Экологическое воспитание детей на уроках физики
статья по физике (7, 8, 9, 10 класс)
Экологическое воспитание детей на уроках физики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экологическое воспитание детей на уроках физики | 15.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание детей на уроках физики
В последние десятилетия экологические проблемы обратили на себя внимание во всех странах мира. Причинами этого являются, во-первых, затянувшееся потребительское отношение человека к природе, в результате чего произошло истощение природных ресурсов; во-вторых, научно-техническая революция вступила в новую фазу своего развития, и вмешательство человека в результате его хозяйственной деятельности привело к нарушению равновесия в природе, к таким экологическим сдвигам, которые могут оказаться необратимыми. В связи с этим для решения экологических проблем требуется организованная деятельность людей не только в пределах одной страны, но и всей планеты. Экологическое образование поможет будущим гражданам нашей страны и Земли предвидеть последствия влияния человека на окружающую среду и определит их заботу об улучшении окружающей среды, недопущения ее разрушения и загрязнения и, в конечном счете, будет формировать общественную активность и гуманистическое сознание нашего подрастающего поколения.
Все школьные предметы могут быть использованы в деле решения рассматриваемой задачи. Тем естественнее экологическим воспитанием должен заниматься учитель физики – учитель той науки, которая устанавливает и изучает общие законы природы, т.е. окружающей среды. Учитель физики может осуществлять экологическое воспитание учащихся через предмет, рассматривая как вопросы фундаментального, так и прикладного, политехнического характера, подбирая задачи с соответствующим содержанием, проводя экскурсии, запланированные школьной программой по физике, организуя внеклассные мероприятия.
Поскольку наибольший интерес к природоохранной работе проявляют учащиеся 7-8 классов, важно акцентировать их внимание на вопросах рационального природопользования, воспитывая у них чувство ответственности перед природой. В школьной программе по физике можно найти много вопросов, имеющих экологическое содержание. В предлагаемой ниже подборке схематически раскрыта экологическая сторона учебного материала.
Вопрос курса физики | Экологический материал |
| 7 класс |
Притяжение и отталкивание молекул. | Несмачиваемость оперения водоплавающих птиц водой и смачивание нефтью в Балтийском регионе. |
Давление жидкостей и газов. Атмосферное давление. | Единый мировой воздушный и водный океаны. Ветры и течения, перенос загрязнений воздушными и водными путями. Рассеивание выбросов в верхних слоях атмосферы. Особенности распространения выбросов при циклонах и антициклонах. Изменение состава атмосферы под действием антропогенного фактора. “Озоновая дыра” и её последствия. |
Шлюзы. | Нарушение природного равновесия при строительстве каналов. Последствия “поворота рек” в Балтийском регионе. |
Водопровод. | Уменьшение запасов пресной воды на Земле, необходимость её экономии. |
Архимедова сила. Условия плавания тел. | Образование нефтяной плёнки на поверхности воды. Способы её уничтожения. |
Плавание судов | Экологически пагубные последствия судоходства: разрушение берегов, оглушение рыбы, загрязнение Невы и Финского залива и др. Экологические катастрофы, обусловленные авариями нефтяных танкеров. |
| 8 класс |
Конвекция в природе и технике | Образование конвекционных потоков в промышленных зонах. Механизм рассеивания с помощью высоких труб. Роль конвекции в процессах, происходящих в атмосфере и морских толщах Балтийского моря , самоочищение атмосферы. |
Удельная теплоёмкость вещества | Нарушение природно-климатических условий при осушении естественных водоёмов и при создании искусственных в Балтийском регионе. |
Плавление и отвердевание | Влияние засоленности воды на льдообразование. Экологические аспекты литейного производства. |
Испарение и конденсация. | Загрязнение поверхности Невы и Финского залива, которое может привести к уменьшению испарения воды и, как следствие этого, уменьшение выпадения осадков. Образование кислотных дождей. Выброс фреона, аммиака и SO2 . |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание учащихся на уроках физики с использованием регионального компонента (методическая разработка)
В данной работе преподаватель физики раскрывает формы и методы, способствующие побуждению учащихся хорошо знать законы природы, понимать взаимосвязь природных явлений, уметь предвидеть и о...
Внеклассное мероприятие по физике на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках физики" (7 класс)
Внеклассная работа по предмету является важным рессурсом повышения эффективности и качества образования учащихся, а применение игровых технологий способствует привлечению внимания школьников к теме, р...
Экологическое воспитание детей средствами детского экологического общественного движения
Показателем эффективности формирования экологической культуры является не столько осознанность, глубина и прочность знаний, сколько реальное следование экологическим нормам и правилам в поведении и де...
Экологическое воспитание школьников на уроках физики
презентация к открытому мероприятию в 10 классе...
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Развитие экологической культуры школьников на основе создания МОДЕЛИ ЦЕНТРА нравственно-экологического воспитания детей и подростков «ЭКОС- экологическое содружество»
Рузский район – «жемчужина Подмосковья». Край плодородной земли, зеленых просторов лесов, прозрачных озер и кристально-чистого воздуха.Человек, увы, не всегда живет по законам разума...
Экологическое воспитание школьников на уроках физики в 7-8 классах
Современное общество озабочено вопросами формирования здорового образа жизни, созданием комфортных условий для сохранения здоровья людей, уменьшением вредного воздействия деятельности человека на прир...
"Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации экологических акций в ДОУ"
АннотацияВ данной статье рассмотрены особенности экологического воспитания дошкольников. Проанализированы методы работы с детьми, особое внимание автор уделил наблюдению, а также рассказал о реализаци...