Фотоэффект
план-конспект урока по физике (11 класс)

Анашкина Ирина Владимировна

Урок физики в 11 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc144 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Фотоэффект

Класс 11

Тема и номер урока в теме Урок №2  «Фотоэффект» в теме «Квантовая физика»

Базовый учебник Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Физика 11

  1. Цель  урока: выяснить причины возникновения фотоэффекта, сформулировать определение фотоэффекта, изучить законы фотоэффекта, показать, что законы фотоэффекта являются следствием уравнения Эйнштейна.

9. Задачи:

- обучающие: познакомить учащихся с явлением фотоэлектрического эффекта, его закономерностями;  подготовить  обучающихся к пониманию процессов и явлений, происходящих по законам квантовой физики

-развивающие: развитие ИКТ - компетентности учащихся, исследовательских навыков;

-воспитательные: формирование научного мировоззрения.

  1. Тип урока: комбинированный  урок изучения нового материала
  2. Формы работы учащихся индивидуальная, фронтальная.
  3. Необходимое техническое оборудование мультимедийный комплекс, компьютерный класс, презентация в Power Point  (основные схемы, термины, понятия и формулы темы, краткие биографии ученых – М. Планк, А. Г. Столетов, А. Эйнштейн.)
  4. Структура и ход  урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Организационный момент

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем

1 мин.

2

Актуализация знаний

Проводит фронтальную беседу

Отвечают на вопросы

5 мин.

3

Изучение нового материала

ЭОР №1

Видеофрагмент «Фотоэлектрический эффект»

Объясняет новый материал, используя собственный ЦОР: презентацию “Фотоэффект” (основные схемы, термины, понятия и формулы темы, краткие биографии ученых – М. Планк, А. Г. Столетов, А. Эйнштейн, видеофрагмент ЭОР №1)

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем

10 мин

ЭОР№2  Компьютерная модель

«Исследование явления фотоэффекта»

Отвечает на вопросы учащихся, анализирует результаты выполнения учащимися заданий

Выполняют задание

15 мин

4

Первичная проверка усвоения материала

ЭОР №3

Тест включающий 11 интерактивных заданий

«Законы фотоэффекта»

Контролирует выполнение заданий

Выполняют задание

10 мин

5

Формулирование выводов урока

Формулирует выводы

Фиксируют выводы

3 мин

6

Рефлексия.

Домашнее задание

1 мин

Приложение к плану-конспекту урока

__________________Фотоэффект________________________

(Тема урока)

Ход урока

1. Организационный момент.

В начале 20 века в физике произошла величайшая революция, стало понятно, что законы классической физики неприменимы к явлениям микромира. Возникли мнения о двойственной природе света. Марк Планк предположил, что атомы испускают электромагнитную энергию отдельными порциями – квантами. Ученые всего мира проводили опыты по изучению световых явлений, и вот в 1887 году Герцем было открыто явление, которое было названо фотоэффектом.

Постараемся и мы сегодня на уроке открыть это явление для себя. Познакомимся с явлением фотоэлектрического эффекта, его закономерностями.

     2. Актуализация знаний.

 Чтобы сделать любое открытие, необходим большой запас знаний. Повторим ранее пройденный материал.

Фронтальная беседа

  1. Какое излучение называют тепловым?
  2. Что означает постоянство температуры или тепловое равновесие в термодинамически изолированной системе?
  3. Какое тело называют абсолютно черным? Приведите примеры абсолютно черных тел.
  4. Что такое ультрафиолетовая катастрофа?
  5. Сформулируйте квантовую гипотезу Макса Планка.  
  6. Какую микрочастицу называют фотоном?
  7. Назовите основные физические характеристики фотона.

3. Изучение нового материала.

Согласно гипотезе М. Планка, электромагнитная волна состоит из отдельных фотонов, и излучение происходит прерывно - квантами, фотонами. Таким образом, и поглощение света должно происходить также прерывно - фотоны передают свою энергию атомам и молекулам вещества целиком. Одним из подтверждений правильности квантовой теории было объяснение Альбертом Эйнштейном явления фотоэффекта.

Компьютерная презентация “Фотоэффект” с комментариями.

Источником знаний являются: наблюдения и опыт.  Сегодня ваш помощник в научном познании – это компьютер.

 Для того чтобы получить о фотоэффекте более полное представление, необходимо выяснить, от чего зависит число вырванных светом электронов и чем определяется их скорость и кинетическая энергия.

Для этого придется провести ряд виртуальных лабораторных экспериментов.

 Учащиеся проводят лабораторный эксперимент. Все индивидуально (или в парах) выполняют опыты.

   На мониторах:  рис 1

 

Рис 1                                                                            

     4. Формулирование выводов урока

        Итак, мы получили результаты эксперимента, попробуем создать стройную научную теорию, т.е. сформулировать законы фотоэффекта.

Скажите, удалось ли вам выявить эти закономерности с помощью предложенной модели? Сформулируйте законы фотоэффекта.

5. Первичная проверка усвоения материала

  Тест

       7.Рефлексия.

  • Что заинтересовало вас сегодня на уроке более всего?
  • Как вы усвоили пройденный материал?
  • Какие были трудности? Удалось ли их преодолеть?
  • Помог ли сегодняшний урок лучше разобраться в вопросах темы?

8. Домашнее задание.

§ 74 по учебнику Физика 11, решить задачи к § 74, ответить на вопросы.

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Фотоэлектрический эффект

И-тип

Видеофрагмент

Презентация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6fa82485-08e5-11dc-8314-0800200c9a66/view/

2

Исследование явления фотоэффекта

П-тип

Модель

http://www.fcior.edu.ru/card/7756/issledovanie-yavleniya-fotoeffekta.html

3

Законы фотоэффекта

К-тип

Тест

http://www.fcior.edu.ru/card/6317/zakony-fotoeffekta.html

                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Фотоэффект. Теория фотоэффекта.

План - конспект урока по теме: Фотоэффект. Теория фотоэффекта. 11 класс....

Тема: Фотоэффект. Теория фотоэффекта

Сформировать у учащихся представление о фотоэффекте, изучить его законы, рассмотреть выполнение закона сохранения энергии в фотоэффекте....

Презентация к уроку физики в 11 классе по теме"Фотоэффект.Теория фотоэффекта"

Явление фотоэффекта имеет огромную праетическую значимость.Мы говорим о звуковом кино,освещении улиц.метро и др.Применение ИКТ  в образовательном процессе позволяет расширить рамки урока,активизи...

"Фотоэффект.Законы фотоэффекта".(урок с использованием ЦОР).

Сценарий расширяет границы учебника.Знакомит ребят с биографиями ученых благодаря которым явление фотоэффекта нашло широчайшее применение.В ходе урока используерся интерактивная модель(Открытая физика...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

Методическая разработка открытого урока по физике на тему: «Фотоэффект. Законы фотоэффекта».

         Темаурока:  «Фотоэффект. Законы фотоэффекта».Раздел «Квантовая Физика».Цель урока: обучающиеся должны иметь представление о явлении фотоэффекта, знать зак...

Методическая разработка открытого урока по физике на тему: «Фотоэффект. Законы фотоэффекта».

         Темаурока:  «Фотоэффект. Законы фотоэффекта».Раздел «Квантовая Физика».Цель урока: обучающиеся должны иметь представление о явлении фотоэффекта, знать зак...