Формирование у обучающихся познавательных УУД на уроке физики
статья по физике
Статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_u_obuchayushchihsya_poznavatelnyh_uud_na_uroke_fiziki.docx | 15.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование у обучающихся познавательных УУД на уроке физики
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Логика развития универсальных учебных действий, помогающая ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле: от действия — к мысли.
Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
Где же идёт развитие познавательных универсальных учебных действий при изучении физики? Потребность в изучении физики формируется у учащихся в процессе реального усвоения ими физических теоретических и экспериментальных знаний. Данный процесс является цепным: успешное усвоение знаний ведет к возникновению новой познавательной потребности, которая в свою очередь способствует усвоению новых знаний.
Развитие у учащихся на материале физики мыслительных действий теоретического типа: моделирования физических процессов; способности выдвигать в ходе преобразования моделей гипотезы и находить способы их проверки через эксперимент; умение вычленять в ходе эксперимента данные и по ним соотносить модель с реальностью, обнаруживать проблемы, видеть ограниченность своего знания, ставить вопросы, развивать познавательные интересы.
Превращение учащегося в индивидуального субъекта учебной деятельности через разные формы сотрудничества со взрослыми, осуществление различных видов деятельности, разновозрастное сотрудничество с другими школьниками: самостоятельное выполнение функций контроля и оценки результатов учебной деятельности, развитие способности определять содержание очередной учебной задачи и находить способы ее решения, а затем и самостоятельно находить, ставить и решать учебные задачи; развитие умения самостоятельно работать с различными источниками информации.
Результатом формирования универсальных учебных действий на уроках физики будут являться умения:
– произвольно и осознанно владеть общим приемом решения учебных задач;
– использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
– уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
– уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;
– уметь осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;
– уметь устанавливать причинно-следственные связи;
– уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
– владеть общим приемом решения учебных задач;
– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
– уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.
Главная задача учителя – максимально инициировать самостоятельный поиск учащихся. Учитель должен стремиться к минимальному вмешательству в их учебную деятельность, лишь в случае необходимости организационно влиять на ситуацию, помогая учащимся продвинуться в поиске нового.
Формирование УУД у обучающихся на уроках физики - способы и приемы педагогического воздействия, которые побуждают обучаемых к мыслительной активности, к проявлению творческого, исследовательского подхода и поиску новых идей для решения разнообразных задач.
Приобретенные УУД на уроках физики должны вызывать у обучаемых стремление самостоятельно разобраться в сложных профессиональных вопросах и на основе глубокого системного анализа имеющихся факторов и событий выработать оптимальное решение по исследуемой проблеме для реализации его в практической деятельности.
Одним из вариантов реализации познавательных универсальных учебных действий стал метод проектов, основоположник его Д. Дьюи обозначил: «Проблема в том, чтобы учебная деятельность и учение протекали естественно и создавали такие условия, вследствие которых учащиеся не смогут не научиться».
Автор: Жданова Г.М., учитель физики
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование мотивации и повышение познавательного интереса на уроках физики
Эта работа сделана на курсах повышения квалификации в МИОО....
Формирование познавательного интереса на уроках физики ,с помощью современных образовательных технологий
Доклад на метод объединение учителей естественно-математического цикла на тему:"Формирование познавательного интереса на уроках физики, с помощью современных образовательных технологий."...
Формирование познавательного интереса на уроках физики ,с помощью современных образовательных технологий
Метод объединение учителей естественно-математического цикла. Доклад на тему:"Формирование познавательного интереса на уроках физики, с помощью современных образовательных технологий"...
Мастер-класс : «Формирование познавательных УУД на уроках физики и внеурочной деятельности» Буданова Ольга Евгеньевна, учитель физики МБОУ СОШ №128.
На уроках и во внеурочное время создать условия для формирования познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе реализации личностно-ориентированного подхо...
" Деятельностный подход в образовании как формирование учебно-познавательной деятельности на уроках физики".
Через освоение общих способов действия, повышается познавательная активность, обучение становится по настоящему деятельностным и интересным ...
Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках физики с помощью мультипликационных задач
Доклад об обобщении опыта работы по теме "Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках физики с помощью мультапликационных задач"...