Рабочая программа "Практикум по решению физических задач"
рабочая программа по физике (9 класс)

Колещатова Наталья Васильевна

Рабочая программа элективного курса для 9 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_9.docx269.76 КБ

Предварительный просмотр:

E:\Documents and Settings\Мультимедиа\Мои документы\Документы сканера\эл9.jpg

Содержание курса

Данный курс предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 18

часов (0,5 часа в неделю). Он предполагает решение  задач по механике, тепловым, электрическим и световым явлениям, по атомной физике. Используются три основных типа задач: количественные, качественные и экспериментальные.

Формулировки задач предлагаются текстовые, графические, с извлечением данных из таблицы или диаграммы, задачи – рисунки.

Решение физических задач включает три основных этапа:

1) анализа условия задачи (что дано, что требуется найти, как

связаны между собой данные и искомые величины и т. д.),

2) собственно решения (составления плана и его осуществление),

3) анализа результата решения.

Главная цель анализа - определить объект (или систему), который

рассматривается в задаче. Установить его начальное и конечное

состояние, а также явление или процесс, переводящий его из одного

состояния в другое. Выяснить причины изменения состояния и

определить вид взаимодействия объекта с другими телами (это помогает

объяснить физическую ситуацию, описанную в условии, и дать её

наглядное представление в виде рисунка, чертежа, схемы).

Заканчивается анализ содержания задачи краткой записью условия с

помощью буквенных обозначений физических величин (обязательно

указываются наименования их единиц в системе СИ).

Приступая крешению задачи, надо иметь пландействий: представлять себе, поиск каких физических величин приведёт кконечной цели.

Алгоритм решения физических задач.

- Внимательно прочитай и продумай условие задачи.

- Запиши условие в буквенном виде.

- Вырази все значения в системе СИ.

- Выполни рисунок, чертёж, схему.

- Проанализируй, какие физические процессы, явления происходят в

ситуации, описанной в задаче, выяви те законы (формулы,

уравнения), которым подчиняются эти процессы, явления.

- Запиши формулы законов и реши полученное уравнение или

систему уравнений относительно искомой величины с целью

нахождения ответа в общем виде.

- Подставь числовые значения величин с наименование единиц их

измерения в полученную формулу и вычисли искомую величину.

- Проверь решение путём действий над именованием единиц,

входящих в расчётную формулу.

- Проанализируй реальность полученного результата.

В занятие включаются задачи одного типа по различным темам физики.

Планируемые результаты изучения курса.

Личностными результатами являются:

  • сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;
  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю.

Метапредметными результатами обучения являются:

  • выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  •  приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
  •  освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты:

Механические явления

Выпускник научится:

  • описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, волны и скорость её распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, ихобозначения и единицы измерения, находить формулы связывающие данную физическую величину с другими величинами;
  • анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, равнодействующая сила, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
  • решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, В трения скольжения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость её распространения): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.

Выпускник получит возможность научиться:

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины.

Электрические и магнитные явления

Выпускник научится:

  • анализировать свойства тел, электромагнитные явления процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля - Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
  • решать задачи, используя физические законы (закон Ома участка цепи, закон Джоуля - Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое противление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, формулы расчёта электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводником на основе анализа условия задачи выделять физические вели чины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Квантовые явления

Выпускник научится:

  • анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения сигм атомом;
  • различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра;

Выпускник получит возможность научиться:

  • соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;

Тематическое планирование учебных занятий

№ занятия

Тема учебного занятия

Количество учебных часов

1

Задания в текстовой форме на

распознавание понятий по существенным

признакам (понимание смысла понятий)

1

2

Задания в текстовой форме на понимание

сущности физических явлений

1

3

Задания в текстовой форме на выявление

характера функциональных зависимостей

между физическими величинами

1

4

Задания в текстовой форме на выявление

смысла физических законов

1

5

Количественные задачи с выбором ответа

1

6

Задания в текстовой форме на чтение

графиков и вычисление значений величин сиспользованием графика

1

7

Задания на извлечение данных из таблицы

1

8

Задания-рисунки

1

9

Задания на сравнения, в том числе с

использованием рисунков и диаграмм

1

10

Методологические задания

1

11

Задания на установление соответствия

1

12

Задания на выбор двух ответов с

использованием таблиц значений

физических величин или графиков

зависимости величин

1

13

Экспериментальные задания

1

14

Экспериментальные задания

1

15

Качественные задачи

1

16

Комбинированные задачи

1

17

Комбинированные задачи

1

18

Комбинированные задачи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса- "Решение физических задач" 9 класс

Применяется как предпрофильный курс в 9 классе....

Рабочая программа по физике (элективного курса) для 9 классов «Практикум по решению физических задач»

Рабочая программапо физике (элективного курса) для 9 классов«Практикум по решению физических задач»учителя физикиВоробьёвой Елены Анатольевны Рабочая программа по физике (элективного курса) для 9...

Рабочая программа по курсу "Решение физических задач"

Рабочая программа по курсу "Решение физических задач" для учащихся 10-11 классов. В программе кроме целей, задач и тематического планирования имеются приложения. Алгоритм решения качественных, графиче...

Рабочая программа курса «Практикум по решению физических задач» 8 класс

laquo;Практикум по решению физических задач» 8 класс...

Рабочая программа "Практикум по решению физических задач для 10 класса"

Рабочая программа элективного курса для класса с углубленным изучением фмзики....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Решение физических задач повышенной сложности » для 10-11 классов

Программа по внеурочной деятельности «Решение физических задач повышенной сложности рассчитана на преподавание в объеме 69 часов (1 час в неделю на два года обучения 10-11классы). Цель данного к...

ПРОГРАММА по элективному курсу «Практикум по решению физических задач»

Актуальность данного элективного курса заключается в овладение учащимися методами решения практических задач, которое подведет к осознанному  восприятию материала и как следствие успешной сдачи Е...