Рабочая программа учебного курса для 9А и 9Б классов по физике «Физика: наблюдение, эксперимент, моделирование»
рабочая программа по физике (9 класс)
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса для 9А и 9Б классов по физике «Физика: наблюдение, эксперимент, моделирование» разработан на основе программы «Физика: наблюдение, эксперимент, моделирование» (автор – учитель физики МБОУ СОШ № 3 Агалец С.Г., рецензент к.п.н. Алеева И.В.), с учетом цели и задач образовательной программы МБОУ СОШ № 3в и соответствует Государственному стандарту среднего образования по физике. Рабочая программа разработана в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №3 – 17 часов в неделю (из расчета 0,5 часа в неделю). При разработке данной программы учитывалось то, что данный курс как компонент образования должен быть направлен на удовлетворение познавательных потребностей и интересов учащихся, на формирование у них новых видов познавательной и практической деятельности, которые не характерны для традиционных учебных занятий. Курс создан на основании запросов учащихся (анкетирование учащихся)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа учебного курса для 9А и 9Б классов по физике «Физика: наблюдение, эксперимент, моделирование» | 24.36 КБ |
ктп | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса для 9А и 9Б классов по физике «Физика: наблюдение, эксперимент, моделирование» разработан на основе программы «Физика: наблюдение, эксперимент, моделирование» (автор – учитель физики МБОУ СОШ № 3 Агалец С.Г., рецензент к.п.н. Алеева И.В.), с учетом цели и задач образовательной программы МБОУ СОШ № 3в и соответствует Государственному стандарту среднего образования по физике. Рабочая программа разработана в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №3 – 17 часов в неделю (из расчета 0,5 часа в неделю). При разработке данной программы учитывалось то, что данный курс как компонент образования должен быть направлен на удовлетворение познавательных потребностей и интересов учащихся, на формирование у них новых видов познавательной и практической деятельности, которые не характерны для традиционных учебных занятий. Курс создан на основании запросов учащихся (анкетирование учащихся).
Раздел «Практическая учебная физика» поможет учащимся изучить основы практической учебной физики; выяснить, почему при изучении физики необходимо проводить физический эксперимент, познакомиться с методами измерений физических величин и обработки результатов измерений, а также выяснить значимость количественного определения погрешностей измеренных величин.
В Разделе «Наблюдения физических явлений окружающего мира» рассматриваются методы наблюдения натурных явлений живой и неживой природы, физико-технических устройств и систем. Прослеживается переход от простых демонстраций к более сложным, а затем к практике наблюдений реальных процессов, что позволяет учащимся постепенно формировать универсальную способность работать с разнообразными информационными потоками, извлекать из них достоверные данные.
Раздел «Физическое моделирование и мысленные эксперименты» учит учащихся проводить эксперимент сначала мысленно несколько раз, затем приступать к реальным действиям.
Раздел «Физический практикум» посвящен описанию основных моделей физики. Раздел поделен на тематические блоки. В каждом блоке имеется несколько модулей, представляющие собой комплексные исследования физических процессов. В модуль входят три содержательные взаимосогласованные части: демонстрация явления или процесса, компьютерное моделирование и экспериментальное исследование.
Учитывая, что в заданиях ГИА по физике включена практическая часть (выполнение лабораторной работы) возникает необходимость усиления практической направленности физики. Итоги предыдущих лет показали, что учащиеся с данными заданиями справлялись хуже, а иногда даже не приступали к выполнению лабораторной работы, что связано с малым опытом выполнения лабораторных исследований. Одно из назначений данного раздела восполнить этот пробел. Данный раздел предполагает предварительное планирование эксперимента, рассмотрение нескольких вариантов и выбор оптимального, тем самым обеспечивает подготовку к государственному итоговому экзамену по физике в 9 классе.
Основная цель курса:
создание в совокупности с другими разделами физики базы для развития способностей учащихся и повышение их уровня понимания степени своего интереса к предмету, оценка возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы и практической подготовки при выполнении физических экспериментов.
Задачи курса:
- научить учащихся применять имеющиеся теоретические знания при выполнении физического эксперимента;
- помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования;
- помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
- раскрыть сущность физических явлений и добиться лучшего понимания моделируемых процессов.
Общими принципами отбора содержания программы являются: системность, целостность, научность. Каждое занятие состоит из двух частей: теоретические выкладки, предлагаемые учителем, и физический эксперимент, проведенный под руководством учителя и самостоятельно. Содержание учебного курса построено по принципу от простого к сложному и проведет учащихся от приобретения новых умений и навыков к их творческому применению. Занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение исследовательских задач. Используемые технологии: блочно-модульное обучение, проблемное обучение, ИКТ-технологии.
Формы организации занятий: лекция, использование которой целесообразно лишь на нескольких занятиях при формировании групп и выяснения характера интересов и способностей учащихся, беседа, семинар, объяснение, лабораторная работа.
Основные методы обучения, виды деятельности учащихся.
На лекционных и практических занятиях используется как объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, так и поисковый методы. При выполнении лабораторных работ учащиеся исследуют некоторые процессы и явления в физике, испытывают свои силы при выполнении индивидуальных экспериментальных и конструкторских заданий. Планируется использование метода проектов, что способствует формированию и развитию навыка самостоятельной и исследовательской работы.
Критерии, позволяющие оценить успешность освоения программы курса.
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения экспериментальных исследовательских работ. На семинарских занятиях каждому ученику предоставляется возможность выступать в роли докладчика или содокладчика, референта или консультанта. Итоговая аттестация – защита проведенного эксперимента.
В ходе изучения курса учащиеся узнают: методы измерения физических величин, устройство и принцип действия измерительных приборов, способы обработки и представления результатов измерений; научатся: планировать физический эксперимент в соответствии с поставленной задачей, выбирать рациональный метод измерений, выполнять эксперимент и обрабатывать его результаты.
Прогнозируемые результаты обучения:
повышение интереса к физике, формирование универсальных способностей работать с разнообразной информацией, извлекать из нее достоверные данные, освоение универсальных методов исследований окружающего мира и подготовка учащихся к ГИА.
Данный элективный курс является дополнительным фактором формирования положительной мотивации в изучении физики, а также понимания учащимися философского постулата о единстве мира и осознании положения об универсальности физических знаний.
Учебно-тематический план
Тема | Количество часов | ||
всего | теория | практика | |
Практическая учебная физика | 4 | 2 | 2 |
Наблюдения физических явлений окружающего мира | 4 | 4 | 0 |
Физическое моделирование и мысленные эксперименты | 4 | 1 | 3 |
Физический практикум | 4 | 0 | 4 |
Защита физического эксперимента | 1 | 0 | 1 |
Итого | 17 | 7 | 11 |
Содержание курса
Тема 1. Практическая учебная физика (4часа)
Предполагает рассмотреть следующие вопросы:
1. Наблюдение в физике. Физический эксперимент.
2. Измерения в физике. Погрешность измерений. Случайные и систематичные погрешности измерений.
3. Проведение эксперимента (условия плавания в ограниченных резервуарах)
4. Практическое задание. Составить модель эксперимента
Тема 2. Наблюдения физических явлений окружающего мира. (4часа)
Предполагает рассмотреть следующие вопросы:
1. Алгоритм наблюдений.
2. Наблюдение физических явлений неживой природы.
3. Наблюдение физических явлений живой природы.
4. Физика в технике.
Тема 3. Физическое моделирование и мысленные эксперименты. (4 часа)
Предполагает рассмотреть следующие вопросы:
1.Введение в физическое моделирование.
2.Практическая работа. Основные модели механики.
3.Практическая работа. Модели электричества.
4.Практическая работа. Модели оптики.
Тема 4. Физический практикум (4 часа)
Предполагает рассмотреть следующие вопросы:
1.Модули в механике (Трение скольжения. Равноускоренное движение. Момент силы. Исследование баллистического движения тел)
2 Модули в молекулярной физике (Броуновское движение. Диффузия. Изопроцессы в идеальном газе).
3.Модули в электричестве (закон Кулона. Конструирование электрических цепей)
4.Модули в оптике (Дифракция. Измерение длины световой волны.Фотоэффект)
Защита физического эксперимента (1час)
Перечень литературы
Литература для учителя | Литература для ученика | Интернет-ресурсы |
А.В.Сорокин, Н.Т. Торгашина, Е.А. Ходос, А.С. Чиганов. Физика Наблюдение эксперимент моделирование. Методическое пособие. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006 | А.В.Сорокин, Н.Т. Торгашина, Е.А. Ходос, А.С. Чиганов. Физика Наблюдение эксперимент моделирование. Учебное пособие. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006 | http: //physnet.ru – портал фундаментального физического образования России. |
В.А. Тихомирова, А.И. Черноуцан. Физический факультатив. (Приложение к журналу «Квант», №3/2001,- Бюро Квантум,2001 | Л.В. Тарасов. Физика в природе: Кн.для учащихся.- М.: Просвещение, 1988 | http://hyperphysics.phy-astr.gsu.edu – образовательная справочно-информационная служба по всем разделам физики |
sdamgia.ru - Сдам ГИА. Сайт Гущина |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Кол час. | Дата | Цель | Тема занятия | Форма организации занятия | Способы деятельности учащихся | Образовательный продукт | ||
План | Факт | ||||||||
Тема 1. Практическая учебная физика (4часа) | |||||||||
1 | 1 | Формирование и расширение понятий наблюдение, опыт, эксперимент, гипотеза. | Наблюдение в физике. Физический эксперимент. | Вводная лекция. | Восприятие и осмысление нового материала | Конспект занятия | |||
2 | 1 | Знакомство с видами погрешности измерений. | Измерения в физике. Погрешность измерений. Случайные и систематичные погрешности измерений. | Фронтальный опрос | Анализ проблемных ситуаций. | Конспект | |||
3 | 1 | Знакомство с алгоритмами проведения физического эксперимента. | Проведение эксперимента (условия плавания в ограниченных резервуарах) | Фронтальный опрос. Практикум | Анализ проблемных ситуаций. | Конспект | |||
4 | 1 | Формирование навыков в составлении моделей физического эксперимента | Практическое задание. Составить модель эксперимента | Экспериментальная работа | Восприятие и осмысление нового материала. | Выполненная работа | |||
Тема 2. Наблюдения физических явлений окружающего мира. (4часа) | |||||||||
5 | 1 | Знакомство с методами наблюдения, развитие умения сделать правильный выбор. | «Алгоритм наблюдений. | Лекция | Осмысление нового материала. Монолог между учителем и учащимися. | конспект | |||
6 | 1 | Наблюдение физических явлений неживой природы. | Работа с дополнительной литературой | конспект | |||||
7 | 1 | Знакомство с методами наблюдения, развитие умения сделать правильный выбор. | Наблюдение физических явлений живой природы. | Беседа | Работа с дополнительной литературой | Презентация (д.з) | |||
8 | 1 | Знакомство с методами наблюдения, развитие умения сделать правильный выбор. | Физика в технике. | Физическая конференция | Восприятие материала, анализ | Доклады по теме «Проявление физики в технике» | |||
Тема 3. Физическое моделирование и мысленные эксперименты. (4 часа) | |||||||||
9 | 1 | Формирование понятия модели в физике. | Введение в физическое моделирование. | Лекция | Восприятие и осмысление нового материала. Работа с дополнительной литературой | конспект | |||
10 | 1 | Знакомство с моделями в механике. Знакомство с физическими законами, описывающими разнообразные процессы на основе рассмотрения идеальных объектов. Проведение мысленных экспериментов. | Практическая работа. Основные модели механики. | Беседа. | Работа с дополнительной литературой | Представление выбранной модели. | |||
11 | 1 | Знакомство с моделями в электричестве. Знакомство с физическими законами, описывающими разнообразные процессы на основе рассмотрения идеальных объектов. Проведение мысленных экспериментов. | Практическая работа. Модели электричества. | Устная беседа с элементами активного слушания. | Работа с дополнительной литературой | Представление выбранной модели. | |||
12 | 1 | Знакомство с моделями в оптике. Знакомство с физическими законами, описывающими разнообразные процессы на основе рассмотрения идеальных объектов. Проведение мысленных экспериментов. | Практическая работа. Модели оптики. | Лекция | Восприятие и осмысление нового материала, конспектирование | Представление выбранной модели. | |||
Тема 4. Физический практикум (4 часа) | |||||||||
13 | 1 | Систематизация и обобщение полученных знаний. Выполнение лабораторного исследования. | Модули в механике (Трение скольжения. Равноускоренное движение. Момент силы. Исследование баллистического движения тел) | Беседа. | Работа в группах. | Представление выбранного модуля | |||
14 | 1 | Систематизация и обобщение полученных знаний. Выполнение лабораторного исследования. | Модули в молекулярной физике (Броуновское движение. Диффузия. Изопроцессы в идеальном газе). | Практикум. | Работа в группах | Представление выбранного модуля | |||
15 | 1 | Систематизация и обобщение полученных знаний. Выполнение лабораторного исследования. | Модули в электричестве (закон Кулона. Конструирование электрических цепей) | Практикум. | Работа в группах. | Представление выбранного модуля | |||
16 | 1 | Систематизация и обобщение полученных знаний. Выполнение лабораторного исследования. | Модули в оптике (Дифракция. Измерение длины световой волны. Фотоэффект) | Практикум. | Работа в группах. | Представление выбранного модуля | |||
17 | 1 | Проверка уровня усвоения знаний. Формирование умения представить и защитить свой экспериментальный проект | Защита физического эксперимента (Круглый стол). | Обсуждение | Работа в группах. | Защита физического эксперимента |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Английский язык» для 3 класса на 2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Английский язык» для 3 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на о...
Рабочая программа учебного курса «Физическая культура» Для 10 класса к УМК «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» под редакцией В. И. Ляха, А. А. Зданевича Срок реализации программы 1 год
Рабочая программа учебного курса «Физическая культура»Для 10 классак УМК «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов»под редакцией В. И. Ляха, А. А. Зданевича...
Рабочие программы учебного курса «Физическая культура» 2-11 классы 2018-2019 учебный год
Рабочие программы учебного курса «Физическая культура» с 2-го по 11-й классы...
Рабочая программа учебного курса по обществознанию для 7 класса на 2017 – 2018 учебный год (34 часа)
Рабочая программа по обществознанию для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на основе программы Л.Н. Боголюбова, Н. И. Городец...
Рабочая программа учебного курса по обществознанию для 8 класса на 2018 – 2019 учебный год (34 часа)
Пояснительная запискаРабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом Рабочая программа по обществознанию...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Обществознание» в 6-х классах на 2019-2020 учебный год
Цели курса:способствовать развитию духовно-нравственной сферы личности, становлению социального поведения, основанного на уважении к личности, обществу, соблюдении закона и правопорядка, а также разви...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Обществознание» в 7-х классах на 2019-2020 учебный год
Цели курса:сформировать начальное представление о сферах общества;экономической, политической, социальной, духовной;воспитание социально активной личности;интеллектуальному развитию учащихся;гуманизац...