Проект урока физика в 9 классе
Тема: «Экспериментальные методы наблюдения и регистрации элементарных частиц»
Методическая цель урока: реализация деятельностного подхода к обучению физике.
Цель урока: создание условий: - для развития способности выявлять принцип действия устройств, предназначение камеры Вильсона, счетчика Гейгера, Пузырьковой камеры
- для развития умения составлять вопросы, которые будут включены в тест,
- для развития умений анализировать учебный материал, переводить его в проблемное поле,
- для совершенствования умений работать в малой группе,
- для совершенствования умения осуществлять самооценку и взаимооценку, взаимопроверку.
Планируемые результаты: - осознанно и правильно использовать названия экспериментальных методов: счетчик Гейгера, камера Вильсона, Пузырьковая камера, метод сцинтилляции;
- уметь самостоятельно составлять вопросы для теста;
- уметь осуществлять выход из проблемной ситуации, используя для этого информационный материал;
- приобрести навык участия в групповом обсуждении: на этапе целеполагание, планирование, при составлении критериев для оценивания.
- уметь осуществлять взаимооценку и самооценку, взаимопроверку деятельности.
Оборудование: мультимедийный проектор, учебная литература, опросные листы, перфокарты, звезды из бумаги , «Билеты на выход».
Разработчик: Герцовская Л.А., учитель физики.
Содержание урока
Этапы деятельности | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечание | 1. Оргмомент | Приветствие Контроль явки и готовности обучающихся к работе Контроль готовности класса | Ответы на приветствие | Опросные листы, звезды, вырезанные из бумаги «билеты на выход». Учащиеся сидят в паре (школа малокомплектная в классе всего два ученика) | 2. Опрос | Проверка домашнего задания по теме «Строение атома и атомного ядра» | 1.Отвечают на вопросы, заполняя опросные листы, в которых индивидуальные задания. 2.Осуществляют взаимопроверку, используя перфокарту. 3.Выставляют оценку. | Приложение 1
Приложение 2 Критерии выставления оценки на слайде 1 Приложение 3 | 3. Организация мотивации к изучению темы | Ситуационный разговор: обращение с просьбой к обучающимся ответить на вопросы: 1. Мы знаем, что элементарные частицы невидимы, а как можно получить информацию о них? 2. Какой метод регистрации частиц вам известен? 3. Каким методом регистрации частиц пользовался Э. Резерфорд в опытах по рассеянию альфа-частиц? - Но этот метод несовершенен. - Подумайте и сформулируйте тему сегодняшнего урока. - Итак, тема урока «Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц» | Предположительные ответы. Понаблюдать за ними с помощью каких-нибудь приборов, устройств.
Метод сцинтилляции
Формулируют приблизительную тему урока |
На слайде 2 Приложение 4 высвечивается тема урока. Учащиеся в тетрадях её записывают. | 4. Постановка учебной цели | Работа в малой группе: 1. Мы с вами вспомнили изученный метод сцинтилляции. В чем заключается его работа? Что об этом методе известно? 2.Сформулируйте цель нашего урока 3.Корректировка цели урока: Изучить другие методы, способы регистрации элементарных частиц, выяснить название частиц, подлежащих регистрации. |
1.Вспышки на экране фиксирует глаз человека, а глаз быстро устает. 2.Точность этого метода мала. Цель: -Изучить другие устройства, -Выяснить как осуществляется регистрация элементарных частиц, -Что за частицы регистрируются. |
На доске и в тетрадях фиксируется цель | 5. Планирование | Изучение темы с использованием технологии «Вопросы, составленные учениками» Для работы по составлению вопросов нам следует выработать критерии, которые и будут планом работы |
Предлагают требования к составленным вопросам (предлагают критерии).
| Использование технологии формирующего оценивания. Критерии записаны на доске: 1.Отношение к изучаемой теме 2.Доступность с точки зрения источников информации в классе 3.Понятность ученикам | 6. Реализация плана | Индивидуальная работа учащихся 1) Составить не менее 7 вопросов по тексту §68. 2) Каждый готовится представить составленные вопросы. 3) Одноклассник слушает обдумывая предложенные вопросы. |
1) В течение 10 минут составляют вопросы. 2)Каждый из двух учащихся зачитывает (представляет) свои вопросы. 3)Напарник принимает к сведению. |
Каждый учащийся работает в своей тетради. | 7. Организация контроля | 1) Осуществить взаимопроверку согласно критериям, используя вам известную технику «Две звезды, одно пожелание»
2) Вернемся к теме и цели урока, вспомним их. Фронтальный опрос в соответствии с целью. | - Заполняя текст на звездах, ученики называют:
- два достоинства, давая пояснение, почему эти положительные моменты важны. - один недостаток, но в ракурсе пожелания, предлагая как его исправить. 2) Отвечают на вопросы учителя. | Используется техника, из раздела формирующего оценивания «Две звезды, одно пожелание» Приложение 5
| 8. Организация оценивания | Осуществить взаимооценку | Выставляют оценку однокласснику в тетрадь. |
| 9. Организация рефлексии | Отвечают на вопросы представленные на слайде 3 Приложение 5 | Заполняют «Билет на выход», отвечая на вопросы: 1)Что я понял?(Зел.) 2)Что осталось непонятным?(Красн.) 3)Какой вопрос бы я задал, если бы был учителем?(Желт.) | Техника формирующего оценивания. «Билет на выход» -трехцветный: зеленый, красный, желтый.
| 10. Домашнее задание | 1) Для всех учащихся: составить ментальную карту по изученному §68. - Задание на выбор учащегося:
подготовиться к расширенному ответу по одному из вопросов (1-5), предложенных после §68. | Записывают домашнее задание. Выходя из класса ученики прикрепляют «билеты» в условленном месте (на магнитной доске). | Учитель выставляет оценки в дневник, их две: -за проверку домашнего задания, -за работу по теме урока. Билеты изучает учитель дома, планирует деятельность на следующий урок, учитывая трудности, указанные детьми по итогам изучения темы. |
|