РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 7-9 классы
рабочая программа по физике (7, 8, 9 класс)
Рабоча программа по физике 7-9 лкассы с учетом требований ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 7-9 классы | 372 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Малоянгорчинская основная общеобразовательная школа им. В.Т. Трофимова»
Цивильского района Чувашской Республики
Рассмотрено Утверждаю
на заседании И. о. директора школы
педагогического совета __________/ Андреева Г.П./
Протокол № 01 от «30» августа 2019 г. Приказ № ____от «30» августа 2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФИЗИКЕ
Класс: 7,8,9 классы
Срок реализации: 2019-2020 учебный год
Общее количество часов по плану: по 70 часов (7,8 классы), 102 часа – 9 класс)
Количество часов в неделю: по 3 часа
Рабочую программу разработал: Иванова Ирина Владимировна
Должность: учитель физики
Год разработки: 2019
Планируемые результаты обучения физике в 7-9 классах
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты обучения физике в основной школе включают межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе продолжается работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего». При изучении физики обучающиеся усовершенствуют приобретенные навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе: • систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; • выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов); • заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты. В ходе изучения физики обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
• анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
• идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
• выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
• ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
• формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
• обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
• определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
• обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
• определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
• выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
• выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
• составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
• определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
• описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
• планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
• определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
• систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
• отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
• оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
• находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
• работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
• устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
• сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
• определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
• анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
• свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
• оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
• обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
• фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
• наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
• соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
• принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
• самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
• ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
• демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
• подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
• выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
• выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
• объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
• выделять явление из общего ряда других явлений;
• определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
• строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
• строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
• излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
• самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
• вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
• выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
• делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знакии символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
• обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
• определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
• создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
• строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
• создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
• преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
• переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
• строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
• строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
• анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
• находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
• ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
• устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
• резюмировать главную идею текста;
• критически оценивать содержание и форму текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
• определять свое отношение к природной среде;
• анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
• проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
• прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
• распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
• выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
• определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
• осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
• формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
• соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
• определять возможные роли в совместной деятельности;
• играть определенную роль в совместной деятельности;
• принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
• определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
• строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
• корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
• критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
• предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
• выделять общую точку зрения в дискуссии;
• договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
• организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
• устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
• определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
• отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
• представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
• соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
• высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
• принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
• создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
• использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
• использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
• делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ). Обучающийся сможет:
• целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
• выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
• выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
• использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
• использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
• создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты:
7 класс
Ученик научится:
• понимать смысл понятий: физическое явление, физический закон, физические величины, взаимодействие;
• понимать смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;
• понимать смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Гука.
• собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку и проводить наблюдения изучаемых явлений;
• измерять массу, объём, силу тяжести, расстояние; представлять результаты измерений в виде таблиц, выявлять эмпирические зависимости;
• объяснять результаты наблюдений и экспериментов;
• применять экспериментальные результаты для предсказания значения величин, характеризующих ход физических явлений;
• выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы;
• решать задачи на применение изученных законов;
• приводить примеры практического использования физических законов;
Ученик получит возможность научиться:
• использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.
• использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;
• использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
8 класс
Ученик научится:
- Понимать смысл понятий: тепловое движение, теплопередача, теплопроводность, конвекция, излучение, агрегатное состояние, фазовый переход. электрический заряд, электрическое поле, проводник, полупроводник и диэлектрик, химический элемент, атом и атомное ядро, протон, нейтрон, электрическая сила, ион, электрическая цепь и схема, точечный источник света, поле зрения, аккомодация, зеркало, тень, затмение, оптическая ось, фокус, оптический центр, близорукость и дальнозоркость. магнитное поле, магнитные силовые линии, постоянный магнит, магнитный полюс.
- Понимать смысл физических величин: внутренняя энергия, количество теплоты, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота сгорания топлива, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, температура кипения, температура плавления, влажность, электрический заряд, сила тока, напряжение, сопротивление, удельное сопротивление, работа и мощность тока, углы падения, отражения, преломления, фокусное расстояние, оптическая сила.
- Понимать смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, закон Ампера, закон прямолинейного распространения света, законы отражения и преломления света.
- описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление света;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электромагнитных явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов.
Ученик получит возможность научиться:
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.
- самостоятельно задумывать, планировать учебное исследование, учебный и социальный проект;
- использовать догадку, интуицию;
- использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;
- использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, поиск исторических образцов;
- использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
- целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
- осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
9 класс
Ученик научится:
- Понимать смысл понятий: магнитное поле, атом, атомное ядро, радиоактивность, ионизирующие излучения; относительность механического движения, траектория, инерциальная система отсчета, искусственный спутник, замкнутая система. внутренние силы, математический маятник, звук. изотоп, нуклон;
- Понимать смысл физических величин: магнитная индукция, магнитный поток, энергия электромагнитного пол, перемещение, проекция вектора, путь, скорость, ускорение, ускорение свободного падения, центростремительное ускорение, сила, сила тяжести, масса, вес тела, импульс, период, частота. амплитуда, фаза, длина волны, скорость волны, энергия связи, дефект масс.
- Понимать смысл физических законов: уравнения кинематики, законы Ньютона (первый, второй, третий), закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса, принцип относительности Галилея, законы гармонических колебаний, правило левой руки, закон электромагнитной индукции, правило Ленца, закон радиоактивного распада.
- собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку и проводить наблюдения изучаемых явлений;
- измерять силу тяжести, расстояние; представлять результаты измерений в виде таблиц, выявлять эмпирические зависимости;
- объяснять результаты наблюдений и экспериментов;
- применять экспериментальные результаты для предсказания значения величин, характеризующих ход физических явлений;
- выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы;
- решать задачи на применение изученных законов;
- приводить примеры практического использования физических законов;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.
Ученик получит возможность научиться:
- самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;
- использовать догадку, озарение, интуицию;
- использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;
- использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;
- использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
- использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
- целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
- осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Содержание учебного предмета
Основное содержание
Физика и физические методы изучения природы
Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц. Научный метод познания. Физический эксперимент и физическая теория. Наука и техника.
Демонстрации
Наблюдение физических явлений: свободного падения тел, колебаний маятника, притяжение стального шара магнитом, свечение нити электрической лампы. Физические приборы.
Лабораторные работы и опыты
Определение цены деления шкалы измерительного прибора.[1]
Измерение длины.
Измерение объема жидкости и твердого тела.
Измерение температуры.
Механические явления
Кинематика
Динамика
Законы сохранения импульса и механической энергии
Механические колебания и волны
Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Методы измерения расстояния, времени и скорости.
Неравномерное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Свободное падение тел. Графики зависимости пути и скорости от времени.
Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения.
Явление инерции. Первый закон Ньютона. Масса тела. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности.
Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил.
Сила упругости. Методы измерения силы.
Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.
Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Вес тела. Невесомость. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.
Сила трения.
Момент силы. Условия равновесия рычага. Центр тяжести тела. Условия равновесия тел.
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия. Методы измерения энергии, работы и мощности.
Давление. Атмосферное давление. Методы измерения давления. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условие плавания тел.
Механические колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. Период колебаний математического и пружинного маятников.
Механические волны. Длина волны. Звук.
Демонстрации
Равномерное прямолинейное движение.
Относительность движения.
Равноускоренное движение.
Направление скорости при равномерном движении по окружности.
Явление инерции.
Взаимодействие тел.
Зависимость силы упругости от деформации пружины.
Сложение сил.
Сила трения.
Второй закон Ньютона.
Третий закон Ньютона.
Невесомость.
Закон сохранения импульса.
Реактивное движение.
Изменение энергии тела при совершении работы.
Превращения механической энергии из одной формы в другую.
Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры.
Обнаружение атмосферного давления.
Измерение атмосферного давления барометром - анероидом.
Закон Паскаля.
Гидравлический пресс.
Закон Архимеда.
Простые механизмы.
Механические колебания.
Механические волны.
Звуковые колебания.
Условия распространения звука.
Лабораторные работы и опыты
Измерение скорости равномерного движения.
Изучение зависимости пути от времени при равномерном и равноускоренном движении
Измерение ускорения прямолинейного равноускоренного движения.
Измерение массы.
Измерение плотности твердого тела.
Измерение плотности жидкости.
Измерение силы динамометром.
Сложение сил, направленных вдоль одной прямой.
Сложение сил, направленных под углом.
Исследование зависимости силы тяжести от массы тела.
Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.
Исследование силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения скольжения.
Исследование условий равновесия рычага.
Нахождение центра тяжести плоского тела.
Вычисление КПД наклонной плоскости.
Измерение кинетической энергии тела.
Измерение изменения потенциальной энергии тела.
Измерение мощности.
Измерение архимедовой силы.
Изучение условий плавания тел.
Изучение зависимости периода колебаний маятника от длины нити.
Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника.
Изучение зависимости периода колебаний груза на пружине от массы груза.
Молекулярная физика и термодинамика
Строение и свойства веществ
Тепловые явления
Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.
Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц.
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.
Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Расчет количества теплоты при теплообмене.
Принципы работы тепловых двигателей. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания. Реактивный двигатель. КПД теплового двигателя. Объяснение устройства и принципа действия холодильника.
Преобразования энергии в тепловых машинах. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Демонстрации
Сжимаемость газов.
Диффузия в газах и жидкостях.
Модель хаотического движения молекул.
Модель броуновского движения.
Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда.
Сцепление свинцовых цилиндров.
Принцип действия термометра.
Изменение внутренней энергии тела при совершении работы и при теплопередаче.
Теплопроводность различных материалов.
Конвекция в жидкостях и газах.
Теплопередача путем излучения.
Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.
Явление испарения.
Кипение воды.
Постоянство температуры кипения жидкости.
Явления плавления и кристаллизации.
Измерение влажности воздуха психрометром или гигрометром.
Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.
Устройство паровой турбины
Лабораторные работы и опыты
Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.
Изучение явления теплообмена.
Измерение удельной теплоемкости вещества.
Измерение влажности воздуха.
Исследование зависимости объема газа от давления при постоянной температуре.
Электрические и магнитные явления
Электрические явления
Магнитные явления
Электромагнитные колебания и волны
Оптические явления
Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда.
Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, диэлектрики и полупроводники.
Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Действия электрического тока. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Носители электрических зарядов в металлах.
Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Электродвигатель. Электромагнитное реле.
Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Правило Ленца. Электрогенератор.
Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.
Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны и их свойства. Скорость распространения электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения.
Свет - электромагнитная волна. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Дисперсия света.
Демонстрации
Электризация тел.
Два рода электрических зарядов.
Устройство и действие электроскопа.
Проводники и изоляторы.
Электризация через влияние
Перенос электрического заряда с одного тела на другое
Закон сохранения электрического заряда.
Источники постоянного тока.
Составление электрической цепи.
Измерение силы тока амперметром.
Наблюдение постоянства силы тока на разных участках неразветвленной электрической цепи.
Измерение силы тока в разветвленной электрической цепи.
Измерение напряжения вольтметром.
Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление.
Реостат и магазин сопротивлений.
Измерение напряжений в последовательной электрической цепи.
Зависимость силы тока от напряжения на участке электрической цепи.
Опыт Эрстеда.
Магнитное поле тока.
Действие магнитного поля на проводник с током.
Устройство электродвигателя.
Электромагнитная индукция.
Правило Ленца.
Самоиндукция.
Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле.
Устройство генератора постоянного тока.
Устройство генератора переменного тока.
Устройство трансформатора.
Передача электрической энергии.
Электромагнитные колебания.
Свойства электромагнитных волн.
Принцип действия микрофона и громкоговорителя.
Принципы радиосвязи.
Источники света.
Прямолинейное распространение света.
Закон отражения света.
Изображение в плоском зеркале.
Преломление света.
Ход лучей в собирающей линзе.
Ход лучей в рассеивающей линзе.
Получение изображений с помощью линз.
Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата.
Модель глаза.
Дисперсия белого света.
Получение белого света при сложении света разных цветов.
Лабораторные работы и опыты
Наблюдение электрического взаимодействия тел
Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения.
Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении.
Исследование зависимости силы тока в электрической цепи от сопротивления при постоянном напряжении.
Изучение последовательного соединения проводников
Изучение параллельного соединения проводников
Измерение сопротивление при помощи амперметра и вольтметра.
Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление.
Измерение работы и мощности электрического тока.
Изучение взаимодействия постоянных магнитов.
Исследование магнитного поля прямого проводника и катушки с током.
Исследование явления намагничивания железа.
Изучение принципа действия электромагнитного реле.
Изучение действия магнитного поля на проводник с током.
Изучение принципа действия электродвигателя.
Изучение явления электромагнитной индукции.
Изучение принципа действия трансформатора.
Изучение явления распространения света.
Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.
Изучение свойств изображения в плоском зеркале.
Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.
Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.
Получение изображений с помощью собирающей линзы.
Наблюдение явления дисперсии света.
Квантовые явления
Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Линейчатые оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами.
Состав атомного ядра. Зарядовое и массовое числа.
Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Альфа-, бета - и гамма-излучения. Методы регистрации ядерных излучений.
Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика.
Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы работы атомных электростанций.
Демонстрации
Модель опыта Резерфорда.
Наблюдение треков частиц в камере Вильсона.
Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.
Лабораторные работы и опыты
Наблюдение линейчатых спектров излучения.
Измерение естественного радиоактивного фона дозиметром.
Строение и эволюция Вселенной
Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Физическая природа небесных тел Солнечной системы. Происхождение Солнечной Системы. Физическая природа Солнца и звезд. Строение Вселенной. Эволюция Вселенной.
Демонстрации
Астрономические наблюдения.
Знакомство с созвездиями и наблюдение суточного вращения звездного неба.
Наблюдение движения Луны, Солнца и планет относительно звезд.
7 класс
(70 часов, 2 часа в неделю)
Учебник: А.В.Перышкин.
Введение (4 ч)
Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Физика и техника.
Лабораторные работы:
- Определение цены деления измерительного цилиндра.
Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)
Молекулы и атомы. Диффузия. Движение молекул. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно – кинетических представлений.
Лабораторные работы:
- Определение размеров малых тел.
Взаимодействие тел (22 ч)
Механическое движение. Равномерное движение. Скорость.
Инерция. Взаимодействие тел. Инерция. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества.
Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес. Связь между силой тяжести и массой.
Упругая деформация тела. Закон Гука.
Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой.
Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.
Лабораторные работы:
- Измерение массы тела на рычажных весах.
- Измерение объема тела.
- Измерение плотности твердого тела.
- Градуирование пружины и измерение силы с помощью динамометра.
- Исследование зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и прижимающей силы.
Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч)
Давление. Давление твердых тел.
Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно – кинетических представлений. Закон Паскаля.
Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс.
Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометры. Насос.
Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.
Лабораторные работы:
- Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
- Выяснение условий плавания тел в жидкости.
Работа и мощность. Энергия(15 ч)
Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условие равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тел с закрепленной осью вращения. Виды равновесия.
Равенство работ при использовании механизмов. Коэффициент полезного действия.
Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Энергия рек и ветра.
Лабораторные работы:
- Выяснение условия равновесия рычага.
- Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
Повторение (2ч)
8 класс
(70 часов, 2 часа в неделю)
Учебник:А.В.Перышкин.
Тепловые явления (23 ч)
Тепловое движение. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи.
Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Удельная теплота сгорания топлива. Плавление и кристаллизация. Температура плавления. Удельная теплота плавления.
Испарение и конденсация. Относительная влажность воздуха и ее измерение.
Кипение. Температура кипения. Удельная теплота парообразования.
Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно – кинетических представлений.
Превращения энергии в механических и тепловых процессах.
Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина.
Лабораторные работы:
- Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
- Измерение удельной теплоемкости твердого тела.
- Измерение относительной влажностиврздуха с помощью термометра.
Электрические явления (29 ч)
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Электрическое поле.
Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов.
Постоянный электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Сила тока. Амперметр.
Электрическое напряжение. Вольтметр.
Электрическое сопротивление.
Закон Ома для участка электрической цепи.
Удельное сопротивление. Реостаты. Виды соединений проводников.
Работа и мощность электрического тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Счетчик электрической энергии. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.
Лабораторные работы
- Сборка электрической цепи и измерение силы тока.
- Измерение напряжения на различных участках цепи.
- Регулирование силы тока реостатом.
- Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра.
- Измерение работы и мощности электрического тока.
Электромагнитные явления (6ч)
Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель.
Лабораторные работы
1.Сборка электромагнита и испытание его действия.
2.Изучение модели электродвигателя.
Световые явления (9 ч)
Источники света. Прямолинейное распространение света.
Отражение света. Законы отражения света. Плоское зеркало.
Преломление света.
Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображений, даваемых тонкой линзой. Оптические приборы.
Лабораторные работы:
1. Получение изображений с помощью собирающей линзы.
Повторение – 3ч.
9 класс
(102 часа, 3 часа в неделю):
Законы взаимодействия и движения тел – 25 часов;
Научатся определять положение тела в любой момент времени по начальным условиям и другие кинематические величины, решать задачу динамики с учетом действующих на тело сил, используя уравнения динамики и законы сохранения. Проводить простые опыты и экспериментальные исследования по выявлению зависимостей: пути от времени при равномерном и равноускоренном движениях; измерять физические величины: скорость, время, путь, ускорение.
Механические колебания и волны. Звук - 11 часов.
Научатся определять характеристики колебательного движения и механических волн графическим и аналитическим способами; рассчитывать расстояния до объектов при отражении звука, проводить простые опыты и экспериментальные исследования по выявлению зависимостей: периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза.
Электромагнитные явления - 17часов.
Научатся графически изображать магнитное поле постоянных магнитов и токов различной конфигурации и его характеристики; пользоваться правилом левой руки для определения сил Ампера и Лоренца, использовать закон Ленца для определения направления индукционного тока, рассчитывать оп закону Фарадея величину ЭДС индукции, отличать свойства электромагнитных волн от механических, заложить представления волновой природы света и электродинамической картины мира; проводить простые физические опыты в и экспериментальные исследования по изучению: определять действия магнитного поля на проводник стоком, наблюдать, объяснять и описывать взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитной индукции.
Строение атома и атомного ядра.
Использование энергии атомных ядер: 11 часов.
Получат представления о современной модели строения атома и радиоактивности, могут находить массовое и зарядовое числа используя закон сохранения последних, вычислять период полураспада атомных ядер и энергию связи ядра, будут практически применять физические знания для защиты от опасного воздействия на организм человека радиоактивных излучений; для измерения радиоактивного фона и оценки его безопасности. Структура тематического планирования представлена в табличной форме.
Тематическое планирование физики в 7 классе
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
Введение (4 часа) | ||
Вводный инструктаж по охране труда. Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты. | 1 | |
Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений. | 1 | |
Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора». | 1 | |
Физика и техника. | 1 | |
Первоначальные сведения о строении вещества (6 часов) | ||
Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение. | 1 | |
Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел». | 1 | |
Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение. | 1 | |
Притяжение и отталкивание молекул | 1 | |
Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел. | 1 | |
Контрольная работа по теме «Первоначальные сведения о строении вещества». | 1 | |
Взаимодействие тел (22 часа) | ||
Механическое движение. Равномерно и неравномерное движение. | 1 | |
Скорость. Единицы скорости. | 1 | |
Расчет пути и времени движения. | 1 | |
Инерция. | 1 | |
Взаимодействие тел. | 1 | |
Масса тел. Единицы массы. Измерение массы тела на весах. | 1 | |
Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах». | 1 | |
Плотность. | 1 | |
Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела». Лабораторная работа № 5 «Определение плотности тела». | 1 | |
Расчет массы и объема тела по его плотности. | 1 | |
Решение задач по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества». | 1 | |
Контрольная работа по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества». | 1 | |
Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. | 1 | |
Сила упругости. Закон Гука. | 1 | |
Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. | 1 | |
Сила тяжести на других планетах. Физические характеристики планет. | 1 | |
Динамометр. Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром». | 1 | |
Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил. | 1 | |
Сила трения. Трение покоя. | 1 | |
Трение в природе и технике. Лабораторная работа № 7 «Исследование зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и прижимающей силы». | 1 | |
Решение задач по темам «Вес тела», «Графическое изображение сил», «Силы», «Равнодействующая сил». | 1 | |
Контрольная работа по темам «Вес тела», «Графическое изображение сил», «Силы», «Равнодействующая сил». | 1 | |
Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 час) | ||
Давление. Единицы давления. | 1 | |
Способы уменьшения и увеличения давления. | 1 | |
Давление газа. | 1 | |
Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. | 1 | |
Давление в жидкости и газе. Расчет давления на дно и стенки сосуда. | 1 | |
Решение задач. Кратковременная контрольная работа по теме «Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля». | 1 | |
Сообщающиеся сосуды. | 1 | |
Вес воздуха. Атмосферное давление. | 1 | |
042.03.09 Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. | 1 | |
Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. | 1 | |
Манометры. Поршневой жидкостный насос. | 1 | |
Гидравлический пресс. | 1 | |
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. | 1 | |
Закон Архимеда. | 1 | |
Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело». | 1 | |
Плавание тел. | 1 | |
Решение задач по темам «Архимедова сила», «Условия плавания тел». | 1 | |
Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавания тел в жидкости». | 1 | |
Плавание судов. Воздухоплавание. | 1 | |
Решение задач по темам «Архимедова сила», «Плавание тел», «Плавание судов. Воздухоплавание». | 1 | |
Контрольная работа по теме «Давление твердых тел жидкостей и газов». | 1 | |
Работа и мощность. Энергия (14 часов) | ||
Механическая работа. Единицы работы. | 1 | |
Мощность. Единицы мощности. | 1 | |
Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. | 1 | |
Момент силы. | 1 | |
Рычаги в технике, быту и природе. Лабораторная работа № 10 «Выяснение условия равновесия рычага». | 1 | |
Блоки. «Золотое правило механики». | 1 | |
Решение задач по теме «Условие равновесия рычага». | 1 | |
Центр тяжести тела. | 1 | |
Условия равновесия тел. | 1 | |
Коэффициент полезного действия. Лабораторная работа № 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости». | 1 | |
Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. | 1 | |
Превращение одного вида механической энергии в другой. | 1 | |
Обобщающий урок по теме «Работа и мощность. Энергия» | 1 | |
Подготовка к итоговой контрольной работе. | 1 | |
Итоговая контрольная работа. | 1 | |
Повторение ( 2 часа) | ||
| Повторение | 2 |
Тематическое планирование физики в 8 классе
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
Введение. Тепловые явления (23 часа) | ||
Вводный инструктаж по охране труда. Тепловое движение. Внутренняя энергия. | 1 | |
Способы изменения внутренней энергии. | 1 | |
Виды теплопередачи. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. | 1 | |
Сравнение видов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и в технике. | 1 | |
Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. | 1 | |
Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого телом при охлаждении | 1 | |
Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа № 1 ″Сравнение количеств теплоты при смешении воды разной температуры” | 1 | |
Решение задач на расчет количества теплоты, нахождение удельной теплоемкости вещества. Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа № 2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела» | 1 | |
Энергия топлива. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. | 1 | |
Обобщающее Повторение по теме «Тепловые явления» | 1 | |
Контрольная работа №1 ″Тепловые явления” | 1 | |
Анализ контрольной работы и коррекция УУД. Различные агрегатные состояния вещества. | 1 | |
Плавление и отвердевание кристаллических тел. | 1 | |
Удельная теплота плавления. | 1 | |
Испарение и конденсация. | 1 | |
Относительная влажность воздуха и ее измерение. Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа № 3 “Измерение относительной влажности воздуха с помощью термометра” | 1 | |
Кипение, удельная теплота парообразования | 1 | |
Решение задач на расчет количества теплоты при агрегатных переходах. | 1 | |
Работа пара и газа при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. | 1 | |
Паровая турбина. КПД теплового двигателя. | 1 | |
Повторение темы “Тепловые явления” | 1 | |
Контрольная работа № 2 «Тепловые явления» | 1 | |
Анализ контрольной работы и коррекция УУД. Обобщение по теме «Тепловые явления» | 1 | |
Электрические явления (29 часов) | ||
Электризация тел. Два рода зарядов. | 1 | |
Электрическое поле. Делимость электрического заряда. | 1 | |
Строение атома. | 1 | |
Объяснение электризации тел. | 1 | |
Электрический ток. Электрические цепи. | 1 | |
Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. | 1 | |
Сила тока. Измерение силы тока. Амперметр. | 1 | |
Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа № 4 “Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках” | 1 | |
Электрическое напряжение. | 1 | |
Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа № 5 «Измерение напряжения» | 1 | |
Электрическое сопротивление проводников. | 1 | |
Реостаты. Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа № 6 ″Регулирование силы тока реостатом”. | 1 | |
Закон Ома для участка цепи. | 1 | |
Решение задач на закон Ома. | 1 | |
Расчет сопротивления проводников. | 1 | |
Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа № 7 “Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра”. | 1 | |
Последовательное соединение проводников. | 1 | |
Параллельное соединение проводников | 1 | |
Решение задач по теме «Параллельное и последовательное соединения проводников». | 1 | |
Решение задач по теме «Параллельное и последовательное соединения проводников» | 1 | |
Работа и мощность электрического тока | 1 | |
Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа № 8 “Измерение мощности и работы тока в электрической лампе”. | 1 | |
Конденсатор. | 1 | |
Нагревание проводников электрическим током | 1 | |
Короткое замыкание. Предохранители. | 1 | |
Решение задач по теме «Электрические явления» | 1 | |
Решение задач по теме «Электрические явления». | 1 | |
Контрольная работа № 3 “Электрические явления. Электрический ток” | 1 | |
Анализ контрольной работы и коррекция УУД. Обобщение знаний по теме «Электрические явления» | 1 | |
Электромагнитные явления (6 часов) | ||
Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. | 1 | |
Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение. Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа №9 «Сборка электромагнита и испытание его действия» | 1 | |
Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. | 1 | |
Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа №10 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)» | 1 | |
Контрольная работа №4 по теме «Магнитные явления» | 1 | |
Анализ контрольной работы и коррекция УУД. Источники света. Прямолинейное распространение света | 1 | |
Световые явления (8 часов) | ||
Видимое движение светил | 1 | |
Отражение света. Законы отражения. | 1 | |
Плоское зеркало. Зеркальное и рассеянное отражение света | 1 | |
Преломление света. Закон преломления света. | 1 | |
Линзы. Изображения, даваемые линзами | 1 | |
Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа №11“Получение изображения при помощи линзы” | 1 | |
Решение задач на построение в линзах. | 1 | |
Контрольная работа № 5 “Световые явления” | 1 | |
Очки. Фотографический аппарат. | 1 | |
Повторение (3 часа) | ||
| Повторение | 3 |
Тематическое планирование физики в 9 классе
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
Введение. Законы взаимодействия и движения тел (33 часа) | ||
Вводный инструктаж по ТБ. Материальная точка. Система отсчета. | 1 | |
Перемещение. Сложение векторов. | 1 | |
Путь и скорость при равномерном движении. | 1 | |
Перемещение при прямолинейном м равномерном движении. Греафическое представление ПРД | 1 | |
Решение задач на прямолинейное равномерное движение | 1 | |
Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. | 1 | |
Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости. | 1 | |
Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении. | 1 | |
Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости. | 1 | |
Решение задач на прямолинейное равноускоренное движение. | 1 | |
Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости». | 1 | |
Проверочная работа №1 по теме "Кинематика материальной точки" | 1 | |
Относительность движения. | 1 | |
Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. | 1 | |
Второй закон Ньютона. | 1 | |
Третий закон Ньютона. | 1 | |
Решение задач на применение законов Ньютона. | 1 | |
Свободное падение тел. (§ 13) | 1 | |
Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость (§ 14). | 1 | |
Закон всемирного тяготения. (§ 15) | 1 | |
Решение задач на применение закона всемирного тяготения. | 1 | |
Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. (§ 16) | 1 | |
Сила трения. Сила упругости (§17,18) | 1 | |
Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. (§19,20) | 1 | |
Движение искусственных спутников Земли и космических кораблей. | 1 | |
Решение задач по кинематике на равноускоренное и равномерное движение, законы Ньютона, движение по окружности. | 1 | |
Импульс тела. Закон сохранения импульса. (§19, 20) | 1 | |
Решение задач на применение закона сохранения импульса. | 1 | |
Реактивное движение. Ракеты (§ 23) | 1 | |
Работа силы (§ 24) | 1 | |
Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии (§ 25,26) | 1 | |
Подготовка к контрольной работе. | 1 | |
Контрольная работа №2 «Законы движения и взаимодействия тел». | 1 | |
Механические колебания и волны (12 часов) | ||
Колебательное движение. Свободные колебания. (§ 27) | 1 | |
Величины, характеризующие колебательное движение. (§ 28) | 1 | |
Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины» | 1 | |
Гармонические колебания. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. (§ 29,30) | 1 | |
Резонанс (§ 31) | 1 | |
Распространение колебаний в среде. Волны. (§ 32) | 1 | |
Длина волны. Скорость распространения волн. (§ 33) | 1 | |
Решение задач на определение характеристик волны. | 1 | |
Источники звука. Звуковые колебания. (§ 34) | 1 | |
Высота, тембр и громкость звука. Звуковые волны. Отражение звука. Звуковой резонанс (§ 35,36) | 1 | |
Подготовка к контрольной работе. | 1 | |
Контрольная работа №3 «Механические колебания и волны. Звук» | 1 | |
Электромагнитное поле (18 часов) | ||
Магнитное поле. (§ 38) | 1 | |
Направление тока и направление линий его магнитного поля. (§ 39) | 1 | |
Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. (§ 40) | 1 | |
Индукция магнитного поля. Магнитный поток. (§ 41,42) | 1 | |
Явление электромагнитной индукции. (§ 43) | 1 | |
Лабораторная работа № 4 «Изучение явления электромагнитной индукции». Инструктаж по ТБ. | 1 | |
Направление индукционного тока. Правило Ленца. (§44) | 1 | |
Явление самоиндукции. (§ 45) | 1 | |
Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор. (§ 46) | 1 | |
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. (§47,48) | 1 | |
Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. (§ 49) | 1 | |
Принципы радиосвязи и телевидения. (§50) | 1 | |
Интерференция и дифракция света. Электромагнитная природа света. (§ 51,52) | 1 | |
Преломление света. Физический смысл показателя преломления. (§ 53) | 1 | |
Дисперсия света. Цвета тел. (§ 54) | 1 | |
Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров. (§ 55,56) | 1 | |
Подготовка к контрольной работе. | 1 | |
Контрольная работа №4 "Электромагнитное поле". | 1 | |
Строение атома и атомного ядра (17 часов) | ||
Радиоактивность. Модели атомов. (§ 57) | 1 | |
Радиоактивные превращения атомных ядер. (§ 58) | 1 | |
Решение задач на радиоактивные превращения ядер. | 1 | |
Экспериментальные методы исследования частиц. (§ 59). | 1 | |
Открытие протона и нейтрона. (§ 60) | 1 | |
Состав атомного ядра. Ядерные силы. (§ 61) | 1 | |
Энергия связи. Дефект масс. (§ 62) | 1 | |
Решение задач на определение энергии связи нуклонов. | 1 | |
Деление ядер урана. Цепная реакция. (§ 63) | 1 | |
Лабораторная работа №5 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков». Инструктаж по ТБ. | 1 | |
Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика. (§64,65) | 1 | |
Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада. (§66,67) | 1 | |
Решение задач | 1 | |
Термоядерная реакция. (§ 67). | 1 | |
Подготовка к контрольной работе. | 1 | |
Контрольная работа №5 «Строение атома и атомного ядра». | 1 | |
Лабораторная работа №6 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям». Инструктаж по ТБ. | 1 | |
Строение и эволюция Вселенной (7 часов) | ||
Состав, строение и происхождение Солнечной системы. (§63) | 1 | |
Большие тела Солнечной системы. (§64) | 1 | |
Малые тела Солнечной системы. (§65) | 1 | |
Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд. (§66) | 1 | |
Строение и эволюция Вселенной. (§67) | 1 | |
Наша галактика – Млечный путь | 1 | |
Итоговый тест по разделу «Строение и эволюция Вселенной» | 1 | |
Повторение (16 часов) | ||
Повторение основных вопросов по кинематике. | 1 | |
Решение задач по кинематике. | 1 | |
Повторение основных вопросов по динамике. | 1 | |
Решение задач по динамике. | 1 | |
Повторение законов сохранения в динамике и атомной физике. | 1 | |
Решение задач на законы сохранения. | 1 | |
Повторение основных вопросов по теме "Механические колебания и волны". | 1 | |
Повторение основных вопросов по теме "Электромагнитное поле". | 1 | |
Практикум решения задач на закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда. | 1 | |
Практикум решения задач по ядерной физике. | 1 | |
Итоговая контрольная работа за курс физики 9 класса (в формате ОГЭ) | 1 | |
Анализ итоговой контрольной работы. | 1 | |
| Повторение. | 3 |
[1] Время проведения лабораторной работы может варьироваться от 10 до 45 минут
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике ФГОС 7 класс + внеурочная деятельность "Творческая мастерская по физике"
Рабочая программа реализуется в учебнике А.В.Пёрышкина «Физика» для 7 класса системы «Вертикаль» (М.:Дрофа, 2013) и ориентирована на учащихся 7 кл....
Рабочая программа по физике ФГОС 8 класс + внеурочная деятельность "Знатоки физики"
Рабочая программа реализуется в учебнике А.В.Пёрышкина «Физика» для 8 классов системы «Вертикаль» (М.:Дрофа, 2014) и ориентирована на учащихся 8 классов....
Рабочая программа по физике для 10 класса по учебнику Г.Я.Мякишев ,Б.Б.Буховцев Физика 10
Рабочая программа по физике для 10 класса по учебнику Г.Я.Мякишев,Б.Б.Буховцев 10 класс...
Рабочая программа по физике для 11 класса по учебнику Г.Я.Мякишев ,Б.Б.Буховцев Физика 10
Рабочая программа по физике 11 класс...
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...