Разработка сценария урока по физике 8 класса "Электризация тел".
план-конспект урока по физике (8 класс)
В результате реализации проекта у учеников появляется возможность самостоятельно находить способы решения поставленной проблемы, реагировать на новые данные (информацию), применять на практике новые знания и учиться подтверждать или опровергать свои предположения с помощью практической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий урока 8 класс. Тема "Электризация тел" | 21.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка сценария урока
8 класс
Тема: Электризация тел.
Тип знаний: классификация понятий электризация, 2 рода зарядов, закономерность – электрическое взаимодействие.
Анализ | Учитель | Ученик |
Орг.момент. Создает настрой детей на урок. | Здравствуйте ребята! Вы уже много знаете и умеете, но сегодня предстоит совершить еще одно открытие. | |
Постановка проблемы. Создание проблемной ситуации. Удивление. | Сегодня на уроке у меня есть помощник – это палочка. Я попытаюсь совершить чудо. Попробую что-нибудь достать из этой красивой коробки. (опускает). Не получилось. Что делать? | Сказать заклинание, (волшебное слово). |
Выдвижение гипотез | Все равно не получается. А что можно сделать еще? | Помахать, потереть, намочить. |
Проверка гипотез | Проверяет все. | Наблюдают. |
Натирает палочку о мех и показывает учащимся, что к палочке прилипли кусочки бумаги. Получилось, палочка оказалась волшебной. У вас на столах тоже есть палочки. Проверьте, волшебные они или нет. | ||
Исследование | Ученики натирают палочки. Да, к палочкам прилипают легкие предметы. | |
А лоскутки ткани и меха, которыми вы натирали палочки обладают тем же свойством? | Проверяют. Да, к ним тоже прилипают. | |
Вывод. | Какой вывод вы можете сделать из этих опытов? | После натирания оба тела приобрели способность притягивать легкие предметы. |
Историческая справка. Подведение к теме урока. | Учитель рассказывает легенду. … Янтарь по-гречески – электрон. А кто знает, как называется то явление, которое мы наблюдали? Или по другому можно сказать, что телу сообщен «электрический заряд». А теперь кто сможет сформулировать тему нашего урока? | Электричество, взаимодействие, электризация. Электризация тел. |
Уточнение темы. | Электризация тел. Как вы считаете, с какими новыми понятиями вы сегодня познакомитесь? Какие исследования мы можем провести? | |
Проблемный вопрос. | В предыдущем опыте вы убедились, что при трении электризуются оба тела. Как вы думаете, одинаковыми ли свойствами обладают наэлектризованные тела? Ваши предположения? Мнения разделились, что делать? | Одинаковыми. Разными. Проверить на опыте. |
Исследование. Изучение взаимодействия заряженных тел. Два рода зарядов. | Оборудование: полоска из полиэтилена, полоска бумаги, инструкция по выполнению. | Проводят исследования. Делают выводы: Если берем бумажную и полиэтиленовую полоски, то они притягиваются, если две полиэтиленовые, то отталкиваются. |
Мы убедились, что разные тела при взаимодействии ведут себя по-разному, значит мы можем утверждать, что … Мы наблюдали, что наэлектризованные тела могут притягиваться или отталкиваться. Чем это можно объяснить? | Существуют два рода электрических зарядов. Если полоски одинаковые, они получили одинаковый заряд и стали отталкиваться, а разные полоски стали притягиваться, потому что у них разные заряды. | |
Исследование | Проверим это, электризуя эбонитовые и стеклянные палочки (эбонитовые – мехом, стеклянные – шелком или бумагой) при взаимодействии с гильзой. | На стеклянной и эбонитовой палочке заряды разные. |
Историческая справка. Введение понятий «положительный» и «отрицательный заряд». | ||
Закрепление нового (взаимодействие зарядов, определение зарядов тел по их взаимодействию). Сделать в тетради схематический рисунок взаимодействия двух родов зарядов. | Отвечают. В тетради записывают выводы. Делают схематический рисунок. | |
Проблемный вопрос. | Ваши предположения, от чего зависит сила взаимодействия между заряженными телами? | От величины заряда. От расстояния между телами. |
Исследование. | Как можно проверить ваши гипотезы? | Проводят исследование. Делают выводы. «При уменьшении расстояния сила электрического взаимодействия увеличивается». «Чем больше заряд, тем больше взаимодействие». |
Где в повседневной жизни мы наблюдаем явление электризации? | Прилипает одежда. Трещит одежда. Волосы поднимаются за расческой. При прикосновении друг к другу бьет током …. | |
Вы считаете электризацию полезной или вредной? В каком случае она полезна? В каком вредна? | Полезная Вредная Принтер, электрофильтры, собирание пыли… Прилипание одежды, электризация волос, при перевозке горючих жидкостей… | |
Практическое применение знаний при решении предложенной проблемной ситуации. | А теперь, я предлагаю, вам разбиться на группы для того, чтобы исследовать и проанализировать предложенные рабочие ситуации и предложить решение проблемы. | Делятся на группы по 4 человека. Знакомятся с текстом. Отвечают на вопросы. Выдвигают и обосновывают свои предложения. |
Обсуждение | Ученики проговаривают ситуацию и дают свои ответы на поставленные вопросы. | |
Постольку поскольку электризация может быть причиной нарушения технологии в производстве, аварий на дороге, неудобства в повседневной жизни я предлагаю вам назвать способы борьбы с электризацией. | Заземление станков, заземление машин, увлажнение воздуха, использование кондиционеров для белья, волос. | |
Применение токопроводящих пластиков для полов, использование «нейтрализаторов», использование гидрофильных веществ. | ||
Домашнее задание. | §25, вопросы и задания по вариантам Домашняя лаборатория 1,2 задание (стр. 78) |
1 вариант.
Мастеру прядильного цеха Волохову Степану Ивановичу был объявлен выговор за то, что он не следил за влажностным режимом в цеху. По его вине, нити при электризации друг о друга и о детали станка, путались и рвались. Степан Иванович с выговором был не согласен. Он считал, что в разрыве нитей виноваты работницы, которые плохо следили за работой станка.
Вопросы:
1. Почему так важен влажностный режим в цехах текстильной промышленности?
2. Справедливо ли был наказан мастер Степан Иванович?
3. Могли ли быть последствия при трении нитей и несоблюдении влажностного режима более серьезными?
2 вариант.
Комиссия, проверяющая работу в типографии была возмущена тем, что несколько раз в день печатные (ротационные) машины отключались, для проведения в цеху влажной уборки. Это, по их мнению, снижало производительность труда, повышало себестоимость печатной продукции. Мастер цеха Петров Иван Иванович объяснил, что это необходимо делать для того, чтобы снять статическое электричество с бумаги и машины, для предотвращения заминания и порыва бумаги и возможности пожара.
Вопросы:
1. Кто прав? Иван Иванович или комиссия?
2. Как повысить производительность труда и себестоимость печатной продукции?
3 Вариант.
Механик автоколонны по перевозке нефти Сидоров Петр Кузьмич не подписал путевку в рейс Синицыну Дмитрию Викторовичу, так как на его бензовозе цепь утратила несколько звеньев и была недостаточно длинной. Однако Синицын самовольно покинул автогараж и уехал в рейс, так как не хотел, чтобы пропал рабочий день. На посту ДПС бензовоз был остановлен и отправлен на принудительную стоянку за несоблюдение правил перевозки опасных грузов. По решению суда Синицын был лишен водительских прав сроком на 1 год.
Вопросы:
- Зачем к бензовозам прицепляют цепь до земли?
- Прав ли был механик автоколонны?
- Не слишком ли суровое наказание понес Синицын?
В итоге хотелось бы добавить несколько слов об отношении к данному проекту.
В результате реализации проекта у учеников появляется возможность самостоятельно находить способы решения поставленной проблемы, реагировать на новые данные (информацию), применять на практике новые знания и учиться подтверждать или опровергать свои предположения с помощью практической деятельности.
Я считаю в реализации этого проекта я добилась поставленных целей и достигла желаемых результатов. Это очень ценный опыт для меня, т.к. я стараюсь разнообразить свою учительскую деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока по физике в 8 классе "Влажность воздуха"
Влажность воздуха. Измерение влажности воздуха. Значение влажности воздуха. Цели урока: познакомить учащихся с понятиями абсолютная и относительная влажность воздуха, значением влажности воздуха ...
РАЗРАБОТКА сценария урока с использованием программного продукта нового поколения «Интер@ктивная физика»
Урок физики для 9 класса по теме "Равномерное движение по окружности" с использованием компьтерной среды "Интер@ктивная физика"...
Сценарий урока по физике 7 класс"Сила упругости"
Данный материал включает: Конспект урока+презинтация...
Сценарий урока по физике 7 класс по теме "Сложение сил. Равнодействующая"
Материал содержит файл со сценарием урока, файл с заданиями для групп и презентацию....
"Виды электромагнитных излучений". Сценарий урока по физике.
Материал содержит технологическую карту, подробный сценарий, приложения и презентацию к уроку по теме "Виды электромагнитных излучений"....
«Физические силы и безопасное управление автомобилем». Сценарий урока по физике.
Материал содержит технологическую карту урока, сценарий и презентацию к уроку....
"Реактивное движение". Сценарий урока по физике.
Материал содержит технологическую карту урока, подробный сценарий, презентацию к уроку и видеоматериалы по теме "Реактивное движение"....