Игровые технологии в обучении физике
статья по физике

Маргарита Алексеевна Осипенко

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Возвращение к игровым технологиям обучения – наиболее удачное и перспективное направление последних лет. Игра - это способ существования ребенка, но играют люди всех возрастов, национальностей и профессий. Французский учёный Луи де Бройль утверждал, что все игры (даже самые простые) имеют много общих элементов с работой учёного. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osipenko_vystuplenie_1.docx17.79 КБ

Предварительный просмотр:

Осипенко Маргарита Алексеевна

Преподаватель Физики

СПБ ГБ ПОУ «Малоохтинский колледж»

Игровые технологии в обучении физике.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Возвращение к игровым технологиям обучения – наиболее удачное и перспективное направление последних лет. Игра - это способ существования ребенка, но играют люди всех возрастов, национальностей и профессий. Французский учёный Луи де Бройль утверждал, что все игры (даже самые простые) имеют много общих элементов с работой учёного. В игре сначала привлекается поставленная задача и трудность, которую можно преодолеть, а затем радость открытия и ощущение преодолённого препятствия. Именно поэтому всех людей независимо от возраста привлекает игра. В том и состоит феномен игры, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение.

Педагогическая игра – вид деятельности, характеризующийся четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью. При внедрении игровых технологий в учебно-воспитательный процесс важно понимать несколько аспектов.

Во-первых, игра рассматривается не как стихийный, случайный, используемый от случая к случаю процесс, а как непрерывный, естественным образом встроенный в учебную деятельность, системный процесс.

Игровые технологии в воспитании и обучении детей подросткового возраста, с одной стороны, способствуют развитию зрелых социальных установок подростка, с другой - способствуют компенсации информационной перегрузки, организации психологического и физиологического отдыха.

Во-вторых, нередко можно слышать, что при 9 уроках физики в неделю еще можно позволить себе поиграть с детьми. А при 2 уроках в неделю быть хоть азы теории детям в головы вбить! Но в том-то и дело, что как раз в гуманитарных классах, где физикой дети, мягко говоря, не увлечены, применение игровых технологий особенно необходимо! Это позволяет заинтересовать детей, интенсифицировать процесс обучения. Кроме того, дает общую эрудицию и умение быстро ориентироваться в ситуации, находить решение в нестандартной ситуации. Это всегда пригодится, в том числе и на ЕГЭ!

В третьих, использование игровых технологий в образовательном процессе не может быть полностью регламентировано, оно требует спонтанности, гибкости мышления и оставляет место для проявления индивидуальности педагога, реализации его творческого потенциала.

Методические приёмы использования на уроках различных видов игр активно осваивались уже давно. За 20 лет они сильно изменились: теперь не используются карточки – лото, а применяются информационные технологии. Учителями нашего колледжа составлен комплекс игр по физике, разработан ряд интеллектуальных игр по физике. Есть игры масштабные, занимающие от половины до целого урока: «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Эрудит-квартет», «Своя игра» и др. Игры делятся на тематические (например, своя игра «Космос» или брейн-ринг «Магнитное поле») и общего содержания, которой является «Что? Где? Когда?». При разработке и проведении уроков активно применяются игровые «пятиминутки»: «Ой, кто это?», «Кто как обзывается…», «Бескрылки» и др. Студенты с удовольствием сами изготавливают игры. Это может быть кроссворд (в напечатанном или электронном виде), ребус на заданную тему и т.п. Для интеллектуальных игр студентами-выпускниками лицея были написаны специальные программы. Полагаю, что эти программы были бы полезны в работе многим учителям (не только физики), так как они определяют только форму игры. Содержание же может быть любым, а с доступностью Интернета найти вопросы и задания на любую тему - не проблема. Расскажу подробнее о некоторых интеллектуальных играх.

«Что? Где? Когда?» Вопросы для игры формулируются таким образом, чтобы ответ можно было вывести логически из исходной информации. В команде играет 6 человек. На размышление дается 1 минута. По истечении 50 секунд времени, даётся команда 10 секунд для формулировки и фиксации ответа. В игре может одновременно принимать участие, ограниченное объёмом помещения количество команд.

«Эрудит-квартет». В команде – 4 человека. Играют в каждом туре по 1 представителю команды. Всего 3 тура, в каждом по 4 боя. Первый тур – открытый: темы вопросов заранее оглашаются, и игроки имеют возможность выбрать, кому какую тему играть. Второй – полуоткрытый (тема объявляется перед началом раунда, и капитан команды определяет игрока, играющего этот раунд), третий играется втемную. Очки всех игроков команды суммируются.

«Контакт». Правила игры: ведущий загадывает слово, называет первую букву этого слова. Ученики по очереди придумывают слова на эту букву, описывают значение этого слова (или ассоциации, с ним связанные) так, чтобы догадался кто-то из класса, но не ведущий. Если это получилось, догадавшийся, какое слово имеется в виду, говорит «контакт» и вместе с предыдущим считает вслух до 10 (если догадались несколько – считают все), затем они хором произносят свои слова. Если они совпали, ведущий открывает следующую букву. Если нет - контакт не состоялся. Если ведущий успел за то время, пока ведется счет, назвать удовлетворяющее описанию игрока слово, то контакт разрушен. Игра закончена, когда отгадано задуманное слово. Особенность: слово должно быть связано с физикой.

«Пойми меня» (другое название «крокодил»). Цель: изобразить задуманное одним из учеников слова (связанное с физикой) с помощью жестов. Остальные (в том числе и я) отгадывают.

Одаренные дети, обладающие яркой индивидуальностью, зачастую совершенно не умеют общаться, работать в команде. Игра развивает необходимые коммуникативные навыки. Игроки команды учатся слышать, понимать и принимать друг друга, вести дискуссию. Устанавливается особый контакт между преподавателями и учениками, что создает положительный эмоционально-психологический климат и является одним из важнейших факторов эффективного развития учреждения. Интеллектуальные игры развивают мышление, логику и креативность, учатся работать с источниками. Этот багаж необходим в освоении любых предметов. Задачи, которые решаются в интеллектуальных играх, из разных областей знаний – это позволяет устанавливать межпредметные связи. Если задания турнира составлены по вопросам отдельных курсов (например, физики) - формируются связи между разделами курса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий на уроках физики в 7 - 8 классах

Предлагаю несколько заготовок для использования на уроках в качестве изучения нового материала, а так же для обобщающего повторения ранее изученного. Данный материад будет полезен и учителям друг...

Социо-игровые технологии на уроках физики

В статье описаны теоретические аспекты преподавания физики в школе с применением социо-игровых технологий. Так же в статье рассказывается о личном опыте применения социо-игровых технологий....

Применение игровых технологий на уроках физики

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает сущес...

Использование игровых технологий на уроках физики

  В статье представлены элементы уроков физики в 7 классе с применением игровых технологий из опыта учителя физики Суховой Н.В....

Игровые технологии в преподавании физики

В презентации дана методика создания игры...

«Использование игровых технологий в обучении английскому языку на начальном этапе обучения в начальной школе обучения».

Применение карточек, кукольных героев, поделок обучающихся, раскладушек по теме: "Моя семья". Фотографии....

Методика использования игровых технологий в обучении иностранному языку на начальном этапе обучения в школе

При определении целей занятий учитель обязательно должен учитывать личностные интересы школьников и их индивидуальные особенности. Для большей результативности обучения необходим индивидуальный подход...