презентация "Исследовательская деятельность учащихся на уроках физики"
презентация к уроку по физике
Исследовательская деятельность учащихся на уроках физики в 7-8 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.04 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе. А.Н. Колмогоров
Цели исследовательского обучения Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и применять новые способы в любой сфере деятельности. Исследовательское обучение - особый подход, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.
Основные этапы исследовательской задачи Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Эта задача предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы (выделение основополагающего вопроса); изучение теории, связанной с выбранной темой; выдвижение гипотезы исследования; подбор методик и практическое овладение ими; сбор материала, его анализ и обобщение; выводы.
Основные этапы исследования : • ориентировка и проблематизация (выделение и осознание проблемы – конкретного вопроса, не имеющего на настоящий момент ответа; постановка цели исследования); • определение методов (подбор и обоснование методов и методик исследования, выбор принципа отбора материалов исследования); • планирование (формулировка последовательных задач исследования; распределение последовательности действий для проведения исследования); • сбор материалов и проведение эксперимента (постановка и проведение эксперимента, систематизация полученных данных); • анализ (обобщение, сравнение, интерпретация данных); • рефлексия (соотнесение собственных выводов с полученными в процессе проведения исследования, с имеющимися знаниями).
Применение исследовательского метода обучения на уроках физики Организацию исследовательской деятельности школьников на уроках физики нужно осуществлять через: уроки изучения нового материала; уроки решения задач; лабораторные и практические работы, которые преобразованы в уроки-исследования ;
Использование исследовательского метода при изучении нового материала В ходе исследовательского урока (фрагмента урока) присутствуют все этапы, характерные для реализации любого исследовательского проекта: В процессе беседы или дискуссии формулируется проблемный вопрос, актуализируются необходимые для дальнейшего исследования знания, ставятся цели и задачи работы. Посредством мозгового штурма выдвигается гипотеза исследования. Выбирается метод исследования. Этот выбор может быть осуществлен в ходе фронтальной беседы, самостоятельного обсуждения проблемы и гипотезы в группе или может быть сформулирован учителем . Далее же проблему выбора метода учащиеся должны научиться решать самостоятельно .
Использование исследовательского метода при изучении нового материала Учащиеся, работая в группе, ведут поиск решения выдвинутой проблемы, применяя выбранный метод. Затем анализируют полученный результат и делают выводы о своей работе. Полученные в ходе своих исследований результаты каждая группа оформляет в виде конспекта, плана, алгоритма. Каждая группа или учащийся представляет результаты своей работы в виде устного сообщения. Подводятся итоги работы, и дается оценка деятельности каждой группы или учащегося. Рефлексия (беседа, самооценка )
Общая структура деятельности по решению задач Анализ условия . Ученик должен не только запомнить условие, но и осознать его, выделить главные элементы. Поиск . Ученик должен вспомнить физические законы, определения и составить план решения, правильно подобрав методы решения. Решение . Ученик должен преобразовать записанные формулы, осуществить намеченный план решения. Проверка результата - прикидка достоверности решения. Исследование решения . Ученик должен изменить немного задачу, поразмышлять, проанализировать , как ещё можно было бы её решить.
В инструкциях исследовательских лабораторных работ может быть написана только цель работы, а этапы исследования (план работы) школьники разрабатывают сами. Хорошо, если учащиеся могут сами сформулировать цель работы. Их педагогическая ценность в том, что они помогают учителю подвести учащихся к самостоятельному мышлению и самостоятельной практической деятельности; способствуют формированию у школьников таких качеств, как вдумчивость, терпеливость, настойчивость, аккуратность , сообразительность; развивают исследовательский подход к изучаемым явлениям и процессам. Лабораторные и практические работы, которые преобразованы в уроки-исследования
Оценивание исследовательской деятельности учащихся Оценивается: степень самостоятельности при выполнении различных этапов работы; степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли; степень осмысления полученной информации; формулирование цели исследования ; способ решения задачи; ч еткость выводов, обобщающих исследования; грамотность оформления и защита результатов исследования.
Функции исследовательской работы - обучающая функция проявляется при получении учащимися новых знаний, содействует пониманию различных процессов, явлений, формирует новые умения, закрепляет умения, полученные ранее; - развивающая функция заключается в том, что вызывает интерес к науке, предмету; развивает способности к изобретательству и творчеству; - воспитательная функция позволяет выработать внимательность, аккуратность в работе, настойчивость, самостоятельность; - закрепляющая функция направлена на повторение и закрепление полученных знаний, отработку умений; - контролирующая функция позволяет учителю судить о качестве усвоенных знаний, приобретенных и выработанных умений и навыков, применении этих умений на практике, о развитии интереса к исследованию, предмету.
Систематическая и целенаправленная работа по формированию исследовательских умений учащихся дает возможность уже на начальном этапе изучения физики приобщить их к научному поиску, научить отстаивать собственные выводы, вести публичную дискуссию . Это сделает обучение более эффективным и отвечающим современным требованиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/08/13/picture-15165.jpg)
Игровая технология – как одна из основ активизации и интенсификации деятельности учащихся на уроках физики
Представлена статья, в которой рассматривается вопрос о проведении уроков физики с использованием игровой технологии. В качестве примера рассмотрена, разработанная автором игра "Физич...
Научно - исследовательская работа: Эксперимент - как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках физики.
Эксперимент является важнейшим элементом процесса обучения физике. Он выполняет несколько дидактических функций: повышает интерес к предмету, активизирует внимание учащихся, способствует политехническ...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке физики.
Все для того чтобы дети старательно, внимательно учились. И могли применять свои знания....
Занимательность как один из приемов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики
Проектная работа учителя физики Яковлевой С.В. Из опыта работы....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/10/picture-89514-1397107729.jpg)
Примерные нормы оценки деятельности учащихся на уроках физики.
В работе прописаны примерные нормы оценки деятельности учащихся на уроках физики....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/09/picture-120744-1349806424.jpg)
Научно - исследовательская работа: Эксперимент - как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках физики.
Эксперимент — как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках физикиПопова Л.Л. учитель физикиМБОУ «СОШ № 14» имени А.М. Мамоноваг. Старый Оскол, Белгородской Области....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/20/picture-21876-1353436592.jpg)
Мотивация деятельности учащихся на уроках физики в 7 классе и создание условий для формирования ощущения успешности при изучении физики
Проблема повышения мотивации обучения требует от учителя нового подхода к ее решению, в частности – это разработка более совершенных организационных форм и методических приемов обучения. Надо помнить,...