Рабочая программа по физике, 7-9 классы
рабочая программа по физике (7 класс)
Рабочая программа по физике, 7-9 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabosaya_programma_po_fizike_7-9kl._2021g.docx | 102.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Большеалабухская средняя общеобразовательная школа
Грибановского муниципального района Воронежской области
«Согласовано» «Утверждаю» Заместитель директора по УР Директор
МКОУ Большеалабухской СОШ МКОУ Большеалабухской СОШ
___________________ Юрченко С.В. Приказ №____от
«___» ___________ 2021г. «___»__________2021г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физике , 7-9 классы
Сомова Л.М., 1 квалификационная категория
с. Большие Алабухи,2021г.
Пояснительная записка
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения.
Программа составлена с учетом требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения и содействует сохранению единого образовательного пространства.
Исходя из общих положений концепции физического образования, данный курс физики призван решать следующие задачи:
- создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у школьников как основы их дальнейшего эффективного обучения;
сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
обеспечить прочное и сознательное овладение системой физических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для физической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
сформировать представление об идеях и методах физики, о физике как форме описания и методе познания окружающего мира;
сформировать представление о физике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости физики для общественного прогресса;
сформировать устойчивый интерес к физике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
выявить и развить творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.
Общее значение физики, как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Так сегодня эксперимент является источником знаний и критерием их истинности в науке. Концепция современного образования подразумевает, что в учебном эксперименте ведущую роль должен занять самостоятельный исследовательский ученический эксперимент. Современные экспериментальные исследования по физике уже трудно представить без использования не только аналоговых, но и цифровых измерительных приборов. В Федеральном государственном образовательном указано, что одним из универсальных учебных действий, приобретаемых учащимися, должно стать умение «проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов».
Обучение осуществляется при поддержке Центра образования естественно-научной направленности «Точка роста», который создан для развития у обучающихся естественно-научной, математической, информационной грамотности, формирования критического и креативного мышления, совершенствования навыков естественно-научной направленности, а также для практической отработки учебного материала по учебному предмету «Физика».
-цели изучения предмета
Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
-овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе особые закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
-воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
-использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании тематического планирования предусмотрено формирование общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами на этапе обучения являются:
Познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдения, измерения, эксперимент, моделирования;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства;
- овладение способами решения теоретических и экспериментальных задач;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных факторов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно – коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своих действий;
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к физике. Она позволяет сформировать у учащихся основной школы достаточно широкое представление о физической картине мира.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса 7-9 классов с учетом межпредметных связей, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе и лабораторных, выполняемых учащимися.
Цифровые образовательные ресурсы и оборудование: короткофокусный проектор, ноутбуки «Lenovo»(5 шт), лабораторный комплект «Механика», «Электричество», «Термодинамика», «Оптика» и «Ядерная физика» в количестве 4 штук.
Структура рабочей программы:
- пояснительная записка;
- общая характеристика учебного предмета;
- описание места предмета в учебном плане;
- описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
- личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета;
- содержание учебного курса;
- тематическое планирование;
- описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
- планируемые результаты изучения учебного предмета.
2. Общая характеристика учебного предмета
Школьный курс физики — системообразующий для естественнонаучных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика - наука, изучающая наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, законы ее движения. Основные понятия физики и ее законы используются во всех естественных науках.
Физика изучает количественные закономерности природных явлений и относится к точным наукам. Вместе с тем гуманитарный потенциал физики в формировании общей картины мира и влиянии на качество жизни человечества очень высок.
Физика - экспериментальная наука, изучающая природные явления опытным путем. Построением теоретических моделей физика дает объяснение наблюдаемых явлений, формулирует физические законы, предсказывает новые явления, создает основу для применения открытых законов природы в человеческой практике. Физические законы лежат в основе химических, биологических, астрономических явлений. В силу отмеченных особенностей физики ее можно считать основой всех естественных наук.
В современном мире роль физики непрерывно возрастает, так как физика является основой научно-технического прогресса. Использование знаний по физике необходимо каждому для решения практических задач в повседневной жизни. Устройство и принцип действия большинства применяемых в быту и технике приборов и механизмов вполне могут стать хорошей иллюстрацией к изучаемым вопросам.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
При составлении данной рабочей программы учтены рекомендации Министерства образования об усилении практический, экспериментальной направленности преподавания физики и включена внеурочная деятельность.
Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
3. Место предмета в учебном плане
Рабочая учебная программа предназначена для изучения курса физики на базовом уровне, рассчитана на 208 учебных часов, из расчета 2 часа в неделю в каждом классе.
В рабочую учебную программу включены элементы учебной информации по темам, перечень демонстраций и фронтальных лабораторных работ, необходимых для формирования умений, указанных в требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы.
Для реализации программы выбран учебно-методический комплекс (далее УМК), который входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию и обеспечивающий обучение курсу физики, в соответствии с ФГОС, включающий в себя:
- Учебник «Физика. 7 класс». Перышкин А.В. Учебник для общеобразовательных учреждений. 4-е издание - М.: Дрофа, 2016.
- Учебник «Физика. 8 класс». Перышкин А.В. Учебник для общеобразовательных учреждений. 4-е издание - М.: Дрофа, 2016.
- Учебник «Физика. 9 класс». Перышкин А.В. Учебник для общеобразовательных учреждений. 4-е издание - М.: Дрофа, 2016.
- Сборник задач по физике 7-9 кл. А.В. Перышкин; сост. Н.В.Филонович.-М.: АСТ: Астрель; Владимир ВКТ, 2011
- Методическое пособие к учебнику Перышкин А.А. ФГОС. Филонович Н.В., 2015
4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В основе развития универсальных учебных действий в основной школе лежит системно-деятельностный подход. В соответствии с ним именно активность учащихся признается основой достижения развивающих целей образования – знания не передаются в готовом виде, а добываются самими учащимися в процессе познавательной деятельности.
В соответствии с данными особенностями предполагается использование следующих педагогических технологий: проблемного обучения, развивающего обучения, игровых технологий, а также использование методов проектов, индивидуальных и групповых форм работы. При организации учебного процесса используется следующая система уроков:
Комбинированный урок - предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок решения задач - вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.
Урок – тест - тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, тренировки технике тестирования.
Урок – самостоятельная работа - предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Урок – контрольная работа - урок проверки, оценки и корректировки знаний. Проводится с целью контроля знаний учащихся по пройденной теме.
Урок – лабораторная работа - проводится с целью комплексного применения знаний.
При проведении уроков используются также интерактивные методы, а именно: работа в группах, учебный диалог, объяснение-провокация, лекция-дискуссия, учебная дискуссия, игровое моделирование, защита проекта, совместный проект, деловые игры; традиционные методы: лекция, рассказ, объяснение, беседа.
Контроль знаний, умений, навыков проводится в форме контрольных работ, выполнения тестов, физических диктатов, санмостоятельных работ, лабораторных работ, опытов, экспериментальных задач.
Контрольно – измерительные материалы, направленные на изучение уровня:
1. Знаний основ физики (монологический ответ, экспресс – опрос, фронтальный опрос, тестовый опрос, написание и защита сообщения по заданной теме, объяснение эксперимента, физический диктант)
2. Приобретенных навыков самостоятельной и практической деятельности учащихся (в ходе выполнения лабораторных работ и решения задач)
3.Развитых свойств личности: творческих способностей, интереса к изучению физики, самостоятельности, коммуникативности, критичности, рефлексии.
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
1.Сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
2.Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
3.Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
4.Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
5.Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
6.Формирование ценностного отношения друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
Регулятивные УУД:
1.Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
2.Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
3.Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
4.Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
5.Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
6.Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
7.Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Познавательные УУД:
1.Знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
2.Умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
3.Умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
4.Умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
5.Формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
6.Развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
7.Коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации
Предметными результатами обучения физике в 7-9 классах, на которых основываются общие результаты, являются:
1.Понимание и способность объяснять такие физические явления, как атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел
2.Умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, массу, силу, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию,
3.Овладение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды,
4.Понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения энергии,
5.Понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
6.Овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;
7.Умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
Учебно – тематический план 7класс
№ п/п | Изучаемый материал | Кол-во часов | Кол-во лабораторных работ | Кол-во контрольных работ |
1 | Введение. | 3 | 1 | - |
2 | Первоначальные сведения о строении вещества. | 6 | 1 | - |
3 | Взаимодействия тел. | 23 | 4 | 2 |
4 | Давление твердых тел, жидкостей и газов. | 18 | 3 | 1 |
5 | Работа и мощность. Энергия. | 17 | 2 | 1 |
6 | Резерв | 3 | - | - |
Учебно – тематический план 8 класс
№ | Раздел программы | Кол-во часов | Кол-во часов лаб/раб | Кол-во часов конт/раб |
1 | Тепловые явления. | 23 | 3 | 2 |
2 | Электрические явления. | 32 | 7 | 1 |
3 | Электромагнитные явления. | 5 | 2 | - |
4 | Световые явления. | 9 | 1 | 1 |
5 | Обобщение. | 1 | - | - |
6 | Итого | 70 | 13 | 4 |
Учебно – тематический план 9класс
№ | Наименование раздела. | Кол-во часов | К/р | Л/р |
1 | Законы взаимодействия и движения тел. | 22 | 2 | 2 |
2 | Механические колебания и волны. Звук. | 11 | 1 | 1 |
3 | Электромагнитное поле. | 16 | 1 | 2 |
4 | Строение атома и атомного ядра. | 13 | 1 | 3 |
5 | Строение и эволюция Вселенной. | 5 | - | - |
6 | Обобщение. | 1 | - | - |
Содержание курса физики 7 класса
1. Введение (3 ч)
Физика — наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика и техника.
ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
1. Определение цены деления измерительного прибора.
Демонстрации
- свободное падение тел;
- колебания маятника
- притяжение стального шара магнитом
- свечение нити электрической лампы
- электрические искры
2. Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)
Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.
ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
2. Определение размеров малых тел.
Демонстрации
- диффузия в растворах и газах, в воде
- модель хаотического движения молекул в газе
- демонстрация расширения твердого тела при нагревании
3. Взаимодействия тел (23 ч)
Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая двух сил. Сила трения. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
3. Измерение массы тела на рычажных весах.
4 Измерение объема тела.
5. Определение плотности твердого тела.
6. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
7. Измерение силы трения с помощью динамометра.
Демонстрации
- явление инерции
- сравнение масс тел с помощью равноплечих весов
- измерение силы по деформации пружины
- свойства силы трения
- сложение сил
- барометр
- опыт с шаром Паскаля
- опыт с ведерком Архимеда
4. Давление твердых тел, жидкостей и газов (18 ч)
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления газами и жидкостями. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Барометр, манометр, поршневой жидкостный насос. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
8. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
9. Выяснение условий плавания тела в жидкости.
Демонстрации
- барометр
- опыт с шаром Паскаля
- опыт с ведерком Архимеда
5. Работа и мощность. Энергия (17 ч)
Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Виды равновесия. Коэффициент полезного действия (КПД). Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение энергии.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
10. Выяснение условия равновесия рычага.
11. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
Демонстрации
- реактивное движение модели ракеты
- простые механизмы
Содержание курса физики 8 класса
1.Тепловые явления (23 ч)
Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты при теплообмене. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Плавление и отвердевание
кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатного состояния вещества на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразование энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
1. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
2. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.
3. Измерение влажности воздуха.
Электрические явления (32 ч)
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома. Электрический ток. Действие электрического поля на электрические заряды. Источники тока. Электрическая цепь. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля—Ленца. Конденсатор. Правила безопасности при работе с электроприборами.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
4. Сборка электрической цепи и измерение силы токов ее различных участках.
5. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
6. Регулирование силы тока реостатом.
7. Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.
8. Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.
Электромагнитные явления (5 ч)
Опыт Эрстеда. Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитное поле катушки с током. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Взаимодействие магнитов. Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
9. Сборка электромагнита и испытание его действия.
10. Изучение электрического двигателя постоянного тока(на модели).
Световые явления (9 ч)
Источники света. Прямолинейное распространениесвета. Видимое движение светил. Отражение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Преломление света. Закон преломления света. Линзы. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.
ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
11. Получение изображения при помощи линзы.
Содержание курса физика 9класс
1. Законы взаимодействия и движения тел.(22 часа)
Материальная точка. Система отсчета.Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость.Ускорение, перемещениеГрафики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета.Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость.Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.Демонстрации. Относительность движения. Равноускоренное движение. Свободное падение тел в трубке Ньютона. Направление скорости при равномерном движении по окружности. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Невесомость. Закон сохранения импульса. Реактивное движение..
Лабораторные работы.
Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
Измерение ускорения свободного падения.
2.Механические колебания и волны. Звук.(11 часов)
Колебательное движение.Колебания груза на пружине.Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. (Гармонические колебания). Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в упругих средах. Продольные и поперечные волны. Длина волны.Связь длины волны со скоростью еѐ распространения и периодом (частотой).Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс.Демонстрации. Механические колебания. Механические волны. Звуковые колебания. Условия распространения звука.
Лабораторная работа.
Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины.
3.Электромагнитное поле(16 часов)
Однородное и неоднородное магнитное поле.Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток.Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.Переменный ток. Генератор переменного тока.Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления.Дисперсия света. Типы оптических спектров.
Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.Демонстрации. Устройство конденсатора. Энергия заряженного конденсатора. Электромагнитные колебания. Свойства электромагнитных волн. Дисперсия света. Получение белого света при сложении света разных цветов.
Лабораторные работы.
Изучение явления электромагнитной индукции.
4.Строение атома и атомного ядра.(13 часов)
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета-, гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядовогои массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения. Энергия связи частиц в ядре.Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.
Демонстрации.Модель опыта Резерфорда. Наблюдение треков в камере Вильсона. Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.
Лабораторные работы.
Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
5.Строение и эволюция Вселенной. (5часов)
Состав Солнечной системы. Строение Солнечной системы. Происхождение Солнечной системы. Большие планеты Солнечной системы: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Малые тела Солнечной системы: астероиды, кометы, метеориты, болиды. Строение Солнца. Строение звезд. Излучения Солнца. Излучения звезд. Эволюция Солнца. Эволюция звезд. Строение Вселенной. Эволюция Вселенной.
Календарно – тематическое планирование 7 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Домашнее задание | Оборудование |
Введение. | 3 часа. | ||||
1 | Физика - наука о природе. | 1 | п.1-3 | ||
2 | Физические величины. Измерение физических величин. | 1 | п.4, 5 с.11 зад.3,4 подготовить лабораторную работу №1 | Измерительная мензурка, линейка, секундомер. | |
3 | Лабораторная работа № 1 "Определение цены деления измерительного прибора". | 1 | п.6 повт. п.4-5. | Измерительная мензурка, стакан с водой, колба и другие сосуды | |
Первоначальные сведения о строении вещества. | 6 часов. | ||||
4 | Строение вещества. Молекулы. | 1 | п.7,8 подготовить лабораторную работу №2 | ||
5 | Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел». | 1 | повт. п 7,8 | Линейка, горох, пшено, проволка, иголка. | |
6 | Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. | 1 | п.9, 10 с.29 зад.1,3. | Стакан, пробирки, медный купорос, эфир | |
7 | Взаимное притяжение и отталкивание молекул. | 1 | п.11 с. 33 задание | ||
8 | Агрегатные состояния вещества. | 1 | п.12, 13 с.38 задание | ||
9 | Обобщение по теме: «Первоначальные сведения о строении вещества». Тест. | 1 | с.38-39 Проверь себя | ||
Взаимодействие тел. | 23часа. | ||||
10 | Механическое движение. Траектория. Путь. | 1 | п.14, 15 упр. 2 з.2,3. | Лабораторный комплект «Механика» | |
11 | Скорость. Средняя скорость Единицы скорости. | 1 | п.16, упр.3 з.3 | ||
12 | Расчет пути и времени движения. | 1 | п.17, упр.4 з.2,4. | Лабораторный комплект «Механика» | |
13 | Решение задач. | 1 | Упр. З з.5, упр.4 з.5 | ||
14 | Инерция. | 1 | п.18 | Лабораторный комплект «Механика» | |
15 | Взаимодействие тел. Масса тела. | 1 | п.19 – 21 подготовить лабораторную работу №3 | Рычажные весы, штатив, набор тел, гири. | |
16 | Лабораторная работа № 3 "Измерение массы на рычажных весах". | 1 | повт. п 19-21 | Рычажные весы, штатив, набор тел, гири. Рычажные весы, штатив, набор тел, гири. | |
17 | Плотность вещества. | 1 | п.22 подготовить лабораторную работу №4 | Измерительная мензурка, стакан с водой, тела разной формы. | |
18 | Лабораторная работа№4 « Измерение объема тела». | 1 | повт. п 22 | Измерительная мензурка, стакан с водой, тела разной формы. | |
19 | Расчет массы и объема тела по его плотности. | 1 | п.23 подготовить лабораторную работу№5 | Измерительная мензурка, стакан с водой, тела разной формы, электронные весы | |
20 | Лабораторная работа № 5 "Определение плотности твердого тела | 1 | повт. п 23 упр.8 з.4 | Измерительная мензурка, стакан с водой, цилиндр на нити, весы. | |
21 | Решение задач. | 1 | с.66 зад. Упр.8 з.5 | ||
22 | Контрольная работа№1 « Механическое движение. Масса. Плотность вещества». | 1 | |||
23 | Сила. Сила тяжести. | 1 | п.24,25 | Лабораторный комплект «Механика» набор№1. | |
24 | Сила упругости. Закон Гука. | 1 | п.26 | Лабораторный комплект «Механика» набор№1 | |
25 | Вес тела. Динамометр. | 1 | п.27, 28,30 подготовить лабораторную работу№6 | Лабораторный комплект «Механика» набор№1 | |
26 | Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром». | 1 | повт. п 27, 28,30 | Лабораторный комплект «Механика» набор№1 | |
27 | Связь между массой тела и силой тяжести. Сила тяжести на других планетах | 1 | п.29, 31, 32 | ||
28 | Сложение двух сил, направленных вдоль одной прямой. Равнодействующая сила | 1 | п.33 | ||
29 | Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике. | 1 | п.34 подготовитьь лабораторную работу №7 | Лабораторный комплект «Механика» набор№1 | |
30 | Лабораторная работа № 7 « Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и прижимающей силы». | 1 | повт. п 33,34 | Динамометр, деревянный брусок, набор грузов | |
31 | Решение задач. | 1 | Упр.11 з.3, 5 | ||
32 | Контрольная работа №2 « Виды сил». | 1 | |||
Давление твердых тел, жидкостей и газов. | 18 часов. | ||||
33 | Давление и сила давления. | 1 | п.35, 36 | Набор «Давление и атмосферное давление». | |
34 | Способы уменьшения и увеличения давления. | 1 | п.37 | ||
35 | Давление газа. | 1 | п.38 | Набор «Давление и атмосферное давление». | |
36 | Давление в жидкостях и газах. Закон Паскаля. | 1 | п.39 | Набор «Давление и атмосферное давление». | |
37 | Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. | 1 | п.40 | ||
38 | Сообщающиеся сосуды. | 1 | п.41 | Сообщающиеся сосуды | |
39 | Вес воздуха. Атмосферное давление. | 1 | п.42, 43 | Набор «Давление и атмосферное давление». | |
40 | Измерение атмосферного давления. | 1 | п.44 | Набор «Давление и атмосферное давление». | |
41 | Барометры. Атмосферное давление на разных высотах. | 1 | п.45 | Барометр- анероид | |
42 | Манометры. | 1 | п.46, 47 | Манометры | |
43 | Поршневой жидкостный насос. Гидравлическая машина. | 1 | п.48, 49 | ||
44 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. | 1 | п.50, 51 | Архимедова ведерко | |
45 | Лабораторная работа № 8 "Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело". | 1 | повт. п 50, 51 | Лабораторный набор№3 | |
46 | Плавание тел. Плавание судов. | 1 | п.52, 53 | Лабораторный набор «Плавание тел». | |
47 | Лабораторная работа № 9 "Выяснение условий плавания тела в жидкости". | 1 | повт. п 52,53 | Лабораторный набор «Плавание тел». | |
48 | Воздухоплавание. | 1 | п.54 | ||
49 | Решение задач. | 1 | с.160-164 тест «Проверь себя». | ||
50 | Контрольная работа №3 «Давление твердых тел, жидкостей и газов». | 1 | |||
Работа и мощность. Энергия. | 17 часов. | ||||
51 | Механическая работа. | 1 | п.55 с.167 задание | Лабораторный комплект «Механика» набор№1 | |
52 | Мощность. | 1 | п.56 с. 171 задание | Лабораторный комплект «Механика» набор№1 | |
53 | Решение задач. | 1 | с.167 задание упр.32 з.2 | ||
54 | Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил. | 1 | п.57 | Рычаг, штатив, набор грузов | |
55 | Момент силы. Рычаги в технике, быту, и природе. | 1 | п.58 | ||
56 | Применение правила равновесия рычага к блоку. | 1 | п.59, 60 | Лабораторный набор№5 | |
57 | Лабораторная работа № 10 "Выяснение условия равновесия рычага". | 1 | повт. п 59 | Лабораторный набор№5 | |
58 | Блоки. «Золотое правило" механики. | 1 | п.62 | Лабораторный набор№5 | |
59 | Центр тяжести тела. Условия равновесия тел. | 1 | п.63, 64 | ||
60 | Коэффициент полезного действия. | 1 | п.65 | ||
61 | Лабораторная работа № 11 " Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости". | 1 | повт. п 65 | Лабораторный набор «Механика» | |
62 | Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия | 1 | п.66, 67 | ||
63 | Решение задач. | 1 | Упр.34 з.2,3 | ||
64 | Превращение одного вида механической энергии в другой. | 1 | п.68 | ||
65 | Энергия движущейся воды и ветра. | 1 | с.200-202 | ||
66 | Решение задач. | 1 | Упр.32 з.2 упр.35 з.3 | ||
67 | Контрольная работа №4 «Работа. Мощность. Энергия». | 1 | |||
Обобщение. | 3 часа. | ||||
68 | Лекция. Физика и мир, в котором мы живем. | 1 | |||
69 | Урок – игра "Я знаю, я могу..." | 1 | |||
70 | Решение экспериментальных задач. | 1 |
Календарно – тематическое планирование в 8 классе
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Домашнее задание | Оборудование |
Тепловые явления. | 23 часа. | ||||
1 | Тепловые явления. Температура. | 1 | п.1 | Лабораторный набор «Кристаллизация тел» | |
2 | Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. | 1 | п.2,3 | ||
3 | Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. | 1 | п.4-6 | Лабораторный набор «Теплопроводи мость тел» | |
4 | Количество теплоты. Удельная теплоемкость. | 1 | п.7,8 | Набор тел из разного вещества | |
5 | Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого при охлаждении. | 1 | п.9 подготовить лабораторную работу №1 | ||
6 | Лабораторная работа №1 « Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры». | 1 | Подготовить лабораторную работу №2 | Лабораторный набор№7 | |
7 | Лабораторная работа№2 « Измерение удельной теплоемкости твердого тела». | 1 | Повт. п.9 упр.8 з.4 | Лабораторный набор№7 | |
8 | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. | 1 | п.10 | ||
9 | Закон превращения и сохранения энергии в тепловых и механических процессах. | 1 | п.11 | ||
10 | Контрольная работа №1 «Внутренняя энергия». | 1 | |||
11 | Агрегатное состояние вещества. | 1 | п.12 | ||
12 | Плавление и отвердевание кристаллических тел. График этих процессов. | 1 | п.13,14 | Лабораторный набор «Кристаллизация тел» | |
13 | Плавление. Удельная теплота плавления. | 1 | п.15 | ||
14 | Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. | 1 | п.16 | Лабораторный набор№7 | |
15 | Поглощение энергии при испарении жидкости и выделении ее при конденсации пара. Кипение. | 1 | п.17,18 | ||
16 | Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. | 1 | п.19 подготовить лабораторную работу №3 | Лабораторный набор№6 | |
17 | Лабораторная работа №3 « Измерение влажности воздуха». | 1 | Повт п.18,19 | Лабораторный набор№6 | |
18 | Удельная теплота парообразования и конденсации. | 1 | п.20 | Лабораторный набор «Тепловые явления» | |
19 | Работа газа и пара при расширении. | 1 | п.21 | Лабораторный набор «Исследование процессов в газах» | |
20 | Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. | 1 | п.22,23 | Модель двигателя внутреннего сгорания | |
21 | КПД теплового двигателя. | 1 | п.24 | ||
22 | Решение задач. | 1 | с.71 задание с.73-75 тест «Проверь себя» | ||
23 | Контрольная работа№2 « Изменение агрегатного состояния вещества. Тепловые двигатели». | 1 | |||
Электрические явления. | 32 часа. | ||||
24 | Электризация тел. Взаимодействие заряженных частиц. Электроскоп. | 1 | п.25,26 | Электрометр, электроскоп, стеклянная и эбонитовая палочки. | |
25 | Электрическое поле. | 1 | п.27 | ||
26 | Делимость электрического заряда. Электрон. | 1 | п.28 | Лабораторный набор№4 | |
27 | Строение атома. Объяснение электрических явлений. | 1 | п.29,30 | ||
28 | Проводники, полупроводники и непроводники электричества. | 1 | п.31 | Лабораторный набор№4 | |
29 | Электрический ток. Источники электрического тока. | 1 | п.32 | ||
30 | Электрическая цепь и ее составные части. | 1 | п.33 | Лабораторный набор№3 и Лабораторный набор№4 | |
31 | Электрический ток в металлах. Действие электрического тока. | 1 | п.34 | Лабораторный набор№3 и Лабораторный набор№4 | |
32 | Направление электрического тока. | 1 | п.35,36 | ||
33 | Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. | 1 | п.37, 38 подготовить лабораторную работу №4 | Лабораторный набор№3 и Лабораторный набор№4 | |
34 | Лабораторная работа№4 « Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках». | 1 | Повт п. 37,38 | Лабораторный набор№3 и Лабораторный набор№4 | |
35 | Электрическое напряжение. Единицы измерения. Вольтметр. | 1 | п.39, 40,41 подготовить лабораторную работу №5 | Лабораторный набор№3 и Лабораторный набор№4 | |
36 | Лабораторная работа№5 « Измерение напряжения на различных участках электрической цепи». | 1 | Повт п.39,40,41 | Лабораторный набор№3 и Лабораторный набор№4 | |
37 | Зависимость силы тока от напряжения. | 1 | п.42 | Лабораторный набор№3 и Лабораторный набор№4 | |
38 | Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. | 1 | п.43 | Лабораторный набор№3 и Лабораторный набор№4 | |
39 | Закон Ома для участка цепи. | 1 | п.44 | Лабораторный набор№3 и Лабораторный набор№4 | |
40 | Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление. | 1 | п.45 | Лабораторный набор№3 и Лабораторный набор№4 | |
41 | Примеры на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения. | 1 | п.46 подготовить лабораторную работу №7 | ||
42 | Лабораторная работа№7 « Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра». | 1 | Повт. п.45,46 | Лабораторный набор№3 и Лабораторный набор№4 | |
43 | Реостаты. Виды реостатов. | 1 | п.47 подготовить лабораторную работу № 6 | Лабораторный набор№3 и Лабораторный набор№4 | |
44 | Лабораторная работа№6 « Регулирование силы тока реостатом». | 1 | Повт.п.47 | Лабораторный набор№3 и Лабораторный набор№4 | |
45 | Последовательное соединение проводников. | 1 | п.48 подготовить лабораторную работу | Лабораторный набор№3 и Лабораторный набор№4 | |
46 | Лабораторная работа « Доказательство условий последовательного соединения проводников в электрической цепи». | 1 | Повт. п.48 | Лабораторный набор№3 и Лабораторный набор№4 | |
47 | Параллельное соединение проводников. | 1 | п.49 подготовить лабораторную работу | Лабораторный набор№3 и Лабораторный набор№4 | |
48 | Лабораторная работа « Доказательство условий параллельного соединения проводников в электрической цепи». | 1 | Повт. п.49 | Лабораторный набор№3 и Лабораторный набор№4 | |
49 | Смешанное соединение проводников. Решение задач. | 1 | Упр.32 з.4 упр.33 з.4 | ||
50 | Контрольная работа№3 « Строение атома. Электричество». | 1 | |||
51 | Работа электрического тока. | 1 | п.50 | ||
52 | Мощность электрического тока. Единицы работы электрического тока, применяемые на практике. | 1 | п.51,52 | ||
53 | Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля – Ленца. | 1 | п.53 | ||
54 | Конденсатор. | 1 | п.54 | Простейший конденсатор | |
55 | Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание. | 1 | п.55, 56 | ||
Электромагнитные явления. | 5 часов. | ||||
56 | Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. | 1 | п.57,58 | Лабораторный набор «Магнетизм» | |
57 | Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение. | 1 | п.59 подготовить лабораторную работу№9 | Лабораторный набор№4 | |
58 | Лабораторная работа№9 «Сборка электромагнита и испытание его действия». | 1 | Повт.п.59 | Лабораторный набор№4 | |
59 | Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. | 1 | п.60,61 подготовить лабораторную работу№10 | Лабораторный набор «Магнетизм» | |
60 | Действие магнитного поля на проводник с током. Лабораторная работа№10 « Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)». | 1 | п.62 | Модель простейшего электродвигателя | |
Световые явления. | 9 часов. | ||||
61 | Источник света. Распространение света. | 1 | п.63 | ||
62 | Видимое движение светил. | 1 | п.64 | Модель Солнечной системы | |
63 | Закон отражения света. Отражение света. Плоское зеркало. | 1 | п.65,66 | Лабораторный набор «Геометрическая оптика» | |
64 | Преломление света. Закон преломления света. | 1 | п.67 | Лабораторный набор «Геометрическая оптика» | |
65 | Линзы. Оптическая сила линзы. Изображения даваемые линзой. | 1 | п.68 подготовить лабораторную работу№11 | Лабораторный набор «Геометрическая оптика» | |
66 | Лабораторная работа№11 « Получение изображения при помощи линзы». | 1 | Повт. п.68 | Лабораторный набор «Геометрическая оптика» | |
67 | Глаз и зрение. Близорукость и дальнозоркость. Очки. | 1 | п.69,70 | Модель глаза | |
68 | Решение задач. | 1 | Упр.48 з.2 упр.49 з.2 | ||
69 | Контрольная работа №4 «Геометрическая оптика». | 1 | |||
Обобщение. | 1 час. | ||||
70 | Решение экспериментальных задач. | 1 |
Календарно – тематическое планирование в 9 классе
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Домашнее задание | Оборудование |
Законы взаимодействия и движения тел. | 22 часа. | ||||
1 | Техника безопасности. Материальная точка. Система отсчета. | 1 | п.1 | ||
2 | Перемещение. Определение координаты движущегося тела. | 1 | п.2,3 | ||
3 | Перемещение при прямолинейном равномерном движении | 1 | п.4 | ||
4 | Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение | 1 | п.5 | ||
5 | Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости | 1 | п.6,7. | ||
6 | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении | 1 | п.8 подготовить лабораторную работу№1 | ||
7 | Лабораторная работа № 1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» | 1 | Повт.п. 7,8 | Лабораторный набор « Механика» | |
8 | Решение задач «Прямолинейное равноускоренное движение». | 1 | Упр.9 з.2,4 | ||
9 | Контрольная работа № 1 «Равномерное и равноускоренное движение». | 1 | |||
10 | Относительность движения. Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. | 1 | п.9,10 | Лабораторный набор « Механика» | |
11 | Второй закон Ньютона. | 1 | п.11 | ||
12 | Третий закон Ньютона. | 1 | п.12 | ||
13 | Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх. | 1 | п.13,14 подготовить лабораторную работу№2 | ||
14 | Лабораторная работа № 2 «Измерение ускорения свободного падения» | 1 | Повт.п.13,14 | Лабораторный набор « Механика» | |
15 | Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на земле и других небесных телах. | 1 | п.15,16 | ||
16 | Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью | 1 | п.17,18 | ||
17 | Решение задач. Искусственные спутники Земли. | 1 | п.19 | ||
18 | Импульс тела. Закон сохранения импульса. | 1 | п.20 | Лабораторные тележки, набор грузов | |
19 | Реактивное движение. Ракеты. | 1 | п.21 | ||
20 | Вывод закона сохранения механической энергии. | 1 | п.22 | ||
21 | Решение задач «Законы сохранения» | 1 | упр.20 з.3 | ||
22 | Контрольная работа№ 2 «Законы взаимодействия и движения тел» | 1 | |||
Механические колебания и волны. Звук. | 11 часов | ||||
23 | Колебательное движение Свободные колебания. Маятник. | 1 | п.23,24 | Штатив, нитяной и пружинный маятники | |
24 | Величины, характеризующие колебательное движение. | 1 | п.25 подготовить лабораторную работу №3 | ||
25 | Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости периода и частоты нитяного маятника от его длины». Гармонические колебания. | 1 | Повт. п.25 | Лабораторный набор №1 | |
26 | Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. | 1 | п.26,27 | ||
27 | Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны. | 1 | п.28 | ||
28 | Длина волны. Скорость распространения волн. | 1 | п.29 | ||
29 | Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука. | 1 | п.30 | Камертон, резиновый молоточек | |
30 | Распространение звука. Скорость звука. | 1 | п.32 | ||
31 | Отражение звука. Эхо. | 1 | п.33 | ||
32 | Решение задач. | 1 | Упр.30 з.2,4. | ||
33 | Контрольная работа №3 «Механические колебания и волны» | 1 | |||
Электромагнитное поле. | 16 часов. | ||||
34 | Магнитное поле и его графическое изображение. | 1 | п.34 | Лабораторный набор « Магнетизм» | |
35 | Направление тока и направление линий его магнитного поля. Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки | 1 | п.35,36 | Лабораторный набор «Электростатика» | |
36 | Индукция магнитного поля. Магнитный поток. | 1 | п.37,38 | ||
37 | Явление электромагнитной индукции. Направление индукционного тока. | 1 | п.39,40 подготовить лабораторную работу№4 | Лабораторный набор «Электростатика» | |
38 | Лабораторная работа № 4 «Изучение явления электромагнитной индукции». | 1 | Повт. п.39, 40 | Лабораторный набор «Электростатика» | |
39 | Явление самоиндукции. | 1 | п.41 | ||
40 | Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор. | 1 | п.42 | ||
41 | Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. | 1 | п.43,44 | ||
42 | Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. | 1 | п.45 | ||
43 | Решение задач. | 1 | Упр.39 з.1 упр.41 з.1 | ||
44 | Контрольная работа №4 «Электромагнитное поле» | 1 | |||
45 | Принцип радиосвязи и телевидения. | 1 | п.46 | ||
46 | Электромагнитная природа света. Преломление света. | 1 | п.47, 48 | Лабораторный набор «Геометрическая оптика» | |
47 | Дисперсия света. Цвета тел. | 1 | п.49 | ||
48 | Типы оптических спектров. | 1 | п.50 | ||
49 | Поглощение и испускание света атомами. Лабораторная работа №5 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания». | 1 | п.51 | ||
Строение атома и атомного ядра. | 13 часов | ||||
50 | Радиоактивность. Модели атомов. Радиоактивные превращения атомных ядер. | 1 | п.52,53 | ||
51 | Экспериментальные методы исследования частиц. | 1 | п.54 подготовить лабораторную работу№9 | ||
52 | Лабораторная работа№9 « Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям. | 1 | Повт.п.54 | ||
53 | Открытие протона. Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Ядерные силы. | 1 | п.55,56 | ||
54 | Энергия связи. Дефект масс. | 1 | п.57 | ||
55 | Деление ядер урана. Цепная реакция. | 1 | п.58 подготовить лабораторную работу №7 | ||
56 | Лабораторная работа№7 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков». | 1 | Повт.п.58 | ||
57 | Ядерный реактор. | 1 | п.59 | ||
58 | Атомная энергетика. | 1 | п.60 | ||
59 | Биологическое действие радиации. Лабораторная работа№8 «Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона.» | 1 | п.61 | ||
60 | Термоядерная реакция | 1 | п.62 | ||
61 | Решение задач «Строение атома» | 1 | с.267 -269 «Проверь себя» | ||
62 | Контрольная работа №5 «Строение атома» | 1 | |||
Строение и эволюция Вселенной. | 5 часов. | ||||
63 | Состав, строение и происхождение Солнечной системы. | 1 | п.63 | Модель Солнечной системы | |
64 | Большие планеты Солнечной системы. | 1 | п.64 | Модель Солнечной системы | |
65 | Малые тела Солнечной системы. | 1 | п.65 | ||
66 | Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд. | 1 | п.66 | ||
67 | Строение и эволюция Вселенной. | 1 | п.67 | ||
Обобщение. | 1 час. | ||||
68 | "Мы познаем природы тайны, что скрыты множеством причин..." | 1 |
8. Информационно – методическое обеспечение:
Перечень учебно – методического обеспечения
- Примерная программа основного общего образования по учебным предметам.– М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения);
- Авторская программа Е.М. Гутник, А.В. Перышкин (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия.7-11 кл./ сост. Е.Н. Тихонова М.: Дрофа, 2013.).
- Требованию к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 г. N 986);
Учебник:
- Учебник «Физика. 7 класс». Перышкин А.В. Учебник для общеобразовательных учреждений. 4-е издание - М.: Дрофа, 2016 г.
- Учебник «Физика. 8 класс». Перышкин А.В. Учебник для общеобразовательных учреждений. 4-е издание - М.: Дрофа, 2016 г.
- Учебник «Физика. 9класс». Перышкин А.В., Гутние Е.М. Учебник для общеобразовательных учреждений. 4-е издание - М.: Дрофа, 2016 г.
Методическая литература для учителя:
- В.И. Лукашик. Сборник вопросов и задач по физике для 7-9 классов. М.: Просвещение, 2009;
- А.Е. Марон, Е.А. Марон. Контрольные тексты по физике 7-9 класс. М.: Просвещение, 2013.
- Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011.
- Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике 7 -9 класс: к учебнику А.В. Перышкина. Физика. 7-9 классы. –М.: Издательство «Экзамен» 2013.
5. Методическое пособие к учебнику Перышкин А.А. ФГОС. Филонович Н.В., 2015
6. Сборник задач по физике 7-9кл. А.В. Перышкин; сост. Н.В.Филонович.-М.: АСТ: Астрель; Владимир ВКТ, 2011
Интернет ресурсы
Название сайта или статьи | Содержание | Адрес |
Каталог ссылок на ресурсы о физике | Энциклопедии, библиотеки, СМИ, вузы, научные организации, конференции и др. | |
Бесплатные обучающие программы по физике | 15 обучающих программ по различным разделам физики | |
Лабораторные работы по физике | Виртуальные лабораторные работы. Виртуальные демонстрации экспериментов. | |
Анимация физических процессов | Трехмерные анимации и визуализация по физике, сопровождаются теоретическими объяснениями. | |
Физическая энциклопедия | Справочное издание, содержащее сведения по всем областям современной физики. |
9.Планируемые результаты изучения курса физики 7 класс:
знать/понимать:
- смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом, атомное ядро;
- смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая и потенциальная энергии, КПД;
- смысл физических законов:Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;
уметь:
- самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность ( от постановки до получения и оценки результата);
- использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернутого обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни;
- понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;
- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использованием различных источников информации, в том числе и компьютерных;
- решать задачи на применение изученных законов;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Планируемые результаты изучения курса физики 8 класс:
знать/понимать:
Смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы.
Смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, атом.
Смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля – Ленца, прямолинейного распространения света, отражения и преломления света.
Уметь:
1.Описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление. Кристаллизацию, электризацию, взаимодействие электрических зарядов,, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление света
2.Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока , напряжения, сопротивления, работы и мощности электрического тока.
3.Представлять результаты измерений с помощью графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения, угла преломления от угла падения.
4.Выражать результаты измерений и расчетов в единицах СИ.
5. Приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электромагнитных явлениях.
6. Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников и ее обработку и представление в разных формах (словесно, графически, схематично….)
7. Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники; контроля за исправностью электропроводки.
Планируемые результаты курса физики 9 класса
Знать/понимать:
смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, импульс;
смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;уметь описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, электромагнитную индукцию, преломление и дисперсию света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: естественного радиационного фона;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: периода колебаний нитяного маятника от длины нити, периода колебаний пружинного маятника от массы груза и от жесткости пружины;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов, оценки безопасности радиационного фона.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике ФГОС 7 класс + внеурочная деятельность "Творческая мастерская по физике"
Рабочая программа реализуется в учебнике А.В.Пёрышкина «Физика» для 7 класса системы «Вертикаль» (М.:Дрофа, 2013) и ориентирована на учащихся 7 кл....
Рабочая программа по физике ФГОС 8 класс + внеурочная деятельность "Знатоки физики"
Рабочая программа реализуется в учебнике А.В.Пёрышкина «Физика» для 8 классов системы «Вертикаль» (М.:Дрофа, 2014) и ориентирована на учащихся 8 классов....
Рабочая программа по физике для 10 класса по учебнику Г.Я.Мякишев ,Б.Б.Буховцев Физика 10
Рабочая программа по физике для 10 класса по учебнику Г.Я.Мякишев,Б.Б.Буховцев 10 класс...
Рабочая программа по физике для 11 класса по учебнику Г.Я.Мякишев ,Б.Б.Буховцев Физика 10
Рабочая программа по физике 11 класс...
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...