«Здоровьесберегающие» технологии в рамках деятельностного подхода в преподавании физики.
статья по физике по теме

Речь идет о дифференцированном подходе,как способе "здоровьесбережения" учащихся на уроке. В статье обосновываю, что на каждой стадии урока надо включать учеников в различные виды деятельности. Как говорил великий Ф.Н.Глинка: «Жизнь и деятельность столь же тесно связаны между собой, как пламя и свет» А кто деятелен, тот и здоров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kuzmina_statya_na_konferenciyu.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

                                                Кузьмина Лилия Геннадьевна.

                                                   МОУ СОШ №10.

                      «Здоровьесберегающие» технологии в рамках деятельностного подхода в преподавании физики.

         Термин «здоровьесбережение» получил широкое распространение в     педагогической литературе и в повседневной жизни. Под этим обычно понимают систему мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.

        В последнее время, к сожалению, медики констатируют существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране. Использование здоровьесберегающих технологий в школе может быть направлено на улучшение ситуации со здоровьем подрастающего поколения.
        Так называемые «школьные болезни» связаны в основном с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, а также усложнением характера взаимоотношений «ученик-учитель» и межличностных отношений внутри класса. В структуре заболеваемости учеников преобладают нарушения опорно-двигательного аппарата, патологии нервной системы, органов чувств, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем.

                  Основной формой обучения  в школе был и остается  урок. Чтобы работа на уроке была эффективной и успешной для каждого ученика, чтобы ему было комфортно и уютно, чтобы не нанести психологической травмы большое внимание уделяю дифференциации различных видов деятельности, как учителя, так и ученика.

        Необходимость дифференцируемого подхода вытекает из того, что ученики различаются своими генетическими задатками, развитием, доминирующими качествами мышления, особенностями восприятия окружающего мира, типами памяти, прежним опытом обучения и даже социальной средой. Поэтому, прежде всего взяв новый класс, пытаюсь выяснить психолого-педагогические особенности каждого ученика, с помощью классного руководителя и  психолога.

        Хочется подчеркнуть, что в настоящее время развитию мышления, особенно старшеклассников, уделяется большое внимание. И это связанно с инновационными процессами, которые происходят в обществе. Человек должен не хранить большой объем информации в памяти, а уметь ею пользоваться, решая любые нестандартные ситуации в своей  жизнедеятельности , оставаясь при этом здоровым. Учитель выступает в роли организатора и руководителя процесса развития мышления своих учеников.

        Тест «Художник или мыслитель», помогающий определить вид мышления, провожу сама. Он выявляет склонности индивида к образному или логическому мышлению, т.е. определяет доминирующее развитие соответственно правого или левого полушария мозга . Учащимся предлагаю 10 фраз – утверждений. Оценивание по 10б. системе: 0 –полностью отрицает, 10 – полностью признает.

Фразы - утверждения:

  1. Я люблю, когда в рассказе одно вытекает из другого.
  2. Чтобы запомнить материал, я составляю его план.
  3. Прослушав раз – другой мелодию, я могу правильно воспроизвести ее.
  4. Когда я слушаю рассказ, то представляю его себе в образах.
  5. Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают.
  6. Мне трудно дается алгебра.
  7. Я легко запоминаю незнакомые лица, картины природы.
  8. Я люблю выводить формулы и доказывать теоремы.
  9. Если обсуждать чьи – либо идеи, то я требую аргументов и доказательств.

10. Мне легче запомнить материал урока, если я составляю опорный конспект из картинок и символов.

Обработка результатов:

  1. считаю сумму баллов по строкам 1, 2, 5, 8, 9 (она характеризует развитие левого полушария)
  2. считаю сумму баллов по строкам 3, 4, 6, 7, 10 (она характеризует развитие правого полушария)
  3. провожу интерпретацию результатов.

             Если «левополушарный» результат более чем на 5 баллов превышает «правополушарный», значит, налицо склонность к логическому мышлению, и этому человеку легче даются виды деятельности, требующие логики, а именно: занятия точными науками, конструирование, исследование на компьютере и др.

        Если «правополушарный» результат более чем на 5 баллов превышает «левополушарный», - то человек художественного склада ума: мыслит образами, склонен к профессиям типа художник, музыкант, архитектор, актер.

                Получив результаты теста, я  направляю их творческую деятельность, дифференцируя ее: с одними решаю нестандартные физические  задачи; других привлекаю для проведения внеклассных мероприятий,  подготовки докладов, создании творческих работ. Учитываю и то, что методика обучения, и задания для этих категорий учащихся должны быть разными. Для первых -  через логику к выводам, для вторых - опора на образы. Так я обеспечиваю учет индивидуальных особенностей. Это приводит к достижению положительных результатов и ставит ученика в ситуацию успеха. А ,значит, лишает их отрицательных эмоций,чувства боязни и страха, неуверенности .Это тоже дифференциация, приводящая к сохранению здоровья. Ведь  суть дифференцированного подхода не в облегчении содержания материала, а в нахождении более простого пути, по которому ученик  может прийти к конечной цели, т.е. к самостоятельному выполнению  любого задания. Такого рода дифференциация используется мною  при изложении  теоретического материала,  при решении задач, при выполнении лабораторных работ, при проверке полученных знаний.

                         На уроках физики учащиеся знакомятся с основными законами и закономерностями  в природе , а значит в нашей жизни. Преподавание  физики позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в  программу элективов, темы уроков, в различные задания как на уроках, так и во время подготовки домашнего задания.

        Например, для детей «левополушарных» провожу элективный курс «Решение нестандартных задач по физике», а для других «Из истории физики и ее творцов».Это позволяет создать здоровый психологический климат на занятиях,найти каждому не только дело по душе, но и форму работы: коллективную или индивидуальную, дома или в библиотеке или в Интернете.Повышается интерес к предмету , уходит страх и боязнь,тем более, что домашние задания, как таковые, отсутствуют.

        На своих уроках максимально использую игровые моменты, аудио- и видеоаппаратуру для демонстрации интересных материалов. Среди форм проведения уроков часто встречаются такие, как урок-викторина, урок-соревнование, урок-путешествие, урок-семинар и так далее. Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность учащихся, а также улучшить качество восприятия материала. Использование компьютера для тестирования учащихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук.
        Одна из проблем, которая остро стоит не только в школе, но и в обществе в целом, - это гиподинамия. Технический прогресс ведет к уменьшению подвижности человека. Уменьшается не только время, посвященное активным двигательным упражнениям, но и время, проведенное на открытом воздухе.Поэтому на отдельных уроках использую следующий метод: на разных этапах урока ребята переходят из одной группы в другую.

Проведение лабораторных работ, фронтальных опытов, экскурсий, наконец, часто позволяет учащимся  выйти за пределы не только парты, но класса и даже школы. Я , как и все учителя, слежу за правильностью осанки учеников, на уроках провожу  разминку для глаз, конечностей и пр. Тренировка дыхания, не занимая много времени, позволяет не только развивать дыхательную систему, но и способствует повышению культуры общения. Игры, направленные на повышение эмоциональности, облегчают восприятие материала и тренируют мимические мышцы.

        Подводя итог, хочу еще раз подчеркнуть, что на каждой стадии урока я пытаюсь включать учеников в различные виды деятельности. Как говорил великий Ф.Н.Глинка: «Жизнь и деятельность столь же тесно связаны между собой, как пламя и свет» А кто деятелен, тот и здоров..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие системно-деятельностного подхода в преподавании физики

В соответсвии с ФГОС ООО современному обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать решения. Системно-деятельностный подход позволяет организовать учебную деятельность так, ...

Развитие системно-деятельностного подхода в преподавании физики

В соответствии с ФГОС ООО современному обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать решения. Системно-деятельностный подход подразумевает создание условий, при которых деят...

Деятельностный подход в преподавании физики.

Раздел: Преподавание физикиНазвание статьи: Деятельностный подход в преподавании физики.Аннотация: В статье рассматривается один из методов преподавания физики. Статья будет интересна учителям, деятел...

Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании физики.

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...

Отчет по самообразовательной деятельности по теме "Деятельностный подход к преподаванию физики, как средство повышения качества образования"

В данном материале содержатся методические рекомендации по реализации деятельностного подхода для повышения качества образования по физике. Прилагается презентация....

Статья "Реализация деятельностного подхода в преподавании физики"

Методические приемы реализации деятельностного подхода в преподавании физики....

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ

Ученик проходит в несколько лет дорогу, на которую человечество употребило тысячелетия.Однако его следует вести  к цели  не с завязанными глазами, а зрячим: он долженвоспринимать истину не к...