Деятельностный подход в преподавании физики
учебно-методический материал по физике

Муханова (Гармаева) Елена

Основные отличия методики обучения

основанной на деятельностном подходе, от традиционной. 

Классификация методов обучения. 

Структура урока по технологии деятельностного подхода в обучении.

Урок «Открытие» нового знанияАлгоритм подготовки урока «открытия» нового знания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алгоритм подготовки урока «открытия» нового знания

  1. Выделить и сформулировать новое знание.
  2. Смоделировать способ открытия нового знания.
  3. Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания.
  4. Определить необходимые ЗУН и способ их повторения (этап актуализации).
  5. Подобрать упражнения для этапа актуализации.
  6. Смоделировать затруднение и способ его фиксации.
  7. Продумать диалоги и прописать их подробно для 3 и 4 этапов урока.
  8. Составить самостоятельную работу и эталон к ней. Указать способ проверки и оценки работы.
  9. Определить приемы организации 5 этапа и подобрать задания.
  10. Подобрать задания для 7 этапа и обосновать выбор.

Структура урока по технологии деятельностного подхода в обучении.

Урок «Открытие» нового знания

  1. Организационный момент (1-2 мин.)

Общий план урока, включение в урок.

  1. Актуализация знаний (5 мин.)

Самостоятельное решение детьми заданий, в которых актуализируются необходимые для изучения нового материала знания.

3.        Постановка проблемы (5 мин.)

Обсуждение проблемной ситуации, проговаривание в громкой речи

  1.  где возникло затруднение?,
  2.  почему оно возникло?

4.        «Открытие» детыми нового знания (10 мин.)

  1.  выбор метода решения проблемы;
  2.  "открытие" - через подводящий или побуждающий диалог;
  3.  решение проблемной ситуации;
  4.  фиксация нового алгоритма действия.
  1. Первичное закрепление(5 мин.)

Первичное закрепление осуществляется через комментирование каждой искомой ситуации, проговаривании вслух установленных алгоритмов действия.

  1. Самостоятельная работа с проверкой в классе. (5 мин.) 

Задача этого этапа - самоконтроль и самооценка

  1. Повторение. (5 мин.)

8 .Итогурока. (3-4 мин.)

«Я могу...», «Я знаю, как ...», т.е. реализация цели заданного урока.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Классификация методов обучения

МЕТОДЫ

Проблемные

Традицион-ные

«Классические»

«Сокращенные»

Постановки

проблемы

сообщение

проблемы

учителем

от

проблемной

ситуации

постановка

проблемы

учениками

от

проблемной

ситуации

побуждающий диалог

от проблемной ситуации

подводящий

к теме диалог

сообщение

темы с

мотивирующим

приемом

сообщение темы

Поиска

решения

сообщение

гипотез,

проверка

учителем

выдвижение, проверка гипотез учениками

побуждающий к гипотезам и

проверке диалог

подводящий

от проблемы

диалог

подводящий

без проблемы

диалог

сообщение знаний

Основные отличия методики обучения

основанной на деятельностном подходе, от традиционной

Аспект методики

Традиционное обучение

Деятельностный подход

Главное действующее лицо на уроке

Учитель

Обучающиеся

Роль учащихся на уроке

Приёмники информации (воспринимают - понимают - запоминают)

Выполняют следующие виды деятельности:

-        создают новое знание в логике деятельности ученых;

-        распознают конкретные ситуации, соответствующие содержанию знания;

-        воспроизводят конкретные ситуации, соответствующие содержанию знания.

Роль учителя на уроке

Источник информации

Организатор указанных выше видов деятельности учащихся.

Обязательные этапы урока

1.        Опрос.

2.        Домашнее задание

1.        Актуализация знаний и действий, на которые опирается новый материал.

2.        Организация многократного выполнения учащимися деятельности по распознаванию и воспроизведению конкретных ситуаций, соответствующих содержанию знания.

Необходимые дидактические материалы

Учебный (чаще всего демонстрационный) эксперимент.

  1. Учебный (чаще всего лабораторный) эксперимент - для выполнения деятельности по созданию знания.
  2. Задачи-упражнения - для выполнения деятельности по распознаванию и воспроизведению конкретных ситуаций, соответствующих содержанию знания

Конечный продукт деятельности учителя

Сообщенная информация

Учащиеся: а) присвоившие (способные воспроизвести) определенные знания; б) овладевшие двумя видами деятельности: распознавание конкретных ситуаций, соответствующих содержанию знания, и воспроизведение таких же ситуаций.

Опорные знания учителя при планировании урока

  1. Логика изложения учебного материала в учебнике.
  2. Психологический «механизм» усвоения знаний: восприятие информации, ее переработка в голове человека, запоминание, применение.

  1. Методический закон: все знания, умения и качества личности приобретаются человеком только через свою собственную деятельность.
  2. Любая деятельность побуждается сознательной целью, в формулировке которой должен быть указан конечный продукт и его свойства.
  3. Деятельность осуществляется в три этапа. На ориентировочном составляется программа получения конечного продукта, указанного в цели (система действий, последовательное выполнение которой позволяет получить требуемый конечный продукт). На исполнительном этапе человек действует по программе и создает конечный продукт. На контрольном этапе устанавливает, обладает ли конечный продукт требуемыми свойствами.
  4. Общие логические схемы деятельностей.



Предварительный просмотр:

Конструктор задач (Л.С. Илюшин)

Ознакомление

Понимание

Применение

Анализ

Синтез

Оценка

1.Назовите основные части…

8.Объясните причины того, что…

15. Изобразите информацию о… графически

22.Раскройте особенности…

29.Предложите новый (иной) вариант…

36.Ранжируйте… и

обоснуйте…

2.Сгруппируйте вместе все…

9.Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы…

16.Предложите способ, позволяющий…

23.Проанализируйте структуру… с точки зрения…

30.Разработайте план, позволяющий (препятствующий)…

37.Определите, какое из решений является оптимальным для…

3.Составьте

список понятий,

касающихся…

10.Покажите связи, которые, на

ваш взгляд, существуют между…

17. Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает…

24.Составьте перечень основных свойств…, характеризующих… с точки зрения…

31.Найдите

необычный способ,

позволяющий…

38.Оцените значимость…

для...

4.Расположите в определённом

порядке…

11.Постройте прогноз развития…

18.Сравните… и…, а затем обоснуйте…

25.Постройте классификацию… на основании…

32.Придумайте игру, которая…

39.Определите возможные критерии оценки…

5.Изложите в форме

текста…

12.Прокомментируйте

положение о том, что…

19.Проведите (разработайте) эксперимент, подтверждающий, что…

26.Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.)

то, что…

33.Предложите новую  (свою)

классификацию…

40.Выскажите критические

суждения

о…

6.Вспомните и напишите…

13.Изложите иначе (переформулируйте) идею о том, что…

20.Проведите презентацию…

27.Сравните точки зрения… и … на…

34.Напишите возможный (наиболее

вероятный) сценарий развития…

41.Оцените возможности…

для…

7. Прочитайте самостоятельно…

14. Приведите пример того, что  (как, где)…

21. Рассчитайте на основании данных о…

28. Выявите принципы, лежащие в основе…

35. Изложите в форме… своё мнение (понимание)…

42. Проведите экспертизу состояния…



Предварительный просмотр:

Сравнительная характеристика диалогов

Побуждающий

Подводящий

Структура

отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль

система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мысли

Признаки

-        мысль ученика делает скачок к неизвестному

-        переживание учеником чувства риска

-        возможны неожиданные ответы учеников

-        прекращается с появлением нужной мысли ученика

-        пошаговое жесткое ведение мысли ученика

-        переживание учеником удивления от открытия в конце диалога

-        почти невозможны неожиданные ответы учеников

-        не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение

Результат

развитие творческих способностей

развитие логического мышления

Принятие реплик учеников при побуждающем диалоге

Подтверждение (так)

Подтверждение + побуждение (так, кто думает иначе)

Положительное оценивание (молодец!)

Проблема

Верная формулировка

Неверная формулировка

самостоятельная верная формулировка

Гипотеза

Последовательное выдвижение

Одновременное выдвижение

запрещено

Проверка

Верная

Неверная

Проблемные ситуации и побуждающий диалог на уроке

Приемы создания проблемной ситуации  

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение к формулированию учебной проблемы

Столкнуть противоречивые факты или мнения учеников

Что удивляет? Какие видите факты? Сколько есть мнений?

Какой возникает вопрос? Какой будет тема урок?

Дать задание, невыполнимое вообще

Вы можете выполнить это задание? В чем затруднение?

Какой возникает вопрос? Какой будет тема урок?

Дать невыполнимое задание, не сходное с предыдущим

Смогли ли вы выполнить это задание? Почему не получается выполнить это задание? Чем оно не похоже на предыдущие?

Какой возникает вопрос? Какой будет тема урок?

Дать невыполнимое задание, сходное с предыдущим. Доказать, что задание учениками не выполнено.

Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?

Какой возникает вопрос? Какой будет тема урока?

Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог

Структура

Выдвижение гипотез

Проверка гипотез

  1. Общее побуждение
  2. Подсказка
  3. Сообщение

К любым гипотезам:

Какие есть гипотезы?

К решающей гипотезе:

Решающая гипотеза?

К аргументу/контраргументу:

Согласны с этой гипотезой? Почему?

К плану проверки:

Как проверить эти гипотезу?



Предварительный просмотр:

Схема анализа урока по технологии «Деятельностный подход в обучении»

При посещении уроков оцениваются:

  1. Чистота технологии.
  2. Обученность.

баллы

1. Оргмомент

А) дано учителем направление работы

1

0

Б) включение в урок каждого учащегося

1

0

2. Актуализация знаний

А) актуализируемый материал соответствует новой теме

1

0

Б) постановка проблемы, явилась ли она лично-значимой для ученика

1

0

В) соответствие временным рамкам

1

0

Г) наличие на этапе актуализации индивидуальных и коллективных форм работы

2

1

0

3.Постановка проблемы

А) организация выявления характера затруднения, отличие нового от старого

1

0

Б) сформулирована ли тема и цель урока

2

1

0

В) соответствие временным рамкам

1

0

Г) форма работы коллективная, степень самостоятельности

2

0

4. Открытие нового знания

А) метод поиска

2

1

0

Б) построен новый алгоритм действия

1

0

В) фиксирование опорного сигнала

1

0

Г) соответствие временным рамкам

1

0

Д) форма работы коллективная, степень самостоятельности

2

1

0

5. Решение с комментированием

А) проведено решение задач с комментированием

1

0

Б) соответствие временным рамкам

1

0

В) форма работы коллективная, степень самостоятельности

2

1

0

6.Самостоятельная работа с самооценкой

А) соответствие самостоятельной работы принципу научности и теме урока

2

1

0

Б) соответствие временным рамкам

1

0

В) степень самостоятельности учащихся

2

1

0

7.Повторение н закрепление

интеграция с новым материалом

1

0

8. Итог урока

А) реализация целей данного урока

1

0

Б) соответствие временным рамкам

1

0

В) степень самостоятельности учащихся

2

1

0

  1. Реализация целей и дидактических принципов развивающего обучения.

Основные требования:

2 – самостоятельно; 1 - с пом. учителя; 0 - учитель

К =• сумма балов / 34 * 100 %

Уровень соответствия урока требованиям

100%-95% высокий

-94%-75 % хороший

74%-51% средний менее 50% низкий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие системно-деятельностного подхода в преподавании физики

В соответсвии с ФГОС ООО современному обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать решения. Системно-деятельностный подход позволяет организовать учебную деятельность так, ...

Развитие системно-деятельностного подхода в преподавании физики

В соответствии с ФГОС ООО современному обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать решения. Системно-деятельностный подход подразумевает создание условий, при которых деят...

Деятельностный подход в преподавании физики.

Раздел: Преподавание физикиНазвание статьи: Деятельностный подход в преподавании физики.Аннотация: В статье рассматривается один из методов преподавания физики. Статья будет интересна учителям, деятел...

Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании физики.

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...

«Здоровьесберегающие» технологии в рамках деятельностного подхода в преподавании физики.

Речь идет о дифференцированном подходе,как способе "здоровьесбережения" учащихся на уроке. В статье обосновываю, что на каждой стадии урока надо включать учеников в различные виды деятельности. К...

Отчет по самообразовательной деятельности по теме "Деятельностный подход к преподаванию физики, как средство повышения качества образования"

В данном материале содержатся методические рекомендации по реализации деятельностного подхода для повышения качества образования по физике. Прилагается презентация....

Статья "Реализация деятельностного подхода в преподавании физики"

Методические приемы реализации деятельностного подхода в преподавании физики....