Тема урока: Лабораторная работа №9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости».
методическая разработка по физике (7 класс)

Тема урока: Лабораторная работа №9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Лабораторная работа №9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

Цель урока:Проведя необходимые исследования:- выяснить условия, при которых тело плавает в разных жидкостях и при которых тонет в них же;- развивать навыки выполнения необходимых замеров и расчётов, уметь анализировать их и делать выводы;- воспитывать аккуратность при выполнении фронтального эксперимента.

Ход урока:

1. Оргмомент.

2.Проверка домаш задания.Актуализация знаний учащихся: Выявить степень готовности класса к уроку, нацелить учащихся на плодотворную работу, отметить отсутствующих.

- Ребята, так как у нас с вами сегодня необычный урок, то мне хотелось бы и начать его необычно.

Я покажу вам фокус, точнее физический фокус, а вы его разгадаете.

(показываю опыт с картофелем, который утонул в чистой воде, а после того как в воду добавили «волшебные» кристаллики поваренной соли и раствор стал насыщенным, картофель не утонул)

- Ответить на вопрос, почему картофель тонет или плавает поможет наша сегодняшняя работа.

Цель нашего урока – исследования заключается в том, чтобы выяснить при каких условиях тело будет плавать, а при каких тонуть. Что бы исследование было более интересным я предлагаю, сделать его в двух вариантах. Первый с чистой водой, второй с насыщенным раствором соли. В конце работы проверим, действительно ли Архимедова сила зависит от плотности жидкости.

- Для проведения эксперимента нам понадобятся некоторые теоретические знания, которые мы сейчас с вами повторим.

2.Проверка домашнего задания: (работаем по карточкам №1, 2)

1.На всякое тело, погружённое в жидкость, действуют две силы: сила тяжести и Архимедова сила. Отметьте в карточке №1 эти силы и укажите, как ведёт себя тело: плавает или тонет, в зависимости от указанной ситуации.

2.В сосуд с водой опустили два тела равного объёма, но разной плотности (например, сухая сосна и парафин). Используя таблицу плотностей твёрдых тел (страница 50 – 51 учебника), нарисуйте в карточке №2 на сколько будут эти тела погружены в воду.

3.Какую исследовательскую работу вы провели дома и что можете сказать о плавание тел? (Учащиеся делают небольшие сообщения о плавание тел)

3.Проведение инструктажа по технике безопасности при работе с лабораторным оборудованием.

- Ребята при выполнении лабораторной работы вы должны помнить:

- нельзя рабочий стол загружать лишними вещами,

- работайте аккуратно, чтобы не разлить жидкость из сосудов,

- пользуйтесь салфеткой для вытирания поплавка от лишней влаги,

- если насыщенный раствор поваренной соли попал на кожу, обязательно помойте это место с мылом,

- выполняя замеры по определению объёма жидкости, совмещайте уровень глаз с уровнем жидкости, для получения более точных результатов,

- поплавок в сосуд с жидкостью опускайте аккуратно, держа его за ниточку, стараясь не расплескать жидкость и не разбить сосуд,

- в случае непредвиденной ситуации немедленно дайте об этом знать учителю.

- Ребята работа выполняется на предложенных вам листах – исследования. Подпишите свои работы в указанном месте и обязательно отметьте, с какой жидкостью вы работаете.

4.Краткий анализ работы.

- Изучение теоретического материала работы.- Приготовление оборудования согласно указаний учебника.- Выполнение работы по указаниям к работе с дополнением того, что одна группа выполняет работу с чистой водой, а другая группа выполняет работу с насыщенным раствором соли.- Выводы к полученным результатам исследования.

5.Самостоятельная работа учащихся.

- Методические рекомендации и индивидуальная помощь учащимся по мере необходимости.

- Контроль за соблюдением техники безопасности.

- По мере выполнения работы делаем записи на доске в приготовленной таблице.

- Делаем вывод о полученных условиях плавания тел и сравниваем результаты для чистой воды и насыщенного раствора соли.

6.Домашнее задание:

Повторить § 50, карточки с индивидуальными разноуровневыми домашними задачами.

Приложение 1

Лист исследования _______________________

Лабораторная работа № 9Тема: Выяснение условий плавания тела в жидкости

Цель работы — на опыте выяснить условия, при которых тело плавает и при которых тонет, как Архимедова сила зависит от плотность жидкости.

Приборы и материалы: измерительный цилиндр (мензурка), пробирка-поплавок с пробкой, сухой песок, бумажная салфетка, вода или насыщенный раствор соли (нужное подчеркнуть).

Указания к работе

1. Насыпьте в пробирку первую порцию песка, чтобы она, закрытая пробкой, плавала в мензурке с жидкостью в вертикальном положении и часть ее находилась над поверхностью воды.

2. Определите выталкивающую силу, действующую на пробирку. Она равна весу воды, вытесненной пробиркой. Для нахождения этого веса определите сначала объем вытесненной воды. Для этого отметьте уровни воды в мензурке до и после погружения пробирки в жидкость. Зная объем вытесненной жидкости и плотность, вычислите ее вес.

3. Выньте пробирку из жидкости, протрите ее фильтровальной бумагой . Зная массу пробирки с песком с точностью до 1 г, рассчитайте силу тяжести, действующую на нее, она равна весу пробирки с песком в воздухе.

4. Насыпьте в пробирку вторую порцию песка. Вновь определите выталкивающую силу и силу тяжести. Проделайте это несколько раз, пока пробирка, закрытая пробкой, не утонет.

5. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу 1 и 2. Отметьте, когда пробирка плавает и когда тонет .

Таблица 1

№ опыта

Объём жидкости до погружения в неё тела

Объём жидкости вместе с телом

Объём погружённого тела

1

2

3


Таблица 2

№ опыта

Выталкивающая сила, действующая на пробирку,

FН,

F=g ρ V

Вес пробирки с песком

РН,

P=g m

Поведение пробирки в воде (плавает или тонет)

1

2

3

6. Вывод:

Приложение 2

Карточка №1

  

Тело тонет          Тело плавает                  Тело всплывает

                           внутри жидкости

_____________________________________________________________________________

Карточка №2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лабораторная работа №8 "Выяснение условий плавания тела в жидкости"

Цель работы: на опыте выяснить условия, при которых тело плавает и при которых тонет....

Лабораторная работа №9 "Выяснение условия равновесия рычага"

Цель работы: проверитьна опыте, при каком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии. Проверить на опыте правило моментов....

Конспект урока физика 8 класс "Выяснение условия плавания тел"

Формирование практических умений определять вес и выталкивающую силу; экспериментально исследовать условия плавания тел, совершенствовать умения учащихся наблюдать и анализировать явления; находить не...

Лабораторная работа № 11. ВЫЯСНЕНИЕ УСЛОВИЙ ПЛАВАНИЯ ТЕЛА

конспект урока Лабораторная работа № 11. ВЫЯСНЕНИЕ УСЛОВИЙ ПЛАВАНИЯ ТЕЛА...

Урок Лабораторная работа №10 «Выяснение условия равновесия рычага»

Конспект урока по теме Лабораторная работа №10 «Выяснение условия равновесия рычага»...

Лабораторная работа №10 "ВЫЯСНЕНИЕ УСЛОВИЙ ПЛАВАНИЯ ТЕЛА В ЖИДКОСТИ"

Лабораторная работа "ВЫЯСНЕНИЕ УСЛОВИЙ ПЛАВАНИЯ ТЕЛА В ЖИДКОСТИ"Цель работы: Исследовать явление плавания тел в жидкости....