Методические рекомендации для учителей по материалам лекции 16 В.И Чивилева "Электромагнитная индукция"
план-конспект занятия по физике (11 класс)
Методические рекомендации по материалам лекции В.И. Чивилева на курсах "Углубленная и олимпиадная подготовка учащихся по физике", МФТИ 2020
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektromagnitnaya_induktsiya2.docx | 586.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Электромагнитная индукция
конспект лекции В.И.Чивилёва
(конспекты создаются исключительно с целью облегчить коллегам изложение данного материала на занятиях с учащимися. Форма выбрана такой для удобства создания собственных презентаций учителей. Материал есть, а стилевое решение за Вами.)
Задача 1 Катушка из N= 200 витков намотана на деревянный цилиндрический каркас с площадью основания S = 10 см2 и помещена в о внешнее однородное магнитное поле, параллельное оси катушки. Катушка замкнута на резистор R = 2 Ома. При уменьшении внешнего магнитного поля с постоянной скоростью от В1 = 70 мТл до В2 = 10 мТл за τ =30 с. В цепи устанавливается постоянный ток . Найти ток через резистор с указанием направления. Сопротивление катушки не учитывать.
При условии постоянства установившегося тока в цепи эдс самоиндукции в контуре равна нулю и не оказывает влияния на ток в цепи, хотя индуктивность катушки, разумеется, не равна нулю.
Задача 2 (Региональный этап Всероссийской олимпиады по физике 2004 г.)
Дана электрическая цепь, изображенная на схеме.
Найти значение Rx, при котором ток через R2 будут равен нулю.
Решение
ЭДС в левом контуре
ЭДС в правом контуре
Удобно положительные нормали к площадям левого и правого контура направить от нас и связанные с ними направления обхода - по часовой стрелке в обоих контурах. Применим правило Ленца. Индукционные токи, по записанным законам электромагнитной индукции, потекут в противоположном направлении – против часовой стрелки в обоих контурах. На это указывают знаки ЭДС индукции. Совпадение токов по направлению - следствие симметрии поля по отношению к левому и правому контурам. Равенство токов в контурах следует из отсутствия тока в перемычке R2.
Законы Ома для правого и левого контура (2-е правило Кирхгофа) :
Строго говоря, и в этих уравнениях надо было бы писать знак (-) перед токами, но в олимпиадном решении это можно ошибкой не считать
Из системы уравнений (3) –(4) находим
Задача 3 Проволочное кольцо сопротивлением R делится на участки сопротивлением:
RBMC = 1/3R, RBKC =2/3R. К точкам В и С проводниками пренебрежительно малого сопротивления подключен амперметр с внутренним сопротивлением r . Проводники подключения лежат вплотную к кольцу. Кольцо пронизывают магнитные линии поля, а магнитный поток через контур меняется по гармоническому закону Ф = Ф0 cos ωt. Какой ток покажет амперметр?
Мысленно разделим проводники для описания образовавшихся контуров и токов в них. Пусть в контуре KBCK возникает ЭДС индукции , а в контуре BCAB такая же ЭДС индукции , так как эти контуры находятся в одном поле и имеют равную площадь. Чтобы показать это сделаем реальный чертеж:
А вот в контуре ЭДС будет равна нулю, так как его площадь близка к нулю, хотя токи в нем текут. Запишем уравнения по правилам Кирхгофа:
Решаем систему уравнений (1) - (3)
(6)/(7) =
(11) (7)
При подключении амперметра справа к кольцу изменяются уравнения (1) – (3)
Очевидно, ответ будет другим.
Задача 4 ( МГУ 2003 г.) Из изолированной тонкой проволоки изготовлена замкнутая плоская петля. Радиус большой окружности R1 , радиус малой окружности R2 . Петля находится в однородном магнитном поле, перпендикулярном ее плоскости. Индукция магнитного поля возрастает с постоянной скоростью. Во сколько раз изменится разность потенциалов между точками, расположенными одна над другой в месте скрещивания проводов, если меньшую окружность повернуть вокруг оси на 1800?
ЭДС в большом кольце:
Удобно направить вектор нормали для верхнего контура от нас, а для нижнего - к нам, чтобы сохранить единое направление обхода для обоих контуров цепи. Применим правило Ленца к верхнему контуру, тогда индукционный ток в нем будет направлен против направления обхода, против часовой стрелки. Применение правила Ленца к нижнему контуру дает направление индукционного тока против часовой стрелки, но по направлению обхода. Тогда при данном направлении обхода, строго говоря эдс
должна иметь знак (-), а знак (+) при вычислении полной ЭДС в цепи. Естественно, что на числовой результат это не повлияет, так как выбор направления нормали условный момент решения. А вот направление тока I1 в цепи будет зависеть от соотношения величин дробей и при этом сопротивление контуров и их площади, определяющие значение , при изменении размеров колец влияют на величины дробей противоположным образом. Всё зависит от конкретных значений R1 , R2 и ρ. Поскольку в задаче определение направления I1 не требуется, то и изображать его не будем.
ЭДС В в малом кольце:
Сопротивление большого кольца ρ = , где ρ – сопротивление единицы длины провода. Соответственно =
(4) Закон Ома для участка цепи АМК, содержащего ЭДС K B
Для состояния после поворота:
Условно изобразим ток в цепи I2 так как, предложил мэтр. По закону Ома для участка цепи:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по использованию дидактических материалов для интерактивной доски
Дидактический материал, разработанный с помощью программного обеспечения ACTIVIspire 1.4 для интерактивной доски ActivBoard серии 500Pro, (можно использовать для других видов досок) представляет собой...
Методические рекомендации по использованию дидактических материалов для интерактивной доски
Дидактический материал, разработанный с помощью программного обеспечения ACTIVIspire 1.4 для интерактивной доски ActivBoard серии 500Pro, (можно использовать для других видов досок) представляет собой...
Портфолио для учителя( методические рекомендации для учителей)
Здесь дается образец заполнения портфолио для учителя в форме краткой записи по годам....
Методические рекомендации при подборке наглядных материалов для формирования эколого-эстетического воспитания у обучающихся на уроках географии
В статье рассмотрены вопросы экологизации, термин эколого-эстетического воспитания, роль географии в формировании эколого-эстетического воспитания обучающихся на уроках географии. Подробно изложены: м...
Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Методические рекомендации для учителей иностранного языка по подготовке к аттестации по иностранному языку в новой форме»
Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Методические рекомендации для учителей иностранного языка по подготовке к аттестации по иностранному языку в новой форме»...
Методические рекомендации по применению дидактических материалов на занятиях
Дидактические материалы помогают педагогам добиться лучшего результата за меньшее количество времени, заметно повышая эффективность и качество обучения....