«Здоровьесберегающие» технологии в рамках деятельностного подхода в преподавании физики.
статья по физике по теме
Речь идет о дифференцированном подходе,как способе "здоровьесбережения" учащихся на уроке. В статье обосновываю, что на каждой стадии урока надо включать учеников в различные виды деятельности. Как говорил великий Ф.Н.Глинка: «Жизнь и деятельность столь же тесно связаны между собой, как пламя и свет» А кто деятелен, тот и здоров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kuzmina_statya_na_konferenciyu.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Кузьмина Лилия Геннадьевна.
МОУ СОШ №10.
«Здоровьесберегающие» технологии в рамках деятельностного подхода в преподавании физики.
Термин «здоровьесбережение» получил широкое распространение в педагогической литературе и в повседневной жизни. Под этим обычно понимают систему мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.
В последнее время, к сожалению, медики констатируют существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране. Использование здоровьесберегающих технологий в школе может быть направлено на улучшение ситуации со здоровьем подрастающего поколения.
Так называемые «школьные болезни» связаны в основном с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, а также усложнением характера взаимоотношений «ученик-учитель» и межличностных отношений внутри класса. В структуре заболеваемости учеников преобладают нарушения опорно-двигательного аппарата, патологии нервной системы, органов чувств, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем.
Основной формой обучения в школе был и остается урок. Чтобы работа на уроке была эффективной и успешной для каждого ученика, чтобы ему было комфортно и уютно, чтобы не нанести психологической травмы большое внимание уделяю дифференциации различных видов деятельности, как учителя, так и ученика.
Необходимость дифференцируемого подхода вытекает из того, что ученики различаются своими генетическими задатками, развитием, доминирующими качествами мышления, особенностями восприятия окружающего мира, типами памяти, прежним опытом обучения и даже социальной средой. Поэтому, прежде всего взяв новый класс, пытаюсь выяснить психолого-педагогические особенности каждого ученика, с помощью классного руководителя и психолога.
Хочется подчеркнуть, что в настоящее время развитию мышления, особенно старшеклассников, уделяется большое внимание. И это связанно с инновационными процессами, которые происходят в обществе. Человек должен не хранить большой объем информации в памяти, а уметь ею пользоваться, решая любые нестандартные ситуации в своей жизнедеятельности , оставаясь при этом здоровым. Учитель выступает в роли организатора и руководителя процесса развития мышления своих учеников.
Тест «Художник или мыслитель», помогающий определить вид мышления, провожу сама. Он выявляет склонности индивида к образному или логическому мышлению, т.е. определяет доминирующее развитие соответственно правого или левого полушария мозга . Учащимся предлагаю 10 фраз – утверждений. Оценивание по 10б. системе: 0 –полностью отрицает, 10 – полностью признает.
Фразы - утверждения:
- Я люблю, когда в рассказе одно вытекает из другого.
- Чтобы запомнить материал, я составляю его план.
- Прослушав раз – другой мелодию, я могу правильно воспроизвести ее.
- Когда я слушаю рассказ, то представляю его себе в образах.
- Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают.
- Мне трудно дается алгебра.
- Я легко запоминаю незнакомые лица, картины природы.
- Я люблю выводить формулы и доказывать теоремы.
- Если обсуждать чьи – либо идеи, то я требую аргументов и доказательств.
10. Мне легче запомнить материал урока, если я составляю опорный конспект из картинок и символов.
Обработка результатов:
- считаю сумму баллов по строкам 1, 2, 5, 8, 9 (она характеризует развитие левого полушария)
- считаю сумму баллов по строкам 3, 4, 6, 7, 10 (она характеризует развитие правого полушария)
- провожу интерпретацию результатов.
Если «левополушарный» результат более чем на 5 баллов превышает «правополушарный», значит, налицо склонность к логическому мышлению, и этому человеку легче даются виды деятельности, требующие логики, а именно: занятия точными науками, конструирование, исследование на компьютере и др.
Если «правополушарный» результат более чем на 5 баллов превышает «левополушарный», - то человек художественного склада ума: мыслит образами, склонен к профессиям типа художник, музыкант, архитектор, актер.
Получив результаты теста, я направляю их творческую деятельность, дифференцируя ее: с одними решаю нестандартные физические задачи; других привлекаю для проведения внеклассных мероприятий, подготовки докладов, создании творческих работ. Учитываю и то, что методика обучения, и задания для этих категорий учащихся должны быть разными. Для первых - через логику к выводам, для вторых - опора на образы. Так я обеспечиваю учет индивидуальных особенностей. Это приводит к достижению положительных результатов и ставит ученика в ситуацию успеха. А ,значит, лишает их отрицательных эмоций,чувства боязни и страха, неуверенности .Это тоже дифференциация, приводящая к сохранению здоровья. Ведь суть дифференцированного подхода не в облегчении содержания материала, а в нахождении более простого пути, по которому ученик может прийти к конечной цели, т.е. к самостоятельному выполнению любого задания. Такого рода дифференциация используется мною при изложении теоретического материала, при решении задач, при выполнении лабораторных работ, при проверке полученных знаний.
На уроках физики учащиеся знакомятся с основными законами и закономерностями в природе , а значит в нашей жизни. Преподавание физики позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в программу элективов, темы уроков, в различные задания как на уроках, так и во время подготовки домашнего задания.
Например, для детей «левополушарных» провожу элективный курс «Решение нестандартных задач по физике», а для других «Из истории физики и ее творцов».Это позволяет создать здоровый психологический климат на занятиях,найти каждому не только дело по душе, но и форму работы: коллективную или индивидуальную, дома или в библиотеке или в Интернете.Повышается интерес к предмету , уходит страх и боязнь,тем более, что домашние задания, как таковые, отсутствуют.
На своих уроках максимально использую игровые моменты, аудио- и видеоаппаратуру для демонстрации интересных материалов. Среди форм проведения уроков часто встречаются такие, как урок-викторина, урок-соревнование, урок-путешествие, урок-семинар и так далее. Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность учащихся, а также улучшить качество восприятия материала. Использование компьютера для тестирования учащихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук.
Одна из проблем, которая остро стоит не только в школе, но и в обществе в целом, - это гиподинамия. Технический прогресс ведет к уменьшению подвижности человека. Уменьшается не только время, посвященное активным двигательным упражнениям, но и время, проведенное на открытом воздухе.Поэтому на отдельных уроках использую следующий метод: на разных этапах урока ребята переходят из одной группы в другую.
Проведение лабораторных работ, фронтальных опытов, экскурсий, наконец, часто позволяет учащимся выйти за пределы не только парты, но класса и даже школы. Я , как и все учителя, слежу за правильностью осанки учеников, на уроках провожу разминку для глаз, конечностей и пр. Тренировка дыхания, не занимая много времени, позволяет не только развивать дыхательную систему, но и способствует повышению культуры общения. Игры, направленные на повышение эмоциональности, облегчают восприятие материала и тренируют мимические мышцы.
Подводя итог, хочу еще раз подчеркнуть, что на каждой стадии урока я пытаюсь включать учеников в различные виды деятельности. Как говорил великий Ф.Н.Глинка: «Жизнь и деятельность столь же тесно связаны между собой, как пламя и свет» А кто деятелен, тот и здоров..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие системно-деятельностного подхода в преподавании физики
В соответсвии с ФГОС ООО современному обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать решения. Системно-деятельностный подход позволяет организовать учебную деятельность так, ...
Развитие системно-деятельностного подхода в преподавании физики
В соответствии с ФГОС ООО современному обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать решения. Системно-деятельностный подход подразумевает создание условий, при которых деят...
Деятельностный подход в преподавании физики.
Раздел: Преподавание физикиНазвание статьи: Деятельностный подход в преподавании физики.Аннотация: В статье рассматривается один из методов преподавания физики. Статья будет интересна учителям, деятел...
Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании физики.
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...
Отчет по самообразовательной деятельности по теме "Деятельностный подход к преподаванию физики, как средство повышения качества образования"
В данном материале содержатся методические рекомендации по реализации деятельностного подхода для повышения качества образования по физике. Прилагается презентация....
Статья "Реализация деятельностного подхода в преподавании физики"
Методические приемы реализации деятельностного подхода в преподавании физики....
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ
Ученик проходит в несколько лет дорогу, на которую человечество употребило тысячелетия.Однако его следует вести к цели не с завязанными глазами, а зрячим: он долженвоспринимать истину не к...