Рабочая программа "Физика 10 класс" 2020 г.
рабочая программа по физике (10 класс)

Добровольский Анатолий Андреевич

Рабочая программа "Физика 10 класс" 2020 г. была разработана в соответствии с требованиями ФГОС и адаптирована для преподавания в пенитенциарной системе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_10_klass_fizika_1_smena_fgos.docx277.88 КБ

Предварительный просмотр:

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

Рабочая программа учебного предмета

«Физика»

для 10 классов

 среднего общего образования

Базовый уровень (очная форма обучения)

на 2020 – 2021 учебный год

                                                                                             Составитель: Добровольский А.А,

                                                                                                                                                         I квалификационная категория

Рубцовск

2020

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

1. Федерального закона №273-ФЗ. «Об образовании в Российской Федерации»,

2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. №413 «Об утверждении федерального государственного  

    образовательного стандарта среднего общего образования»;  

3. Приказа Минпросвещения России от 18 мая 2020г №249 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к       использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещений Российской Федерации от 28 декабря 2018г. №345»  

4. Физика. Базовый уровень 10 - 11 классы: рабочей программы к линии УМК Г.Я. Мякишева, М.А. Петровой — М.: Дрофа, 2019:

5. Учебно-методического пособия  М.А. Петрова, И.Г. Куликова — М.: Дрофа, 2019.

6. Приказа №295 Министерства юстиции Российской федерации от 16.12.2016г. «Об утверждении Правил внутреннего распорядка

    исправительных учреждений».

7. Годового календарного учебного графика на 2020-2021 учебный год;

8. Учебного плана КГКОУ «Вечерняя школа №1» на 2020-2021 учебный год  

2. Общие цели среднего общего образования с учётом специфики учебного предмета:

     В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования главными целями школьного физического образования являются:

1) сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

2) владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой;

3) владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

4) сформированность умения решать физические задачи;

5) сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;

6) сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников;

           Для достижения этих целей в курсе физики на ступени среднего общего образования обеспечивается решением следующих задач:

знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлений, физических величинах, характеризующих эти явления;

формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

3. Общая характеристика учебного предмета:

    Школьный курс физики – системообразующий для естественно - научных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Для решения задач формирования естественно-научной картины мира, умения объяснять явления и процессы окружающего мира, используя для этого физические знания,
особое внимание в процессе изучения физики уделено использованию научного метода познания, постановке проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

4. Определение места и роли учебного курса/предмета в учебном плане школы:

    Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает изучение курса физики в средней школе как составной части предметной области «Естественнонаучные предметы».

    В соответствии с учебным планом на изучение физики в 10 классе отводится 2 часа в неделю, 35 учебных недель, 70 часов в год соответственно.

    Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

5. Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа:

№п/п

Тема

Кол-во часов

по авторской программе

Кол-во часов

по рабочей программе

Кол-во

лабораторных

работ

Кол-во

контрольных

работ

1

Физика и естественно-научный метод познания

1

1

2

Кинематика 

11

11

2

1

3

Динамика

11

11

3

1

4

Законы сохранения в механике

8

8

1

5

Статика. Законы гидро- и аэростатики

4

2

6

Основы молекулярно-кинетической теории

10

10

2

1

7

Основы термодинамики

6

6

1

8

Изменения агрегатных состояний вещества

5

5

2

1

9

Электростатика

11

10

1

1

6

Итоговая контрольная работа

1

1

7

Резерв времени

3

5

8

Итого

70

70

10

8

6. Отличие от авторской, с указанием внесённых изменений в примерную/типовую или авторскую программу и их обоснование:

      Руководствуясь Приказом №295 Министерства юстиции Российской федерации от 16.12.2016 года «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» лабораторные, практические работы, а также демонстрационные опыты с использованием веществ и приборов, запрещенных в пенитенциарной системе, либо заменены на видеодемонстрации, либо заменены на теоретический материал соответствующей тематики. Для формирования определенных умений в изучаемом курсе проводятся лабораторные работы. Всего лабораторных работ — 10. Для получения практических навыков при проведении демонстрационного физического эксперимента или фронтальной лабораторной работы используется ресурс виртуальных лабораторий, что позволяет учащимся трансформировать свои теоретические знания в практические навыки экспериментальным путем.

      В соответствии с требованиями ВСОКО предусмотрена промежуточная аттестация в форме итоговой контрольной работы, а также для увеличения количества резервных с 3 до 5 часов, сокращено количество часов в теме:

А) «Статика. Законы гидро- и аэростатики», (было 4 часа, стало 2 часа) за счет объединения тем:

- на уроке № 32 «Условия равновесия твердых тел. Центр тяжести твердого тела. Виды равновесия.»;

- на уроке № 33 «Давление в жидкостях и газах. Закон Паскаля. Закон Архимеда»;

Б) «Электростатика», (было 11 часов, стало 10 часов) за счет объединения тем:

- на уроке № 62 «Электрическая емкость. Плоский конденсатор. Соединение конденсаторов. Лабораторная работа № 10 «Измерение электрической емкости конденсатора».

7. Используемые технологии обучения, формы уроков и т. п.:

  1. Технологии обучения: Личностно-ориентированные, разноуровневого обучения, социально-коммуникативные, игрового обучения, критического мышления;
  2. Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся: Повторение, обобщение, систематизация, сравнение, анализ, рассказ учителя, пересказ, самостоятельная работа с учебником, раздаточным материалом, работа в парах, работа в группах, исследовательская деятельность.
  3. Формы организации учебного процесса: Урок.

8. Виды и формы контроля:

  Мониторинг и оценивание результатов деятельности осуществляется с помощью:

  1. Предварительного контроля - (устный опрос);
  2. Текущего контроля (устный опрос, работа с карточками);
  3. Тематического контроля (лабораторные и контрольные работы по темам);
  4. Итогового контроля (итоговая контрольная работа)

9. Содержание учебного предмета

Физика и естественно-научный метод познания природы. 
Физика — фундаментальная наука о природе. Объекты изучения физики. Научный метод познания мира. Взаимосвязь между физикой и другими естественными науками. Методы научного исследования физических явлений. Моделирование явлений и процессов природы. Физические законы. Границы применимости физических законов. Физические теории и принцип соответствия. Измерение физических величин. Погрешности измерений физических величин. Роль и место физики в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей.

Кинематика 

Различные способы описания механического движения. Прямолинейное движение. Перемещение. Радиус-вектор. Равномерное прямолинейное движение. Скорость, координата и пройденный путь при равномерном прямолинейном движении. Кинематическое уравнение равномерного движения. Движение тела на плоскости. Средняя скорость при неравномерном прямолинейном движении. Мгновенная скорость. Движение тела с постоянным ускорением. Кинематическое уравнение равноускоренного прямолинейного движения. Свободное падение тел. Относительность механического движения. Закон сложения скоростей. Кинематика движения по окружности.

Лабораторные работы

 1. Исследование равноускоренного прямолинейного движения.
2. Исследование движения тела, брошенного горизонтально.

Контрольная работа по теме: «Кинематика».

Динамика 
Модель материальной точки. Закон (принцип) инерции. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Сила. Принцип суперпозиции сил. Инертность. Масса. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея. Основная (прямая) и обратная задачи механики. Сила всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Движение искусственных спутников Земли. Первая и вторая космические скорости. Перегрузки. Невесомость. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Сила трения.

Лабораторные работы

3. Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести.
4. Исследование изменения веса тела при его движении с ускорением.
5. Измерение коэффициента трения скольжения
.

Контрольная работа по теме: «Динамика».

Законы сохранения в механике
Импульс материальной точки. Другая формулировка второго закона Ньютона. Импульс системы тел. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. [Реактивные двигатели. Успехи в освоении космического пространства.] Центр масс. Работа силы. Графический смысл работы. Мощность. КПД механизма. Механическая энергия. Кинетическая энергия. Теорема об изменении кинетической энергии. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Изменение механической энергии под действием внешних сил.

Контрольная работа по теме: «Законы сохранения в механике».

Статика. Законы гидро- и аэростатики
Равновесие материальной точки. Условия равновесия твердых тел. Центр тяжести твердого тела. Виды равновесия твердых тел. Давление в жидкостях и газах. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условие плавания тел

Основы молекулярно-кинетической теории
Основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытные обоснования. Общие характеристики молекул. Температура. Измерение температуры. Тепловое (термодинамическое) равновесие. Макроскопические параметры термодинамической системы. Свойства газов. Модель идеального газа. Газовые законы. Абсолютная шкала температур. Уравнение состояния идеального газа. Основное уравнение МКТ. Температура и средняя кинетическая энергия хаотического движения молекул. Внутренняя энергия идеального газа. Измерение скоростей молекул газа. Строение и свойства твердых тел. Аморфные тела.

Лабораторные работы
6. Изучение изотермического процесса.
7. Изучение уравнения состояния идеального газа.
Контрольная работа по теме «Основы молекулярно-кинетической теории».

Основы термодинамики
Работа газа в термодинамике. Количество теплоты. Уравнение теплового баланса. Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам. Адиабатический процесс. Необратимость тепловых машин. Второй закон термодинамики. Тепловые машины. Принцип действия теплового двигателя. Цикл Карно. Идеальная холодильная машина. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Контрольная работа по теме «Основы термодинамики».

Изменения агрегатных состояний вещества
Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Кипение жидкости. Влажность воздуха. Измерение влажности воздуха. Плавление и кристаллизация вещества.
Лабораторные работы
8. Измерение относительной влажности воздуха.
9. Измерение температуры кристаллизации и удельной температуры плавления вещества.
Контрольная работа по теме «Изменения агрегатных состояний вещества»

Электростатика
Электрический заряд. Электризация тел. Электроскоп. Электрометр. Закон сохранения электрического заряда. Модель точечного заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Теории близкодействия и дальнодействия. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции электрических полей. Напряженность точечного заряда. Графическое изображение электрических полей. Работа кулоновских сил. Потенциал электростатического поля и разность потенциалов. Эквипотенциальные поверхности. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электростатическом поле.
Диэлектрическая проницаемость. Электрическая емкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля.
Лабораторная работа 10. Измерение электрической емкости конденсатора.

Контрольная работа по теме «Электростатика».

Итоговая контрольная работа  

Резервное время  


10. Календарно - тематический поурочный план

№ п/п

№ в теме

Дата

Тема урока

По плану

Фактически

10а

10б

10в

10а

10б

10в

Физика и естественно-научный метод познания природы (1 ч)

1

1

01.09

01.09

02.09

Физика и объекты ее изучения. Методы научного исследования в физике (§ 1). Измерение физических величин (§ 2). Инструктаж по ТБ.

Кинематика (11 ч)

2

1

07.09

02.09

04.09

Различные способы описания механического движения (§ 3).

3

2

08.09

08.09

09.09

Перемещение. Радиус-вектор (§ 4).  

4

3

14.09

09.09

11.09

Равномерное прямолинейное движение (§ 5).

5

4

15.09

15.09

16.09

Движение тела на плоскости. Средняя скорость. Мгновенная скорость (§ 6).

6

5

21.09

16.09

18.09

Ускорение. Равноускоренное прямолинейное движение (§ 7).

7

6

22.09

22.09

23.09

Лабораторная работа № 1 «Исследование равноускоренного прямолинейного движения».

8

7

28.09

23.09

25.09

Свободное падение тел (§ 8).

9

8

29.09

29.09

30.09

Лабораторная работа № 2 «Исследование движения тела, брошенного горизонтально».

10

9

05.10

30.09

02.10

Относительность механического движения. Закон сложения скоростей (§ 10).

11

10

06.10

06.10

07.10

Кинематика движения по окружности (§ 11).

12

11

12.10

07.10

09.10

Контрольная работа по теме «Кинематика».

Динамика (11 ч)

13

1

13.10

13.10

14.10

Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета (§ 12).

14

2

19.10

14.10

16.10

Сила. Принцип суперпозиции сил (§ 13).

15

3

20.10

20.10

21.10

Инертность. Масса. Второй закон Ньютона (§ 14).

16

4

02.11

21.10

23.10

Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея (§ 15).

17

5

03.11

03.11

06.11

Сила всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения (§ 16)

18

6

09.11

10.11

11.11

Сила тяжести. Движение искусственных спутников Земли (§ 17).

19

7

10.11

11.11

13.11

Лабораторная работа № 3 «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести».

20

8

16.11

17.11

18.11

Сила упругости. Закон Гука (§ 18).

21

9

17.11

18.11

20.11

Вес тела. Невесомость. Перегрузки (§ 19). Лабораторная работа № 4 «Исследование изменения веса тела при его движении с ускорением».

22

10

23.11

24.11

25.11

Сила трения (§ 20). Лабораторная работа № 5 «Измерение коэффициента трения скольжения».

23

11

24.11

25.11

27.11

Контрольная работа по теме «Динамика».

Законы сохранения в механике (8 ч)

24

1

30.11

01.12

02.12

Импульс материальной точки. Другая формулировка второго закона Ньютона (§ 23).

25

2

01.12

02.12

04.12

Закон сохранения импульса. Реактивное движение (§ 24).

26

3

07.12

08.12

09.12

Центр масс. Теорема о движении центра масс (§ 26).

27

4

08.12

09.12

11.12

Работа силы. Мощность. КПД механизма (§ 27).

28

5

14.12

15.12

16.12

Механическая энергия. Кинетическая энергия (§ 28).

29

6

15.12

16.12

18.12

Потенциальная энергия (§ 29).

30

7

21.12

22.12

23.12

Закон сохранения механической энергии (§ 30).

31

8

22.12

23.12

25.12

Контрольная работа по теме «Законы сохранения в механике».

Статика. Законы гидро- и аэростатики (2 ч)

32

1

11.01

12.01

13.01

Условия равновесия твердых тел (§ 32). Центр тяжести твердого тела. Виды равновесия (§ 33).

33

2

12.01

13.01

15.01

Давление в жидкостях и газах. Закон Паскаля (§ 34). Закон Архимеда (§ 35).

Инструктаж по ТБ.

Основы молекулярно-кинетической теории (10 ч)

34

1

18.01

19.01

20.01

Основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытные обоснования (§ 37).  

35

2

19.01

20.01

22.01

Общие характеристики молекул (§ 38).

36

3

25.01

26.01

27.01

Температура. Измерение температуры (§ 39).

37

4

26.01

27.01

29.01

Газовые законы. Абсолютная шкала температур (§ 40). Лабораторная работа № 6 «Изучение изотермического процесса».

38

5

01.02

02.02

03.02

Уравнение состояния идеального газа (§ 41). Лабораторная работа № 7 «Изучение уравнения состояния идеального газа».

39

6

02.02

03.02

05.02

Основное уравнение МКТ (§ 42).

40

7

08.02

09.02

10.02

Температура и средняя кинетическая энергия хаотического движения молекул (§ 43)

41

8

09.02

10.02

12.02

Измерение скоростей молекул газа (§ 44).

42

9

15.02

16.02

17.02

Строение и свойства твердых тел (§ 46).  

43

10

16.02

17.02

19.02

Контрольная работа по теме «Основы молекулярно-кинетической теории».  

Основы термодинамики (6 ч)

44

1

22.02

24.02

24.02

Работа газа в термодинамике. Количество теплоты. Уравнение теплового баланса (§ 47).

45

2

01.03

02.03

26.02

Первый закон термодинамики (§ 48).

46

3

02.03

03.03

03.03

Применение первого закона термодинамики к изопроцессам (§ 49).

47

4

09.03

09.03

05.03

Необратимость тепловых машин. Второй закон термодинамики (§ 50).

48

5

15.03

10.03

10.03

Тепловые машины. Цикл Карно (§ 51). Экологические проблемы использования тепловых машин (§ 52).

49

6

16.03

16.03

12.03

Контрольная работа по теме «Основы термодинамики».

Изменения агрегатных состояний вещества (5 ч)

50

1

 29.03

17.03

17.03

Испарение и конденсация. Насыщенный пар (§ 53).

51

2

 30.03

30.03

19.03

Кипение жидкости (§ 54).

52

3

 05.04

31.03

31.03

Влажность воздуха (§ 55). Лабораторная работа № 8 «Измерение относительной влажности воздуха».

53

4

 06.04

06.04

02.04

Плавление и кристаллизация вещества (§ 56).  Лабораторная работа № 9 «Измерение температуры кристаллизации и удельной теплоты плавления вещества».

54

5

 12.04

07.04

07.04

Контрольная работа по теме «Изменения агрегатных состояний вещества».

Электростатика (10 ч)

55

1

 13.04

13.04

09.04

Электрический заряд. Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда (§ 57).

56

2

 19.04

14.04

14.04

Закон Кулона (§ 58).

57

3

20.04

20.04

16.04

Электрическое поле. Напряженность электрического поля (§ 59)

58

4

26.04

21.04

21.04

 Графическое изображение электрических полей (§ 60).

59

5

 27.04

27.04

23.04

Работа кулоновских сил. Энергия взаимодействия точечных зарядов (§ 62).

60

6

 04.05

28.04

28.04

Потенциал электростатического поля и разность потенциалов (§ 63).

61

7

 11.05

04.05

30.04

Проводники в электростатическом поле (§ 65). Диэлектрики в электростатическом поле (§ 66).

62

8

 17.05

05.05

05.05

Электрическая емкость. Плоский конденсатор. Соединение конденсаторов (§ 67). Лабораторная работа № 10 «Измерение электрической емкости конденсатора».

63

9

 18.05

11.05

07.05

Энергия электрического поля (§ 68).

64

10

24.05

12.05

12.05

Контрольная работа по теме «Электростатика».

65

1

25.05

18.05

14.05

Итоговая контрольная работа

66

1

19.05

19.05

Резервный урок

67

2

25.05

21.05

Резервный урок

68

3

26.05

26.05

Резервный урок

69

4

28.05

Резервный урок

70

5

Резервный урок

 11. Планируемые образовательные результаты

Личностными результатами обучения физике в средней школе являются:

в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя — ориентация на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности, к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны, к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству) — российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, за прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;

в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу — гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а так-же различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

 в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми — нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению; способностей к сопереживанию и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, к живой природе, художественной культуре — мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимость науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта;

в сфере отношений обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений — уважение всех форм собственности, готовность к защите своей собственности; осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности для подготовки к решению личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности, готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

Метапредметные результаты обучения физике в средней школе представлены тремя группами универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

• оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;

• сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;

• организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

• определять несколько путей достижения поставленной цели;

• выбирать оптимальный путь достижения цели с учетом эффективности расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;

• задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

• сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной ранее целью;

• оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;

• распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

• использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий;

• осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

• искать и находить обобщенные способы решения задач;

• приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого;

• анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;

• выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей широкого переноса средств и способов действия;

• выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

• менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над ее решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);

• при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.);

• развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

• распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;

• координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или сочетания реального и виртуального);

• согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением;

• представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;

• подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия а не личных симпатий;

• воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;

• точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.

Предметные результаты обучения физике в средней школе

Выпускник на базовом уровне научится:

• демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современных техники и технологий, в практической деятельности людей;

• показывать на примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными науками;

• устанавливать взаимосвязь естественно-научных явлений и применять основные физические модели для их описания и объяснения;

• использовать информацию физического содержания при решении учебных, практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из различных источников и критически ее оценивая

• различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы научного исследования (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и т. д.) и формы научного познания (факты, законы, теории), демонстрируя на примерах их роль и место в научном познании;

• проводить прямые и косвенные измерения физических величин, выбирая измерительные приборы с учетом необходимой точности измерений, планировать ход измерений, получать значение измеряемой величины и оценивать относительную погрешность измерения по формулам;

• выполнять исследования зависимостей между физическими величинами: проводить измерения и определять на основе исследования значение параметров, характеризующих данную зависимость между величинами, и делать вывод с учетом погрешности измерений;

• использовать для описания характера протекания физических процессов физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;

• использовать для описания характера протекания физических процессов физические законы с учетом границ их применимости;

• решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера), используя модели, физические величины и законы; выстраивать логически верную цепочку объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса (явления);

• решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный результат;

• учитывать границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач;

• применять знания о принципах работы и основных характеристиках изученных машин, приборов и других технических устройств для решения практических, учебно-исследовательских и проектных задач;

• использовать знания о физических объектах и процессах в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде, для принятия решений в повседневной жизни.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

• понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;

• владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;

• характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;

• выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;

• самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;

• характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические и роль физики в решении этих проблем;

• решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины;

• объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств;

• объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.


Лист коррекции рабочей программы

Дата (номер)

Причина коррекции (замена урока, болезнь, учителя, праздничный день, отмена занятий по приказу и т.д.)

Документ о проведении коррекции

(№ приказа, дата приказа)

урока, который требует коррекции

урока, который содержит коррекцию


Приложение к рабочей программе

Задания для контрольных работ взяты из:

  1. «Физика. Базовый уровень. 10 класс : Методическое пособие / М. А. Петрова, В. В. Кудрявцев. — М. : Дрофа, 2019.»
  2. «Физика. Сборник задач. 10 класс.» Заболотский А. А., Комиссаров В. Ф., Петрова М. А.  ДРОФА, корпорация "Российский учебник" , 2020

Контрольная работа № 1 по теме: «Кинематика»

Цели урока
Предметные: проверить усвоение основных понятий и законов по теме «Кинематика».
Личностные: развивать готовность к самоконтроля полученных знаний и сформированных умений.
Метапредметные: способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, применять полученные знания в новой ситуации.
Межпредметные: показывать на примерах взаимосвязь между физикой и математикой (функциональные зависимости, скалярные и векторные величины).
Методические комментарии
Контрольная работа состоит из двух частей. В части 1 приведены задания базового уровня, в части 2 — задания повышенного уровня. За выполнение каждого задания части 1 учащийся получает 2 балла, задания части 2 — 3 балла.
                                                                                                   Вариант 1
                                                                                                     Часть 1
1.
Материальная точка движется с постоянной скоростью по окружности радиусом R, совершая один оборот за время Т. Как изменятся перечисленные в первом столбце физические величины, если радиус окружности увеличится, а период обращения останется прежним? К каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА
А) линейная скорость
Б) угловая скорость
В) нормальное (центростремительное) ускорение

ЕЕ ИЗМЕНЕНИЕ
1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами (цифры в ответе могут повторяться).

А

Б

В

2. Под каким углом к горизонту с начальной скоростью  = 4 м/с брошено тело, если в верхней точке траектории оно имело скорость  = 2,83 м/с?
3. Модуль скорости точек на ободе колеса 25 м/с. Диаметр колеса 50 см. Сколько оборотов сделает колесо за 10 с?
4. С вышки бросили камень в горизонтальном направлении. Через 10 с. он упал на расстоянии 50 м от вышки. Определите начальную скорость камня.

Вариант 2   

  Часть 1  

1. На поверхность диска с центром в точке О нанесли две точки А и В
так, что ОВ = , см. рисунок). Диск привели во вращение с постоянной
линейной скоростью. Как изменятся перечисленные в левом столбце физические величины при переходе от точки А к точке В?

К каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА
А) угловая скорость
Б) период вращения
В) центростремительное ускорение

ЕЕ ИЗМЕНЕНИЕ
1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится

 Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами (цифры в ответе могут повторяться).

А

Б

В

2. С башни высотой 45 м горизонтально брошен камень со скоростью 10 м/с. На каком расстоянии от башни он упадет на поверхность Земли?

3. Модуль скорости конца минутной стрелки Кремлевских курантов равна 6 мм/с. Определите длину минутной стрелки.

4. Диск, брошенный под углом 45° к горизонту, достиг наибольшей высоты 40 м. Определите начальную скорость диска. Сопротивлением воздуха пренебречь.

Контрольная работа № 2 по теме: «Динамика»

Цели урока
Предметные: проверить усвоение основных понятий и законов по теме «Динамика».
Личностные: развивать готовность к самоконтроля полученных знаний и сформированных умений.
Метапредметные: способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, применять полученные знания в новой ситуации.
Межпредметные: показывать на примерах взаимосвязь между физикой и математикой (функциональные зависимости, графики функций, скалярные и векторные величины).
Методические комментарии
Контрольная работа состоит из двух частей. В части 1 приведены задания базового уровня, в части 2 — задания повышенного уровня. За выполнение каждого задания части 1 учащийся получает 2 балла, задания части 2 — 3 балла.

                                                                                                            Вариант 1
                                                                                                               Часть 1
1. Брусок скользит по наклонной плоскости, образующей угол  с горизонтом. Коэффициент трения бруска о плоскость , масса бруска m, ускорение свободного падения g.
К каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА                                                     ФОРМУЛА
А) сила трения                                                                               1) mg sin
Б) сила реакции опоры                                                                  2) mg cos
                                                                                                         3) mg tg
                                                                                                         4) N
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

2. Магнит массой 50 г прикреплен к вертикальной железной стене. Какой должна быть сила притяжения магнита к доске, чтобы он не соскользнул с нее вниз? Коэффициент трения магнита о доску равен 0,02.
3. Автомобиль массой m = 1000 кг движется со скоростью  = 10 м/с по выпуклому мосту, представляющему собой окружность радиусом R = 100 м. С какой силой давит автомобиль на мост, проезжая через его середину?
4. Брусок массой m = 1 кг движется равномерно по горизонтальной плоскости под действием силы F = 10 Н, приложенной под углом  = 60° к плоскости. Определите коэффициент трения бруска о плоскость.

                                                                                                           Вариант 2
                                                                                                            Часть 1

1. Установите соответствие между физическими величинами и формулами их определения.
   

ФИЗИЧЕСКИЕ   ВЕЛИЧИНЫ

ФОРМУЛЫ   ОПРЕДЕЛЕНИЯ

А) сила упругости
Б) сила трения скольжения
В) сила гравитационного взаимодействия двух тел

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

2. Скорость автомобиля массой 500 кг изменяется в соответствии с графиком,
приведенным на рисунке.
Определите равнодействующую сил в момент времени t = 3 с.

3. Вычислите первую космическую скорость спутника, движущегося по круговой орбите вблизи поверхности Земли. Радиус Земли RЗ = 6400 км.
4
. Автомобиль массой m = 2•103 кг движется со скоростью  = 60 км/ч по вогнутому мосту. Радиус кривизны моста R = 100 м. С какой силой давит автомобиль на мост, проезжая через его середину?

Контрольная работа № 3 по теме: «Законы сохранения в механике»

Цели урока
Предметные: проверить усвоение основных понятий и законов по теме «Законы сохранения в механике».
Личностные: развивать готовность к самоконтроля полученных знаний и сформированных умений.
Метапредметные: способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, применять полученные знания в новой ситуации.
Межпредметные: показывать на примерах взаимосвязь между физикой и математикой (функциональные зависимости, графики функций, скалярные и векторные величины).
Методические комментарии
Из предложенных ниже вариантов учитель может самостоятельно разработать содержание контрольной работы в зависимости от уровня подготовки учащихся. Учащимся, которые справились со всеми заданиями контрольной работы, можно предложить решить дополнительную задачу.

                                                                                                                 Вариант 1
                                                                                                                   Часть 1

1. На рисунке показан график зависимости
проекции импульса px тележки от времени t.
Каким будет график изменения проекции равнодействующей всех сил Fx, действующих на тележку, от времени?

2. С тележки, движущейся без трения по горизонтальной поверхности, сброшен груз с нулевой начальной скоростью (в системе отсчета, связанной с тележкой). В результате скорость тележки
1) уменьшилась
2) возросла
3) не изменилась
4) уменьшилась или возросла в зависимости от того, что больше — масса тележки или масса груза

3. Груз массой т тянут за нить по горизонтальной шероховатой поверхности. На какое расстояние s переместится груз после обрыва нити, если его скорость в момент обрыва , а коэффициент трения груза о поверхность ? Сопротивление воздуха пренебрежимо мало.

4. Шары движутся со скоростями, показанными на рисунке, и при столкновении слипаются. Как будет направлен импульс шаров после
столкновения?

5. Как изменится потенциальная энергия упруго деформированной пружины при увеличении ее удлинения в 3 раза?
1) увеличится в 9 раз                               3) уменьшится в 3 раза
2) увеличится в 3 раза                             4) уменьшится в 9 раз
                                                                                                              Вариант 2
                                                                                                               
Часть 1
1. Мяч массой m брошен вертикально вверх с начальной скоростью .  Каким будет изменение импульса мяча за время от начала движения до возвращения в исходную
точку, если сопротивление воздуха пренебрежимо мало?

2. Ящик скользит по горизонтальной поверхности. На рисунке приведен график зависимости работы силы трения от пройденного пути. Какой участок был наиболее скользким?
1) только от 0 до 1 м
2) только от 1 до 5 м
3) только от 5 до 5,5 м
4) от 0 до 1 м и от 5 до 5,5 м

3. Система состоит из двух материальных точек, векторы импульсов которых  и  изображены на рисунке. На каком из рисунков,
приведенных ниже, правильно изображен вектор полного импульса
этой системы?

4. С наклонной плоскости соскальзывает брусок. Действующая на этот брусок cила реакции опоры N
1) совершает положительную работу
2) совершает отрицательную работу
3) не совершает работу
4) может совершать как положительную, так и отрицательную работу
5. Товарный вагон, движущийся по горизонтальному пути с небольшой скоростью, сталкивается с другим вагоном и останавливается. При этом пружина буфера сжимается.
Какое из перечисленных ниже преобразований энергии происходит в этом процессе?
1) кинетическая энергия вагона преобразуется в потенциальную энергию пружины
2) кинетическая энергия вагона преобразуется в его потенциальную энергию
3) потенциальная энергия пружины преобразуется в ее кинетическую энергию
4) внутренняя энергия пружины преобразуется в кинетическую энергию вагона

                                                 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №4 по теме «Основы молекулярно-кинетической теории»
Цели урока
Предметные: проверить усвоение основных понятий и законов по теме «Основы молекулярно-кинетической теории».
Личностные: развивать готовность к самоконтроля полученных знаний и сформированных умений.
Метапредметные: способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, применять полученные знания в новой ситуации.
Межпредметные: показывать на примерах взаимосвязь между физикой и математикой (функциональные зависимости, графики функций).
Методические комментарии
Из предложенных ниже вариантов учитель может самостоятельно разработать содержание контрольной работы в зависимости от уровня подготовки учащихся. Каждое задание части 1 оценивается в 1 балл, части 2 — 2 балла, части 3 —3 балла.

                                                                                                              Вариант 1
                                                                                                                 Часть 1

1. Как изменится давление идеального газа данного количества при переходе из состояния 1 в состояние 2 (см. рисунок)?

1) не изменится
2) увеличится
3) уменьшится
4) в зависимости от газа давление может уменьшиться, а
может увеличиться.

2. Единицей в СИ физической величины определяемой выражением pV/RT, является
1) м
3            2) Па          3) кг/м3          4) моль

3. На рисунке в координатах V, T изображен замкнутый
процесс, произведенный с идеальным газом. Определите,
в каком состоянии давление газа минимально

1) 1      2) 2       3) 3        4) 4

                                                                                                              Часть 2
4. При какой температуре молекулы гелия (M1 = 4•10–3 кг/моль) имеют такую же среднеквадратичную скорость, как и молекула водорода (M2 = 2•10–3 кг/моль) при 27 °С?

5. Найдите среднюю кинетическую энергию хаотического движения атома аргона, если 2 кмоль этого газа в баллоне объемом 10 л создают давление 106 Па.

                                                                                                                  Вариант 2
                                                                                                                                           
Часть 1
1.
 В замкнутом процессе 1—2—3—4 (см. рисунок) произведенном с идеальным газом

1) T3 < T2 < T1
2) T3 < T4 < T1
3) T1 < T4 < T3
4) T1 > T4 > T3

2. Единицей измерения в СИ физической величины, определяемой выражением Mp/RT, является
1) м
3            2) Па          3) кг/м3           4) моль

                                                                                                         

3. На рисунке приведен график изменения состояния идеального газа в
координатах p, V. Какой из приведенных на рисунках ав графиков в координатах p, T соответствует данному
процессу?

                                                                                                                    Часть 2

4. В закрытом сосуде находится идеальный газ. Во сколько раз возрастет его давление, если среднеквадратичная скорость молекул увеличится на 20%?

5. Под каким давлением находится в баллоне кислород, если емкость баллона 5 л, а средняя кинетическая энергия хаотического движения молекул кислорода 6 кДж?

                                                  КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №5  по теме «Основы термодинамики»
Цели урока
Предметные: проверить усвоение основных понятий и законов по теме «Основы термодинамики».
Личностные: развивать готовность к самоконтроля полученных знаний и сформированных умений.
Метапредметные: способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, применять полученные знания в новой ситуации.
Межпредметные: показывать на примерах взаимосвязь между физикой и математикой (функциональные зависимости, графики функций).
Методические комментарии
Из предложенных ниже вариантов учитель может самостоятельно разработать содержание контрольной работы в зависимости от уровня подготовки учащихся.

                                                                                                          Вариант 1
                                                                                                             Часть 1
1. Установите соответствие между названием процесса и условиями его протекания. Масса идеального газа остается неизменной.
К каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ИЗОПРОЦЕСС

А) изобарный
Б) изотермический
В) адиабатический

УСЛОВИЯ ПРОТЕКАНИЯ

1) A = – U
2) A = p V
3) PV = const

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Часть 2
2—6. Задачи № 9.45—9.49 (по выбору) из задачника.

                                                                                                          Вариант 2
                                                                                                                                  Часть 1
1.
Идеальный одноатомный газ совершает положительную механическую работу в адиабатическом процессе. Как изменяются в этом процессе давление, объем и температура газа? К каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА

А) давление
Б) объем
В) температура

ЕЕ ИЗМЕНЕНИЕ

1) уменьшается
2) не изменяется
3) увеличивается

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами (цифры в ответе могут повторяться).

А

Б

В

   Часть 2

2—6. Задачи № 9.45—9.49 (по выбору) из задачника.

                                            КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №6 по теме «Изменения агрегатных состояний вещества»
Цели урока
Предметные: проверить усвоение основных понятий и законов по теме «Изменение агрегатных состояний вещества».
Личностные: развивать готовность к самоконтроля полученных знаний и сформированных умений.
Метапредметные: способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, применять полученные знания в новой ситуации.
Межпредметные: показывать на примерах взаимосвязь между физикой и математикой (функциональные зависимости).
Методические комментарии
Из предложенных ниже вариантов рекомендуется разработать структуру контрольной работы в зависимости от уровня подготовки учащихся.
 Обязательно добавьте в содержание контрольной работы качественные задачи и задачи на определение влажности воздуха. Каждое задание части 1 оценивается в 2 балла, части 2 — 3 балла.

                                                                                                                                      Вариант 1
                                                                                                                  Часть 1
1.
Установите соответствие между записанным в первом столбце процессом и изменением средней кинетической энергии хаотического движения молекул.

ПРОЦЕСС

А) парообразование
Б) конденсация
В) плавление

ИЗМЕНЕНИЕ СРЕДНЕЙ
КИНЕТИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ

1) средняя кинетическая энергия выделяется
2) средняя кинетическая энергия поглощается
3) средняя кинетическая энергия не изменяется

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами (цифры в ответе могут повторяться).

А

Б

В

2. Кусок свинца массой m = 1 кг расплавился наполовину при сообщении ему количества теплоты  = 50 кДж. Чему была равна начальная температура свинца? Температура плавления свинца t = 327 °С.

                                                                                                                   Часть 2


3. При выстреле из ствола винтовки пуля массой 9 г приобретает скорость 800 м/с. Определите массу порохового заряда, если КПД выстрела 24%. Удельная теплота сгорания пороха 3,8 МДж/кг.

4. В чайник со свистком налили воду массой 1 кг и поставили на электрическую плитку мощностью 900 Вт. Через 7 мин раздался свисток. Сколько воды останется в чайнике после кипения воды в течение 2 мин? Определите КПД плитки. Начальная температура воды 20 °С.

5. Относительная влажность воздуха в аудитории при 20 °С равна 20%. Сколько воды нужно испарить в этой аудитории, чтобы поднять влажность до 50%? Вместимость аудитории 40 м3, плотность насыщенных водяных паров при 20 °С составляет r  = 1,73•10–2 кг/м3.

                                                                                                             

                                                                                                         Вариант 2
                                                                                                                                  Часть 1
1.
Установите соответствие между записанным в первом столбце явлением/процессом и видом теплообмена.

ЯВЛЕНИЕ/ПРОЦЕСС

А) измерение температуры ртутным термометром
Б) нагревание воды в чайнике
В) печное отопление

ВИД ТЕПЛООБМЕНА

1) излучение
2) теплопроводность
3) конвекция

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

2. В бак с горячей водой, имеющей температуру 80 °С и массу 20 кг, долили 10 кг холодной воды с температурой 20 °С. Какая температура воды установится в баке? Тепловыми потерями пренебречь.
                                                                                                             Часть 2
3.
Гусеничный трактор развивает мощность 60 кВт, и при этой мощности в нем за 1 ч расходуется 18 кг дизельного топлива. Найдите КПД двигателя. Удельная теплота сгорания дизельного топлива 42 МДж/кг.

4. Лед массой 5 кг при температуре –10 °С нужно нагреть до температуры  = 50 °С путем пропускания водяного пара при температуре 100 °С. Определите необходимое количество пара.

5. В герметически закрытый сосуд вместимостью V = 5 м3 поместили m = 20 кг воды и нагрели до температуры T = 453 К. Найдите массу и давление пара в сосуде. Плотность насыщенного пара при данной температуре составляет  = 5,05 кг/м3. Молярная масса воды M = 0,018 кг/моль.

                                                                      КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №7 по теме «Электростатика»
Цели урока
Предметные: проверить усвоение основных понятий и законов по теме «Электростатика».
Личностные: развивать готовность к самоконтроля полученных знаний и сформированных умений.
Метапредметные: способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, применять полученные знания в новой ситуации.
Межпредметные: показывать на примерах взаимосвязь между физикой и математикой (функциональные зависимости, графики функций, скалярные и векторные величины).
Методические комментарии
Из предложенных ниже вариантов учитель может самостоятельно разработать содержание контрольной работы в зависимости от уровня подготовки учащихся. Каждое задание части 1 оценивается в 1 балл, части 2 — 3 балла.

                                                                                                                Вариант 1
                                                                                                                   Часть 1

1. В однородном электростатическом поле напряженностью Е = 4•105 В/м расположено небольшое тело, заряд которого q = 2•10–8 Кл (см. рисунок). Чему равна и куда направлена сила, действующая на  этот заряд?

1) 8•10–3 Н, вправо                                  3) 0,5•10–13 Н, вправо
2) 8•10–3 Н, влево                                    4) 0,5•10–13 Н, влево
2. Как изменится сила кулоновского взаимодействия двух точечных зарядов, если расстояние между ними уменьшить в 3 раза?
1) увеличится в 3 раза                            2) уменьшится в 3 раза
3) увеличится в 9 раз                              4) уменьшится в 9 раз
3. Пылинка, имевшая положительный заряд +е, потеряла один электрон. Каким в результате этого стал электрический заряд пылинки?
1) 0                     2) –2е                      3) –е                              4) +2е

4. Положительный заряд +q может перемещаться в однородном электростатическом поле из точки 1 в точку 2 по разным траекториям (см. рисунок). При перемещении по какой траектории сила электростатического поля совершает меньшую работу?

 1) I                      2) II                         3) III                 4) работа одинакова при движении по всем траекториям

5. На расстоянии r от центра заряженной сферы радиусом R потенциал электростатического поля равен              
                       

                                                                                               Вариант 2
                                                                                                 Часть 1

1. Напряженность электрического поля измеряют с помощью пробного заряда q. Если модуль пробного заряда уменьшить в n раз, то модуль напряженности поля
1) не изменится                                               2) увеличится в n раз
3) уменьшится в n раз                                     4) увеличится в n2 раз

2. От капли, имевшей электрический заряд –2e, отделилась капля с зарядом +e. Каким стал электрический заряд оставшейся части капли?
1) –e                       3) +e
2) –3e                     4) +3e

3. В трех вершинах квадрата размещены точечные заряды: +q, –q, +q (см. рисунок). Как направлена кулоновская сила, действующая на точечный заряд –2q, находящийся в центре квадрата?

1) 1                         2) 2                                3) 3                        4) 4


4. Как изменится работа электростатического поля по перемещению электрона из одной точки поля в другую при увеличении разности потенциалов между точками в 3 раза?
1) уменьшится в 9 раз                                           2) уменьшится в 3 раза
3) увеличится в 3 раза                                           4) не изменится

5. В однородном электростатическом поле напряженностью E разность потенциалов между точками 1 и 2 определяется выражением:

Итоговая контрольная работа

Цели урока
Предметные: проверить усвоение основных понятий и законов по темам «Кинематика», «Динамика», «Законы сохранения», «Основы молекулярно-кинетической теории», «Основы термодинамики», «Изменения агрегатных состояний веществ», «Электростатика».
Личностные: развивать готовность к самоконтроля полученных знаний и сформированных умений.
Метапредметные: способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, применять полученные знания в новой ситуации.
Межпредметные: показывать на примерах взаимосвязь между физикой и математикой (функциональные зависимости, графики функций, скалярные и векторные величины).
Методические комментарии
 Каждое задание части 1 оценивается в 1 балл, каждое задание части 2 оценивается в 2 балла

                                                                                                                    Вариант 1
                                                                                                                     Часть 1

1. Пластилиновый шарик массой m, движущийся со скоростью v, налетает на покоящийся пластилиновый шарик массой 2m. После удара шарики, слипшись, движутся вместе. Чему равна скорость их совместного движения?

1) 1/3 v                                         2) 2/3 v                                        3) 1/2 v                              4) 2v

2. При сжигании бензина в автомобиле за 5 с выделилось 103 кДж энергии. При этом двигатель совершил работу 400 кДж. Определите КПД двигателя.

1) 30%                       2) 45%                      3) 60%                   4) 40%

3. При какой температуре молекулы могут покидать поверхность воды?

1) только при температуре кипения

2) только при температуре выше 100 °С

3) только при температуре выше 20 °С

4) при любой температуре

4. Потенциальная энергия электростатического взаимодействия зарядов q 1 и q 2 , находящихся на расстоянии L друг от друга, равна W. Чему равна потенциальная энергия взаимодействия зарядов q 1 и 2q 2 , находящихся на расстоянии 4l?

1) 2W                        2) 8W                        3) 0,5W                       4) W

Часть 2

5. Мальчик бросил горизонтально мяч из окна, находящегося на высоте 20 м относительно поверхности Земли. Сколько времени мяч летел до поверхности Земли? С какой по модулю скоростью был брошен мяч, если он упал на расстоянии 6 м от основания дома? Сопротивлением воздуха пренебречь.

6. Канат выдерживает нагрузку 2,5 кН. С каким наибольшим ускорением можно поднимать груз массой 200 кг с помощью этого каната?

7. Среднеквадратичная скорость молекул газа 400 м/с. Какой объем займет 1 кг этого газа при давлении 1•105 Па?

Вариант  2
Часть 1

1. Тяжелый молот падает на сваю и вбивает ее в почву. В этом процессе происходит преобразование

1) потенциальной энергии молота во внутреннюю энергию сваи

2) кинетической энергии молота во внутреннюю энергию молота, сваи, почвы

3) внутренней энергии молота в кинетическую и потенциальную энергию сваи

4) внутренней энергии молота во внутреннюю энергию сваи и почвы.

2. В тепловой машине, работающей по циклу Карно, температура холодильника 300 К, а температура нагревателя на 200 К больше. Определите КПД цикла этой тепловой машины.

1) 1,5%                    2) 40%                 3) 67%                  4) 90%

3. При отводе от вещества в кристаллическом состоянии количества теплоты Q при постоянной температуре T происходит переход вещества массой m из твердого состояния в жидкое. Какое выражение определяет удельную теплоту плавления этого вещества?

1) Q/m                   2) Q/(mT)              3) Q/T                  4) Q/(m дельтаT)

4. Два точечных разноименных заряда находятся на некотором расстоянии друг от друга. Как изменится потенциальная энергия электростатического взаимодействия этих зарядов, если второй заряд и расстояние между зарядами уменьшить в 3 раза?

1) уменьшится в 3 раза

2) уменьшится в 9 раз

3) увеличится в 3 раза

4) не изменится

                                                                                                                       Часть 2

5. Мальчик бросил горизонтально мяч из окна, находящегося на высоте 45 м относительно поверхности Земли. Сколько времени мяч летел до поверхности Земли? С какой по модулю скоростью был брошен мяч, если он упал на расстоянии 6 м от основания дома? Сопротивлением воздуха пренебречь.

 6. Определите вес автомобиля, едущего со скоростью 72 км/ч, в верхней точке выпуклого моста. Вблизи этой точки форма моста совпадает с окружностью радиусом 500 м. Масса автомобиля 500 кг. Считайте, что g = 10 м/с 2 .

7. В баллоне вместимостью 40 л находятся 1 кг углекислого газа и 0,5 кг кислорода. Баллон выдерживает давление не более 3•10 6 Па. При какой температуре возникает опасность разрыва баллона?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС          по проф...

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...