Флипчарт как средство применения ИКТ на уроках физики
статья по физике

Сейтова Альбина Сериковна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_konferentsiyu_flipchart.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сейтова Альбина Сериковна,  

преподаватель общеобразовательных дисциплин

ГБПОУ СО «Александрово-Гайский политехнический лицей»,

первая категория

Флипчарт как средство ИКТ на уроках физики

Современные дети все меньше стараются обращаться за информацией к книгам, и стараются ее получить из компьютера. Применение ИКТ на уроках физики становится одним из новых методов организации интересной и активной работы обучающихся, делая занятия более наглядными, содержательными.

Внедрение ИКТ в преподавание дисциплин естественно-научного цикла существенно усовершенствовало образовательный процесс, разнообразило формы и средства обучения и повысило творческую активность обучающихся, качественную успеваемость, мотивацию обучения. Это,  в свою очередь, способствует развитию навыков самообразования и самоконтроля.

Комплексы программных средств обучения позволяют довести до обучающихся огромный объем информации. При этом у них развивается зрительная память, акцентируется внимание на важных объектах за счет визуальной подачи материала.  При работе используются преимущества информационных технологий, заключающиеся в сочетании нескольких компонентов: текста, рисунка, анимации, звукового сопровождения и других элементов. На уроках физики возможно использование следующих видов ИКТ:

-         Фрагменты из электронных учебников на этапах изучения нового материала, закрепления изученного;

 -        Проведение лабораторных работ с использованием возможностей виртуальных лабораторий.

-       Создание учебных проектов;

-        Создание и использование презентаций и флипчартов на разных этапах уроков.

Одним из способов использования ИКТ на своих уроках является создание и использование флипчартов с применением интерактивной доски. Создание и использование на уроках физики флипчартов по различным темам, а также продумывание различных заданий и вариантов проверки знаний учащихся, дает возможность использовать все интерактивные возможности доски. 

В нашем лицее программное обеспечение для интерактивных досок ScreenMedia  помогают повысить усвояемость материала благодаря высокой наглядности образовательного материала. Это программное обеспечение позволяет преподавателю максимально просто и быстро создать красочный лекционный материал с привлечением различных ресурсов, в том числе мультимедийных (вставка звуковых и видео-файлов). Кроме того, например, программное обеспечение ScreenMedia  позволяет импортировать уже подготовленные слайд-презентации во флипчарты с возможностью редактирования и даже полного изменения данных.

С помощью средств аннотирования и визуализации изображения можно доступно объяснить обучающимся материал, предложить обширные функциональные возможности интерактивной доски, которые легко осваиваются от простых к более специализированным функциям (использование контейнера, записи флипчарта, проведение опросов мнений и пр.). Инструменты создания электронного флипчарта программного обеспечения  ScreenMedia  позволяют подготовить материал урока. А также дает возможность знакомства, с новыми интересными возможностями  программного обеспечения (ПО). Приведём некоторые из них: частичная совместимость программ ScreenMedia  и Notebook, возможность импорта-экспорта статичных изображений, видео-  и аудиофайлов, переход с помощью гиперссылок в другие программы, например, презентацию Power Point, электронные учебники и лаборатории. Расширенная библиотека ресурсов программного обеспечения ScreenMedia  содержит большое количество материалов и позволяет легко и быстро использовать их в своем материале урока. Объяснение материала с использованием современных технологий притягивает внимание обучающихся.

При работе  с интерактивной доской  я стараюсь сделать представление учебного материала увлекательным и динамичным. Доска позволяет учащимся легко усваивать  новый материал, является хорошим инструментом при объяснении лабораторных работ. На доске можно легко создавать новые связи, менять информацию или перемещать объекты.

Большая часть интерактивных заданий построена на технологии Drag&Drop. К ним относятся задания на конструирование объектов, установление соответствия, ранжирование и классификацию объектов, выявление и установление закономерностей и логических последовательностей и т.п. Так, например, при изучении темы «Соединение проводников» обучающимся можно дать задания, где они самостоятельно смогут построить электрические цепи, соединив проводники последовательно или параллельно. Для начала целесообразнее будет дать им несложные задания, где они смогут понять и запомнить необходимые понятия и обозначения, а также правила построения схем.

Традиционным заданием проверки освоения знаний и умений является задание на установление соответствия, позволяющее проверить фактические  знания, понимание связей между различными объектами, явлениями, формулами, законами и т.д. Например, в задании такого типа по теме «Плавление и кристаллизация веществ» можно добавить графики различных физических процессов.

В физике существует особый вид задач, активизирующий большую область знаний и интеллектуальных умений. К примеру, к ним относятся задачи-исследования из раздела «Геометрическая оптика» с использованием «черного ящика», которые очень эффективны при развитии прогностического мышления. Понятие «черный ящик» используется в случаях, когда изучают реакцию системы. Считается, что у системы – черного ящика – есть два важных элемента – точка входа и точка выхода. Разные  раздражители подаются на точку входа и смотрят, что получится на выходе, т.е. как отреагирует система. Таким образом, можно получить возможность прогнозировать поведения раздражителя. Черный цвет – это смешение всех возможных цветов, которые может различить человеческий глаз. Функции «черного ящика» выполняет черный квадрат, который легко удаляется или передвигается в случае правильного ответа.

Такие задачи-исследования более эффективно стимулируют мыслительную деятельность обучающихся.  

Итак, применение возможностей современных информационных технологий способствует:

- достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов;

- эффективному управлению внимания учащихся на уроке;

- более рациональному использованию учебного времени урока;  повышению  мотивацию школьников за счёт сохранения востребованности получаемых знаний;

- развитию навыков самообразования и самоконтроля у обучающихся;

- преодолению пассивного способа передачи ученикам готовых знаний;

- развитию информационного мышления учащихся, формирование информационно-коммуникационной компетенции;

- поддерживанию  интереса к обучению, овладению фундаментальными знаниями.

- приобретение навыков работы на компьютере.

Использование ИКТ вдохновляет и самих преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост. Таким образом, можно сделать вывод, что ИКТ — безусловно, важная и неотъемлемая составляющая современного преподавания. Однако использование ресурсов ИКТ на уроке должно быть продуманным, целесообразным и грамотным.

Литература:  

  1. Соломина В. П. Проблемы компьютеризации обучения предметам естественнонаучного цикла: Научно-методический сборник. / СПб: РГПУ СЗФ — ИНИНФО, 1998г.
  2.  Кучурин В.В. Электронные наглядные средства обучения на основе современных компьютерных технологий.

http://pedsovet.org/forum/index.php?act=attach&type=post&id=7312

  1. Роберт И.В. Информатизация образования как новая область педагогического знания // Человек и образование. 2012. № 1 (30).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение ИКТ на уроках физики.

При использовании ИКТ на уроке задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный, а. следовательно, повышается уровень усвоения учениками материалы. ...

Применение ИКТ на уроке физики для активизации познавательной деятельности учащихся.

выступление на зональном семинаре учителей естественно-математического направления....

Применение ИКТ на уроках физики

Описание применения информационно-коммуникационных технологий на уроках физики в ЛГ МБОУ "Гимназия №6" города Лангепаса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры....

Методическая разработка по теме "Применение ИКТ на уроках физики"

Раскрываются некоторые аспекты применения ИКТ в учебной деятельности...

Применение ИКТ на уроках физики

Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет учителям сделать образовательный процесс более насыщенным, ярким и результативным....

мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».

Цели урока:Образовательные:повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...

Методическая разработка по физике: «Применение сказок на уроках физики» (для 7-8 классов)

Пояснительная записка Сказки помогают принести в уроки физики элемент занимательности. Они делают материал для учеников ближе и понятнее: ведь в детстве каждый из них не ра...