Методические рекомендации для учителей по материалам лекции 16 В.И Чивилева "Электромагнитная индукция"
план-конспект занятия по физике (11 класс)
Методические рекомендации по материалам лекции В.И. Чивилева на курсах "Углубленная и олимпиадная подготовка учащихся по физике", МФТИ 2020
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 586.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Электромагнитная индукция
конспект лекции В.И.Чивилёва
(конспекты создаются исключительно с целью облегчить коллегам изложение данного материала на занятиях с учащимися. Форма выбрана такой для удобства создания собственных презентаций учителей. Материал есть, а стилевое решение за Вами.)
Задача 1 Катушка из N= 200 витков намотана на деревянный цилиндрический каркас с площадью основания S = 10 см2 и помещена в о внешнее однородное магнитное поле, параллельное оси катушки. Катушка замкнута на резистор R = 2 Ома. При уменьшении внешнего магнитного поля с постоянной скоростью от В1 = 70 мТл до В2 = 10 мТл за τ =30 с. В цепи устанавливается постоянный ток . Найти ток через резистор с указанием направления. Сопротивление катушки не учитывать.
При условии постоянства установившегося тока в цепи эдс самоиндукции в контуре равна нулю и не оказывает влияния на ток в цепи, хотя индуктивность катушки, разумеется, не равна нулю.
Задача 2 (Региональный этап Всероссийской олимпиады по физике 2004 г.)
Дана электрическая цепь, изображенная на схеме.
Найти значение Rx, при котором ток через R2 будут равен нулю.
Решение
ЭДС в левом контуре
ЭДС в правом контуре
Удобно положительные нормали к площадям левого и правого контура направить от нас и связанные с ними направления обхода - по часовой стрелке в обоих контурах. Применим правило Ленца. Индукционные токи, по записанным законам электромагнитной индукции, потекут в противоположном направлении – против часовой стрелки в обоих контурах. На это указывают знаки ЭДС индукции. Совпадение токов по направлению - следствие симметрии поля по отношению к левому и правому контурам. Равенство токов в контурах следует из отсутствия тока в перемычке R2.
Законы Ома для правого и левого контура (2-е правило Кирхгофа) :
Строго говоря, и в этих уравнениях надо было бы писать знак (-) перед токами, но в олимпиадном решении это можно ошибкой не считать
Из системы уравнений (3) –(4) находим
Задача 3 Проволочное кольцо сопротивлением R делится на участки сопротивлением:
RBMC = 1/3R, RBKC =2/3R. К точкам В и С проводниками пренебрежительно малого сопротивления подключен амперметр с внутренним сопротивлением r . Проводники подключения лежат вплотную к кольцу. Кольцо пронизывают магнитные линии поля, а магнитный поток через контур меняется по гармоническому закону Ф = Ф0 cos ωt. Какой ток покажет амперметр?
Мысленно разделим проводники для описания образовавшихся контуров и токов в них. Пусть в контуре KBCK возникает ЭДС индукции , а в контуре BCAB такая же ЭДС индукции
, так как эти контуры находятся в одном поле и имеют равную площадь. Чтобы показать это сделаем реальный чертеж:
А вот в контуре ЭДС будет равна нулю, так как его площадь близка к нулю, хотя токи в нем текут. Запишем уравнения по правилам Кирхгофа:
Решаем систему уравнений (1) - (3)
(6)/(7)
=
(11) (7)
При подключении амперметра справа к кольцу изменяются уравнения (1) – (3)
Очевидно, ответ будет другим.
Задача 4 ( МГУ 2003 г.) Из изолированной тонкой проволоки изготовлена замкнутая плоская петля. Радиус большой окружности R1 , радиус малой окружности R2 . Петля находится в однородном магнитном поле, перпендикулярном ее плоскости. Индукция магнитного поля возрастает с постоянной скоростью. Во сколько раз изменится разность потенциалов между точками, расположенными одна над другой в месте скрещивания проводов, если меньшую окружность повернуть вокруг оси на 1800?
ЭДС в большом кольце:
Удобно направить вектор нормали для верхнего контура от нас, а для нижнего - к нам, чтобы сохранить единое направление обхода для обоих контуров цепи. Применим правило Ленца к верхнему контуру, тогда индукционный ток в нем будет направлен против направления обхода, против часовой стрелки. Применение правила Ленца к нижнему контуру дает направление индукционного тока против часовой стрелки, но по направлению обхода. Тогда при данном направлении обхода, строго говоря эдс
должна иметь знак (-), а знак (+) при вычислении полной ЭДС в цепи. Естественно, что на числовой результат это не повлияет, так как выбор направления нормали условный момент решения. А вот направление тока I1 в цепи будет зависеть от соотношения величин дробей
и
при этом сопротивление контуров и их площади, определяющие значение
, при изменении размеров колец влияют на величины дробей противоположным образом. Всё зависит от конкретных значений R1 , R2 и ρ. Поскольку в задаче определение направления I1 не требуется, то и изображать его не будем.
ЭДС В в малом кольце:
Сопротивление большого кольца ρ =
, где ρ – сопротивление единицы длины провода. Соответственно
=
(4) Закон Ома для участка цепи АМК, содержащего ЭДС K B
Для состояния после поворота:
Условно изобразим ток в цепи I2 так как, предложил мэтр. По закону Ома для участка цепи:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/05/picture-45254.jpg)
Методические рекомендации по использованию дидактических материалов для интерактивной доски
Дидактический материал, разработанный с помощью программного обеспечения ACTIVIspire 1.4 для интерактивной доски ActivBoard серии 500Pro, (можно использовать для других видов досок) представляет собой...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/05/picture-45254.jpg)
Методические рекомендации по использованию дидактических материалов для интерактивной доски
Дидактический материал, разработанный с помощью программного обеспечения ACTIVIspire 1.4 для интерактивной доски ActivBoard серии 500Pro, (можно использовать для других видов досок) представляет собой...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/20/picture-408884-1392918520.jpg)
Портфолио для учителя( методические рекомендации для учителей)
Здесь дается образец заполнения портфолио для учителя в форме краткой записи по годам....
Методические рекомендации при подборке наглядных материалов для формирования эколого-эстетического воспитания у обучающихся на уроках географии
В статье рассмотрены вопросы экологизации, термин эколого-эстетического воспитания, роль географии в формировании эколого-эстетического воспитания обучающихся на уроках географии. Подробно изложены: м...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/30/picture-1003652-1517297058.jpg)
Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Методические рекомендации для учителей иностранного языка по подготовке к аттестации по иностранному языку в новой форме»
Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Методические рекомендации для учителей иностранного языка по подготовке к аттестации по иностранному языку в новой форме»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/01/picture-498411-1646142834.jpg)
Методические рекомендации по применению дидактических материалов на занятиях
Дидактические материалы помогают педагогам добиться лучшего результата за меньшее количество времени, заметно повышая эффективность и качество обучения....