Молекулярно-кинетическая теория
методическая разработка по физике (7 класс)

Анастасия Владимировна Корепанова

Разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_teme.docx64.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме: « Молекулярно – кинетическая теория»

Выполнила: Корепанова  Анастасия Владимировна

МКОУ СОШ п.Рудничный

Верхнекамского района Кировской области

Цели:  

  • образовательные:
  1. познакомить учащихся с существованием молекул и их размерами
  2. рассмотреть движение и взаимодействие молекул
  • воспитательные:
  1. создать условия для воспитания самоанализа и самоконтроля;
  2. воспитывать уверенность в своих силах.
  • развивающие:
  1. создать условия для развития логического мышления;
  2. развитие внимания.

План урока:

  1. Организационный момент – сообщение темы урока, целей, постановка домашнего задания(3 мин.)
  2. Актуализация знаний (фронтальный опрос учащихся) (10 мин.)
  3. Изучение нового материала (20 мин.)
  4. Мотивация в виде эксперимента (10 мин.)
  5. Подведение итогов (2 мин.)

  1. Организационный момент 

Учитель:

Прозвенел звонок веселый!

Мы начать урок готовы!

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!!!

Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы  начинаем изучение новой главы нашего учебника.  Этого глава 5: «Молекулярная физика и термодинамика». В этой главе  мы рассмотрим строение вещества в различных состояниях.

2)Актуализация знаний

Учитель: Сейчас  давайте вспомним из курсов физики и химии основной школы:

  • Из чего состоит вещество?

Ученики: Из атомов и молекул.

Учитель: Молодцы, а что является из них мельчайшей частицей?

Ученик: молекула.

Учитель: Хорошо, а знаете ли вы первых древнегреческих философов, которые утверждали, что в мире есть только атомы и пустота?

Ученики: Демокрит.

Учитель: Верно, вместе с ним был еще один философ, которого звали Левкипп. Они высказали  свою мысль еще в 5 веке до нашей эры.

  1. Изучение нового материала

Молекулярная физика изучает свойства вещества на основе представления о том, что оно состоит  из атомов и молекул, которые непрестанно движутся и взаимодействуют друг с другом.

Однако только в конце 20 века, через две с половиной тысячи лет после рождения атомной гипотезы, наука достигла уровня, когда ученые смогли увидеть атомы.

Рассмотрим рисунок 24.1 на стр.178. Это фотография поверхности золотой фольги, сделанная с помощью ионного микроскопа. Здесь увеличение в 20 миллионов раз. Что же мы видим?

Ученик: Изображения отдельных атомов золота.

Учитель: Верно,  а как можно оценить размеры молекул?

Рассмотрим на примере: если поместить капельку масла на поверхность воды, масло растечется по ней тонким слоем. Максимальная площадь масляной пленки соответствует ее толщине в одну молекулу. Зная объем капельки и площадь образовавшейся из нее масляной пленки, можно оценить размер одной молекулы масла. А теперь поговорим про движение молекул: с какими же скоростями они движутся?

Ученик: Очень быстро.

Учитель: действительно, в окружающем нас воздухе молекулы носятся со скоростями артиллерийских снарядов – сотни метров в секунду. Посмотрим на рисунок 24.2 на стр.180. Здесь мы видим пример броуновского движения. Запишем в тетрадях:

Запись в тетрадях:

В начале 19 века английский ботаник Броун, наблюдая в микроскоп крошечные частицы пыльцы растений, взвешенные в воде, обнаружил, что они пребывают в «вечной пляске», совершая непрестанное хаотическое движение.

Это движение назвали – броуновское. Броуновское движение явилось первым опытным подтверждением молекулярного строения вещества: оно сыграло роль «мостика» между макромиром и микромиром.

Почему же движение молекул никогда не прекращается? Отметим  у себя в тетрадях:

Запись в тетрадях:

Вследствие трения механическое движение превращается в хаотическое (тепловое) движение молекул – ведь в результате трения тела нагреваются. При столкновении молекул их кинетическая энергия перераспределяется таким образом, что средняя кинетическая энергия остается неизменной.

Взаимное проникновение частиц одного вещества в другое обусловлено движением молекул и называется диффузией.

Диффузия является опытным подтверждением движения молекул. Взаимодействие молекул описывается с помощью квантовой механики, о ней мы поговорим в 11 классе.

Рассмотрим положения молекулярно-кинетической теории

1. Все вещества состоят из мельчайших частиц – атомов и молекул;

2. Частицы вещества находятся в непрестанном хаотическом движении;

3. Частицы вещества взаимодействуют друг с другом.

 Рассмотрим  основную задачу молекулярно-кинетической теории:

Основная задача молекулярно-кинетической теории – вывести уравнения состояния вещества, установив связь между макроскопическими и микроскопическими параметрами.

Величины, характеризующие свойства отдельных молекул вещества, называют микроскопическими параметрами (масса молекулы и ее средняя кинетическая энергия).

Уравнением состояния называют соотношение между макроскопическими параметрами (температурой, объемом и давлением).

  1. Эксперимент:

Положим на металлическую пластинку обычную батарейку. С обоих концов к ней припаяно по монете. Что же мы наблюдаем?

Учащиеся: Батарейка начинает движение – катится по пластинке.

Учитель: А как вы считаете, почему это происходит?

Учащиеся: От одной монеты к другой идет ток.

Учитель: Верно. В результате батарейка начинает свое движение. Итак, Нарисуем модель: это самое простое устройство для демонстрации движения тока.

Описание: C:\Users\User\Desktop\3.png

Подведение итогов: Оглашение оценок работы на уроке.

Домашнее задание: параграф 24, ответить на вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные положения молекулярно-кинетической теории

Урок обучения новому материалу методом индивидуально-группового обучения по учебнику  Г.Я.Мякишева. Прилагается конспект урока, лист индивидуального обучения (учащиеся должны его заполнить самос...

Молекулярная физика. Основы молекулярно-кинетической теории.

Интегрированный урок по физике и химии по теме "Молекулярная физика, Основы молекулярно-кинетической теории". Рассмотрен исторический аспект развития МКТ. Закон Авогадро и следствия из него. Количеств...

Обобщающий урок по теме " Основные положения молекулярно-кинетической теории"

Данная разработка может быть использована при изучении темы МКТ идеального газа в 10 классе.  Урок расчитан на 2 часа, но можно использовать элементы урока отдельно.  В работе использованы с...

Молекулярно-кинетическая теория

Ознакомить учащихся с основными положениями МКТ. Материал  представлен в блочно- модульной технологии. блок состоит из трех модулей....

Молекулярно-кинетическая теория

Материалы по теме "Молекулярно-кинетическая теория". Физика 10 кл.1.Тест "Графики изопроцессов". Проектор2. Тест "Подготовка к контрольной работе по теме "Молекулярно-кинетическая теория". Проектор3. ...

Молекулярно-кинетическая теория

Материалы по теме "Молекулярно-кинетическая теория". Физика 10 кл.1.Тест "Графики изопроцессов". Проектор2. Тест "Подготовка к контрольной работе по теме "Молекулярно-кинетическая теория". Проектор3. ...

Основное уравнение молекулярно-кинетической теории

План-конспект урока в 10 классе по учебнику Г.Я. Мякишева...