Урок физики 7 класс "Масса тела"
план-конспект урока по физике (7 класс)

Алтынчурина Гульназира Рифовна

Урок по теме: «Масса тела. Единицы массы. Измерение массы» Физика 7

Цели урока:

введение понятия массы, как меры инертности тел;

знакомство учеников со способами измерения массы тела, разновидностями прибора для измерения массы тела;

формирование умения наблюдать и делать выводы;

проверка усвоение изученного материала.

Задачи:

ввести понятие массы;

познакомить учащихся с различными способами измерения массы:

сравнение скоростей взаимодействующих тел;

взвешивание.

познакомить учащихся с различными видами весов (безменов) – римские весы с равномерной шкалой, скандинавский (русский) безмен с неравномерной шкалой.

закрепить умение шкалировать и использовать измерительные приборы (безмены).

проверить усвоение изученного материала через решение практических, количественных и качественных задач.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_klass_massa_tela.doc44 КБ
Office presentation icon 7_klass_massa_tela.ppt988.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: «Масса тела. Единицы массы. Измерение массы» Физика 7 класс Казанцева Е.А.

Цели урока:

введение понятия массы, как меры инертности тел;

знакомство учеников со способами измерения массы тела, разновидностями прибора для измерения массы тела;

формирование умения наблюдать и делать выводы;

проверка усвоение изученного материала.

Задачи:

ввести понятие массы;

познакомить учащихся с различными способами измерения массы:

сравнение скоростей взаимодействующих тел;

взвешивание.

познакомить учащихся с различными видами весов (безменов) – римские весы с равномерной шкалой, скандинавский (русский) безмен с неравномерной шкалой.

закрепить умение шкалировать и использовать измерительные приборы (безмены).

проверить усвоение изученного материала через решение практических, количественных и качественных задач.

Технические средства:

Компьютеры (компьютер).

Мультимедийный проектор.

Лабораторные весы с набором различных тел.

Презентация.

Ход урока

  1. Организация учащихся на работу. Сообщение темы и цели урока.

- С каким явлением мы познакомились на прошлом уроке? (Взаимодействие тел)

- Что является причиной изменения скорости тела? (Действия тел друг на друга)

- Как называют действия тел друг на друга? (Взаимодействием)

- Что мы знаем о взаимодействии? (Во взаимодействии участвуют два тела, оба изменяют свою скорость)

  1. Объяснение нового материала.(часть1)

1) Фото демонстрации опыта с двумя тележками, показывающего, что в результате взаимодействия скорости тел изменяются, и у разных тел они изменяются по-разному.

Сначала взаимодействие тележек одинаковой массы, затем проводят демонстрацию с тележками разной массы. Сравнивают результаты. По результатам эксперимента делают выводы:

-  Взаимодействие тел приводит к изменению их скоростей.

- Скорости, приобретенные телами после взаимодействия, зависят от их массы.

- По взаимодействию тел можно судить об их массе.

2) Из проведенных опытов можно сделать вывод, что тела большей массы изменяют свою скорость на меньшую величину. Про такие тела говорят, что они более инертны. Таким образом, масса – это мера инертности тел.

Масса в физике обозначается буквой m.

Зная массу одного из тел, можно всегда оценить массу другого:

Если при взаимодействии скорости тел меняются одинаково, то массы тел равны.

Если нет, то массу второго тела можно вычислить из соотношения скоростей:

 

За единицу массы в системе СИ принят 1 кг. Эталон массы хранится в городе Севре во Франции. Копии эталона хранятся в разных странах. Одна из копий международного эталона килограмма имеется в нашей стране, в Институте метрологии им. Д.И.Менделеева в г.Санкт-Петербурге.

3. Закрепление.

Производные единицы массы:

1 г = 0,001 кг

1 т = 1000 кг

1 мг = 0,000001 кг

1 ц = 100 кг

Упр.6 (1)

3т=3 000кг; 0,25т=250кг; 300г=0,3кг; 150г=0,15кг; 10мг=0,000 01

Упр.6(2)

(40*2)/80=1 м/с

4. Объяснение нового материала (часть 2).

Способ определения массы тел через сравнение скоростей, приобретенных в результате взаимодействия не всегда удобен. На практике массу тела определяют взвешиванием.

Весы – прибор для измерения массы тела.

 Цифрами обозначены: 1 – левая чаша, 2 – указатель равновесия, 3 – коромысло (рычаг), 4 – футляр с гирями (разновесом), 5 – правая чаша, 6 – основание весов.

- Для того, что бы правильно взвесить тело что необходимо? (Знать правило взвешивания). Читаем вместе.

  1. Уравновесить весы
  2. Взвешиваемое тело кладут на левую чашку весов, а гири на правую
  3. Нельзя взвешивать тела более тяжелые, чем указанная на весах предельная нагрузка.
  4. На чашки весов нельзя класть мокрые, грязные, горячие тела, наливать жидкости
  5. Мелкие гири нужно брать только пинцетом.

Уравновесив тело, подсчитываем общую массу гирь, лежащих на чашке весов.

5. Самостоятельная работа учащихся.

Работа с лабораторными весами. Правила пользования.

Учащимся после разъяснения устройства лабораторных весов предлагается с их помощью определить массу нескольких тел малого размера.

  1. Задание на дом.

 §19, 20 Упр.6(3)

Предложите метод, который вам позволит оценить массу макового зернышка. В вашем распоряжении имеются весы с разновесами и пакетик маковых зерен.

 (Ответ: Необходимо отсчитать достаточное количество зерен, а затем с помощью весов найти их массу. Далее, разделить значение массы на общее число зерен и получить искомую оценку).

  1. Итог урока.

- Как можно измерить массу?

- Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные сегодня?

- При изучении материала ты помогал другим или тебе помогали?

- Что вызвало наибольшую трудность?

Решать загадки можно вечно.

Вселенная ведь бесконечна.

Спасибо всем нам за урок,

А главное, чтоб был он впрок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах. Физика 7 класс Подготовила: Алтынчурина Г.Р. учитель физики

Слайд 2

Опыт 1. Массы тележек равны. Опыт 2. Массы тележек различны.

Слайд 3

Тела большей массы изменяют свою скорость на меньшую величину. Про такие тела говорят, что они более инертны. Масса – это физическая величина, которая характеризует его инертность. Зная массу одного из тел, можно всегда оценить массу другого

Слайд 4

Зная массу одного тела, можно вычислить массу второго тела из соотношения скоростей.

Слайд 5

Эталон массы хранится в городе Севре во Франции. Эталону килограмма почти 120 лет. Это цилиндр из платиново-иридиевого сплава (90% платины и 10% иридия) 3,9 см высотой и столько же в диаметре.

Слайд 6

Другие единицы массы: 1 т = 1000 кг 1 ц = 100 кг 1 г = 0,001 кг 1 мг = 0,000 001 кг 1 пуд ≈ 16 кг 1 фунт ≈ 0,4 кг

Слайд 7

Весы Рычажные Пружинные

Слайд 8

Правила взвешивания Уравновесить весы. Взвешиваемое тело кладут на левую чашку весов, а гири на правую. Нельзя взвешивать тела более тяжелые, чем указанная на весах предельная нагрузка. На чашки весов нельзя класть мокрые, грязные, горячие тела, наливать жидкости. Мелкие гири нужно брать только пинцетом. Уравновесив тело, подсчитываем общую массу гирь, лежащих на чашке весов.

Слайд 9

Домашнее задание §19, 20 Упр.6(3) Предложите метод, который вам позволит оценить массу макового зернышка. В вашем распоряжении имеются весы с разновесами и пакетик маковых зерен.

Слайд 10

Сравнение скоростей взаимодействующих тел Взвешивание - способ измерения массы с помощью весов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики по теме:" Расчет массы тела по его плотности"

Презентация к уроку физики в 7 классе по теме "Расчет массы  и юбЪема тела по его плотности " Цель урока:продолжить формирование основных понятий(взаимодействие, масса, плотность), способности вы...

Конспект урока физики 10 класс "Аморфные и кристаллические тела"

Конспект урока  физики по теме "Аморфные и кристаллические тела"Урок рассчитан на 45 минут.Рекомендации: за 4 недели до урока создать практическую группу по выращиванию кристаллов соли, за 1 неде...

Урок физики "Движение тела по наклонной плоскости"

Урок физики  "Движение тела по наклонной плоскости". Методическая цель урока - определение возможностей коммуникативно-деятельностного подхода к конструированию урока как педагогическог...

Методическая разработка урока физики в 7 классе: « Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела».

Активная форма обучения с использовагнием дидактических игр и презентации к уроку делает его запоминающимся и непохожим на другие....

Урок физики в 10 классе. Зачетный урок по теме «Жидкость и пар. Твердое тело»

Повторить обозначения физических величин, основные понятия и формулы, изученные по теме «Жидкость и пар. Твердое тело» для успешного выполнения контрольной работы. ...