Урок физики в 8 Классе "Закон Ома"
учебно-методический материал по физике (8 класс)
Разработка урока по физике в 8 классе по теме "Закон Ома для участка цепи". Презентация к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_8_kl.docx | 97.36 КБ |
zakon_oma_8_klass.ppt | 2.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 8 классе по теме: «Закон Ома»
Цели урока:
Образовательная: раскрыть взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления на участке электрической цепи.
Развивающая:
развивать умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты экспериментов;
продолжить формирование умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач.
Воспитательная: развивать познавательный интерес к предмету, тренировка рационального метода запоминания формул.
Задачи урока.
- Усвоить, что сила тока прямо пропорциональна напряжению на концах проводника, если при этом сопротивление проводника не меняется;
- Усвоить, что сила в участке цепи обратно пропорциональна его сопротивлению, если при этом напряжение остается постоянным;
- Знать закон Ома для участка цепи;
- Уметь определять силу тока; напряжения по графику зависимости между этими величинами и по нему же – сопротивление проводника;
- Уметь наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты демонстрационного эксперимента;
- Уметь применять закон Ома для участка цепи при решении задач;
- Отрабатывать навыки проверки размерности;
- Отрабатывать навыки соотношения полученных результатов с реальными значениями величин.
Оборудование: лабораторные амперметр и вольтметр, источник тока В-4, ключ, соединительные провода, демонстрационный магазин сопротивления, экран, магнитная доска, магниты, портрет Ома, таблицы с формулами.
План урока.
І. Организационный момент.
ІІ. Подготовка к восприятию нового материала.
ІІІ. Изучение нового материал.
ІV. Закрепление знаний, умений, навыков.
V. Домашнее задание.
VІ. Подведение итогов урока, оценка работ учащихся.
VІІ. Резерв.
Работа с ОК.
Ход урока
I. Организационный момент.
Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Наш урок пройдет в экспериментальной лаборатории, в которой мы проведем опыты и установим закономерности между тремя физическими величинами – напряжением, силой тока и сопротивлением. Немецкий ученый – философ И. Кант сказал так: “Все наше знание начинается с опыта”.
II. Фронтальная работа.
– Назовите три физические величины, с которыми мы имеем дело при сборке любой электрической цепи. ( Cила тока, напряжение, сопротивление.)
– Что называется электрическим током? (Упорядоченное движение заряженных частиц.)
– Как выражается сила тока через заряд и время его прохождения? (I =q/t)
– Назовите основную единицу измерения силы тока? (Ампер.)
– Каким прибором измеряют силу тока в цепи? (Амперметр.)
– Способ включения амперметра в цепь? (Последовательно.)
– Что называют напряжением? (Напряжение – это физическая величина, которая характеризует работу электрического тока.)
– Назовите основную единицу измерения напряжения? (Вольт.)
– Каким прибором измеряют напряжение? (Вольтметр.)
– Способ включения вольтметра в цепь? (Параллельно)
– Что называют сопротивлением? (Сопротивление – это свойство проводника ограничивать силу тока в цепи.)
– Назовите основную единицу сопротивления? (Ом.)
Карта успешности ученика у каждого на столе.
Фамилия и имя | Шифр задания | Кол-во баллов | Максимально-возможное кол-во баллов |
Гуляев Андрей | 1 - тест | Максимальное количество - 11 баллов | |
| 2 - практическая работа |
| 8 из них:
|
| 3 – решение устных задач из шариков |
| 1 балл |
4 – решение задач в тетрадях и у доски по 1 ученику с парты | 1 балл | ||
5 – выполнение итогового теста | 8 баллов | ||
Всего баллов за урок: |
Ребята! Прежде чем приступить к изучению новой темы, я предлагаю Вам выполнить тест, в котором зашифрована тема сегодняшнего урока.
III. Тест «Характеристики электрического тока»
№ | Вопрос | Варианты ответов |
1 1 балл | Что является носителем электрического тока в металлах? | Е) атомы; |
2 1 балл | Среди приведенных выражений найдите формулу силы тока | А) I=q/t |
3 1 балл | Выразите 0,025 В в милливольтах | И) 250 мВ |
4 1балл | Как следует включать амперметр в цепь? | Н) последовательно, независимо от полюсов; |
5 1балл | Определите цену деления и предел измерения вольтметра | Н) 0,5 В и 5,5 В; |
6 2 балла | При прохождении по проводнику электрического заряда, равного 6 Кл, совершается работа 660 Дж. Чему равно напряжение на концах этого проводника? | О) 110 В; |
7 2 балла | Как изменится сила тока в цепи, если заряд, прошедший через поперечное сечение проводника увеличить в 3 раза? | К) уменьшится в3 раза; |
8 3 балла | Как изменится сопротивление проводника, если его длину увеличить? | А) Увеличится |
Результат тестирования оценивается моментально, т. к. в ответе зашифровано название темы урока «Закон Ома», и тут же заносится в индивидуальную карту успешности ученика.
По вертикали:
- Вид материи, существующей вокруг любого заряда.
- Прибор для регулировки силы тока в цепи.
- Прибор для измерения сопротивления.
- Фамилия ученого, в честь которого названа единица измерения напряжения.
- Величина, равная отношению работы ко времени, в течение которого эта работа была совершена.
- Вещество, не проводящее электрический ток.
- Величина, равная отношению работы сторонних сил по перемещению заряда к величине этого заряда.
- Составная часть электрической цепи.
- Единица измерения заряда.
Ответы. Поле, реостат, омметр, Вольта, мощность, диэлектрик, напряжение, источник, кулон.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Физика! Какая ёмкость слова! Физика для нас не просто звук! Физика – опора и основа Всех без исключения наук! (слова студенческой песни)
Цели урока: Образовательная: раскрыть взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления на участке электрической цепи. Воспитательная: развивать познавательный интерес к предмету, тренировка рационального метода запоминания формул.
План урока. І. Организационный момент. ІІ. Подготовка к восприятию нового материала. ( фронтальная работа ) ІІІ. Изучение нового материала. ІV. Закрепление знаний, умений, навыков. V. Домашнее задание. VІ. Подведение итогов урока. VІІ. Резерв. Работа с ОК. Сообщение учащегося “Георг Ом”.
Вступительное слово учителя Электричество кругом, Полон им завод и дом, Везде заряды: там и тут, В любом атоме “живут”. А если вдруг они бегут, То тут уж токи создают. Нам токи очень помогают, Жизнь кардинально облегчают! Удивительно оно, На благо нам обращено, Всех проводов “величество” Зовётся: “Электричество!” Проявим нынче мы умение, Законы объясним, явления: Электризацию, сопротивление И мощность, как работу за мгновение. Эксперименты проведём И итог общий подведём.
Немецкий учёный-философ И. Кант сказал так: «Всё наше знание начинается с опыта»
ІІ. Подготовка к восприятию нового материала. А в начале, пожалуйста, перечислите основные величины, характеризующие электрические цепи
напряжение, сила тока, сопротивление А теперь, дайте небольшую характеристику каждой из этих величин, по плану: Назвать величину; Что характеризует данная величина?; Как обозначается?; В каких единицах измеряется?.
напряжение Напряжение характеризует электрическое поле, обозначается U , измеряется [ U] = 1 В.
сила тока Сила тока, характеризует электрический ток в проводнике, обозначается I , измеряется [ I] = 1 А.
сопротивление Сопротивление характеризует сам проводник, обозначается R , измеряется [ R] = 1 Ом.
Ребята, до этого урока вы изучали эти физические величины по отдельности и раскрыли только зависимость силы тока от напряжения. Сегодня мы перед собой поставим основную цель: раскрыть взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления на участке электрической цепи.
ІІІ. Изучение нового материал. Итак, тема урока: “ Закон Ома для участка электрической цепи ”.
Сегодня на уроке нам понадобятся следующие приборы: Амперметр, вольтметр, источник тока, проводник, реостат, ключ, соединительные провода.
Продемонстрируем зависимость силы тока от напряжения при постоянном сопротивлении проводника Ребята, во время ответа ваша задача внимательно проследить за показаниями амперметра и вольтметра, а затем сделать соответствующий вывод. Учитель: Итак, ребята, что вы наблюдали?
Сила тока прямо пропорциональна напряжению на концах проводника, если при этом сопротивление проводника не меняется.
Мы получили график прямой пропорциональности между силой тока и напряжением. Графическая зависимость силы тока от напряжения называется ВАХ (вольт – амперная характеристика) проводника.
С увеличением напряжения сила тока в проводнике возрастает при постоянном сопротивлении . Если R = const, I~ U А теперь мы с вами выясним, как сила тока зависит от сопротивления проводника, при постоянном напряжении на его концах .
Ребята, ваша задача опять внимательно проследить за показаниями приборов и сделать вывод, одновременно заполнить таблицу, при U = 1 В : R, Ом 1 2 4 I, А 1 0,5 0,25
С увеличением сопротивления проводника сила тока уменьшается . Такой график называется графиком обратной пропорциональности между силой тока и сопротивлением.
Итак, ребята, запишем результат опыта: сила тока в проводнике обратно пропорциональна сопротивлению проводника, при постоянном напряжении на концах проводника. При U = const, I ~ --
Ребята, зависимость силы тока от сопротивления была изучена немецким физиком Омом . запишем итоговую формулу:
“ Закон Ома для участка цепи”. Закон Ома читается так: “ сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению”.
Данный закон открыл немецкий физик Георг Ом в 1827 году.
Для запоминания формулы закона Ома и последующего его применения для решения задач лучше пользоваться треугольником
Физминутка
Сейчас с вами, ребята, решим задачу На рисунке изображены графики зависимости силы тока от напряжения для двух проводников А и В. Какой из этих проводников обладает большим сопротивлением?
Решение вычислительных задач из учебника
Практическое задание Перед вами лампочки от карманного фонарика. Вы по данным, указанным на цоколе, определите сопротивление нити накала.
А сейчас подведем итог нашего урока. Какую взаимозависимость между силой тока, напряжением и сопротивлением на участке цепи мы раскрыли? Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению .
В какой формуле выражена эта взаимозависимость? Взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления выражена законом Ома для участка цепи. I = U\R Итак, ребята, мы выяснили с вами, как связаны между собой эти три величины ( I, U, R ).
V. Домашнее задание. Запишем домашнее задание: § 44, упр. 21 (1,2). Повторить § 42,43.
VІ. Подведение итогов урока. VІІ. Резерв. Работа с ОК. Сообщение учащегося “Георг Ом”.
Хочу чтоб вы помнили: «В жизни дорогу осилит идущий» Желаю вам: Идти, не сгибаясь, идти до конца. Идти, улыбаясь, и в поте лица. Идти, что отпущено, надо прожить. Идти, не стремясь по течению плыть. Пешком иль иначе – преграды смести. Идти – это значит до цели дойти.
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».
Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного. На уроке вводится понятие сил...
Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».
Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного. На уроке вводится понятие сил...
Духовно-нравственное воспитание на уроках физики (педагогическое исследование, включающее разработки внеклассного мероприятия "Наука ковала победу"и урока физики"Использование электроэнергии" )
В работе «Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках физики» обозначены некоторые пути решения проблемы духовно-нравственного воспитания школьников на уроках физики, показано,как...
Реализация ФГОС на уроках физики. Технологическая карта урока физики по теме.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государствен...
мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».
Цели урока:Образовательные:повторить и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила. Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...
Интегрированный урок физики и русского языка на тему «Механическое движение. Правильное употребление причастных оборотов на уроке физики»
Интегрированный урок физики и русского языка на тему «Механическое движение. Правильное употребление причастных оборотов на уроке физики.»...
методическая разработка к урокам физики 7- 11 класс "Создание ситуации успеха на уроке физики"
Современный урок – это урок активного участия ученика в освоении новых знаний. Активность учащегося должна иметь мощную мотивацию, основанную на внутренней потребности к познанию нового. Одной из движ...