Рабочая программа по физике. 7-9 классы
рабочая программа по физике

Габидуллина Эльвира Равилевна

Рабочая программа по физике 7-9 классы составлены в соответствии с ФГОС.

УМК. Физика. 7 класс: учебник/ А.В. Пёрышкин. – 3-е издание, дополненное – М.: Дрофа, 2014г.

Физика. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Пёрышкин. – М.: Дрофа, 2013г

Физика. 9 класс: учебник/ А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник. – М.: Дрофа, 2014г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_7-9_kl_fizika_fgos_2018-2019.docx125.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10 г.Лениногорска»

муниципального образования «Лениногорский муниципальный район»

Республики Татарстан

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физике

на уровень основного общего образования

Учитель: Габидуллина Эльвира Равилевна

                                     

                                                 

                                         

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

7-й класс

Учащийся научится:

  • соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
  • понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;
  • распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
  • ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.
  • понимать роль эксперимента в получении научной информации;
  • проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, атмосферное давление; при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.
  • проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
  • проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;
  • анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;
  • понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;
  • использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.

Учащийся получит возможность научиться:

  • осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и её вклад в улучшение качества жизни;
  • использовать приёмы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
  • сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;
  • самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;
  • воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

Учащийся научится:

  • распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное движение, взаимодействие тел, передача давления твердыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твердых тел, имеющих закрепленную ось вращения;
  • описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, масса тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД при совершении работы с использованием простого механизма, сила трения,; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
  • анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: принцип суперпозиции сил (нахождение равнодействующей силы),  закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
  • решать задачи, используя физические законы (принцип суперпозиции сил, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, масса тела, плотность вещества, сила, давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, коэффициент трения): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Учащийся получит возможность научиться:

  • использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; примеры использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространств;
  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

Личностными результатами изучения курса «Физика» в 7-м классе является формирование следующих умений:

Определять и высказывать под руководством педагога самые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Средством достижения этих результатов служит организация на уроке работы в парах постоянного и сменного состава, групповые формы работы.

Метапредметными результатами изучения курса «Физика» в 7-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке.
  • Ставить учебную задачу.
  • Учиться составлять план и определять последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Средством формирования этих действий служат элементы технологии проблемного обучения на этапе изучения нового материала.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать оценку деятельности класса на уроке.
  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять физические рассказы и задачи на основе простейших физических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
  • Средством формирования этих действий служит учебный материал, задания учебника и задачи из сборников.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного обучения.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах постоянного и сменного состава.

8-й класс

Учащийся научится:

  • распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
  • ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.
  • понимать роль эксперимента в получении научной информации;
  • проводить прямые измерения физических величин: температура, влажность воздуха, напряжение, сила тока; при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.
  • проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
  • проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;
  • анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;
  • понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;
  • использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.

Учащийся получит возможность научиться:

  • осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
  • использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
  • сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;
  • самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;
  • воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Учащийся научится:

  • распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объема тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи (теплопроводность, конвекция, излучение), агрегатные состояния вещества, поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара, зависимость температуры кипения от давления;
  • описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
  • анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные положения атомно-молекулярного учения о строении вещества и закон сохранения энергии;
  • различать основные признаки изученных физических моделей строения газов, жидкостей и твердых тел;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;
  • решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Учащийся получит возможность научиться:

  • использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций;
  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;
  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ И МАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Учащийся научится:

  • распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия (тепловое, химическое, магнитное), взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу, действие электрического поля на заряженную частицу, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света.
  • составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей (источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр).
  • использовать оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и собирающей линзе.
  • описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы; при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.
  • анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение.
  • приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях
  • решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы,  формулы расчета электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Учащийся получит возможность научиться:

  • использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;
  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца и др.);
  • использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Физика» в 8-м классе является формирование следующих умений:

Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве.

Формирование ответственного отношения к учению. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Средством достижения этих результатов служит организация на уроке работы в парах постоянного и сменного состава, групповые формы работы.

Метапредметными результатами изучения курса «Физика» в 8-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке самостоятельно.
  • Учиться формулировать учебную проблему совместно с учителем.
  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
  • Средством формирования этих действий служат элементы технологии проблемного обучения на этапе изучения нового материала.
  • Определять успешность выполнения своего задания при помощи учителя.
  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания учебных успехов.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи.
  • Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
  • Средством формирования этих действий служит учебный материал учебника, словари, энциклопедии

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Выразительно пересказывать текст.
  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога и технология продуктивного чтения.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Средством достижения этих результатов служит организация на уроке работы в парах постоянного и сменного состава, групповые формы работы.

9-й класс.

Учащийся научится:

  • распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
  • ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.
  • понимать роль эксперимента в получении научной информации;
  • проводить прямые измерения физических величин: радиационный фон (с использованием дозиметра); при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.
  • проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
  • проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;
  • анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;
  • понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;
  • использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.

Учащийся получит возможность научиться:

  • осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
  • использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
  • сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;
  • самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;
  • воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

Учащийся научится:

  • распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, относительность механического движения, свободное падение тел, равномерное движение по окружности, инерция, реактивное движение, колебательное движение, резонанс, волновое движение (звук);
  • описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: перемещение,  ускорение, период обращения,  импульс тела, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
  • анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
  • различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета;
  • решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения,  I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса) и формулы, связывающие физические величины (ускорение, импульс тела, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Учащийся получит возможность научиться:

  • использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; примеры использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространств;
  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, Архимеда и др.);
  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ И МАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Учащийся научится:

  • распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу,  дисперсия света.
  • описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света; при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.
  • приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях
  • решать задачи, используя физические законы  и формулы, связывающие физические величины (скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Учащийся получит возможность научиться:

  • использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;
  • использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

КВАНТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Учащийся научится:

  • распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, α-, β- и γ-излучения, возникновение линейчатого спектра излучения атома;
  • описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: массовое число, зарядовое число, период полураспада, энергия фотонов; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
  • анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом, при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
  • различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра;
  • приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, спектрального анализа.

Учащийся получит возможность научиться:

  • использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами и техническими устройствами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
  • соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;
  • приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиметра и различать условия его использования;
  • понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого термоядерного синтеза.

ЭЛЕМЕНТЫ АСТРОНОМИИ

Учащийся научится:

  • указывать названия планет Солнечной системы; различать основные признаки суточного вращения звездного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звезд;
  • понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира;

Учащийся получит возможность научиться:

  • указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звездного неба при наблюдениях звездного неба;
  • различать основные характеристики звезд (размер, цвет, температура) соотносить цвет звезды с ее температурой;

различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.

Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Физика» в 9-м классах является формирование следующих умений:

Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники.

В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал – умение определять свое отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса «Физика» в 9-ом классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи).
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  • Средством формирования этих действий служат элементы технологии проблемного обучения на этапе изучения нового материала.
  • В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания учебных успехов.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в несколько шагов.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план и сложный план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
  • Средством формирования этих действий служит учебный материал.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога.
  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
  • Средством формирования этих действий служит технология смыслового чтения.
  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
  • Средством достижения этих результатов служит организация на уроке работы в парах постоянного и сменного состава, групповые формы работы.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА: ФИЗИКА

7-й класс

Физика и физические методы изучения природы

Физика – наука о природе. Физические тела и явления. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы.

Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерений. Международная система единиц.

Физические законы и закономерности. Физика и техника. Научный метод познания. Роль физики в формировании естественнонаучной грамотности.

Тепловые явления

Строение вещества. Атомы и молекулы. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Броуновское движение. Взаимодействие (притяжение и отталкивание) молекул. Агрегатные состояния вещества. Различие в строении твердых тел, жидкостей и газов.

Механические явления

Механическое движение. Равномерное и неравномерное прямолинейное движение. Физические величины, необходимые для описания движения и взаимосвязь между ними (путь, скорость, время движения). Явление инерции. Масса тела. Единицы массы. Плотность вещества. Сила. Единицы силы. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Невесомость. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Равнодействующая сила. Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике.

Механическая работа. Мощность. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой..

Простые механизмы. Условия равновесия твердого тела, имеющего закрепленную ось движения. Момент силы. Центр тяжести тела. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Рычаги в технике, быту и природе. Подвижные и неподвижные блоки. Равенство работ при использовании простых механизмов («Золотое правило механики»). Коэффициент полезного действия механизма.

Давление твердых тел. Единицы измерения давления. Способы изменения давления. Давление жидкостей и газов Закон Паскаля. Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Гидравлические механизмы (пресс, насос). Давление жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Плавание тел и судов. Воздухоплавание.

Примерные темы лабораторных и практических работ

Проведение прямых измерений физических величин

  1. Измерение размеров тел.
  2. Измерение размеров малых тел.
  3. Измерение массы тела.
  4. Измерение объема тела.

Расчет по полученным результатам прямых измерений зависимого от них параметра (косвенные измерения)

  1. Измерение плотности вещества твердого тела.
  2. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
  3. Исследование зависимости выталкивающей силы от объема погруженной части от плотности жидкости, ее независимости от плотности и массы тела.

Наблюдение явлений и постановка опытов (на качественном уровне) по обнаружению факторов, влияющих на протекание данных явлений

  1. Исследование зависимости деформации пружины от силы.
  2. Исследование зависимости силы трения от силы давления.
  3. Выяснение условия равновесия рычага.

Знакомство с техническими устройствами и их конструирование

  1. Конструирование наклонной плоскости с заданным значением КПД.

8-й класс

Тепловые явления

Тепловое движение атомов и молекул.  Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Примеры теплопередачи в природе и технике. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования и конденсации. Влажность воздуха. Работа газа при расширении. Преобразования энергии в тепловых машинах (паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель). КПД тепловой машины. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Квантовые явления

Строение атомов. Планетарная модель атома.

Электромагнитные явления

Электризация физических тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических зарядов. Делимость электрического заряда. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Проводники, полупроводники и изоляторы электричества. Электроскоп.

Электрическое поле как особый вид материи. Напряженность электрического поля. Действие электрического поля на электрические заряды. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.

Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь и ее составные части. Направление и действия электрического тока. Носители электрических зарядов в металлах. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления.

Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. Удельное сопротивление. Реостаты. Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников.

Работа электрического поля по перемещению электрических зарядов. Мощность электрического тока. Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца. Электрические нагревательные и осветительные приборы. Короткое замыкание.

Магнитное поле. Магнитное поле тока. Опыт Эрстеда. Магнитное поле постоянных магнитов. Электромагнит. Магнитное поле катушки с током. Применение электромагнитов. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу. Электродвигатель.

Источники света. Закон прямолинейного распространение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Закон преломления света. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Изображение предмета в зеркале и линзе. Оптические приборы. Глаз как оптическая система.

Примерные темы лабораторных и практических работ

Проведение прямых измерений физических величин

  1. Измерение силы тока и его регулирование.
  2. Измерение напряжения.

Расчет по полученным результатам прямых измерений зависимого от них параметра (косвенные измерения)

  1. Определение относительной влажности.
  2. Определение количества теплоты.
  3. Определение удельной теплоемкости.
  4. Измерение сопротивления.

Наблюдение явлений и постановка опытов (на качественном уровне) по обнаружению факторов, влияющих на протекание данных явлений

  1. Исследование зависимости силы тока через лампочку от напряжения.

Знакомство с техническими устройствами и их конструирование

  1. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
  2. Сборка электромагнита и испытание его действия.
  3. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).
  4. Изучение свойств изображения в линзах.

9-й класс

Механические явления

Материальная точка как модель физического тела. Относительность механического движения. Система отсчета. Физические величины, необходимые для описания движения и взаимосвязь между ними (путь, перемещение, скорость, ускорение, время движения). Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение. Равномерное движение по окружности. Первый закон Ньютона и инерция. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Свободное падение тел. Закон всемирного тяготения.

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.. Закон сохранения полной механической энергии.

Механические колебания. Период, частота, амплитуда колебаний. Резонанс. Механические волны в однородных средах. Длина волны. Звук как механическая волна. Громкость и высота тона звука.

Электромагнитные явления

Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.

Индукция магнитного поля. Электромагнит. Применение электромагнитов. Сила Ампера и сила Лоренца. Явление электромагнитной индукция. Опыты Фарадея.

Электромагнитные колебания. Колебательный контур. Электрогенератор. Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитные волны и их свойства. Принципы радиосвязи и телевидения. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Свет – электромагнитная волна. Скорость света. Дисперсия света. Закон преломления света. Интерференция и дифракция света.

Квантовые явления

Строение атомов. Планетарная модель атома. Квантовый характер поглощения и испускания света атомами. Линейчатые спектры.

Опыты Резерфорда.

Состав атомного ядра. Протон, нейтрон и электрон. Закон Эйнштейна о пропорциональности массы и энергии. Дефект масс и энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Период полураспада. Альфа-излучение. Бета-излучение. Гамма-излучение. Ядерные реакции. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

Строение и эволюция Вселенной

Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Физическая природа небесных тел Солнечной системы. Происхождение Солнечной системы. Физическая природа Солнца и звезд. Строение Вселенной. Эволюция Вселенной. Гипотеза Большого взрыва.

Примерные темы лабораторных и практических работ

Расчет по полученным результатам прямых измерений зависимого от них параметра (косвенные измерения)

  1. Измерение ускорения свободного падения.
  2. Изучение треков заряженных частиц

Наблюдение явлений и постановка опытов (на качественном уровне) по обнаружению факторов, влияющих на протекание данных явлений

  1. Наблюдение зависимости периода колебаний груза на нити от длины и независимости от массы.
  2. Исследование явления электромагнитной индукции.

Проверка заданных предположений (прямые измерения физических величин и сравнение заданных соотношений между ними). Проверка гипотез

  1. Проверка гипотезы о прямой пропорциональности скорости при равноускоренном движении пройденному пути.

ТЕМЫ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ ПО ФИЗИКЕ (7-9 КЛАССЫ)

7-й класс

Аристотель — величайший учёный древности.

Архимед — величайший древнегреческий математик, физик и инженер.

Вклад М.В. Ломоносова в развитие физической науки.

Диффузия жидкостей и газов. Способы изменения скорости диффузии.

Жизнь и достижения Б. Паскаля.

Инерция – причина нарушения правил дорожного движения.

Измерительные приборы от древности до наших дней.

Изобретение простых механизмов – история открытий.

8-й класс

Алфёров Жорес Иванович.

В.Г. Шухов – великий русский инженер.

Виды загрязнений воды и способы очищения, основанные на физических явлениях.

Влажность воздуха и её влияние на здоровье человека.

Выращивание кристаллов из растворов различными методами.

Изучение радиационной и экологической обстановки в нашем населённом пункте.

История развития телефона.

Какое небо голубое! Отчего оно такое?

9-й класс

А.Д. Сахаров – выдающийся ученый и правозащитник современности.

Автомобиль и экология.

Альберт Эйнштейн — парадоксальный гений и "вечный ребенок".

Виды топлива автомобилей.

Виды отопления и их экономичность.

Вклад физиков в Великую Отечественную войну.

Влияние громкого звука и шума на организм человека.

Влияние излучения, исходящего от сотового телефона, на организм человека.

ТЕМЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ПО ФИЗИКЕ (7-9 КЛАССЫ)

7-й класс

Атмосферное давление в жизни человека.

Влияние изменения атмосферного давления на посещаемость занятий и успеваемость учащихся нашей школы.

Мыльные премудрости: почему мыло делает тарелки чистыми и как сделать лучшие пузыри.

8-й класс

Правда и мифы об алюминиевой посуде.

Влияние магнитного и электростатического полей на скорость и степень прорастания семян культурных растений.

Влияние магнитных бурь на здоровье человека.

Качество воды - качество жизни.

9-й класс

Глобальное потепление — угроза человечеству?

Энергосберегающие лампы: за и против.

Влияние сотового телефона на здоровье человека.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ (70 ЧАСОВ)

п/п

Тема урока.

Количество

часов

ФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ (5 часов).

1

Физика – наука о природе. Физические тела и явления.

1

2

Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы.

1

3

Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерений. Международная система единиц.

1

4

Физические законы и закономерности. Физика и техника. Научный метод познания. Роль физики в формировании естественнонаучной грамотности.

1

5

Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора».

1

ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (7 часов).

6

Строение вещества. Атомы и молекулы.

1

7

Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа№ 2 «Измерение размеров малых тел».

1

8

Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. Броуновское движение.

1

9

Взаимодействие (притяжение и отталкивание) молекул.

1

10

Агрегатные состояния вещества. Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов.

1

11

Работа над проектно-исследовательскими работами учащихся (из прилагаемого списка).

1

12

Обобщающее занятие по разделу «Тепловые явления».

1

МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (20 часов).

13

Механическое движение. Равномерное и неравномерное прямолинейное движение.

1

14

Физические величины, необходимые для описания движения и взаимосвязь между ними (путь, скорость, время движения).

1

15

Расчёт пути и времени движения. Решение задач.

1

16

Явление инерции. Взаимодействие тел. Подготовка к контрольной работе.

1

17

Контрольная работа №1 по итогам 1 четверти по темам «Строение вещества», «Механическое движение».

1

18

Анализ контрольной работы и коррекция УУД. Обобщающее занятие по темам «Строение вещества»,  «Механическое движение».

1

19

Масса тела. Единицы массы.

1

20

Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах».

1

21

Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа № 4 «Измерение объёма тел».

1

22

Плотность вещества. Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твёрдого тела».

1

23

Практикум по решению задач на расчёт массы,  объёма и  плотности тела.

1

24

Сила. Единицы силы. Явление тяготения. Сила тяжести.

1

25

Сила упругости. Закон Гука.

1

26

Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Невесомость.

1

27

Динамометр. Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».

1

28

Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сила.

1

29

Сила трения. Трение скольжения. Лабораторная работа №7 «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления».

1

30

Трение покоя. Трение в природе и технике.

1

31

Контрольная работа №2 по итогам 2 четверти по темам «Масса», «Плотность» и «Сила».

1

32

Анализ контрольной работы и коррекция УУД. Работа над проектно-исследовательскими работами учащихся (из прилагаемого списка).

1

ДАВЛЕНИЕ ТВЁРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ (20 часов).

33

Давление твёрдых тел. Единицы измерения давления. Способы изменения давления.

1

34

Давление газа. Повторение понятий «плотность», «давление».

1

35

Давление жидкостей и газов. Закон Паскаля.

1

36

Практикум по решению задач по темам «Подвижность частиц жидкостей и газов», «Закон Паскаля».

1

37

Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Решение задач на расчёт давления на дно и стенки сосуда.

1

38

Сообщающиеся сосуды. Применение. Устройство шлюзов. Водомерного стекла.

1

39

Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли.

1

40

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

1

41

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

1

42

Практикум по решению задач на расчёт атмосферного давления.

1

43

Гидравлические механизмы. Манометры. Поршневой жидкостной насос. Гидравлический пресс.

1

44

Практикум по решению задач по теме «Гидравлический пресс».

1

45

Давление жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила.

1

46

Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа № 8 «Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

1

47

Практикум по решению задач по теме «Закон Архимеда».

1

48

Плавание тел. Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавания тел».

1

49

Плавание судов. Воздухоплавание. Подготовка к контрольной работе.

1

50

Контрольная работа №3 по итогам 3 четверти по темам «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов», «Архимедова сила».

1

51

Анализ контрольной работы и коррекция УУД. Работа над проектно-исследовательскими работами учащихся (из прилагаемого списка).

1

52

Обобщающее занятие по темам «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов», «Архимедова сила».

1

РАБОТА И МОЩНОСТЬ. ЭНЕРГИЯ (16 часов).

53

Механическая работа. Единицы работы.

1

54

Мощность. Единицы мощности.

1

55

Практикум по решению задач на расчёт механической работы и мощности.

1

56

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

1

57

Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.

1

58

 Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа № 10 «Выяснение условия равновесия рычага».

1

59

Подвижные и неподвижные блоки. Равенство работ при использовании простых механизмов («Золотое правило механики»).

1

60

Центр тяжести тела. Условия равновесия твёрдого тела, имеющего закреплённую ось движения.

1

61

Коэффициент полезного действия механизма.

1

62

Практикум по решению задач на рычаги, блоки и КПД простых механизмов. 

1

63

Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа № 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».

1

64

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.

1

65

Превращение одного вида механической энергии в другой. Практикум по решению задач на энергию, работу и мощность. Подготовка к итоговой контрольной работе.

1

66

Итоговая контрольная работа.

1

67

Анализ контрольной работы и коррекция УУД. Работа над проектно-исследовательскими работами учащихся (из прилагаемого списка).

1

68

Обобщающее занятие по темам «Работа и мощность», «Энергия».

1

ОБОБЩАЮШЕЕ ПОВТОРЕНИЕ (2 часа).

69

Повторение основных тем и законов: «Первоначальные сведения о строении вещества», «Взаимодействие тел».

1

70

Повторение основных тем и законов: «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов», «Работа и мощность, энергия».

1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ФИЗИКИ В 8 КЛАССЕ (70 ЧАСОВ)

п/п

Тема урока.

Количество

часов

ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (14 часов).

1

Тепловое движение атомов и молекул. Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц.

1

2

Внутренняя энергия.

1

3

Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела.

1

4

Теплопроводность.

1

5

Конвекция.

1

6

Излучение. Примеры теплопередачи в природе и технике.

1

7

Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоёмкость.

1

8

Расчёт количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого телом при охлаждении.

1

9

Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа № 1 «Сравнение количеств теплоты при смешении воды разной температуры».

1

10

Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа № 2 «Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела».

1

11

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива.

1

12

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

1

13

Контрольная работа № 1 по теме «Тепловые явления».

1

14

Анализ контрольной работы и коррекция УУД. Обобщающее занятие по теме «Тепловые явления».

1

ИЗМЕНЕНИЕ АГРЕГАТНЫХ СОСТОЯНИЙ ВЕЩЕСТВА (12 часов).

15

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел.

1

16

График плавления и отвердевания кристаллических тел. Удельная теплота плавления.

1

17

Испарение и конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара.

1

18

Кипение. Зависимость температуры кипения от давления.

1

19

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха.

1

20

Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа № 3  «Измерение относительной влажности воздуха с помощью термометра».

1

21

Удельная теплота парообразования и конденсации. Решение задач на расчёт количества теплоты при агрегатных переходах.

1

22

Работа газа при расширении. Преобразования энергии в тепловых машинах - двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель.

1

23

Преобразования энергии в тепловых машинах  - паровая турбина. Экологические проблемы использования тепловых машин.

1

24

КПД тепловой машины. Решение задач.

1

25

Контрольная работа № 2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества».

1

26

Анализ контрольной работы и коррекция УУД. Работа над проектно-исследовательскими работами учащихся (из прилагаемого списка).

1

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (27 часов).

27

Электризация физических тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических зарядов. Электроскоп.

1

28

Электрическое поле как особый вид материи. Напряжённость электрического поля. Действие электрического поля на электрические заряды.

1

29

Делимость электрического заряда. Элементарный электрический заряд.

1

30

Строение атомов. Планетарная модель атома.

1

31

Закон сохранения электрического заряда. Проводники, полупроводники и изоляторы электричества.

1

32

Электрический ток. Источники электрического тока.

1

33

Электрическая цепь и её составные части.

1

34

Носители электрических зарядов в металлах. Направление и действия электрического тока.

1

35

Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока.

1

36

Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа № 4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках».

1

37

Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения.

1

38

Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа № 5  «Измерение напряжения на разных участках электрической цепи».

1

39

Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления.

1

40

Закон Ома для участка цепи. Решение задач по теме «Закон Ома».

1

41

Расчёт сопротивления проводника. Удельное сопротивление. Решение задач.

1

42

Реостаты. Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа № 6 «Регулирование силы тока реостатом».

1

43

Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа № 7 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра».

1

44

Последовательное соединение проводников.

1

45

Параллельное соединение проводников.

1

46

Работа электрического поля по перемещению электрических зарядов. Мощность электрического тока.

1

47

Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа № 8 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе».

1

48

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца.

1

49

Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.

1

50

Электрические нагревательные и осветительные приборы. Короткое замыкание.

1

51

Практикум по решению задач на закон Джоуля – Ленца и расчёт конденсаторов. Подготовка к контрольной работе.

1

52

Контрольная работа № 3 по теме «Электрические явления. Электрический ток».

1

53

Анализ контрольной работы и коррекция УУД. Работа над проектно-исследовательскими работами учащихся (из прилагаемого списка).

1

МАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ (6 часов).

54

Магнитное поле. Магнитное поле тока. Опыт Эрстеда.

1

55

Магнитное поле катушки с током. Электромагнит.  Применение электромагнитов.

1

56

Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа № 9 «Сборка электромагнита и испытание его действия».

1

57

Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.

1

58

Действие магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу. Электродвигатель.

1

59

Работа над проектно-исследовательскими работами учащихся (из прилагаемого списка).

1

СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (9 часов).

60

Источники света. Закон прямолинейного распространение света.

1

61

Отражение света. Закон отражения света.

1

62

Плоское зеркало. Изображение предмета в зеркале.

1

63

Преломление света. Закон преломления света.

1

64

Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображений, полученных с помощью линз.

65

Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа № 10 «Получение изображения при помощи линзы».

1

66

Оптические приборы. Глаз как оптическая система.

1

67

Итоговая контрольная работа.

1

68

Анализ контрольной работы и коррекция УУД. Работа над проектно-исследовательскими работами учащихся (из прилагаемого списка).

1

ОБОБЩАЮШЕЕ ПОВТОРЕНИЕ (2 часа).

69

Повторение основных тем и законов: «Тепловые явления», «Изменение агрегатных состояний вещества».

1

70

Повторение основных тем и законов: «Электрические явления», «Электромагнитные явления».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ФИЗИКИ В 9 КЛАССЕ (102 ЧАСА)

п/п

Тема урока.

Количество

часов

ОСНОВЫ КИНЕМАТИКИ (13 часов).

1

Материальная точка как модель физического тела. Система отсчёта.

1

2

Физические величины, необходимые для описания движения и взаимосвязь между ними: путь, перемещение.

1

3

Практикум по решению задач на определение координаты движущегося тела.

1

4

Равномерное прямолинейное движение. Перемещение и скорость при равномерном прямолинейном движении.

1

5

Графическое представление движения.

1

6

Практикум по решению задач по теме «Графическое представление движения».

1

7

Равноускоренное прямолинейное движение. Ускорение.

1

8

Физические величины, необходимые для описания движения и взаимосвязь между ними: ускорение, скорость прямолинейного равноускоренного движения, график скорости.

1

9

Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении.

1

10

Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

1

11

Практикум по решению задач по теме «Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении».

1

12

Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа № 1 «Исследование равноускоренного движения тела без начальной скорости».

1

13

Относительность механического движения.

1

ОСНОВЫ ДИНАМИКИ (15 часов).

14

Первый закон Ньютона и инерция.

1

15

Второй закон Ньютона.

1

16

Практикум по решению задач на первый и второй законы Ньютона.

1

17

Третий закон Ньютона.

1

18

Практикум по решению задач на законы Ньютона.

1

19

Работа над проектно-исследовательскими работами учащихся (из прилагаемого списка).

1

20

Контрольная работа №1 по теме «Прямолинейное равноускоренное движение. Законы Ньютона».

1

21

Анализ контрольной работы и коррекция УУД.

Обобщающее занятие по темам «Основы кинематики и динамики».

1

22

Свободное падение. Ускорение свободного падения. Невесомость.

1

23

Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа № 2 «Измерение ускорения свободного падения».

1

24

Закон всемирного тяготения.

1

25

Практикум по решению задач на расчёт параметров движения тела в поле тяжести Земли.

1

26

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.

1

27

Равномерное движение по окружности. Искусственные спутники Земли.

1

28

Практикум по решению задач на равномерное движение по окружности.

1

СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ (3 часа).

29

Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

1

30

Физическая природа небесных тел Солнечной системы. Происхождение Солнечной системы.

1

31

Физическая природа Солнца и звёзд. Строение Вселенной. Эволюция Вселенной. Гипотеза Большого взрыва.

1

ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ В МЕХАНИКЕ (8 часов).

32

Импульс. Закон сохранения импульса.

1

33

Реактивное движение.

1

34

Практикум по решению задач на применение закона сохранения импульса и реактивное движение.

1

35

Кинетическая и потенциальная энергия. Закон сохранения полной механической энергии.

1

36

Практикум по решению задач на применение закона сохранения энергии.

1

37

Работа над проектно-исследовательскими работами учащихся (из прилагаемого списка).

1

38

Контрольная работа №2 по теме «Законы сохранения».

1

39

Анализ контрольной работы и коррекция УУД. Обобщающее занятие по темам «Основы динамики», «Законы сохранения».

1

МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ (15 часов).

40

Механические колебания.

1

41

Период, частота, амплитуда колебаний.

1

42

Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины».

1

43

Гармонические колебания.

1

44

Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

1

45

Практикум по решению задач на превращение энергии при колебательном движении.

1

46

Механические волны в однородных средах.

1

47

Длина волны. Скорость распространения волн.

1

48

Практикум по решению задач на расчёт параметров колебательного движения.

1

49

Звук как механическая волна.

1

50

Громкость и высота тона звука. Решение задач на расчёт параметров волнового и колебательного процессов.

1

51

Распространение звука. Звуковые волны.

1

52

Отражение звука. Звуковой резонанс.

1

53

Контрольная работа № 3 по теме «Механические колебания. Волны».

1

54

Анализ контрольной работы и коррекция УУД. Обобщающее занятие по теме «Механические колебания и волны».

1

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ (15 часов).

55

Магнитное поле. Магнитное поле тока.

1

56

Сила Ампера и сила Лоренца.

1

57

Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Практикум по решению задач на магнитное поле.

1

58

Явление электромагнитной индукции. Опыты Фарадея.

1

59

Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции».

1

60

Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.

1

61

Переменный ток. Электрогенератор. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

1

62

Работа над проектно-исследовательскими работами учащихся (из прилагаемого списка).

1

63

Электромагнитные колебания. Колебательный контур.

1

64

Электромагнитные волны и их свойства. Принципы радиосвязи и телевидения. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

1

65

Свет – электромагнитная волна. Скорость света. Дисперсия света.

1

66

Закон преломления света. Интерференция и дифракция света.

1

67

Квантовый характер поглощения и испускания света атомами. Линейчатые спектры.

1

68

Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле».

1

69

Анализ контрольной работы и коррекция УУД. Обобщающее занятие по теме «Электромагнитные явления».

1

КВАНТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (12 часов).

70

Строение атомов. Опыты Резерфорда.

1

71

Состав атомного ядра. Протон, нейтрон и электрон.

1

72

Практикум по решению задач по теме «Радиоактивные превращения атомных ядер».

1

73

Радиоактивность. Период полураспада. Дозиметрия.

1

74

Альфа-излучение. Бета-излучение. Гамма-излучение. Практикум по решению задач на радиоактивность.

1

75

Экспериментальные методы исследования частиц. Лабораторная работа №5 «Изучение треков заряженных частиц».

1

76

Закон Эйнштейна о пропорциональности массы и энергии. Дефект масс и энергия связи атомных ядер.

1

77

Контрольная работа №5  по теме «Строение атома и атомного ядра».

1

78

Анализ контрольной работы и коррекция УУД.

Работа над проектно-исследовательскими работами учащихся (из прилагаемого списка).

1

79

Ядерные реакции. Источники энергии Солнца и звёзд.

1

80

Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

1

81

Обобщающее занятие по теме «Квантовые явления».

1

ОБОБЩАЮШЕЕ ПОВТОРЕНИЕ (21 час).

82

Физические понятия. Физические величины, их единицы и приборы для измерения.

1

83

Механическое движение. Равномерное и равноускоренное движение.

1

84

Свободное падение. Движение по окружности.

1

85

Законы Ньютона. Силы в природе.

1

86

Закон сохранения импульса. Закон сохранения энергии.

1

87

Механическая работа и мощность. Простые механизмы.

1

88

Физические явления и законы в механике. Анализ процессов.

1

89

Механические колебания и волны.

1

90

Давление. Закон Паскаля.

1

91

Закон Архимеда. Плотность вещества.

1

92

Тепловые явления.

1

93

КПД тепловых машин.

1

94

Электризация тел. Постоянный ток.

1

95

Магнитное поле. Электромагнитная индукция.

1

96

Электромагнитные колебания и волны. Элементы оптики.

1

97

Физические явления и законы в электродинамике. Анализ процессов.

1

98

Радиоактивность. Опыты Резерфорда. Состав атомного ядра. Ядерные реакции.

1

99

Подготовка к итоговой контрольной работе.

1

100

Итоговая контрольная работа.

1

101

Анализ контрольной работы.

1

102

Итоговое занятие по курсу 9 класса.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике ФГОС 7 класс + внеурочная деятельность "Творческая мастерская по физике"

Рабочая  программа реализуется в учебнике А.В.Пёрышкина «Физика» для  7 класса  системы «Вертикаль» (М.:Дрофа, 2013) и ориентирована на учащихся 7 кл....

Рабочая программа по физике ФГОС 8 класс + внеурочная деятельность "Знатоки физики"

Рабочая  программа реализуется в учебнике А.В.Пёрышкина «Физика» для  8 классов  системы «Вертикаль» (М.:Дрофа, 2014) и ориентирована на учащихся 8 классов....

Рабочая программа по физике для 10 класса по учебнику Г.Я.Мякишев ,Б.Б.Буховцев Физика 10

Рабочая программа по физике  для 10 класса по учебнику Г.Я.Мякишев,Б.Б.Буховцев 10 класс...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...