Методическая разработка урока физики 8 кл "Электрический ток в металлах"
методическая разработка по физике (8 класс)
Содержание разработки:
1. План-конспект урока
2. Технологическая карта урока
3. Тест на проверку знаний материала предыдущего урока
4. Презентация по теме "Электрический ток в металлах"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
теоретический материал проведения урока | 16.51 КБ |
тест АОЗ | 40.49 КБ |
Технологическая карта проведения урока | 28.36 КБ |
презентация для проведения урока | 1.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Цели урока:
- Дидактические:
создать условия для усвоения нового учебного материала, используя методику проблемного обучения, научить учащихся, работая в группах, достигать общую цель.
- Общеобразовательные:
сформировать понятие о природе электрического тока в металлах и его направлении. В процессе экспериментальной работы выяснить, какие действия способен совершать электрический ток. Познакомить учащихся с техникой безопасности при работе с электрическими приборами. Показать практическую направленность изучаемого материала.
- Развивающие:
Развивать логическое мышление, формировать представление о процессе научного познания.
- Воспитательная:
Вырабатывать умение слушать и быть услышанным, прививать культуру умственного труда.
Оборудование, используемое на уроке:
Соединительные провода, ключи, магниты, штативы, резистор, лампочка на подставке, термометр, проволока, проволочный моток, тесты, компьютер,
Ход урока:
- Организационный момент.
2. Фронтальный опрос (слайд № 2-№6 презентации).
3. Сообщение темы и цели урока.
4. Подготовка к восприятию нового материала:
1) Как можно избежать действия электрического тока при случайном прикосновении к электрическому прибору, который оказался под напряжением? (заземлением).
2) Из каких материалов выполняется заземление? (из металлов).
На вопрос: «Почему предпочитают именно эти вещества?» мы и ответим после изучения новой темы: «Электрический ток в металлах». ( Учащиеся записывают тему урока, высвеченную на экране, в свои рабочие тетради).
5. Объяснение нового материала:
Самое раннее определение металла было дано в середине 18 века М.В.Ломоносовым. «Металлом называется светлое тело, которое ковать можно. Таких тел только 6: золото, серебро, медь, олово. Железо и свинец».
Спустя 2,5 века многое стало известно о металлах. К числу металлов относятся 75% элементов Периодической таблицы Менделеева.
(слайд №7) В 1899 г. Рикке на трамвайной подстанции в Штутгарте включил в главный провод, питающий трамвайные линии, последовательно друг к другу торцами три тесно прижатых цилиндра: 2 крайних были медными, а средний- алюминиевым. Через эти цилиндры более года проходил электрический ток, но Рикке не обнаружил в меди атомов алюминия, а в алюминии - нет меди, т.е.диффузия не произошла. Следовательно, ионы не перемещаются, а перемещаются только электроны, одинаковые у всех веществ. Об этом свидетельствует опыт Мандельштама- Папалакси. ().
Электрический ток в металлах:
Металлы в твердом состоянии имеют кристаллическое строение. В узлах кристаллической решетки металлов расположены положительные ионы, а в пространстве между ними движутся электроны. Электроны не связаны с ядрами своих атомов и движутся беспорядоченно, поэтому их называют свободными. Отрицательный заряд всех свободных электронов по величине равен положительному заряду всех ионов решетки. Поэтому в обычных условиях металл электрически нейтрален. Если в металлах создать электрическое поле, то свободные электроны начнут двигаться направленно под действием электрических сил. Возникает электрический ток. Все электроны начинают двигаться в одном направлении по всей длине проводника, но между ними сохраняется беспорядоченное движение (стайка мошкары, движущейся в сторону ветра).
Электрический ток в металлах - это упорядоченное движение свободных электронов.
Скорость движения самих электронов в проводнике под действием электрического поля мала (несколько миллиметров в секунду). Но почему при замыкании электрической цепи лампочка загорается мгновенно?
Т.к. в металлах электрический ток- это направленное движение электронов и мы, в основном, будем сталкиваться с ним, то за направление электрического тока принимается именно направление движения электронов в проводнике, т.е. направление от - полюса источника тока к +. Электрический ток в электролитах - это упорядоченное движение положительных и отрицательных ионов.
Т.к. направление движения электрического тока было принято задолго до открытия свободных электронов, то за направление тока условно принимается движение заряженных частиц от + к - источника вне его. (слайд №8)
Увидеть движение электронов в металлах увидеть мы не можем, поэтому судить о них мы можем только по различным явлениям, которые называют действием электрического тока.
Учащимся предлагается изучить действия тока при проведении ими экспериментов. Работа ведется в группах по предложенной схеме. Перед началом работы учащиеся знакомятся с техникой безопасности (слайд №9) и каждая группа (их 5) выполняет предложенное задание. По окончании работ учащиеся знакомятся с электролизом, механическим и др. действиями тока, представленными на экране учителем.( )
6. Групповая работа по карточкам, отчёты групп, систематизация выводов в таблице на доске и в рабочих тетрадях.
7. Проверка усвоения нового материала.
8. Закрепление изученного материала с помощью тестовых заданий, где количество правильных ответов будет соответствовать оценке.
9. Подведение итогов урока.
10. Выставление оценок учащимся.
11. Домашнее задание: § 34,35,36 , решение задач Лукашик В.И. № 1008- 1012
Предварительный просмотр:
1. Какие еще (кроме свободных электронов) заряженные частицы имеются в металлах? Где они находятся?
1) Положительные ионы; на постоянном для каждого месте
2) Положительные ионы; в узлах кристаллической решетки
3) Атомы; в узлах кристаллической решетки
4) Отрицательные ионы; каждый на определенном месте
2. Какое движение и каких частиц представляет собой электрический ток в металлах?
1) Упорядоченное (однонаправленное) движение свободных электронов
2) Согласованное колебание ионов в узлах кристаллической решетки
3) Упорядоченное смещение положительных ионов
3. Кристаллическая решетка металла, образуемая ионами, имеет положительный заряд. Почему же металлы электрически нейтральны?
1) Потому что свободные электроны в металле, двигаясь хаотично, попадают на поверхность и экранируют положительный заряд решетки
2) Потому что ионы сохраняют свое местоположение в твердом теле
3) Потому что общий отрицательный заряд всех свободных электронов равен всему положительному заряду ионов
4) Среди ответов нет правильного
4. При каком условии в металлическом проводнике возникает электрический ток?
1) В случае перехода хаотического движения свободных электронов в упорядоченное движение
2) При создании в нем электрического поля
3) При появлении в нем свободных электронов
4) В случае включения его в электрическую цепь
5. Какова скорость распространения электрического тока в цепи?
1) Она равна средней скорости хаотического движения электронов
2) Эта скорость бесконечно велика
3) Она равна скорости упорядоченного движения электронов в проводниках
4) Она равна скорости распространения в цепи электрического поля
6. Движение каких заряженных частиц в электрическом поле принято за направление тока?
1) Электронов
2) Ионов
3) Частиц с отрицательным зарядом
4) Частиц с положительным зарядом
7. На какой схеме направление тока указано стрелкой неправильно?
1) №1
2) №2
3) №3
8. На каком рисунке стрелки не соответствуют общепринятому обозначению направления электрического тока в цепи?
- №1
2) №2
3) №3
Ответы на тест по физике Электрический ток в металлах
1-2
2-1
3-3
4-2
5-4
6-4
7-1
8-3
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Урок физика 8 кл
ТЕМА : Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление электрического тока.
Цели урока:
- расширение представления о проводниковых свойствах металлов
- формирование представления (знаний) о действии электрического тока, его направлении и величинах, его характеризующих
- актуализация и систематизация представлений (Знаний)
о работе эл.цепи , применении свойств эл. цепи
ЭТАПЫ УРОКА | МАТЕРИАЛ ИЗУЧЕНИЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | УУД на этапах урока | |||||
1 | Орг момент | Личностные УУД: - формирование навыков самоорганизации - формирование навыков письма | ||||||
2 | Проверка домашнего задания |
| Отвечают на вопросы Дают определение Чертят цепь у доски Исправляют ошибки в цепи Составляют цепь | Познавательные УУД: -поиск и выделение необходимой информации; -применение методов информационного поиска | Этапы урока | Материал ведения урока | Деятельность учащихся | |
3 | Формулирование темы и целей урока | Демонстрация опыта работы эл. схемы с использованием различных сопротивлений и наглядное изменение показаний приборов и изменение направления тока в цепи | Наблюдают проведение опыта отвечают на вопросы: -почему отклонилась стрелка прибора? | Регулятивные УУД: - развитие способности устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; Познавательные УУД: - развитие логического мышления, -поиск и выделение и необходимой информации; -анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов -умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; -владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | 1 | Организационный момент | Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. | |
Для ответа на эти вопросы сегодня мы рассмотрим тему : Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление электрического тока. | ||||||||
4 | Изучение нового материала | Демонстрация презентации | 2 | Запись домашнего задания. | §2 РТ: №12 №13, №14, № 20 | Работа с дневниками | ||
| Приводят примеры и отвечают на вопросы, используя ранее изученные понятия: свободные электроны, возникновение заряда, скорость перемещения эл.тока | |||||||
| Обсуждают, рассуждают, приводят прмеры, делают выводы | |||||||
| Смотрят презентацию, дополняют своими примерами | |||||||
| Возвращаемся к опыту со сменой полюсов эл.цепи, рассуждают, делают выводы | |||||||
5 | Закрепление | Вопросы теста на экране | Отвечают на вопросы, исправляю ошибки | Личностные УУД: Действия смыслообразования, нравственно-этического оценивания, самопознание и самоопределение. | ||||
6 | Итоги урока, рефлексия | Учитель предлагает самостоятельно сделать вывод о всех рассмотренных на уроках вопросах и убедиться, что тема рассмотрена | Работа с дневниками | Личностные УУД: - развитие самооценки | ||||
7 | Выводы по УЗ | Подведение итогов, оценки, ДЗ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Модель металла - кристаллическая решетка, в узлах которой частицы совершают хаотичное колебательное движение. 3
В узлах кристаллической решетки расположены положительные ионы В пространстве между ними движутся свободные электроны Отрицательный заряд всех свободных электронов по абсолютному значению равен положительному заряду всех ионов решетки 4
Электроны взаимодействуют не друг с другом, а с ионами кристаллической решётки. При каждом соударении электрон передаёт свою кинетическую энергию. 5
Запишем: Электрический ток в металлах представляет собой упорядоченное движение свободных электронов 6
Вывод : В обычных условиях металл электрически нейтрален 2. Свободные электроны движутся в нём беспорядочно 3. Если создать в металле электрическое поле, то свободные электроны начнут двигаться направленно (упорядоченно), т. е. возникнет электрический ток 4. Беспорядочное движение электронов сохраняется
Какова же скорость движения самих электронов в проводнике под действием электрического поля? Невелика, всего несколько миллиметров в секунду, а иногда и ещё меньше Если в проводнике возникает электрическое поле, оно с огромной скоростью распространяется по всей длине проводника (близкой к скорости света 300 000 км/с), одновременно начинают двигаться электроны в одном направлении по всей длине проводника
Как можно избежать действия электрического тока при случайном прикосновении к электроприбору, которое оказалось под напряжением? Для этого необходимо заземление, так как земля является проводником и, благодаря своим огромным размерам, может удерживать большой заряд. Из каких материалов выполняется заземление?
это явления, которые вызывает электрический ток. По ним можно судить о наличии тока. ДЕЙСТВИЯ ТОКА
ДЕЙСТВИЯ ТОКА ТЕПЛОВОЕ ДЕЙСТВИЕ ТОКА заключается в том, что проводник, по которому протекает электрический ток нагревается. Объясняется это тем, что движущиеся под действием сил электрического поля заряженный частицы взаимодействуют с ионами или атомами вещества и передают им часть своей энергии . калорифер !
В домашних условиях Тепловое действие тока используют для выплавки специальных сортов стали, для электросварки. С помощью электрического тока обогревают теплицы, инкубаторы, сушат зерно. широко применяют электрические плитки, утюги, чайники, кипятильники, калориферы, фены и другие приборы . ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ДЕЙСТВИЯ ТОКА МАГНИТНОЕ ДЕЙСТВИЕ ТОКА Заключается во взаимодействии проводника, по которому протекает электрический ток с магнитом или другим таким же проводником . Магнитное действие тока проявляется всегда, какой бы проводник ни был: жидкий, твердый или газообразный . Поворот рамки с током в магнитном поле ! S N F F
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ электромагнит Электромагниты находят широкое применение в технике благодаря их замечательным свойствам: во время работы электромагнита легко можно регулировать его магнитное действие при выключении тока они быстро размагничиваются . Магнитное действие тока находит применение не только в промышленности - в современной науке без него никак не обойтись.
ДЕЙСТВИЯ ТОКА ХИМИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ ТОКА состоит в том, что при пропускании электрического тока через некоторые растворы кислот, солей, щелочей происходит выделение веществ на электродах ( это могут быть как твердые вещества, так и газообразные ) . Медицинская гальваническая ванна
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ Хромированный кран Позолоченные ложки Гальваническая ванна Химическое действие тока используют для выделения чистых металлов из растворов солей. В судостроении специальными составами покрывают корпус корабля для защиты от коррозии /
Электрический ток в металлах создается свободными электронами- электронами проводимости . Под действием сторонних сил электроны приобретают направленное движение- возникает электрический ток . За направление эл.тока условно приняли направление, по которому движутся (могли двигаться) в проводнике + заряды, т.е. направление от + истояника тока к -. ЭЛЕКТРОНЫ ПРОВОДИМОСТИ НАПРАВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА
Сила тока ( I )- скалярная величина, равная отношению заряда q , прошедшего через поперечное сечение проводника, к промежутку времени t , в течение которого шел ток.
Единица измерения силы тока Сила тока показывает, какой заряд проходит через поперечное сечение проводника за единицу времени. Единица измерения силы тока в системе СИ: [I] = 1 A (ампер)
Другие единицы силы тока: миллиампер (мА); микроампер (мкА); килоампер (кА); 1мА = 0,001А; 1мкА = 0,000001А; 1кА = 1000А. 30мкА = А 280мА= А 0.35кА = А 1000А = мкА 6А= мА 0.66А = кА
Как объяснить, что в обычных условиях металл электрически нейтрален? Что происходит с электронами металла при возникновении в нем электрического поля? Что представляет собой электрический ток в металлах? Какую скорость имеют ввиду, когда говорят о скорости распространения электрического тока в проводнике? З А К Р Е П И М
1.НАЗОВИТЕ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ЦЕПИ И ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА Вариант 1 Вариант 2 Рис. 1 Рис. 2
Каким номером обозначены А пересечение проводов? Б ключ? В электрический звонок? Г плавкий предохранитель? Д соединение проводов? 2. На рисунке изображены условные обозначения, применяемые на схемах
Вариант 1. 3.Почему не горит исправная лампа в первой цепи при замыкании ключа? (Рис. 1) Вариант 2. 3. Почему не звенит звонок во второй цепи при замыкании цепи? (Рис. 2) Рис. 2 Рис. 1
4.НАЧЕРТИТЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СХЕМЫ УСТАНОВОК Вариант 1 Вариант 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 7 КЛАСС» ГРОМОВ С.В., РОДИНА Н.А. ПРОГРАММА КОРОВИН В.А., ДИК Ю.И.
Тема: «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание». Цель: 1. Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Плавание тел. Во...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ВЕЛИКИЕ ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИЗМЕНИВШИЕ МИР» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 11 КЛАСС» МЯКИШЕВ Г.Я.
Тема: Великие открытия и изобретения, изменившие мир.Цель урока: 1. -Обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися за курс...
Методическая разработка урока физики по теме: "Повторение и обобщение курса физики основной школы. Подготовка к ГИА".
В данной разработке представлен тест, позволяющий определить уровень готовности учащихся 9 класса к Государственной итоговой аттестации....
Методическая разработка урока "Разметка заготовок из тонколистового металла"
Урок по теме «Разметка заготовок из тонколистового металла» разработан для учащихся 8 класса на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9кл. с использованием уч...
Методическая разработка урока физики в 7-м классе: "Повторение по теме "Давление твёрдых тел, жидкостей и газа" Оганян Наталья Амаяковна , учитель физики
Цель: Обобщение и систематизация знаний по темам: “Давление твердых тел, жидкостей и газа”, “Сообщающиеся сосуды”, “Барометры””.Задачи:Создать условия для наблюдения учащимися физических явлений, осно...
Методическая разработка урока "Свойства чёрных и цветных металлов"
Урок технологии для обучающихся 6 класса. На уроке используются современные образовательные технологии: ИКТ, проблемное обучение....
Методическая разработка урока по химии "Физические свойства металлов" (9 класс)
Методическая разработка урока по химии "Физические свойства металлов" (9 класс). Этот методическая разработка урока направлена на повторение и обобщение сведений, полученных ранее о мет...