Подготовка к контрольной работе по теме: «Квантовая физика».11 класс Учебник Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В. М. Физика 11. Учебник. - М. Просвещение – 2011.
план-конспект урока по физике (11 класс)
Цель урока:
- Образовательная:
- обеспечить прочное усвоение темы;
- повторить и проанализировать формулы для расчета энергии, массы и импульса фотона, уравнение Эйнштейна для фотоэффекта;
- проконтролировать степень усвоения знаний, умений и навыков по данной теме.
2. Развивающая:
- развивать умение логически мыслить;
- развивать умение применять теоретические знания для решения практических задач;
- развивать самостоятельность мышления, речь, память;
- развивать способности к оценочным действиям.
3. Воспитательная: создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу и предмету в целом, для реальной самооценки учащихся.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обобщение темы "Квантовая физика" 11 класс | 36.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Допишите формулы:
- ... = hν
- Р = m…
- Е = …c2
- hc/λ = А + …
- … = Ек - Еp
- λm = hc/…
- νmin = А/…
Озаглавьте записанные формулы.
Класс: 11
Тема урока: Подготовка к контрольной работе по теме: «Квантовая физика».
Цель урока:
- Образовательная:
- обеспечить прочное усвоение темы;
- повторить и проанализировать формулы для расчета энергии, массы и импульса фотона, уравнение Эйнштейна для фотоэффекта;
- проконтролировать степень усвоения знаний, умений и навыков по данной теме.
2. Развивающая:
- развивать умение логически мыслить;
- развивать умение применять теоретические знания для решения практических задач;
- развивать самостоятельность мышления, речь, память;
- развивать способности к оценочным действиям.
3. Воспитательная: создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу и предмету в целом, для реальной самооценки учащихся.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений
Методическое и дидактическое сопровождение урока:
-презентация
- Раздаточный дидактический материал для учащихся.
ХОД УРОКА:
I Организационный этап. (В кабинете выключен свет)
- У: Здравствуйте! Садитесь.
II Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению знаний:
- У: Ребята, как Вы себя чувствуете? Вам может что-то не хватает в кабинете?
(ученик: света)
-У: Правильно, нам не хватает света.
«Свет – необходимое условие для работы глаза, самого тонкого, универсального и могучего органа чувств. Ночь лишает человека этого органа, превращая жизнь из активной в пассивную. Роль искусственного света – поддержать деятельное, бодрствующее сознание. Свет фактически удлиняет сознательное существование человека, и в этом прежде всего его великое значение. Не удивительно поэтому, что в наше время вопрос о количестве света возрастает в очень большую технико-экономическую проблему» - писал советский физик С.И. Вавилов.
- Какую роль играет свет в жизни людей?
(Ученик: свет играет в жизни людей очень важную роль. Благодаря тому, что наш глаз воспринимает свет в процессе зрения, мы можем познавать окружающий мир. Так же благодаря свету, идущему от Солнца на Землю, создаются условия, необходимые для существования жизни на нашей планете.)
- У: Все верно. Какую тему, связанную со светом Вы изучили?(учащиеся называют тему)
- У: Значит, Вы изучили тему: «Квантовая физика».
- У: Чтобы получить зачет по данной теме, какую работу необходимо выполнить?
(ученик: написать контрольную работу)
- У: Правильно, выполнить контрольную работу! А чтобы успешно выполнить контрольную работу, что для этого необходимо?(ученик: знания, умения, прорешать типовые задачи)
- У: Тогда, сформулируйте тему нашего занятия.(учащиеся предлагают варианты)
- У: Открываем тетради, подписываем число и тему урока: Подготовка к контрольной работе по теме «Квантовая физика»
- Ниже в тетради запишите: Цель
- Сейчас каждый подумает, сформулирует и запишет свою цель работы на уроке (подчеркиваю, свою цель). (учащиеся зачитывают свои цели)
-П: Для того, чтобы каждый из вас реализовал свою цель, нам необходимо составить план урока:
План урока:1. Повторить теоретический материал. 2. Решить основные задачи. 3. Оценить свои знания по данной теме.
Сегодня на уроке вы сможете выполнить три вида работы, за каждый из которых получите от одного до пяти баллов. Это знания основных определений и понятий, знание основных формул и решение задач. Знания определений оцените вы сами, знание формул - ваши одноклассники, а баллы за правильно решенные задачи поставлю я. Каждый из вас в конце урока будет знать результат своей работы, а наиболее активным я поставлю оценки в журнал.
III Актуализация знаний и умений:
- У: Итак, первый пункт нашего плана: повторение теоретического материала.
- У: Повторим основные понятия и определения по данной теме.
Вопросы: (презентация)(самопроверка)
- Как называется явление вырывания электронов с поверхности вещества под действием света? (фотоэффект);
- Назовите элементарную световую частицу (фотон);
- Назовите фамилию ученого, исследовавшего явление фотоэффекта (Столетов А.Г.);
- Как называется прибор, действие которого основано на явлении фотоэффекта? (фотоэлемент);
- Каким ученым было дано объяснение явления фотоэффекта? (Эйнштейн);
- Назовите фамилию русского ученого, который впервые измерил давление света (Лебедев П.Н.);
- Процесс, протекающий в зеленых листьях растений под действием света (фотосинтез). Эту тему вы изучали на биологии;
- Как называется частица, вылетающая с поверхности вещества под действием света? (электрон);
- Назовите фамилию великого немецкого физика, основателя квантовой физики (Планк);
- Минимальная порция света (квант).
- П: Повторим основные формулы по данной теме. (презентация)(взаимопроверка)
Задание: Найдите неправильные формулы
Правильный ответ | |
Физкультминутка для глаз.
Не поворачивая головы, обведите взглядом стену класса по периметру по часовой стрелке, классную доску по периметру против часовой стрелки. Поверните голову налево и посмотрите на линию горизонта, а теперь на кончик своего носа. Закройте глаза, сосчитайте до 5, откройте глаза, а теперь продолжим работу.
- У: Первый пункт плана Вы выполнили? (ученик: ДА)
- У: Аристотель писал: «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле». Поэтому переходим ко второму пункту плана.
- У: Прочитайте второй пункт плана. (Ученик читает пункт плана).
IV этап решения типовых задач по теме: «Квантовая физика»:
-П: Решаем цепочку задач, особенность которой заключается в следующем, ответ из предыдущей задачи будет являться исходными данными последующей задачи.
Задачи
- Вычислить частоту света, соответствующего длине волны 440 нм.
- Какой энергией обладает фотон с этой частотой (в Дж)?
- Какова масса этого фотона?
- Вычислите импульс этого фотона.
- Выразите энергию этого фотона в э.В.
- Какой кинетической энергией будут обладать фотоэлектроны, выбитые с поверхности цезия под действием этого света? (Ответ выразить в Дж.)
- Какую скорость приобретут эти электроны?
- У: Есть вопросы по решению задач? Можно переходить к следующему пункту плана?
V Рефлексия, подведение итогов занятий:
- У: В начале занятия каждый из Вас поставил перед собой цель. Достигли ли Вы своей цели? Чему Вы научились? Что надо исправить в своей деятельности для более успешной работы? Как Вы считаете – Вы были активным участником урока? Поставьте оценку, которую Вы считаете, заработали на уроке. Поставьте оценку своей готовности к контрольной работе. (Опрос учеников: зачитывают свою поставленную цель и говорят, достигли ли они своей цели)
VI Этап информации ученика о домашнем задании:
- У: Цель выполнения домашнего задания какова будет?
- У: Значит цель домашнего задания подготовиться к контрольной работе, и на следующем уроке ее успешно выполнить.
- У: Молодцы, Вы хорошо поработали! Спасибо за урок!
Цель урока:
I 5 баллов Вопросы:
- Как называется явление вырывания электронов с поверхности вещества под действием света?
- Назовите элементарную световую частицу.
- Назовите фамилию ученого, исследовавшего явление фотоэффекта.
- Как называется прибор, действие которого основано на явлении фотоэффекта?
- Каким ученым было дано объяснение явления фотоэффекта?
- Назовите фамилию русского ученого, который впервые измерил давление света.
- Процесс, протекающий в зеленых листьях растений под действием света.
- Как называется частица, вылетающая с поверхности вещества под действием света?
- Назовите фамилию великого немецкого физика, основателя квантовой физики.
- Минимальная порция света.
II 5 баллов
Задание: Найдите неправильные формулы и исправьте.
III 5 баллов Задачи
- Вычислить частоту света, соответствующего длине волны 440 нм.
- Какой энергией обладает фотон с этой частотой (в Дж)?
- Какова масса этого фотона?
- Вычислите импульс этого фотона.
- Выразите энергию этого фотона в э.В.
- Какой кинетической энергией будут обладать фотоэлектроны, выбитые с поверхности цезия под действием этого света? (Ответ выразить в Дж.)
- Какую скорость приобретут эти электроны?
Задание | Количество баллов ( максимум-5 баллов) |
I Вопросы по основным определениям | |
II Задание: Найдите неправильные формулы | |
III Задачи | |
Итого: среднее арифметическое |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по теме Молекулярная физика 10 класс..
Пример контрольной работы по теме "Молекулярная физика" в 10 классе....
контрольная работа по теме "квантовая физика" для профессии "сварщик" 2 курс
контрольная работа по теме "квантовая физика" для профессии "сварщик" 2 курс...
Контрольная работа по теме "Термодинамика" (физика 10 класс)
Контрольная работа по теме "Термодинамика" (физика 10 класс)...
Контрольная работа по теме "Плотность" Физика 7 класс
Контрольные работы по физике для 7 класса по теме "Плотность. Расчет массы и объема тела", "Взаимодействие тел. Плотность"...
Контрольная работа по теме Квантовая физика
Контрольная работа составлена для учащихся базового уровня, которые изучают материал в условиях дистанционного образования....
Контрольная работа по теме "Квантовые явления" 9 класс
контрольная работа по теме "Квантовые явления" 9 класс...
Контрольная работа по теме: "Молекулярная физика" 10 класс
Предназначена для выполнения при изучении физики на базовом уровне....