Фотоэффект
план-конспект урока по физике (11 класс)
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Фотоэффект
Класс 11 | |
Тема и номер урока в теме Урок №2 «Фотоэффект» в теме «Квантовая физика» | |
Базовый учебник Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Физика 11 |
- Цель урока: выяснить причины возникновения фотоэффекта, сформулировать определение фотоэффекта, изучить законы фотоэффекта, показать, что законы фотоэффекта являются следствием уравнения Эйнштейна.
9. Задачи:
- обучающие: познакомить учащихся с явлением фотоэлектрического эффекта, его закономерностями; подготовить обучающихся к пониманию процессов и явлений, происходящих по законам квантовой физики
-развивающие: развитие ИКТ - компетентности учащихся, исследовательских навыков;
-воспитательные: формирование научного мировоззрения.
- Тип урока: комбинированный урок изучения нового материала
- Формы работы учащихся индивидуальная, фронтальная.
- Необходимое техническое оборудование мультимедийный комплекс, компьютерный класс, презентация в Power Point (основные схемы, термины, понятия и формулы темы, краткие биографии ученых – М. Планк, А. Г. Столетов, А. Эйнштейн.)
- Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1 | Организационный момент | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем | 1 мин. | ||
2 | Актуализация знаний | Проводит фронтальную беседу | Отвечают на вопросы | 5 мин. | |
3 | Изучение нового материала | ЭОР №1 Видеофрагмент «Фотоэлектрический эффект» | Объясняет новый материал, используя собственный ЦОР: презентацию “Фотоэффект” (основные схемы, термины, понятия и формулы темы, краткие биографии ученых – М. Планк, А. Г. Столетов, А. Эйнштейн, видеофрагмент ЭОР №1) | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем | 10 мин |
ЭОР№2 Компьютерная модель «Исследование явления фотоэффекта» | Отвечает на вопросы учащихся, анализирует результаты выполнения учащимися заданий | Выполняют задание | 15 мин | ||
4 | Первичная проверка усвоения материала | ЭОР №3 Тест включающий 11 интерактивных заданий «Законы фотоэффекта» | Контролирует выполнение заданий | Выполняют задание | 10 мин |
5 | Формулирование выводов урока | Формулирует выводы | Фиксируют выводы | 3 мин | |
6 | Рефлексия. Домашнее задание | 1 мин |
Приложение к плану-конспекту урока
__________________Фотоэффект________________________
(Тема урока)
Ход урока
1. Организационный момент.
В начале 20 века в физике произошла величайшая революция, стало понятно, что законы классической физики неприменимы к явлениям микромира. Возникли мнения о двойственной природе света. Марк Планк предположил, что атомы испускают электромагнитную энергию отдельными порциями – квантами. Ученые всего мира проводили опыты по изучению световых явлений, и вот в 1887 году Герцем было открыто явление, которое было названо фотоэффектом.
Постараемся и мы сегодня на уроке открыть это явление для себя. Познакомимся с явлением фотоэлектрического эффекта, его закономерностями.
2. Актуализация знаний.
Чтобы сделать любое открытие, необходим большой запас знаний. Повторим ранее пройденный материал.
Фронтальная беседа
- Какое излучение называют тепловым?
- Что означает постоянство температуры или тепловое равновесие в термодинамически изолированной системе?
- Какое тело называют абсолютно черным? Приведите примеры абсолютно черных тел.
- Что такое ультрафиолетовая катастрофа?
- Сформулируйте квантовую гипотезу Макса Планка.
- Какую микрочастицу называют фотоном?
- Назовите основные физические характеристики фотона.
3. Изучение нового материала.
Согласно гипотезе М. Планка, электромагнитная волна состоит из отдельных фотонов, и излучение происходит прерывно - квантами, фотонами. Таким образом, и поглощение света должно происходить также прерывно - фотоны передают свою энергию атомам и молекулам вещества целиком. Одним из подтверждений правильности квантовой теории было объяснение Альбертом Эйнштейном явления фотоэффекта.
Компьютерная презентация “Фотоэффект” с комментариями.
Источником знаний являются: наблюдения и опыт. Сегодня ваш помощник в научном познании – это компьютер.
Для того чтобы получить о фотоэффекте более полное представление, необходимо выяснить, от чего зависит число вырванных светом электронов и чем определяется их скорость и кинетическая энергия.
Для этого придется провести ряд виртуальных лабораторных экспериментов.
Учащиеся проводят лабораторный эксперимент. Все индивидуально (или в парах) выполняют опыты.
На мониторах: рис 1
Рис 1
4. Формулирование выводов урока
Итак, мы получили результаты эксперимента, попробуем создать стройную научную теорию, т.е. сформулировать законы фотоэффекта.
Скажите, удалось ли вам выявить эти закономерности с помощью предложенной модели? Сформулируйте законы фотоэффекта.
5. Первичная проверка усвоения материала
Тест
7.Рефлексия.
- Что заинтересовало вас сегодня на уроке более всего?
- Как вы усвоили пройденный материал?
- Какие были трудности? Удалось ли их преодолеть?
- Помог ли сегодняшний урок лучше разобраться в вопросах темы?
8. Домашнее задание.
§ 74 по учебнику Физика 11, решить задачи к § 74, ответить на вопросы.
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Фотоэлектрический эффект | И-тип | Видеофрагмент Презентация | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6fa82485-08e5-11dc-8314-0800200c9a66/view/ |
2 | Исследование явления фотоэффекта | П-тип | Модель | http://www.fcior.edu.ru/card/7756/issledovanie-yavleniya-fotoeffekta.html |
3 | Законы фотоэффекта | К-тип | Тест |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: Фотоэффект. Теория фотоэффекта.
План - конспект урока по теме: Фотоэффект. Теория фотоэффекта. 11 класс....
Тема: Фотоэффект. Теория фотоэффекта
Сформировать у учащихся представление о фотоэффекте, изучить его законы, рассмотреть выполнение закона сохранения энергии в фотоэффекте....
Презентация к уроку физики в 11 классе по теме"Фотоэффект.Теория фотоэффекта"
Явление фотоэффекта имеет огромную праетическую значимость.Мы говорим о звуковом кино,освещении улиц.метро и др.Применение ИКТ в образовательном процессе позволяет расширить рамки урока,активизи...
"Фотоэффект.Законы фотоэффекта".(урок с использованием ЦОР).
Сценарий расширяет границы учебника.Знакомит ребят с биографиями ученых благодаря которым явление фотоэффекта нашло широчайшее применение.В ходе урока используерся интерактивная модель(Открытая физика...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Методическая разработка открытого урока по физике на тему: «Фотоэффект. Законы фотоэффекта».
Темаурока: «Фотоэффект. Законы фотоэффекта».Раздел «Квантовая Физика».Цель урока: обучающиеся должны иметь представление о явлении фотоэффекта, знать зак...
Методическая разработка открытого урока по физике на тему: «Фотоэффект. Законы фотоэффекта».
Темаурока: «Фотоэффект. Законы фотоэффекта».Раздел «Квантовая Физика».Цель урока: обучающиеся должны иметь представление о явлении фотоэффекта, знать зак...