Методическая разработка урока физики “Импульс. Закон сохранения импульса” для учащихся с ТНР.
методическая разработка по физике (9 класс)
Дать понятие импульса тела; изучить закон сохранения импульса. Учиться решать задачи. Совершенствовать речевые навыки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_1_metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx | 53.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Выполнил: учитель физики и информатики, Егорова О.Е.
ГБОУ школа – интернат №2
Методическая разработка урока физики “Импульс. Закон сохранения импульса” для учащихся с ТНР.
Цели урока:
Дать понятие импульса тела; изучить закон сохранения импульса. Учиться решать задачи.
Ход урока
I. Повторение. Проверка домашнего задания
- Приведите примеры (из области астрономии), доказывающие, что при отсутствии сил сопротивления тело может неограниченно долго двигаться по замкнутой траектории под действием силы, меняющей направление скорости движения этого тела.
- Почему спутники, обращаясь вокруг Земли под действием силы тяжести, не падают на Землю?
- Можно ли считать обращение спутника вокруг Земли свободным падением?
- Что надо сделать с физическим телом, чтобы оно стало искусственным спутником Земли?
- Выведите формулу для расчета первой космической скорости спутника, движущегося по круговой орбите вблизи поверхности Земли.
- Как движется спутник, обладающий первой космической скоростью? Второй космической скоростью?
- От чего зависит первая космическая скорость?
Решения домашних задач разбираются на доске.
II. Понятие импульса
В самом начале урока учитель демонстрирует несколько опытов упругого столкновения двух шаров разной массы. Можно продемонстрировать, как начинает двигаться изначально неподвижная тележка, если на нее бросить деревянный или металлический брусок.
- Как описать взаимодействие тел в данных опытах?
- Удобно ли использовать для этого законы Ньютона?
Найдем взаимосвязь между действующей на тело силой , временем ее действия t, и изменением скорости тела.
Пусть на тело массой m, которое покоится (v0 = 0), начинает действовать сила . Тогда из второго закона Ньютона ускорение этого тела будет . Причем:
С другой стороны:
или:
Обозначим произведение через :
Произведение массы тела на его скорость называется импульсом тела. Понятие импульса первым ввел Декарт. Правда, величину он назвал «количеством движения». Слово «импульс» в переводе с латинского означает «толчок».
Импульс - векторная величина. Он всегда совпадает по направлению с вектором скорости тела. Любое тело, которое движется, обладает импульсом.
Как любая физическая величина, импульс измеряется в определенных единицах:
Если тело массой 1 кг движется со скоростью 1 м/с, это значит, что его импульс равен 1 кг·м/с или 1 Н·с.
Получив формулу и введя понятие «импульс тела», ничего не было сказано о смысле левой части. В то же время, ученики часто спрашивают о смысле левой части равенства. Можно объяснить, что в физике произведение силы на время действия называют импульсом силы. Импульс силы всегда показывает, как изменяется импульс тела за данное время.
Если же начальная скорость v0 ≠ 0, тогда с учетом, что получим:
Этот закон зачастую называют II законом Ньютона в импульсной форме.
III. Закон сохранения импульса
При взаимодействии тел их импульсы могут изменяться.
Эксперимент 1
На нитях подвешиваются два шарика (см. рис. 43).
Правый отклоняют и отпускают. Вернувшись в прежнее положение и ударившись о неподвижный шарик, он останавливается. При этом левый шарик приходит в движение и отклоняется практически на тот же угол, что и отклоняли правый шар.
Импульс обладает интересным свойством, которое есть лишь у немногих физических величин. Это свойство сохранения. Но закон сохранения импульса выполняется только в замкнутой системе.
Система тел называется замкнутой, если взаимодействующие между собой тела, не взаимодействуют с другими телами.
Тогда для двух взаимодействующих тел: т. е.:
Таким образом:
Геометрическая сумма импульсов тел, составляющих замкнутую систему, остается постоянной при любых движениях и взаимодействиях тел системы.
Примеры: ружье и пуля в его стволе, пушка и снаряд, оболочка ракеты и топливо в ней и т. д.
IV. Закрепление изученного
- Что называется импульсом тела?
- Запишите формулу импульса тела.
- Запишите формулу импульса силы.
- Какова единица измерения импульса тела в СИ?
- Что такое замкнутая система тел?
- Какую систему тел называют незамкнутой?
- На примере взаимодействия двух тел в замкнутой системе покажите, как устанавливают закон сохранения импульса.
V. Решение задач
Задача 1
На неподвижную тележку массой 100 кг прыгает человек массой 50 кг со скоростью 6 м/с. С какой скоростью начнет двигаться тележка с человеком?
Дано:
Решение:
По закону сохранения импульса в замкнутой системе «человек- тележка» имеем: , или
Т. к. v1H = 0 (тележка покоится), a v1K = v2K (человек движется вместе с тележкой), то получим:
Очевидно, что направления скоростей совпадают.
Тогда для модулей имеем:
Откуда конечная скорость
Ответ: v1 = 2 м/с
Задача 2
Орудие, не имеющее противооткатного устройства, стреляет снарядом под углом α = 60° к горизонту. Масса снаряда m1 = 10 кг, его начальная скорость v1 = 500 м/с. Какова скорость отката орудия, если его масса m2 = 500 кг? (Ответ: 5 м/с.)
Задача 3
Найти импульса грузового автомобиля массой 10 т, движущегося со скоростью 36 км/с, и легкового автомобиля массой 1 т, движущегося со скоростью 25 м/с. (Ответ: p1 = 105 кг·м/с, р2 = 25 · 103 кг·м/с.)
Домашнее задание
1. Выучить § 21, 22;
2. Выполнить упражнения 20,21 (2);
3. Решить задачу: Тело массой m = 100 г брошено вертикально вверх со скоростью v0 = 20 м/с. Пренебрегая сопротивлением воздуха, изобразите графически, как изменяется модуль импульса тела во время полета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по физике "Импульс. Закон сохранения импульса"
Конспект урока по физике в 10 классе , изучающем предмет на базовом уровне, по теме "Импульс. Закон сохранения импульса". Содержит теоретический материал и проверочную работу по теме....
Урок физики в 9 классе: "Решение задач по теме "Импульс. Закон сохранения импульса"
Урок повторения и закрепления знаний по теме "Импульс. Закон сохранения импульса" Учащимся после повторения и самопроверки предлагаются задачи разного типа и уровня сложности, алгоритм решения типовых...
Презентация к уроку физики "Закон импульса. Закон сохранения импульса"
Презентация к уроку физики....
Урок физики в 10 кл.Импульс тела и импульс силы. Закон сохранения импульса.
План-конспект урока физики. Тема урока: Импульс тела и импульс силы. Закон сохранения импульса.Тип урока: изучение и первичного закрепления знаний с использованием ИКТ.Цель урока: спосо...
Методическая разработка урока по физике "Импульс. Закон сохранения импульса"
Разработка урока физики в 10 классе по теме "Импульс. Закон сохранения импульса" . Учебник Г. Я. Мякищев, Б. Б. Буховцев....
Разработка урока по теме: "Закон сохранения импульса"
сформировать у учащихся понятие о замкнутых системах, закон сохранения импульса...
Конспект урока урока физики: " Импульс. Закон сохранения импульса"
:Ввести понятие импульса тела, импульса силы; изучить закон сохранения импульса, рассмотреть алгоритм решения задач, учиться решать задачи....