элективный курс по физике 8 класс "Законы термодинамики и электромагнитные явления. Их применение в природе и технике"
рабочая программа по физике (8 класс)
Актуальность курса – формирование практических и интеллектуальных компетентностей, формирование таких качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность; развитие эстетических чувств, формирование творческих компетентностей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_8_klass.docx | 25.4 КБ |
Предварительный просмотр:
программа элективного курса по физике
Название Законы термодинамики и электромагнитные явления. Их применение в природе и технике.
Тип предметный
Класс: 8________
Автор-составитель учитель физики Корогодова О.А.__
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Решение физических задач – один из основных методов обучения физике. С помощью решения задач сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, сообщаются знания из истории науки и техники. Курс включает разноуровневые задачи по теме «Термодинамика. Электромагнитные явления», составленные с учётом требований OГЭ по физике, так как задачи по этой теме наиболее трудны для понимания, имеет практическую направленность. Удачное сочетание изучения программного материала задаваемого Госстандартом и временными рамками элективного курса будет способствовать повышению уровня мотивации учения и созданию благоприятного социально-психологического климата в обучающей среде обеспечивая комфортную обстановку для обучения.
Актуальность курса – формирование практических и интеллектуальных компетентностей, формирование таких качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность; развитие эстетических чувств, формирование творческих компетентностей.
Основной задачей курса является углубление и развитие познавательного интереса учащихся к физике. В современном мире на каждом рабочем месте необходимы умения ставить и решать задачи науки, техники, жизни. Поэтому важнейшей целью физического образования является формирование умений работать со школьной учебной физической задачей. Последовательно это можно сделать в рамках предлагаемой программы,
целями которой являются:
– развитие интереса к физике, к решению физических задач;
–совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
– формирование представлений о постановке, классификации, приёмах и методах решения школьных физических задач;
Итогом работы по данной программе может служить реализация поставленных целей и задач, т. е. учащиеся совершенствуют знания, полученные из курса физики, приобретают навыки по классификации задач, правильной постановке, а так же приёмам и методам их решения. В качестве подведения итогов успешности обучения можно предложить соревнование по решению задач между учащимися, как по отдельным темам, так и по итогам года или провести зачёт по умению решать задачи.
Программа рассчитана для учащихся 8 класса на один год обучения: 68часа.
Содержание рабочей программы
- Решение задач по теме: «Тепловые явления» (28 часов)
Тепловое движение. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: работа и теплопередача. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Кипение. Температура кипения. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений. Превращения энергии в механических и тепловых процессах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Влажность.
- Решение задач по теме: «Электрические явления» (28 часов)
Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Электрон. Строение атомов. Электрический ток. Гальванические элементы, аккумуляторы. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное сопротивление. Реостаты. Виды соединений проводников. Работа и мощность тома. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Счетчик электрической энергии. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.
- Решение задач по теме: «Электромагнитные явления» (12 час)
Магниты. Магнито-твердые и магнито-мягкие материалы. Свойства постоянных магнитов. Магнитное поле тока. Магнитное поле постоянного магнита. Гипотеза Ампера. Электромагнит. Электромагнитное реле. Электродвигатель. Опыты Фарадея. Индукционный ток. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Самоиндукция.
. Требования к уровню подготовки в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами
В теме «Тепловые явления»
Учащиеся должны знать/понимать: Понятия: внутренняя энергия, теплопередача, теплообмен, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота сгорания топлива, температура плавления, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования. Применение изученных тепловых процессов в тепловых двигателях, технических устройствах и приборах.
Учащиеся должны уметь: Применять основные положения МКТ для объяснения понятия внутренняя энергия, конвекция, теплопроводности, плавления, испарения. Пользоваться термометром и калориметром. «Читать» графики изменения температуры тел при нагревании, плавлении, парообразовании. Решать качественные задачи с использованием знаний о способах изменения внутренней энергии при различных способах теплопередачи. Решать задачи с применением формул: Q=cm(t2 – t1) Q=qm Q=λm Q=Lm
В теме «Электрические и электромагнитные явления»
Учащиеся должны знать/понимать: Понятия: электрический ток, направление электрического тока, электрическая цепь, сила тока, напряжение, сопротивление, удельное сопротивление, закон Ома для участка цепи, формулы для вычисления сопротивления, работы и мощности тока, закон Джоуля – Ленца, гипотезу Ампера. магнитное поле тока, магнитное поле постоянного магнита, электромагнит, индукционный ток, закон электромагнитной индукции, правило Ленца, самоиндукция. Практическое применение названных понятий и законов.
Учащиеся должны уметь: Применять положения электронной теории для объяснения электризации тел, причины электрического сопротивления. Чертить схемы простейших электрических цепей, измерять силу тока, напряжение, определять сопротивление с помощью амперметра и вольтметра, пользоваться реостатом. Решать задачи на вычисления I, U, R, A, Q, P. Пользоваться таблицей удельного сопротивления.
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Основное содержание урока | Формы контроля |
Решение задач по теме: «Тепловые явления» (28часов) | |||
1 | Вводное занятие: «Приемы и методы решения задач по физике» | Приемы и методы решения задач по физике | Решение задач |
2-3 | Решение задач по теме: «Давление. Атмосферное давление» | Давление. Атмосферное давление | Решение задач |
4-5 | Решение задач по теме: «Силы в природе» . Решение олимпиадных задач | Силы в природе | Решение задач |
6-7 | Решение задач по теме: «Количество теплоты» | Теплопроводность, излучение. Конвекция. Практическое применение теплопередачи. Количество теплоты | Решение задач |
8--9 | Решение задач по теме: «Уравнение теплового баланса» | Решение задач на расчет количества теплоты | Решение задач |
10-11 | Решение задач по теме: «Уравнение теплового баланса» . Решение олимпиадных задач | Решение задач на расчет количества теплоты | Решение задач |
12-13 | Решение задач по теме: «Количество теплоты» | Решение задач на расчет количества теплоты | Решение задач |
14-15 | Решение задач по теме: «Графики плавления» | Закон сохранения энергии в тепловых процессах. | Решение задач |
16-17 | Решение задач по теме: «Влажность воздуха» | Закон сохранения энергии в тепловых процессах. | Решение задач |
18-19 | Решение задач по теме: «Количество теплоты» . Решение олимпиадных задач | Закон сохранения энергии в тепловых процессах. | Решение задач |
20-21 | Решение задач по теме: «КПД тепловых двигателей» | Закон сохранения энергии в тепловых процессах. | Решение задач |
22-23 | Решение задач по теме: «КПД тепловых процессов» . Решение олимпиадных задач | Закон сохранения энергии в тепловых процессах | Решение задач |
24-25 | Решение задач по теме: «Уравнение теплового баланса» . Решение олимпиадных задач | Закон сохранения энергии в тепловых процессах. | Решение задач |
26-28 | Решение задач по теме: «Уравнение теплового баланса» | Закон сохранения энергии в тепловых процессах. | Решение задач |
Решение задач по теме: «Электрические явления» (28 часов) | |||
29-30 | Решение задач по теме: «Электрическая цепь» Электрическая цепь. | Схематичное изображение электрической цепи. | Решение задач |
31-32 | Решение задач по теме: «Сила тока. Амперметр» | Сила тока. Амперметр | Решение задач |
33-34 | Решение задач по теме: «Ток в различных средах» | Ток в различных средах | Решение задач |
35-36 | Решение задач по теме: «Напряжение. Вольтметр» | Напряжение. Вольтметр | Решение задач |
37-38 | Решение задач по теме: «Сопротивление» | Сопротивление | Решение задач |
39-40 | Решение задач по теме: «Закон Ома для участка цепи» . Решение олимпиадных задач | Закон Ома для участка цепи | Решение задач |
41-42 | Решение задач по теме: «Закон Ома для участка цепи» . Решение олимпиадных задач | Закон Ома для участка цепи | Решение задач |
43-45 | Решение задач по теме: «Соединение проводников» . Решение олимпиадных задач | Соединение проводников | Решение задач |
46-47 | Решение задач по теме: «Соединение проводников» . Решение олимпиадных задач | Соединение проводников | Решение задач |
48-50 | Решение задач по теме: «Соединение проводников» | Соединение проводников | Решение задач |
51-52 | Решение задач по теме: «Работа и мощность тока» . Решение олимпиадных задач | Работа и мощность тока | Решение задач |
53-54 | Решение задач по теме: «Работа и мощность тока . Решение олимпиадных задач | Работа и мощность тока | Решение задач |
55-56 | Решение задач по теме: «Работа и мощность тока» . Решение олимпиадных задач | Работа и мощность тока | Решение задач |
Решение задач по теме: «Электромагнитные явления» (12) | |||
58-60 | Решение задач по теме: «Магнитное поле» . Решение олимпиадных задач | Магнитное поле тока. Магнитное поле постоянного магнита. Гипотеза Ампера. Электромагнит. Электродвигатель. | Решение задач |
61-63 | Решение задач по теме: «Индукционный ток. Правило Ленца. Самоиндукция» . Решение олимпиадных задач | Опыты Фарадея. Индукционный ток. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Самоиндукция. | Решение задач |
64-65 | Решение олимпиадных задач Решение задач ОГЭ | Курс физики 8 класса | Решение задач |
66-68 | Решение олимпиадных задач Решение задач ОГЭ | Курс физики 8 класса | Решение задач |
Учебно-методический комплект, используемый для реализации рабочей программы
1. Грачев А.В. Физика. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ВентанаГраф, 2012г..
2. Сборник: Рабочие программы по физике.. 7 – 9 классы. / Авт.-сост. А. В. Грачев. – М: ВентанаГраф, 2012
3. Кирик Л.А. Самостоятельные и контрольные работы по физике, 8 класс – М.:. Илекса, 2009
4. Лукашик В.И., Иванов Е.В. Сборник задач по физике 7 - 8 кл. – М.:Просвещение,2009
5. Марон А.Е., Марон Е.А. Дидактический материал для 7-9 кл. – М.:Дрофа, 2004
6. Марон А.Е., Марон Е.А. Качественные задачи по физике 7-9 кл.- М.: Интеллект, 2009
7. Тульчинский М.Е. «Качественные задачи по физике» Москва «Просвещение» 1998 г.
8. Степанова Г.Н. «Сборник задач по физике» СПб «Специальная литература» 1997 г.
9. Рымкевич А.П. «Сборник задач по физике» Москва «Просвещение» 1987 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по физике "В мире современной техники"
Данный элективный курс расчитан на учащихся 9 класса, желающих продолжить обучение в физико-математическом профиле.Цель курса- знакомство обучающихся с достижениями в области техники. Приведены ...
Элективный курс по физике "Физические приборы и графики в курсе физики средней школы"
Элективный курс рассчитан на профильное обучение физике.Содержание1.Пояснительная записка2.Содержание тем курса3.Требования к знаниям учащихся4.Тематическое планирование5.ЛитератураМатериал подобран т...
Рабочая программа элективного курса по физике "Тепловые явления вокруг нас" 8 класс
Элективный курс "Тепловые явления" предназначенный для 8-х классов интересующихся физикой и планирующих продолжить обучение в классах технического и гуманитарного профиля....
Программа элективного курса по физике "Световые явления".
Элективный курс....
МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ МОДЕЛЕЙ НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА МОЛЕКУЛЯРНОЙ ФИЗИКИ И ТЕРМОДИНАМИКИ
Моя курсовая работа в МИОО по использованию цифровых разработак при обучении физике в общеобразовательной школе...
Рабочая программа и КТП элективного курса по физике "Термодинамика и электродинамика"
Программа разработана на основе авторской программы среднего (полного) общего образования по физике (профильный уровень) Г.Я. Мякишева "Физика для школ (классов) с углубленным изучением предмета....