Урок физики в 8 Классе "Закон Ома"
учебно-методический материал по физике (8 класс)

Кудинова Любовь Анатольевна

Разработка урока по физике в 8 классе  по  теме "Закон Ома для участка цепи". Презентация к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_8_kl.docx97.36 КБ
Office presentation icon zakon_oma_8_klass.ppt2.64 МБ

Предварительный просмотр:

Урок  в  8  классе  по  теме: «Закон  Ома»

Цели урока:

Образовательная: раскрыть взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления на участке электрической цепи.

Развивающая:

развивать умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты экспериментов;

продолжить формирование умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач.

Воспитательная: развивать познавательный интерес к предмету, тренировка рационального метода запоминания формул.

Задачи урока.

  • Усвоить, что сила тока прямо пропорциональна напряжению на концах проводника, если при этом сопротивление проводника не меняется;
  • Усвоить, что сила в участке цепи обратно пропорциональна его сопротивлению, если при этом напряжение остается постоянным;
  • Знать закон Ома для участка цепи;
  • Уметь определять силу тока; напряжения по графику зависимости между этими величинами и по нему же – сопротивление проводника;
  • Уметь наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты демонстрационного эксперимента;
  • Уметь применять закон Ома для участка цепи при решении задач;
  • Отрабатывать навыки проверки размерности;
  • Отрабатывать навыки соотношения полученных результатов с реальными значениями величин.

Оборудование:  лабораторные амперметр и вольтметр, источник тока В-4, ключ, соединительные провода, демонстрационный магазин сопротивления,  экран, магнитная доска, магниты, портрет Ома, таблицы с формулами.

План урока.

І. Организационный момент.

ІІ. Подготовка к восприятию нового материала.

ІІІ. Изучение нового материал.

ІV. Закрепление знаний, умений, навыков.

V. Домашнее задание.

VІ. Подведение итогов урока, оценка работ учащихся.

VІІ. Резерв.

Работа с ОК.

Ход урока

I. Организационный момент.

Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Наш урок пройдет в экспериментальной лаборатории, в которой мы проведем опыты и установим закономерности между тремя физическими величинами – напряжением, силой тока и сопротивлением. Немецкий ученый – философ И. Кант сказал так: “Все наше знание начинается с опыта”.

II. Фронтальная работа.

– Назовите три физические величины, с которыми мы имеем дело при сборке любой электрической цепи.
( Cила тока, напряжение, сопротивление.)

– Что называется электрическим током?
(Упорядоченное движение заряженных частиц.)



– Как выражается сила тока через заряд и время его прохождения?
(I =q/t)

– Назовите основную единицу измерения силы тока?
(Ампер.)

– Каким прибором измеряют силу тока в цепи?
(Амперметр.)

– Способ включения амперметра в цепь?
(Последовательно.)

– Что называют напряжением?
(Напряжение – это физическая величина, которая характеризует работу электрического тока.)

– Назовите основную единицу измерения напряжения?
(Вольт.)

– Каким прибором измеряют напряжение?
(Вольтметр.)

– Способ включения   вольтметра в цепь? (Параллельно)

– Что называют сопротивлением?
(Сопротивление – это свойство проводника ограничивать силу тока в цепи.)

– Назовите основную единицу сопротивления?
(Ом.)

Карта  успешности  ученика  у  каждого  на  столе.

Фамилия и имя
учащегося

Шифр задания

Кол-во баллов

Максимально-возможное кол-во баллов

Гуляев  Андрей

1 - тест

Максимальное количество  - 11 баллов

 

2 - практическая работа

 

8   из них:

  • правильно собранная цепь - 1 балл,
  • составлена таблица по результатам измерений - 2 балла;
  • построен график зависимости - 2 балла;
  • сформулирован вывод практической работы - 3 балла

 

3 – решение устных задач из шариков

 

1 балл

4 – решение задач в тетрадях и у доски по 1 ученику с парты

1  балл

5 – выполнение итогового теста

8 баллов

Всего  баллов  за  урок:

Ребята! Прежде  чем приступить  к изучению  новой  темы,  я  предлагаю  Вам  выполнить  тест,  в котором  зашифрована  тема  сегодняшнего   урока.

III.  Тест «Характеристики электрического тока»

Вопрос

Варианты ответов

1

1 балл

Что является носителем электрического тока в металлах?

Е) атомы;
Ж) ионы;
З) электроны;
И) протоны;

2

1 балл

Среди приведенных выражений найдите формулу силы тока

А) I=q/t
Б) I=PU
В) I=qt
Г) I=UR

3

1 балл

Выразите 0,025 В  в  милливольтах

И) 250 мВ
К) 25 мВ
Л) 2,5 мВ
М) 0,25 мВ

4

1балл

Как следует включать амперметр в цепь?

Н) последовательно, независимо от полюсов;
О) последовательно, учитывая полюсность
П) параллельно независимо от полюсов;
Р) параллельно, учитывая полюсность

5

1балл

Определите цену деления и предел измерения вольтметра

http://festival.1september.ru/articles/512661/img1.jpg

Н) 0,5 В и 5,5 В;
О) 1 В и 5, 5 В;
П) 0,5 В и 8 В;
Р) 1 В и 8 В

6

2 балла

При прохождении по проводнику электрического заряда, равного 6 Кл, совершается работа 660 Дж. Чему равно напряжение на концах этого проводника?

О) 110 В;
П) 220 В;
Р) 330 В;
С) 666 В.

7

2 балла

Как  изменится  сила  тока в цепи, если  заряд, прошедший через поперечное сечение проводника  увеличить в  3  раза?

К)  уменьшится в3 раза;
Л)  уменьшится в 9 раз;
М)  увеличится в 3 раза;
Н)  не измениться.

8

3 балла

Как изменится сопротивление проводника, если его длину увеличить?

А) Увеличится
Б) уменьшится;
В) Не изменится.

Результат тестирования оценивается моментально, т. к. в ответе зашифровано название темы урока «Закон Ома», и тут же заносится в индивидуальную карту успешности ученика.

IV. Работа в группах.

Класс делится на  3 группы по  2  человека. Каждая группа получает индивидуальное задание.

Все  группы  - устанавливают опытным путем зависимость силы тока от напряжения, при R= const;

I,  II, III  группы -  устанавливают  зависимость между силой тока и сопротивлением, при U = const.   U =2 В.

Затем, каждая группа отчитывается у доски о проделанной работе (один ученик от каждой группы, остальные делают записи в тетрадях).

Индивидуальное задание  №1.

I группа.
Цель: Опытным путем установить зависимость силы тока от напряжения при постоянном сопротивлении.
Оборудование: источник тока, амперметр, вольтметр, ключ,  спираль проволочная, реостат, соединительные провода.
Ход работы:
1. Собрать схему
 

http://kk.convdocs.org/pars_docs/refs/60/59619/59619_html_m27defeb3.gif
2. Провести опыт, постепенно увеличивая напряжение R = 2 Ом = const. Заполните таблицу.

U, В


 

I, А
 


 


 


3. Проанализируйте результаты (при увеличении напряжения увеличивается или уменьшается сила тока?)

4.  Нарисовать  график  зависимости  силы  тока  от  напряжения.http://festival.1september.ru/articles/516164/img4.gif         

4. Сформулируйте вывод

Индивидуальное задание  №2  для  3-х  групп.

Цель: Опытным путем установить зависимость силы тока и сопротивления  при постоянном напряжении.
Оборудование: источник тока, амперметр, вольтметр, ключ, резисторы 1 Ом, 2Ом, 4Ом,  реостат.
Ход работы:
1. Собрать схему.
 

http://kk.convdocs.org/pars_docs/refs/60/59619/59619_html_m27defeb3.gif

2. И = const (установить 2В  или  1В) на вольтметре, с помощью реостата постоянно поддерживайте его). Заполните таблицу.

U = 2 В

R, Ом

I, А

1

2

4


3. Проанализируйте полученные результаты (при увеличении сопротивления, увеличивается или уменьшается сила тока?)

4.  Построить график  зависимости  силы  тока  от  напряжения  в  тетрадях.

http://festival.1september.ru/articles/516164/img3.gif

4. Сделайте вывод.

V. Формулировка закона.

Подведение итогов работы.

1) Все  группы  получили результаты, что во сколько раз увеличивается напряжение, приложенное к одному и тому же проводнику, во столько же раз увеличивается сила тока в нем.  Следовательно, сила тока в проводнике прямо пропорциональна напряжению на концах проводника, I ~ U.

2) Все  группы получили результаты, что сила тока в проводнике обратно пропорциональна сопротивлению проводника, I~1/ R.

Зависимость силы тока от напряжения на концах участка цепи и сопротивления этого участка называется законом Ома.

Закон Ома читается так:

Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению.

Учитель: Для запоминания формулы закона Ома и последующего его применения для решения задач лучше пользоваться треугольником.

(Учитель прикрепляет таблицу с треугольником на магнитную доску и раскрывает, как им пользоваться).

img5

Историческая справка.  (сообщение учащегося).

             Георг Симон Ом родился 16 марта 1789 года, в семье ремесленника-слесаря.
            Окончив гимназию, Ом поступил в университет, но скоро бросил учебу и стал школьным учителем математики, занимаясь в промежутках между уроками гальваническими опытами.
        В 1827 году в своей крохотной лаборатории в Кёльне Ом соорудил установку, которая помогла ему прийти к выводу, что электрический ток ведет себя точно так же, как водный поток в наклонном русле: чем больше перепад уровней и свободнее путь, тем поток сильнее. Так же и с током: чем больше электровозбудительная сила батареи и меньше сопротивление току на его пути, тем сила тока больше. Местные физики очень благосклонно отнеслись к результатам работ Ома.   Но ни в одной другой стране они известны не были. Профессор прикладной физики Парижской школы искусств и ремесел Клад Серве  Пулье в октябре 1831 года сообщил Парижской академии, что открыл количественное соотношение между “электровоздубительной силой”,  током и сопротивлением. При этом он ни, словом не упомянул имени Ома.  Но затем вынужден был признать, что читал сочинения Георга Ома.
           Сам же первооткрыватель закона продолжал оставаться скромным учителем. Лишь в 1833 году он получает место профессора физики в Политехнической школе г. Нюрнберга. В 1849 году, когда Ому уже исполнилось шестьдесят два года, его пригласили, наконец, в Мюнхенский университет на должность  профессора. И лишь за два года до смерти произвели в ординарные профессоры.


          Ом был всю жизнь великим тружеником. Через двадцать семь лет после смерти Ома его именем назвали общепринятую единицу сопротивления. Тогда в Мюнхене “дорогому соотечественнику” воздвигли памятник.

VI.  Физминутка.  (для  глаз)

 Устная работа  «Выбери  шарик»
Вычислить  устно, применив закон Ома,  пользуясь  магическим  треугольником.

  1. U= 20 В, R = 10 Ом, I = ?
  2. I = 10 А, R = 5 Ом, U = ?
  3. I = 5 А, U= 15 В, R = ?
  4. U= 40 В, R = 20 Ом, I = ?
  5. I = 2  А, R = 5 Ом, U = ?
  6. I = 5 А, U= 30 В, R = ?
  7. Сюрприз -  2  балла.

VII. Закрепление знаний, умений, навыков.

Учитель: Сейчас с вами, ребята, решим задачу.

( Учитель включает   проектор. Проектирует задачу на экран).

img7

На рисунке изображены графики зависимости силы тока от напряжения для двух проводников А и В. Какой из этих проводников обладает большим сопротивлением?

Ученик: Проводник В обладает большим сопротивлением.

Учитель: Почему ты так считаешь?

Ученик: По закону Ома для участка цепи, сила тока обратно пропорциональна сопротивлению проводника при постоянном напряжении.

Т.к. при напряжении 6В сила тока проводника В, 1А, а сила тока проводника А, 3А. Таким образом, сила тока проводника В меньше, значит сопротивление больше.

VIII. Решение вычислительных задач из  учебника:

Решить самостоятельно по вариантам ( в тетрадях  и  на  доске).


I в.


II в.


III в.


U= 220 В


I = 30 А


U = 3,5 В


R = 50 Ом


R = 0,25 Ом


I =  20 А


I = ? А


U= ? В


R = ? Ом

( решение проверяется  сразу  учителем)

IX.  Практическое задание 

  1. Перед вами лампочки от карманного фонарика. Вы по данным, указанным на цоколе, определите сопротивление нити накала.

Затем провожу проверку задания и ребята выставляют баллы в оценочный лист.

Итоговый  тест  по  теме  «Закон Ома» (выполняется в программе  «Q»  на  компьютере) каждый  ученик  сам.

Подведение итогов

Ребята, а сейчас давайте подведем итог нашего урока. Какие задания вам показались наиболее интересными? Трудными? Важными?

А сейчас поставьте итоговое количество баллов в свой оценочный лист. Согласно него я выставлю оценку за этот урок.

Х. Подведение итогов.

Каждая группа подводит итоги своей работы.

Выставляются оценки.

Подводятся итоги урока.

ОК:  (перерисовать  дома)


http://festival.1september.ru/articles/512661/img3.jpg
VIII. Домашнее задание. § 42,43,44, упр. 19 (1,2,3), разгадайте  кроссворд.

Вот и закончился наш урок. Для кого-то вопросы и задачи оказались несложными, кто-то делал ошибки и учился их исправлять.

Хочу чтоб вы помнили, что в жизни дорогу осилит идущий, желаю вам

Идти, не сгибаясь, идти до конца.

Идти, улыбаясь, и в поте лица.

Идти, что отпущено, надо прожить.

Идти, не стремясь по течению плыть.

Пешком иль иначе - преграды смести.

Идти – это значит до цели дойти.

Разгадайте  кроссворд:

img2

По вертикали: 

  1. Вид материи, существующей вокруг любого заряда.
  2. Прибор для регулировки силы тока в цепи.
  3. Прибор для измерения сопротивления.
  4. Фамилия ученого, в честь которого названа единица измерения напряжения.
  5. Величина, равная отношению работы ко времени, в течение которого эта работа была совершена.
  6. Вещество, не проводящее электрический ток.
  7. Величина, равная отношению работы сторонних сил по перемещению заряда к величине этого заряда.
  8. Составная часть электрической цепи.
  9. Единица измерения заряда.

Ответы. Поле, реостат, омметр, Вольта, мощность, диэлектрик, напряжение, источник, кулон.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Открытый урок по физике в 8 классе

Слайд 2

Физика! Какая ёмкость слова! Физика для нас не просто звук! Физика – опора и основа Всех без исключения наук! (слова студенческой песни)

Слайд 3

Цели урока: Образовательная: раскрыть взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления на участке электрической цепи. Воспитательная: развивать познавательный интерес к предмету, тренировка рационального метода запоминания формул.

Слайд 4

План урока. І. Организационный момент. ІІ. Подготовка к восприятию нового материала. ( фронтальная работа ) ІІІ. Изучение нового материала. ІV. Закрепление знаний, умений, навыков. V. Домашнее задание. VІ. Подведение итогов урока. VІІ. Резерв. Работа с ОК. Сообщение учащегося “Георг Ом”.

Слайд 5

Вступительное слово учителя Электричество кругом, Полон им завод и дом, Везде заряды: там и тут, В любом атоме “живут”. А если вдруг они бегут, То тут уж токи создают. Нам токи очень помогают, Жизнь кардинально облегчают! Удивительно оно, На благо нам обращено, Всех проводов “величество” Зовётся: “Электричество!” Проявим нынче мы умение, Законы объясним, явления: Электризацию, сопротивление И мощность, как работу за мгновение. Эксперименты проведём И итог общий подведём.

Слайд 6

Немецкий учёный-философ И. Кант сказал так: «Всё наше знание начинается с опыта»

Слайд 7

ІІ. Подготовка к восприятию нового материала. А в начале, пожалуйста, перечислите основные величины, характеризующие электрические цепи

Слайд 8

напряжение, сила тока, сопротивление А теперь, дайте небольшую характеристику каждой из этих величин, по плану: Назвать величину; Что характеризует данная величина?; Как обозначается?; В каких единицах измеряется?.

Слайд 9

напряжение Напряжение характеризует электрическое поле, обозначается U , измеряется [ U] = 1 В.

Слайд 10

сила тока Сила тока, характеризует электрический ток в проводнике, обозначается I , измеряется [ I] = 1 А.

Слайд 11

сопротивление Сопротивление характеризует сам проводник, обозначается R , измеряется [ R] = 1 Ом.

Слайд 12

Ребята, до этого урока вы изучали эти физические величины по отдельности и раскрыли только зависимость силы тока от напряжения. Сегодня мы перед собой поставим основную цель: раскрыть взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления на участке электрической цепи.

Слайд 13

ІІІ. Изучение нового материал. Итак, тема урока: “ Закон Ома для участка электрической цепи ”.

Слайд 14

Сегодня на уроке нам понадобятся следующие приборы: Амперметр, вольтметр, источник тока, проводник, реостат, ключ, соединительные провода.

Слайд 15

Продемонстрируем зависимость силы тока от напряжения при постоянном сопротивлении проводника Ребята, во время ответа ваша задача внимательно проследить за показаниями амперметра и вольтметра, а затем сделать соответствующий вывод. Учитель: Итак, ребята, что вы наблюдали?

Слайд 16

Сила тока прямо пропорциональна напряжению на концах проводника, если при этом сопротивление проводника не меняется.

Слайд 17

Мы получили график прямой пропорциональности между силой тока и напряжением. Графическая зависимость силы тока от напряжения называется ВАХ (вольт – амперная характеристика) проводника.

Слайд 19

С увеличением напряжения сила тока в проводнике возрастает при постоянном сопротивлении . Если R = const, I~ U А теперь мы с вами выясним, как сила тока зависит от сопротивления проводника, при постоянном напряжении на его концах .

Слайд 20

Ребята, ваша задача опять внимательно проследить за показаниями приборов и сделать вывод, одновременно заполнить таблицу, при U = 1 В : R, Ом 1 2 4 I, А 1 0,5 0,25

Слайд 21

С увеличением сопротивления проводника сила тока уменьшается . Такой график называется графиком обратной пропорциональности между силой тока и сопротивлением.

Слайд 22

Итак, ребята, запишем результат опыта: сила тока в проводнике обратно пропорциональна сопротивлению проводника, при постоянном напряжении на концах проводника. При U = const, I ~ --

Слайд 23

Ребята, зависимость силы тока от сопротивления была изучена немецким физиком Омом . запишем итоговую формулу:

Слайд 24

“ Закон Ома для участка цепи”. Закон Ома читается так: “ сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению”.

Слайд 25

Данный закон открыл немецкий физик Георг Ом в 1827 году.

Слайд 26

Для запоминания формулы закона Ома и последующего его применения для решения задач лучше пользоваться треугольником

Слайд 27

Физминутка

Слайд 28

Сейчас с вами, ребята, решим задачу На рисунке изображены графики зависимости силы тока от напряжения для двух проводников А и В. Какой из этих проводников обладает большим сопротивлением?

Слайд 29

Решение вычислительных задач из учебника

Слайд 30

Практическое задание Перед вами лампочки от карманного фонарика. Вы по данным, указанным на цоколе, определите сопротивление нити накала.

Слайд 31

А сейчас подведем итог нашего урока. Какую взаимозависимость между силой тока, напряжением и сопротивлением на участке цепи мы раскрыли? Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению .

Слайд 32

В какой формуле выражена эта взаимозависимость? Взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления выражена законом Ома для участка цепи. I = U\R Итак, ребята, мы выяснили с вами, как связаны между собой эти три величины ( I, U, R ).

Слайд 33

V. Домашнее задание. Запишем домашнее задание: § 44, упр. 21 (1,2). Повторить § 42,43.

Слайд 34

VІ. Подведение итогов урока. VІІ. Резерв. Работа с ОК. Сообщение учащегося “Георг Ом”.

Слайд 35

Хочу чтоб вы помнили: «В жизни дорогу осилит идущий» Желаю вам: Идти, не сгибаясь, идти до конца. Идти, улыбаясь, и в поте лица. Идти, что отпущено, надо прожить. Идти, не стремясь по течению плыть. Пешком иль иначе – преграды смести. Идти – это значит до цели дойти.

Слайд 36

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».

Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока.  Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного.  На уроке вводится понятие  сил...

Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».

Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока.  Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного.  На уроке вводится понятие  сил...

Духовно-нравственное воспитание на уроках физики (педагогическое исследование, включающее разработки внеклассного мероприятия "Наука ковала победу"и урока физики"Использование электроэнергии" )

В работе «Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках физики» обозначены некоторые пути решения проблемы духовно-нравственного воспитания школьников на уроках физики, показано,как...

Реализация ФГОС на уроках физики. Технологическая карта урока физики по теме.

         Перемены, происходящие в современном обществе, требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государствен...

мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».

Цели урока:Образовательные:повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...

Интегрированный урок физики и русского языка на тему «Механическое движение. Правильное употребление причастных оборотов на уроке физики»

Интегрированный урок физики и русского языка на тему «Механическое движение. Правильное  употребление причастных оборотов на уроке физики.»...

методическая разработка к урокам физики 7- 11 класс "Создание ситуации успеха на уроке физики"

Современный урок – это урок активного участия ученика в освоении новых знаний. Активность учащегося должна иметь мощную мотивацию, основанную на внутренней потребности к познанию нового. Одной из движ...