных тем.

Коммуникативные:

формировать представления о

материальности мира.

Регулятивные: осуществлять контроль в форме сравнения

способа действия и его

результата с заданным эталоном с

целью обнаружения отклонений

и отличий от него, вносить

необходимые дополнения и

коррективы в план и способ

действия в случае расхождения

эталона, реального действия и его

продукта, осознавать учащимся

то, что уже усвоено и что еще

подлежит усвоению, оценивать

качество и уровень усвоения

материала.

Познавательные: анализировать

и синтезировать знания,

устанавливать причинно-

следственные связи, строить

логическую цепь рассуждений,

структурировать знания.

52

 Атмосферное давление. Архимедова сила.

КЗУ

Систематизировать знания,

полученные при изучении

темы «Атмосферное давление. Архимедова сила.

Закон Архимеда».

Коммуникативные: уметь

письменно и с достаточной

полнотой и точностью выражать

свои мысли.

Регулятивные: планировать и

прогнозировать результат.

Познавательные: решать задачи

разными способами, выбирать

наиболее эффективные методы

решения, применять полученные

знания.

Контрольная

работа №3

53

Анализ контрольной работы №3.

КЗ

Научиться анализировать

допущенные ошибки,

выполнять работу по их

предупреждению,

проводить диагностику

учебных достижений.

Коммуникативные:

формировать контроль и

самоконтроль понятий и

алгоритмов.

Регулятивные: осознавать

самого себя как движущую силу

своего научения, свою

способность к преодолению

препятствий и самокоррекции.

Познавательные: объяснять

физические явления, процессы,

связи и отношения.

Работа и мощность. Энергия. -13ч

54

Механическая работа. Единицы работы.

ИПЗН

Научиться вычислять

механическую работу,

определять условия,

необходимые для

совершения механической

работы.

Коммуникативные: уметь

выражать с достаточной

полнотой и точностью свои

мысли, слушать и вступать в

диалог, участвовать в

коллективном обсуждении

проблем.

Регулятивные: осознавать

самого себя как движущую силу

своего научения, свою

способность к преодолению

препятствий и самокоррекции.

Познавательные: уметь

системно мыслить, создавать,

применять и преобразовывать

знаки и символы для решения

учебных и познавательных задач.

55

Мощность. Единицы мощности.

ИПЗН

Научиться вычислять

мощность по известной

работе, приводить примеры

единиц мощности

различных приборов и технических устройств,

анализировать мощности

различных приборов,

выражать мощность в

различных единицах,

проводить исследование

мощности технических

устройств, делать выводы.

Коммуникативные: уметь

слушать, вступать в диалог,

участвовать в коллективном

обсуждении проблемы.

Регулятивные: учиться обнаруживать и формулировать

учебную проблему.

Познавательные: формировать

системное мышление (понятие –

пример – знание учебного

материала и его применение).

 

56

Механическая работа. Мощность.

КПЗУ, КЗУ

Систематизировать знания,

полученные при изучении

темы «механическая работа

мощность».

Коммуникативные: уметь

письменно и с достаточной

полнотой и точностью выражать

свои мысли.

Регулятивные: планировать и

прогнозировать результат.

Познавательные: решать задачи

разными способами, выбирать

наиболее эффективные методы

решения, применять полученные

знания.

Коммуникативные:

формировать контроль и

самоконтроль понятий и

алгоритмов.

Регулятивные: осознавать

самого себя как движущую силу

своего научения, свою

способность к преодолению

препятствий и самокоррекции.

Познавательные: объяснять

физические явления, процессы,

связи и отношения.

Проверочная работа

57

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

ИПЗН

Научиться применять

равновесия рычага в

практических целях -

подъем и перемещение

груза; определять плечо

груза, решать графические

задачи.

Коммуникативные:

формировать учебное

сотрудничество с учителем и

сверстниками.

Регулятивные: формировать

целеполагание как постановку

учебной задачи на основе

соотнесения того, что уже

известно и усвоено учащимся, и

того, что еще неизвестно.

Познавательные: выделять и

формулировать познавательную

цель, искать и выделять

необходимую информацию.

58

Момент силы. Решение задач.

ИПЗН

Научиться приводить

примеры, которые

иллюстрируют, как момент

силы характеризует

действие силы, зависящее

от модуля силы и от ее

плеча; работать с текстом

учебника, обобщать и

делать выводы об условиях

равновесия рычага.

Коммуникативные: уметь

выражать с достаточной

полнотой и точностью свои

мысли, рационально планировать

свою работу, получать

недостающую информацию с

помощью вопросов.

Регулятивные: осознавать

самого себя как движущую силу

своего научения, свою

способность к преодолению

препятствий и самокоррекции,

составлять план решения задачи,

самостоятельно исправлять

ошибки.

Познавательные: уметь

создавать, применять и

преобразовывать знаки и

символы, модели и схемы для

решения учебных и

познавательных задач, выделять

и классифицировать

существенные характеристики

объекта.

59

Выяснение условия равновесия рычага. Л/р №9

КПЗУ

Научиться проверять

опытным путем, при каком

соотношении сил и их плеч

рычаг находится в

равновесии, проверять на

опыте правило моментов.

Коммуникативные: уметь

строить продуктивное

взаимодействие со сверстниками,

контролировать, корректировать

и оценивать действия партнера,

уметь с достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли

в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: составлять план и

последовательность действий,

сравнивать результат и способ

действий с эталоном с целью

обнаружения отклонений и

отличий от него.

Познавательные: формировать

рефлексию способов и условий

действия, контролировать и

оценивать процесс и результаты

деятельности.

60

Применение закона равновесия рычага к блоку.  Решение задач

КПЗУ

Научиться приводить

примеры применения

подвижного и

неподвижного блока на

практике, сравнивать

действие подвижного и

неподвижного блоков,

делать выводы.

Коммуникативные: развивать

монологическую и

диалогическую речь, участвовать

в коллективном обсуждении

проблем, уметь интегрироваться

в группу сверстников и строить с

ними продуктивное

взаимодействие.

Регулятивные: уметь определять

понятия, строить умозаключения

и делать выводы.

Познавательные: уметь

анализировать опыты с

подвижным и неподвижным

блоками и делать выводы.

61

Равенство работ при использовании простых механизмов. Золотое правило механики.

ИПЗН

Научиться решать задачи

по теме,

записывать формулы,

оформлять решение задач в

тетради, делать выводы

Коммуникативные: уметь

выражать с достаточной

полнотой и точностью свои

мысли, рационально планировать

свою работу, получать

недостающую информацию с

помощью вопросов.

Регулятивные: осознавать

самого себя как движущую силу

своего научения, свою

способность к преодолению

препятствий и самокоррекции,

составлять план решения задачи,

самостоятельно исправлять

ошибки.

Познавательные: уметь

создавать, применять и

преобразовывать знаки и

символы, модели и схемы для

решения учебных и

познавательных задач, выделять

и классифицировать

существенные характеристики

объекта.

62

Центр тяжести тела. Условия равновесия тел.

ИПЗН, КЗУ

Научиться находить центр

тяжести. Научиться устанавливать

вид равновесия по

изменению положения

центра тяжести тела,

приводить примеры

различных видов

равновесия.

Коммуникативные: уметь

слушать и вступать в диалог,

участвовать в коллективном

обсуждении проблемы.

Регулятивные: формировать

целеполагание и

прогнозирование.

Познавательные: уметь

самостоятельно выделять

познавательную цель,

устанавливать причинно-

следственные связи.

Самостоятельная работа

63

КПД простых механизмов.Л/р№10

КПЗУ

Научиться анализировать

КПД различных

механизмов.

Коммуникативные: уметь

слушать, вступать в диалог,

участвовать в коллективном

обсуждении проблемы.

Регулятивные: формировать

целеполагание и

прогнозирование.

Познавательные: уметь

самостоятельно выделять

познавательную цель,

устанавливать причинно-

следственные связи.

64

Работа. Мощность. Простые механизмы.

КЗУ

Научиться воспроизводить

знания и навыки в

конкретной деятельности.

Научиться применять

полученные знания при

выполнении контрольной

работы.

Коммуникативные:

осуществлять контроль и

самоконтроль понятий и

алгоритмов.

Регулятивные: осознавать

самого себя как движущую силу

своего научения, свою

способность к преодолению

препятствий и самокоррекции.

Познавательные: объяснять Коммуникативные:

формировать контроль и

самоконтроль понятий и

алгоритмов.

Регулятивные: осознавать

самого себя как движущую силу

своего научения, свою

способность к преодолению

препятствий и самокоррекции.

Познавательные: объяснять

физические явления, процессы,

связи и отношения.

Контрольная

работа№4

65

Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия.

ОЗС

Понимать физический

смысл понятия энергия,

научиться различать

потенциальную и

кинетическую энергию.

применять полученные

знания при решении задач.

Коммуникативные: уметь

планировать учебное

сотрудничество с учителем и

одноклассниками, работать в

паре, корректировать и оценивать

действия партнера.

Регулятивные: составлять план и

последовательность действий,

осуществлять контроль в форме

сравнения алгоритма действий с

заданным эталоном с целью

обнаружения отклонений и

отличий от него корректировать

изученные способы действий и

алгоритмов.

Познавательные: ставить и

формулировать проблемы, усваивать алгоритм

деятельности, анализировать

полученные результаты, уметь

оценивать полученный результат,

создавать, применять и

преобразовывать знаки и

символы.

66

Превращение одного вида энергии в другой.

ОЗС

Научиться приводить

примеры перехода энергии

из одного вида в другой,

применять полученные

знания при решении задач.

Коммуникативные: уметь

планировать учебное

сотрудничество с учителем и

одноклассниками, работать в

паре, корректировать и оценивать

действия партнера.

Регулятивные: составлять план и

последовательность действий,

осуществлять контроль в форме

сравнения алгоритма действий с

заданным эталоном с целью

обнаружения отклонений и

отличий от него корректировать

изученные способы действий и

алгоритмов.

Познавательные: ставить и

формулировать проблемы, усваивать алгоритм

деятельности, анализировать

полученные результаты, уметь

оценивать полученный результат,

создавать, применять и

преобразовывать знаки и

символы.

67

Резерв

68

Резерв

Принятые сокращения:

ИПЗН-урок изучения и первичного закрепления новых знаний

ЗЗ-урок закрепления знаний

КПЗУ-урок комплексного применения знаний, умений и способов деятельности

ОСЗ-урок обобщения и систематизации знаний

КЗУ-урок контроля и оценки знаний

КЗ-урок коррекции знаний и умений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)

Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....

рабочие программы 2-4 класс ФГОС

Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...

Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе  авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников  5-9 классы» и предназ...

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...

Рабочая программа по физике по ФГОС (7-9 класс)

Рабочая  программа по  физике   7-9 классы  по ФГОС ООО...