Урок физики в 10 кл.Импульс тела и импульс силы. Закон сохранения импульса.
план-конспект урока по физике (10 класс) на тему
План-конспект урока физики.
Тема урока: Импульс тела и импульс силы. Закон сохранения импульса.
Тип урока: изучение и первичного закрепления знаний с использованием ИКТ.
Цель урока: способствовать формированию понятий: импульса тела, импульса силы, замкнутая система, внутренние силы, внешние силы; сформулировать закон сохранения импульса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект урока физики | 25.46 КБ |
Самоанализ урока физики | 17.76 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока физики
10 класс
11.11.2014г.
Тема урока: Импульс тела и импульс силы. Закон сохранения импульса.
Тип урока: изучение и первичного закрепления знаний с использованием ИКТ.
Цель урока:
способствовать формированию понятий: импульса тела, импульса силы, замкнутая система, внутренние силы, внешние силы; сформулировать закон сохранения импульса.
Оборудование:
компьютер с мультимедийным проектором, слайды с логическими и структурными схемами,
План урока:
- Организация начала урока.
- Активизация внимания.
- Изучение нового материала.
- Закрепление новых знаний.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
Ход урока:
Организация начала урока.
Учитель приветствует учеников, называет тему урока.
Активизация внимания.
Учитель задает вопросы, ученики отвечают.
1. Формулировка второго закона Ньютона.
2. Формула второго закона Ньютона.
3. Значение и применение второго закона Ньютона.
4. Формулировка третьего закона Ньютона.
5. Формула третьего закона Ньютона.
6. Значение и применение третьего закона Ньютона.
Изучение нового материала.
На экране с помощью мультимедийного проектора с компьютера демонстрируется структурная схема «Импульс. Закон сохранения импульса». Учитель демонстрирует учащимся опыты, описанные в разделе «Научные факты» и рассказывает новый материал, используя схему.
Запишем определение
Силы, с которыми тела взаимодействуют между собой, являются внутренними силами. Система таких тел – замкнутая.
Введем понятие импульса.
Записываемый материал проговаривается одним из учащихся, которого спрашивает учитель.
Вопросы для организации самостоятельной работы:
- Что называют импульсом тела?
- Какая это величина: векторная или скалярная?
- Какое направление имеет импульс? (Сделайте пояснительный рисунок)
- Что называют импульсом силы?
- Единица импульса тела: _____
единица импульса силы: _____
Презентация (ЦОР class-fizika.narod.ru ). Последовательный вывод формулы закона сохранения импульса.
Рассмотрим упругое взаимодействие двух тел массами m1 и m2, движущихся со скоростями v1 и v2 навстречу друг другу.
Можно решить задачу, не прибегая к сложным математическим расчетам, если считать: 1) время взаимодействия очень мало; 2) силы взаимодействия не влияют на изменение скорости.
- Какие силы действуют на тела? (внешние силы: сила тяжести и сила нормальной реакции).
- Каков результат действия сил? (результирующая сила равна нулю).
- Какова данная система тел? (замкнутая система).
- Запишите импульс тел до взаимодействия.
- Что можно сказать о силах F1 и F2? На основании какого закона?
- Запишите импульс тел после взаимодействия.
- Запишем формулировку закона сохранения импульса
Векторная сумма импульсов тел не изменяется с течением времени при любых движениях и взаимодействиях этих тел.
Внутренние силы не изменяют импульс системы.
- Математическая запись: m1v1x + m2v2x = m1u1x + m2u2x
- Границы применимости закона сохранения импульса: замкнутая система.
Замкнутой называется система тел, взаимодействующих только между собой и не взаимодействующих с телами, не входящими в эту систему.
Закон сохранения импульса проявляется в реактивном движении. Реактивное движение – движение тела за счет отделения от него части тела, в результате чего само тело приобретает противоположно направленный импульс. Принцип реактивного движения широко применяется в авиации и космонавтике.
Идея использования ракет для космических полетов была выдвинута в начале 20 века русским ученым Константином Эдуардовичем Циолковским, который разработал теорию движения ракет, вывел формулу для расчета их скорости.
Закрепление новых знаний.
Знать: импульс тела, импульс силы, закон сохранения импульса
Применять: закон сохранения импульса при решении задач
- Что называют импульсом тела?
- Что называют импульсом силы?
- Сформулируйте закон сохранения импульса
- Каковы границы применимости законы сохранения импульса?
Решение задач из ЕГЭ (reshuege.ru)
№№ 401,402,405
Подведение итогов.
Учитель подводит итоги урока, проверяет решение задачи, выставляет оценки.
Домашнее задание.
Учитель задает домашнее задание: §40-41, упр. 8, задачи 1-4 по сложности ( мин. 2 задачи)
Подготовка к самостоятельная работе по теме «Силы в природе».
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока
учителя физики МБОУ «СОШ №119» г. Казани Родыгина С.И.
Учитель: Родыгин Сергей Иванович
Класс 10А кол-во присутствующих 23 кол-во по списку 25
Тема урока: Импульс тела и импульс силы. Закон сохранения импульса.
Тип урока: изучение и первичного практического закрепления знаний с использованием ИКТ.
Цель урока: способствовать формированию понятий: импульса тела, импульса силы, замкнутая система, внутренние силы, внешние силы; вывести и сформулировать закон сохранения импульса.
Место урока в данной теме: данный урок построен на актуализации знаний учащихся по теме импульс тела и является очень важным и последовательным в системе изучения динамики.
В ходе урока были поставлены и решены следующие задачи:
Образовательные:
- продолжено изучение импульса тела и системы тел;
- введено понятие замкнутой системы;
- сделан последовательный вывод формулы закона сохранения импульса;
- представлены различные ситуации при обмене тел импульсами;
- решены задачи на применение понятия импульс, закона сохранения импульса.
Развивающие:
- способствовать видеть вокруг физические явления и уметь их правильно объяснять;
- продолжено формирование умения проводить обобщения;
- развитие мыслительной деятельности учащихся;
- развитие критического мышления через решение задач.
Воспитательные:
- воспитывать внимательность, познавательный интерес к предмету;
- расширен кругозор, развивается умение строить логическую цепочку рассуждений.
В ходе урока несколько раз было обобщены понятия импульса, закона сохранения импульса, в конце урока его смогли обобщить дети, решены 3 проблемные задачи. Цель урока в общем достигнута.
Считаю, что урок могло улучшить применение наглядных экспериментов по теме импульс, более активное включение детей в работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обобщения и закрепления знаний по теме "Импульс.Энергия.Законы сохранения"10 класс.
Идея урока: Учащиеся выбирают свою индивидуальную траектории работы на уроке, выбирая задания по силам,, результатом ,которой будет набранное определённое количество баллов.. Эстафета состоит из неск...
конспект урока по физике "Импульс. Закон сохранения импульса"
Конспект урока по физике в 10 классе , изучающем предмет на базовом уровне, по теме "Импульс. Закон сохранения импульса". Содержит теоретический материал и проверочную работу по теме....
урок физики в 8 классе по теме "Импульс тела. Закон сохранения импульса"
Цель урока: -сформировать понятие об импульсе тела; -научить определять и вычислять импульс тела; -ознакомить учащихся с законом сохранения импульса; -развивать умение наблюдать и анализировать явл...
Презентация к уроку по физике (8 класс) "Импульс тела. Закон сохранения импульса".
Урок в коррекционной школе. Может использоваться во внеурочной деятельности....
урок физики в 9 классе по теме: "Импульс. Закон сохранения импульса"
Урок изучения нового материала с презентацией и видеороликами по теме урока....
урок физики в 9 классе по теме: "Импульс. Закон сохранения импульса"
Урок изучения нового материала с презентацией и видеороликами по теме урока....
урок физики в 9 классе по теме: "Импульс. Закон сохранения импульса"
Урок изучения нового материала с презентацией и видеороликами по теме урока....