Мастер класс по физике «Путешествие в Зазеркалье» Исследовательский проект. Метод эксперимента
методическая разработка по физике (8 класс)

Данное занятие позволяет продемонстрировать коллегам разницу между учебно-исследовательской работой и исследовательским проектом. В нем используется метод эксперимента, как способа познания, заключающийся в изучении явлений в специально созданных условиях. В частности предлагается ознакомиться с применением лабораторного эксперимента как одного из методов, используемого при выполнении исследовательского проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_fizika.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №44» г. Улан-Удэ

II Городская научно-практическая конференция педагогов

«Проектно-исследовательская деятельность: опыт, проблемы и перспективы»

Мастер класс по физике

«Путешествие в Зазеркалье»

Исследовательский проект. Метод эксперимента

Руководитель: учитель физики МАОУ СОШ №44

Исполнители: участники конференции

г. Улан-Удэ

2020

  1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера.
  • Обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой учителем.

Технология проектного обучения стимулируется интерес учащихся к проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность. Предполагаемый результат её применения - умение обучающихся практически применять полученные знания.

  • Характеристика творческой лаборатории педагога-мастера (описание достижений в опыте работы, источников, откуда педагог черпал свои разработки).

Занимаюсь организацией проектной и учебно-исследовательской работы обучающихся более десяти лет на уроках и во внеурочной деятельности. Ученики с учетом их мотивации, познавательного интереса и способностей получают особенный образовательный опыт, который обеспечит им основу для самообразования, творческой деятельности, развития ключевых потенциалов. Далее они имеют возможность проявить свое творчество, представить результат деятельности на конференциях школьного, муниципального, регионального, российского уровней, школьных тематических чтениях; конкурсах творческих работ учащихся, олимпиадах.

  • Определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера.

Практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования, подчеркивается актуальность для современного человека умения учиться. Для современной школы важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности. На ступени основного общего образования у обучающихся должно быть сформировано умение самостоятельно приобретать знания, способность к организации своей деятельности, способность взаимодействовать с педагогами и сверстниками. Эти задачи позволяет успешно решать, формируя абсолютно все универсальные учебные действия, проектная деятельность и учебно-исследовательская деятельность учащихся.

  • Описание системы уроков (занятий) в режиме  эффективной педагогической технологии, представляемой педагогом.

Представленное в рамках мастер-класса занятие является одним из уроков темы «Технологии выполнения группового или самостоятельного (исследовательского) проекта» спецкурса «Исследовательская и проектная деятельность», разработанного для обучающихся 8 класса.

  1. Представление урока (занятия), системы уроков (занятий).
  • Рассказ педагога о проекте занятия.

Данное занятие позволяет продемонстрировать коллегам разницу между учебно-исследовательской работой и исследовательским проектом. В нем используется метод эксперимента, как способа познания, заключающийся в изучении явлений в специально созданных условиях. В частности предлагается ознакомиться с применением лабораторного эксперимента как одного из методов, используемого при выполнении исследовательского проекта.

  • Краткая  характеристика  результативности  используемой  технологии.

Достигнутые результаты применения технологии проектного обучения:

- высокая познавательная активность обучающихся;

- высокий уровень сформированности умений по организации собственной деятельности (промежуточные цели, промежуточные этапы);

- положительная динамика по формированию умений, связанных с креативной деятельностью (видение проблемы, выдвижение гипотезы, выражение результата).

  1. Имитационная игра со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися.

Прежде чем приступить к проведению мастер-класса, необходимо уточнить некоторые теоретические положения, осмысление которых необходимо для полноценного восприятия предложенного опыта работы.

Во-первых, это понимание разницы между учебно-исследовательской работой и исследовательским проектом.

Учебно-исследовательская работа

Исследовательский проект

Есть ГИПОТЕЗА, которая может подтвердиться или не подтвердиться

РЕЗУЛЬТАТ (продукт) известен ЗАРАНЕЕ.

Исследование – основной вид деятельности.

Исследование – одно из средств для получения конечного продукта.

Результат: ОПИСАНИЕ процесса исследования и проверки гипотезы

Результат: ПРОДУКТ, имеющий практическое применение (САМ продукт, а не только знания, полученные учеником при его создании)

Во-вторых: метод эксперимента может применяться и в том и в другом случае, но полученные результаты используются по-разному.

Проведение имитационной игры.

При создании проекта может применяться индивидуальная, парная и групповая форма работы.

Каждой группе (при групповой форме работы) или обучающемуся (при индивидуальной) выданы листы форматаА4, шаблон паспорта проекта(упрощенный вариант).

Паспорт работы

1

Название проекта

Пособие «Свойства света»

2

Руководитель проекта

Ф.И.О учителя

3

Создатели проекта

Ф.И.О. ученика

4

Цель проекта

Создать наглядное пособие, отражающее свойства света

5

Задачи проекта

Познакомиться с литературой о свойствах света

Провести эксперименты по изучению свойств света

Результат представить в наглядной форме.  

6

Необходимое оборудование

Полупрозрачное стекло, разноцветная бумага, зеркало-книжка, лист формата А4, карандаши или фломастеры.

7

Результат проекта. Продукт.

Получение изображения, наглядно представляющие свойства постоянного света

Участники мастер-класса выступают в роли учеников.

Этап 1. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания – прочитать о свойствах света.

Демонстрация: Полупрозрачное стекло (выпуклое, вогнутое)

Учитель

Ученики

Кто знает, что это такое?

Стекло

Что вы знаете о свете?

Это вещество, которое легко пропускает свет,

прозрачный.

Имеет свойство отражения, преломления, дисперсии и дифракции

Этап 2. Формулировка цели урока.

Учитель

Ученики

Как мы убедились, о стекле вам известно много.

Было бы здорово ничего не забыть и другим рассказать о свойствах света . Что для этого можно сделать?

Записать, зарисовать и т.д.

Какова цель нашего занятия, чего мы должны достичь, что сделать?

Создать наглядное пособие, отражающее свойства света.

Таким образом, итогом нашего урока станет наглядное пособие, рассказывающее о свойствах света.

Заполняют графы 1,2,3,4 паспорта проекта.

Этап 3. Проведение эксперимента.Первичное усвоение новых знаний.

Учитель

Ученики

Что будет главным объектом изучения?

Свет

С одной стороны полупрозрачного стекла положите белый лист, с другой стороны рисунок

Через полупрозрачное стекло легко видно изображение рисунка.

Расположите стекло с разных сторон рисунка. Что вы видите? Рисунок совпадает с изображением?

Изображение не меняется

Действительно, через стекло изображение рисунка не меняется.

А теперь попробуйте нарисовать изображение рисунка через стекло на бумаге.

Что вы наблюдаете?

Запишите необходимое для эксперимента в графу «Оборудование»

Проводят эксперимент.

Делают вывод: Изображение получилось мнимым, одинакового размера, перевернутое справа налево.

 Фиксируют результаты в графической форме на листе.

Заполняют графу «Оборудование».

А теперь учимся смешивать цвета.

На белую бумагу положите черную, а неё полоски бумаги разного цвета. Что вы видите через полупрозрачное стекло?

Проводят эксперимент.

Делают вывод: на белой бумаге цвет отражается в мягких тонах, а на черной бумаге отражается в насыщенных тонах.

Фиксируют результат.

С помощью зеркало-книжки предлагаю прочитать отраженный текст.

Легко получается?

А теперь смотря, в зеркало напишите на бумаге свое имя.

Текст в зеркале отличается от текста в учебнике.

И запись имени через зеркало отличается и не всегда сразу получается написать правильно.

Заполняют графу «Оборудование».

Попробуйте прочитать текст в зеркале с разных сторон (слева, справа, сверху). Что вы наблюдаете?

Проводят эксперимент.

Делают вывод: Изображение меняет направление

С помощью зеркало предлагаю прочитать зашифрованный текст по горизонтальной и вертикальной симметрии.

Проводят эксперимент.

Делают вывод: Через отражение половин букв по горизонтальной и вертикальной симметрии с помощью зеркало можно восстановить первоначальный текст.

Расположить два зеркало напротив друг друга, между ними игрушку. Этот эффект называется «Заглянуть в бесконечность»

Дополняют графу «Оборудование».

Проводят эксперимент. Меняют расстояние между зеркалами

Делают вывод: Скорость света конечна, так как с каждым отражением происходит потеря энергии

Фиксируют результат.

Получить множественное изображение игрушки с помощью зеркало-книжки.

Дополняют графу «Оборудование».

Проводят эксперимент.

Делают вывод: Множественное изображение можно получить в зависимости от угла поворота зеркало. n=(360/α)-1.

Фиксируют результат.

В зависимости от времени, которым располагает учитель и возраста обучающихся, а так же уровня их подготовки количество экспериментов может быть различно. Перечень можно дополнить следующими опытами:

  1. Используя зеркало-книжку получить калейдоскоп, меняя угол поворота можно поучить различные изображения.
  2. Свернуть бумагу в трубочку, одним глазом смотрим в трубу, другим на ладонь вытянутой руки. Описать возникающий эффект.

Этап 4. Проведение эксперимента. Первичная проверка понимания.

Учитель

Ученики

Вспомните, какие интересные изображения мы с вами сегодня получали. Выяснили какие свойства света существуют. О них легко рассказать. Этой работой могут воспользоваться и другие ребята. Это результат нашей работы. Что мы сделали, чтобы её выполнить?  

Проводили эксперименты, рисовали, читали и т.д.

Теперь мы можем заполнить графу «Задачи» в паспорте проекта.

Заполняют графу «Задачи» в паспорте проекта.

Все ли задачи выполнены? Достигли ли мы цели?

Задачи выполнены, цель достигнута.

Этап 5. Рефлексия.

Ученики убирают всё с парт.  

Расскажите, чему новому вы сегодня научились? Что узнали?

Этапы работы над проектом

Этап

Сроки работы

Выход этапа

Ознакомление с проблемой

10 мин

Идея проекта.

Подбор и анализ литературы

1 час

Домашняя работа. Теоретическая основа проекта.

Подготовка к проведению эксперимента

1 урок

Уточнение информации, выбор оптимального перечня положений для экспериментальной проверки

Проведение эксперимента, выполнение проекта.

30 мин

1 урок

Выполнение эксперимента, оформление результатов проекта (Плакат, рисунок, схема).

Оформление документации проекта (паспорт проекта)

15 мин

Документация к проекту

Выделено выполняемое в ходе мастер-класса.

4. Моделирование.

Проведение подобного занятия, итогом которого станет выполненный и описанный проект, возможно по любому предмету, при проведении внеклассного мероприятия. Предложите варианты.

5. Рефлексия.

Уважаемые коллеги, Какие идеи по вашему мнению пригодятся вам в работе?

1

Название проекта

Пособие «Свойства постоянного магнита»

2

Руководитель проекта

3

Создатели проекта

4

Цель проекта

5

Задачи проекта

6

Необходимое оборудование

7

Результат проекта. Продукт.

Этап

Сроки работы

Выход этапа

Ознакомление с проблемой

Подбор и анализ литературы

Подготовка к проведению эксперимента

Проведение эксперимента, выполнение проекта.

Оформление документации проекта (паспорт проекта)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на занятии «мастер-класс» № 2 Тема: Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творческо-исследовательских способностей учащихся.

Выступление на "Мастер -класс" по теме "Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творче...

Выступление на занятии «мастер-класс» № 7 по теме Технология защиты исследовательского проекта

Выступление на занятии «мастер-класс» № 7 по теме Технология защиты исследовательского проекта...

Мастер-класс на тему:"Использование интерактивных методик при изучении методов проектов"

Мастер-класс проводился в рамках районного конкурса "Учитель года-2014". Представлен план-конспект, презентация и электронный вариант газеты. При подготовке использовались материалы из Интернета....

План сценарий игры для 9 класса по физике. "Путешествии в страну физики"

Внеклассное мероприятие (1-2 часа) для учиников 9х классов....

Мастер -класс по физике на тему "Физика вокруг нас"

Этот мастер -класс я представляла на конкурсе "Учитель года Мясниковского района - 2015"...

Презентация и подборка задач по физике №27 ЕГЭ к мастер-классу по физике.

Подборка задач по физике №27 ЕГЭ. Для формирования навыков правильного оформления качественной задачи с полным объяснением....