Доклад на тему: Интернет ресурсы в практике учителя физики
материал по физике

Доклад на тему: Интернет ресурсы в практике учителя физики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл internet_resursy_v_praktike_uchitelya_fiziki.docx30.4 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад «Интернет-ресурсы в практике учителя физики»

Информационные технологии достаточно активно внедряются в жизнь нашего общества. Сферу своего применения новые информационные технологии находят и в области образования. .

 Владение информационно-коммуникационными технологиями является одним из элементов профессиональной компетентности современного педагога.

Задачи, выполнение которых обеспечит формирование информационной компетентности всех участников образовательного процесса:

формировать информационную культуру учащихся на всех этапах обучения с использованием всех форм основного и дополнительного образования, обеспечив высокий уровень выпускника образовательного учреждения;

раскрыть потенциал информационных и коммуникационных технологий, научить использовать их для решения познавательных проблем и «жизненных» задач, обеспечив уровень методологической компетентности выпускника ОУ;

 подготовить сознание школьников к системно-информационному восприятию мира, развить стремление к самообразованию, обеспечив в дальнейшем социальную адаптацию в информационном обществе и успешную профессиональную и личную самореализацию. С появлением компьютерных интерактивных средств обучения появляются новые формы учебной деятельности, такие, как:

  регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка и преобразование  электронной информации об изучаемых объектах, явления, процессах;  

передача различными способами больших объемов электронной информации, представленной в мультимедийной форме;  

выполнение разнообразных видов самостоятельной деятельности с моделями различных объектов, явлений процессов, созданными современными компьютерными средствами и представленными на экране монитора.

Использование возможностей ИКТ в образовательном процессе способствует:  активизации познавательной, творческой деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;  

достижению целей обучения и воспитания с помощью современных электронных учебных материалов;  развитию навыков самообразования и самоконтроля;

  повышению уровня комфортности обучения;

  снижению дидактических затруднений у учащихся;

  повышению активности и инициативности, учащихся на уроках и во внеурочное время;  приобретению навыков работы на компьютере.

Таким образом, использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе не только целесообразно, но и позволит достичь главной цели, которую ставит перед педагогами «Концепция модернизации образования» – подготовка разносторонней развитой личности.

Эффективность образования, основанного на современных информационных технологиях, часто зависит не столько от типа используемых технологий (аудиовизуальных, компьютерных, мультимедийных, компьютерно – конструкторских) сколько от качества педагогической работы по применению этих технологий для решения собственно образовательных задач.

По мнению российских экспертов, новые компьютерные технологии обучения позволяют повысить эффективность занятий по естественнонаучным дисциплинам на 30 %. Использование компьютерных программ на уроках физики способствует развитию интереса учащихся к предмету, повышает эффективность их самостоятельной работы и учебного процесса в целом, позволяет решить задачи индивидуализации и дифференциации процесса обучения.

Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой наиболее благоприятную сферу для применения современных информационных технологий. Проводимая нами работа в этом направлении содержит как чисто демонстрационную составляющую, дающую ученикам расширенные представления о возможностях использования информационных технологий, так и составляющую, требующую активного применения учениками знаний, полученных на уроках информатики. В процессе преподавания физики, информационные технологии могут использоваться в различных формах; используемые нами направления можно представить в виде следующих основных блоков:

 - мультимедийные сценарии уроков;

  - применение компьютерных лабораторий;

  - цифровая лаборатория «Архимед»;

  - проверка знаний на уроке;

  - внеурочная деятельность.

В настоящее время существует более двадцати программ для компьютеров, которые возможно использовать на уроках физики в средней школе.

Эти программы можно классифицировать следующим образом:

  1. Обучающие программы.

 Эти программы предназначены для ознакомления учащихся с изучаемым материалом, для обработки основных умений и навыков, а также для самоконтроля и контроля знаний. Компьютерные обучающие программы обычно предоставляют возможность обучения в двух режимах - информационно – справочном и контрольно – обучающем.

Первый режим (информационно – справочный) в сочетании с печатным материалом, аудио – и видеозаписями активно используется для расширения и упрощения доступа к учебному материалу, для удобной и наглядной структуризации учебного материала, легкости навигации по нему.

Контрольно – обучающий режим широко используется как для самотестирования, так и для предварительного или промежуточного тестирования в ходе дистанционного обучения.

2. Компьютерные модели. Модели являются эффективным средством развития познавательной деятельности учащихся, позволяет углублять понимание учащимися учебного материала, демонстрировать его новые стороны. Как показывает практика, наибольший интерес вызывают модели, предполагающие участие самих учащихся в процессе их построение и модификации.

3. Лабораторные работы. Такие программы позволяют учащимся воспроизводить на экране компьютера эксперименты, отличающиеся высокой степенью наглядности.

4. Пакет задач. Целью данных программ является обучение учащихся решению задач в общем виде. Пакеты могут содержать задачи различного уровня сложности, а также справочные материалы, подсказки и реакции на характерные ошибки.

5. Контролирующие программы. Эти программы позволяют учителю проводить как текущий, так и итоговый контроль знаний и умений. Некоторые программы позволяют оперативно анализировать и оценивать работу учащихся, а также распечатывать результаты их деятельности.

Наиболее эффективно в учебном процессе используется серия электронных учебников фирмы “Физикон”.

 Живая Физика (Interactive Physica). Компьютерная проектная среда, ориентированная на изучение движения в гравитационном, электростатическом, магнитном или в любых других полях, а также движения, вызванного всевозможными видами взаимодействия объектов. Работа программы основана на численном интегрировании уравнений движения.

Репетитор Физика. Мультимедийный электронный учебник для школьного курса физики, содержащий демонстрацию физических явлений методами компьютерной анимации, компьютерное моделирование физических закономерностей, видеоматериалы, демонстрирующие реальные физические опыты, набор тестов и задач для самоконтроля, справочные таблицы и формулы.

Физика в картинках, Физика на Вашем PC. Содержит справочные сведения по физике, сопровождаемые изображениями экспериментов, а также справочник формул, таблицы физических величин, калькулятор. В программу внесены вопросы и задачи, предусмотрена возможность ввода ответов и их проверки.

Открытая Физика I, Открытая Физика II. Содержит сборник компьютерных экспериментов по всем разделам школьного курса физики. Для каждого эксперимента представлены компьютерная анимация, графики, численные результаты, пояснение физики наблюдаемого явления, видеозаписи лабораторных экспериментов, вопросы и задачи.

  Мультимедийные сценарии уроков

 Сценарий урока представляет собой его мультимедийный конспект, содержащий краткий текст, основные формулы, чертежи, рисунки, видеофрагменты, анимации. Обычно такие сценарии подготавливаются в форме мультимедийных презентаций с использованием программы Power Point из пакета Microsoft Office.

Применение компьютерных технологий может повысить эффективность самостоятельной работы учеников осуществляемой в условиях самообразования и дистанционного образования. По мнению ряда экспертов, предполагается, что на долю дистанционных форм образования учащийся будет отводить до 40% своего общего учебного времени, сочетая их с традиционными формами очных занятий (40%) и самообразованием (20%).

Преимущества компьютерного дистанционного образования

 Безусловно, любое нововведения требует обоснования. В обоснование дистанционного образования через Интернет приведу несколько преимуществ, которые имеет эта форма образования перед другими, традиционными формами:

1. Обучение независимо от местонахождения, без отрыва от производства, дома, семьи.

2. Гибкий график обучения. При дистанционном образовании нет жесткой привязки процесса обучения к работе в определенном месте в определенное время, поэтому обе стороны этого процесса (обучающая и обучаемая) имеют большую степень свободы при планировании обучения.

 3. Использование передовых технологий. Интернет концентрирует в себе самые современные технологические разработки, что не может не сказаться на качестве и эффективности обучения.

4. Демократичность. В Интернет все пользователи равноправны. Это особенно важно для тех учащихся, которые испытывают психологическую напряженность в связи с какими-либо индивидуальными особенностями, реальными или мнимыми.

 5. Постоянное обновление программ обучения. Действительно, несоизмеримо проще обновлять электронные учебные материалы, чем перепечатывать очередную редакцию традиционного учебника.

Ограничения компьютерного дистанционного образования

 Говоря о преимуществах, нельзя не сказать о следующих ограничениях компьютерного дистанционного образования:

1. Дистанционное образование, даже при интенсивной организации, все же более длительно, нежели очное, а в некоторых случаях и менее эффективно. Во-первых, это может быть связано с отсутствием у обучаемого элементарной самодисциплины и самомотивации, что, естественно, не будет способствовать самостоятельному изучению нового материала. Во-вторых, это может быть связано с преимущественным развитием, например, аудиального канала восприятия информации, когда человек способен усвоить новую информацию исключительно в озвученной форме.

 2. Необходимость в техническом и программном обеспечении. Каким бы доступным ни казалось компьютерное дистанционное образование, все-таки оно предполагает наличие у обучаемого компьютера и доступа в Интернет, чего далеко не все могут себе позволить, а особенно безработные граждане.

3. Ориентированность на технические средства, на виртуальную среду. Постоянная концентрация на экране монитора, длительное включение в виртуальный мир не могут не отразиться на внутреннем состоянии учащегося. Этот фактор должен особым образом учитываться при разработке нормативной базе дистанционного образования.

Ресурсы Интернета и обучение физике 

Все больше становится учителей и учащихся, использующих для учебы ресурсы Интернета.

Наиболее популярные формы работы: подготовка учителей к занятиям, сбор материала для докладов и рефератов школьниками, подготовка материалов для стенгазет, пополнение фонда программного обеспечения, накопление наглядного материала и материала для проведения тестирования.

 Сегодня становится, очевидно, что поистине безграничная информация, содержащаяся в Интернете, по обучению физике и методике преподавания в том числе (учебные планы, экзаменационные билеты, программы для школ и поступающих в вузы, обмен опытом, разные методические разработки, «виртуальные» уроки по всем разделам школьного курса физики, обучающие программы с тестами и задачами для самостоятельного решения, анимация физических процессов и «море» дополнительной информации по всем возможным темам), может обогатить современный учебный процесс новым содержанием, новыми приемами и формами работы.

Адреса некоторых Интернетресурсов в сопровождении краткой информации, которыми я пользуюсь и которые помогут коллегам найти полезную информацию можно взять из журнала «ФИЗИКА в школе» или в Интернете на сайте www.physics.ru, содержащем аннотированный каталог по темам:

Компьютерные программы;

Анимации и апплеты;

Олимпиады по физике;

Методика использования ИТ на уроках физики;

Методические центры, объединения, сайты;

Наука и техника сегодня – новости и обзоры Наука и техника – история, музеи, энциклопедии;

Периодические издания, электронные журналы и книги;

 Дистанционное образование, консультации, тестирование, экзамены, уроки.

  Итак, использование информационных технологий в процессе преподавания физики позволяет:

 значительно расширить круг учебных задач, которые могут быть включены в содержание образования за счет использования вычислительных, моделирующих и других возможностей компьютера;

 увеличить возможность и состав учебного эксперимента, благодаря использованию компьютерных моделей тех процессов и явлений, эксперименты с которыми в школьных условиях учебных лабораторий были бы невозможны;  

расширить источники получения знаний в процессе обучения путем использования информационно – справочных систем.

Применение информационных технологий на уроках физики и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками довольно серьезных тем по информатики, что, в итоге, ведет к интенсификации процесса обучения.

Перечень

Интернет – ресурсов дл организации урочной и внеурочной деятельности по физике


Перечень Интернет-ресурсов

для организации урочной и внеурочной деятельности

Класс

Комментарии


Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/catalog/

7-9

Федеральное хранилище Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов

Федеральный центр информационно- образовательных ресурсов

http://fcior.edu.ru/catalog.page

7-9

Проект ФЦИОР направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования

Сайт- «Элементарная физика»

http://elfiz.ru/

7-9

Образовательный сайт по физике

Сайт- «Классная физика для любознательных»

http://class - fizika.narod.ru/index.htm

7-9

Сайт входит в каталог «Образовательные ресурсы сети-интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования

Сайт- «Физика.ru»

http://www.fizika.ru/index.php

7-9


Клуб для учителей физики, учащихся 7-9 классов и их родителей

Сайт- Решу ЕГЭ, сдам ГИА

http://phys.reshuege.ru/ http://phys.sdamgia.ru/

9

Образовательный портал для подготовки к экзаменам

Сайт- InternetUrok.ru

http://interneturok.ru/ru

7-9

Образовательный портал - Видеоуроки по основным предметам школьной программы

Сайт- «Вся ФИЗИКА»

http://www.all-fizika.com/

7-11

Данный ресурс поможет эффективно и интересно изучать физику

Сайт- «Физика для абитуриента»

http://www.abitura.com/#1

9

Сайт для абитуриентов, для выпускников школы, сдающих физику

Сайт- «Элементы»

http://elementy.ru/physics

7-9

Популярный сайт об элементарной науке

Сайт- «Открытый колледж»

http://www.physics.ru/

7-9

Учебные компьютерные курсы компании ФИЗИКОН

Сайт- «TeachPro.ru»

http://teachpro.ru/course2d.aspx?id c=12015

7-9

Мультимедийный учебный курс TeachPro для школьников и абитуриентов

Сайт- «Интернет-олимпиады по физике»

http://distolymp2.spbu.ru/olymp/

7-9

Сайт открытых интернет-олимпиад по физике для 7-11 классов

Сайт- «Журнал КВАНТ»

http://www.kvant.info/old.htm

7-9

Научно-популярный физико-математический журнал для школьников и студентов

Сайт- «Российский общеобразовательный портал»

http://experiment.edu.ru

7-9

Коллекция "Естественно-научные эксперименты"

«Активная физика» –

 http://www.cacedu.unibel.by/partner/bspu/

Программное обеспечение для поддержки изучения школьного курса физики

Журнал «Квантик» для любознательных

http://kvantik.com/

5-8

Ежемесячный журнал для любознательных школьников — «Квантик». Журнал посвящён занимательным вопросам и задачам по математике, лингвистике, физике и другим естественным наукам.


Использованная литература:

  1. Орлов В., Никифоров Г., Разумовский В., Шилов В. Методика обучения физике. 9 класс., Изд-во «Владос», 2010 г.
  2. http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/iuni/20030703.pdf
  3. https://docplayer.com/33919440-Informacionnye-tehnologii-i-internet-resursy-v-praktike-uchitelya-fiziki-vystuplenie-leshkevich-e-v.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интернет-ресурсы в помощь учителю музыки

Данная работа выполнена по просьбе слушателей  рейтинговых курсов учителей музыки, которая содержит интернет -ресурсы. Проект выполнен в формате презентации ( PowerPoint), что очень удобно в испо...

Интернет ресурсы в помощь учителю истории

Содержит интернет ресурсы: документы, биографии, описание событий истории, галереи и т.д....

Доклад на тему:"Интегрирование современных образовательных интернет-ресурсов в практику преподавания английского языка ". (к вопросу организации самостоятельной работы студентов)

В настоящее время основной задачей вуза является формирование личности студента как активного субъекта учебной деятельности, его всесторонней подготовки к непрерывному процессу образования...

Интернет-ресурсы в помощь учителю и ученику

Ссылка на образовательные сайты и ресурсы...

Интернет-ресурсы в помощь учителю

Краткий обзор интернет-ресурсов в помощь учителю....

Интернет-ресурсы в работе учителя истории и культуры Санкт-Петербурга

В статье обращается особое внимание на актуальность использования Интернет – ресурсов в работе учителя Истории и культуры Санкт-Петербурга, а также представлены наиболее эффективные средства и п...

Доклад на тему: «Проектный метод в практике учителя слуховой работы» (из опыта работы)

Современный учитель должен пользоваться современными технологиями. Одной из такой технологий и является метод проектной деятельности.В данном материале я отразила свой личный опыт, отвечая на вопрос: ...