Деятельностный подход в преподавании физики
учебно-методический материал по физике
Основные отличия методики обучения
основанной на деятельностном подходе, от традиционной.
Классификация методов обучения.
Структура урока по технологии деятельностного подхода в обучении.
Урок «Открытие» нового знанияАлгоритм подготовки урока «открытия» нового знания
Скачать:
Предварительный просмотр:
Алгоритм подготовки урока «открытия» нового знания
- Выделить и сформулировать новое знание.
- Смоделировать способ открытия нового знания.
- Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания.
- Определить необходимые ЗУН и способ их повторения (этап актуализации).
- Подобрать упражнения для этапа актуализации.
- Смоделировать затруднение и способ его фиксации.
- Продумать диалоги и прописать их подробно для 3 и 4 этапов урока.
- Составить самостоятельную работу и эталон к ней. Указать способ проверки и оценки работы.
- Определить приемы организации 5 этапа и подобрать задания.
- Подобрать задания для 7 этапа и обосновать выбор.
Структура урока по технологии деятельностного подхода в обучении.
Урок «Открытие» нового знания
- Организационный момент (1-2 мин.)
Общий план урока, включение в урок.
- Актуализация знаний (5 мин.)
Самостоятельное решение детьми заданий, в которых актуализируются необходимые для изучения нового материала знания.
3. Постановка проблемы (5 мин.)
Обсуждение проблемной ситуации, проговаривание в громкой речи
- где возникло затруднение?,
- почему оно возникло?
4. «Открытие» детыми нового знания (10 мин.)
- выбор метода решения проблемы;
- "открытие" - через подводящий или побуждающий диалог;
- решение проблемной ситуации;
- фиксация нового алгоритма действия.
- Первичное закрепление(5 мин.)
Первичное закрепление осуществляется через комментирование каждой искомой ситуации, проговаривании вслух установленных алгоритмов действия.
- Самостоятельная работа с проверкой в классе. (5 мин.)
Задача этого этапа - самоконтроль и самооценка
- Повторение. (5 мин.)
8 .Итогурока. (3-4 мин.)
«Я могу...», «Я знаю, как ...», т.е. реализация цели заданного урока.
Предварительный просмотр:
Классификация методов обучения
МЕТОДЫ | Проблемные | Традицион-ные | ||||
«Классические» | «Сокращенные» | |||||
Постановки проблемы | сообщение проблемы учителем от проблемной ситуации | постановка проблемы учениками от проблемной ситуации | побуждающий диалог от проблемной ситуации | подводящий к теме диалог | сообщение темы с мотивирующим приемом | сообщение темы |
Поиска решения | сообщение гипотез, проверка учителем | выдвижение, проверка гипотез учениками | побуждающий к гипотезам и проверке диалог | подводящий от проблемы диалог | подводящий без проблемы диалог | сообщение знаний |
Основные отличия методики обучения
основанной на деятельностном подходе, от традиционной
Аспект методики | Традиционное обучение | Деятельностный подход |
Главное действующее лицо на уроке | Учитель | Обучающиеся |
Роль учащихся на уроке | Приёмники информации (воспринимают - понимают - запоминают) | Выполняют следующие виды деятельности: - создают новое знание в логике деятельности ученых; - распознают конкретные ситуации, соответствующие содержанию знания; - воспроизводят конкретные ситуации, соответствующие содержанию знания. |
Роль учителя на уроке | Источник информации | Организатор указанных выше видов деятельности учащихся. |
Обязательные этапы урока | 1. Опрос. 2. Домашнее задание | 1. Актуализация знаний и действий, на которые опирается новый материал. 2. Организация многократного выполнения учащимися деятельности по распознаванию и воспроизведению конкретных ситуаций, соответствующих содержанию знания. |
Необходимые дидактические материалы | Учебный (чаще всего демонстрационный) эксперимент. |
|
Конечный продукт деятельности учителя | Сообщенная информация | Учащиеся: а) присвоившие (способные воспроизвести) определенные знания; б) овладевшие двумя видами деятельности: распознавание конкретных ситуаций, соответствующих содержанию знания, и воспроизведение таких же ситуаций. |
Опорные знания учителя при планировании урока |
|
|
Предварительный просмотр:
Конструктор задач (Л.С. Илюшин)
Ознакомление | Понимание | Применение | Анализ | Синтез | Оценка |
1.Назовите основные части… | 8.Объясните причины того, что… | 15. Изобразите информацию о… графически | 22.Раскройте особенности… | 29.Предложите новый (иной) вариант… | 36.Ранжируйте… и обоснуйте… |
2.Сгруппируйте вместе все… | 9.Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы… | 16.Предложите способ, позволяющий… | 23.Проанализируйте структуру… с точки зрения… | 30.Разработайте план, позволяющий (препятствующий)… | 37.Определите, какое из решений является оптимальным для… |
3.Составьте список понятий, касающихся… | 10.Покажите связи, которые, на ваш взгляд, существуют между… | 17. Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает… | 24.Составьте перечень основных свойств…, характеризующих… с точки зрения… | 31.Найдите необычный способ, позволяющий… | 38.Оцените значимость… для... |
4.Расположите в определённом порядке… | 11.Постройте прогноз развития… | 18.Сравните… и…, а затем обоснуйте… | 25.Постройте классификацию… на основании… | 32.Придумайте игру, которая… | 39.Определите возможные критерии оценки… |
5.Изложите в форме текста… | 12.Прокомментируйте положение о том, что… | 19.Проведите (разработайте) эксперимент, подтверждающий, что… | 26.Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.) то, что… | 33.Предложите новую (свою) классификацию… | 40.Выскажите критические суждения о… |
6.Вспомните и напишите… | 13.Изложите иначе (переформулируйте) идею о том, что… | 20.Проведите презентацию… | 27.Сравните точки зрения… и … на… | 34.Напишите возможный (наиболее вероятный) сценарий развития… | 41.Оцените возможности… для… |
7. Прочитайте самостоятельно… | 14. Приведите пример того, что (как, где)… | 21. Рассчитайте на основании данных о… | 28. Выявите принципы, лежащие в основе… | 35. Изложите в форме… своё мнение (понимание)… | 42. Проведите экспертизу состояния… |
Предварительный просмотр:
Сравнительная характеристика диалогов
Побуждающий | Подводящий | |
Структура | отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль | система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мысли |
Признаки | - мысль ученика делает скачок к неизвестному - переживание учеником чувства риска - возможны неожиданные ответы учеников - прекращается с появлением нужной мысли ученика | - пошаговое жесткое ведение мысли ученика - переживание учеником удивления от открытия в конце диалога - почти невозможны неожиданные ответы учеников - не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение |
Результат | развитие творческих способностей | развитие логического мышления |
Принятие реплик учеников при побуждающем диалоге
Подтверждение (так) | Подтверждение + побуждение (так, кто думает иначе) | Положительное оценивание (молодец!) | |
Проблема | Верная формулировка | Неверная формулировка | самостоятельная верная формулировка |
Гипотеза | Последовательное выдвижение | Одновременное выдвижение | запрещено |
Проверка | Верная | Неверная |
Проблемные ситуации и побуждающий диалог на уроке
Приемы создания проблемной ситуации | Побуждение к осознанию противоречия | Побуждение к формулированию учебной проблемы |
Столкнуть противоречивые факты или мнения учеников | Что удивляет? Какие видите факты? Сколько есть мнений? | Какой возникает вопрос? Какой будет тема урок? |
Дать задание, невыполнимое вообще | Вы можете выполнить это задание? В чем затруднение? | Какой возникает вопрос? Какой будет тема урок? |
Дать невыполнимое задание, не сходное с предыдущим | Смогли ли вы выполнить это задание? Почему не получается выполнить это задание? Чем оно не похоже на предыдущие? | Какой возникает вопрос? Какой будет тема урок? |
Дать невыполнимое задание, сходное с предыдущим. Доказать, что задание учениками не выполнено. | Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено? | Какой возникает вопрос? Какой будет тема урока? |
Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог
Структура | Выдвижение гипотез | Проверка гипотез |
| К любым гипотезам: Какие есть гипотезы? К решающей гипотезе: Решающая гипотеза? | К аргументу/контраргументу: Согласны с этой гипотезой? Почему? К плану проверки: Как проверить эти гипотезу? |
Предварительный просмотр:
Схема анализа урока по технологии «Деятельностный подход в обучении»
При посещении уроков оцениваются:
- Чистота технологии.
- Обученность.
баллы | ||||
1. Оргмомент | А) дано учителем направление работы | 1 | 0 | |
Б) включение в урок каждого учащегося | 1 | 0 | ||
2. Актуализация знаний | А) актуализируемый материал соответствует новой теме | 1 | 0 | |
Б) постановка проблемы, явилась ли она лично-значимой для ученика | 1 | 0 | ||
В) соответствие временным рамкам | 1 | 0 | ||
Г) наличие на этапе актуализации индивидуальных и коллективных форм работы | 2 | 1 | 0 | |
3.Постановка проблемы | А) организация выявления характера затруднения, отличие нового от старого | 1 | 0 | |
Б) сформулирована ли тема и цель урока | 2 | 1 | 0 | |
В) соответствие временным рамкам | 1 | 0 | ||
Г) форма работы коллективная, степень самостоятельности | 2 | 0 | ||
4. Открытие нового знания | А) метод поиска | 2 | 1 | 0 |
Б) построен новый алгоритм действия | 1 | 0 | ||
В) фиксирование опорного сигнала | 1 | 0 | ||
Г) соответствие временным рамкам | 1 | 0 | ||
Д) форма работы коллективная, степень самостоятельности | 2 | 1 | 0 | |
5. Решение с комментированием | А) проведено решение задач с комментированием | 1 | 0 | |
Б) соответствие временным рамкам | 1 | 0 | ||
В) форма работы коллективная, степень самостоятельности | 2 | 1 | 0 | |
6.Самостоятельная работа с самооценкой | А) соответствие самостоятельной работы принципу научности и теме урока | 2 | 1 | 0 |
Б) соответствие временным рамкам | 1 | 0 | ||
В) степень самостоятельности учащихся | 2 | 1 | 0 | |
7.Повторение н закрепление | интеграция с новым материалом | 1 | 0 | |
8. Итог урока | А) реализация целей данного урока | 1 | 0 | |
Б) соответствие временным рамкам | 1 | 0 | ||
В) степень самостоятельности учащихся | 2 | 1 | 0 |
- Реализация целей и дидактических принципов развивающего обучения.
Основные требования:
2 – самостоятельно; 1 - с пом. учителя; 0 - учитель
К =• сумма балов / 34 * 100 %
Уровень соответствия урока требованиям
100%-95% высокий
-94%-75 % хороший
74%-51% средний менее 50% низкий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие системно-деятельностного подхода в преподавании физики
В соответсвии с ФГОС ООО современному обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать решения. Системно-деятельностный подход позволяет организовать учебную деятельность так, ...
Развитие системно-деятельностного подхода в преподавании физики
В соответствии с ФГОС ООО современному обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать решения. Системно-деятельностный подход подразумевает создание условий, при которых деят...
Деятельностный подход в преподавании физики.
Раздел: Преподавание физикиНазвание статьи: Деятельностный подход в преподавании физики.Аннотация: В статье рассматривается один из методов преподавания физики. Статья будет интересна учителям, деятел...
Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании физики.
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...
«Здоровьесберегающие» технологии в рамках деятельностного подхода в преподавании физики.
Речь идет о дифференцированном подходе,как способе "здоровьесбережения" учащихся на уроке. В статье обосновываю, что на каждой стадии урока надо включать учеников в различные виды деятельности. К...
Отчет по самообразовательной деятельности по теме "Деятельностный подход к преподаванию физики, как средство повышения качества образования"
В данном материале содержатся методические рекомендации по реализации деятельностного подхода для повышения качества образования по физике. Прилагается презентация....
Статья "Реализация деятельностного подхода в преподавании физики"
Методические приемы реализации деятельностного подхода в преподавании физики....