Программа элективного курса по физике 10-11 класс
элективный курс по физике (11 класс)

Камышанова Валентина Леонидовна

Программа элективного курса по физике 10-11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_10-11.doc177 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое  общеобразовательное учреждение

Семёновская средняя общеобразовательная школа

Калачеевского  района Воронежской области

«Рассмотрено»

на заседании школьного методического объединения учителей естественно- математического цикла.

Протокол № 1 от 24.08. 2020года

Руководитель

_______________________________

«Утверждено»

Приказом №79  от 24.08.2020г

Директор МКОУ Семёновская СОШ

                                      /Войтов Е.М./

Рабочая программа

элективного курса по физике

«Методы решения физических задач»

10 - 11 класс

(Срок изучения – 2 года)

Количество часов в неделю – 1/1

Годовое количество часов – 34

Составитель: учитель физики ВКК,

 Камышанова Валентина Леонидовна

Семёновка 2020 год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа  элективного курса «Методы решения физических задач» для 10-11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ №1089 от 05.03.2004г., базисного учебного плана 2004г., образовательной программы и учебного плана МКОУ  Семёновская  СОШ  на 2020-2021 учебный год.

 Рабочая  программа предназначена для учащихся 10-11 классов и рассчитана на 34 часа в год,  1 час в неделю. Курс предполагает совершенствование подготовки школьников к ЕГЭ и освоению основных разделов физики.

 За основу данной программы взята разработка В.А.Орлова и Ю.А.Саурова опубликованная в сборнике В.А.Коровина: «Программы элективных курсов. Физика. Профильное обучение.  9 – 11 классы», издательство «Дрофа», Москва – 2008год.

        Программа элективного курса согласована с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики.

 Она ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже освоенных учащимися знаний и умений.

Данный курс знакомит школьников с минимальными сведениями о понятии «задача», даёт представление о значении задач в жизни, науке, технике, знакомит с различными сторонами работы с задачами. В частности, они должны знать основные приёмы составления задач, уметь классифицировать задачу по трём-четырём основаниям.

 При решении задач особое внимание уделяется последовательности действий, анализу физического явления, проговариванию вслух решения, анализу полученного ответа.

Особое внимание следует уделить задачам, связанным с профессиональными интересами школьников, а также задачам межпредметного содержания. При работе с задачами следует обращать внимание на мировоззренческие и методологические  обобщения:

  • потребности общества и постановка задач,
  • задачи из истории физики,
  • значение математики для решения задач,
  • ознакомление с системным анализом физических явлений при решении задач и др.

  При изучении возможны различные формы занятий: рассказ и беседа учителя, выступление учеников, подробное объяснение примеров решения задач, коллективная постановка экспериментальных задач, индивидуальная и коллективная работа по составлению задач, конкурс на составление лучшей задачи, знакомство с различными задачниками и т. Д.

    В результате школьники должны уметь классифицировать предложенную задачу, составлять простейшие задачи, последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задач средней сложности.

        При решении задач по механике, молекулярной физике, электродинамике главное внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной трудности.

        Развивается самая общая точка зрения на решение задачи как на описание того или иного физического явления физическими законами. Содержание тем подобрано так, чтобы формировать при решении задач основные методы данной физической теории.

        

Цель:

  • Развитие интереса к физике и решению физических задач, а так же формирование представлений о постановке, классификации, приёмах и методах решения школьных физических задач.

Задачи:

  • Объяснить явления природы на основе физических законов;
  • Принцип  решения физических задач;
  • Смостоятельного приобретения и оценки достоверности новой информации физического содержания,  использования современных информационных технологий для поиска и обработки учебной и научно –популярной информации по физике;
  • Овладение умениями проводить анализ решения задач, строить алгоритмы решения для группы однотипных задач,  обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости .

Требования к уровню подготовки:

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила,  импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных;
  • приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ,  Интернете, научно-популярных статьях;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
  • рационального природопользования и защиты окружающей среды.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:

10 класс

  1. Правила и приемы решения физических задач (2 ч)

Что такое физическая задача? Физическая теория и решение задач. Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Общие требования при решении физических задач. Этапы решения задачи. Формулировка плана решения. Выполнения плана решения задачи. Числовой расчет. Анализ решения и оформление решения. Типичные недостатки при решении и оформлении решения задачи. Различные приемы и способы решения: геометрические приемы, алгоритмы, аналогии. Методы размерностей, графические решения, метод графов и т.д.

  1. Операции над векторными величинами (2 ч)

Скалярные и векторные величины. Действия над векторами. Задание вектора. Единичный вектор. Умножение вектора на скаляр. Сложение векторов. Вычитание векторов. Проекции вектора на координатные оси и действия над векторами. Проекции суммы и разности векторов.

  1. Равномерное движение. Средняя скорость (по пути и перемещению) (3 ч)

Перемещение. Скорость. Прямолинейное равномерное движение. Графическое представление движения. Средняя путевая и средняя скорость по перемещению. Мгновенная скорость.

  1. Закон сложения скоростей (3 ч)

Относительность механического движения. Радиус-вектор. Движение с разных точек зрения. Формула сложения перемещения.

  1. Одномерное равнопеременное движение (3 ч)

Ускорение. Равноускоренное движение. Движение при разгоне и торможении. Перемещение при равноускоренном движений. Свободное падение. Ускорение свободного падения. Начальная скорость. Движение тела брошенного вертикально вверх.

  1. Двумерное равнопеременное движение (3 ч)

Движение тела брошенного под углом к горизонту. Определение дальности полета, времени полета. Максимальная высота подъема тела при движении под углом к горизонту. Время подъема до максимальной высоты. Скорость в любой момент движения. Угол между скоростью в любой момент времени и горизонтом. Уравнение траектории движения.

  1. Динамика материальной точки. Поступательное движение (Зч)

Координатный метод решения задач по механике.

  1. Движение материальной точки по окружности (4 ч)

Период обращения и частота обращения. Циклическая частота. Угловая скорость. Перемещение и скорость при криволинейном движении. Центростремительное ускорение. Закон Всемирного тяготения.

  1. Импульс. Закон сохранения импульса (4 ч)

Импульс тела. Импульс силы. Явление отдачи. Замкнутые системы. Абсолютно упругое и неупругое столкновение.

  1. Работа и энергия в механике. Закон сохранения механической энергии(4 ч)

Консервативные и неконсервативные силы. Потенциальная и кинетическая энергия. Полная механическая энергия.

  1. Статика и гидростатика (3 ч)

Условия равновесия тел. Момент силы. Центр тяжести тела. Виды равновесия тела. Давление в жидкости. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Сила Архимеда

11 КЛАСС.

  1. Основы молекулярно-кинетической теории (5 ч)

Количество вещества. Постоянная Авогадро. Масса и размер молекул. Основное уравнение МКТ. Энергия теплового движения молекул. Зависимость давления газа от концентрации молекул и температуры. Скорость молекул газа. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы.

  1. Основы термодинамики (5 ч)

Внутренняя энергия одноатомного газа. Работа и количество теплоты. Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. Изменение внутренней энергии тел в процессе теплопередачи. Изменение внутренней энергии в процессе совершения работы. Тепловые двигатели.

  1. Свойства паров, жидких и твердых тел (4 ч)

Свойства паров. Влажность воздуха. Поверхностное натяжение. Капиллярные явления. Механические свойства твердых тел.

  1. Электрическое поле (5 ч)

Закон Кулона. Напряженность поля. Проводники в электрическом поле. Поле заряженного шара и пластины. Диэлектрики в электрическом поле. Энергия заряженного тела в электрическом поле. Разность потенциалов. Электроемкость конденсатора. Энергия заряженного конденсатора.

  1. Законы постоянного тока (6 ч)

Сила тока. Сопротивление. Закон Ома. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для замкнутой цепи. Законы Кирхгофа.

  1. Электрический ток в различных средах (4 ч)

Электрический ток в металлах и электролитах. Электрический ток в газах, вакууме, полупроводниках.

  1. Электромагнитные явления (5ч)

Магнитное поле тока. Магнитная индукция. Магнитный поток. Закон Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

10 класс

Тема урока

Дата проведения

По плану

Факт

Правила и приемы решения физических задач (2 ч)

Физическая теория и решение задач. Основные требования к составлению задач. Выполнения плана решения задачи. Числовой расчет.

Анализ решения и оформление решения. Типичные недостатки при решении и оформлении решения задачи. Различные приемы и способы решения.

Операции над  векторными  величинами (2 ч)

Скалярные и векторные величины. Действия над векторами. Задание вектора. Единичный вектор. Умножение вектора на скаляр. Сложение векторов. Вычитание векторов.

Проекции вектора на координатные оси и действия над векторами. Проекции суммы и разности векторов.

Равномерное движение. Средняя скорость (по пути и перемещению) (3 ч)

Перемещение. Скорость. Прямолинейное равномерное движение.

Графическое представление движения.

Средняя путевая и средняя скорость по перемещению. Мгновенная скорость.

Закон сложения скоростей (3 ч)

Относительность механического движения.

Радиус-вектор. Движение с разных точек зрения.

 Формула сложения перемещения.

Одномерное равнопеременное движение (3 ч)

Ускорение. Равноускоренное движение. Движение при разгоне и торможении. Перемещение при равноускоренном движений.

Свободное падение. Ускорение свободного падения. Начальная скорость.

 Движение тела брошенного вертикально вверх.

Двумерное равнопеременное движение (3 ч)

Движение тела брошенного под углом к горизонту. Определение дальности полета, времени полета.

Скорость в любой момент движения. Угол между скоростью в любой момент времени и горизонтом.

Уравнение траектории движения.

Динамика материальной точки. Поступательное движение (Зч)

Координатный метод решения задач по механике.

Координатный метод решения задач по механике.

Поступательное движение

Движение материальной точки по окружности (4 ч)

Период обращения и частота обращения. Циклическая частота. Угловая скорость.

Перемещение и скорость при криволинейном движении.

Центростремительное ускорение.

Закон Всемирного тяготения.

Импульс. Закон сохранения импульса (4 ч)

Импульс тела.

 Импульс силы. Явление отдачи.

 Замкнутые системы.

Абсолютно упругое и неупругое столкновение.

Работа и энергия в механике. Закон сохранения механической энергии (4ч)

Консервативные и неконсервативные силы.

Потенциальная и кинетическая энергия.

Полная механическая энергия.

Закон сохранения энергии

Статика и гидростатика (3 ч)

Условия равновесия тел. Момент силы. Центр тяжести тела. Виды равновесия тела.

Давление в жидкости. Закон Паскаля.

Гидравлический пресс. Сила Архимеда.

11 класс

Тема урока

Дата проведения

По плану

Факт

Основы молекулярно-кинетической теории (5 ч)

Количество вещества. Постоянная Авогадро. Масса и размер молекул.

Основное уравнение МКТ. Энергия теплового движения молекул.

Зависимость давления газа от концентрации молекул и температуры. Скорость молекул газа.

Уравнение состояния идеального газа.

Изопроцессы.

Основы термодинамики (5 ч)

Внутренняя энергия одноатомного газа. Работа и количество теплоты.

 Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс.

 Изменение внутренней энергии тел в процессе теплопередачи.

Изменение внутренней энергии в процессе совершения работы.

Тепловые двигатели.

Свойства паров, жидких и твердых тел (4 ч)

Свойства паров.

Влажность воздуха.

Поверхностное натяжение. Капиллярные явления.

Механические свойства твердых тел.

Электрическое поле (5 ч)

Закон Кулона. Напряженность поля.

 Проводники в электрическом поле.

Поле заряженного шара и пластины. Диэлектрики в электрическом поле.

Энергия заряженного тела в электрическом поле. Разность потенциалов.

 Электроемкость конденсатора. Энергия заряженного конденсатора.

Законы постоянного тока (6 ч)

Сила тока.

 Сопротивление.

 Закон Ома.

 Работа и мощность тока.

Электродвижущая сила.

 Закон Ома для замкнутой цепи. Законы Кирхгофа.

Электрический ток в различных средах (4 ч)

Электрический ток в металлах и электролитах.

Электрический ток в газах.

Электрический ток в вакууме.

Электрический ток в полупроводниках.

Электромагнитные явления (5 ч)

Магнитное поле тока. Магнитная индукция.

Магнитный поток.

Закон Ампера.

Сила Лоренца.

Магнитные свойства вещества.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Оценка устных ответов учащихся

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.

Оценка 2ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок, чем необходимо для оценки 3.

Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка письменных работ

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов. 

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.

Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по физике в 11 классе

Программа элективного курса по физике в 11 классе: Практикум решения задач по физике....

Программа элективного курса по физике 10 - 11 класс

Концептуальные основания программы          Программа  составлена для учащихся10,11 классов и спланирована так, что занятия  приучают к самостоят...

Рабочая учебная программа элективного курса по физике для 7 класса «Физика в задачах и экспериментах»

Рабочая учебная программа элективного курса по физике для обучающихся в 7 классе основной школы...

Рабочая программа элективного курса по физике в 9 классе "Измерение физических величин".

Представляю рабочую программу элективного курса по физике  в 9 классе "Измерение физических величин". Основная цель которого - профессиональное самоопределение обучающихся.  Моим девятикласс...

Программа элективного курса по физике для 9 класса

Данная программа предназначена для учщихся 9 класса общеобразовательной и основной школ. . Для этого разработан элективный курс «Капиллярные явления в земледелии и растениеводстве», Программа реа...

программа элективного курса по физике для 9 класса "История физики в лицах"

Данная программа рассчитана на 12 часов. По этой программе обучающиеся знакомятся с историей развития физики и вкладом ученых  в ее развитие, предназначена для расширения кругозора обучающихся, д...

Программа элективного курса по физике для гуманитарного класса "Физика. Подготовка к ЕГЭ"

Рабочая прграмма и приложения к программе элективного курса подготовка к ЕГЭ...