презентация "Исследовательская деятельность учащихся на уроках физики"
презентация к уроку по физике
Исследовательская деятельность учащихся на уроках физики в 7-8 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_deyatelnost_uchashchihsya_na_urokah_fiziki.pptx | 2.04 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе. А.Н. Колмогоров
Цели исследовательского обучения Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и применять новые способы в любой сфере деятельности. Исследовательское обучение - особый подход, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.
Основные этапы исследовательской задачи Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Эта задача предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы (выделение основополагающего вопроса); изучение теории, связанной с выбранной темой; выдвижение гипотезы исследования; подбор методик и практическое овладение ими; сбор материала, его анализ и обобщение; выводы.
Основные этапы исследования : • ориентировка и проблематизация (выделение и осознание проблемы – конкретного вопроса, не имеющего на настоящий момент ответа; постановка цели исследования); • определение методов (подбор и обоснование методов и методик исследования, выбор принципа отбора материалов исследования); • планирование (формулировка последовательных задач исследования; распределение последовательности действий для проведения исследования); • сбор материалов и проведение эксперимента (постановка и проведение эксперимента, систематизация полученных данных); • анализ (обобщение, сравнение, интерпретация данных); • рефлексия (соотнесение собственных выводов с полученными в процессе проведения исследования, с имеющимися знаниями).
Применение исследовательского метода обучения на уроках физики Организацию исследовательской деятельности школьников на уроках физики нужно осуществлять через: уроки изучения нового материала; уроки решения задач; лабораторные и практические работы, которые преобразованы в уроки-исследования ;
Использование исследовательского метода при изучении нового материала В ходе исследовательского урока (фрагмента урока) присутствуют все этапы, характерные для реализации любого исследовательского проекта: В процессе беседы или дискуссии формулируется проблемный вопрос, актуализируются необходимые для дальнейшего исследования знания, ставятся цели и задачи работы. Посредством мозгового штурма выдвигается гипотеза исследования. Выбирается метод исследования. Этот выбор может быть осуществлен в ходе фронтальной беседы, самостоятельного обсуждения проблемы и гипотезы в группе или может быть сформулирован учителем . Далее же проблему выбора метода учащиеся должны научиться решать самостоятельно .
Использование исследовательского метода при изучении нового материала Учащиеся, работая в группе, ведут поиск решения выдвинутой проблемы, применяя выбранный метод. Затем анализируют полученный результат и делают выводы о своей работе. Полученные в ходе своих исследований результаты каждая группа оформляет в виде конспекта, плана, алгоритма. Каждая группа или учащийся представляет результаты своей работы в виде устного сообщения. Подводятся итоги работы, и дается оценка деятельности каждой группы или учащегося. Рефлексия (беседа, самооценка )
Общая структура деятельности по решению задач Анализ условия . Ученик должен не только запомнить условие, но и осознать его, выделить главные элементы. Поиск . Ученик должен вспомнить физические законы, определения и составить план решения, правильно подобрав методы решения. Решение . Ученик должен преобразовать записанные формулы, осуществить намеченный план решения. Проверка результата - прикидка достоверности решения. Исследование решения . Ученик должен изменить немного задачу, поразмышлять, проанализировать , как ещё можно было бы её решить.
В инструкциях исследовательских лабораторных работ может быть написана только цель работы, а этапы исследования (план работы) школьники разрабатывают сами. Хорошо, если учащиеся могут сами сформулировать цель работы. Их педагогическая ценность в том, что они помогают учителю подвести учащихся к самостоятельному мышлению и самостоятельной практической деятельности; способствуют формированию у школьников таких качеств, как вдумчивость, терпеливость, настойчивость, аккуратность , сообразительность; развивают исследовательский подход к изучаемым явлениям и процессам. Лабораторные и практические работы, которые преобразованы в уроки-исследования
Оценивание исследовательской деятельности учащихся Оценивается: степень самостоятельности при выполнении различных этапов работы; степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли; степень осмысления полученной информации; формулирование цели исследования ; способ решения задачи; ч еткость выводов, обобщающих исследования; грамотность оформления и защита результатов исследования.
Функции исследовательской работы - обучающая функция проявляется при получении учащимися новых знаний, содействует пониманию различных процессов, явлений, формирует новые умения, закрепляет умения, полученные ранее; - развивающая функция заключается в том, что вызывает интерес к науке, предмету; развивает способности к изобретательству и творчеству; - воспитательная функция позволяет выработать внимательность, аккуратность в работе, настойчивость, самостоятельность; - закрепляющая функция направлена на повторение и закрепление полученных знаний, отработку умений; - контролирующая функция позволяет учителю судить о качестве усвоенных знаний, приобретенных и выработанных умений и навыков, применении этих умений на практике, о развитии интереса к исследованию, предмету.
Систематическая и целенаправленная работа по формированию исследовательских умений учащихся дает возможность уже на начальном этапе изучения физики приобщить их к научному поиску, научить отстаивать собственные выводы, вести публичную дискуссию . Это сделает обучение более эффективным и отвечающим современным требованиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровая технология – как одна из основ активизации и интенсификации деятельности учащихся на уроках физики
Представлена статья, в которой рассматривается вопрос о проведении уроков физики с использованием игровой технологии. В качестве примера рассмотрена, разработанная автором игра "Физич...
Научно - исследовательская работа: Эксперимент - как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках физики.
Эксперимент является важнейшим элементом процесса обучения физике. Он выполняет несколько дидактических функций: повышает интерес к предмету, активизирует внимание учащихся, способствует политехническ...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке физики.
Все для того чтобы дети старательно, внимательно учились. И могли применять свои знания....
Занимательность как один из приемов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики
Проектная работа учителя физики Яковлевой С.В. Из опыта работы....
Примерные нормы оценки деятельности учащихся на уроках физики.
В работе прописаны примерные нормы оценки деятельности учащихся на уроках физики....
Научно - исследовательская работа: Эксперимент - как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках физики.
Эксперимент — как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках физикиПопова Л.Л. учитель физикиМБОУ «СОШ № 14» имени А.М. Мамоноваг. Старый Оскол, Белгородской Области....
Мотивация деятельности учащихся на уроках физики в 7 классе и создание условий для формирования ощущения успешности при изучении физики
Проблема повышения мотивации обучения требует от учителя нового подхода к ее решению, в частности – это разработка более совершенных организационных форм и методических приемов обучения. Надо помнить,...