Молекулярно-кинетическая теория
план-конспект урока по физике (10 класс) по теме
Ознакомить учащихся с основными положениями МКТ. Материал представлен в блочно- модульной технологии. блок состоит из трех модулей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mkt_modul.docx | 43.58 КБ |
prilozhenie_1.docx | 18.85 КБ |
prilozhenie_2.docx | 26.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Молекулярная физика. Тепловые явления.
Знать/понимать:
- план, руководствуясь которым они должны характеризовать физическую теорию, а именно:
* теоретическое и экспериментальное обоснование теории ( опытное обоснование, модели, величины, методы описания);
* формулировки основных положений (законы, постулаты, принципы, основные положения, фундаментальные постоянные);
* следствия теории и факты их экспериментальной проверки (частные законы, применение к решению задач, техническое
применение);
*границы применимости теории;
* примеры практического значения теории и её применений.
Уметь:
*приводить примеры, показывающие, что
- наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий;
- эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов;
- физическая теория даёт возможность объяснить известные явления природы и научные факты;
- физическая теория позволяет предсказывать ещё неизвестные явления, их особенности;
- один и тот же природный объект или процесс можно описать (исследовать) на основе разных моделей;
- законы физики и физические теории имеют определённые границы применимости;
* раскрывать влияние научных идей и теорий на формирование современного мировоззрения; называть значимые черты современной физической картины мира; приводить примеры физических явлений и процессов, изучаемых в теории; иллюстрировать роль физики в создании и (или) совершенствовании важнейших технологических объектов;
* воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической): излагать суть содержания текста учебника по физике; выделять в тексте учебника важнейшие категории научной информации (описание явления или опыта; постановка проблемы; выдвижение гипотезы; моделирование объектов и процессов; формулировка теоретического вывода и его интерпретация; экспериментальная проверка гипотезы или теоретического предсказания); выдвигать гипотезы для объяснения предъявленной системы научных фактов; делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных таблицей, графиком или диаграммой.
Учащимся необходимо владеть:
- Основными понятиями и законами физики: соотносить изучаемые понятия с теми свойствами (особенностями) тел и процессов, для характеристики которых эти понятия введены в физику; описывать опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики; раскрывать смысл изучаемых законов и принципов; описывать преобразования энергии в процессах;
- Понятиями и представлениями физики, связанными с жизнедеятельностью человека.
Блок - Основы молекулярно-кинетической теории.
При изучении на уровне А (базовый уровень Стандарта, 2 ч/неделю)
В учебнике Мякишева Г.Я., Буховцева Б.Б. теме посвящено 8 параграфов: §56. Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры молекул. § 57. Масса молекул. Количество вещества. §58. Броуновское движение. §59. Силы взаимодействия молекул. §60. Строение газообразных, жидких и твердых тел. §61. Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории. §62. Среднее значение квадрата скорости молекул. §63. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов.
На изучение темы отводится не более 5 часов.
ДЦМ: ознакомить обучающихся с основными положениями молекулярно-кинетической теории.
Блок состоит из четырех модулей: М1 «Основные положения МКТ. Размеры молекул. Масса молекул. Количество вещества.
Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул» (2 урока)
М2 «Строение газообразных, жидких и твердых тел. Идеальный газ в МКТ. Скорость молекул.
Основное уравнение МКТ газов»(2 урока)
М3 «Обобщение и контроль знаний по теме»(1 урок)
Обязательный минимум знаний/ умений/навыков.
Знать:
- Делимость вещества, парообразование, сублимация, растворимость доказывают, что тело состоит из частиц.(все уровни)
- Сжимаемость веществ, диффузия свидетельствует, что между частицами вещества есть промежутки. (все уровни)
- Диффузия и броуновское движение доказывают, что частицы движутся. (все уровни)
- Зависимость скорости испарений и диффузии от температуры говорит о том, что скорость движения частиц зависит от температуры. (все уровни)
- Модель идеального газа, кристаллическая решетка твердых тел, модель строения жидкости. (все уровни)
- Макропараметры: давление, объем, температура. (все уровни)
- Микропараметры: средний квадрат скорости, концентрация, масса одной молекулы. (все уровни)
- Равновесное состояние, теплоемкость, абсолютный нуль, число столкновений, длина свободного пробега, эффективный диаметр молекулы, среднеквадратичная скорость. (все уровни)
- Основное уравнение МКТ: . (все уровни)
- Связь между температурной и средней кинетической энергией поступательного движения молекул: . (все уровни)
- Связь давления со средней кинетической энергией молекул. (все уровни)
- Практическое применение:
- Диффузии (сварка металлов, азотирование, цементация, цианирование) (все уровни)
- Сжатых и разреженных газов (пневматические инструменты, аппараты на воздушной подушке, вакуумные установки) (все уровни)
Основные положения МКТ: (для всех уровней)
- все тела состоят из молекул, между которыми есть промежутки;
- масса тел может меняться дискретно; молекулы непрерывно хаотически движутся;
- молекулы взаимодействуют (притягиваются или отталкиваются в зависимости от расстояния между частицами)
Фундаментальные постоянные: (для всех уровней)
- Постоянная Больцмана: k=1.38·10Дж/К.
- Число Авогадро: моль .
Уметь определять: (все уровни)
- молярную массу вещества;
- относительную молекулярную массу;
- количество вещества;
- число молекул вещества в данном количестве вещества;
- среднее значение квадрата скорости;
- средний квадрат проекции скорости на оси координат;
выводить:
- основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов.
m0
Определять (вычислять): а) размеры молекул, относительную молекулярную массу по формуле Мr= 1/ 12 m0C , молярную
массу M= m0 NA (все уровни); количество вещества по формуле (все уровни); число
молекул вещества по формуле (все уровни);
б) среднее значение квадрата скорости по формуле (все уровни);
в) средний квадрат проекции скорости по формуле (все уровни);
г) давление газа на стенку сосуда по формуле (все уровни);
д) давление идеального газа через концентрацию молекул и среднюю кинетическую энергию поступательного
движения (все уровни)
Описывать: опыт Броуна (все уровни); опыт Перрена (2,3 уровень); вклад Френкеля (3 уровень)
Раскрывать: суть МКТ,
Объяснять: причину броуновского движения , диффузии; (2,3 уровни); условия возникновения сил отталкивания и сил притяжения, природу этих сил (2,3 уровни); строение газообразных тел, скорость молекул в газообразных телах, свойства газообразных тел (все уровни); строение жидкостей, скорость молекул, свойства жидких веществ (все уровни); строение твердых тел, скорость молекул в твердых телах, свойства твердых тел (все уровни);
Модульная программа
Модуль | М1 | М2 | М3 | |
УЭ0 ДЦМ | Осмыслить основные понятия МКТ, конкретизировать понятие о размерах и массе молекул, углубить и систематизировать знания о количестве вещества. Осознание существования сил взаимодействия молекул. | Осмысление строения газообразных, жидких и твердых тел. Освоение понятия «идеальный газ». Определение скорости молекул. Знакомство с основным уравнением МКТ газов. | Самоконтроль учебных достижений , выявление ошибок, их коррекция | |
УЭ1 | Входной контроль по теме «Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул. Количество вещества. Броуновское движение». | Строение газообразных тел. | Выполнение дифференцированных заданий для выявления уровня усвоения содержания всех элементов модулей М1-М2. | |
УЭ2 | Представление о строении вещества Возникновение атомистической теории строения вещества. | Строение жидких тел. Вклад Я.И. Френкеля . | Подведение итогов. | |
УЭ3 | Основные положения молекулярно-кинетической теории. Вклад М.В. Ломоносова в развитие МКТ. | Строение твердых тел. | ||
УЭ4 | Размеры и масса молекул Относительная молекулярная масса , молярная масса и количество вещества | Сложность изучения теории газов и свойств молекул. Модель идеального газа. | . | |
УЭ5 | Беспорядочное движение частиц. Опыты Перрена. Силы взаимодействия молекул. | Давление газа в МКТ. | ||
УЭ6 | Выходной контроль | Связь давления со средней кинетической энергией молекул. | ||
УЭ7 | Подведение итогов | Вывод основного уравнения МКТ газов | ||
УЭ8 | Выходной контроль | |||
УЭ9 | Подведение итогов. |
Модуль М1. 1 уровень сложности.
Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул. Количество вещества. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул.
Модуль М1. 2 уровень сложности.
Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул. Количество вещества. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул.
УЭ0.Определение цели и задач модуля. ДЦМ: усвоить основные положения МКТ, конкретизировать понятие о размерах и массе молекул, повторить, углубить и систематизировать знания о количестве вещества. Осмыслить суть беспорядочного движения частиц. | |||||||||||||||||
Интегральные когнитивные стили | Дифференцированные когнитивные стили | ||||||||||||||||
Руководство по усвоению учебного материала | Содержание учебного материала (ИТ,ИЭ,ИД) | Содержание учебного материала (ДТ,ДЭ,ДД) | Руководство по усвоению учебного материала | ||||||||||||||
УЭ1. Входной контроль по теме «Основные положения МКТ. Размеры и масса молекул. Количество вещества. Броуновское движение» ЧДЦ. Составить план изучения модуля и определить основные учебные задачи. Вклад М.В. Ломоносова в развитие МКТ. | |||||||||||||||||
1. Просмотрите §56-58. Обратите внимание на выделенные заголовки текста. Отметьте для себя, какие пункты вы знаете хорошо, о чем вы только частично помните, что вам встречается впервые. На основании этого определите ваш собственный путь изучения М1. Для работы воспользуйтесь учебником, если необходимо обращайтесь к учителю за консультацией. 2. Внимательно ознакомьтесь с вопросами, которые вам предстоит рассмотреть при изучении М1. | (ИТ, ИД, ИЭ, ДТ, ДД, ДЭ) 1. Возникновение атомистической теории строения вещества. 2. Основные положения МКТ. Размеры молекул. Масса молекул. 3. Количество вещества. Число Авогадро. 4. Относительная молекулярная масса. Молекулярная масса. 5. Беспорядочное движение частиц. | 1. Просмотрите §56-58. Обратите внимание на выделенные заголовки текста. Отметьте для себя, какие пункты вы знаете хорошо, о чем вы только частично помните, что вам встречается впервые. На основании этого определите ваш собственный путь изучения М1. Для работы воспользуйтесь учебником, если необходимо обращайтесь к учителю за консультацией. 2. Внимательно ознакомьтесь с вопросами, которые вам предстоит рассмотреть при изучении М1. | |||||||||||||||
УЭ2. Представление о строении вещества ЧДЦ: Повторить сведения о строении вещества и истории возникновения атомистической теории строения вещества. | |||||||||||||||||
1.Ознакомьтесь с Приложением 1, проследите этапы становления атомистической теории. Запишите основные этапы с указание дат. (1балл) 2.Ознакомьтесь с биографией М.В. Ломоносова. Запишите основные положения, внесённые им в развитие теории. (1балл)
| (ИТ,ИД,ИЭ,ДД,ДТ,ДЭ) История атомистической теории (см. Приложение 1) Биография М.В. Ломоносова (см. Приложение 2) | 1.Ознакомьтесь с Приложением 1, проследите этапы становления атомистической теории. Запишите основные этапы с указание дат. (1балл) 2.Ознакомьтесь с биографией М.В. Ломоносова. Запишите основные положения, внесённые им в развитие теории. (1балл) | |||||||||||||||
2Т. Ответьте на вопрос. (2балла) | Почему на Земле пыль долго удерживается над её поверхностью, а на Луне она быстро оседает, несмотря на то, что сила тяжести на Луне меньше, чем на Земле? | ||||||||||||||||
УЭ3. Основные положения молекулярно-кинетической теории. Вклад М.В. Ломоносова в развитие МКТ. ЧДЦ: сформулировать и проанализировать основные положения МКТ. Ознакомиться с атомно-молекулярной теорией М.В.Ломоносова. | |||||||||||||||||
1.Прочитайте §56,58. Запишите в таблицу 1 основные положения МКТ, цель МКТ и доказательства основных положений МКТ. (1 балл) 2. Ознакомьтесь с материалом Приложения 2. Все ли положения МКТ отражены в данном тексте. (1 балл) |
(ИТ,ИД,ИЭ,ДТ,ДД,ДЭ) | 1.Прочитайте §56,58. Запишите в таблицу 1 основные положения МКТ, цель МКТ и доказательства основных положений МКТ. (1 балл) 2. Ознакомьтесь с материалом Приложения 2.Найдите в тексте основные положения МКТ. Все ли положения отражены в данном тексте? (1 балл) | |||||||||||||||
Приложение 2 |
Предварительный просмотр:
Приложение 1.
Пояснительная записка для учащегося.
Автор материала | Лутова Алена |
Класс | 1-А группа |
Преподаватель | Кобелева Юлия Владимировна |
Образовательное учреждение | Г(О)БОУ СПО Усманский профессиональный колледж |
Название материала | Методическая разработка урока на тему: «Отечественная война 1812г.» |
Вид ресурса | Текстовый документ |
Цели, Задачи материала | Цели: выявить причины войны, дать характеристику основным битвам. Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы и аргументировать свою точку зрения. Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свое Отечество. Задачи: Помочь студентам при прохождении практики в школе. |
Список использованной литературы. | 1.Алексеев, А. «Недаром помнит вся Россия…» [Текст] / А. Алексеев // Наука и жизнь. – 2010. - № 10. – С. 90-94. 2.Березин Н. Отечественная война 1812 г.: Военный совет в Филях. М., 1912; Официальный сайт музея-панорамы «Бородинская битва». 2008-2010. 3. Подмазо, А. Российская армия в июне 1812 года [Текст] / А. Подмазо // Родина. - 2002.- № 8.- С. 60-69. URL: http://www.1812panorama.ru/; 13 сентября 1812 года — совет в Филях. [Электронный ресурс] // Медиапортал о безопасности «Хранитель». 2005-2008. URL: http://www.psj.ru/date/detail.php?ID=6465. |
Предварительный просмотр:
Родился 21 ноября 1711 года в Архангельской губернии в деревне Денисовка близ Холмогор в семье зажиточного крестьянина-помора. |
А в прошлом 730-м году декабря в 9-м числе с позволения оного отца его отбыл он, Ломоносов, в Москву. О чем дан был ему пашпорт из Холмогорской воеводской канцелярии и с тем-де пашпортом пришел в Москву |
Знания Ломоносова в самых разных областях обширны. Ломоносов знал, к примеру, 31 язык, из них 11 – в совершенстве. |
В 1734 году Ломоносов отправляется в Киев, где на протяжении нескольких месяцев обучается в академии. Но не найдя там совершенно материалов для физики и математики, он «прилежно перечитывал летописи и творения святых отцов» |
И.И. Шувалов, фаворит императрицы Елизаветы Петровны, помогал начинаниям Ломоносова. После ознакомления с представленным Шуваловым проектом нового учебного заведения Елизавета Петровна подписала 12 (25 по новому стилю) января 1755 года указ об основании Московского университета. |
Отец за своеволие отказался присылать Михаилу деньги на содержание в академии и насмешки однокашников над девятнадцатилетним учеником – переростком, который «пришел латыни учиться», за год освоил курс трех классов. |
Здесь он изучил латынь, политику, риторику и отчасти философию. О своей жизни в этот период Ломоносов писал Шувалову «…Имя один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на протяжении в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил.» |
«Если в Древней Греции семь городов спорили между собою, кому принадлежит слава слыть родным городом Гомера, то ныне в России более семи наук спорят между собою о праве и чести считать Ломоносова своим основателем или первым представителем», - писал в начале XX века видный химик и историк науки Павел Иванович Вальден. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные положения молекулярно-кинетической теории
Урок обучения новому материалу методом индивидуально-группового обучения по учебнику Г.Я.Мякишева. Прилагается конспект урока, лист индивидуального обучения (учащиеся должны его заполнить самос...
Молекулярная физика. Основы молекулярно-кинетической теории.
Интегрированный урок по физике и химии по теме "Молекулярная физика, Основы молекулярно-кинетической теории". Рассмотрен исторический аспект развития МКТ. Закон Авогадро и следствия из него. Количеств...
Обобщающий урок по теме " Основные положения молекулярно-кинетической теории"
Данная разработка может быть использована при изучении темы МКТ идеального газа в 10 классе. Урок расчитан на 2 часа, но можно использовать элементы урока отдельно. В работе использованы с...
Молекулярно-кинетическая теория
Материалы по теме "Молекулярно-кинетическая теория". Физика 10 кл.1.Тест "Графики изопроцессов". Проектор2. Тест "Подготовка к контрольной работе по теме "Молекулярно-кинетическая теория". Проектор3. ...
Молекулярно-кинетическая теория
Материалы по теме "Молекулярно-кинетическая теория". Физика 10 кл.1.Тест "Графики изопроцессов". Проектор2. Тест "Подготовка к контрольной работе по теме "Молекулярно-кинетическая теория". Проектор3. ...
Основное уравнение молекулярно-кинетической теории
План-конспект урока в 10 классе по учебнику Г.Я. Мякишева...
Урок физики : «Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории. Основное уравнение молекулярно- кинетической теории газа.»
План-конспект урока физики «Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории. Основное уравнение молекулярно- кинетической теории газа.»...