Организация учебно - исследовательской деятельности на уроках физики
статья по физике
Учебно-исследовательская деятельность - один из методов современного обучения, который является одной из перспективных форм деятельности школьников в рамках современного образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_uch-is_deyatelnosti.docx | 33.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация учебно - исследовательской деятельности на уроках физики
Учитель физики МКОУ СОШ №4
Крестелева Е.Ю.
Учебно-исследовательская деятельность - один из методов современного обучения, который является одной из перспективных форм деятельности школьников в рамках современного образовательного процесса.
Под исследовательской деятельностью учащихся сегодня понимается такая форма организации работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом в различных областях науки, техники, искусства и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановку проблемы, ознакомление с литературой по данной проблематике, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, выводы.
Как показывает опыт организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в среднем звене (7-9 классах), учебно-исследовательская деятельность способствует:
- развитию интереса, расширению и актуализации знаний по физике школьной программы, развитию представлений о межпредметных связях (с математикой, биологией, химией, географией, историей и другими естественнонаучными предметами);
- развитию интеллектуальной инициативы учащихся в процессе освоения основных и дополнительных образовательных программ;
- созданию предпосылок для развития научного образа мышления;
- освоению творческого подхода к любому виду деятельности;
- формированию установки на престижность занятий научной деятельностью, фундаментальными науками;
- обучению информационным технологиям и работе со средствами коммуникации;
- формированию развивающей образовательной среды для ребенка;
- профессиональному самоопределению детей;
- содержательной организации свободного времени детей;
В связи с этим в основу преподавания предметов физика следует положить методологические подходы, активизирующие исследовательскую работу учащихся. Уже многие годы в педагогической практике развивается целенаправленная работа по созданию системы различных форм и видов деятельности по ознакомлению и приобщению школьников к исследованиям природы.
Учитель способен организовать творческую работу учащихся на уроках, а также проводить в этом направлении специальные исследования. Эта деятельность позволяет указать основные условия, необходимые для развития творческих способностей школьников и рекомендовать пути решения этой задачи, оправдавшие себя на практике:
- Применение в учебном процессе методов, способствующих развитию у учащихся логического мышления, инициативы, активности и самостоятельности; особая роль в решении этой задачи принадлежит проблемному обучению;
- Включение элементов исследования в различные виды учебной деятельности учащихся;
- Организация индивидуальных учебных заданий творческого характера (исследовать физическое явление, провести и объяснить физический опыт в домашних условиях, решить практическую задачу и исследовать условия, при которых она имеет решение и др.)
- Приобщение к изобретательству (рационализаторству) на уроках и внеклассных мероприятиях.
Чем раньше начнется процесс воспитания у учащихся интереса к научным знаниям и способностей к исследовательскому труду, тем раньше они смогут самостоятельно и творчески создавать научные работы и проекты.
Нередко интерес к той или иной области знаний, желанию что-то исследовать пробуждаются у детей именно в 7-8 классе, т.е. на начальной стадии изучения физики. Задача учителя всемерно поддерживать и развивать этот пробуждающийся интерес.
Воспитание у учащихся интереса к научным знаниям и развитию способностей к исследовательскому труду способствуют:
- Повышению научного уровня преподавания предмета для усиления внимания к изучению физических теорий, широкому использованию их для объяснения физических явлений и свойств тел;
- Ознакомлению учащихся с методами, применяемыми в научных исследованиях по физике (теоретическое предвидение, разработка рабочей гипотезы, наблюдение, экспериментальных фактов и вывод из них, проверка выводов на практике);
- Систематическому включению элементов исследования в учебный процесс по физике в различные виды учебной деятельности учащихся, осуществлению исследовательского подхода к изучению отдельных тем и вопросов школьного курса физики.
Большие возможности в применении исследовательского подхода к изучению явлений открывает фронтальный исследовательский эксперимент учащихся. Короткие, 10-15 минутные экспериментально-исследовательские работы, выполняемые учащимися в процессе изучения нового материала, можно проводить значительно чаще, чем предусмотренные программой лабораторные работы.
Возможно включение элементов исследования и в домашних заданиях по физике. Особую ценность представляют те из них, которые могут быть выполнены различными способами.
В старших классах возможно использование исследовательских заданий при подготовке и проведении тематических конференций и научно-практических семинаров. Здесь работа учащихся осуществляется на более высоком научном уровне. Она состоит из выбора исследуемой темы, определения содержания работы, поиска научной литературы и выполнения экспериментов, обобщения исследовательского материала и выступления на школьной научно-практической конференции. Данная работа проводится под руководством учителя и требует достаточно большого промежутка времени для ее осуществления.
Рассмотрим различные формы творческих заданий, какие я применяла в своей работе на каждом отдельном этапе обучения физике в средней школе:
В 7-х классах начинается знакомство с физическими терминами, с физическими величинами и методами изучения физических явлений. Один из наглядных методов изучения физики- опыты, которые можно поставить в лабораторных условиях на уроках физики. Здесь эффективными могут быть экспериментальные задачи и творческие задания, где надо придумать, как измерить физическую величину или как продемонстрировать физическое явление. Таких элементов на уроке может быть 1-2, не более, т.к. в ином случае снижается внимание, и можно не успеть выполнить все задачи урока до конца. Дополнительные, посильные задачи на эксперимент можно предложить на дом. Такую работу необходимо оценивать положительной оценкой.
В 8-х классах использую следующие формы развивающих заданий:
1) исследовательские задачи – как элементы урока;
2)экспериментальные домашние задания;
3) сделать небольшое сообщение - исследование по некоторым темам.
В 9-х классах уровень сложности развивающих заданий должен быть выше. Здесь я применяю:
1) творческие задания по постановке опыта в начале урока - как элемент проблемного задания;
2) экспериментальные задачи - как закрепление пройденного материала, или как элемент предвидения результата;
3) исследовательские задания - как кратковременная лабораторная работа(10-15 минут);
4) разработка тем исследовательских и проектных работ для выступления на научно-практической конференции.
В 10-11-х классах уровень изучения физических явлений и законов более высок. На этом этапе можно использовать методы, применяемые в научных исследованиях по физике - теоретическое предвидение, разработка рабочей гипотезы, эксперимент, анализ экспериментальных фактов и выводы из них, проверка выводов на практике. Учащиеся умеют применять сложный математический аппарат для вывода законов и для исследования границ применимости.
Таким образом, в старших классах (10-11) можно применять более сложные приемы обучения:
- реферативная работа по современным вопросам и исследованиям в области физики;
- исследовательская работа учащихся требует не только постановки задачи, изучения теории, но и проведения экспериментов, умения делать выводы и анализировать результат;
- элементы исследовательских заданий можно использовать и на отдельных уроках.
Учащиеся должны активно участвовать в учебном поиске. В своей методической работе я использую различные приемы для активной и творческой работы учащихся. В результате накоплен большой методический материал: разработки уроков, разработки внеклассных мероприятий, исследовательские задания по вопросам физики и тематика исследовательских работ учащихся. Направления моей методической работы можно представить в виде схемы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-исследовательская деятельность на уроках физики.
Учебно-исследовательская деятельность учащихся при изучении физики – необходимый фактор, позволяющий повысить интерес к физической науке.Для успешной исследовательской деятельности необходимо выработа...
Доклад на тему: «Организация учебно – исследовательской деятельности на уроках русского языка »
Данный доклад содержит материал об организации учебно - исследовательской работы на уроках русского языка....
Публичная презентация на тему «Технология организации учебно-исследовательской деятельности на уроках биологии как средство достижения нового качества образования»
В публмкации представлен опыт работы по теме "Технология организации учебно-исследовательской деятельности на уроках биологии как средство достижения нового качества образования" и результативность пр...
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках физики как путь к формированию ключевых компетенций.
В данном проекте я обобщала свой опыт по использованию начно-исследовательской работы на роках физики....
Проект " Организация учебно-исследовательской деятельности по физике"
Переход на новые государственные образовательные стандарты уже произошел, но не все школы и учителя к этому готовы. Поэтому проблема неготовности учителей к организации учебно-исслед...
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках физики
Организация проектно-исследовательской деятельностина уроках физики...
Организация учебно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы
Обучение русскому языку и литературе в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования ...